Жил тютчев. Тютчев - сообщение доклад кратко

Фёдор Иванович Тютчев появился на свет в поместье Овстуг Орловской губернии. Детские годы прошли в Овстуге, а юношеские лета - в Москве.

Его домашним учителем был поэт Семён Раич, который познакомил ученика с творениями литераторов всего мира и одобрявший его первые опыты на литературном поприще. Фёдор изучал поэзию Древнего Рима, латынь и в двенадцатилетнем возрасте успешно переводил оды Горация.

Самым первым произведением Тютчева, вышедшим в свет, стала публикация 1819 года переложения оды «Послание к Меценату». Вскоре Фёдор Иванович поступил в Московский университет на словесное отделение и принял участие в его литературной жизни. По окончании университета в 1821 году, Тютчев получил степень кандидата словесных наук, а в 1822 году стал служить в Коллегии иностранных дел. Затем его назначили чиновником в Мюнхене, и в течение 22 лет поэт посещал Родину лишь наездами.

В это время его связь с литературной жизнью в России надолго прерывается.

Мюнхен во время службы в нём Тютчева мог носить статус культурного и политического центра страны. Этот город приводил в восторг, способствовал расширению знаний в области истории, философских наук, иностранных языков. Круг знакомых Тютчева составляют знаменитый философ и идеалист Фридрих Шеллинг, немецкий поэт и критик Генрих Гейне. Поэт переводит стихи Иоганна Гёте, Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира.

Известность пришла к Фёдору Ивановичу Тютчеву вместе с опубликованием 24 произведений, написанных в Германии, в журнале Александра Сергеевича Пушкина «Современник».

В 1826 году Фёдор Иванович связал свою судьбу с Элеонорой Петерсон, которая была вдовой русского дипломата. Брак был заключён по лютеранскому обычаю, а не по-православному, так как подобный ритуал венчания дипломатического чиновника за границей требовал продолжительных хлопот. Обвенчались они в 1829 году в греческой православной церкви. Вскоре Элеонора Фёдоровна, у которой уже было четверо детей, родила Тютчеву трёх дочерей.

1833 год даёт начало роману Тютчева с красивой женщиной Эрнестиной Дернберг. Чтобы избежать скандала и различных слухов, поэт переводится секретарём в Турине. Тут он и пережил смерть жены. За одну ночь поэт поседел. Горькие воспоминания об Элеоноре Тютчевой отразились в его произведениях.

Горечь жизненных обстоятельств не погасила пылкие чувства Фёдора Ивановича к Эрнестине Дернберг. В 1839 году, забрав ключи от русского посольства, Тютчев поехал в Швейцарию, дабы обвенчаться с возлюбленной. Служебный проступок не мог позволить дипломатической службе Фёдора Ивановича продолжаться. Подав в отставку, он стал жить в Мюнхене. На протяжении ещё пяти лет, Тютчев не имел никакого официального положения и упорно искал возможность возвращения на службу.

Осенью 1844 года Фёдор Иванович вместе со своей семьёй возвращается на Родину. С 1858 года являлся председателем комитета цензуры, где разными способами стремился умалить гнёт цензуры.

Возвратясь в Россию, Тютчев испытывает новый творческий взлёт. В 1849-1852 годах он создаёт множество стихотворений.

Поэзия Тютчева насчитывает более 400 стихов. Тема природы – одна их самых распространённых в лирике поэта. Так, пейзажи, динамичность, многоликость природы показаны в таких стихотворениях Тютчева, как «Осень», «Весенние воды» и многих других.

Любовь также является важной тематикой лирики Тютчева. Чувственность, нежность, страсть, напряжённость проявляются в его стихах. Любовь представлена поэтом в стихах из «денисьевского» цикла.

1850 год ознаменовался знакомством поэта с воспитательницей Смольного института Еленой Александровной Денисьевой. Этот открытый четырнадцатилетний роман вызвал сильную общественную травлю. Основной груз осуждения выпал на долю впечатлительной женщины. Денисьева умерла, не сумев справиться с предназначенными ей тяжёлыми испытаниями. Она оставила Фёдору Ивановичу троих детей.

1865 году поэту выпало смириться с утратой двоих детей и матери. Позже Тютчеву доводится пережить череду смертей любимых людей. Он похоронил сына и дочь, своего единственного брата.

1. Краткая биографическая справка.
2. Философское миросозерцание поэта.
3. Любовь и природа в поэзии Тютчева.

Ф. И. Тютчев родился в 1803 году в родовитой дворянской семье. Мальчик получил хорошее образование. Интерес к поэзии у Тютчева проявился достаточно рано — уже в 12 лет он успешно переводил древнеримского поэта Горация. Первым опубликованным произведением Тютчева стало вольное переложение «Посланий Горация к Меценату». После окончания Петербургского университета Тютчев поступил на дипломатическую службу. В качестве чиновника русской дипломатической миссии он был направлен в Мюнхен. Нужно отметить, что Тютчев в общей сложности провел за границей более 20 лет. Он дважды женился — по любви, причем и предшествующие браку отношения, и последующая семейная жизнь Тютчева складывались довольно драматично.

Карьерный рост Тютчева, получившего должность дипломатического посланника и звание камергера, прекратился по вине самого поэта, который в период бурного увлечения баронессой Э. Дернгейм, ставшей его второй супругой, он на некоторое время самовольно отставил службу, да еще потерял доверенные ему документы. Получив отставку, Тютчев некоторое время еще жил за границей, но через несколько лет все же вернулся на родину. В 1850 году он познакомился с Е. Денисьевой, которая была в два раза моложе его и которая вскоре стала его возлюбленной. Эта связь продолжалась 14 лет, до самой смерти Денисьевой; в то же время Тютчев сохранил самые нежные чувства к своей жене Элеоноре. Любовь к этим женщинам нашла отражение в творчестве поэта. Тютчев скончался в 1873 году, после того, как потерял нескольких близких людей: брата, старшего сына и одну из своих дочерей.

Что же такого привнес в поэзию этот человек, что его Стихи обессмертили его имя? Литературоведы пришли к выводу, что Тютчев ввел мотивы и образы, которые до него практически не использовались в поэзии XIX века. В первую очередь это вселенский, космический охват мировосприятия поэта:

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Подобный масштаб впоследствии будет нередко находить отражение в творчестве поэтов XX века. Но Тютчев жил в XIX, таким образом, в чем-то он предвосхитил развитие поэтических тенденций, заложил основы новой традиции.

Интересно отметить, что для Тютчева такие философские категории, как бесконечность и вечность, являются близкими и ощутимыми реалиями, а не абстрактными понятиями. Человеческий страх перед ними проистекает от невозможности рационалистически постичь их сущность:

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Однако Тютчев конечно же является наследником поэтической традиции, сложившейся до него. Например, стихотворения «Цицерон», «Silentium!» написаны в ораторско-дидактическом стиле, который широко применялся в XVIII веке. Нужно отметить, что в этих двух стихотворениях раскрываются некоторые важные элементы философского мировосприятия поэта. В стихотворении «Цицерон» Тютчев обращается к образу древнеримского оратора, чтобы подчеркнуть преемственность исторических эпох и провести идею, что наиболее интересными являются переломные моменты истории:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Свидетель крупных исторических событий расценивается Тютчевым как собеседник богов. Лишь они могут понять глубокие переживания творческой души. Что касается людей, то передать им свои мысли и чувства крайне сложно, более того, нередко этого не следует делать, о чем поэт пишет в стихотворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Использование мифологических образов в поэзии Тютчева также основано на традиции, уже существовавшей в русской литературе. Причудливый мир мифа позволяет поэту абстрагироваться от повседневности, почувствовать сопричастность с некими таинственными силами:

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба
Смеясь, на землю пролила.

Нужно обратить внимание на композицию стихотворений Тютчева. Нередко они состоят из двух взаимосвязанных частей: в одной из них поэт дает что-то а, вроде зарисовки, показывает тот или иной образ, а другая часть посвящена анализу и осмыслению этого образа.

Для поэтического мира Тютчева характерна ярко выраженная двуполюсность, которая является отражением его философских воззрений: день и ночь, вера и безверие, гармония и хаос... Этот список можно было бы продолжать долго. Наиболее выразительно противопоставление двух начал, двух стихий в любовной лирике Тютчева. Любовь в стихах Тютчева предстает то как «поединок роковой» двух любящих сердец, то как смешение, казалось бы, несовместимых понятий:

О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя. Отметим, что Тютчев нередко показывает нам не просто картины природы, но переходные моменты — сумерки, когда еще не совсем погас свет и не наступила полная темнота, осенний день, еще живо передающий очарование минувшего лета, первую весеннюю грозу... Как и в истории, так и в природе, поэту более всего интересны именно эти «пороговые», переломные этапы:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...

Тема «смешения», взаимопроникновения, нередко звучит и в тех строках, которые посвящены восприятию природы человеком:

Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
...Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Для восприятия природы Тютчевым, как и для всей лирики поэта, характерна полярность, двойственность. Природа может представать в одном из двух обличий — божественной гармонии:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..

или стихийного хаоса:

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..

Природа для Тютчева — это огромное живое существо, наделенное разумом, с которым человек вполне может найти общий язык:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) является одним из знаменитых русских поэтов, внесших огромный вклад в развитие лирического поэтического направления.

Детство поэта проходит в родовом поместье Орловской губернии, где Тютчев получает домашнее образование, обучаясь у нанятого педагога Семена Раича, который прививает мальчику желание изучать словесность и иностранные языки.

По настоянию родителей, закончив Московский университет и защитив кандидатскую диссертацию по лингвистическому направлению, Тютчев поступает на дипломатическую службу, которой посвящает всю свою жизнь, работая в Государственной коллегии иностранных дел.

Более двадцати лет своей жизни Тютчев проводит за рубежом, находясь на дипломатической работе в Германии, где заключает первый брак с Элеонорой Петерсон, которая дарит ему трех дочерей. После смерти жены Федор Иванович женится во второй брак, где у него рождается еще несколько детей, однако имеет любовные связи на стороне, посвящая своим любимым женщинам многочисленные стихотворения.

Первые стихи поэт сочиняет еще в юношеском возрасте, подражая древним авторам. Возмужав, Тютчев раскрывается в качестве любовного лирика, использовавшего приемы, присущие европейскому романтизму.

Вернувшись на родину со второй семьей, Тютчев продолжает работу тайным советником, но не бросает своего поэтического увлечения. Однако в последние годы его жизни творчество поэта направлено на создание не лирических произведений, а имеющих политическую окраску.

Подлинная известность и признание к поэту приходят уже в зрелом возрасте при создании им многочисленных стихотворений, передающих пейзажную и философскую лирику, которые он сочиняет, выйдя в отставку с государственной службы и поселяясь в усадьбе Царского села.

Тютчев уходит из жизни после продолжительной болезни в возрасте семидесяти лет в пригороде Санкт-Петербурга, оставив после своей смерти в наследие несколько сотен стихотворений, отличающихся излюбленной тематикой поэта в форме изображений природных явлений в различных видах, а также любовной лирикой, в которой демонстрируется вся гамма эмоциональных человеческих переживаний. Перед кончиной Тютчев успевает волею судьбы встретиться с Амалией Лерхенфельд, женщиной, бывшей его первой любовью, которой он посвящает свои знаменитые стихи под названием «Я встретил вас…»

Вариант 2

Федор Иванович появился на свет 23 ноября 1803 года на территории усадьбы Овстуг, расположенной в небольшой Орловской губернии.

Начало образования было положено в домашних условиях, родители и опытные педагоги помогали ему изучать поэзию, написанную в Древнем Риме, а также латынь. После его отдали в университет Москвы, где он обучался на факультете словесности.

В 1821 году, он оканчивает учебное заведение и сразу приступает к работе чиновником, занимающим должность в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата его отправляют работать на территорию Мюнхена. Он живет на территории иностранного государства 22 года, там же он встретил свою настоящую и единственную любовь, с которой счастливо жил в браке, в котором у него появилось три дочки.

Начало творчества

Тютчев начинает творить в 1810 году, а ранний период заканчивается через десять лет. Сюда включаются стихотворения, написанные в юности, которые похожи на произведения прошлого века.

Второй период начинается с 20 года и заканчивается в 40-вые. Он начинает использовать черты европейского романтизма, а также обращается к исконно русской лирике. Поэзия в этот момент приобретает черты оригинальности и присущему ему отношения к окружающему миру.

В 1844 году автор возвращается на историческую Родину. Там он на протяжении достаточного времени работает цензором. В свободное время он общался с коллегами по цеху в кружке Белинского, в котором также состоят Тургенев, Некрасов и Гончаров.

Произведения, написанные в этот период, никогда не выходят в печать, он старается писать на политические темы, поэтому старается не показывает творчество окружающим. А последний сборник выходит в печать, но не обретает большой популярности.

Количество перенесенных бед приводит к ухудшению здоровья и общего состояния, поэтому автор умирает в Царском Селе в 1873 году. За это время он пережил множество трудностей, которые разделил вместе со своей любимой супругой.

Общая лирика поэта насчитывает около 400 стихотворных форм, на территории России множество музеев, которые рассказывают о творчестве автора и его непростой жизни, а также времени, проведенном за рубежом.

  • Писатель Владимир Сорокин. Жизнь и творчество

    Сорокин Владимир Георгиевич. Современный писатель. Самобытный, яркий и скандальный мастер пера. Появился на свет в деревне Быково (Подмосковье) в 1955г. Родители интеллигенты были довольно обеспечены

  • Экологические проблемы - сообщение доклад (4, 9 класс. Окружающий мир)

    В настоящее время проблема сохранения экологии нашей планеты стоит особенно остро. Технический прогресс, рост населения Земли, постоянные войны и промышленная революция, преобразование природы и расширение ойкумены неумолимо

  • Дания - сообщение доклад 3 класс Окружающий мир

    Не самая большая страна, находящаяся в Северной части Европы, где чтут традиции, с уважением и гордостью относятся к своей истории. Количество красивых, старинных и уникальных замков

  • Оксиды сообщение доклад

    На данный момент на нашей планете открыто огромное множество различных химических элементов, которые взаимодействуют друг с другом, образуя новые связи и сочетания, которые в свою очередь

  • Применение кислорода - сообщение доклад по химии 9 класс

    В энергоснабжении. Как известно, атмосфера является газовой геосферой Земли, содержащей огромное количество кислорода, без которого жизнь на нашей планете была б невозможной

Обзорный реферат по творчеству Ф.И.Тютчева ученика 10 “Б” средней школы №206 Суханова Артема Владимировича Учитель:Боброва Ирина Владимировна Оценка: ПЛАН 1.Вступление. 2.Краткие биографические данные. 3.Творческий путь великого поэта. 4.Ф.И.Тютчев и его современники. 5.Заключение. Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803-1873) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только среди широкой читающей публики, но и среди литераторов-современников. Лев Толстой вспоминал, как в 1855 году «...Тургенев, Некрасов и К° едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». А ведь Тютчев к тому времени уже четверть века печатался. И тем не менее честь «открытия» Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850 году обратившему внимание читателей «Современника» на стихи уже немолодого поэта, которые он в своей статье приравнивал к лучшим образцам «русского поэтического гения». Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Домашнее воспитание его направлялось самозабвенно преданным литературе поэтом С. Е. Раичем, который вспоминал о своем ученике: «По тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом». В Московском университете Тютчев слушал лекции известного словесника А. Ф. Мерзлякова, который и представил юного поэта в Общество любителей российской словесности. По окончании университета Тютчев поступает на дипломатическую службу и весной 1822 года покидает родину, чтобы вернуться лишь через 22 года. За границей (в Мюнхене, затем в Турине) он живет вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта (На чужбине Тютчев женился, овдовел, женился вторично) были иностранками, не знавшими русского языка. Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции. По-русски писались только стихи. Изредка стихи Тютчева появляются на страницах русских периодических изданий, но это обычно журналы и альманахи второстепенные, малочитаемые («Урания», «Галатея»). Только в 1836 году целую подборку его стихов, правда, подписанных не полным именем, а инициалами Ф. Т., напечатал в своем «Современнике» Пушкин. На них обратили внимание такие знатоки и ценители поэзии, как В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский. Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году. Это было время, неблагоприятное для поэзии. После смерти Пушкина, Лермонтова казалось, что «золотой век» русской поэзии завершился, да и в обществе ощутимы были новые веяния, отвечала которым не лирическая поэзия, а «положительная» проза. Все меньше печатается стихов, как будто бы спадает интерес к поэзии. Впрочем, Тютчев никогда не стремился стать профессиональным литератором: издателям и поклонникам его творчества приходилось всякий раз уговаривать его дать стихи для печати. В 40-е годы Тютчев не печатается почти десять лет, естественно, помнят его лишь малочисленные почитатели. И только в 50-х годах Некрасов и Тургенев как бы извлекают стихи Тютчева из небытия, опубликовав большую подборку их в «Современнике». В 1654 году выходит в свет первый поэтический сборник Тютчева, а второй-он же последний прижизненный - в 1868 году. Незадолго до возвращения на родину, вспоминая свою московскую юность, Тютчев писал родителям: «Не подлежит сомнению, что будь я еще на этой исходной точке, я совсем иначе устроил бы свою судьбу» . Мы не знаем, что имел в виду поэт, но дипломатической карьеры он не сделал. Однако вовсе не из-за отсутствия интереса к политике - напротив, внешнеполитические вопросы всегда составляли один из главнейших интересов в жизни Тютчева. Свидетельства тому-его публицистические статьи, его письма, воспоминания современников. Россия, ее положение в мире, ее будущность-предмет неослабного внимания, беспокойного и глубоко личного интереса Тютчева: «Думаю, что невозможно быть более привязанным к своей стране, нежели я, более постоянно озабоченным тем, что до нее относится». Поражение России в Крымской кампании 1855 года было воспринято поэтом как личная катастрофа и заставило его пересмотреть отношение к Николаю I и всему 30-летнему правлению этого «царя лицедея», человека «чудовищной тупости». Внутриполитические взгляды Тютчева были вполне традиционны, однако принцип просвещенного самодержавия, согласно его взглядам, должен был удовлетворять, в сущности, идеальным условиям, а именно: государственные чиновники не должны чувствовать себя самодержцами, а царь -чиновником. За 70 лет жизни Тютчева сменились три царя, и ни одно реальное царствование чаяниям поэта не отвечало - об этом можно судить по многочисленным его едким критическим высказываниям. Оставались смутные упования: «В Россию можно только верить», упования, основанные на убеждении, что судьбу России решит не «пена, плавающая на поверхности», а те могучие, невидимые силы, которые пока «таятся в глубине». Тютчев и«мел прекрасную возможность вблизи наблюдать за деятельностью государственной машины - ведь он до конца своих дней находился на государственной службе (сначала старшим цензором при Министерстве иностранных дел, а последние пятнадцать лет - председателем Комитета цензуры иностранной). Кроме того, звание камергера налагало на него обязанность бывать при дворе. Взгляд Тютчева на положение дел внутри страны с течением времени становится все более пессимистическим. «В правительственных сферах бессознательность и отсутствие совести достигли таких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию»,-вынужден признать он на склоне лет. Итак, политика, общественные интересы глубоко волновали Тютчева - государственника и дипломата: «Часть моего существа отождествилась с известными убеждениями и верованиями». Этой «части» обязаны своим появлением на свет политические стихи Тютчева, в большинстве своем написанные «по случаю» и в согласии с его принципом «смягчать, а не тревожить» сердца «под царскою парчою». Стихи эти значительно уступают в силе и художественности лирическим его произведениям, которые рождались из таинственных родников, сокрытых в глубине души. Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог - таким предстает он в стихал, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластье «человеческого Я» - проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особенно к православию с его выраженной идеей «соборности», смирением и покорностью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования - источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев-мятущийся агностик-в поисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Так, он неоднократно декларировал пантеизм («Не то, что мните вы, природа...», «Полдень»), но внутренней убежденности, стойкой веры в божественное начало, благотворное и разлитое повсеместно, не было. Если для пантеистического мировоззрения А. К. Толстого характерен оптимизм, вызванный уверенностью, что «в одну любовь мы все сольемся вскоре...», то Тютчеву перспектива «слияния» рисуется весьма безрадостно. В стихотворении «Смотри, как на речном просторе...» «человеческое Я» уподобляется тающим льдинам, которые Все вместе - малые, большие, Утратив прежний образ свой, Все - безразличны, как стихия,- Сольются с бездной роковой!.. Спустя двадцать лет, в последние годы жизни образ «всепоглощающей и миротворной бездны» снова возникнет в стихотворении поэта «От жизни той, что бушевала здесь...». В общем ряду явлений природы человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение, ужасающие подозрения относительно самого существования загадки «природы-сфинкса» и наличия «творца в творении» неотступно преследуют поэта. Его угнетает сознание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичь вечную загадку бытия,- «длань незримо-роковая» неуклонно пресекает ее напрасные и обреченные попытки. Во многих стихах Тютчева незримо присутствует терзавшая Паскаля мысль: «Меня ужасает вечное молчание этих бесконечных пространство». Вообще философия Паскаля чрезвычайно близка мироощущению Тютчева. В его поэзии немало образов и понятий, встречающихся у французского философа, но едва ли не самое основное - это убеждение Тютчева, что «корень нашего мышления не в умозрительной способности человека, а в настроении его сердца» созвучное одному из основных положений философии Паскаля: «Сердце имеет свои законы, которых вовсе не знает разум». Чувство тревоги особенно обостряется ночью, когда исчезает призрачная преграда - видимый мир - между человеком и «бездной» с ее «страхами и мглами». У лишённого зрения «ночного» человека обостряется слух, послышит он «гул непостижимый» или вой «ветра ночного», которые напоминают ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе. О том, как остро ощущал поэт, что «ночь страшна», красноречиво свидетельствует стихотворение «Альпы», лишенное в отличие от других его произведений на тему «день и ночь» философского звучания, но тем более поражающее мрачными образами, найденными Тютчевым для спящих гор: Помертвелые их очи Льдистым ужасом разят. В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир «с помощью пяти органов чувств»., - и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тай«у природы. . Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной....», «Чародейкою Зимою..,» и - множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных и образных пейзажных зарисовок. Аполлон Григорьев писал: В Тютчеве, например, возводит их, эти отношения, до глубины философского созерцанья, до одухотворения природы>>. Тютчев - мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах...», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: «Silentium!», «Фонтан», «День и ночь». Философская лирика Тютчева менее всего «головная», рассудочная. Прекрасно охарактеризовал ее И. С. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно». Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны преимущественно для стихотворения Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были неотвязными спутниками поэта. «Чувство тоски и ужаса уже много лет как стали обычным моим душевным состоянием» - такого рода признания нередки в его письмах. Неизменный завсегдатай светских салонов, блестящий и остроумный собеседник, «прелестный говорун», по определению П. А. Вяземского, Тютчев был вынужден «избегать во что бы то ни стало в течение восемнадцати часов из двадцати четырех всякой серьезной встречи с самим собой». И мало кто мог постичь его сложный внутренний мир. Вот каким видела отца дочь Тютчева Анна: «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойное». Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта. Могущество весны объясняется ее торжеством над прошедшим и будущим, полным забвением бывшего и грядущего уничтожения и распада: И страх кончины неизбежной Не свеет с древа ни листа: Их жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита. Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели - «Не встретишь мертвого листа»,- ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту, причастности «жизни божески - всемирной». Порой и осенью ему чудится дуновение весны. В противопоставлении, вернее, в предпочтении сомнительному райскому блаженству бесспорного, достоверного наслаждения красотою весенней природы, самозабвенного упоения ею Тютчев близок А. К. Толстому, писавшему: «Боже, как это прекрасно - весна! Возможно ли, что в мире ином мы будем счастливее, чем в здешнем мире весной!» Совершенно те же чувства наполняют Тютчева: Что пред тобой утеха рая, Пора любви, пора весны, Цветущее блаженство мая, Румяный цвет, златые сны?. На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его собственной душевной и физической природы - хрупкой и болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листье изнуренное и ветхое, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило и т.п. «Вечный строй» природы то восхищает, то вызывает уныние поэта: Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грезою природы, Но в своих сомнениях и мучительных поисках истинных взаимоотношений части и целого - человека и природы - Тютчев вдруг приходит к неожиданным прозрениям: человек не всегда в разладе с природой, он не только «беспомощное дитя», но он и равновелик ей в своей творческой потенции: Связан, соединен от века Союзом кровного родства Разумный гений человека С творящей силой естества... Скажи заветное он слово - И миром новым естество Всегда откликнуться готово На голос родственный его. Утонченный психологизм, пронизывающий творчество Тютчева как более или менее категория отвлеченная, приобретает конкретно-житейский характер в так называемом денисьевском цикле поэта. Тютчеву было 47 лет, когда его любовь вызвала ответное и значительно более сильное чувство со стороны молодой девушки Елены Александровны Денисьевой: Не раз ты слышала признаньем «Не стою я любви твоей», Пускай мое она созданье,- Но как я беден перед ней... Поэт-мыслитель всю жизнь - от ранней юности до последних дней болезненной старости-чрезвычайна интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально-губительным, «поединком роковым». Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, «кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...». Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему чувству, восстановив против себя общественное мнение. Ей была уготована «жизнь отреченья, жизнь страданья»: Таков уж свет: он там бесчеловечней, Где человечно-искренней вина. Не только «свет» отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрекся от нее. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого все было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только нс порывал со своей семьей, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком случае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Деиисьевой, проникнут тяжелым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью ее чувства, сознание собственной недостойности, возмущение «бессмертной пошлостью людской». Эта «последняя любовь» Тютчева длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания. О, как убийственно мы любим!, Как в буйной слепоте своей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!.. Тютчев очень тяжело переживал утрату: Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет - и не может... Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: «Друг мой, теперь все испробовано-ничто не помогло, ничто не утешило,- не живется - не живется - не живется...» В стихах «денисьевского цикла» особенно часты характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием «О!», определяющим интонацию отчаяния всего стихотворения. Столько страдания и муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в сознании возникает народное понятие убивается... Да, Тютчев именно убивается по Денисьевой: По ней, по ней, судьбы не одолевшей, Но и себя не давшей победить, По ней, по ней, так до конца умевшей Страдать, молиться, верить и любить. Он пережил ее на девять лет. В эти последние годы Тютчев едва успевает оправляться от потерь близких ему людей: мать, брат, четверо детей... Дни сочтены, утрат не перечесть, Живая жизнь давно уж позади, Передового нет, и я, как есть, На роковой стою очереди. Его черед пришел 15 июля 1873 года... Но остались стихи Тютчева, которые сам он так мало ценил, так небрежно хранил, полагая: В наш век стихи живут два-три мгновенья. Родились утром, к вечеру умрут. О чем же хлопотать? Рука забвенья Как раз свершит свой корректурный труд. Однако тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не властна над его творчеством. Конечно, совершенство формы и значительность содержания поэзии Тютчева требуют от читателя определенной культуры, просвещенности. В свое время в статье о Тютчеве А. Фет писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды». ЛИТЕРАТУРА 1.Ф.И.Тютчев. Избранная лирика.-М.,1986 2.А.Григорьев.Эстетика и критика.-М.,1980 3.А.А.Фет.Сочинения.-М.,1982

БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСТВО Ф. И. ТЮТЧЕВА

Реферат ученицы 10 «В» класса, Лицея № 9 Коржанской Анастасии.

Волгоград

Федор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) 23 ноября 1803 года. В 1810 году семья Тютчевых переезжает в Москву. Воспитателем к Тютчеву был приглашен поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы С.Е. Раич. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству. Самое раннее из дошедших до нас стихотворений - «Любезному папеньке» Тютчев написал в 15 лет (ноябрь 1813 года). Уже в 12 лет Федор Иванович успешно переводил Горация. А в 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послание Горация к Меценату»- первое выступление Тютчева в печати. Осенью этого года он поступает на словесное отделение московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.

Осенью 1821 года Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. Он получает место сверхштатного чиновника русской миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.

За границей Тютчев переводит Гейне, Шиллера других европейских поэтов, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии выработать особый, неповторимый стиль. Вскоре после приезда в Мюнхен -,по-видимому, весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. На самом деле она была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля-русской империатрицы Александры Федоровны). Королевская дочь, ослепительной красоты, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посветил ей стихи:

«Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай…»

Даже дошли сведения, что Тютчев оказался участником дуэли из-за неё.

Вскоре, 5 марта 1826 года, он женился на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер. Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцати двух летний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре. Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной, своей возлюбленной. Но, так или, иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.

Тютчев служил, и служил плохо. Продвижение по службе шло медленно. Жалования не хватало на содержание семьи. Тютчевы еле-еле сводили концы с концами, постоянно находились в долгах.

«Федор Иванович далеко не был то, что называется добряк; он и сам был очень ворчлив, очень нетерпелив, порядочный брюзга и эгоист до мозга костей, которому дороже всего было его спокойствие, его удобства и привычки» пишет о нем А.И. Георгиевский (издатель, педагог).

Можно представить себе, в каком нелегком состоянии духа находился Тютчев. Неудачи и тяготы во всех сферах-политической деятельности, служебной карьере и домашнем быту. В этих условиях Тютчев отдается своей новой любви.

В феврале 1833 года на одном из балов приятель Тютчева, баварский публицист Карл Пфеффель знакомит его со своей сестрой, двадцати двух летней красавицей Эрнестиной и её уже пожилым мужем бароном Дёрибергом. Эрнестина красива и искусно танцует. Она произвела сильное впечатление на Тютчева. К тому же произошла странная история: Дёри, почувствовал нездоровье и покинул бал, сказав на прощанье Тютчеву: «Поручаю вам свою жену», а через несколько дней скончался.

Началась та любовь, которая вероятно, была своего рода выходом, спасением для Тютчева. Он явно не мог ради новой любви не только расстаться с Элеонорой, но даже и разлюбить её. И в то же время он не мог разорвать отношения с Эрнестиной. И это не могло остаться тайной. Эрнестина пыталась бежать от него. Она уехала из Мюнхена. В этот период разлуки Федор Иванович пребывает в ужасном состоянии, в котором сжигает большую часть своих поэтических упражнений.

Элеонора пыталась покончить с собой, ударив несколько раз в грудь кинжалом. Но осталась жива, она простила Тютчева.

14 мая Элеонора с тремя дочерьми села на пароход, направлявшийся из Кронштадта в Любек. Уже вблизи Любека на пароходе вспыхнул пожар. Элеонора испытала нервное потрясение, спасая детей. Они спаслись, но документы, бумаги, вещи, деньги всё пропало. Всё это окончательно подорвало здоровье Элеоноры, и при большой простуде 27.08.1838 в возрасте 39 лет она скончалась.

И уже 1 марта 1839 года. Тютчев подал официальное заявление о своём намерении вступить в брак с Эрнестиной. Эрнестина удочерила Анну, Дарью и Екатерину. Вместе с тем, живя в Мюнхене, Тютчев поддерживал самые тесные отношения с русской миссией, и продолжал со всем вниманием следить за политической жизнью. Нет сомнений, что он имел ещё твёрдое намерение вернуться к дипломатической службе. Но, боясь, что ему не дадут дипломатическую должность, всё откладывает возвращение из отпуска в Петербург, ожидая более подходящего момента. И, в конце концов, 30 июня 1841 года Фёдор Иванович был уволен из министерства иностранных дел и лишён звания камергера. Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. Он начал активно участвовать в общественной жизни. И в марте 1845 года снова зачислен, в министерство иностранных дел.

Он любил вторую жену Эрнестину (Нетти), от неё было два сына Дмитрий и Иван. Но через 12 лет после женитьбы на ней Тютчев влюбился в Денисьеву. Федору Ивановичу уже было под 50, когда охватила его любовь, смелая, избыточная, неодолимая,- к Елене Александровне Денисьевой, молодой девушке, классной даме того института, где учились его дочери. Благополучная жизнь, с таким трудом налаженная, карьера, насилу-то восстановленная, общественное мнение, которым он дорожил, дружеские связи, политические замыслы, сама семья, наконец, всё пошло прахом. 14 лет с 1850 по 1864 бушевала эта любовная буря. Продолжая любить Эрнестину, жил на два дома и разрывался между ними. Взаимоотношения Тютчева с Эрнестиной Фёдоровной в течение долгих периодов целиком сводились к переписке. Она в течение 14 лет ничем не обнаружила, что знает о любви мужа к другой, и показала редчайшее самообладание.

Фёдор Иванович был скорее «духовен», чем «душевен». Дочь писала о нём как о человеке, «что он представляется ей, одним из тех изначальных духов, которые не имеют ничего общего с материей, но у которого нет, однако, и души».

Елена Александровна безгранично любила Федора Ивановича. Дети, рожденные Еленой Александровной (дочь Елена и сын Федор) были записаны как Тютчевы. Это не имело никакой законной силы. Они были обречены на печальную в те времена судьбу «незаконнорожденных». 22 мая 1864 года Елена Александровна родила сына Николая. Сразу после родов у неё началось обострение туберкулёза. 4 августа 1864 года она скончалась на руках у Фёдора Ивановича Тютчева. Тютчев терзался и терзал. После её смерти жил в оцепенение. Тютчев словно ослеп от горя и мудрости. «Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков. Поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый неброско, ни на одну пуговицу не застегнутый, как надо…» писал в своих воспоминаниях о Тютчеве Ходасевич.

Фёдор Иванович продолжал переписываться с женой Эрнестиной Фёдоровной. В последствии они встретились, и семья Тютчевых вновь воссоединилась. В последние годы жизни Тютчев отдавал все свои силы многообразной деятельности, преследующей цель утвердить верное направление внешней политики России. И в этом ему помогает Эрнестина Фёдоровна. 1 января 1873 года поэт, рассказывает Аксаков «несмотря ни на какие предостережения, вышел из дома для обычной прогулки, для посещения приятелей и знакомых… Его вскоре привезли назад, разбитого параличом. Вся левая часть тела была поражена и поражена безвозвратно». Эрнестина Фёдоровна ухаживала за больным Федором Ивановичем.

Тютчев умер 15 июля 1873 года, как раз в 23 годовщину того дня, когда начался его роман с Е. А. Денисьевой.

Художественная судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Главное достоинство стихотворений Федора Ивановича заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые её черты и оттенки.

Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная:

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы.

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

«Летний вечер» 1829 г.

Природа -

…Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

«Не то, что мните вы природа»…1836 г.