Сближение бухгалтерского и налогового учета на предприятии. Как будут сближать бухгалтерский и налоговый учет. Различия между управленческим и бухгалтерским учетом

Каляткина Д.А. 1 , Шерстнева Ю.С. 2

1 Студент, 2 Студент, Астраханский Государственный Технический Университет

СБЛИЖЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Аннотация

В статье рассмотрено ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии, возможность сближения учетов и значение данного объединения для функционирования предприятия.

Ключевые слова: бухгалтерский и налоговый учет, сближение, принципы.

Kalyatkina D.A. 1 , Sherstneva Y.S. 2

1 Student, 2 Student, Astrakhan State Technical University

CONVERGENCE OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING

Abstract

The article considers the accounting and tax accounting in the enterprise, the possibility of convergence of these methods of accounting and the value of the association for the operation of the business.

Keywords: accounting and tax accounting, the convergence, principles.

Существования нескольких учетов налагает дополнительную нагрузку на предприятия. Организации вынуждены задействовать дополнительные ресурсы, что ставит их перед необходимостью повышать цены на производимые и реализуемые товары, работы, услуги. Поэтому в последнее время многие эксперты задумываются о необходимости отмены налогового учета или его сближения с бухгалтерским.

В 2012 году состоялась совместная встреча представителей Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». На встрече рассматривался вопрос об отмене налогового учета и составлении налоговой отчетности с помощью корректировки данных бухгалтерского учета. В качестве инструмента для расчета налогов предложены Регистры корректировок и расчетов в бухгалтерском учете.

Получается, что налоговый учет «не выполнил» тех задач, которые перед ним ставили, когда вводили его. Но некоторые эксперты выразили свое мнение о том, что совсем отменить налоговый учет будет невозможно по ряду причин. Так, министр финансов Антон Силуанов выразил мнение о том, что полноценная отмена налогового учета невозможна. Во-первых, в бухгалтерском учете нельзя учесть налоговые преференции и ограничения по уменьшению прибыли до оплаты налога на определенные расходы (например, рекламные, по уплате процентов). Во-вторых, правила формирования показателей основываются на профессиональных суждениях бухгалтеров, что может создать предпосылки для занижения налоговых выплат.

В основных направлениях налоговой политики Минфин высказался против отмены налогового учета 2013 года. По мнению министерства, перейти к расчету налога на основе бухгалтерской отчетности и налоговых корректировок - это формальное решение проблемы. Постоянный учет отклонений ничуть не упростит работу компаний. Поэтому в министерстве видят только один выход - постепенно сближать бухгалтерский и налоговый учет.

Главным организационным отличием между этими формами учета является то, что систематизированная в бухгалтерских регистрах информация отражается на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, а сгруппированная в налоговых регистрах - в расчете налоговой базы без распределения по счетам бухгалтерского учета. Для сближения налогового и бухгалтерского учетов организации следует строго следить за тем, чтобы доходы и расходы в обоих учетах были отражены одинаково - в одной сумме и на одну дату.

Официальная позиция Министерства финансов заключается в том, что отмена налоговой отчетности и исчисление налога исключительно на основе документов бухгалтерского учета повлекут за собой предпосылки для уменьшения налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков – через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах. Кроме того, полагают в ведомстве, нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и так далее).

Исходя из этого, Минфин выступает за постепенное, пошаговое упрощение налогового учета следующими мерами:

  • уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;
  • возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
  • принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
  • признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
  • изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

По нашему мнению, этот вопрос довольно сложный и решаться он будет еще не один год. Сближение налогового и бухгалтерского учетов повлечет за собой разработку новых форм учета для формирования информации хозяйственной деятельности организации, а значит это опять не стыковки и дополнительная работа для бухгалтера. Поскольку налоговый учет предназначен для формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, т.е. имеет специальные задачи, а бухгалтерский учет нацелен на отражение реального финансового положения организации, поэтому, расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом будут всегда, между тем, необходимо, по – возможности, упростить формы ведения налогового учета и модернизировать его.

На сегодняшний день по налоговому учету не разработаны специальные формы и регистры. Налоговый кодекс закрепляет основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных учета. Саму же систему налогового учета организации должны организовать самостоятельно.

Налоговый учет должен быть прост, ясен и построен на Федеральных законах прямого действия по принципам:

  1. Неизменяемости налогового законодательства в течение не менее 5 лет;
  2. Все налоги и сборы в РФ должны взиматься одним органом, возможно, одним платежом и этим же органом перераспределяться по бюджетам,
  3. В законе должно быть точно указано и минимизировано название и число документов для ведения налогового учёта, в том числе первичной документации.

Все эти меры будут способствовать упрощению работы бухгалтера, точности предоставления отчетной информации и снижению издержек налогоплательщика.

Литература

  1. http://www.garant.ru/news/471566/ (Гарант: информационно-правовой портал. Новости и аналитика)

References

  1. http://www.garant.ru/news/471566/ (Garant: informacionno-pravovoj portal. Novosti i analitika)
  2. http://www.klerk.ru/buh/news/323480/

Научный руководитель: Морковкин Дмитрий Евгеньевич,

кандидат экономических наук, доцент Департамента экономической теории,

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

История становления и развития учетных процессов на национальном уровне показывает и доказывает, что рано или поздно становится неизбежным столкновение интересов собственников и государства, и разделение таковых интересов на определенном уровне. Эти интересы касаются, прежде всего, тех процессов, которые оказывают воздействие на финансовый учет, в результате чего он трансформируется.

В связи с этим, в настоящее время особенно остро стоит проблема сближения бухгалтерского и налогового учета. Для эффективного использования ресурсов и активов компании, контроля такого использования, крайне значима правильная и достоверная информация о наличии, движении и использовании активов компании. Такую информацию формирует бухгалтерский учет. Поэтому особенно важно, чтобы бухгалтерский и налоговый учет находились в максимально тесной зависимости и не имели существенных отличий друг от друга. Однако, сейчас система налогового учета далека от учета, осуществляемого для целей бухгалтерии.

Процессы интеграции налогового и бухгалтерского учета в разнообразных странах и их анализ показал, что возможно выделение следующих 2 основных направлений интеграции.

Первое направление - это единство, которое предполагает использование данных бухгалтерского учета для определения налогооблагаемого объекта без применения каких бы то ни было корректировок.

Второе направление – параллельность, т.е. бухгалтерский и налоговый учёт ведутся обособленно друг от друга.

Если оглянуться назад и посмотреть на российскую практику, то можно заметить, что когда российские компании все больше стремились выйти на международный рынок и привлекали все больше инвесторов из-за рубежа, это приводило к неизбежному и все более нарастающему обособлению бухгалтерского учета от налогового.

Позже, после утверждения Главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций», в которой было впервые введено понятие «налоговый учет», как самостоятельного вида учета, а также последующее принятие такого документа, как «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу», и все большая ориентация на международные стандарты финансовой отчетности послужили причинами для дальнейшего разделения бухгалтерского и налогового учета.

Этот процесс повлек за собой увеличение штата работников организаций и, как следствие, увеличение объема издержек при том, что качество налогового учета существенно не улучшилось.

Главной причиной первоначального разделения налогового и бухгалтерского учета послужило различие в конечных целях. Основная цель бухгалтерского учета – это предоставление качественной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия пользователями отчетности разнообразных экономических решений. При этом, основная цель налогового учета – это обеспечение правильного и достоверного исчисления и своевременной уплаты различных платежей по налогам, следуя исключительно нормам законодательства в области налогов и налогообложения.

При этом, и бухгалтерский, и налоговый учет базируются на одной и той же первичной документации, отражают одни и те же факты хозяйственной жизни, однако методы учета доходов и расходов существенно различаются. Несмотря на наличие таковых расхождений, бухгалтерский и налоговый учет строятся на единой экономической базе, а значит, есть возможность их максимального сближения. Но здесь необходимо осознавать, что под интеграцией двух видов учета понимается не полный их синтез, а нахождение общих методов исчисления и использования одних и тех же методик, цель которых – получение результатов в рамках своей направленности.

Разговоры о сближении бухгалтерского и налогового учета идут давно о необходимости такого сближения было отмечено в таком документе, как «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг.».

С 2015 года в главах 21 и 25 НК РФ ликвидировано понятие суммовых разниц, возникавших по договорам, цена которых выражена в условных единицах. Вместо формулировки «суммовая разница» теперь в НК РФ во всех соответствующих статьях используется формулировка «выражена в иностранной валюте».

Теперь, как и в бухгалтерском учете, в соответствии с НК РФ следует указывать только те договоры, цена которых выражена в иностранной валюте, а расчеты по таким договорам могут осуществляться как в иностранной валюте, так и в рублях.

С 2015 года стоимость имущества, полученного безвозмездно, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п.8 ч.2 ст.250 НК РФ. Согласно новой редакции п.2 ст. 254 НК РФ это означает, что такая стоимость имущества оценивается как его рыночная стоимость, с которой уплачивается налог на прибыль.

С 2015 года у налогоплательщиков появилась возможность списывать расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не являющегося амортизируемым, не единовременно в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, а в течение самостоятельно определенного налогоплательщиком периода с учетом срока использования данного имущества или иных экономически обоснованных показателей. Такое изменение позволяет вести учет указанного имущества аналогично порядку, установленному для спецодежды и инструментов в бухгалтерском учете.

Самый простой способ сблизить налоговый и бухгалтерский учет - это закрепление в учетной политике одинаковых методов амортизации основных средств. Такой способ подходит для подавляющего большинства организаций.

В бухгалтерском учете существует 4 метода начисления амортизации: линейный, способ списания пропорционально объёму выпускаемой продукции, способ списания по сумме чисел лет срока полезного использования (СПИ), а также метод уменьшаемого остатка; в то время как в налоговом учёте таких методов всего 2: линейный и нелинейный.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение особенностей такого понятия как «срок полезного использования» или срок полезной службы объекта основных средств организации.

В бухгалтерском учете СПИ определяется самостоятельно организацией при принятии основного средства к учету. При этом при определении СПИ необходимо исходить из следующих факторов:

Ожидаемого срока использования основного средства;

Ожидаемого срока физического износа объекта, который зависит от того, как интенсивно будет использоваться основное средство;

Ограничений как нормативно-правового, технического, так и иного характера.

В налоговом учете СПИ определяется также самостоятельно, но в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и учитывая классификацию объектов основных средств, которая утверждается Правительством Российской Федерации.

Для снижения налоговой нагрузки могут использоваться, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, специальные повышающие коэффициенты, а также допускается применение амортизационной премии.

Отдельного внимания заслуживает такое понятие, как «амортизационная премия».

Амортизационная премия – довольно интересный инструмент налогового регулирования, и он очень важен для налогоплательщика, так как позволяет снизить текущие затраты по налогу на прибыль. Но здесь есть свой минус. Так, применение амортизационной премии не всегда экономически обосновано с точки зрения остаточной стоимости амортизированного вкупе с премией имущества. Амортизационная премия может составлять до 30 % от стоимости имущества, и применяется только при вводе основного средства в эксплуатацию. Следовательно, имущество, еще не принявшее участие в производственной, управленческой или иной деятельности организации уже становиться на 10, 20, а то и на 30 % дешевле, в зависимости от того, какой процент амортизационной премии был применен. А значит, что сумма, при которой объект был принят к учету (с использованием амортизационной премии), не всегда будет соответствовать рыночной стоимости основного средства.

Таким образом, разницы между амортизационными суммами в системах бухгалтерского и налогового учета не будет, если будет соблюдаться ряд правил.

Во-первых, если как для бухгалтерского, так и для налогового учета будет выбран линейный метод начисления амортизации.

Во-вторых, если не будут применяться специальные коэффициенты.

В-третьих, амортизационная премия не должна иметь место при принятии объекта к учету.

И наконец, в-четвертых, СПИ должен быть определен в соответствии с НК РФ, то есть на основании классификации объектов основных средств, которые включаются в амортизационные группы.

Опять-таки, сближение бухгалтерского и налогового учета в таком разрезе не выгодно организации в экономическом плане, поскольку в данном случае будет отсутствовать за счет амортизации возможность налоговой оптимизации суммы налога на прибыль.

Различия в методологии исчисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета приводят к неэффективным и нецелесообразным затратам трудовых ресурсов организации. При этом, тотальное объединение бухгалтерского и налогового учета основных средств в части амортизации экономически нецелесообразно, так как уже было сказано выше, снижается возможности к оптимизации налога на прибыль.

В настоящее время любая организация имеет право выбора в отношении некоторых учетных правил, которые помогут сблизить бухгалтерский и налоговый учет и, как следствие, упросить работу бухгалтерских служб.

И, как правило, именно бухгалтерский учет подстраивается под требования налогового учета, однако стоит отметить, что полностью исключить существующие различия не получится. Но можно свести эту разницу к минимуму.

Таким образом, для сближения бухгалтерской и налоговой систем учета важно:

  • применять в налоговом учете тот способ начисления амортизации, который соответствует способу начисления амортизации, применяемого для целей бухгалтерского учета. Иными словами, существует объективная необходимость в одинаковых и методологически единообразных методах начисления амортизации и способах расчета амортизационных отчислений для сближения двух систем учета;
  • установить единые критерии и условия для признания активов в качестве объектов основных средств;
  • определить основные правила в трактовке понятия основных средств и включать в первоначальную стоимость идентичные составляющие;
  • установить как в бухгалтерском, так и в налоговом учете одинаковые способы определения стоимости материально-производственных запасов (сырья, материалов) и товаров. В налоговом учете, равно как и в бухгалтерском, в настоящее время существует 3 метода определения стоимости: ФИФО, оценка по средней стоимости и оценка по стоимости каждой единицы. Определив единый метод для двух видов учета, экономические субъекты исключат разницу, которая возникает при разных способах оценки;
  • отказаться от переоценки основных средств в бухгалтерском учете. В большинстве своем, переоценка объектов основных средств приводит к повышению стоимости переоцененных активов, реже – к ее снижению. Однако, отличительной особенностью является то, что результаты такой переоценки будут отражены только в бухгалтерском учете, в налоговом же – стоимость объекта основных средств останется неизменной, так как сумма дооценки или уценки, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, не признается доходом/расходом и не будет изменять стоимость основного средства, исходя из которой экономический субъект начисляет амортизацию в налоговом учете.

Следует также включать в налоговом учете все расходы, связанные с приобретением основных средств, при определении первоначальной стоимости – как это делается в бухгалтерском. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы не возникало никаких различий и расхождений в сумме начисленной амортизации.

Стоит утвердить в учете для целей налогообложения в виде прямых расходов только те расходы, которые в бухгалтерском учете отражаются на 20 и 23 счетах.

Своеобразное освобождение субъектов хозяйствования от необходимости ведения двух видов учета, причем двух параллельных видов, является целесообразным в экономическом плане и крайне эффективным и полезным со стороны ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Подводя итог проведенному исследованию, стоит отметить, что, несмотря на большое количество способов, влияющих на сближение бухгалтерского и налогового учета, существует один ярко выраженный минус – это высокие налоговые платежи по сравнению с использованием альтернативных вариантов ведения учетных систем.

В последние несколько лет, а именно начиная с 2012 года, уже на уровне законодательства проводятся работы по разработке способов сближения двух видов учета. Официальная позиция Министерства финансов Российской Федерации по этому поводу состоит в том, что прямая зависимость налогооблагаемых параметров от правил бухгалтерского учета создаст предпосылки возникновения налоговых последствий, которые заключаются в уменьшении налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков, через изменение правил бухгалтерского учета в обход налогового законодательства.

Более того, нарушается правило нейтральности бухгалтерской информации, так как лицо, ее формирующее, становится напрямую заинтересовано в достижении определенных результатов, например, в снижении налогового бремени и т.п.

Вышеописанная позиция Минфина РФ ясна и имеет логику. Однако Министерство финансов РФ объясняло такую позицию в контексте того, что налоговый учет и отчетность должны быть отменены. Но если посмотреть на ситуацию сближения двух видов учета не с этой стороны, а со стороны бухгалтерского учета, то не стоит забывать о том, что бухгалтерский учет можно максимально подстроить под налоговый, не отменяя при этом последний.

Таким образом, стоит еще раз отметить, что крайне важно сблизить системы бухгалтерского и налогового учета, так как, по мнению автора, своеобразное освобождение субъектов хозяйствования от необходимости ведения двух видов учета, причем двух параллельных видов, является целесообразным в экономическом плане и крайне эффективным и полезным со стороны ведения финансово-хозяйственной деятельности.


Библиографический список

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/10900200/ (дата обращения: 15.10.2016)
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 15.10.2016)
  3. Положение по бухгалтерскому учету 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/12123639/ (дата обращения: 15.10.2016)
  4. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/12122835/ (дата обращения: 15.10.2016)
  5. Положение по бухгалтерскому учету 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/12163098/ (дата обращения: 15.10.2016)
  6. Бреславцева Н.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Н.А. Бреславцева, Н.В. Михайлова, О.Н. Гончаренко. – Рн/Д: Феникс, 2014. – 318 с.
  7. Старостин С.Н. Основные средства: налоговый и бухгалтерский учет: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Феникс, 2014. – 416 с.
  8. Герасименко В.А. Особенности развития отраслей социальной инфраструктуры в России // Nauka-rastudent.ru. – 2016. – No. 10 (034) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/34/3667/ (дата обращения: 15.10.2016)
  9. Егорова Т.Н., Шманёв С.В., Герасин О.Н. Институционально-синергетический подход к инновационно-инвестиционной деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2012. – № 2. – С. 239-247.
  10. Звягин Л.С. Практическое финансовое моделирование в задаче оптимального распределения инвестиций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – № 1. – С. 33-41.
  11. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит. – 2007. – № 10. – С. 70-80.
  12. Корпоративные финансы. Учебник. Коллектив авторов / Под редакцией проф. Е.И. Шохина. – М.: Кнорус, 2015. – 320 с.
  13. Морковкин Д.Е. Налоговое стимулирование инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства как фактор социально-экономического развития региона // Современные механизмы формирования финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов: материалы Международной научно-практической конференции / под ред.: Руденко Ю.С., Романченко О.В. [Электронное издание]. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2014. С. 195-200.
  14. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.
  15. Морковкин Д.Е. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. URL: (дата обращения: 02.03.2016).
  16. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4-7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
  17. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.
  18. Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учеб. для бакалавров / Л.Г. Руденко. М.: Дашков и К°, 2016. – 240 с.
  19. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.
  20. Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 1 (61). – С. 10.
  21. Сорокин Д.Е. Экономическая теория, экономическая реальность, экономическая политика // Журнал экономической теории. 2014. № 4. С. 25-39.
  22. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73-78.
  23. Юрзинова И.Л. Влияние налоговой политики на экономическое развитие регионов: дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2004. – 166 с.
  24. Юрзинова И.Л. Управление налоговым бременем на уровне субъектов хозяйствования: цели, принципы, подходы // Налоговая политика и практика. -2007. – № 5. – С. 6-9.
  25. Юрзинова И.Л. Проблемы качественной оценки последствий решений, принимаемых в области налогообложения // Экономический анализ. – 2002. – № 2. – С. 25-28.
Количество просмотров публикации: Please wait

УДК 336.22 Е.А. Кирова А.В. Захарова

Л.С. Самоделко

Alexsandra Zakharova

Lyudmila Samodelko

Одновременное ведение бухгалтерского и налогового учета в организациях существенно увеличивает работу бухгалтеров и осложняет расчет налоговых платежей. Проблемы сближения налогового и бухгалтерского учета возникли с введением главы 25 Налогового кодекса (НК) РФ в 2002 г. Трудности совмещения бухгалтерского и налогового учета связаны, прежде всего, с различием этих видов учета и применяемых правил. Несогласованность налогового и бухгалтерского законодательства приводит к возникновению проблем и рисков налогового администрирования. Основа различий бухгалтерского и налогового учета заложена в их целях.

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с требованиями, установленными этим законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности . Основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям. Бухгалтерская отчетность используется для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имуществом и обязательств, использованием ресурсов в соответствии с нормами и сметами. Бухгалтерская информация необходима для предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Ведение налогового учета имеет совсем иные цели и задачи. Согласно ст. 313 НК РФ под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом . В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и свое-

© Кирова Е.А., Захарова А.В., Самоделко Л.С., 2015

временностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Таким образом, налоговый учет в отличие от бухгалтерского имеет узкую направленность и применяется исключительно в целях налогообложения. Налоговый учет сводится к определению налоговых обязательств налогоплательщика и обеспечению необходимой информацией для выполнения контрольной функции. Эти различия порождают проблемы совмещения налогового и бухгалтерского учета.

Актуальность сближения налогового и бухгалтерского учета возросла в свете принятой Правительством РФ «дорожной карты». План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования» направлен на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.

Важными целями «дорожной карты» являются:

Сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов;

Сближение правил налогового и бухгалтерского учета.

По мнению Правительства РФ, реализация «дорожной карты» приведет к упрощению правил ведения бухгалтерского и налогового учета, повышению прозрачности применения законодательства РФ о налогах и сборах . В целях осуществления «дорожной карты» в налоговое законодательство Федеральным законом № 81-ФЗ от 20 апреля 2014 г. внесены изменения, направленные на упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом . С 2015 г. введены в действие принятые данным Федеральным законом изменения, которые заключаются в следующем.

Теперь суммовые разницы в налоговом учете, как и в бухгалтерском учете, называются курсовыми и рассчитываются по курсу Банка России или по курсу, установленному в договоре. Отменен метод ЛИФО. Это означает, что в бухгалтерском и в налоговом учетах будут применять три метода списания материально-производственных затрат: по средней себестоимости, по стоимости единицы или по методу ФИФО. Малоценное имущество в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики можно списывать постепенно, аналогично правилам, действующим в бухгалтерском учете. Стоимость материалов, полученных безвозмездно, разрешено включать в расходы в той сумме, которую организация учла в доходах при получении МПЗ. Убытки от продажи права требования можно списать единовременно на дату продажи долга.

Таким образом, отдельные нормы налогового законодательства стали сопоставимы с правилами бухгалтерского учета, что позволило сблизить налоговый и бухгалтерский учет, не нарушая существующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Действующее налоговое законодательство и применяемые положения бухгалтерского учета позволяют частично совместить налоговый и бухгалтерский учет путем разработки рациональной учетной политики. 25 глава НК РФ и положения бухгалтерского учета содержат отдельные сопоставимые правила определения элементов учетной политики. Поэтому для сближения налогового и бухгалтерского учета можно выбрать аналогичные способы отражения данных, закрепив их в учетной политике. Основные элементы учетной политики, обеспечивающие сближение налогового и бухгалтерского учета, представлены в таблице 1.

Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций во многом зависит от порядка признания доходов и расходов. Доходы и расходы определяются по кассовому методу и методу начисления. Применение кассового метода ограничено требованиями законодательства. Так, ст. 273 НК РФ запрещает применять кассовый метод банкам, кредитным потребительским кооперативам и микрофинансовым организациям. Также налогоплательщики, формирующие налоговую базу при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском место-

рождении не могут пользоваться кассовым методом. Все остальные организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Правила бухгалтерского учета также содержат определенные ограничения, которые не позволяют многим организациям применять кассовый метод.

Таблица 1

Основные элементы учетной политики, сближающие налоговый и бухгалтерский учет

Элементы учетной политики Способ определения

Порядок признания доходов и расходов Метод начисления

Оценка сырья и материалов при списании По средней стоимости

Начисление амортизации Линейный способ

Оценка покупных товаров при их списании По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). По средней стоимости. По стоимости единицы товара

Списание ценных бумаг при их реализации и ином выбытии По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). По стоимости единицы

При выборе метода начисления можно добиться сближения учетов. При методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (ст. 271 НК РФ). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты с учетом положений ст. 318-320 НК РФ (ст. 272 НК РФ). В налоговом учете расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. В бухгалтерском учете расходы по способу отнесения на себестоимость калькуляционной единицы также подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам преимущественно относят расходы на основную заработную плату производственных рабочих и основные материалы. Прямые расходы в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов. Косвенные расходы в момент их возникновения на объект калькулирования сразу не относятся. Косвенные расходы вначале собираются, а затем расчетным путем относятся на себестоимость каждого объекта калькулирования пропорционально базе, закрепленной в учетной политике организации.

В налоговом учете к прямым расходам могут быть отнесены материальные расходы, расходы на оплату труда производственного персонала, расходы на обязательное социальное страхование, а также суммы начисленной амортизации по производственным основным средствам. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых расходов, связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции. В целях налогообложения к косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного периода. Косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода. Особый порядок налогового учета прямых и косвенных расходов не позволяет в полной мере совместить два вида учета, но сблизить

порядок признания доходов и расходов в налоговом и бухгалтерском учете возможно, грамотно отразив его в учетной политике.

Важной проблемой сближения налогового и бухгалтерского учета является порядок начисления амортизации. Особенно это актуально для тех организаций, для которых существенны начисляемые суммы амортизации. Одна из сложностей вызвана применением разных правил начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Различия начинаются с определения амортизируемого имущества. Так, в НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (ст. 256 НК РФ).

Для бухгалтерского учета к амортизируемому имуществу предъявляются следующие требования:

Объект предназначен для использования в производстве продукции (работ, услуг);

Объект способен приносить доход;

Срок использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (или меньшую сумму, указанную в учетной политике);

Не предполагается последующая перепродажа объекта.

Следующим существенным различием является разница в методах начисления амортизации. В бухгалтерском учете применяются следующие способы:

Линейный;

Уменьшаемого остатка;

Списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

Списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Таким образом, применяемые в бухгалтерском учете методы начисления амортизации отличаются многообразием, использованием различных математических методов, позволяющих достаточно полно отражать экономическое содержание амортизации.

Налоговым кодексом РФ установлено 10 групп амортизации, по которым распределяются амортизируемые основные средства в соответствии со сроками их полезного использования. Ст. 259 НК РФ предусматривает два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный метод. Объекты, входящие в 8-10 амортизационные группы, амортизируются только линейным методом. Обычно это самые дорогостоящие объекты с высоким сроком полезного использования свыше 20 лет. Применение нелинейного метода по таким объектам могло бы привести к резкому сокращению налоговой базы или к убыткам, поэтому законом запрещено использовать нелинейный метод амортизации по данным объектам. По всем остальным объектам налогоплательщик самостоятельно выбирает метод начисления амортизации.

Законом предусмотрено применение налогоплательщиком в некоторых случаях специальных коэффициентов (повышающих или понижающих) к основной норме амортизации. Специальные коэффициенты (не выше 2) используются в отношении основных средств, эксплуатируемых в условиях агрессивной среды, повышенной сменности. При применении нелинейного метода начисления амортизации этот специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам. Повышенный коэффициент не выше 2 налогоплательщики-сельскохозяйственные организации промышленного типа могут применять в отношении собственных

амортизируемых основных средств. Такой же специальный коэффициент предусмотрен в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны или туристско-рекреационной особой экономической зоны.

Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3:

В отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга) налогоплательщиков, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга). Этот специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к 1- 3 амортизационным группам;

В отношении основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.

Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных законом по решению руководителя организации. Данное решение необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

С целью создания условий для инвестирования, стимулирования технического обновления в практику налогообложения прибыли введена льгота в виде амортизационной премии. Разрешено включать в состав расходов капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств или расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Налогоплательщики получили право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 30 % первоначальной стоимости основных средств, относящихся к 3- 7 амортизационным группам. Аналогично разрешено налогоплательщикам учитывать в составе расходов не более 30 % капитальных вложений в достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, технологическое перевооружение, частичную ликвидацию (в отношении основных средств, относящихся к 3-7 амортизационным группам). Амортизационная премия не применяется к безвозмездно полученным основным фондам.

Возможность единовременного списания амортизационной премии на текущие расходы является правом налогоплательщика, которым он может воспользоваться по своему усмотрению. В случае реализации этого права налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения необходимо закрепить конкретный уровень процентов от стоимости капитальных вложений, отнесенных на текущие расходы. Если налогоплательщик использует данное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом амортизационной премии. Суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и т.д. учитывается в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) за вычетом амортизационной премии (при применении нелинейного метода начисления амортизации).

При начислении амортизации линейным методом первоначальная стоимость объектов также уменьшается на сумму амортизационной премии. С целью сближения налогового и бухгалтерского учета удобнее применять линейный метод амортизации. Но в этом случае налогоплательщикам придется отказаться от инвестиционной льготы в виде амортизационной премии, аналог которой не предусмотрен в бухгалтебрском учете. Применение линейной амортизации не позволит налогоплательщикам начислить большие суммы амортизации в первые годы эксплуатации основных средств и тем самым уменьшить налог на прибыль организаций. Поэтому налогоплательщикам в зависимости от

своей хозяйственной ситуации надо определить целесообразность отказа от налоговых привилегий в целях сближения налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, сегодня очевиден тренд развития законодательства в сторону сближения налогового и бухгалтерского учета. Однако полного сближения двух учетов добиться достаточно сложно, поскольку налоговый и бухгалтерский учет имеют различные цели и задачи. Поэтому не всегда возможно по двум видам учета применять одинаковые правила без нарушения экономического смысла учета данных.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2015).

2. Распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р (ред. от 03.12.2014) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2015).

3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2015).

4. Федеральный закон от 20.04.2014 № 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 12.06.2015).

Налоговый учет: точечное упрощение и сближение с бухгалтерским учетом (Анищенко А.)

Дата размещения статьи: 13.07.2014

(Комментарий к Федеральному закону от 20.04.2014 N 81-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")

По идее нашего законодателя, новации из Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ должны упростить ведение налогового учета для плательщиков налога на прибыль, сблизить правила исчисления налоговой базы по этому налогу и определения финансового результата в бухгалтерском учете.
В результате изменения получились точечными и, честно говоря, не все такие уж и положительные.
Давайте разбираться по порядку.

Суммовые разницы

Согласно п. 6 ст. 1 Закона N 81-ФЗ со вступлением его в силу при исчислении суммы налога на прибыль не будут учитываться суммовые разницы, возникающие при заключении договоров в условных денежных единицах.
Напомним простыми словами, чем курсовые разницы отличаются от суммовых, ведь и там и там это последствия разницы между рублевыми курсами какой-то иностранной валюты или другой условной единицы на разные даты. Курсовыми разницами считались разницы, возникающие в случае, когда стоимость, выраженная в иностранной валюте, этой же валютой и погашалась.
Когда же некая стоимость выражена в иностранной валюте или условной единице, а реальное погашение долга производится российскими рублями, то возникают суммовые разницы.
Поскольку в любом случае в учете все хозяйственные операции должны отражаться в российских рублях, то практической разницы эти тонкости в деталях не имели. Это, напомним, позволило в бухгалтерском учете отказаться от использования понятия "суммовые разницы" еще с отчетности 2008 г. Тогда был утвержден Приказ Минфина России от 25.12.2007 N 147н, которым были внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006).
Разумеется, явление, называемое суммовой разницей, никуда не исчезло. Оно просто растворилось в понятии "курсовые разницы", и произошло это совершенно безболезненно. Странно еще, что в налоговом учете суммовые разницы продержались так долго.
Поправки, касающиеся суммовых разниц, вступают в силу с 1 января 2015 г. С этой даты утратит силу п. 11.1 ст. 250 НК РФ и изменится содержание пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ. В упомянутых нормах говорилось о порядке признания суммовых разниц в доходах и расходах в целях налогообложения прибыли. Соответственно, ликвидируются:
- п. 7 ст. 271 НК РФ, в котором рассматривался порядок признания дохода в виде суммовой разницы при методе начисления;
- п. 9 ст. 272 НК РФ, в котором говорилось о порядке учета суммовых разниц в расходах;
- абз. 4 ст. 316 НК РФ, определявшая порядок учета суммовых разниц в доходах от реализации.
Отсылки на нормы гл. 25, определяющие порядок налогового учета суммовых разниц, имелись и в других главах НК РФ. С 1 января 2015 г. необходимость в таких нормах отпадет и утратят силу положения:
- пп. 3 п. 5 ст. 346.5 НК РФ;
- п. 3 ст. 346.17 НК РФ, -
разрешающие ныне плательщикам ЕСХН и УСН (как применяющим кассовый метод признания доходов и расходов) не учитывать в целях налогообложения суммовые разницы в составе доходов и расходов.
Скорректированы и нормы п. 4 ст. 153 и абз. 5 п. 1 ст. 172 НК РФ, содержащие положения, определяющие порядок учета суммовых разниц в части налога на добавленную стоимость, в которых сейчас имеются ссылки на положения гл. 25 НК РФ. С 1 июля 2014 г. в указанных нормах речь будет идти не о "суммовых разницах", а о "разнице в сумме". Ну эта поправка сродни известному выражению "что в лоб, что по лбу".
Гораздо более важным нам представляется новация, отраженная в п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 271 и п. 10 ст. 272 НК РФ.
С 2015 г. в налоговом учете курсовые разницы можно будет признавать не только в связи с изменениями курсов валют, устанавливаемых Банком России. Пересчитывать обязательства будет разрешено и в связи с изменением курса иностранной валюты (условных денежных единиц) к российскому рублю, установленного законом или соглашением сторон.

Проиллюстрируем примером изменение норм НК РФ, касающееся возможности пересчета обязательств (в условных единицах) по курсу, установленному соглашением сторон.

Пример 1. Предположим, что по договору купли-продажи компания, производящая медицинское оборудование, должна 28 января 2015 г. отгрузить покупателю медицинские измерительные приборы для диагностики (ОКП 944100, реализация такой медтехники по Постановлению Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 освобождена от НДС) стоимостью 20 000 у. е. на условиях последующей оплаты. Оплату приборов покупатель осуществил 2 февраля 2015 г. Право собственности на медтехнику перешло к покупателю в момент отгрузки - 28 января 2015 г. По соглашению сторон курс условной единицы составляет: на дату отгрузки - 40 руб/у. е., на дату оплаты - 41 руб/у. е.
Выручка от реализации, определяемая на момент отгрузки медтехники, у продавца составит 800 000 руб. (20 000 у. е. x 40 руб/у. е.). Сумма оплаты, пересчитанная на день поступления денег, составляет 820 000 руб. (20 000 у. е. x 41 руб/у. е.). Разница, возникшая из-за изменения курса условной денежной единицы, равна 20 000 руб. Эту сумму продавец должен учесть в составе внереализационных доходов, а покупатель - в составе внереализационных расходов.
В бухгалтерском учете у продавца факт реализации медтехники будет отражен следующими записями.
28 января:
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка",
- 800 000 руб. - отражена выручка от реализации медтехники;
2 февраля:
Дебет 51 Кредит 62
- 820 000 руб. - поступила плата за реализованную медтехнику;
Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы",
- 20 000 руб. - отражена в составе положительная разница в изменении курса условной денежной единицы по соглашению сторон.
В целях налогообложения прибыли эта сумма будет признана внереализационным доходом (п. 11 ст. 250 НК РФ).
В бухгалтерском учете у покупателя факт приобретения медтехники (учитывается в составе МПЗ) будет отражен следующими записями.
28 января:
Дебет 10 Кредит 60
- 800 000 руб. - отражена стоимость приобретенной медтехники;
2 февраля:
Дебет 60 Кредит 51
- 820 000 руб. - оплачена медтехника продавцу;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 60
- отражена положительная разница в связи с изменением курса условной денежной единицы по соглашению сторон.
В целях налогообложения прибыли покупатель признает эту сумму внереализационным расходом (пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Добавим, что п. 3 ст. 3 Закона N 81-ФЗ установлены переходные положения, в соответствии с которыми доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 г., учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном до дня вступления в силу комментируемого Закона.

А вот это правильно!

С 1 июля 2014 г. решится одна из довольно болезненных для крупных индивидуальных предпринимателей проблем, связанная с выдачей счетов-фактур.
Напомним о Письмах Минфина России от 14.01.2010 N 03-07-09/02 и ФНС России от 09.07.2009 N ШС-22-3/553@. В них чиновники указали, что в налоговом законодательстве нет нормы, предусматривающей право предпринимателя возлагать обязанность подписывать счета-фактуры на уполномоченных им лиц. Для тех предпринимателей, которые выдавали эти счета-фактуры сотнями за месяц, ситуация приобретала размеры почти трагические.
Чиновники указывали, что в соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени компании. При выставлении счета-фактуры предпринимателем счет-фактура подписывается предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого предпринимателя. Так что законодатель изначально предусмотрел для индивидуальных предпринимателей исключительно личную подпись в счете-фактуре.
Да, было Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.03.2008 N Ф08-949/08-334А, где суд признал полностью соответствующим законодательству счет-фактуру, подписанный не предпринимателем, а уполномоченным им лицом. Причем даже не на основании нотариальной доверенности, а на основании простого распоряжения предпринимателя. Также налогоплательщики ссылались на то, что в п. 6 ст. 169 НК РФ нет и прямого запрета на подписание счета-фактуры предпринимателя уполномоченным им лицом.
Но мы ведь знаем, что чиновники обычно следуют принципу "запрещено все, что не разрешено", поэтому такие доводы на них не действовали.
Благодаря поправкам, внесенным комментируемым Законом N 81-ФЗ, теперь в указанной норме (п. 6 ст. 169 НК РФ) прямо сказано, что при выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура может подписываться индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Нет смысла ждать

Следующая поправка касается п. 2 ст. 279 НК РФ, которым урегулирован порядок определения налоговой базы при уступке права требования долга третьему лицу.
Напомним, как выглядела эта норма до внесения поправок.
При уступке продавцом товара, работ, услуг, пользующимся методом начисления, права требования долга третьему лицу после наступления предусмотренного договором о реализации товаров, работ, услуг срока платежа отрицательная разница между доходом от реализации права требования и стоимостью реализованного товара, работ или услуг признавалась убытком, отражаемым в составе внереализационных расходов. Однако на дату уступки можно было признать только половину убытка. Вторую половину можно было учесть только по истечении 45 дней с даты уступки права требования.
Благодаря Закону N 81-ФЗ с 1 января 2015 г. весь убыток можно будет учесть сразу - на дату уступки права требования.

Платить придется раньше

Изменение, затронувшее НДС, гораздо больше обрадует налоговиков, чем налогоплательщиков. Речь идет о моменте начисления НДС при реализации недвижимости. Напомним, как сейчас звучит п. 3 ст. 167 НК РФ. В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но права собственности на него переходят, такая передача права собственности в целях уплаты НДС приравнивается к отгрузке.
И как это соотносится с продажей недвижимости?
Понятно, что такие объекты уж точно никуда не отгружаются и не транспортируются. А что можно сказать о моменте перехода права собственности? Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Право собственности на недвижимые вещи подлежит госрегистрации на основании п. 1 ст. 131 ГК РФ. Если рассуждать логически, то обязанность исчислить НДС возникает не ранее госрегистрации права собственности.
Судьи так и считают (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 по делу N А12-12564/2012, поддержанное Определением ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9397/13). В общем-то, чиновники с этим особо и не спорили. Так, например, в Письме Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/1/78 финансисты указали, что при реализации объекта недвижимости моментом определения налоговой базы по НДС следует считать наиболее раннюю из следующих дат:
- дату передачи права собственности на данный объект, указанную в документе;
- день оплаты.
Однако чиновники нашли подход к законодателю. И тот добавил в ст. 167 НК РФ новый п. 16, который вступает в силу уже 1 июля текущего года. Теперь при реализации недвижимого имущества моментом определения налоговой базы по НДС признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.
И не поспоришь.

Меньше бумаги

В целях оптимизации документооборота с 1 января 2015 г. налогоплательщикам не нужно вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Ведь соответствующая информация дублируется в книгах покупок и книгах продаж. Тем самым законодатель признал, что ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур является избыточным документооборотом. А упрощение правил ведения учета по НДС направлено на уменьшение административной нагрузки на бизнес.

Налог на прибыль

Хорошие поправки

В пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ было сказано, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
С 1 января 2015 г. в указанный пункт будет добавлено, что в целях списания стоимости такого имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик будет вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
А теперь подумаем: а зачем это нужно налогоплательщику? Если можно затраты списать в налоговые расходы единовременно, какой смысл растягивать их списание?

От редакции. На наш взгляд, эта поправка также принята в целях максимального устранения расхождений в бухгалтерском учете и в учете для целей налогообложения. Это касается тех ситуаций, когда организация расходы на спецодежду в целях бухгалтерского учета признает равномерно в течение срока ее службы (если он более 12 месяцев). В целях же налогового учета затраты на приобретение спецодежды организация относит на расходы единовременно в месяце передачи спецодежды в эксплуатацию (если не выполняются условия, позволяющие учесть спецодежду в составе амортизируемого имущества). В этом случае возникает так называемая временная разница, которая в соответствии с п. 8 ПБУ 18/02 представляет собой доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль формируют в другом или других отчетных периодах.

Пример 2. В мае 2014 г. компания выдала дорожному рабочему плащ непромокаемый сигнальный стоимостью 7200 руб. (без НДС). Норма выдачи такой спецодежды - одна штука на три года (п. 5 разд. 1 "Автомобильный транспорт и шоссейные дороги" Приложения к Приказу Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297).
В бухгалтерском учете компания учитывает спецодежду в составе МПЗ, ее стоимость списывается равномерно линейным способом в течение срока носки. В налоговом учете стоимость спецодежды признается материальным расходом единовременно в месяце передачи ее в эксплуатацию, т.к. стоимость плаща менее 40 000 руб., что не позволяет учесть его в составе амортизируемого имущества.
В бухгалтерском учете выдача спецодежды в мае 2014 г. отражена следующими записями:
Дебет 10, субсчет "Спецодежда в эксплуатации", Кредит 10, субсчет "Спецодежда на складе",
- 7200 руб. - передана в эксплуатацию спецодежда;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль", Кредит 77 "Отложенные налоговые обязательства"
- 1440 руб. (7200 руб. x 20%) - отражено отложенное налоговое обязательство (ОНО).
С июня 2014 г. ежемесячно до полного списания с учета плаща в бухгалтерском учете будет отражаться погашение его стоимости:
Дебет 20 Кредит 10, субсчет "Спецодежда в эксплуатации",
- 200 руб. (7200 руб. : 36 мес.) - отражено ежемесячное погашение стоимости спецодежды.
Одновременно будет уменьшаться ОНО, что в учете отражается проводкой:
Дебет 77 "Отложенные налоговые обязательства" Кредит 68, субсчет "Налог на прибыль",
- 40 руб. (200 руб. x 20%) - отражено уменьшение отложенного налогового обязательства.
Чтобы избежать таких расхождений в дальнейшем, компания может закрепить в учетной политике с 2015 г. способ списания подобных затрат в целях налогообложения прибыли, аналогичный тому, который применяется в бухгалтерском учете.

Другая поправка, затронувшая п. 2 ст. 254 НК РФ, действительно полезна. Теперь в налоговых расходах можно без опасения признавать стоимость безвозмездно полученного имущества, которую нужно определять как сумму дохода, учтенного в составе внереализационных доходов получателя такого имущества по правилам п. 8 ст. 250 НК РФ.
Ранее это было невозможно (например, Письмо Минфина России от 26.09.2011 N 03-03-06/1/590). В результате, в частности, при продаже такого имущества налогоплательщик должен был уплатить налог на прибыль фактически дважды: первый раз - при получении имущества (в составе внереализационных доходов), второй раз - при его продаже - в составе выручки от реализации.

Плохие поправки

Из всех норм НК РФ законодатель изъял упоминание о таком методе оценки материальных затрат, как ЛИФО ("last in - first out"). Это, конечно, согласуется с требованиями бухгалтерского учета, но это, пожалуй, тот нечастый случай, когда правила налогового учета были более лояльны к налогоплательщику, чем правила бухгалтерского.
Напомним, что метод ЛИФО подразумевает, что по мере реализации товаров или поступления сырья в производство в первую очередь в расходах учитывается стоимость тех товаров или сырья, которые поступили позже. И в последнюю очередь - тех, что поступили ранее.
Это, пожалуй, единственный способ списания товарно-материальных ценностей, который позволял в какой-то степени нивелировать последствия инфляции: в текущих расходах можно было учитывать стоимость сырья и товаров по актуальной стоимости.
Ни в одной стране фискалам такая налоговая практика, рискнем предположить, не нравилась. Поэтому от применения метода ЛИФО отказались не только у нас в стране, но и практически повсеместно.