Ознакомление детей с изобразительным искусством, природой, музыкой. план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Королевству изобразительного искусства Конспект занятия по ознакомлению с изобра
Елена Ивановна Задоя
Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством в старшей группе (Художник-пейзажист И. И Шишкин)
ЦЕЛЬ :
1)Познакомить детей с таким жанром живописи, как-пейзаж.
2)Учить воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник .
3)Развивать воображение, фантазию; вызывать у детей желание рассматривать картины о природе.
4)Расширять знание детей о творчестве художника-пейзажиста И . И Шишкина .
4)Воспитывать у детей художественный вкус , умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА :
Обогащение словаря-сосновый бор, дремучий, мрачный.
Активизация словаря-темный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, симпатичные, косолапые мишки, редкая, лапчатая, ажурная крона.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ :
Показ, объяснение, беседа, напоминание, повторение, игровой прием, художественное слово , физминутка, поощрение, оценка действий.
ОБОРУДОВАНИЕ :
Экран, проектор, компьютер, слайды-репродукция картины И. И Шишкина "Утро в сосновом бору",портрет-репродукция И. И Шишкина , аудиозапись (музыкальное сопровождение во время творческой работы, заготовки в технике монотипии.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :
Рассматривание иллюстраций, картин о природе, экскурсия в рощу, парк, чтение р. н. сказок "Царевна лягушка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Три медведя", "Маша и медведь", организация выставки картин-репродукций И. И Шишкина- "Рожь", "Сосновый бор", "Корабельная роща", "Перед грозой".
Ход (НОД)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ :
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Покажите, какие в лесу высокие деревья. (дети поднимают вверх руки)
Подул теплый ветерок, зашелестели листья. (дети быстро шевелят пальцами рук)
Подул холодный ветер, закачались сосны. (дети покачивают и машут руками)
Ветер затих-не шевелятся больше ни листочки ни ветки. (дети расслабляются)
Снова подул ветер. (дети вновь напрягаются и машут руками, затем опять расслабляются)
Ребята, какой же удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть её красоту помогают нам художники . Вы уже знакомы с художниками , которые иллюстрировали сказки, а есть и другие, которые помогают нам увидеть красоту природы на картине. Картины,которые они пишут называются-пейзажами, а художников-пейзажистами .
Так как называют художника , который пишет пейзажи (предполаг. ответы художник-пейзажист )
А картины которые он пишет (пейзажи)
У нас в России жил замечательный художник И . И Шишкин . Он любил рисовать лес.
Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. В народе его так и называли-"Лесной богатырь", "Царь леса"
Есть у И. И Шишкина картина , которую знают многие. Она называется "Утро в сосновом бору".
Посмотрите ребята внимательно, как называются деревья которые нарисовал художник (сосны)
А как называется лес, в котором растут только сосны (сосновый бор)
Верно, сосновый бор. Посмотрите на деревья. Как вы можете охарактеризовать их-какие они (высокие, могучие, стройные, толстые и. т. д)
Какая крона у сосны (редкая,лапчатая,ажурная)
Как вы думаете, какой главный цвет в лесу (зеленый)
Одинаковый ли зеленый цвет использует художник , когда рисует лес (разные его оттенки)
Как вы думаете, какое время суток изображено на картине , почему (Утро, т. к солнце только взошло и осветило верхушки деревьев)
Кого вы видите в центре картины (медведицу с медвежатами)
Посмотрите и скажите, что делают медвежата (дети рассказывают о том, что делают медвежата)
Мы не видим художника , не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса (кистью, красками)
Так с каким художником мы с вами познакомились (И. И Шишкиным )
А как называется картина, которую мы рассмотрели("Утро в сосновом бору")
Как можно назвать одним словом то, что изображено на картине (пейзаж)
Да ребята, теперь мы знаем, что картина на которой изображена природа , называется-пейзажем, а художника , который нарисовал его-пейзажистом.
ФИЗМИНУТКА :
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу,
Локти согнули,кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,
Плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут-тоже покажем
Крылья сложили назад.
Вот сейчас ребята, каждый из вас станет художником-пейзажистом .
Дети проходят к рабочим местам и выполняют задание в нетрадиционной технике-монотипия.
Ребята какое сейчас время года (золотая осень)
Так давайте изобразим на своих картинах-золотую осень.
По окончании деятельности детей, работы вывешиваются и все любуются, делятся впечатлениями, выбирают понравившиеся.
Вы оказались замечательными художниками-пейзажистами !
Публикации по теме:
Конспект интегрированной ООД по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Кто и как создаёт рисунки в книгах» Цели: закреплять представление детей о книжной графике, о труде художников-иллюстраторов: Ю. Васнецова, Е. Чарушина, Е. Рачёва, В. Сутеева.
Конспект «Мир животных в искусстве Бурятии» по ознакомлению с изобразительным искусством Конспект «Мир животных в искусстве Бурятии» по ознакомлению с изобразительным искусством, приобщение детей к культуре бурятского народа.
Конспект НОД по ознакомлению с искусством в подготовительной группе «Народные игрушки» Конспект НОД №1 по ознакомлению с искусством в подготовительной группе Тема: «Народные игрушки» Выполнила: Воспитатель МДОУ д/с №32.
Конспект НОД по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Золотая хохлома» в средней группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Конспект НОД в средней группе «Золотая хохлома».
«Традиционные праздники бурят». Конспект занятия по ознакомлению с изобразительном искусством Конспект «Традиционные праздники бурят»по ознакомлению с изобразительном искусством. Для того, чтобы узнать настоящую душу народа, необходимо.
Конспект занятия по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи: - Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.
Радионова Марина Борисовна – Преподаватель по изобразительной деятельности МАДОУ ЦРР д/с «Звёздочка» г. Ленск, Республика Саха (Якутия)
Дата поступления работы на конкурс: 23.04.2017г.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с искусством
Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства.
Задачи:
Образовательные. Закрепить представление о живописи, как о виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт) Познакомить с некоторыми репродукциями картин разных жанров.
Развивающие. Расширять кругозор, развивать речь детей.
Активизация словаря (пейзаж, натюрморт, портрет, художник-живописец, экскурсия, экскурсовод)
Воспитательные. Приобщение детей к искусству, развитие интереса к нему, бережное отношение к произведениям искусства, формирование художественного вкуса.
Предварительная работа: Проект «Создание мини – музея» подготовительная группа, пригласительный билет.
Ход:
Педагог:
Ребята, сегодня нам приготовили сюрприз! - Показывает красочно оформленный пригласительный билет, и читает: «Приглашаем ребят старшей группы на экскурсию в наш мини-музей. Подготовительная группа».
Как вы думаете, что можно увидеть в музее?
Дети: Картины, глиняные игрушки, разные старинные вещи, скульптуры.
Педагог: Верно, но прежде, чем идти на экскурсию давайте вспомним правила поведения. Как нужно вести себя в музее?
Дети: Спокойно, не кричать, не мешать другим все рассматривать.
Педагог: В музее работают специальные служители – экскурсоводы.
Если вы в музей пойдете,
Трудно будет вам понять
Без ученой строгой тети,
Где осмотр ваш начинать.
Тетя за собой неспешно
Группу целую ведет.
Слушают ее прилежно,
Ведь она – экскурсовод.
Экскурсоводами сегодня будут ребята из подготовительной группы. Они будут знакомить нас с экспонатами своего музея. Давайте слушать их внимательно и отвечать на вопросы. Идем в подготовительную группу.
В подготовительной группе развешаны картины.
Педагог: Нас встречает первый экскурсовод.
Экскурсовод: Здравствуйте, меня зовут Соня, в нашем музее вы увидите репродукции картин знаменитых художников. Мы в зале живописи. Это название означает «писать живо», то есть, чтобы на картине все было как живое. Про художников говорят, что они пишут картины. А вы знаете, на чем можно рисовать красками?
Дети: На бумаге, ткани.
Экскурсовод: Да, а еще на дереве, побеленной стене, такая живопись называется монументальная. В своих картинах художники передают красоту мира. Если художник рисует природу или город, или деревню, как называется такая картина?
Дети: Пейзаж
Экскурсовод: Правильно, послушайте стихотворение, чтобы лучше запомнить этот жанр живописи.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Экскурсовод: Давайте рассмотрим репродукцию картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». Что изображено на картине?
Дети: Медвежья семья в лесу.
Экскурсовод: Когда смотришь на картину, кажется, что она живая. В утреннем лесу резвятся медвежата. Вот они залезли на упавшее дерево, а медведица их охраняет. Один медвежонок отошел в сторонку, он что-то увидел.
Экскурсовод: А вот эта картина вам будет знакома. Как она называется?
Дети: «Золотая осень»
Экскурсовод: Да, эта картина художника Исаака Левитана. На ней мы видим изображение ранней осени, когда деревья стоят золотые. На полотне русский пейзаж - поля, рощи, речка. Светит неяркое солнце, небо синее с облачками.
Педагог: Давайте скажем спасибо Соне за рассказ, теперь нас ждет другой экскурсовод.
Дети: Спасибо, Соня!
Педагог: Переходим к другим картинам.
Экскурсовод: Здравствуйте, меня зовут Паша. Догадайтесь, о каких картинах я буду рассказывать:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется…
Дети: Портрет!
Экскурсовод: Портрет - это жанр, посвященный изображению человека или группы людей. Давайте рассмотрим картину Ильи Крамского. Кого мы там видим?
Дети: Мы видим девушку в старинной одежде.
Экскурсовод: А следующая картина изображает группу людей. Кто это?
Дети: Это богатыри!
Экскурсовод: Как вы догадались?
Дети: Они на конях, в доспехах и вооружены.
Экскурсовод: А кто-нибудь знает, как зовут богатырей?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Экскурсовод: Богатыри охраняли нашу землю. Они сидят на могучих конях, у них крепкие доспехи, боевые палицы, луки. Богатыри стоят в дозоре, они не пропустят врага.
Педагог: Благодарим Пашу за рассказ, проходим дальше.
Дети: Спасибо, Паша!
Экскурсовод: Здравствуйте, меня зовут Ира. Попробуйте угадать, о каких картинах я буду вам рассказывать:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это…
Дети: Натюрморт!
Экскурсовод: Натюрморт - это изображение неодушевленных предметов, например, посуды, продуктов, букетов цветов. Раньше богатые горожане любили украшать свои дома изображениями роскошной жизни: накрытые столы, дорогая посуда, дорогие украшения. Посмотрим натюрморт Ильи Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой». В центре картины - прозрачная ваза с алыми розами, а рядом красные спелые ягоды. У каждой ягодки – зелёный хвостик. Натюрморт яркий, нарядный. А вот ещё один натюрморт художника Г. Кончаловского «Сирень в корзине». Сирень на картине разных цветов: розовая, белая, голубая. Художник любил рисовать сирень, у него очень много натюрмортов с сиренью. Нарисованные цветы будут жить вечно, и доставлять радость людям в любое время года.
Экскурсовод: Мы приготовили для вас подарок. Это раскраски натюрмортов. В следующий раз, когда вы к нам придете, вы можете принести раскрашенные картинки.
Педагог: Мы сделаем из этих картинок интересный альбом и принесем его к вам в музей.
Экскурсовод: Мы ждем вас снова! До встречи, спасибо за внимание!
Педагог : Спасибо за рассказ, до свидания идёмте в группу.
В группе дети делятся своими впечатлениями об экскурсии - «какая картина запомнилась больше других и понравилась», раскрашивают натюрморты и делают альбом совместно с педагогом.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»
Цели:
Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
Словарь: энциклопедия, искусство.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.
Оборудование:
Книга «Энциклопедия дошкольника».
Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
Музыкальные инструменты.
Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Разнообразный строительный материал.
Ход занятия:
Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.
Здесь написано «Искусство».
Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.
Живопись и скульптура
Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.
Рисование «Наскальная живопись»
Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.
Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.
Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»
В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.
Литература
Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.
Дидактическая игра «Ошибка в названии»
«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по... дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она... каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко... топал.
(«Мяч» С. Маршак)
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
Вдруг откуда-то летит
Маленький... Комарик.
И в руке его горит
Маленький... фонарик.
(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Лев и собачка» Л. Толстой.
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
«Цветик-семицветик» В Катаев.
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
«Сова» В. Бианки.
Музыка
С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.
Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.
Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)
Ручной труд «Погремушка»
Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.
Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)
Упражнение «Как звучит струна?»
Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.
А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)
Дыхательное упражнение «Игра на дудке»
Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.
Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.
Подвижная игра «Оркестр»
Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».
Танец
Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.
Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.
Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).
Театр и кино
Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».
Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?
Архитектура
Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).
Итог занятия:
О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.
Коллективное конструирование из строительного материала
Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.
Конспект занятия по ознакомлению детей с изобразительным искусством и природой на тему: «Беседа о творчестве И.И. Левитана»
Министерство образования РФ № 32 «Березка» администрации г.Туапсе
(В подготовительной группе)
Воспитатель: Колосова Е.Б.
Программное содержание:
- развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины;
- закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе изобразительными средствами, танцем;
- воспитывать любовь к родному краю, развивать творческие способности детей расширять их кругозор.
пейзаж, художник пейзажист, чародейка-зима, бездонная синева, тонкие, прозрачные березки, голубые тени.
Предварительная работа:
- рассматривание с детьми пейзажных картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина
В.М. Васнецова;
- прослушивание произведений П.И. Чайковского цикла «Времена года» ; разучивание стихов и чтение произведений о природе русских и советских авторов
- знакомство с пословицами, поговорками приметами природы
- просматривание слайдов.
Оборудование: пейзажные картины И.И. Левитана, слайды с иллюстрациями картин, грамзапись «Апрель из цикла» «Времена года» II. И. Чайковского, мольберты с листами бумаги, краски, кисти.
Ход занятия.
Воспитатель обращается к детям:
Сегодня мы с вами поговорим о творчестве известного художника. Сейчас я покажу вам несколько его картин, и вы ответите: кто этот художник и как называются его картины?
(воспитатель показывает детям картины И.И. Левитана «Золотая осень» , «Март» )
Вопросы к детям:
Картины какого художника вы увидели? Назовите их.
Что вы знаете об этом художнике?
0 чем рассказывает он в своих картинах?
Что вы видите на картине «Золотая осень» ? Какое настроение навивает эта картина?
Какое из стихотворений русских поэтов созвучно с этой картиной?
Воспитатель обращает внимание на картину «Март» и спрашивает ребят:
О чем рассказал Левитан в этой картине? Какое настроение она у вас вызывает? - Какие из народных примет вы вспомните, рассматривая картину?
(Февраль силен метелью, а март капелью. Как зима ни злится, а весне покорится) .
- Дети, рассматривая картину И.И. Левитана «Март» , я вспомнила стихотворение Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид» , послушайте его:
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
Воспитатель говорит детям:
Сегодня я вам покажу еще одну картину И.И. Левитана, называется она
«Весна. Большая вода» . Почувствовать красоту этой картины нам поможет произведение П.И. Чайковского «Апрель» .
(Дети рассматривают картину под сопровождением пьесы П.И. Чайковского «Апрель» ) .
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
Как вы думаете, о чем художник хотел рассказать в этой картине?
На картине не нарисовано солнце, но оно чувствуется.
Как художник передал это?
Какое стихотворение о весне вам хочется прочитать, глядя на эту картину?
Мы посмотрели с вами три картины И.И. Левитана. Чем же привлекают они нас?
Какие чувства вызывают?
После ответов детей воспитатель говорит:
Вокруг нашего города тоже много интересных и красивых мест, которые чем-то напоминают картины Левитана. Многие из них вы видели, когда были с родителями на прогулке. Вы видели картины нашей родной природы.
Она дарит нам много радости, чтобы мы всегда могли любоваться красотой леса, луга, пруда, природу надо беречь и охранять.
Природа вдохновляла не только художников, но и композиторов, которые
написали много произведений о временах года.
Предлагает детям спеть песню «Весна»
Представьте, что мы с вами на лесной полянке, где пригревает яркое
весеннее солнышко и пробиваются к свету первые весенние цветы.
Какие это цветы? Верно. Подснежники. Вообразите, что вы подснежники, и под музыку покажите, как растут, тянутся к солнцу эти цветы.
Дети исполняют танец «Подснежники» под немецкую народную мелодию.
Вот мы и побывали в весеннем лесу. А теперь подойдите к мольбертам. Сегодня вы нарисуете то, что считаете характерным для этого времени года.
(Ребята рисуют под музыку П.И. Чайковского) . После окончания работы воспи-татель обращает внимание на работы детей.
Посмотрите, какая радостная картина пробуждения природы получилась. Сколько в рисунках солнца, голубизны. Все это создает у нас радостное настроение. Встаньте в хоровод, встретим весну веселой песней.
Дети исполняют хоровод «Веснянка» под русскую народную мелодию в обработке П.И. Чайковского.
Цель конспекта занятия по ИЗО: развитие у детей творческой активности.
Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
Стимулировать проявление инициативы, активности, самостоятельности;
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
Предварительная работа с детьми: разучивание игры «Каравай», беседа «Как вести себя в гостях».
Предварительная работа педагога: предварительная работа: подбор и изучение литературы по данной теме, подбор игр, методов и приемов, написание конспекта, подготовка материала.
Материал для конспекта занятия по ИЗО: соленое тесто, приготовленное заранее - основа каравая в виде толстой лепешки; несколько разноцветных свечек и спички (спрятанные у воспитателя); силуэты животных и птиц из цветного картона.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к кукле Маше. Вы согласны? Но сначала скажите мне, что нужно обязательно сделать перед тем, как идти в гости? (Умытъся, причесатъся, красиво одеться.) А как нужно вести себя в гостях? (не баловаться, не шуметь, слушаться взрослых.) Ну, вы все знаете! И мы можем отправляться в гости.
Дети с воспитателем входят в группу, украшенную шарами.
Ребята, как вы думаете, почему Маша все вокруг украсила шарами. (Потому что праздник.)
А как вы думаете, какой праздник? (Варианты ответов детей.)
Давайте спросим у самой Маши.
Маша мне тихонько сказала, что у нее День рождения. Поэтому все вокруг так красиво и празднично. Но знаете, дети, настроение у нее вовсе не праздничное. У нее грустное выражение лица. Давайте найдем на наших карточках это грустное выражение. (Дети находят нужную карточку.)
Давайте с вами подумаем, почему у Маши грустное настроение? (Варианты ответов детей.)
У Маши грустное настроение, потому что ей никто не подарил подарка. А мы с вами принесли подарок кукле? (Нет.) А как же мы будем исправлять это положение? (Нужно сделать подарок.) Какой подарок можно сделать Маше? (Варианты детей.)
А мы с вами сделаем праздничный торт. Я уже немножко подготовилась к этому подарку - испекла вот такую лепешку. Вам нравиться такой торт? (Нет.) А почему? (Он белый, не цветной, надо украсить.)
Правильно, чтобы торт стал праздничным, его надо украсить. А чем сверху может быть украшен торт? (Ягодки, печенье, конфетки, цветочки и т. д.)
Вот сейчас каждый из вас подумает какое он украшение слепит и примется за работу. (Дети садятся на места и приступают к лепке. Они сами решают, что будут лепить. Воспитатель только уточняет что и как ребенок будет это делать. Какого цвета пластилин будет использовать.)
По окончанию лепки дети совместно с воспитателем выкладывают Украшения на торт и дарят его кукле.
Проводится игра «Каравай» (2-3 раза)
Затем дети садятся в круг, воспитатель зажигает свечи на торте и дети говорят пожелания Маше. Кукла дарит всем подарки — волшебные фигурки. Дети отгадывают в фигурках животных, птиц.