Зураб соткилава: "хочу петь. иначе это не жизнь". Биография От критики - беруши в уши

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени З. Палиашвили, лауреат Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели

Родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми. Отец – Соткилава Лаврентий Гутуевич (1905–1975), историк. Мать – Карчава Ксения Виссарионовна (1917–1975), врач. Супруга – Турманидзе Элисо Максимовна (1940 г. рожд.), пианистка, концертмейстер Тбилисской консерватории. Дочь – Соткилава Теа Зурабовна (1967 г. рожд.), окончила Московский государственный университет, филологический факультет, романское отделение, живет в Испании. Дочь – Соткилава Кетино Зурабовна (1971 г. рожд.), окончила Московский государственный университет, исторический факультет, отделение истории искусств, работала режиссером ТВ, затем в журнале «Интерьер + Дизайн».
Как многие мальчишки, Зураб любил спортивные игры – плавание, легкую атлетику, но страстью его был футбол. Играли во дворе, а вместо мяча, который трудно было достать в послевоенное время, гоняли пучок травы, переплетенный корнями. Позднее появились американские каучуковые мячи, но с очень сильным отскоком, потому играли на гаревой дорожке. Несмотря на эти неудобства, Зураб к 16 годам настолько преуспел в этом виде спорта, что вошел в состав команды юниоров сборной Грузии, вскоре стал ее капитаном. В 1956 году команда одержала победу во Всесоюзных соревнованиях, после этого успеха Зураба приняли в основной состав тбилисского «Динамо». Однако спортивная карьера оборвалась после двух серьезных травм во время международных игр в Югославии и Чехословакии. В это время Соткилава уже учился в Грузинском политехническом институте на горном факультете, куда он поступил в 1955 году (окончил в 1960 г.).
А как же пение? В грузинских семьях пение – дело обычное, как говорится, «музыка в крови». В семье Зураба пели под гитару и бабушка, и мать, собираясь с соседями теплыми вечерами во дворе. В команде «Динамо» были игроки с прекрасными голосами и тоже часто пели. Зураб лишь подпевал в домашнем кругу, а с приятелями по команде не пел никогда. Однако соседка, пианистка, обратила внимание именно на его голос и устроила ему встречу с профессором Тбилисской консерватории Н.В. Бокучавой.
В 22 года студент 5-го курса Горного института становится студентом 1-го курса консерватории. Зураб покорил комиссию красотой голоса и необычайной музыкальностью. Интерес к серьезной музыке всё больше захватывал Соткилаву. Он познакомился с искусством выдающихся певцов по зарубежным музыкальным фильмам с участием Б. Джильи и М. Ланца; услышал по трансляции из Большого театра оперу «Кармен» Ж. Бизе с участием М. дель Монако; побывал на спектакле «Фауст» Ш. Гуно в тбилисской опере, где партию Мефистофеля спел солист Большого театра А.П. Огнивцев.
Однако собственные занятия вокалом не приносили Зурабу полного удовлетворения: его считали баритоном, но по собственным ощущениям певца с голосом что-то было неладно. На 3-м курсе Соткилава попадает в класс выдающегося певца и педагога Д.Я. Андгуладзе, который обнаружил у молодого певца великолепный лирико-драматический тенор, повел его в этом направлении, и вскоре началось стремительное восхождение Зураба в вокальной карьере.
В 1964 году Соткилава становится лауреатом первой премии в Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей. В 1965 году он оканчивает консерваторию (в 1972 г. окончит аспирантуру) и получает приглашение в Тбилисский театр оперы и балета имени З. Палиашвили, причем сразу на ведущие партии. Здесь он успешно дебютирует в опере «Тоска» Дж. Пуччини в партии Каварадосси, поет Хозе в «Кармен»; Турриду в «Сельской чести» П. Масканьи; Герцога в «Риголетто» Дж. Верди; Рудольфа в «Богеме» Дж. Пуччини. В национальных операх «Абесалом и Этери»
З.П. Палиашвили и «Миндия» О.В. Тактакишвили, исполнил главные партии.
Как подающего большие надежды, Зураба Соткилаву посылают на стажировку в Миланский театр «Ла Скала». В 1966 – 1968 годах под руководством известного педагога Д. Барра и дирижера, бывшего помощника А. Тосканини, Э. Пьяцца певец одержимо работает над ведущими партиями в операх, которые уже пел в своем театре – «Богема», «Сельская честь», «Кармен», учит новую партию – Эдгара в опере «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, работает над «Реквиемом» Дж. Верди и готовит концертные программы из произведений итальянских авторов.
Глубокое погружение в музыку на занятиях, а также яркие впечатления от спектаклей театра «Ла Скала» с известными в мире певцами способствовали развитию его собственного незаурядного дарования. По возвращении из Милана он добивается новых успехов, которые открывают имя Соткилавы для широкой публики, – это его блистательные победы на вокальных конкурсах.
В 1968 году он получает Гран-при и приз «Золотой Орфей» на IХ Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. «…У него красивый голос, хорошая школа и сердце, какого не может дать никакой даже самый гениальный педагог», – скажет о З. Соткилаве председатель жюри конкурса Христо Брымбаров.
В 1970 году Зураб становится обладателем второй премии и серебряной медали на
IV Международном конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве и Гран- при Международного конкурса вокалистов имени Франсиско Виньяса в Барселоне. Тогда же он был удостоен специального приза «Покровительница Барселоны» за исполнение произведений Дж. Верди. Его успех определился уже в первом туре. Исполнение арии из оратории «Родина» Г. Кокеладзе, «Пимпинеллы» Чайковского и «Импровизации» из «Андре Шенье» У. Джордано вызвало такой энтузиазм публики и жюри, что вопреки правилам, запрещающим аплодисменты на конкурсе, аплодировали все. Более того, в третьем туре по просьбе жюри Соткилава исполнил «Импровизацию» еще раз. Такой же успех выпал и на долю еще одной участницы из Советского Союза –
Е. Образцовой, и этот успех сопровождал советских певцов на концерте лауреатов, и на специально организованном для них концерте. Общество друзей Гранадоса наградило их памятными медалями за исполнение нескольких произведений этого испанского композитора.
А после концерта последовал ряд предложений выступить в спектаклях Барселонской оперы, с концертами и произвести запись.
Испанская критика писала: «Зураб Соткилава – это прекрасный тенор, которого по объему, широте и силе выражения можно приравнять к голосам великих оперных певцов. Он – один из тех артистов, из-за которых оперные театры спорят, чтобы в качестве “звезды” показать в репертуаре “бельканто”».
В 1971 году З. Соткилава впервые появился на сцене Большого театра в составе труппы Тбилисской оперы на гастролях в Москве. Он пел партию Абесалома. Публика уже знала певца по конкурсу и встретила его горячо. В 1972 году он принял участие в концерте, посвященном 100-летию Л.В. Собинова. Дирекция театра не прочь была иметь этого певца у себя, и в 1973 году предоставила ему дебют в опере «Кармен». Это событие было омрачено lдвумя трагедиями: незадолго до этого спектакля умерли мать Зураба и его педагог Д.Я. Андгуладзе.
Успех этого выступления, а также сольного концерта в рамках фестиваля «Русская зима» подвели певца к решению вступить в труппу Большого. В это же время случился пожар в Тбилисском театре, певцу нужна была постоянная сцена.
С первых дней в Большом театре Соткилава был окружен вниманием, чуткой заботой руководителя оперной труппы А.И. Орфенова, дирижеров Б.Э. Хайкина, Е.Ф. Светланова, А.М. Жюрайтиса. При помощи великого мастера, режиссера Б.А. Покровского, замечательного концертмейстера Л.А. Могилевской, старших коллег по сцене И.К. Архиповой, И.И. Петрова, имея таких партнеров, как Е.В. Образцова, М.Ф. Касрашвили, Т.И. Синявская, Ю.А. Мазурок, Е.Е. Нестеренко и другие. Соткилава быстро осваивал ведущий репертуар, достигая вокального совершенства, и усиленно работал над актерским мастерством, которого ему еще недоставало.
При наличии сильной теноровой группы в Большом певец стал признанным исполнителем партий особенно близкого ему зарубежного репертуара – помимо Хозе, Каварадосси, Турриду, также партий в операх Верди – Манрико в «Трубадуре», Радамеса в «Аиде», Ричарда в «Бале-маскараде», Отелло в одноименной опере и Исмаила в опере «Набукко».
Его репертуар пополнился и партиями в русских операх: Водемона в «Иоланте» Чайковского, Индийского гостя в «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, Самозванца в «Борисе Годунове» и Голицына в «Хованщине» М.П. Мусоргского. И здесь он был по-своему интересен.
В 1977 году, ориентируясь на З. Соткилаву, была поставлена опера «Похищение луны» О.В. Тактакишвили, где певец ярко, темпераментно исполнил партию героя Арзакана. В опере «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло в партии барона Каллоандра певец показал, что он не только исполнитель драматических и лирических партий, но может исполнять и юмористические. Это говорило о богатстве его вокальной палитры и о том, что проблем с актерским мастерством у него больше нет. Последней работой в Большом была партия Исмаила в опере «Набукко» Верди.
З. Соткилава достиг вершины в творческой карьере – стал признанным певцом современной мировой музыкальной сцены. Начиная с 1970-х годов он гастролирует во многих странах, поет на крупнейших сценах мира. Так, одну из своих коронных и любимых партий – Каварадосси – пел в Лондоне в «Ковент- Гарден», затем в Глазго в Шотландской Королевской опере, в Осло в театре «Норск-опера», там же спел в опере, которая уже не шла в Большом театре, – в «Доне Карлосе» Верди. В новой для себя опере «Плащ» Дж. Пуччини (партия Луиджи) выступил в Барселоне в театре Лисео.
В Мадридской опере – в партии Турриду – одной из лучших в его репертуаре. Шумный успех сопровождал его выступления в партии Радамеса в Италии – на сценах Флоренции, Болоньи, Венеции.
Самой высокой вершиной в его творчестве стала партия Отелло. Он долго мечтал о ней, но когда опера в 1978 году вошла в репертуар Большого театра, не сразу решился ее исполнить. Объясняя свои сомнения, певец говорил: «Партия Отелло – вершина тенорового репертуара. Она ставит перед исполнителем задачи высочайшей трудности. Был страх перед потерей голоса, тревога о том, хватит ли в моей палитре выразительных красок для воплощения этого труднейшего образа».
Но все же он спел ее и получил признание у публики и критики. Газета «Московская правда» писала после выступления: «В облике Зураба Соткилавы – Отелло есть всё, что видится в шекспировском герое. – мужественность и чуть тяжеловатая грация, внутренняя эмоциональная наполненность и внешняя сдержанность. Его тенор, сильный, свободно льющийся, богатый нюансировками, способен к драматическому звучанию, в то же время нежен и лиричен».
В 1980 году З. Соткилава выступил в Болонье и имел подлинный триумф. Это подтвердил звонок и теплые слова легендарного исполнителя этой партии Марио дель Монако, которого с таким восторгом слушал Зураб в далеком 1959 году в опере «Кармен». Еще большим подтверждением этого необычного успеха стал тот факт, что Болонская музыкальная академия, одна из старейших в мире, созданная в XVII веке, приняла его в число своих почётных членов. В дипломе сказано, что певец удостоен этой чести «за тонкую и глубокую интерпретацию произведений Дж. Верди». Соткилава спел партию Отелло в 12 театрах – не только в Италии, но и в Германии, Испании, Венгрии, в общей сложности более 60 раз.
Исполнял он за рубежом и русскую оперу. Так в ФРГ, в Висбадене, впервые выступил в партии Андрея Хованского в «Хованщине» Мусоргского (в редакции
Д.Д. Шостаковича); в Большом театре он пел Голицына; партию Самозванца в «Борисе Годунове» впервые исполнил во время гастролей Большого в театре «Ла Скала» (1973); партию Владимира Игоревича в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина в концертном исполнении – в Лондоне в зале Альберт-холл.
Раньше, чем в опере, З. Соткилава стал выступать за рубежом с концертами. Певец абсолютно владеет концертным стилем исполнения. В его репертуаре произведения разных эпох. Он совершал большие концертные турне по городам США, Японии, Индии, у него были концерты в Израиле, в странах Европы.
В Большом зале Миланской консерватории Соткилава исполнил 22 произведения итальянских авторов, в Германии участвовал в исполнении двух месс А. Брукнера. «Реквием» Дж. Верди пел в разных странах и с разными оркестрами. Особенно ему запомнилось выступление с Филадельфийским оркестром под управлением дирижера Юджина Орманди. Часто исполняет грузинские песни, вокальные циклы композитора О.В. Тактакишвили, с которым его связывала большая дружба.
В Финляндии в программе «Неделя советской музыки» с Московским камерным хором под руководством В.Н. Минина он исполнял вокальный цикл «С лирой Церетели».
В Японии он в Токио и во многих других городах сполнил вокально-симфонические сюиты «Лирические песни» и «Мегрельские песни».
В Большом зале Венгерской музыкальной академии имени Ф. Листа исполнил грузинские песни с Будапештским оркестром и Венгерским народным хором. Выступал Соткилава и в Париже в Театре Елисейских полей, где ему аплодировал даже оркестр. Дирижеру Пьеру Мишелю Ле Конту принадлежат слова: «Такой триумф случается не часто. Работа с таким выдающимся певцом мирового класса – настоящее счастье. Он великолепно поет в стиле итальянского бельканто, превосходя итальянских певцов эмоциональностью и мастерством игры на сцене». Пресса назвала его «Карузо из Большого театра».
Соткилава выступает с концертами в разных залах Москвы в самых разных программах. Не раз был участником фестиваля «Майские звёзды» и «Русская зима». Участвовал в первом исполнении в Советском Союзе «Маленькой мессы» Россини с М.Ф. Касрашвили, Е.В. Образцовой, Е.Е. Нестеренко с Камерным хором под управлением В.Н. Минина. В Большом зале Московской консерватории он исполнял вокальный цикл композитора
К.В. Молчанова на слова Ф. Петрарки (кстати, цикл посвящен певцу, аккомпанировала
Л. Могилевская), там же участвовал в концерте «Новый век – музыка России»; в Камерном зале Дома музыки с камерным оркестром «Времена года» (руководитель В. Булахов) – с концертом, посвященным 190-летию со дня рождения
Дж. Верди, в музее А.С. Пушкина – в «Званых вечерах в русской усадьбе», в Георгиевском зале Кремлёвского дворца – в концерте «Звёзды в Кремле» (1997), в Концертном зале имени П.И. Чайковского – дуэты из опер Верди, Масканьи, Бизе, Пуччини со своей любимой партнершей, тоже солисткой оперы Большого театра – М. Касрашвили, на фестивале грузинской культуры в Российской Федерации (2003).
Он гастролировал во многих городах бывшего Советского Союза со спектаклями и концертами, но с особым настроением едет в родную Грузию – в Сухуми, Кутаиси, Тбилиси. Так в Тбилисской опере он пел в «Кармен», «Трубадуре», «Бал-маскараде», «Отелло».
Дал концерт, посвященный памяти Д. Андгуладзе из произведений, которые он разучивал когда-то со своим учителем. Был участником авторского вечера О.В. Тактакишвили, где исполнил вокально- симфонические сюиты «Лирические песни» и «Мегрельские песни» (написанные для певца). Не раз выступал с известным ансамблем «Рустави». Зураб Соткилава – участник и один из организаторов фестиваля искусств, называвшегося ранее «Мелодии Советского Закавказья», а позднее – «Мастера оперной сцены». Невозможно перечислить имена русских, зарубежных и современных композиторов, произведения которых исполняет Соткилава. Наиболее любим певцом С.В. Рахманинов, о котором он говорит: «Какая глубина, экспрессия, любовь к человеку».
Концертная деятельность З. Соткилавы носит особый гражданский характер: его многочисленные благотворительные концерты или участие в таковых поражают: концерты в Фонд мира, в Фонд помощи Чернобылю, пострадавшим от землетрясения в Спитаке, в Фонд помощи воинам-афганцам, в Фонд спортсменов-инвалидов, памяти Андрея Сахарова и другие.
В расцвете своего творчества З. Соткилава начал педагогическую деятельность сначала в аспирантуре Тбилисской консерватории по совету Андгуладзе, позднее – на кафедре сольного пения в Московской консерватории. И в этом он достиг прекрасных результатов, о чем свидетельствуют блестящие успехи его учеников – высокие награды, полученные ими на международных конкурсах, и их успешная работа на разных сценах. За рубежом работают бывшие солисты Большого театра В.В. Богачев и А.Н. Федин. Одним из ведущих баритонов театра является В.Н. Редькин. Из других –
В. Абносов – солист Казанского оперного театра и И. Джалилов – солист Ташкентского театра. У профессора Соткилавы снова и снова появляются ученики, из которых он воспитывает замечательных певцов, к примеру тенор
А. Долгов – ныне солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
По инициативе З. Соткилавы в 1991 году состоялось выступление Тбилисского оперного театра на Летнем фестивале Дж. Вреди в городе Буссето. Он пел в опере «Отелло» (дирижер Дж. Кахидзе). В течение нескольких лет Соткилава являлся постоянным членом жюри конкурса «Вердиевские голоса», проходящего в этом городе.
В 1994 году З. Соткилава возглавлял жюри Х Международного конкурса П.И. Чайковского по специальности «сольное пение». В 1996 году он – член жюри Первого Международного конкурса теноров имени Д.Я. Андгуладзе (Батуми).
Зураб Соткилава по натуре своей – просветитель. Он – создатель и ведущий телевизионных циклов «Мастера оперной сцены» и «Клуб любителей оперы». Широкий кругозор, художественный вкус, большие знания – все это проявилось в его рассказах о певцах, дирижерах, художниках, а живые встречи с коллегами по искусству проникнуты уважением к ним и душевным теплом. Эти передачи привлекли многочисленную аудиторию любителей оперного искусства разных поколений.
З. Соткилава – народный артист СССР (1979), народный артист Грузинской ССР (1973), лауреат Государственной премии ГССР имени З.Палиашвили (1983), лауреат Государственной премии Грузии имени Ш. Руставели (1998). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001), Трудового Красного Знамени (1976), «Знак Почёта» (1971), орденом Чести Республики Грузия (за большие заслуги в развитии грузинского музыкального искусства, 1997, 2007). Среди его наград - орден Петра Великого I степени (2007). Певец избран академиком Российской академии творчества (1992; с 2000 г. Международная академия творчества), профессором Московской консерватории (1987).
Судьба наградила Зураба Соткилаву ещё одним бесценным сокровищем – дала ему настоящее семейное счастье. Со своей супругой он познакомился в Тбилисской консерватории, которую она окончила по классу фортепиано. Была его концертмейстером в сольных концертах. Глубоко понимая всю сложность профессии своего мужа, она является неизменным его хранителем и опорой в жизни, мудрым, доброжелательным советчиком и нелицеприятным критиком в творчестве.
Младшая дочь Кетино была соавтором некоторых его музыкальных передач. А что касается интересов помимо творчества, то это неизменная любовь и лучший отдых – футбол.

Знаменитый певец умер в Москве. Последние два года он боролся с онкологическим недугом. Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи с кончиной Зураба Соткилавы.

В канун своего 80-летия всенародно любимый тенор был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени. Торжественная церемония состоялась в родном для певца Большом театре, где он спел все свои самые значимые партии.

А вечером того же дня, 9 июня, Зураб Лаврентьевич пришел в Большой зал Московской консерватории на гала-концерт в свою честь "Vivat Соткилава!". Этот день стал последним его публичным появлением перед поклонниками, которые приветствовали своего кумира стоя. Вечер стал приношением Благотворительного фонда Елены Образцовой и соединил две главные страсти в жизни певца - оперу и футбол.

Зураб Соткилава родился 12 марта 1937 года. Сначала он стал инженером, закончив в 1960 году горный факультет Грузинского политехнического института. Но любовь к музыке и прекрасный голос взяли верх. В 1965 году он окончил Тбилисскую консерваторию в классе знаменитого Давида Андгуладзе. В 1973 году дебютировал в Большом театре в партии Хозе в опере Бизе "Кармен". И уже год спустя стал солистом главного театра страны, в котором прослужил более 40 лет и создал около двух десятков ярких образов. Самыми важными своими работами Зураб Лаврентьевич считал "Кармен" и вердиевского "Отелло".

Имя Зураба Соткилавы было отмечено в летописи советского футбола. В юности Зураб Соткилава был капитаном юниорской сборной Грузии и даже с 1955 года четыре сезона выступал за легендарное тбилисское "Динамо", в составе которого в 1959 году стал бронзовым призером чемпионата СССР.

Но опера была для него смыслообразующим делом. Он не только пел в Большом театре, но и был профессором Московской консерватории, переживал за своих учеников, поддерживал их и крайне досадовал, когда в очередной раз убеждался, что таланту научить невозможно ни при каких обстоятельствах.

Еще как, пожалуй, никто из плеяды самых знаменитых солистов Большого, Зураб Соткивала очень много и с огромной любовью к своей публике выступал с концертами по всей огромной стране. В его исполнении опера переставала быть чем-то чопорным и элитарным, мгновенно превращаясь в очень близкое миллионам людей искусство. А каждое сольное выступление Зураб Лаврентьевич неизменно завершал исполнением a capella проникновенной народной мегрельской песни так, что "мурашки" бежали по коже и наворачивались слезы.

Зураб Соткилава - не просто народный артист СССР, лауреат Госпремии и кавалер множества престижных наград, он - человек "эпоха". Уходят "последние из могикан", объединявших народы постсоветского пространства, даже когда страны под названием Советский Союз уже нет на картах мира.

Свой последний аншлаг Зураб Соткилава соберет 20 сентября в Большом театре, где состоится прощание со знаменитым тенором. А похоронен он будет на родине - в Грузии . Но к счастью, остаются прекрасные записи, и его голос будет по-прежнему жить в наших сердцах.

Вот несколько фрагментов из тех интервью, что в разное время мне посчастливилось взять у Зураба Соткилавы.

Зураб Лаврентьевич, вы довольны своей певческой биографией?

Зураб Соткилава: В свое время я спел в Большом театре все, что хотел, и сделал это на достойном уровне. Плохо другое - на первую свою зарубежную постановку я выехал в сорок три года. Это поздно, тем более для тенора из Советского Союза, потому что импресарио, естественно, хотят работать с молодыми. Сделай я это раньше, у меня была бы совсем другая карьера. В принципе на Западе я мог стать миллионером за два-три сезона. А в России на старости лет оказался достоин лишь пенсии в 2700 рублей в месяц. Во всем мире, если ты проработал в театре 20 лет и был ведущим солистом, при выходе на пенсию тебе положен достойный пансион от этого театра. Если бы я получал тысяч пять долларов в месяц, то жил бы сейчас спокойно, ничего не делая.

Надо было бы мне родиться лет на тридцать позже. Сегодня у молодых шансов в жизни гораздо больше, чем было у моего поколения. Я не умею просить и унижаться, а для того, чтобы тебя отпустили за границу, этим надо было заниматься постоянно. Надо было дружить с девочками из Госконцерта, чтобы они вместо твоей фамилии другие не посылали, сообщая, что ты "очень занят" и приехать не сможешь.

Еще, конечно, я много глупостей и сам сделал. Самая большая моя ошибка была, когда, приехав в Америку, я отказался от предложения прослушаться на CBS. Еще мне не повезло: президент звукозаписывающей компании Sony, который меня очень любил, успел выпустить лишь один мой диск, а после его смерти все остальные на фирме меня только обманывали. А все мои диски, что я обнаруживаю в России, - пиратские, очень плохого качества.

Уходят последние из могикан, объединявших народы постсоветского пространства

Пиратские записи - верный признак популярности.

Зураб Соткилава: Это не популярность, а воровство. А популярность у меня хорошая, добрая. Я хорошую жизнь прожил, я счастливый человек. Все в жизни попробовал, все познал, все, что хотел спеть, спел. И люди меня искренне любят. Когда я появляюсь, встают по собственной инициативе.

Вы ни разу не пожалели о том, что предпочли карьеру оперного певца, а не футболиста?

Зураб Соткилава: Нет. У нас в семье все делалось для того, чтобы отвлечь меня от футбола, который считали хулиганской игрой. Несмотря на мое сопротивление, меня заставляли ходить в музыкальную школу, но с занятий я сбегал на стадион. Спустя полгода мать узнала об этом и в наказание изрубила топором мои любимые бутсы. Из футбола я ушел не по своей воле - после серьезной травмы уже не мог играть. Мне было 20 лет, и казалось, что жизнь кончилась, мир рухнул. Отчисление из тбилисского "Динамо" - моя первая мужская слеза.

А вторая?

Зураб Соткилава: Смерть мамы. Я готовился к дебюту в Большом театре и так хотел привезти ее в Москву, где она никогда не была. Даже платье ей нарядное сшили. Но моим родителям не довелось слышать и видеть меня на сцене. А сегодня я даже на могиле родителей побывать не могу.

Это как?

Зураб Соткилава: Это плохая история. В прошлом году я хотел поехать в Абхазию - принять участие в фестивале, который проходит в Пицунде, и побывать в Сухуми на могиле родителей. Но абхазские власти меня не пустили. Сказали, что мой визит - это чуть ли не политическая акция, инспирированная Грузией. А я же сам сухумский - там родился и вырос.

Но у вас на территории всего Советского Союза всегда была большая и верная армия почитателей…

Зураб Соткилава: Я красотой никогда не блистал. Всегда брал пением. Семья для меня - это святое. То, что я есть сегодня, - это заслуга моей супруги Элисо. Ей со мной никогда легко не было. Две дочери и муж-тенор в доме - это хуже, чем пятеро детей. Но она красивая и сильная женщина из рода Багратиони. Именно Элисо создала в нашей семье комфортную обстановку и все сделала для того, чтобы я мог петь до сих пор. Она ради меня карьерой пианистки пожертвовала, а в отличие от меня консерваторию с красным дипломом окончила! Все удивлялись, почему она вышла за меня замуж. А потому что пока все говорили: "Ах, какая девочка!", я взял и женился.

Вам поклонники часто дарили подарки?

Зураб Соткилава: Материальных подарков я не люблю. Я к пафосным вещам равнодушен. Долгое время я ездил на "Оке", пока мне на ней нацарапали: "Не позорь нацию - смени машину".

Какой знаменитый гузинский тост пришелся бы сегодня вам по душе?

Зураб Соткилава: Грузинские тосты - это всегда аванс на то, что ты станешь хорошим человеком. А я о себе все хорошее уже услышал. Хочу лишь, маленькую горсточку здоровья, чтобы видеть и радоваться, как внуки растут.

«Ненавижу мужчин, которые бросают жён из-за молодой, длинноногой...» - говорит знаменитый тенор Большого театра народный артист СССР Зураб Соткилава .

«Жалко близких, а не себя»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Зураб Лаврентьевич, когда мы с вами договаривались об интервью, вы сказали, что сейчас у вас весь день по часам расписан из-за системы лечения...

Зураб Соткилава: У меня была онкология, я делал операцию в Германии, проходил «химию». После был хороший период - целых 8 месяцев всё чисто. И я как-то осмелел, начал петь... В Грузию успел поехать. Там были самые волнительные выступления, хотелось себя хорошо показать. Большой успех был... Но я начал рано давать концерты. Стрессы и нагрузки вызвали метастазы в другом месте. Вот сейчас сделал три курса химиотерапии, ещё осталось два. Это жестокая вещь... Интоксикация сильная... Вкус металла во рту - ещё чёрт с ним. Проблема в том, что ничего не чувствуешь. Бывает очень большая слабость. Иногда такая, что... (Пауза.) Врагу не пожелаю.

Писательница Дарья Донцова, перенёсшая рак, сказала: борясь с этой страшной болезнью, главное - собраться и не жалеть самого себя...

Сколько себя помню, мне себя жалко никогда не было. Мне жалко моих близких. Я знаю, как они переживают, особенно моя супруга. Вот это и есть моя боль, мои страх и жалость.

- А когда вы только-только узна-ли о своём диагнозе, какая была реакция? Страх? Отчаяние?

Мои думали, что они раньше меня узнали всё от главврача. И молчали, скрывали от меня. А на самом деле я всё знал. В один период начал бледнеть, неожиданно становилось плохо, пошёл к врачу. На УЗИ женщина-специалист сказала: «Зураб, там что-то есть. Только непонятно - качественное или злокачественное». И я понял почему-то, что некачественное...

- Сколько лет длится уже борьба с раком, Зураб Лавренть-евич?

Почти два года... Но всё равно я о плохом не думаю, всё у меня хорошо будет. Правда! У меня есть цель. Я хочу петь. Иначе жить не хочу...

По поводу пения... В клинике, где меня оперировали, есть четыре врача. Все красавцы - когда они ко мне зашли, я подумал: звёзды Голливуда... И вдруг они как запели песню, которую я когда-то исполнял! Хирурги запели! В Германии! Они уже знали, кто я такой...

Говорю главному хирургу: «Я хочу петь». Он отвечает: «Зачем вам? Сколько вам лет?» Мне тогда было 78. «Понимаете, я умру без пения. Не хочу жить без сцены». Он так сидел-сидел, потом говорит: «Я две недели был в отпуске, не сделал ни одной операции. И чуть с ума не сошёл. Поэтому приехал на два дня раньше, чтобы продолжить. Я тоже не могу без операций».

В пении для меня радость жизни, в этом смысл моего сущест-вования... Мне не так давно позвонил директор Большого театра: «Что и как будем делать?» У меня же 80-летие в марте 2017 года... Я сказал: «Давайте подождём, пока проверят меня… Если всё нормально окажется, буду готовиться». Я говорю плохо, а начинаю распеваться - и голос появляется...

Говорят, что в борьбе с болезнью очень помогают положительные эмоции... Что вам в жизни доставляет удовольствие?

Моя радость - мои дети и внуки. Когда мы все вместе, то я самый счастливый человек на свете! А положительные эмоции приносят работа в консерватории, работа с молодыми, обучать их для меня радость. У меня за 50 лет огромное количество студентов было. Сейчас замечательные ребята учатся, четверо из них на третьем курсе. Вот надо довести их до конца. Они должны стать большими певцами...

А ещё... Знаете, я понял, что такое людская любовь... По улице не могу пройти - меня останавливают, обнимают, целуют женщины, старики, молодые, знакомые, незнакомые. Конечно, мне это приятно... Все желают выздоровления и никто не сказал, что им меня жаль. Все говорят: «Мы вас не жалеем, мы вас любим».

И конечно, радует мой любимый футбол, в который я сам играл (из-за травм Соткилава был вынужден оставить спорт. - Ред.). Сейчас с удовольствием смотрю, когда на поле интеллектуалы футбола. Это фантастическая игра.

Но российские футболисты... Чемпионат Европы - это был ужас. Нарочно так плохо не сыграешь. Я тогда болел за Испанию и Италию. Иногда болею за отдельных футболистов - за Роналду и за Месси. Даже моя жена Роналду любит. Мы счастливы, когда он выигрывает.

фото из личного архива семьи Соткилавы

От критики - беруши в уши

Зураб Лаврентьевич, сейчас век разводов, но вашему браку с пианисткой Элисо Турманидзе уже больше полувека... В чём тут секрет?

Вообще кавказские семьи не разводятся по жизни. Ненавижу мужчин, которые ведут себя непорядочно. Взял в жёны молодую красивую девочку, она отдала ему свою жизнь, себя отдала, для него жила, всё делала, воспитывала детей. А потом появляется какая-то юная, длинноногая, и он уходит... Как можно бросать семью?

- А что нужно делать, по-вашему, чтобы сохранить в семье любовь на многие годы?

Компромиссы, конечно. Терпение нужно. Не бывает такого, чтобы без бури в семье было. И вот здесь надо быть чуть-чуть умнее. Женщине надо уступать, всё равно её не перекричишь. Поэтому мужчине надо быть более терпеливым. Но и женщина должна уважать своего супруга, должна делать всё для того, чтобы он хорошо выглядел, хорошо и достойно жил. Женщина делает мужчину.

Мы с супругой 51 год вместе. Жена меня поддерживает и всё делает для того, чтобы я был в режиме, питался правильно. Хотя насчёт питания мы запутались. Советчиков столько, что с ума можно сойти! Вот сидят два академика. Один говорит: «Зураб, надо кислую среду есть». Второй говорит: «Лучше щелочную». Я отвечаю: «Ребята, договоритесь и решайте, что будем делать». Отвечают: «Если бы мы знали, от чего рак происходит, мы бы нашли средство». У меня режим питания немножко сложноватый. Всё специально готовим. Через день мясо обязательно нужно для силы. И мне ещё дают добавки, препараты, которые иммунитет поддерживают.

51 год назад. Зураб и Элисо.

Когда слышишь глубокий, могучий, заполняющий собой любой зал голос Зураба Соткилавы, то не верится, что знаменитый тенор, лауреат множества премий мечтал когда-то стать звездой… футбола, и лишь благодаря стечению обстоятельств мир получил вместо великого футболиста великого певца. Как же такое могло произойти? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, наверное, вспомнить всю жизнь Зураба Лаврентьевича, начиная с того мартовского дня 1937-го года, когда директор школы Лаврентий Соткилава стал самым счастливым человеком на Земле: еще бы, ведь у него родился сын.

Детство в тени войны

Ксения Виссарионовна – мама Зураба – любила петь и играть на гитаре. Мелодичные грузинские песни – первое музыкальное впечатление раннего детства – Зураб узнал именно от мамы (отнюдь не певицы, а рентгенолога по профессии) и бабушки. По признанию певца, в то время ему, ребенку, и в голову не приходило, что когда-нибудь он сам начнет петь.

А потом была Великая Отечественная война. Как у всего поколения, она разделила детство маленького Зураба на «до» и «после». Но песни никуда не исчезли. Теперь их пели матери и жены тех, кто сражался за тысячи километров от родного дома; пели, собравшись под большим платановым деревом во дворе. В этих песнях звучала не только тоска и тревога, но и вера в победу. Не тогда ли Зураб впервые ощутил огромную силу музыки, исцеляющей души и дающей силу сердцам?

Футбол? Футбол. Футбол!

После Победы и возвращения отца на смену тревогам пришли обычные мальчишеские радости, главной среди которых был футбол. Дни напролет Зураб гонял по огромной поляне самодельный мяч, сделанный из корней травы. В 12 лет юного игрока заметили тренеры – и спортивная карьера стремительно шла в гору: в 16 лет он уже крайний защитник сухумского «Динамо», а в 1958 г. его зачисляют в основной состав тбилисского «Динамо». Параллельно Зураб учится в политехническом, но никто, и прежде всего он сам, не сомневается, что его будущее – спорт.


А потом был роковой матч в Югославии и полученный на нем перелом. Тогда Зураб смог преодолеть последствия травмы и вернуться в команду. Но новая травма – на этот раз на соревнованиях в Чехословакии – не оставляет никаких шансов. Из футбола пришлось уйти. И нужно было искать новое призвание, новую цель.

Начало

В каком-то смысле новое призвание нашло Зураба само, когда он еще играл в «Динамо». Пианистка Разумовская, друг семьи Соткилава, восхищалась его голосом и посоветовала ему пройти прослушивание у знакомого профессора Тбилисской консерватории. Любопытно, что профессор сначала заинтересовался футбольными, а не вокальными возможностями Зураба. Соткилава доставал ему билеты на стадион, а профессор из благодарности давал ему уроки – до того момента, пока не стало ясно: у юного спортсмена есть огромный певческий потенциал. Правда, сам Зураб эту новость встретил со смехом: тогда для него существовал лишь футбол. И только когда от спорта пришлось отказаться, Соткилава всерьез взялся за подготовку к консерватории.


10 июля 1960-го г. он защитил диплом в политехническом институте, а 12-го пошел на вступительный экзамен в консерваторию.

Любовь

В битком набитых коридорах консерватории абитуриент Соткилава неожиданно увидел красивую девушку в костюме кирпичного цвета – и влюбился. По признанию певца, он сразу понял, что эта девушка – ее звали Элисо Турманидзе – будет его женой. Но подойти к будущей пианистке, учившейся курсом старше, он не решался целых два года.


И тогда Элисо подошла сама.
…Они вместе уже полвека – Зураб и Элисо. Жена – это не только друг и помощница, но и надежный тыл, так необходимый в непростой жизни артиста. В каждом интервью Зураб Лаврентьевич говорит слова благодарности жене, всегда поддерживавшей его во всем. А еще – подарившей двух дочерей: Теа и Кетино. Дочери не пошли по стопам отца, выбрав гуманитарные науки, а не музыку, но это не мешает отцу – а теперь уже и дедушке – обожать их и баловать внуков. Кстати, муж младшей дочери, Кети – известный грузинский оперный певец, так что есть надежда, что младший внук, Леван, когда-нибудь тоже выйдет на сцену.

Слава

Учебе в Тбилисской консерватории Зураб предался с такой же страстью, с какой прежде занимался футболом. И усилия его были вознаграждены: после ее окончания с партией Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» к нему приходит первая слава. Вскоре в Грузинский государственный театр оперы и балета начинают ходить «на Соткилаву». В 1966 году – новая удача: перспективного молодого человека направляют в Италию, в мечту все оперных певцов мира — в «Ла Скала». Двухлетняя стажировка у лучших мастеров сцены, помнивших таких звезд сцены как Карузо и Джильи, очень много дала Зурабу. В 1968 г. к нему приходит первый международный успех: победа на болгарском фестивале «Золотой Орфей».

С этого момента победа следует за победой: Международный конкурс имени П.И. Чайковского – вторая премия; Международный конкурс вокалистов им. Ф. Виньяса – первая премия и «Гран-При»! А какие партии: в 1973 г. Зураб в Большом театре дебютирует в партии Хозе (через год он перейдет в этот театр из Грузинского театра оперы и балета); потом были Водемон из «Иоланты» Чайковского, Самозванец из «Бориса Годунова» Мусоргского, Туридду из «Сельской чести» Масканьи. Но отдельная страсть тенора – это Верди. Именно в его операх «Трубадур», «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло» гений Соткилавы раскрылся с полной силой, явив миру высочайший исполнительский уровень, неподражаемые эмоциональность и лиризм.

Со стороны могло показаться, что Зураб Соткилава – любимец судьбы, которому все давалось легко: бесконечные гастроли по всему миру, начиная с 1970-х гг.; блестящие партии на лучших оперных сценах, государственные награды, миллионы поклонников… Но только сам певец может сказать, какой титанический труд стоит за кажущейся легкостью исполнения, какая длительная подготовка предшествует каждой премьере. И никто не знает, какие шрамы на душе оставила ранняя смерть родителей, а в начале 1990-х – война, пришедшая в родную Абхазию.

Не они ли, эти скрытые от посторонних глаз стрессы, спровоцировали развитие страшной болезни? Летом этого года газеты запестрели тревожными сообщениями: у знаменитого певца диагностирована опухоль поджелудочной железы. Но Соткилава не собирался сдаваться. После успешно проведенного лечения Зураб Лаврентьевич вернулся на сцену, а нам остается лишь пожелать ему долгих лет жизни.

Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в Сухуми. «Вначале, наверное, следует сказать о генах: мои бабушка и мама здорово играли на гитаре и пели, - говорит Соткилава. - Помню, они садились на улице возле дома, исполняли старые грузинские песни, а я им подпевал. Ни о какой певческой карьере ни тогда, ни позже не думал. Интересно, что много лет спустя отец, у которого слуха нет вообще, поддержал мои оперные начинания, а мама, обладающая абсолютным слухом, была категорически против».

И все же в детстве главной любовью Зураба было не пение, а футбол. Со временем у него обнаружились неплохие способности. Он попал в сухумское «Динамо», где в 16 лет считался восходящей звездой. Соткилава играл на месте крайнего защитника, много и удачно подключался к атакам, бегая стометровку за 11,1 секунды!

В 1956 году Зураб стал капитаном сборной Грузии в возрасте до 20 лет. Через два года попал в основной состав тбилисского «Динамо». Самой памятной для Соткилавы стала игра с московским «Динамо».

«Я горжусь тем, что выходил на поле против самого Льва Яшина, - вспоминает Соткилава. - Мы познакомились с Львом Ивановичем поближе, уже когда я был певцом и дружил с Николаем Николаевичем Озеровым. Мы вместе ездили к Яшину в больницу после операции... На примере великого вратаря я лишний раз убедился в том, что чем большего человек достиг в жизни, тем он скромнее. А матч тот мы проиграли со счетом 1:3.

Это, кстати, была моя последняя игра за «Динамо». В одном из интервью я сказал, что певцом меня сделал нападающий москвичей Урин, и многие решили, будто он меня покалечил. Ни в коем случае! Он меня просто вчистую переиграл. Но это было полбеды. Вскоре мы полетели в Югославию, где я получил перелом и вылетел из состава. В 1959 году попытался вернуться. Но окончательно поставила точку в моей футбольной карьере поездка в Чехословакию. Там я получил очередную серьезную травму, и через какое-то время меня отчислили...

В 58 м, когда я играл в тбилисском «Динамо», на неделю приехал домой в Сухуми. Однажды к родителям заглянула пианистка Валерия Разумовская, которая всегда восхищалась моим голосом и говорила, кем я в конце концов стану. Я тогда никакого значения ее словам не придавал, но все-таки согласился прийти к какому-то заезжему профессору консерватории из Тбилиси на прослушивание. Особого впечатления мой голос на него не произвел. И тут, представляете, опять решающую роль сыграл футбол! В «Динамо» в ту пору уже блистали Месхи, Метревели, Баркая и достать билет на стадион было невозможно. Так вот, на первых порах я стал для профессора поставщиком билетов: он приезжал за ними на базу «Динамо» в Дигоми. В благодарность профессор приглашал меня к себе домой, мы начали заниматься. И вдруг он говорит мне, что всего за несколько уроков я сделал большие успехи и у меня есть оперное будущее!

Но и тогда подобная перспектива вызывала у меня смех. Всерьез я задумался о пении только после того, как был отчислен из «Динамо». Профессор выслушал меня и сказал: «Ну что ж, кончай в грязи пачкаться, давай чистым делом заниматься». И через год, в июле 60 го, я сначала защитил диплом на горном факультете Тбилисского политехнического института, а день спустя уже сдавал экзамены в консерваторию. И был принят. Учились мы, кстати, в одно время с Надаром Ахалкаци, который предпочел Институт железнодорожного транспорта. У нас были такие битвы в межинститутских футбольных турнирах, что стадион на 25 тысяч зрителей был битком!»

В Тбилисскую консерваторию Соткилава пришел как баритон, но вскоре профессор Д.Я. Андгуладзе исправил ошибку: конечно, у нового студента великолепный лирико-драматический тенор. В 1965 году молодой певец дебютирует на тбилисской сцене партией Каварадосси в пуччиниевской «Тоске». Успех превзошел все ожидания. В Грузинском государственном театре оперы и балета Зураб выступал с 1965 по 1974 год. Талант перспективного певца на родине стремились поддерживать и развивать, и в 1966 году Соткилаву отправили на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала».

Лучшие дня

Там он стажировался у лучших специалистов бельканто. Работал без устали, а ведь могла и голова закружиться после слов маэстро Дженарро Барра, который писал тогда: «Молодой голос Зураба напомнил мне теноров былых времен». Речь шла о временах Э. Карузо, Б. Джильи и других чародеев итальянской сцены.

В Италии певец совершенствовался два года, после чего принял участие в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей». Его выступление было триумфальным: Соткилава завоевал главный приз болгарского фестиваля. Через два года - новый успех, на этот раз на одном из самых ответственных Международных конкурсов - имени П.И. Чайковского в Москве: Соткилава удостоен второй премии.

После нового триумфа, в 1970 году, - Первая премия и «Гран-при» на Международном конкурсе вокалистов имени Ф. Виньяса в Барселоне - Давид Андгуладзе сказал: «Зураб Соткилава - одаренный певец, очень музыкален, его голос, необычайно красивого тембра, не оставляет слушателя равнодушным. Вокалист эмоционально и ярко передает характер исполняемых произведений, полно раскрывает замысел композитора. И самая замечательная черта его характера - это трудолюбие, желание постичь все тайны искусства. Он занимается каждый день, у нас почти такое же «расписание уроков», как и в студенческие годы».

«На первый взгляд, - вспоминает он, - может показаться, что я быстро привык к Москве и легко вошел в оперный коллектив Большого театра. Но это не так. Поначалу мне было трудно, и огромное спасибо людям, которые в то время были рядом со мной». И Соткилава называет режиссера Г. Панкова, концертмейстера Л. Могилевскую и, конечно, своих партнеров по спектаклям.

Премьера «Отелло» Верди в Большом театре стала заметным событием, Отелло в исполнении Соткилавы - откровением.

«Работа над партией Отелло, - рассказывал Соткилава, - открыла мне новые горизонты, заставила пересмотреть многое из сделанного, родила иные творческие критерии. Роль Отелло - это та вершина, с которой хорошо видно, хоть до нее и трудно дотянуться. Теперь, когда в том или ином предлагаемом партитурой образе нет человеческой глубины, психологической сложности, мне он не так интересен. В чем счастье артиста? Тратить себя, свои нервы, тратить на износ, не думая о следующем спектакле. Но работа должна вызывать желание так себя тратить, для этого нужны большие задачи, которые интересно решать...»

Другим выдающимся достижением артиста стала партия Туридду в «Сельской чести» Масканьи. Сначала на концертной эстраде, потом в Большом театре Соткилава добился огромной силы образной выразительности. Комментируя эту свою работу, певец подчеркивает: «Сельская честь» - веристская опера, опера высокого накала страстей. Это возможно передать в концертном исполнении, которое, разумеется, не должно сводиться к отвлеченному музицированию по книжечке с нотным текстом. Главное - позаботиться об обретении внутренней свободы, которая так необходима артисту и на оперной сцене, и на концертной эстраде. В музыке Масканьи, в его оперных ансамблях присутствуют многократные повторы одних и тех же интонаций. И здесь исполнителю очень важно помнить об опасности однообразия. Повторяя, например, одно и то же слово, нужно найти подводное течение музыкальной мысли, окрашивающее, оттеняющее различные смысловые значения этого слова. Нет надобности искусственно себя взвинчивать и неизвестно что наигрывать. Патетический накал страсти в «Сельской чести» должен быть чистым, искренним».

Сила искусства Зураба Соткилавы в том, что оно всегда несет людям искреннюю чистоту чувства. В этом секрет его неизменного успеха. Не стали исключением и зарубежные гастроли певца.

«Один из самых сверкающе-прекрасных голосов, которые существуют где-либо сегодня». Так отозвался рецензент о выступлении Зураба Соткилавы в парижском Театре Елисейских Полей. Это было начало зарубежных гастролей замечательного советского певца. Вслед за «шоком открытия» последовали новые триумфы - блистательный успех в США и затем в Италии, в Милане. Оценки американской прессы также были восторженны: «Большой по объему голос превосходной ровности и красоты во всех регистрах. Артистизм Соткилавы исходит непосредственно из сердца».

Гастроли 1978 года сделали певца знаменитостью мирового масштаба - последовали многочисленные приглашения участвовать в спектаклях, в концертах, в грамзаписях...

В 1979 году его художественные заслуги были отмечены высшей наградой - званием народного артиста СССР.

«Зураб Соткилава - обладатель редкого по красоте тенора, яркого, звонкого, с блестящими верхними нотами и крепким средним регистром, - пишет С. Саванко. - Голоса такого масштаба встречаются нечасто. Прекрасные природные данные были развиты и усилены профессиональной школой, которую певец прошел на родине и в Милане. В исполнительской манере Соткилавы преобладают признаки классического итальянского bel canto, что особенно ощущается в оперной деятельности певца. Ядро его сценического репертуара составляют лирико-драматические партии: Отелло, Радамес («Аида»), Манрико («Трубадур»), Ричард («Бал-маскарад»), Хозе («Кармен»), Каварадосси («Тоска»). Поет он и Водемона в «Иоланте» Чайковского, а также в грузинских операх - Абесалома в спектакле Тбилисского оперного театра «Абесалом и Этери» З. Палиашвили и Арзакана в «Похищении луны» О. Тактакишвили. Соткилава тонко ощущает специфику каждой партии, не случайно в критических откликах отмечалась широта стилистического диапазона, присущая искусству певца.

«Соткилава - классический герой-любовник итальянской оперы, - считает Э. Дорожкин. - Все «Дж.» - заведомо его: Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини. Однако есть одно существенное «но». Из всего набора, необходимого для образа ловеласа, в полной мере Соткилава обладает, как справедливо заметил в своем послании юбиляру восторженный российский президент, лишь «удивительной красоты голосом» и «природным артистизмом». Для того чтобы пользоваться такой же любовью публики, как жоржсандовский Андзолетто (а именно такого рода любовь окружает сейчас певца), этих качеств маловато. Мудрый Соткилава других, однако, и не стремился приобрести. Он взял не числом, а умением. Совершенно не обращая внимания на легкий неодобрительный шепоток зала, он пел Манрико, Герцога и Радамеса. Это, пожалуй, единственное, в чем он был и остается грузином, - делать свое дело, несмотря ни на что, ни секунды не сомневаясь в собственных достоинствах.

Последним этапным бастионом, который взял Соткилава, стал «Борис Годунов» Мусоргского. Самозванца - самого русского из всех русских персонажей русской оперы - Соткилава спел так, как голубоглазым белокурым певцам, ожесточенно следившим за происходившим из пыльных кулис, спеть и не снилось. Вышел абсолютный Тимошка, - а собственно, Тимошкой Гришка Отрепьев и был.

Соткилава - человек светский. Причем светский в лучшем смысле слова. В отличие от многих своих коллег по артистическому цеху певец удостаивает присутствием не только те мероприятия, за которыми неизбежно следует обильный фуршет, но и те, которые предназначены для настоящих ценителей прекрасного. На банку оливок с анчоусами Соткилава зарабатывает и сам. А жена певца к тому же замечательно готовит.

Соткилава выступает, хотя и не часто, и на концертной эстраде. Здесь его репертуар составляет в основном русская и итальянская музыка. При этом певец стремится сосредоточиться именно на камерном репертуаре, на романсовой лирике, сравнительно редко обращаясь к концертному исполнению оперных отрывков, что довольно распространено в вокальных программах. Пластическая рельефность, выпуклость драматургических решений сочетаются в интерпретации Соткилавы с особой интимностью, лирической теплотой и мягкостью, нечастыми у певца с таким масштабным голосом».

С 1987 года Соткилава ведет класс сольного пения в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Но, несомненно, и сам певец еще подарит слушателям много приятных минут.

Позор Вам, г-н Соткилава!
Анатолий 15.08.2008 08:51:43

Для всех читатаелей копирую заявление Солиста Большого театра:
Народный артист СССР Зураб Соткилава делает спеиальное заявление в связи с событиями в Грузии.

«Возмущен действиями Российской Федерации в отношении Грузии. Сейчас не врем определять, чья это земля и кто виноват. Россия должна прекратить бомбардировку мирных городов», - заявляет он.

По его заявлению, разрушение столицы Грузии является мечтой не такой уж малой части российских политиков.

«Почему бомбят Зугдиди и Кодорское ущелье?! Линия фронта расширяется. Разрушается и наносится урон грузинским городам, которые никакого отношения не имеют к Цхинвалському региону», - заявляет он.

По заявлению Соткилава, Россия нарушает международное право. Российские каналы же эти события освещают односторонне.

«Почему волнует Россию гибель только мирного осетинского населения, а про погибшее грузинское мирное население никто ничего не говорит?! Почему обманывает нас такая большая медиамашина?! Это недопустимо!, - заявляет он.

Г-н Соткилава! Любовь к Родин и своему народу, и поддержка фашиста Саакашвили - не одно и то же! Не следует ли Вам покинуть Россию? После таких мерзких заявлений, думаю тяжело Вам будет здесь!