Вокальное творчество шуберта кратко. Музыкальный образ франц шуберт лесной царь. г. Узловая, Тульская область

Идейное содержание искусства Шуберта. Вокальная лирика: ее истоки и связи с национальной поэзией. Ведущее значение песни в творчестве Шуберта

Огромное творческое наследие Шуберта охватывает около тысячи пятисот произведений в различных областях музыки. Среди написанного им до 20-х годов многое и по образам, и по художе­ственным приемам тяготеет к венской классицистской школе. Од­нако уже в ранние годы Шуберт обрел творческую самостоятель­ность, сначала в вокальной лирике, а затем и в других жанрах, и создал новый, романтический стиль.

Романтическое по идейной направленности, по излюбленным образам и колориту, творчество Шуберта правдиво передает душевные состояния человека. Его музыка отличается широко обобщенным, социально значимым характером. Б. В. Асафьев отмечает в Шуберте «редкую способность быть лириком, но не замыкаться в свой личный мир, а ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передавать боль­шинство людей».

В искусстве Шуберта отражено мироощущение лучших людей его поколения. При всей тонкости, лирика Шуберта лишена изысканности. В ней нет и нервозности, душевного надлома или сверхчувствительной рефлексии. Драматизм, взволнованность, эмоциональная глубина сочетаются с замечательным душевным равновесием, а многообразие оттенков чувств - с удивительной простотой.

Важнейшей и любимой областью творчества Шуберта была песня. Композитор обратился к жанру, который теснее всего был связан с жизнью, бытом и внутренним миром «маленького чело­века». Песня была плотью от плоти народного музыкально-поэтического творчества. В своих вокальных миниатюрах Шуберт нашел новый лирико-романтический стиль, ответивший на живые художе­ственные запросы многих людей его времени. «То, что совершил Бетховен в области симфонии, обогатив в своей «девятке» идеи-чувствования людских «вершин» и героическое современной ему эстетики, то Шуберт совершил в области песни-романса как лирики «простых естественных помыслов и глубокой человечно­сти» (Асафьев). Шуберт поднял бытовую австро-немецкую песню на уровень большого искусства, придав этому жанру необычайное художественное значение. Именно Шуберт сделал песню-романс равноправной в ряду других важнейших жанров музыкального искусства.

В искусстве Гайдна, Моцарта и Бетховена песня и инструмен­тальная миниатюра играли безусловно второстепенную роль. Ни характерная индивидуальность авторов, ни особенности художе­ственного стиля не проявились у них в этой сфере сколько-нибудь полно. Их искусство, обобщенно-типизированное, рисующее образы объективного мира, с сильными театрально-драматическими тенденциями, тяготело к монументальному, к строгим, разграни­ченным формам, к внутренней логике развития в большом мас­штабе. Симфония, опера и оратория были ведущими жанрами композиторов-классицистов, идеальными «проводниками» их идей» Даже клавирная музыка (при всем бесспорном значении клавирной сонаты для формирования классицистского стиля) у ранних венских классиков имела побочное значение, по сравнению с мону­ментальными симфоническими и вокально-драматическими произ­ведениями. Один Бетховен, для которого соната выполняла роль творческой лаборатории и значительно опережала развитие дру­гих, более крупных инструментальных форм, придал фортепиан­ной литературе то ведущее положение, которое она заняла в XIX столетии. Но и для Бетховена фортепианная музыка - это прежде всего соната. Багатели, рондо, танцы, мелкие вариации и другие миниатюры очень мало характеризуют собой то, что называется «бетховенским стилем».

«Шубертовское» в музыке совершает радикальную перестанов­ку сил по отношению к классицистским жанрам. Ведущими в твор­честве венского романтика становятся песня и фортепианная ми­ниатюра, в частности танец. Они преобладают не только количест­венно. В них раньше всего и в наиболее законченной форме про­явилась индивидуальность автора, новая тема его творчества, его самобытные новаторские приемы выражения.

Больше того, и песня, и фортепианный танец проникают у Шу­берта в область крупных инструментальных произведений (симфо­нию, камерную музыку в сонатной форме), которые формируются у него позднее, под непосредственным воздействием стиля миниа­тюр. В оперной или хоровой сфере композитору так и не удалось преодолеть до конца некоторую интонационную обезличенность и стилистическую пестроту. Как по «Немецким танцам» нельзя полу­чить даже приблизительного представления о творческом облике Бетховена, так по операм и кантатам Шуберта невозможно догадаться о масштабе и историческом значении их автора, гени­ально проявившего себя в песенной миниатюре.

Вокальное творчество Шуберта преемственно связано с авст­рийской и немецкой песней, получившей широкое распространение в демократической среде начиная с XVII столетия. Но Шуберт внес в этот традиционный вид искусства новые черты, которые радикально преобразили песенную культуру прошлого.

Эти новые черты, к которым прежде всего относится и роман­тический склад лирики, и более тонкая разработанность образов, неразрывно связаны с достижениями немецкой литературы вто­рой половины XVIII - начала XIX века. На ее лучших образцах формировался художественный вкус Шуберта и его ровесников. В годы юности композитора еще были живы поэтические традиции Клопштока и Хёльти. Его старшими современниками являлись Шиллер и Гёте. Их творчество, с юных лет восхищавшее музыкан­та, оказало на него огромное воздействие. Он сочинил более семи­десяти песен на тексты Гёте и более пятидесяти песен на тексты Шиллера. Но при жизни Шуберта утверждала себя и романтиче­ская литературная школа. Он завершил свой путь песенного композитора произведениями на стихи Шлегеля, Рельштаба, Гейне. Наконец, его пристальное внимание привлекли переводы произве­дений Шекспира, Петрарки, Вальтера Скотта, получившие широ­кое распространение в Германии и Австрии.

Мир интимный и лирический, образы природы и быта, народ­ные сказания - вот обычное содержание избираемых Шубертом поэтических текстов. Его совсем не привлекали «рациональные», дидактические, религиозные, пасторальные темы, столь характер­ные для песенного творчества предшествующего поколения. Он отвергал стихи, несущие в себе следы «галантных галлицизмов», модных в немецкой и австрийской поэзии середины XVIII столе­тия. Нарочитая пейзанская простота также не находила у него отклика. Характерно, что из поэтов прошлого он испытывал особен­ную симпатию к Клопштоку и Хёльти. Первый провозгласил чувст­вительное начало в немецкой поэзии, второй создавал стихи и баллады, близкие по стилю к народному творчеству.

Композитор, достигший в своем песенном творчестве высочай­шего претворения духа народного искусства, не интересовался фольклорными сборниками. Он оставался равнодушным не толь­ко к собранию народных песен Гердера («Голоса народов в песне») *,

* Только за год до смерти Шуберт использовал один текст из собрания Гердера - балладу «Эдвард».

но и к знаменитому сборнику «Волшебный рог мальчика», вызвавшему восхищение самого Гёте. Шуберта увлекали стихи, от­личающиеся простотой, проникнутые глубоким чувством и при этом обязательно отмеченные авторской индивидуальностью.

Излюбленная тема песен Шуберта - это типичная для роман­тиков «лирическая исповедь» со всем многообразием ее эмоциональных оттенков. Как и большинство близких ему по духу поэ­тов, Шуберта особенно привлекала любовная лирика, в которой можно с наибольшей полнотой раскрыть внутренний мир героя. Тут и невинная простосердечность первой любовной тоски («Маргарита за прялкой» Гёте), и грезы счастливого возлюблен­ного («Серенада» Рельштаба), и легкий юмор («Швейцарская песенка» Гёте), и драматизм (песни на тексты Гейне).

Мотив одиночества, широко воспетый поэтами-романтиками, был очень близок Шуберту и нашел отражение в его вокальной лирике («Зимний путь» Мюллера, «На чужбине» Рельштаба и другие).

Чужим пришел сюда я.
Чужим покинул край -

так начинает Шуберт свой «Зимний путь» - произведение, вопло­щающее трагедию духовного одиночества.

Кто одиноким хочет быть,
Останется один;
Хотят все жить, хотят любить,
Зачем несчастный им? -

говорит он в «Песне арфиста» (текст Гёте).

Народно-жанровые образы, сцены, картины («Полевая розоч­ка» Гёте, «Жалоба девушки» Шиллера, «Утренняя серенада» Шекспира), воспевание искусства («К музыке», «К лютне», «К моему клавиру»), философские темы («Границы человечества», «Ямщику Кроносу») - все эти разнообразные темы раскрываются Шубер­том в неизменно лирическом преломлении.

Восприятие объективного мира и природы неотделимо от на­строения поэтов-романтиков. Ручеек становится послом любви («Посол любви» Рельштаба), роса на цветах отождествляется с любовными слезами («Похвала слезам» Шлегеля), тишина ночной природы - с мечтой об отдыхе («Ночная песнь странника» Гёте), сверкающая на солнце форель, попавшаяся на удочку рыболова, становится символом непрочности счастья («Форель» Шуберта).

В поисках наиболее яркой и правдивой передачи образов современной поэзии сложились новые выразительные средства шубертовских песен. Они определили особенности шубертовского му­зыкального стиля в целом.

Если о Бетховене можно сказать, что он мыслил «сонатно», то Шуберт мыслил «песенно». Соната для Бетховена была не схемой, а выражением живой мысли. Он искал свой симфонический стиль в фортепианных сонатах. Характерные признаки сонаты пронизы­вали у него и несонатные жанры (например: вариации или рондо). Шуберт же почти во всей своей музыке опирался на совокупность образов и выразительных средств, лежащих в основе его вокаль­ной лирики. Ни один из господствующих классицистских жанров с присущим им в большой степени рационалистическим и объектив­ным характером не соответствовал лирическому эмоциональному облику шубертовской музыки в той мере, в какой соответствовала ему песня или фортепианная миниатюра.

В свой зрелый период Шуберт создал выдающиеся произведения в крупных обобщающих жанрах. Но не следует забывать, что именно в миниатюре выработался новый лирический стиль Шубер­та и что миниатюра сопровождала его на всем творческом пути (одновременно с G-dur"ным квартетом, Девятой симфонией и струнным квинтетом Шуберт писал свои «Экспромты» и «Музы­кальные моменты» для фортепиано и песенные миниатюры, вошед­шие в «Зимний путь» и «Лебединую песнь»).

Наконец, в высшей степени знаменательно, что симфонии и крупные камерные произведения Шуберта только тогда достигли художественной неповторимости и новаторского значения, когда композитор обобщил в них образы и художественные приемы, предварительно найденные им в песне.

После сонаты, господствовавшей в искусстве классицизма, шубертовская песенность внесла в европейскую музыку новые образы, свой особый интонационный склад, новые художественно-кон­структивные приемы. Шуберт неоднократно использовал свои пес­ни и в качестве тем для инструментальных произведений. Именно господство у Шуберта художественных приемов лирической пе­сенной миниатюры *

* Миниатюра специально подчеркивается, так как сольная песня кантат­ного типа не отвечала эстетическим исканиям композиторов-романтиков».

совершило тот переворот в музыке XIX столе­тия, в результате которого одновременно созданные произведения Бетховена и Шуберта воспринимаются как относящиеся к двум разным эпохам.

Самые ранние творческие опыты Шуберта еще тесно связаны с драматизированным оперным стилем. Первые песни юного композитора - «Жалоба Агари» (текст Шюкинга), «Похоронная фантазия» (текст Шиллера), «Отцеубийца» (текст Пфеффеля) - давали все основания предполагать, что из него выработался опер­ный композитор. И приподнятая театральная манера, и ариозно-декламационный склад мелодии, и «оркестровый» характер сопро­вождения, и большие масштабы сближали эти ранние сочинения с оперными и кантатными сценами. Однако самобытный стиль шу­бертовской песни сложился только тогда, когда композитор освобо­дился от влияний драматической оперной арии. С песней «Юноша у ручья» (1812) на текст Шиллера Шуберт твердо вступил на путь, который привел его к бессмертной «Маргарите за прялкой». В рамках этого же стиля были созданы все его последующие песни - от «Лесного царя» и «Полевой розочки» до трагических произведений последних лет жизни.

Миниатюрная по масштабам, предельно простая по форме, близ­кая к народному искусству по стилю выражения, шубертовская песня по всем внешним признакам является искусством домашнего музицирования. Несмотря на то что песни Шуберта сейчас повсе­местно звучат на эстраде, оценить их в полной мере можно только в камерном исполнении и в небольшом кругу слушателей. Композитор меньше всего предназначал их для концертного исполнения. Но этому искусству городских демократических кругов Шуберт придал высокое идейное значение, неведомое песне ХVIII столетия. Он поднял бытовой романс до уровня лучшей поэзии своего времени .

Новизна и значимость каждого музыкального образа, богатст­во, глубина и тонкость настроений, удивительная поэтичность - все это бесконечно возвышает песни Шуберта над песенным твор­чеством предшественников.

Шуберту первому удалось воплотить в песенном жанре новые литературные образы, найдя для этого соответствующие музыкаль­ные средства выражения. Процесс претворения поэзии в музыке был у Шуберта неразрывно связан с обновлением интонационно­го строя музыкальной речи. Так родился жанр романса, олицетворяющий высшее и наиболее характерное в вокальной лирике «романтического века».

Глубокая зависимость шубертовских романсов от поэтических произведений, вовсе не означает, что Шуберт ставил перед собой задачу точного воплощения поэтического замысла. Песня Шуберта всегда оказывалась самостоятельным произведением, в котором индивидуальность композитора подчиняла себе индивидуальность автора текста. В соответствии со своим пониманием, своим настро­ением Шуберт акцентировал в музыке различные стороны поэти­ческого образа, нередко усиливая этим художественные достоин­ства текста. Так, например, Майргофер утверждал, что песни Шу­берта на его тексты раскрыли для самого автора эмоциональную глубину его стихов. Несомненно также, что поэтические достоин­ства стихов Мюллера повышаются от их слияния с музыкой Шу­берта. Часто второстепенные поэты (как Майргофер или Шобер) удовлетворяли Шуберта больше, чем гениальные, вроде Шиллера, в поэзии которого отвлеченные мысли превалировали над богат­ством настроений. «Смерть и девушка» Клаудиуса, «Шарманщик» Мюллера, «К музыке» Шобера в трактовке Шуберта не уступают «Лесному царю» Гёте, «Двойнику» Гейне, «Серенаде» Шекспира. Но все-таки лучшие песни написаны им на стихи, отличающиеся бесспорными художественными достоинствами *.

* Шуберт писал песни на стихи следующих поэтов: Гёте (более 70), Шил­лера (более 50), Майрхофера (более 45), Мюллера (45), Шекспира (6), Гейне (6), Рельштаба, Вальтера Скотта, Оссиана, Клопштока, Шлегеля, Маттисона, Козегартена, Кернера, Клаудиуса, Шобера, Салиса, Пфеффеля, Шюкинга, Коллина, Рюккерта, Уланда, Якоби, Крайгера, Зейдля, Пиркера, Хёльти, Платена и других.

И всегда именно поэтический текст своей эмоциональностью и конкретными обра­зами вдохновлял композитора на создание созвучного ему музы­кального произведения.

Используя новые художественные приемы, Шуберт достигал небывалой степени слияния литературного и музыкального образа. Так сложился его новый самобытный стиль. Каждый новаторский прием у Шуберта - новый круг интонаций, смелый гармонический язык, развитое колористическое чувство, «свободная» трактовка формы - был раньше всего найден им в песне. Музыкальные об­разы шубертовского романса совершили переворот во всей систе­ме выразительных средств, господствовавших на рубеже XVIII и XIX столетий.

В области вокальной лирики раньше и полнее всего проявилась индивиду-альность Шуберта, основная тема его творчества. Уже в 17 лет он стал здесь выдающимся новатором, тогда как ранние инструментальные произведения не отличаются особенно яркой но-визной.

Песни Шуберта - это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствован-ные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категори-ями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил « песенно» .

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений . Но использование песни в качестве материала - далеко не всё. Песня не только как материал, песенность как принцип - вот что существенно отличает Шуберта от его предшественников. Широко льющийся поток песенных мелодий в симфониях и сонатах Шуберт - это дыхание и воздух нового мироощущения. Именно через песенность композитор акцентировал то, что не было главным в классическом искусстве - человека в аспекте его непосредст-венных личных переживаний. Классические идеалы человечества превращаются в романтическую идею живой личности «как она есть».

Все компоненты шубертовской песни - мелодика, гармония, фортепианное сопровожде-ние, формообразование - отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни - ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. Их отличает большая напевность и непрерывность течения: они развертываются как бы «на одном дыхании». Очень часто в них ясно обнаруживается гармоническая основа (используется движение по звукам аккордов). В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы. Однако, если у Бетховена, к примеру, движение по аккордовым звукам связано с фанфарностью, с воплощением героических образов, то у Шуберта оно носит лирический характер и связано с внутрислоговой распевностью, «руладностью» (при этом распевы у Шуберта обычно ограничиваются двумя звуками на слог). Интонации распев-ные нередко тонко сочетаются с декламационными, речевыми.

Песня у Шуберта - это жанр многоплановый, песенно-инструментальный. Для каж-дой песни он находит абсолютно оригинальное решение фортепианного сопровождения. Так, в песне «Гретхен за прялкой» аккоманемент подражает жужжанию веретена; в песне «Форель» короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн, в «Серенаде» - звучание гитары. Однако функция аккомпанемента не сводится лишь к изобразительности. Фортепиано всегда создает нужный эмоциональный фон к вокальной мелодии. Так, например, в балладе «Лесной царь» фортепианная партия с остинатным триольным ритмом выполняет несколько функций:

  • характеризует общий психологический фон действия - образ лихорадочной тревоги;
  • изображает ритм «скачки»;
  • обеспечивает цельность всей музыкальной формы, поскольку сохраняется от начала до конца.

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Сквозная песенная форма допускала свобод-ное течение музыкальной мысли, детальное следование за текстом. У Шуберта в сквозной (балладной) форме написано более 100 песен, среди которых «Скиталец», «Предчувствие воина» из сборника «Лебединая песня», «Последняя надежда» из «Зимнего пути» и т.д. Вершина балладного жанра - «Лесной царь» , созданный в ранний период творчества, вскоре после «Гретхен за прялкой».

«Лесной царь»

Поэтическая баллада Гете «Лесной царь» представляет собой драматическую сцену с диало-гическим текстом. Музыкальная композиция опирается на рефренную форму . Рефреном являются возгласы отчаяния ре-бенка, а эпизодами - обращения к нему Лесного царя. Текст от автора образу-ет вступление и заключение баллады. Взволнованные малосекундовые интонации ребенка кон-трастируют напевным фразам Лесного царя.

Возгласы ребенка проводятся троекратно с повышением тесситуры голоса и тональным повышением (g-moll, a-moll, h-moll), как следствие - возрастание драматизма. Фразы Лесного царя звучат в мажоре (I эпизод - в B-dur, 2-й - с преобладани-ем C-dur). Третье проведение эпизода и рефрена изложено Ш. в одной муз. строфе. Этим также достигается эффект драматизации (контрасты сближаются). Последний раз возглас ребенка звучит с предельным напряжением.

В создании единства сквозной формы наряду с постоянным темпом, четкой тональной организацией с тональным центром g-moll особенно велика роль фортепианной партии с остинатным триольным ритмом. Это ритмическая форма perpetuum mobile, поскольку триольное движение впервые останавливается лишь перед заключительным речитативом в 3 т. от конца.

Баллада «Лесной царь» была включена в первый песенный сборник Шуберта из 16-ти песен на слова Гете, который друзья композитора послали поэту. Сюда же вошла «Гретхен за прялкой» , отмеченная подлинной творческой зрелостью (1814).

«Гретхен за прялкой»

В «Фаусте» Гете песня Гретхен - небольшой эпизод, не претендующий на полноту обрисовки этого персонажа. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику. Основной образ произведения - глубокая, но затаенная печаль, воспоминания и меч-та о несбыточном счастье. Неотступность, навязчивость основной мысли вызывает повторение начального периода. Он приобретает значение рефрена, запечатлева-ющего трогательную наивность, простодушие облика Гретхен. Печаль Гретхен далека от отчаяния, поэтому в музыке есть оттенок просвет-ленности (отклонение из основного d-moll в C-dur). Чередующиеся с рефреном разделы песни (их 3) носят разработочный характер: они отмечены активным развитием мелодии, варьированием ее мелодико-ритмических оборотов, сменой тональ-ных красок, главным образом мажорных, и передают порыв чувства.

Кульминация строится на утверждении образа воспоминания («...пожатье рук, его поцелуй»).

Как и в балладе «Лесной царь», здесь очень важна роль аккомпанемента, образующе-го сквозной фон песни. В нем органически сливаются и характеристика внутреннего возбуждения, и изображение прялки. Тема вокальной партии непосредственно вы-текает из фортепианного вступления.

В поисках сюжетов для своих песен Шуберт обращался к стихам многих поэтов (около 100), очень различных по масштабам дарования - от таких гениев, как Гете, Шиллер, Гейне, до поэтов-любителей из своего ближайшего окружения (Франц Шобер, Майрхофер). Наиболее стойкой была привязанность к Гете, на тексты которого Шуберт написал около 70 песен. С юных лет восхищала композитора и поэзия Шиллера (более 50). Позже Шуберт «открыл» для себя поэтов-романти-ков - Рельштаба («Серенада»), Шлегеля, Вильгельма Мюллера и Гейне.

Фортепианная фантазия «Скиталец», фортепианный квинтет A-dur (иногда его называют «Форельным», поскольку IV часть здесь представляет вариации на тему одноименной песни), квартет d-moll (во II части которого используется мелодия песни «Смерть и девушка»).

Одна из рондообразных форм, складывающаяся благодаря многократному включению рефрена в сквозную форму. Применяется в музыке со сложным образным содержанием, с изображением событий в словесном тексте.

Тема урока: « Образы песен зарубежных композиторов. Ф. Шуберт»

Проблемный вопрос: В чем современность музыки Ф. Шуберта?

Цель урока:

познакомиться с песенным творчеством австрийского композитора-романтика Ф. Шуберта в записи великих певцов разных стран мира, сумевшими передать в своем исполнении всю новизну и прелесть жанра песни Ф. Шуберта.

Музыкальный и видео материал:

Ф. Шуберт «Форель».

Ф. Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

«Санта Лючия» Ф. Шуберт. Р. Лоретти.

«Аве Мария» Ф. Шуберт. А. Каллас.

«Серенада». Ф. Шуберт. И. Архипова.

Изобразительный материал: «Рыбаки» А. Гийомена.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Письменная работа по карточкам

III . Введение в тему урока.

Тот без крыльев на земле живет:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовет… В. Семернин

2. Звучит «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти.

Санта Лючия (итал. Santa Lucia) - популярная народная неаполитанская песня. Была опубликована Теодоро Коттрау (1827-1879) в 1849 году. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия недалеко от восточного побережья, примерно в 200 км находится городок Санта Лючия (Santa Lucia) с одноименным озером (ЮАР) Спасшийся после кораблекрушения португальский моряк Мануэл Перестелу добрался до озера и назвал его этим красивым именем. Сейчас территория вокруг Санта Лючии является одновременно парком и центром развлечений. глубиной – не более полтора метра и длиной восемьдесят пять километров - находится под охраной ЮНЕСКО и включает в себя пять различных экосистем. В озере в естественной среде живут более тысячи бегемотов, и несколько тысяч крокодилов. Берега озера – сплошные заповедные субтропические леса с множеством диких животных и птиц.
В Санта Лючии рассказывают про поверие: Адам и Ева, как всем нам известно, согрешили в раю, после этого они пришли к Богу с повинной, и он их изгнал из рая на землю. Потом образовалось человечество, ну, дальше Вы знаете. Но сам Бог очень пожалел об этом, он скучал по людям и готов был их принять назад, и только его гордость не дала этого сделать. И тогда он сказал так: «Я создам рай на земле и назову его Санта Лючия. Как бы ни согрешили люди в этом райском месте, им все будет прощено. А все хорошее будет трижды благословимо!»
Тут действительно райское место!

Было время, когда в нашей стране почти изо всех открытых окон слышны были «O sole mio», «Джамайка» и другие известные песни в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти . Он начал петь чуть ли не с самого рождения, что для Италии не так уж и необычно. В этой стране поют все, и у большинства итальянцев красивые сильные голоса. Ребенка же ждало другое будущее, и его голос был не просто красивым и сильным. Он был уникальным. Поэтому уже в шесть лет мальчик стал солистом церковного хора, а в восемь – пел в хоре Римского оперного театра.

Предлагаю вам мысленно перенестись в Италию. Что вы знаете об этой стране? Чем она прославилась? (Исторические памятники, композиторы, певцы, появление оперы.)

IV . Работа по теме урока.

1. Поэзия - звучащее искусство. Публичное чтение стихов в салонах, гостиных и просто в интимном быту составляет ее живое существование. Мода на чтение стихов в салоне рождает особый жанр: декламация под музыкальное сопровождение фортепиано получает наименование мелодекламация.

В 17 веке особой популярностью пользуется такой жанр как песня.

Что такое песня?

2. Сообщение темы урока

Первым и самым плодовитым романтическим композитором в жанре песни является Франц Шуберт. Песня как жанр занимает ведущее место в его творчестве. За свою короткую жизнь (1797-1828) он написал более 600 песен, что сказалось на распространении этого жанра в Европе. Его песни - это небольшие сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент аккомпанировал, а иногда иллюстрировал смысл слов. Шуберт использовал в своих песнях тексты около сотни поэтов. Его жизнь всегда была тяжелой, его музыка всегда была светлой и радостной. Значительное место в песенном творчестве Шуберта занимают образы природы, находя отражение и в инструментальных сочинениях.

И это становится манифестом композиторов-романтиков, раскрывающих порывы души через метафоры пейзажей, цветов, природных стихий.

3. уберта о его песнях.

«Я пел песни и пел их много, много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании – оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу».

4. Слушание

Фрагмент «Ave Maria» Ф. Шуберта в исполнении М. Каллас;

Фрагмент «Серенады» Ф. Шуберта в исполнении И. Архиповой

5. Слушание песни «Форель».

6. Вопросы к учащимся:

Какой образ запечатлён в песне «Форель»? (Легкий, веселый, беззаботный , игривый.)

Какую картину помогает нарисовать сопровождение? (Плескание воды, движение воды, движение рыбки.)

7. Восприятие картины А. Гийомена «Рыбаки».

Французский живописец-импрессионист Арман Гийомен по специальности был торговым агентом и с 1860 работал в железнодорожной компании "Париж-Орлеан". Однако любовь к живописи привела его в Академию Сюиса в Париже. Там он встретился с К. Писсарро и П. Сезанном, благодаря которым научился работать на пленэре. Художник любил писать на Атлантическом побережье Франции, Лазурном берегу. В отличие от многих импрессионистов Гийомен работал широкими кистями, использовал интенсивные, яркие цвета, которыми покрывал большие плоскости. Он работал преимущественно в жанре пейзажа. Представленная картина экспонировалась впервые в 1886 и относится к зрелым работам художника, когда он, очарованный пленэрной живописью, создал лучшие свои произведения. Другие известные произведения: "Сена". 1867-1868выставлялись в Эрмитаже Санкт-Петербурга; "Пейзаж с руинами". 1897 в ГМИИ им. в г. Москва…

8. Беседа на выявление особенности воплощения музыкального и художественного образа.

Сравните эту песню с картиной «Рыбаки» А. Гийомена. Есть в них что-либо сходное? (содержание….)

Что можно сказать об их выразительности? (красочные, в мажорном ладу…)

Какое чувство и настроение выражены в картине, а какое - в песне? (В картине выражено напряжение, ожидание, предвкушение чего-то …; в песне - радость, кокетливость, игривость, счастье…)

4. Слушание «Фореллен – квинтет» Ф. Шуберта

Каким изменениям подвергся музыкальный образ песни? (меняется настроение, характер…)

V . Итог урока.

Понравилась ли вам музыка Ф. Шуберта?

Что способствовало распространению песенного жанра в Европе? (уберта.)

Какое место в творчестве Ф. Шуберта занимает песня? (Ведущее, главное.)

Что отличает песни Ф. Шуберта? (Это небольшие сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент аккомпанировал, а иногда иллюстрировал смысл слов.)

В чем современность музыки Ф. Шуберта? (современный человек способен любоваться природой, окружающей жизнью, переживать чувство прекрасного)

Какую роль в вашей жизни она может сыграть? (Может открыть нам красоту мира и чувств)

Что больше всего запомнилось? Что заинтересовало? (музыка Ф. Шуберта, бельканто)

VII . Д/З

Задание

Мини-проект «Песенное творчество Ф. Шуберта».

Список использованной литературы :

Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы (, «Просвещение», 2013)

Творческая тетрадь «Музыка», 6 класс (, «Просвещение», 2012)

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Музыкальный материал:

1. Фонохрестоматия для 6 класса (,)

2. http://www. /track/robertino-loretti/mp3/santa-lucia/ - «Санта Лючия» Робертино Лоретти

3. http:///search/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%81%20ave%20maria – Мария Каллас, «Ave Maria» Ф. Шуберта

4. http:///search/%D0%A8%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B0 – «Серенада» Ф. Шуберта, И. Архипова

Источники заимствования картинок:

1. http:///p/w1280h1024/28/fea2/d1e345d7fc0d8fd6c5a842b326bd13cf. jpg

–портрет Ф. Шуберта

2. http://i1.2photo. ru/k/b/384032.jpg - фон слайда

3. http://sr. gallerix. ru/1284574174/G/1112689204/ - картина «Рыбаки» А. Гийомена

4. http://www. wallpapersdb. org/wallpapers/world/village_1920x1440.jpg - фон слайда

5. http:///zemlya-i-nedvijimost/zemlya-i-nedvijimost-v-mire/37-nedvizhimost-v-italii. html –Колизей

6. http://img. mota. ru/upload/wallpapers/2011/10/05/10/05/27885/mota_ru_1100515-crop. jpg - Италия

7. http://www. /source/images/articles/406.jpg - Италия

8. http://planetaa. org/images/Kultyra/11610000.jpg - Италия

9. http://everytour. ro/poze/oferte/opera_scala8591.jpg - Миланский театр

10. http://www. /article/the-opening-of-the-bolshoi-theater/5.jpg?5245997148256952516 – Большой театр

Дополнительный материал:

1.http://www. /watch? v=ZG2chV_cNxI – видео «Фореллен-квинтет» Ф. Шуберта

Песни Шуберта.

Предлагаемая вниманию работа своей задачей считает дать характеристику стиля песен Шуберта: особенностей мелодики, гармонии, фортепьянной партии, соотношения слова и музыки.

Шуберт был первым великим композитором-романтиком. Многое сближает его с представителями венской классической школы: простота, ясность, гармоническая уравновешенность, которые свидетельствуют о классических чертах его творчества.

Органическое соединение романтических и классических черт свойственно всему творчеству Шуберта, в том числе и песне.

В песенном творчестве Шуберта происходит тесное единение поэтического текста и музыки.

Шуберт достигал высокого художественного результата благодаря раскрытию духовного мира человека, в воспроизведении его чувств, переживаний, настроений.

Важная особенность шубертовской песни – умение композитора даже самое сложное содержание выражать максимально простыми средствами. Это усиливает художественное воздействие, увеличивает доходчивость его музыки.

Ряд своих песен Шуберт написал в жанрах серенады, колыбельной, а также баркаролы. Шуберт широко использовал элементы танца и марша для обогащения выразительности.

Песенное творчество Шуберта отличает поразительное богатство и разнообразие. Они были написаны на стихотворения примерно ста поэтов, в целом присутствовала широта охвата поэзии немецкой и австрийской в песнях Шуберта.

Очень разнообразны песни Шуберта и по содержанию. Большое место в песнях Шуберта занимает тема природы. Природу композитор всегда рисовал через восприятие ее героем. В особенности привлекала композитора водная стихия – и мирно журчащий ручей («Прекрасная мельничиха», ряд песен «Зимнего пути» и др.), и широкие просторы спокойного и бушующего моря.

Наряду со светлыми чувствами в песнях Шуберта находят отражение страдания и скорбь. Важное место в его песнях занимает тема одиночества, неразделенная любовь. Разнообразие песенной мелодики Шуберта порождено разнообразием содержания, воплощенного в песнях, богатством круга их образов. Вокальная партия всегда оставалась у Шуберта основой песни.

Лирическая мелодия Шуберта – это основная разновидность его мелодики. Вокальность мелодий тесно соединена с песенностью.

Важные качества шубертовской мелодики – ее особая гармоничность и красота. Диатоника господствует в мелодике песен Шуберта. Он применял хроматизмы, подчиненные диатонике. Примечательны замаскированные «хроматизмы вразбивку», например, в песне « Ave Maria » на текст Скотта.

Плавное мелодическое движение часто сочетается с движением по звукам трезвучий.

Круг аккордов в мелодическом движении у Шуберта расширяется. Композитор использовал мелодически по звукам двойной доминанты в песне «Мельник и ручей» из «Прекрасной мельничихи» (второй раздел).

Особое положение в мелодике занимает V ступень лада с ее двойственной функцией квинты тоники и примы доминанты в песне «Гретхен за прялкой» на текст Гете. Шуберт применял этот прием в песнях, исполненных драматизма («Шарманщик» из «Зимнего пути»), что создавало ощущение незавершенности, вопроса.

Широкий диапазон мелодии обусловливает использование различных регистров голоса. Сопоставление регистров в одной мелодии придает ей особую «объемность», эмоциональную наполненность, например, в песне «Спокойно спи» из «Зимнего пути».

Очень широко представлено в песнях Шуберта мелодическое движение, которое можно определить как кружение. Кружение вокруг неустойчивых ступеней применяется в кратких построениях, например, в вокальной партии «Лесного царя» на текст Гете.

Нередко Шуберт применял звуковысотные синкопы (то есть большая высота выделяет звук на слабой или относительно слабой доле). Классический пример представляет песня «Шарманщик» из «Зимнего пути».

В мелодиях многих песен Шуберта встречается лирическое смещение каденций, что усиливает динамичность музыки. Подобного рода каденции встречаются в шести песнях из «Прекрасной мельничихи» - например, «В путь», «Пауза», «Охотник» и др.

В колористическом плане шубертовские хроматические секвенции воспринимаются в связи с характеристикой мрачных душевных состояний.

Восходящая секвенция ограничивается двумя звеньями в песне «Гретхен за прялкой» на текст Гете, что подчеркивает развитие чувств Гретхен.

Выделяются в шубертовской песенной мелодике обороты с повторами, которые применяются в мелодиях различного типа. «Легкие» повторы звука характерны для народной песенности, например, в песне «Форель» на текст Шуберта.

Изучение песен Шуберта показывает, что он привлекает некоторые тональности в связи с текстами определенного характера.

До мажор является самым светлым и ярким по колориту.

Соль мажорная тональность шубертовских используется для светлых и спокойных любовных песен, например, песня «Дикая роза» на текст Гете.

Важная роль в песенных сочинениях Шуберта принадлежит задержаниям с острым диссонансом, в первую очередь малосекундовым. Известный пример – музыкальное воплощение криков ужаса ребенка в «Лесном царе» на текст Гете.

Важнейшее выразительное значение у Шуберта приобретает ладотональная неопределенность интервалов (прежде всего терций, секст). Она тонко использована, например, в песне «Любимый цвет» из «Прекрасной мельничихи».

Различные виды гармонической перекраски не одного звука, а целого мелодического оборота можно встретить в известной «Вечерней серенаде» на текст Рельштаба.

В подавляющем большинстве песен Шуберта фортепианная партия отвечает прямым естественным возможностям инструмента, для которого она написана. Фортепианные партии Шуберта отличает интонационная, тематическая наполненность. Самое новое в фортепианных партиях песен Шуберта связано с соотношением их с вокальной партией.

Музыкальные зарисовки водной стихии у Шуберта всегда тонки и глубоко содержательны. Музыкальные изображения ручья у Шуберта, например, в песне «Куда» из «Прекрасной мельничихи», композитор дает воплощение эмоций, которые ручей вызывает в душе героя.

Новое применение Шубертом «сквозного» фигурационного движения было связано с оттенками содержания различных разделов сочинения. Возможности подобного варьирования фигураций Шуберт открыл уже в песне «Гретхен за прялкой».

Позднее композитор полностью обновлял фактуру, сохраняя только ритмическую формулу. Известнейшим примером служит песня «Лесной царь».

В песнях, в которых сталкиваются резкие контрасты, построение (постлюдия) строится на основе прежнего материала или выступает как обобщение – резюме, подводящее итог столкновению противоречивых начал («Спокойно спи» из «Зимнего пути»).

Тенденция к трактовке заключительных построений как обобщения предшествующего развития наблюдается во многих песенных сочинениях Шуберта. Концовки такого рода заключения, дающие разное «эмоциональное осмысление» можно отметить в песне «Спокойно спи» из песенного цикла «Зимний путь».

Ф. Шуберт осуществил реформу песенного жанра. Он был первым великим представителем нового романтического направления в музыке, а одной из ведущих черт романтизма является внимание к чувствам, переживаниям отдельного человека. Свою роль сыграли и специфические черты Шуберта как художника-романтика.

Важнейшей опорой для Шуберта в его реформе песни было народно-песенное искусство Австрии и Германии. Шуберт опирался на все достижения немецкой и австрийской профессиональной музыки – прежде всего на достижения представителей венской классической школы. Шуберт с широтой, глубиной и правдивостью запечатлел в своих песнях строй мыслей и чувств, духовную жизнь людей своей эпохи.

Список литературы.

    Вульфиус П.А. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта.-М., 1974.

    Конен В. – Шуберт.- М., 1959.

    Васина – Гроссман В. Романтическая песня XIX века.- Москва, 1966.

    Хохлов Ю.Н. Песенное творчество Шуберта.-Москва, 1955.

    Гольдшмидт Г. Франц Шуберт: Жизненный путь –М., 1968.

Старинной песни мир - коричневый, зелёный,
Не только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
(О. Мандельштам)
Как известно, для того, чтобы музыка жила, необходимы три действующих лица - композитор, исполнитель и слушатель. Композитор вкладывает свои чувства и мысли в нотную запись. Исполнитель стремится наиболее точно передать всё зашифрованное в нотах и неизбежно добавляет что-то своё. Для внимательного слушателя общение с прекрасной музыкой может стать шагом к открытию чего-то нового в себе и в окружающем мире.Сегодня мы познакомимся с выдающимися образцами композиторского и исполнительского мастерства. Стать выдающимися слушателями предстоит вам. Это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Нужно просто сосредоточиться и постараться понять, что скрывается за музыкальным образом.
Послушайте песню
австрийского композитора Франца Шуберта "Двойник" в исполнении великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина."Ноты - это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор," - так говорил Ф. И. Шаляпин, стремившийся добиться наибольшей правды в своём исполнении. "Только правдивое - прекрасно," - ещё одна фраза знаменитого певца.
___________________________________________________________________________________________________________________________________

Творчество Франца Шуберта

способствовало распространению песенного жанра в Европе. Песни Шуберта - это небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом. Аккомпанемент как бы комментирует, иногда иллюстрирует содержание.

Большую часть своих произведений Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для встреч с друзьями, которые он называл "шубертиадами".

М. фон Швинд. Шубертовский вечер (Шуберт за фортепиано).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особой разновидностью песни является баллада .
Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения, драматичностью выражения чувств. Нередко повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки. Одно из самых знаменитых произведений композитора - баллада "Лесной царь" на стихи И. В. Гёте.
Шуберт сочинил её, когда ему было 18 лет. Вот как один из друзей композитора рассказывал о процессе сочинения произведения:
"Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке "Лесного царя". Он прошёлся с книжкой несколько раз
взад и вперёд по комнате , внезапно сел - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге".
Послушайте балладу "Лесной царь". Обратите внимание на то, как сочетаются мелодия и сопровождение, на изобразительность и выразительность аккомпанемента.

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
И. В. Гёте. перевод В. А. Жуковского

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" -
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой". -
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит". -
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей". -
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой". -
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.



__________________________________________________________________________________________________________________________________
Жанр баллады живёт и в наше время. Примером современной баллады можно назвать песню О. Фельцмана на слова Р. Рождественского "Огромное небо" ,
в которой описывается случай, реально произошедший с нашими пилотами, служившими в Германии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание.
1.Какой композитор считается создателем жанра вокальной баллады?
2.Какая из двух картин в приложении наиболее созвучна балладе "Лесной царь"?
3. Почему песню "Огромное небо" можно назвать балладой?
4*.Назовите хотя бы один адрес в Санкт-Петербурге, связанный с именем Ф. И. Шаляпина.