Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Роль сказки в жизни читателя и ее нравственные ценности

Кинева Ирина Владимировна,

Воспитатель ГБДОУ №18 Кировского района города Санкт-Петербурга

«Блестящее, лучшее в мире золото – то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

К.Андерсен

Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И действительно, сказки являются одним из поучительных моментов. Практически каждая сказка дает жизненный урок. А это особенно важно для ребенка.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

Как устроен этот мир;

Какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

Как приобретать и ценить дружбу;

Какими ценностями руководствоваться в жизни;

Как строить отношения с родителями;

Как бороться и прощать.

Сказки являются основой «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» -способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Сказки возвращают ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Привлекательностью сказок для развития личности ребёнка заключается в следующем:

отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

отсутствие чётких персонификаций.

Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья. Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребёнок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

образность и метафоричность языка.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыс­лов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая; сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребе­нок во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимос­ти от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

психологическая защищённость.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заклю­чается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

наличие тайны и волшебства.

Эти качества свойственны волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит, в любой момент любой предмет - даже камень - может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживляется» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место друго­го. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, отличающееся от него самого, позволяет ему ощутить многогран­ность Мира и свое Единство с ним.

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Можно выделить несколько разновидностей народных сказок:

бытовые (например, «Лиса и журавель»);

сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хит­реца);

сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму;

сказки-страшилки, истории о нечисти;

сказки-притчи;

сказки о взаимодействии людей и животных;

сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);

волшебные сказки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка» и т. д.).

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудито­рия. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о живот­ных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрас­те дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоп­лощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен­но с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удо­вольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В процессе целенаправленной работы со сказками, во время обсуждения литературного произведения, сравнения сказочных ситуаций с реальными, основанными на личных наблюдениях и опыте детей, происходит формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей. Развивается умение справедливо оценивать поступки не только героев сказок, но и своих сверстников, а, подчас, и взрослых; формируется умение понимать: что хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя.

Таким образом, разнообразный сказочный мир будит воображение ребенка, рождает познавательный интерес к реальному миру, вызывает у детей энергию, готовность к борьбе за правду, справедливость, свободу; дает первые понятия о добре, зле, справедливости, Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет!

Сказки - незаменимы в жизни ребенка. Их роль очень высока. Они не только являются средством увлечь ребенка, но и способны развивать его, воспитывать и решать его психологические проблемы.

Что такое сказка? Сказка – это нравоучительный рассказ с элементами вымысла, фантазии. Хорошая сказка та, где выдумка является лишь оболочкой, под которой прячется чудесная житейская истина, разумная мысль.

Сказка – это, в общем-то, забава. Но во времена глубокой древности сказка имела другое значение, была, как предполагают, эпическим повествованием

о всемогущих существах, богах и их борьбе. С утратой важного смысла (когда народ стал забывать свои языческие верования), она утратила свой прежний стихотворный склад, в основном сказки – в прозе, но следы мерного склада сохранились, особенно в так называемых «присказках» («скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»).

Народные сказки имеют огромное значение в жизни каждого человека и целого народа. Важная роль сказок заключается в том, что они являются ценным хранилищем всего пережитого, зеркалом, навсегда сохранившим отражение былой жизни.

Сохранению материала жизни народа, его мировоззрению мы обязаны изустным сказаниям народа, его сказкам, песням, легендам. Насколько большое значение имеют эти жемчужины, показывает необычайная живучесть их, переживших века, и в целом виде дошедших до наших дней.

Сказки, сказания содержали в себе настолько много общечеловеческого, имели в основе столько общих взглядов, что кочевали от одного народа к другому и всюду пускали глубокие корни, культивируясь на новом месте сообразно местным взглядам, условиям и привычкам.

Главная заслуга сказки заключается в том, что она во все времена на стороне всего правильного, справедливого, доброго. И в то же время сказка — непримиримый «боец» со злом, лихом, ложью, агрессией. Сказка ненавязчиво рассказывает о важных этических категориях – добре и зле.

Русские народные сказки — первооснова русской культуры, русской литературы.

Ценность сказок в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Русская народная сказка – это верная помощница в вырабатывании языковых и речевых навыков человека. Эпитеты, обороты речи из сказок с их классическим и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании. Сказки расширяют кругозор человека, дают возможность увеличить словарный запас.

На сказку возложена важная миссия – воспитание подрастающего поколения.

анастасия скворцова
Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В этикете существует две основные нравственные категории- добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них, характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории , как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а так же с помощью народных сказок , в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать в художественных образах :

Как дружба помогает победить зло ("Зимовье ") .

Как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят")

Что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка")

Народная сказка - благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувства и мысль ребенка, будит его воображение.

Ребенок очень рано знакомиться со сказками , и к пяти годам, когда можно углубленно работать с ним по этой теме, знает их в достаточном количестве. Воспитатель должен открыть детям новое в уже знакомых им сказках .

на одном из занятий целесообразно рассказать детям , как рождались сказки , как они передавались из уст в уста, от старшего к младшему, объяснить, что всеми любимые сказки про колобка , Снегурушку, рассказывали еще давным - давно .

Когда запас сказок , которые дети знают и умеют рассказывать , станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то, чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок . Педагог может рассказать сказывают сказки - сказатели сказочники . Однако умение придумывать сказки формируется не сразу.

Нужно учить ребенка приемами сочинения сказки .

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных . Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый) . Идеал, для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя его со своими делами и поступками. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей» , «Уважай старших» , «Не уходи из дома без разрешения» , но в нее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают , многократно возвращаясь к тексту сказки . Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными , трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает : в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок» , «Зимовье друзей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси - лебеди» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» , «Снегурочка» . Страх и трусость высмеиваются в сказках «У страха глаза велики» , хитрость - в сказках «Лиса и журавль» , «Лисичка - сестричка и серый волк» и другие сказки . Любовь к труду, в народных сказках , всегда вознаграждается («Хаврошечка» , «Царевна-лягушка» , мудрость восхваляется («Мужик и медведь» , «Лиса и козел» , забота о близком поощряется («Бобовое зернышко» ).

Во всех сказках есть персонаж , который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент,когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, и помогает ему. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о предостерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии. Часто в сказках , старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» . Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович» ). Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными- помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку («Иван -царевич и серый волк» ).

Существует такая категория сказок , в сюжетах которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств ребенка : запрет-нарушение-кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль , самонаказание, саморегулирование) . Это страшные сказки , или «страшилки» . Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше) . Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам» , но они так, же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былинки об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети , и взрослые в XIX веке.) В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда родителей нет (они умерли, уехали или уснули, т. е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки , в которых никогда нет полной семьи; внучка живет с бабушкой и дедушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. отвественность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложиться на самого ребенка.

Стимулом для рассказывания сказок может стать игровая ситуация : дети - сказатели , получают необходимые атрибуты - шаль, очки, бороду и др. Главное вызвать у дошкольников стойкий интерес к сказке . Когда запас сказок , которые дети знают и умеют рассказывать , станет достаточно богатым, можно провести беседу, направленную на то,чтобы ребенок осознал характерные особенности этого жанра. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к сочинению сказок . Педагог может рассказать , что есть люди, которые хорошо рассказывают сказки - сказатели , но и те, кто сами их сочиняют - сказочники . Нужно учить ребенка приемам сочинения : обдумыванию сюжета, образов, завершению сказки .

Анализ литературы по данному запросу указывает, что материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа , его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их исключительным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются переходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Характерные особенности сказок (оптимизм, образность и т. д.) позволяют использовать их при решении различных педагогических задач. Из всего этого следует нравственное воспитание можно осуществлять через все виды народных сказок , ибо нравственность , изначально заложена в их сюжетах.

Знакомство со сказками можно завершить - «изданием» сборника «Наши сказки » , куда вошли бы лучшие сказки детей и лучшие рисунки к ним.

Таким образом мы видим, что :

сказка - источник знаний и размышлений детей на разнообразные темы; материал для бесед, пересказов , игр - драматизаций. Сказка источник обогащения всех сторон речи (связная речь, грамматическое оформление, словарное богатство, образность, выразительность).

- сказка требует переключению внимания на восприятие . Любя сказку , дети стремятся к сотворчеству с автором или народом .

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.

В наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты.


Рекомендуемые сказки для детей 3-4 лет

«Рукавичка», «Коза-дереза» украинская сказка, обр. Е. Благининой;

«Два жадных медвежонка», венгерская сказка, обр. А. Краснова и В, Важдаева;

«Упрямые козы», узбекская сказка, обр. Ш. Сагдуллы;

«У солнышка в гостях», переводе с словацкого С. Могилевской и Л. Зориной;

«Лиса-нянька», переводе с финского Е. Сойни;

«Храбрец-молодец», переводе с болгарского Л. Грибовой;

«Пых», белорусская сказка, обр. Н. Мялика;

«Лесной мишка и проказница мышка», латышская сказка, обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;

«Петух и лиса», переводе с шотланского М, Клягиной-Кондратьевой;

«Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, переводе с португальского Ю. Чубкова.

Заявка на участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Отличник просвещения»

Сведения об участнике нужно впечатать в приведенную ниже таблицу. Необходимые пояснения по этим пунктам приведены под таблицей (пункты под таблицей заполнять не нужно).

Номинация

Фамилия, имя и отчество участника

Наименование образовательного учреждения (с указанием населенного пункта)

Тема (название) работы)

Регион

Электронный адрес

(Да или Нет)

Исследовательская работа

Иванова Мария Александровна

МБДОУ детский сад № 394

г. Самара

Роль народной сказки в развитии и воспитании детей

Самарская область

[email protected]

Роль народной сказки в развитии и воспитании детей

    Введение. Сказка как жанр русского фольклора.

    Роль народной сказки в развитии и воспитании детей.

1. Фольклор – универсальная педагогическая система

развития и воспитания детей.

2. Сказки – художественный способ познания мира

ребёнком.

3. Познавательное и воспитательное значение сказок

о животных.

4. Волшебные сказки – уроки торжества добра.

5. Бытовые сказки – школа подготовки детей к взрослой

    Заключение. Народная сказка и художественная

литература.

ВВЕДЕНИЕ.

Сказка как жанр русского фольклора.

Что такое сказка? На первый взгляд может показаться, что вопрос этот совершенно праздный, что это всякому известно. Такие взгляды высказывались даже в науке. Финский учёный Х.Хонти пишет: «Одностороннее определение всем известного понятия является, собственно говоря, излишним: каждый знает, что такое сказка, и может чутьём отграничить её от так называемых родственных жанров – народного предания, легенды и анекдотов». Можно отметить, что и А.Н.Веселовский, труды которого о сказке составляют целый том, ни разу не дал своего определения сказки. По утверждению В.Я.Проппа: «1)сказка признаётся повествовательным жанром (баять – сказывать, рассказывать); 2) сказка считается вымыслом».

А.С.Пушкин писал в 1824 году из Михайловской ссылки: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Но великий поэт не просто слушал по вечерам сказки Арины Родионовны; он был одним из первых, кто стал записывать их, а позднее создал свои знаменитые сказки-поэмы.

В моей жизни сказки занимают большое и важное место. Именно с ними связаны первые воспоминания о детстве; именно они до сих пор помогают верить в чудеса и, значит, надеяться на лучшее. Сказки в мир нашей семьи вносят добро, понимание, тепло. Больше всего любила я вечера, когда мама – учитель литературы – читала, готовясь к урокам, сказки вслух. Тогда затихал даже мой старший брат, мы с ним усаживались под бочок мамы и забывали обо всём на свете.

Я уверена, что в воспитании людей добрыми, милосердными, честными сказка играет самую важную роль. Тот, кто «вырос на сказках», никогда не совершит подлость, сохранит оптимизм в самые тяжёлые минуты жизни, потому что народная сказка – лучший учитель. А это значит, что изучение сказок остаётся актуальным, необходимым направлением работы в современной школе. Цель моей работы – показать роль народной сказки не только в воспитании, но и в развитии детей.

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРНОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

1. Фольклор – универсальная педагогическая система развития и воспитания детей.

Устная народная литература потому и называется устной, что веками, из поколения в поколение передавалась из уст в уста , хранилась лишь в памяти народа. Мировая литература не знала бы ни «Илиады», ни «Одиссеи» Гомера, ни исландских саг, ни русских сказок и былин, если бы они не были записаны, собраны. В России такими первопроходцами-собирателями фольклора были А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.М.Языков, В.И.Даль, А.Н.Кольцов. Первый свод народных русских сказок собрал и издал в 1855 – 1863 годы А.Н.Афанасьев. Точно так же впервые были собраны и изданы в XIX веке образцы детского народного творчества, загадки, исторические песни, причитания и другие жанры фольклора. Этот век по праву называют золотым , имея в виду высочайшие достижения литературы. Он был золотым и для собирания, изучения, издания русского фольклора.

Само слово «фольклор» в более точном переводе с английского означает народоведение, народознание . Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит – самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, сам народ называет «Иванами, не помнящими родства».

Но фольклор – это не только одна из форм литературы (устной, безымянной). Фольклор – основа основ воспитания и развития детей. Это универсальная педагогическая система, в которой тысячелетия народного опыта уже отобрали самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков, этических и нравственных идеалов. И не просто отобрали как сумму неких методических приёмов, а облекли их в художественную форму.

Фольклор – это художественная педагогика! Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства (слова, музыки, танца), которую ещё только пытаются осуществить некоторые экспериментальные студии и школы искусств. В фольклоре всё это заложено изначально. Народная педагогика попросту не знает иных методов и форм, кроме эстетического, художественного воспитания.

В фольклоре первые месяцы и годы имеют значение едва ли не больше, чем вся последующая жизнь. Ни одна система воспитания, кроме фольклорного, не берёт за основу тот самый «критический период развития» ребёнка, в котором, как утверждают специалисты, и «происходит решающая закладка звуковой информации». Решающая – на всю жизнь!

Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.

А, баю,баю,баю,

Сидит ворон на краю

И играет во трубу.

Звонко трубушка играет,

Сон и Дрёму нагоняет.

Спи, доченька, усни,

Угомон тебя возьми.

С первых же минут своего земного бытия ребёнок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде.

О магическом значении детского фольклора многие даже не подозревают. А ведь «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки», «Сорока-сорока, где была? – Далёко» - это наилучший способ координации движения, детской гимнастики (древнейшая аэробика), как скороговорки – развития речи, устранения её природных недостатков (древнейшая логопедия), где всё основано на ритме, на поэтическом слове.

«Идёт коза рогатая», детские игры – это уже следующая ступень народного художественного многоуровнего воспитания. А в результате – незаметно и ненавязчиво – уже к двум-трём годам ребёнок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошёл необходимую поэтическую и музыкальную школу, получил представление о ритме и рифме.

Фольклор – это ещё и постижение языковых богатств живой народной речи. Мы не должны забывать, что фольклор – устная, а не письменная литература. Известный фольклорист А.И.Никифоров писал по этому поводу в 1927 году: «Произведения народной словесности – не литература, которая пишется писателем молча за столом. Наоборот, сказка, песня, былина и т.п. прежде всего произносятся. Текст сказки без учёта его исполнения – труп. И изучение этого текста даст понимание анатомии сказки, но не жизни сказочного организма».

2. Сказки – художественный способ познания мира ребёнком.

Фольклор закладывал основы не только эстетического, но и нравственного воспитания. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. Сказочный дидактизм начинается с первых же незамысловатых сюжетов о животных, он есть и в бытовых, и в сатирических, и в волшебных, и в богатырских сказках. При этом воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. Сказки – художественный способ познания окружающего мира. Не случайно их называют народной педагогической энциклопедией. Но эта энциклопедия – художественная, воплощённая в образах, сюжетах. Любое нравоучение достигается здесь ненавязчиво, как бы само собой. Такая скрытая назидательность заключена почти во всех детских сказках, смысл которых порой предельно прост: нельзя без спроса выходить на улицу, нельзя пить из лужицы, нельзя быть жадным... Но ребёнок даже не подозревает, что в «Гуси-лебеди», в «Сестрице Алёнушке и братце Иванушке» ему внушаются все эти педагогические табу.

Психология детей, основные законы детской логики и восприятия – всё это учтено в фольклоре, обобщающем педагогический опыт народа. Даже чувство страха использовано в сказках-страшилках как одна из форм воспитания чувств. Детские «страшилки» - древнейший фольклорный жанр. Слушая такие сказки-страшилки «о мертвецах, о подвигах Бовы», засыпал юный Пушкин, ими заслушивались мальчишки в тургеневском «Бежином луге». Не говоря уже о том, что «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть» Н.В.Гоголя, «Русалка», «Жених» А.С.Пушкина, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова, как и многие другие произведения так называемой «неистовой» школы русского и европейского романтизма (литература «ужасов» своего времени), основывались на подобных же народных страшилках-сказках. Преодоление чувства страха, по мнению психологов, тоже входит в систему педагогического воспитания.

Ко всем перечисленным особенностям фольклора необходимо добавить ещё одну. Фольклор – не только самая национальная, но и самая интернациональная форма искусства. Почти все сказочные сюжеты относятся к числу «бродячих», совпадающих в фольклоре многих стран и народов. В узбекских, татарских, сербских, скандинавских сказках есть свой «Колобок», как и в литовских, шведских, испанских – своя «Репка», в португальских, турецких, индийских, арабских – своя «Царевна-лягушка». И Емеля, и Алёнушка с братцем Иванушкой, и Снегурочка, и Крошечка-Хаврошечка – все эти сказочные образы тоже совпадают. Причём совпадения бывают подчас настолько разительны, что не оставляют, казалось бы, никаких сомнений в заимствованиях. Так, например, в русской сказке Иванушка взывает у пруда:

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А сестрица Алёнушка отвечает ему:

Иванушка-братец!

Тяжёл камень ко дну тянет,

Люта змея сердце высосала!

В итальянской сказке этот диалог братца и сестры выглядит так: «Сестрица моя! Ножик наточен, котёл готов, меня хотят зарезать». – «Братец мой! Я в глубине колодца, не могу тебя защитить». В немецкой: «Ах, сестрица, спаси меня! Собаки хозяина гонятся за мною». – «Ах, братец, потерпи! Я лежу на глубоком дне. Земля – моё ложе, вода меня покрывает. Ах, братец, потерпи! Я лежу на глубоком дне».

Подобных примеров можно привести немало, но они свидетельствуют не о заимствованиях, а о совпадениях жизненных и исторических ситуаций: все матери мира убаюкивают и пестуют своих детей одинаково, все богатырские поединки, встречи с «неузнанными» детьми, братьями, сёстрами совпадают, как совпадают решения одинаковых арифметических задач вне зависимости от того, где эта задача (дважды два – четыре) решается: в Африке, Китае, России, Америке или Индии.

Эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание – всё это заключено в фольклорной сказке, в педагогическом и творческом гении народа.

3. Познавательное и воспитательное значение сказок о животных.

В современной школьной программе народные сказки делятся на три вида: о животных, волшебные и бытовые. Следует остановиться на огромной воспитательной и развивающей роли каждой из этих групп.

Сказки о животных возникли на очень ранней стадии развития человеческого общества и сначала имели чисто практическое, жизненно важное значение для человека. Они представляли собой рассказы древних охотников, звероловов, рыбаков о действительных событиях, происшедших с ними, и были незамысловатыми повествованиями о наиболее примечательных повадках зверей, птиц и рыб. Наряду с реальными чертами эти рассказы несли на себе отпечаток связи с древними формами сознания людей далёкого прошлого – одушевлением природы (анимизмом), убеждённостью в происхождении того или иного человеческого рода от какого-нибудь животного или даже растения (тотемизмом) и, наконец, верой в возможность волшебного (магического) воздействия на различные явления окружающего мира. На первых порах эти рассказы не были иносказательными. Постепенно знания людей об окружающем их мире расширялись, вера в сверхъестественные силы терялась, а власть над природой росла.

С утратой наивного отношения к природе, преклонения перед животными в этой жанровой группе всё чаще проявляется новый, иронический подход к персонажам данных повествований. Образы многих животных изображаются не только страшными, но и смешными. С той поры образы зверей, рыб, птиц используют как иносказания для обличения изъянов и слабостей человека. Рассказы о животных становятся настоящими сказками.

Каждый из персонажей сказок о животных воспроизводили какие-то строго определённые свойства, присущие отдельным людям. Так, например, самый сильный лесной зверь центральной части России – медведь – был воплощением хищного, не ограниченного властью человека; волк символизировал ханжество и жестокость в сочетании с умственной ограниченностью; лиса олицетворяла обман, изворотливость и вероломство; заяц и мышь – слабость и боязливость; петух – доверчивость и храбрость; сокол – смелость и нравственное величие; коршун – жадность и свирепость; ёрш – находчивость и изворотливость и т.д. Обнажая отношения людей, сказки о животных осуждали человеческие пороки.

В наше время сказки о животных по-прежнему имеют большое познавательное и воспитательное значение, так как не только не только знакомят детей с особенностями поведения и характерными повадками различных зверей, птиц и рыб, но и несут большую воспитательную нагрузку. Популярная сказка о репке, например, говорит о роли коллектива; сказка о коте, петухе и лисе – о силе дружбы; сказки «Мужик, медведь и лиса», «Лиса-повитуха» и др. осмеивают излишнюю словоохотливость, несообразительность, абсурдность поведения некоторых персонажей.

Русские сказки о животных довольно несложны по строению, часто невелики по объёму. Удачное сочетание их стилевого своеобразия со специфическими приёмами их исполнения (звукоподражание, использование жестов, мимики, песен) позволяет ненавязчиво учить ребёнка различать хорошее и плохое, добро и зло, правду и ложь, развивать умение узнавать животных по звукам, которые они издают, по внешним признакам и повадкам.

4. Волшебные сказки – уроки торжества добра.

Волшебные сказки своим появлением обязаны трудовой деятельности человека далёкого прошлого. Преодолевая силы природы, люди не просто хотели познать окружающий их мир, они мечтали об облегчении своего труда, о превращении безлесных пространств в цветущие сады, о чудесных помощниках из числа известных им и воображаемых животных и растений. О фантастических скоростях передвижения и о многом другом. Эти добрые мечты стали первоэлементом значительного числа волшебных сказок. Сообщаемые факты и персонажи волшебных сказок малоисторичны и с полным основанием считаются вымышленными.

Главные персонажи волшебных сказок: Иван-крестьянский или солдатский сын, царевич или королевич, Андрей-стрелец, Ясен Сокол, Емеля-дурак и другие – как правило, наделяются прекрасной внешностью, замечательными внутренними качествами, незаурядными способностями. Нередко для большей рельефности образа сказочники в начале повествования стремятся не только не показать всего этого, но и представить своего героя существом глупым, беззащитным, с отталкивающей внешностью, нелестными поступками. За это его не любят родные братья и незнакомые люди. Но наступает момент, когда главный персонаж, на удивление всем, коренным образом меняется: он легко решает самые сложные задачи, без труда побеждает многих врагов, справляется с любым делом и, как вознаграждение за всё доброе, получает несметные богатства да ещё девицу-красавицу в жёны. По справедливому замечанию М.Горького, сказочный герой, «презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда – победитель всех жизненных невзгод...»

Важное место в волшебных сказках занимают близкие к главному персонажу женские образы: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Лебедь Захарьевна, Марья Моревна, Синеглазка, Настасья-золотая коса. Каждой из них, наряду с характерной для представителей слабого пола женственностью, присущи неиссякаемая активность, творческая энергия, жизнелюбие, незаурядная смекалка и невиданная сила. Рядом с ними представлены и нежные образы терпеливых, скромных, необоснованно преследуемых, но позднее по заслугам вознаграждаемых женщин типа падчерицы, сестрицы Алёнушки, Снегурочки, Золушки и других. Чем-то близкие по своей судьбе к образу гонимого всеми Ивана, эти героини вызывают глубокое сочувствие слушателей.

Героям волшебных сказок в успешном решении задач большую помощь оказывают реальные и фантастические животные (Сивка-бурка, свинка-золотая щетинка, кот-баюн, серый волк, утка, орёл, щука и др.), а также существа и предметы, наделённые сверхъестественными качествами («дядьки», «старушки задворенки», Объедало, Слухач, печка, речка-молочные берега, яблоня и т.п.). Большое значение в сказках имеют чудесные предметы и диковинки, которые нередко выполняют очень ответственные задачи: ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, меч-самосек. Примечательны и различные «неисчерпаемые» предметы: скатерть-самобранка, шапка-платилка, сумочка-котомочка, а также волшебные шапка-невидимка, молодильные яблоки, живая и мёртвая вода.

Чудесными вещами и диковинками в сказках бывает очень трудно завладеть, и на своём пути к ним герой вступает в конфликт с теми, кто олицетворяет в волшебных сказках тёмные, враждебные силы. Среди них – завистливые и хитрые братья и сёстры, несправедливые и жадные цари и купцы, Баба-яга, Кощей Бессмертный, Лихо одноглазое, Змей Горыныч, Чудо морское, Горе. Все они являются воплощением бесчеловечности, вероломства, свирепости, силы, уничтожающей всё хорошее и светлое в жизни.

Но враги героя, несмотря на их чудовищную силу и фантастическую живучесть, в конце концов оказываются побеждёнными, в финале сказки добро торжествует над злом.

Воспитательное и развивающее значение волшебных сказок в том и состоит, что они учат преодолевать любые препятствия в достижении поставленной цели, оставаться жизнелюбивыми даже в самых тяжёлых ситуациях, верить во всепобеждающую силу добра.

5. Бытовые сказки – школа подготовки детей к взрослой жизни.

Бытовые сказки появились значительно позже волшебных и сказок о животных и были прочно связаны с повседневной жизнью народа. В них почти не встречается ни фантастических условий, в которых действуют персонажи, ни чудесных дел героев, ни сверхъестественных помощников. В этих сказках всё происходит в обыденной, нередко деревенской, обстановке, главными персонажами обычно являются землепашцы, плотники, сапожники, солдаты, просто мужики.

Среди бытовых сказок можно выделить темы, связанные с показом личных и семейных отношений, с рассказом о делах мудрых и находчивых людей и некоторые другие. В сказках о семейно-личных отношениях речь идёт о женитьбе или выходе замуж основных героев повествования, о супружеских взаимоотношениях, о перевоспитании мужьями нерадивых и непокорных жён, о неумении и нежелании жён вести домашнее хозяйство. В этих сказках высмеиваются супружеская неверность, измена, обман.

В группе сказок о мудрых и находчивых людях особое место занимают многочисленные варианты произведений о поражающих своим умом девочке или девушке, о не теряющихся в любой обстановке солдате или крестьянине. Эти сказки очень ярко раскрывают внутреннее благородство, умственное превосходство простого человека над господами. Главные герои таких сказок могут выйти из любого затруднительного положения, способны выполнить такие задания и ответить на такие вопросы, которые оказываются не под силу богачу. И вместе с тем эти герои готовы от души посмеяться над глупым хозяином, плутоватой старушкой, весьма недалёким генералом. Изображая в сказках всё то положительное, что присуще обычным труженикам, сказочники с нескрываемым удовлетворением показывают их превосходство над господами. Оно неизменно проявляется в торжестве разума, справедливости, умелом преодолении героем любых враждебных сил.

Повествуя о взаимоотношениях простого народа с классом имущих, сказочники нередко выдают желаемое за действительное. Забитый, бесправный крестьянин в этих сказках неизменно выходит победителем. Он прекрасно видит и умело использует каждый из недостатков своего барина. Мужик не просто смеётся над пороками господ («Барин и мужик», «Солдат и барин», «Барыня и цыплятки»), но и различными способами карает своих противников («Сердитая барыня», «Барин и плотник», «Про нужду»). Причём крестьянин действует против барина не с помощью чудесных «сонных капель», а самым реальным способом – трижды избивает барина, угоняет его тройку лошадей, забирает у барыни деньги да ещё свинью с поросятами.

Характерной особенностью бытовых сказок является то, что в них народ, бичуя пороки, присущие отдельным людям: лень, упрямство, неряшливость, жадность и глупость, - вместе с тем показывает то лучшее, что характерно для людей труда: блестящий практический ум, незаурядную смекалку, умение хорошо выполнять любую работу. Понятно, что бытовые сказки готовили детей к взрослой жизни, показывали её сложности и трудности и в то же время убеждали в силе ума, смекалки, смелости и хитрости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Фольклорная сказка и художественная литература.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны, не замечаешь и того, как с их помощью многому учишься. Велико значение русских народных сказок в воспитании и развитии детей. Впитав в себя многовековой опыт человека, отразив его мысли и надежды, сказки учат и наставляют людей, будят их сознание, заставляют серьёзно задуматься над важными проблемами современности. Решительно высмеивая человеческие пороки, русская сказка всегда славила доброе и светлое, что было на земле. Всё сказанное выше подтверждают и результаты опроса, проведённого среди воспитанников нашей группы в детсаде, лишь 1 из которых утверждает, что не любит сказки. Ребята считают, что народные сказки учат добру, смелости, справедливости, трудолюбию, честности, мудрости (именно в такой последовательности сложилось процентное соотношение). Они уверены, что в сказках самые добрые герои те, кто слабее, кого обижают. Не нравятся им герои злые, жадные, бездушные, завистливые, коварные, несправедливые, хвастливые, нечестные (Кощей – 68%, баба Яга – 29%). И все опрошенные (даже тот, который не любит

Не случайно к произведениям сказочного фольклора, к его героям часто

обращалась художественная литература. Силу фольклорного слова чувствовал А.С.Пушкин. Отсюда особое внимание поэта к форме и стилю народной сказки, которое проявило себя уже в образах его ранней поэмы «Руслан и Людмила». Позже в сказках о царе Салтане, о золотой рыбке, о попе и работнике его Балде Пушкин, по утверждению Т.Ф.Курдюмовой, «вступит в прямое поэтическое «соперничество» с фольклорными оригиналами».

Линию творческого взаимодействия фольклора и литературы продолжают М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой. Особую красоту и одушевлённость повседневной жизни видит в народных сказках Н.В.Гоголь. Взаимодействие литературы XIX века и фольклора развивается по направлению от использования отдельных элементов к изображению развёрнутых картин крестьянской жизни и народных духовных идеалов. Важным рубежом в этом движении становится творчество Н.А.Некрасова, в стихотворениях и поэмах которого разрабатывается тема «народного счастья».

Устное народное слово тонко чувствовал Н.С.Лесков, вслед за которым сказовую обработку используют А.Ремизов, Б.Пильняк, А.Платонов. Обращение всех названных авторов к стилевым канонам фольклорной сказки связано со стремлением передать глубинные смыслы, искони присущие национальной культуре, использовать её великую воспитательную и развивающую силу.

Список литературы.

    Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М., 1977.

    Восточнославянские волшебные сказки. Составитель Т.В.Зуева. – М., 1992.

    Литература народов России. – М.: Дрофа, 2002.

    Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. М., 1977.

    Нугайбекова М.А. Пословицы и поговорки как средство формирования компетенций. Самара, 2005.

    Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Составитель Ю.Г.Круглов. – М., 1990.

    Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1 – М.: Дрофа, 2002.