Трусость - аргументы. Электронные учебники по русскому языку

«Смелость и трусость» - аргументы для итогового сочинения

Сочинение в разрезе данного аспекта можно основывать на сопоставлении противоположных проявлений личности – от решительности и смелости, проявления силы воли и силы духа одних героев до стремления уйти от ответственности, спрятаться от опасности, проявить слабость, которая может привести даже к предательству.

Примеры проявления этих качеств человека можно найти практически в любом произведении классической литературы.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В качестве примера можно взять сопоставление Гринева и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачеву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешел на сторону врага.

По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова.

«Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачевцами.

Заглавный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по сути оказался трусом – он полностью подчинил свою жизнь мнению общества, которое сам презирал. Понимая, что виноват в назревшей дуэли и может предотвратить её, он не делает этого, так как боится мнения света и сплетен о себе. Чтобы избежать обвинений в трусости, он убивает своего друга.

Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берет в плен трех немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества - Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.

Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия.

Он ищет её воплощение в жизни. Соприкасаясь с множеством маленьких частиц правды и готовый принять каждую, он зачастую обнаруживает их несостоятельность при столкновении с жизнью, но герой не останавливается в поисках правды и справедливости и идет до конца, в финале романа сделав свой выбор.

Не боится полностью поменять свою жизнь и юный монах, герой поэмы

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Мечта о вольной жизни всецело захватила Мцыри, борца по натуре, силой обстоятельств вынужденного жить в ненавистном ему мрачном монастыре. Он, ни дня не живший на свободе, самостоятельно решается на отважный поступок – побег из монастыря в надежде вернуться на родину. Только на воле, в те дни, которые Мцыри провёл вне монастыря, раскрылось всё богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание её красоты и мощи. Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна.

Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ.

«На мне печать свою тюрьма оставила», - так он объясняет причину своей неудачи. Мцыри пал жертвой обстоятельств, оказавшихся сильнее его (устойчивый мотив судьбы в произведениях Лермонтова). Но он умирает непреклонным, дух его не сломлен.

Большое мужество требуется, чтобы сохранить себя, свою личность в условиях тоталитарного режима, не отказаться от своих идеалов и представлений, в том числе, и в творчестве, не подчиниться конъюнктуре. Вопрос о смелости и трусости – один из центральных в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость - порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов.

Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится. Еще в XVIII веке французский философ К. Гельвеций утверждал, что «после храбрости нет ничего более прекрасного, чем признание в трусости».

В своем романе Булгаков утверждает, что человек в ответе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия не приемлется. Можно ли назвать Мастера героем? Скорее всего, нет. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Мастер не герой, он лишь служитель истины. Не может быть Мастер героем, так как он струсил - отказался от своей книги. Он сломлен обрушившимися на него невзгодами, но сломал он себя сам. Тогда, когда сбежал от действительности в клинику Стравинского, когда уверил себя, что «не нужно задаваться большими планами», он обрек себя на бездействие духа. Он не творец, он лишь Мастер, поэтому ему и дарован только

Иешуа - странствующий молодой философ, который пришел в Ершалаим проповедовать свое учение. Он физически слабый человек, но вместе с тем он - духовно сильная личность, он человек мысли. Герой ни при каких обстоятельствах не отказывается от своих взглядов. Иешуа верит, что человека можно изменить к лучшему добром. Быть добрым весьма трудно, поэтому добро легко подменить всяческими суррогатами, что нередко и происходит. Но если человек не струсит, не откажется от своих взглядов, то такое добро всесильно. Сумел же «бродяга», «слабый человек» перевернуть жизнь Понтия Пилата, «всемогущего правителя».

Понтий Пилат - представитель власти императорского Рима в Иудее. Богатый жизненный опыт этого человека помогает ему понять Га-Ноцри. Понтий Пилат не хочет губить жизнь Иешуа, пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, хочет уговорить первосвященника Кайфу помиловать Га-Ноцри по случаю наступления праздника Пасхи. Понтий Пилат испытывает и жалость к Иешуа, и сострадание, и страх. Именно страх определяет в конечном счете его выбор. Этот страх рожден зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам. Понтий Пилат для М. Булгакова не просто трус, отступник, но он еще и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Даже после физической смерти он обречен на душевные страдания, от которых избавить его может только Иешуа.

Маргарита во имя своей любви и веры в талант своего возлюбленного преодолевает страх и собственную слабость, побеждает даже обстоятельства.

Да, Маргарита не является идеальным человеком: став ведьмой, она громит дом литераторов, участвует в бале сатаны с величайшими грешниками всех времен и народов. Но она не струсила. Маргарита до конца борется за свою любовь. Не зря же Булгаков в основу человеческих отношений призывает положить именно любовь и милосердие.

В романе «Мастер и Маргарита», по словам А.З. Вулиса, присутствует философия возмездия: что заслужил, то и получил. Самый большой порок - трусость - обязательно повлечет за собой возмездие: муки души и совести. Еще в «Белой гвардии» М. Булгаков предостерегал: «Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности».

Взять на себя ответственность за судьбы других людей, возможно, более слабых, - тоже большое мужество. Таков Данко – герой легенды из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Гордый, «лучший из всех» человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное представление человека о духовной и физической красоте: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые

Всегда смелы». Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить «на думу да тоску». Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, он берёт на себя роль лидера, и люди «дружно все пошли за ним - верили в него». Герой не боялся трудностей во время нелёгкого пути, но он не учёл слабоволие людей, которые вскоре «стали роптать», так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомлённые тяжестью пути, голодные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: «Ты - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!» Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Герой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, «разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой». Освещая тёмный путь из непроходимого леса своим

сердцем, Данко вывел людей из тьмы туда, где «сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». Данко взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ «осторожного» человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего «на гордое сердце ногой».

Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя - душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям, смелость. Он пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя «лучшим из всех». Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». Важнейшие слова гордого, смелого человека в легенде: «Что сделаю я для людей?!»

Многие произведения классической русской литературы поднимают вопрос страха перед жизнью в разных её проявлениях. В частности, теме страха, трусости посвящены многие произведения А.П. Чехова: "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре»,

«Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата

№ 6", "Страх", "Черный монах" и др.

Герой рассказа "Страх" Дмитрий Петрович Силин боится всего. По мнению автора рассказа, он "болен боязнью жизни". Героя, по мнению Чехова, пугает непонятное и непостижимое. Например, Силин боится ужасных событий, катастроф и самых обыкновенных событий. Он боится самой жизни. Все, что непонятно в окружающем мире, для него угроза. Он размышляет и пытается найти ответы на волнующие его вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Он убежден в том, что люди понимают то, что видят и слышат, а он ежедневно отравляет себя своим собственным страхом.

Он рассказа все время пытается скрыться и уединиться. Дмитрий Петрович как будто убегает от жизни: оставляет службу в Петербурге из-за того, что испытывает чувства страха и боязни, и решает жить в одиночестве в своей усадьбе.

И тут Силин получает второй сильный удар, когда его супруга и друг предают его. Когда он узнает об измене, страх гонит его из дома: "Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом, вероятно, ему было страшно". Неудивительно, что герой рассказа сравнивает себя с новорожденной мошкой, чья жизнь состоит из одних ужасов.

В рассказе «Палата №6» тема страха также выходит на первый план. Герой рассказа Андрей Ефимович боится всего и всех. Больше всего он остерегается действительности. Сама природа для него выглядит страшной. Пугающими кажутся самые обыкновенные вещи и предметы: "Вот она действительность! - подумал Андрей Ефимович. Были страшны и луна, и тюрьма, и гвозди на заборе, и далекий пламень в костопальном заводе".

Боязнь непостижимости жизни представлена в рассказе "Человек в футляре". Этот страх заставляет героя отойти от реальности. Герой рассказа Беликов все время пытается «спрятаться от жизни» в футляр. Его футляр сделан из циркуляров и предписаний, за выполнением которых он постоянно следит. Его страх неопределенный. Он боится всего и вместе с тем ничего конкретного. Самое ненавистное для него – невыполнение правил и отступление от регламента. Даже ничтожные мелочи повергают Беликова в мистический ужас. "Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни". Если Силин из-за испуга перед жизнью пытается спрятаться в своей усадьбе, то Беликова страх перед жизнью заставляет спрятаться в футляре из правил и строгих законов и в конце концов навсегда спрятаться под землей.

Герой рассказа "О любви" Алехин тоже всего боится и также предпочитает спрятаться, уединяясь в своей усадьбе, хотя у него была хорошая возможность заниматься литературой. Он боится даже своей любви и мучает себя, когда перебарывает это чувство и теряет любимую женщину.

Проблеме страха перед жизнью посвящена сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Премудрый пескарь». Перед читателем проносится жизнь пескаря, несложная по своему устройству, основанная на страхе перед потенциальными опасностями мироустройства. Отец и мать героя прожили долгую жизнь и умерли своей смертью. А перед тем как отойти в мир иной, завещали сыну быть осторожным, поскольку все обитатели водного мира, да и человек, в любой

момент могут его погубить. Юный пескарь так хорошо усвоил науку родителей, что буквально заточил себя в подводной норе. Из неё он выходил только ночью, когда все спят, недоедал и круглые сутки «дрожал» - лишь бы не схватили! В этом страхе он прожил целых 100 лет, действительно пережив своих сородичей, хоть и был маленькой рыбкой, которую всякий может проглотить. И в этом смысле его жизнь удалась. Сбылась и другая его мечта - прожить так, чтобы никто так и не узнал о существовании премудрого пескаря.

Перед смертью герой задумывается о том, что было бы, если бы все рыбы жили так же, как и он. И прозревает: род пескарей прекратился бы! Мимо него прошли все возможности - завести друзей, создать семью, вырастить детей и передать им свой жизненный опыт. Ясно осознаёт он это перед смертью и, глубоко задумавшись, засыпает, а затем невольно нарушает границы своей норы: «рыло его» из норы показывается наружу. А дальше - простор для читательской фантазии, потому что автор не сообщает, что случилось с героем, а констатирует лишь, что он вдруг исчез. Свидетелей этого происшествия не было, так что не только задача минимум прожить незаметно была достигнута пескарём, но и «сверхзадача» - так же незаметно исчезнуть. Автор с горечью подводит итог жизни своего героя: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Часто смелым помогает стать тревога, забота о близких людях. Недюжинную смелость проявляет маленький мальчик из рассказа А.И. Куприна «Белый пудель» В рассказе все самые важные события связаны с белым пуделем Арто. Пес – один из артистов бродячей труппы. Дедушка Лодыжкин очень его ценит и говорит про собаку: «Он кормит, поит и одевает нас двоих». Именно с помощью образа пуделя автор раскрывает человеческие чувства и отношения.

Дедушка и Сережа любят Артошку и относятся к нему, как к другу и члену семьи. Именно поэтому они ни за какие деньги не соглашаются продать любимую собачку. А вот мать Трилли считает: «Все продается, что покупается». Когда ее избалованный сынок захотел пса, она предлагала артистам баснословные деньги и даже слушать не хотела, что собака не продается. Когда Арто не смогли купить, его решили украсть. Вот тут, когда дедушка Лодыжкин проявил слабость, Сережа проявляет решительность и идет на храбрый, достойный взрослого человека поступок: во что бы то ни стало вернуть пса. С риском для жизни, едва не попавшись дворнику, он освобождает друга.

К теме трусости и смелости неоднократно обращались и современные писатели. Одно из наиболее ярких произведений – повесть

В. Железникова «Чучело». В одну из провинциальных школ приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она внучка художника, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила. Со временем ее начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают ей кличку «Чучело». У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакт с одноклассниками, пытаясь не реагировать на оскорбительное прозвище. Однако жестокость детей, ведомых лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке и начинает с ней дружить – Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вернулся в класс, чтобы забрать забытую вещь. Его встретила учительница, и мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали с уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его. Одноклассники быстро забывают грех Димы и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили бойкот, чтобы проучить ее. Жестокие дети сжигают чучело, символизирующее Лену. Девочка не в силах больше выдерживать такого гнета, просит дедушку покинуть этот город. После того как Бессольцева уехала, дети испытывают мучения совести, они понимают, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что-либо предпринимать уже поздно.

Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Лене и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, – нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась… А вы все – хлюпики. Сами не знаете, что хотите». И причину этой симпатии она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, смелость, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.

Особое место в системе образов рассказа занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и этим отличается от своих сверстников. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что, как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Боясь мнения одноклассников, он оказался способным на неоднократное предательство: предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость. Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы, внутренней силы и смелости.

В отличие от всех персонажей Лена оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобиться. Не случайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.

Смелость и трусость в экстремальных ситуациях, на войне.

Наиболее ярко истинные качества человеческой личности проявляются в экстремальных ситуациях, в частности, на войне.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» не только и не столько о войне, сколько о человеческих характерах и качествах, которые проявляются в сложных условиях выбора и необходимости совершить поступок. Важными для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве, героизме и о трусости как чертах личности. Ярче всего эти качества проявляются в военных эпизодах.

Рисуя героев, Толстой использует прием противопоставления. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников «в более безопасном месте, где их быть не могло». Таким образом, жизненно важный приказ этим адъютантом

не передан. Но его передает другой офицер - князь Болконский. Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе малодушничать.

До батареи Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев и не только оправдал капитана, но назвал его и его солдат истинными героями дня, которым-то и обязаны войска успехом.

Тимохин, незаметный и ничем не выдающийся в обычных обстоятельствах, также демонстрирует истинную храбрость: "Тимохин с отчаянным криком бросился на французов… с одной шпажкой, набежал на неприятеля, так что французы… побросали оружие и побежали".

Один из главных героев романа, Андрей Болконский, обладал такими качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг и заслужить народную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость, солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера. На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает выпавшее из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике солдат.

Еще один герой, который проходит через испытание своего характера – Николай Ростов. Когда сюжетная логика приводит его на поле Шенграбенского сражения, наступает “момент истины”. До этого времени герой абсолютно уверен в своей смелости и в том, что не опозорится в бою. Но, увидев истинное лицо войны, подойдя к смерит вплотную, Ростов осознает невозможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг, стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии

радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». У него мало боевого опыта, но много юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу боя и попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет), Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в служении отечеству.

Великая Отечественная война дала много материала для размышлений о смелости и трусости.

Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка.

Дальнейшие события романа раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе мужество для того, чтобы жить.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступлённо кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии

стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передового политрука Славу. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожжённый хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира...

В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак, струсив, согласился вступить в полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: " И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям". Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: "Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом".

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той мысли, которой поддался Рыбак.

Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, гражданская стойкость. Эта мысль прослеживается в повести В. Распутина «Живи и помни».

Перед героями повести Настеной и Гуськовым стоит проблема нравственного выбора. Муж-дезертир, который и дезертиром стал случайно: после ранения следовал отпуск, но его почему-то не дали, сразу отправили на фронт. И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Он бежит домой, поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. И мечущаяся Настена не выдерживает той тяжести, которая свалилась на нее. Не

выдерживает потому, что слишком чиста ее душа, слишком высоки ее нравственные помыслы, хотя она, может, даже и слова-то такого не знает. И она делает свой выбор: уходит вместе со своим неродившимся ребенком в воды Енисея, потому что жить так на свете стыдно. И не только дезертиру адресует Распутин свое «живи и помни». Он обращается к нам, живым: живите, помня, что у вас всегда есть выбор.

В повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой» рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. В повести писатель показывает «беспощадную, страшную правду первых месяцев войны». Герои повести К. Воробьева молоды… Писатель рассказывает о том, чем является для них Родина, война, враг, дом, честь, смерть. Весь ужас войны показан глазами курсантов. Воробьев рисует путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь обретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, добродушие и любовь к родине. Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков, уцелевших после налета курсантов – все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя.

В повести В. Кондратьева «Сашка» раскрывается вся правда о войне, пропахшей потом и кровью. Бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. И война предстает не в картинах героических сражений – это просто трудная, тяжкая, грязная работа. Человек на войне находится в экстремальных, бесчеловечных условиях. Сумеет ли он остаться человеком рядом со смертью, кровью, перемешанной с грязью, жестокостью и болью за поруганную землю и погибших друзей?

Сашка – рядовой пехотинец, воюет он уже два месяца и увидел очень много страшного. За два месяца от ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать. В. Кондратьев показывает несколько эпизодов из жизни Сашки. Вот он добывает валенки для ротного, рискуя жизнью, вот под огнем возвращается в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать свой автомат, вот ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они его сами разыщут, вот берет в плен немца и отказывается его расстрелять... Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но война не убила в нем доброту и человечность.

Не хотели войны и обыкновенные девчонки – героини книги Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня вступили в неравную борьбу с фашистами. Простых вчерашних школьниц война сделала мужественными воинами, потому что всегда «в важные эпохи жизни … в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...».

Рита Осянина, волевая и нежная, она самая мужественная и бесстрашная, ведь она - мать! Она защищает будущее своего сына, а потому готова умереть, чтобы он мог жить. Женя Комелькова - веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Она, не задумываясь, уводит немцев от Васкова и раненой Риты. Спасая их, гибнет сама. «И ведь могла схорониться, – говорит позже Васков, – но не захотела». Не захотела, потому что осознавала, что спасает других, что Рита нужна своему сыну – она должна жить. Готовность погибнуть, чтобы спасти другого – не это ли настоящее мужество? Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура, «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока, – бросается спасать кисет Васкова и гибнет от руки фашиста. Лиза Бричкина...

«Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны». Но ведь без лишних раздумий побежала она назад, к своим за подмогой. Страшно было? Да, конечно. Одна среди болот… но надо – и пошла, ни минуты не сомневаясь. Не мужество ли это, порожденное войной?

Главный герой произведения Б. Васильева «В списках не значился» – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках». Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть

что рассказать...». А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого

«непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные

седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы».

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти». Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех мужественных защитников отечества.

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Смелость и трусость две противоположные черты человеческого характера. На эту тему не одно столетие размышляют философы, психологи, писатели и поэты.

Быть смелым означает уметь контролировать свои эмоции, тем самым оказывая активное сопротивление своим страхам. Смелый человек - это в первую очередь уверенный в себе человек, который не боится смотреть в лицо проблемам, ищет выход для их решения, не отступает от задуманного и идёт до конца, до исполнения своей цели.

Смелый человек также должен обладать огромным количеством терпения, обязательно быть целеустремленным, предприимчивым, иметь силу воли. Очень важно, чтоб такая черта характера, как смелость досталась доброму и отзывчивому человеку, для добрых целей. Стоит отметить, что смелость в человеке может проявляться и с негативным окрасом, таким, как самонадеянность, азарт и фатализм, которые могут стать опасными для него самого, как неуместное чувство смелости.

В трусости так же, как и в смелости тоже есть положительные и отрицательные стороны проявления человеческого «я». Трусость может проявляться, как защитный рефлекс, который спасает человека от угрозы - это боязливость и робость. К негативным чертам относятся: малодушие, колебание, такой человек это полная противоположность смелому человеку, он боится любых проблем и всячески их обходит.

Я считаю, что трусость это обычная слабость силы воли, не желание взять свои эмоции в руки и направить в нужное русло. У трусливого человека тоже может быть цель, но он с лёгкостью может от нее отказаться, если на пути возникнет небольшая преграда. В литературе есть множество примеров человеческой трусости и смелости, это наглядно позволяет убедиться в том, что, казалось бы, трусость это и мелочь, но на самом деле она может быть преступной. Человек из-за этой черты своего характера может совершить, как моральные, так и правовые преступления. Поэтому я считаю, что каждый человек обязан себя морально воспитывать, учиться уравновешивать свои эмоции, верить в свои силы, брать себя в руки и не давать чувству страха перебороть себя, но и конечно знать во всем меру.

Сочинение 2

Говоря о таких тонких качествах, как смелость и трусость мы всегда должны учитывать обстоятельства, в которых оказался тот или иной человек. Проявление смелости, как таковой, считается только тогда, когда ты проявил ее осознанно, сделав первый, не навязанный шаг, чтобы помочь. Есть множество примеров смелости и не каждый из них окажется целесообразным с точки зрения логики и человека, ведь у нас существуют различные проявления храбрости. Следует прочувствовать эту тонкую грань между фанатизмом и героизмом в чистом их проявлении. К тому же излишнее показания своей смелости может привести отнюдь не к всеобщему признанию, а лишь усугубить ваше положение, поэтому отсюда можно сделать вывод, что каждый человек может и должен проявлять смелость, но никак не подразумевать под этим отголоски безумия.

А теперь можно затронуть полную противоположность смелости, трусость. Начнем пожалуй с того, что не будем путать естественный защитный рефлекс, а именно страх, проявление которого часто связанно с реальным фактором опасности, и излишнюю пугливость перед любыми трудностями на пути. Думаю справедливо отметить, что трусость не имеет оправдания, да и сами люди, имевшие такую слабость, не слишком рады этому. Что-же мешает им верить в свои внутренние силы и не поддаваться панике? На этот вопрос трудно ответить, но некоторые приходят к единому умозаключению, что человеку мешает не что иное, как собственный страх. То самое чувство, подобное змее, охватывающее нас с макушки до кончиков пяток, заставляющее верить нас в то, чего попросту нет, в наше воображение, которое не дает нам нормально функционировать и здраво расценивать ситуацию. Возможно от этого можно избавиться, путем медленного преодоления своих внутренних страхов и комплексов, но к сожалению это все лишь в руках самого человека, а окружение может только создать благоприятную обстановку для преодоления психических трудностей.

Наконец, когда мы разобрались с тем, что такое смелость и трусость и ответили на некоторые немаловажные вопросы, которыми порой задаются обычные люди, мы можем судить о том, что все же лучше? Проявить трусость и остаться живым или же наоборот показать свою смелость и не очернить свою репутацию, достоинство и честь. Конечно же выбор в конечном итоге останется только за самим человеком, но все же с точки зрения морали и этики человек должен помогать, должен проявлять храбрость в случаях несправедливости, а иначе мы попросту перестанем существовать. Никто не хочет стать примером самопожертвование, но каждому нужны герои, чтобы в трудный момент жизни, не смотря не на что верить в лучшее, верить в себя.

Образец 3

Наиболее часто чувство смелости приписывают мужчинам, а чувство трусости наоборот считается более женским. Тем не менее, подобная классификация является условной и в действительности эти чувства универсальны и присущи представителям любого пола. Каждый человек может развивать в себе и то и другое.

Если смотреть поверхностно, то смелость и трусость являются понятными качествами. Однако, если посмотреть немного глубже, то становится не совсем понятно, в чем различия между смелостью и глупостью, между трусостью и осторожностью, когда следует проявлять смелость и когда даже следует проявить трусость.

Когда ситуация рассматривается более прозаически, то есть возможность увидеть некоторые весьма любопытные факты. К примеру, возьмем войну, которая, как ни странно, является типичным положением дел для человечества. Люди регулярно организуют войны на протяжении практически всей собственной истории.

Кто возвращается после войны? Как правило, считается – герои. Тем не менее, на самом деле основная часть героев остается на поле брани, так как функция героя как такового нередко заключается в том, чтобы не только совершить героические поступки, но и героическую гибель.

По большей части с войны возвращаются трусы. По большей части выживают трусы и если взять фактор эволюционного отбора, то, вероятно, именно трусы, а не смельчаки могли избегать хищников, не кушать какие-то ядовитые ягоды. Зачастую трусость превалировала над любопытством и именно этот фактор позволял людям выживать.

Таким образом, существенная часть современного человечества является потомками именно трусов, а не смельчаков. Отсюда и возникает вопрос какое поведение вообще является более разумным и целесообразным и не путают ли люди часто смелость с глупостью, а трусость с осторожностью.

На мой взгляд, действительно существует отвага и истинная смелость, которая представляет собой самостоятельно развиваемое внутренне качество, которое в существенной степени связано с самовоспитанием личности и глубоким миропониманием. С другой стороны есть и нелепая трусость, которая может быть только признаком неразвитой личности и глупости. Тем не менее, для того чтобы понять все эти аспекты, нужно глубоко разбираться в себе самом и этом мире.

ЕГЭ. 350 слов

Роман богат разноплановыми персонажами, как главными, так и второстепенными. Одним из подобных персонажей является Соков Андрей Фокич. Был раскритикован Воландом за некачественные блюда, которые подавались в буфете театра Варьете.

Моє життя – це низка білих і чорних смуг. Моє майбутнє завжди залишалося для мене загадкою, або принаймні, до певного віку. Що буде в майбутньому? Не завжди хочеться про це думати занадто серйозно, хочеться припускати, мріяти, але зовсім не діяти

Доверяй, но проверяй – так гласит народная пословица. Речь идет об общем наиболее целесообразном отношении к другим людям, то есть нужно в целом выражать определенное положительное отношение

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» — «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Смелость и трусость наиболее ярко проявляются в людях в трудных жизненных ситуациях, когда нужно принимать решение, как поступить, и на войне. Обратимся к примерам из художественной литературы.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – Пётр Гринёв. Он служит в Белогорской крепости. Здесь их, молодых офицеров, двое. Второй – Швабрин. По-разному они поступают, когда крепость захватили пугачёвцы. Перед лицом смерти смело ведёт себя Гринёв. Он готов умереть, но не нарушить присяги верно служить Отечеству. Но не таков Швабрин. Чтобы спасти свою жизнь, он переходит на службу к Пугачёву. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но именно в таких ситуациях выявляются скрытые человеческие качества: лучшие и худшие, смелость и трусость.

В повести В. Быкова «Сотников» два главных героя. Они тоже молоды и тоже оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам. Не только преданность Родине живёт в нём, но и, конечно, смелость. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он струсил и перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Смелость и трусость ярче всего проявляются на войне.

Говоря о смелости и трусости нельзя не вспомнить повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Пять девчат-зенитчиц отправляются со старшиной Васковым, чтобы задержать отряд немецких диверсантов. Вспомним эпизод, в котором рассказывается, как Женька Комелькова идёт купаться в озере, чтобы заставить фашистов, притаившихся на другом берегу, пойти к железной дороге обходным путём, потерять время. Страшно ей было в этот миг? Конечно, очень страшно. Но Женька совершила смелый поступок, она не думала в это время о себе. За её спиной были товарищи, в её сердце жила преданность родной земле. И погибает смелая Женька героически: уводит врагов в сторону от своих товарищей, от раненой подруги. А Галка Четвертак? Неужели она самая трусливая? Тогда почему и её имя выбито на памятнике, стоящем на опушке леса? Она погибла не потому, что струсила. Просто страх охватил её, когда совсем близко она впервые в жизни увидела врагов. Не будем в этом винить совсем молодую девчонку, не будем говорить, что она струсила. Ведь на войне и взрослые мужчины тоже многого боятся, просто умеют преодолевать чувство страха.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заставила меня задуматься о том, какую роль играют смелость и трусость в нашей жизни, как воспитать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.

Как отличить трусость от благоразумия, а смелость от безрассудства?

Пример итогового сочинения по направлению: Смелость и трусость, 2017-2018 (согласно ФИПИ).

Смелость и трусость - по смыслу противоположные понятия, при этом они полны нюансов, многоаспектны, краеугольны.

Вроде бы нет ничего проще, чем объяснить понятия «смелость» и «трусость»? Способный рискнуть своей жизнью, конечно же, - смельчак, человек не из робкого десятка. А если человек в случае опасности отступает, скорее всего, он малодушен и труслив.

Однако не всё так очевидно. Храбрость или глупость управляют теми, кто в поисках сильных эмоций катаются на крышах мчащихся поездов? Нерешительность или благоразумие стоит усмотреть в действиях врача, отправляющего пациента на обследование перед операцией? Мне кажется, что смелость и трусость — это качества, которые можно определить только в свете конечной цели поступка.

Литература подарила нам множество героев, о смелости или трусости которых интересно порассуждать. Рассмотрим персонажей замечательного романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Трудно поспорить с тем, что Швабрин, спасающий свою жалкую жизнь предательством, — это трус. Понятна и смелость Петра Гринёва, готового отдать жизнь за то, что ему дорого.

А Маша Миронова? «Трусиха» ли она, как зовёт её мать? Или она благоразумная девушка, какой считает её возлюбленный? Чтобы ответить на этот вопрос, надо дочитать произведение до конца. Мы помним, что робость капитанской дочки исчезает, когда Петру грозит смертная казнь: Маша смело отправляется за милостью к самой императрице.

Также можно обратиться к роману Л.Н. Толстого «Война и мир«. Вспомним хладнокровного и жестокого Долохова, способного вызвать человека на дуэль без причины. Фёдор рискует жизнью, но цель этого риска — самоутверждение, а не самопожертвование. На мой взгляд, это не смелость, а безрассудные шалости эгоиста, которому ничего не стоит убить человека.

А что можно сказать о решении Кутузова об отступлении русской армии? Разве можно назвать это трусостью? Нет, великий полководец проявил мудрость и благоразумие, отдав французам разорённую Москву. Пока солдаты Наполеона превращались в мародёров, русские войска пополнили припасы и окрепли, что решило исход войны.

Аргументы для сочинения по теме "Смелость и трусость".

Обосновывая выбор направления итогового сочинения важно понимать суть понятий смелость и трусость .
Смелость и трусость сосуществуют на в контекстве восприятия понятия "страх".
Смелость - это не отсутствие страха, смелость - этот способность совладать со страхом.
Трусость - это неспособность справиться со страхом чего или кого-либо.
Смелость без страха - это глупость и неоправданный риск.
Трусость - не всегда просто страх, иногда это свойство основано на более глубоких характеристиках личности, таких как нерешительность, эгоизм и просто равнодушее к проблемам окружающих.