Произведение белый бим черное ухо. Гавриил Троепольский “Белый Бим Чёрное ухо” (1971)

Краткое сочинение Белый Бим Черное ухо

Краткое сочинение Белый Бим Черное ухо начну с общего описания книги, а книга эта, как уже можно догадаться из названия, о собаке и ее нелегкой судьбе. В сочинении по книге Белый Бим Черное ухо дам описание собаки и вы поймете, почему автор выбрал именно такое название книги. А собака была из породы охотничьих сеттеров, вот только те собаки имеют черный окрас с рыжими пятнами, а наш Бим был, скажем, с браком. Его окрас был белым и только ухо было черным, а второе рыжим. Такого щенка забраковали и он попал в руки нового хозяина, к бывшему солдату Ивану Ивановичу. Попал, будучи щенком и здесь собака узнала, что такое добро и человеческая любовь. Пес и его хозяин стали настоящими друзьями. Жизнь пса складывалась весело и интересно, собака души не чаяла в своем хозяине, сам же хозяин также не мог жить без пса, и так прошло три года.

Вот только жизнь нам преподносит разные сюрпризы, в том числе и неприятные. Дальше книга Белый Бим Черное ухо и мое сочинение рассуждение расскажет о другой стороне жизни, которую собака узнала, когда ее хозяину стало плохо и его забрали в больницу. Только пес не знал и не мог понять, что больше не увидит хозяина. Собака продолжает преданно ждать и верить, что Иван Иванович вернется, но тоска настолько велика, что пес идет на поиски хозяина и здесь сталкивается с человеческой жестокостью в лице Клима, Тетки, Серого. Это те люди, которые жестоко отнеслись к псу и которые стали причиной его жестокой гибели. Но, встречал на пути пес и хороших людей, это и Даша, и Леша, и Толик и другие. Они помогали собаке в трудную минуту, помогали искать хозяина. Только очень жаль, что все так плохо завершается.

Свое сочинение по произведению Белый Бим Черное ухо хотелось бы завершить тем, что нашла собака нового и хорошего хозяина, с которым пес прожил до последних своих дней, но автор создал совершенно другую концовку. Нашего пса отправляют на живодерню. Читать было сложно, ведь слезы невозможно было остановить. Как же пес царапался в дверь, как же он хотел выбраться. Но, мир жесток. Собака умирает от мучений и от тоски об Иване Ивановиче.

Повесть «Белый Бим Черное ухо» — одно из самых трогательных и тяжелых произведений русской литературы. И тем не менее его изучают в младшей школе. И часто дети получают задание подготовить письменный отзыв о прочитанной книге. Вашему вниманию предлагается одна из таких работ: «Белый Бим Черное ухо» — сочинение, написанное ученицей 4-го класса.

Я очень люблю собак. У меня дома живет собачка по имени Мышка. Она маленькая и проворная. А еще серая. Совсем как мышка. Она – мой лучший друг. И когда я читала книгу «Белый Бим Черное ухо», я постоянно думала о своей милой собачке. Мне было очень тяжело читать такую повесть. Она вызвала у меня большую жалость к Биму, а также к его хозяину Ивану Ивановичу.

Я считаю, что главный герой повести – это именно Белый Бим Черное ухо. Хоть он и не человек, а всего лишь собака, но он умел переживать, дружить и любить по-настоящему. Это положительный герой.

Иван Иванович – тоже положительный герой. Он добрый, умный и честный. Когда-то этот человек воевал с фашистами, и был на войне ранен. С тех пор у него в груди остался осколок.

Иван Иванович взял Бима к себе в дом, когда щенку был всего один месяц. Это крошечное существо сразу приглянулось бывшему солдату. Между человеком и собакой завязалась дружба. Иван Иванович ухаживал за малышом, посвящал ему много времени, брал его с собой на охоту. Он заботился о щенке, как мама заботится о своем ребенке. А когда Бим вырос, то отплатил своему хозяину безграничной любовью и преданностью и старался во всем ему помогать. Они понимали друг друга даже без слов. Когда я читала книгу, то даже иногда забывала, что Бим – всего лишь собака. Таким умным и понятливым он был. А Ивану Ивановичу было все равно, что его питомец отличается от других собак такой же породы. Цвет шерсти не имел для него значения, ведь это совсем не главное.

Страшные времена настали для Белого Бима, когда его хозяин попал в больницу. Из-за осколка в груди Иван Иванович умер, но его любимец этого не знал. Как же долго он верил и надеялся, что хозяин вернется! Как же он тосковал и плакал! У меня сердце разрывалось от жалости к бедной одинокой собачке. А потом Бим решил искать своего хозяина. Он обегал много километров, и однажды даже получил травму на железной дороге. Его лапка была ранена. Но это не остановило верного друга.

Некоторые люди приходили Биму на помощь. А другие показали себя подлыми, жестокими и безжалостными. В самом конце повести дядька Серый развесил объявления, в которых написал, что Бим – бешеный. И собаку отправили на живодерню. Это самый грустный эпизод книги, который невозможно читать без слез. Как же Бим скулил и царапался об железные двери! Как хотел он вырваться из ловушки! Как будто чувствовал, что его везут на гибель.

Книга Г. Троепольского закончилась очень плохо. Умер Иван Иванович. Умер и его верный друг. Что же хотел сказать нам этим автор? Почему он не оставил хотя бы собачку в живых? Наверное, писатель хотел показать, к чему приводят злость, жестокость и равнодушие людей. А еще он надеялся, что прочитав его книгу, люди станут лучше относиться к собакам и не будут их обижать, а тем более убивать. Ведь эти животные – самые лучшие наши друзья! А как же можно убить друга?

Сегодняшние люди уже осознают заботу о жизни во всех ее проявлениях как нравственный долг. И прежде всего — писатели. Незаурядным явлением стала талантливая повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Анализ произведения предлагается вашему вниманию.

Семнадцать глав книги охватывают всю жизнь собаки и ее взаимоотношения с человеком. В начале повести Бим совсем крохотный, месячный щенок, который, неуклюже переваливаясь на слабых лапах, скулит, ища мать. Он скоро привык к теплоте рук человека, взявшего его в свой дом, очень быстро стал отзываться на ласку хозяина. Почти все повествование о жизни пса связано с видением мира Бимом, с эволюцией его восприятия. Сначала это отрывочные сведения об окружающем: о комнате, где он живет; о хозяине Иване Иваныче, добром и ласковом человеке. Потом — начало дружбы с Иваном Иванычем, дружбы обоюдной, преданной и счастливой. Первые главы мажорные: Бим рано, с восьми месяцев, подает большие надежды как хорошая охотничья собака. Мир открывается Биму своими добрыми сторонами. Но в третьей главе появляется тревожная, настораживающая нота — Бим познакомился с беспризорной собакой Лохматкой и привел ее к Ивану Иванычу. Все, казалось бы, хорошо, но в середине главы появляется фраза о том, что горькая судьба еще сведет Бима и Лохматку.

Эта фраза — предвестник перемен в жизни пса: Ивана Иваныча увезли в больницу. Необходимо было оперировать осколок, который двадцать лет, со времен войны, носил он около сердца. Бим остался один, остался ждать. Это слово теперь вбирает для Бима все запахи и звуки, счастье и преданность — все, связанное с хозяином. Троепольский проводит Бима через несколько кругов испытаний: оказавшись один, он постепенно узнает, как неодинаковы люди, как несправедливы могут они быть. В жизни Бима появляются не только друзья, но и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме «живую заразу», крикливая тетка, которая готова уничтожить эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное.

Бим, раньше готовый лизнуть руку этой самой тетке, не из любви к ней, а от благодарности и доверия ко всему человеческому, теперь начинает замечать в человеческом мире друзей и врагов. Легче ему с теми, кто не боится его, бродячего пса, кто понимает, что он ждет. Доверчивее всего он относится к детям.

Но пришло время — и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима.

Пришло и более тяжелое время: Бима продали за деньги, увезли в деревню, дали ему другое имя — Черноух. Научился он и сомневаться в человеке и бояться людей. Его свирепо избил охотник за то, что Бим не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного. Эта сцена как будто варьирует фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам».

Но повесть Троепольского — не сказочное произведение. Писатель показывает, что волки не бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести.

Начиная с двенадцатой главы события развиваются все стремительнее и становятся все напряженнее: ослабевший, израненный Бим возвращается из леса в город и снова ищет Ивана Иваныча.

«...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».

И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами читателя места, где был счастлив Бим: дверь дома, в котором он жил с Иваном Иванычем; высокий кирпичный забор, за которым был дом его друга Толика. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова появляется его давний враг — Тетка. Она совершает последнюю и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон.

Бим погибает. Но повесть не пессимистична: Бим не забыт. Весною на поляну, где он похоронен, приходит Иван Иваныч с маленьким щенком, новым Бимом.

Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе. Но заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого?

«Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года...»

Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить.

Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание

В мире есть не только добро, но и зло. Встречаются люди не только хорошие, но и злые. Именно об этом книга Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Отзывы о повести никогда не были равнодушными. Ни в начале семидесятых, когда книга впервые вышла в печать, ни сегодня, спустя более чем двадцать лет после смерти писателя.

Об авторе

Прежде чем рассказать об отзывах о произведении «Белый Бим Черное ухо», стоит, конечно, уделить внимание писателю, создавшему его. Гавриил Троепольский сочинил историю, вызывающую слезы у читателей независимо от возраста. Историю, подобные которой, к сожалению, имеют место в нашем жестоком мире.

Остальные произведения Троепольского малоизвестны. Впрочем, даже когда речь идет о «Белом Биме » многие вспоминают экранизацию Станислава Ростоцкого, номинированную на «Оскар». Но тема сегодняшней статьи - не фильм, а литературный первоисточник.

Гавриил Троепольский родился в 1905 году в Воронежской области. Писать начал ещё в школьные годы. В 1924 году окончил сельскохозяйственное училище, после чего работал учителем. А затем много лет трудился агрономом. Литературным творчеством занимался на протяжении всей жизни, если не считать небольшого периода после публикации первого рассказа. К этому произведению автор отнесся довольно критично. Позже Гавриил Николаевич вспоминал, что после прочтения дебютного рассказа решил: писателем ему не стать.

Однако Троепольский ошибался. Он стал писателем. Более того, одним из лучших советских прозаиков, создававших произведения для юных читателей. Хотя книгу «Белый Бим Черное ухо», отзывы о которой встречаются только восторженные, читают и дети, и взрослые.

Книга о преданности и сострадании

Гавриил Троепольский написал такие произведения, как из «Из записок агронома», «Кандидат наук», «Земля и люди», «Чернозём». Большую часть книг он посвятил природе, родному краю. В 1971 году Троепольский написал трогательную повесть о преданности, любви, милосердии.

Рецензии и отзывы на книгу «Белый Бим Черное ухо» в начале семидесятых не заставили себя ждать. На это произведение мгновенно отреагировали критики. Через два года Ростоцкий решил снять фильм.

Отзыв о книге «Белый Бим Чёрное ухо» Александр Твардовский не оставил. Писатель, поэт, журналист, главных редактор знаменитого литературного журнала ушел из жизни в декабре 1971 года и не успел прочитать произведение друга. Но эта повесть, как известно, посвящена Твардовскому - человеку, благодаря которому советским читателям еще в шестидесятые годы стало известно имя автора повести " Белый Бим Чёрное ухо" .

Отзывы критиков о книге Троепольского были положительными. Об этом свидетельствует государственная награда, которую получил автор в 1975 году. Литературные деятели оценили художественные особенности произведения, ее поучительную и даже в некотором роде педагогическую ценность. Но расскажем, наконец, о читательских отзывах о книге «Белый Бим Чёрное ухо». Чем покорила простых людей, далеких от искусства и литературы, грустная история об английском сеттере странного, нетипичного окраса?

В книге Троепольского показан обычный мир людей глазами собаки. Писатель принес своего главного персонажа в жертву, дабы показать, что зло иногда перевешивает добро. Гибель искреннего, доброго, преданного существа от рук жестоких, эгоистичных людей, которых, по мнению писателя, в этом мире больше, нежели добрых и милосердных - вот и весь сюжет повести.

Одиночество

Иван Иванович - немолодой одинокий человек. Он потерял на войне сына. Затем ушла из жизни жена. Иван Иванович привык к одиночеству. Он нередко беседует с портретом умершей жены, и эти разговоры, казалось бы, успокаивают, смягчают боль от потери.

Однажды он приобрел щенка - породистого, но со следами вырождения. Родители щенка были чистокровными английскими сеттерами, а стало быть, и он должен был иметь черный окрас. Но Бим родился белым. Иван Иванович сделал выбор в пользу щенка с нетипичным окрасом - понравились глаза, добрые, умные. С этого момента началась дружба между человеком и собакой - искренняя, бескорыстная, преданная. Однажды, обратившись по привычке к портрету жены, висевшему на стене, Иван Иванович произнес : «Видишь, теперь я не один».

Ожидание

Однажды Иван Иванович тяжело заболел. Сказалось ранение, полученное во время войны. Пес его ждал, искал. О собачьей преданности сказано много, но ни в одном из литературных произведений не раскрыта эта тема столь трогательно. В ожидании хозяина Бим сталкивается с разными людьми: и добрыми, и злыми. Жестокие, к сожалению, оказываются сильнее. Бим погибает.

Последние минуты своей жизни пес проводит в машине собаколовов . Вернувшийся из больницы Иван Иванович находит своего питомца, но слишком поздно. Он хоронит Бима , а мальчикам, которые успели полюбить умного, доброго пса во время его отсутствия, ничего об этом не говорит.