Аргументы из литературы на тему честная служба. Проблема чести и бесчестия

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье будет рассмотрена проблема чести: аргументы из литературы и авторское сочинение для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:

– Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза»

– А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

С туманным понятием чести мы знакомимся еще в детстве. Слышим, что беречь её нужно смолоду, но глубокого смысла этого слова порой не понимаем и в более взрослом возрасте.

Отношение человека к чести показывает, насколько он верен самому себе. Честность перед самим собой и окружающими, достойное поведение и верность своим принципам – вот те составляющие, что мы называем честью. Она играет важную роль в жизни человека, влияет на отношение к нему и уважение.

В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» проблема чести является ключевой. Главная героиня, молодая деревенская девушка Лиза, влюбляется в богатого дворянина по имени Эраст. Юноша разделяет её чувства, несмотря на различия в сословиях; пара устраивает свидания, полные нежности, на одном из которых их отношения переступают за черту платонической любви.

Вскоре Эраст покидает Лизу, его призывают на службу, но он обещает девушке вернуться и более не расставаться с ней. Однако действия разворачиваются иначе: юноша проигрывает большую сумму денег и вынужден жениться на богатой вдове. Когда Лиза встречает Эраста, он отвергает её, рассказав о своей помолвке. Девушка не в силах пережить удар судьбы: она бросается в глубокий пруд, спасти её не удаётся.

Отдав любимому свою честь, Лиза столкнулась с недостойным поступком в ответ. Эраст узнаёт о гибели девушки и проживает свой век в муках совести.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина являет собой пример достоинства и верности своим принципам. У героини нежная, доверчивая душа. Она молода и молчалива, не веселится в компании своих ровесников, предпочитая одинокие прогулки по лесу. Когда Татьяна влюбляется в молодого дворянина Евгения Онегина, он отвергает её признания. Евгений образованный богатый дворянин, он эгоистичен и равнодушен, проводит время в обществе и пользуется вниманием у женщин.

В его характере есть достоинства, которые увидела Татьяна, но свою проверку на честь герой не прошел. Когда Владимир Ленский назначает дуэль, Евгений не может ему отказать. Он мучается от мысли опасного поединка со своим другом, понимая, что может убить его. Но мнение общества оказывается для него важнее: Онегин не хочет прослыть «трусом». Он является на дуэль и убивает Ленского.

Спустя время Евгений встречает Татьяну на балу, она замужем за богатым князем. В герое просыпаются чувства, он признается в любви Татьяне и просит уйти от мужа. Её чувства к Онегину не прошли, но девушка отказывает, каким бы сложным для неё не было это решение. Честь и верность своему слову для Татьяны оказались важнее собственных чувств.

Понятие чести у каждого из нас занимает свое место: для кого-то она важнее выгоды, а порой и жизни, другие же не вкладывают в это слово ничего. В наши дни такие явления как искренность, доброта и отзывчивость уходят на второй план, но о чести человек должен помнить всегда.

Нельзя отказываться от своих слов и поступать вразрез с принципами. Недостойное поведение вызывает осуждение со стороны общества и снижение самоуважения человека. Мы должны быть верны себе и своим решениям, отвечать за свои поступки.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема чести: аргументы из литературы ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Направление "Честь и бесчестие" итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Честь и бесчестие". К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Ниже даны видеоразборы работ по тематическому направлению "Честь и бесчестие".

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.
По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться. Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких.
А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.

Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.

В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

Но, пока жив человек, жива и честь.

Всего: 206 слов

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.

Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Честь, долг, совесть - эти понятия сейчас уже редко встретишь у людей.
Что это такое?
Честь - это ассоциация у меня с армией, с офицерами, которые защищают нашу Родину, а еще люди, которые с честью держат "удары судьбы".
Долг - это опять таки наши доблестные защитники отечества, у которых долг защищать нас и нашу Родину, а еще долг может быть у любого человека, например, помочь пожилым людям или более младшим, если те попали в беду.
Совесть - это то что живет внутри каждого человека.
Есть люди без совести, это когда можно пройти мимо горя, и не помочь, и внутри ничего не будет мучать, а можно и помочь, и потом спать спокойно.

Часто между собой эти понятия связаны. Как правило эти качества нам даются при воспитании.

Пример из литературы: Война и Мир, Л Толстого. К сожалению, сейчас эти понятия устарели, мир изменился. Редко встретишь такого человека, у которого все эти качества присутствуют.

470 слов

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

418 слов

Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.

Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.

Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.

Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.

Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

Всего: 426 слов

Направление. ЧЕСТЬ и БЕСЧЕСТИЕ. Видео разбор сочинения учащихся

Честь и бесчестие - рассуждаем о понятиях. Какие аргументы можно привести? Как построить сочинение?

Цитаты и эпиграфы

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.
В. Г. Белинский

Честь - это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.
Ф. Вольтерздесь .
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов .

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

  1. (60 слов) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» совесть предстаёт перед читателями, как атрибут духовной культуры человека. Так, Чацкий не приемлет службу «не по делу, а по лицам», точно так же, как и ущемление прав крестьян. Именно чувство справедливости заставляет его бороться с фамустовским обществом, показывая его изъяны — это и говорит о том, что «чувство совести» в герое не дремлет.
  2. (47 слов) Подобный пример можно увидеть на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна — человек совести. Несмотря на признание Евгения и свои чувства к нему, она выбирает не любовь, а долг, оставаясь преданной женой. В ней говорит совесть, которая подразумевает верность своим принципам и уважение к близким людям.
  3. (57 слов) В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой — Г.А. Печорин — «страдающий эгоист». Совесть мучает его, но он всячески пытается противостоять ей, доказывая самому себе, что это всего лишь скука. На самом же деле, это осознание собственной несправедливости печалит Григория. Совесть становится не только «мерилом» нравственности, но и настоящим «орудием» души против охватившего ее порока.
  4. (56 слов) Совесть – это, прежде всего, честь и достоинство, которые отсутствуют у главного героя произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» — Чичикова. Человек, у которого нет «угрызения совести», не способен быть честным. Об этом и говорит авантюра Чичикова. Он привык обманывать людей, заставляя их поверить в благородство «душевных порывов», однако все его действия говорят лишь о низости его души.
  5. (50 слов) А. И. Солженицын в рассказе «Материн двор» тоже говорит о нравственных качествах. Главная героиня — Матрёна — является человеком, чьё отношение к жизни говорит о чистоте души, сопереживании людям и настоящем самопожертвовании — это и есть чувство совести. Именно оно руководит Матреной и не позволяет ей пройти мимо чужой беды.
  6. (45 слов) Герой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» страдал от нападок совести до конца жизни. Несмотря на искреннюю любовь Лизы, Эраст все же выбирает богатую женщину, дабы улучшить своё финансовое положение. Вероломство привело девушку к самоубийству, и виновник казнил себя за это до самой смерти.
  7. (58 слов) И.А. Бунин в сборнике «Темные аллеи» тоже поднимает данную проблему. «Все проходит, да не все забывается», — говорит бывшая крепостная крестьянка случайно повстречавшемуся барину, который бросил ее когда-то. Совесть не заставляла его страдать, наверное, поэтому судьба покарала его, разрушив его семью. Бессовестный человек ничему не учится и не чувствует своей ответственности, поэтому в его жизни все складывается печально.
  8. (58 слов) Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» раскрывает понятие совести на примере одной из главных героинь — госпожи Простаковой. Она всячески пытается обокрасть свою родственницу, — Софью — чтобы, наконец, «прибрать к рукам» её наследство, заставляя ее выйти замуж за Митофанушку — это говорит о том, что у Простаковой не развито чувство нравственной ответственности перед людьми, чем и является совесть.
  9. (59 слов) М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» говорит о том, что совесть — это честь и нравственная ответственность, доказывая это на примере главного героя — Андрея Соколова, который совладал с искушением спасти свою жизнь ценой предательства. В честный бой за родину его направляло ощущение своей причастности к судьбе страны, благодаря нему он и выстоял в борьбе за свободу отечества.
  10. (45 слов) Нередко совесть является залогом доверия. Так, например, в произведении М. Горького «Челкаш» главный герой берет в дело крестьянского парня, надеясь на его порядочность. Однако у Гаврилы ее нет: он предает товарища. Тогда вор бросает деньги и уходит от напарника: если нет совести, нет и доверия.

Примеры из личной жизни, кино, СМИ

  1. (58 слов) Совесть является внутренним самоконтролем, она не позволяет поступать плохо. Так, например, мой папа никогда не нагрубит и не обидит «недобрым словом», потому что он понимает, что к людям нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это золотое правило морали из курса обществознания. Но оно работает только тогда, когда у личности есть совесть.
  2. (49 слов) В фильме Мела Гибсона «По соображениям совести» поднимается проблема самопожертвования, которая является одной из главных черт совестливой натуры. Главный герой — Дезмонд Досс — рисковал собственной жизнью для того, чтобы «подлатать» мир, который «погряз» в бесконечных войнах. Он, невзирая ни на что, спасал людей из горячей точки, руководствуясь совестью.
  3. (43 слова) Совесть – это обострённое чувство справедливости. Как-то раз подруга сестры рассказала ее секрет всему классу. Мне захотелось «проучить» ее, но в ходе разговора выяснилось, что обе девочки поступили нехорошо. Поняв это, они помирились. Таким образом, в человеке должна говорить совесть, а не месть.
  4. (58 слов) Достаточно всего лишь раз увидеть ущемление прав другого человека, и сразу становится понятно, что означает слово «совесть». Однажды, проходя мимо детской площадки, я увидел (а) плачущую маленькую девочку, которая просила мальчика не трогать её куклу. Я подошел (подошла) к ним и попыталась разобраться, в чем дело. В итоге они продолжили мирно играть. Люди не должны проходить мимо чужих бед.
  5. (50 слов) Совесть не позволяет человеку бросить в беде существо, которое нуждается в помощи. Эту историю рассказывал мой друг: во время морозных вечеров все бездомные животные страдают от голода, а он каждый день выходит на улицу, несмотря на непогоду, чтобы покормить их. Чувствовать любовь и жить ею – это значит быть совестливым человеком!
  6. (50 слов) В фильме Марка Хермана «Мальчик в полосатой пижаме» проблема совести затрагивается особенно остро. Внутренние переживания, которые терзают душу главного героя, заставляют его попасть в настоящий взрослый мир — мир жестокости и боли. И только маленький еврейский мальчик способен показать ему то, что называется «совестью»: оставаться человеком, несмотря на внешние обстоятельства.
  7. (54 слова) Наши предки говорили: «Пусть чистая совесть будет мерилом Ваших деяний». Так, например, порядочный человек никогда не возьмёт чужое, поэтому окружающие ему доверяют. Что нельзя сказать о воре, который уже никогда не обретёт уважение в обществе. Таким образом, совесть, прежде всего, формирует наш облик в глазах окружения, без нее личности никак не состояться среди людей.
  8. (58 слов) «Совесть пусть и без зубов, а сгрызть может», — гласит народная пословица, и это чистая правда. Так, например, в художественном фильме Джонатана Теплицки, основанном на реальных событиях, рассказывается о судьбе Эрика Ломакса, который попал в плен к японским войскам во время войны, и его «карателе», который на протяжении всей жизни сожалел о случившемся: пытках и моральном унижении Ломакса.
  9. (58 слов) Однажды в детстве я разбила мамину вазу, и передо мной стоял тяжелый выбор: признаться и быть наказанным (ой) или промолчать. Однако ощущение того, что я сделал (а) что-то плохое по отношению к другому человеку заставило меня извиниться перед мамой и осознать собственную ошибку. Благодаря честности, мама простила меня, а я понял (а), что не надо бояться поступать по совести.
  10. (62 слова) В кинофильме «Афоня» режиссёр Георгий Данелия представляет нам «бессовестного» человека, который, несмотря на чужие нужды, перекрыл в доме воду во время аварийной ситуации. На вопрос жильцов, есть ли у него совесть, он ответил, что советь у него есть, а времени — нет. Эта ситуация говорит о том, что главный герой думает только о себе. Видимо, порядочность в нем все ещё дремлет.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Средняя общеобразовательная школа № 141

Тема: Тема чести в произведениях русских писателей

Класс: 10 «Б»

Руководитель: Шульман Нина Николаевна

Москва 2003 год

Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во

взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме

в русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периода

в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только

в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-

воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что

этому народу следует опираться.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от

подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в

выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает

людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар

или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и

уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от

его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь

чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие

всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как

отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение

великой русской классической литературы, являющейся нравственным

фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы,

сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают

материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести

Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это

происходит и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в

обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно

относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не

захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына

Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? -

говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да

потянет лямку, да понюхает пороху, да

Будет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркивает

необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся

начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы

не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не

сбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования,

так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, который

однако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своему

господину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушу

грамоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано его

искренней любовью к мальчику.

Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своему

слову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага.

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в

карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от

расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он не

пожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу в

пургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этот

поступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром.

Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. В

Белогородской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой.

Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, который

посмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах.

Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что они

адресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось,

что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гринев

вызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честь

девушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно.

Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородство

Гринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, не

думая о своей выгоде. Швабрин - полная его противоположность.

Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем,

что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанес

ему предательский удар шпагой.

Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу.

Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателя

и тем самым усиливает обаяние и притягательность характера Петра

Андреевича Гринева.

Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевского

бунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом и

поведение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верности

присяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдались

бунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство ради

собственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделить

участь мужа, чтобы не сдаться врагу.

Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с

презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою

собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты.

Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что

сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А

еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него

Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он не

мог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиных

родителей.

Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича,

просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина.

Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долга

оберегать доверенного ему Петрушу.

Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собой

благородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому ему

было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала

влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом у

них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его,

так как тоже имел милосердие и честь.

Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему с

пренебрежением.

Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев из

соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливость

восторжествовала и у повести счастливый конец.

Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с

позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества.

Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его

образованности и социального положения.

Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая

его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о

нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт

М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая

честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который

сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр

Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою

собственной жизни.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих

и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на

земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения

и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную

Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он

был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший

бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных

завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.

История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий,

высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в

дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за

неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание

этого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям

побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и

победить должен правый.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «Евгений

Онегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной

ревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый был

невежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел ее

недостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутить

над ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что дело

заключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить.

Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он был

вовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходом

поединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом,

заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской

Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявший

своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни

было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило

в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.

Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести

«Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердить

свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки.

Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первым

буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал

или свидетелем, или действующим лицом».

Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражение

Сильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировал

презрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противника

действовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желание

доказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Им

владели болезненное самолюбие и эгоизм.

Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он

посвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником и

отомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневно

тренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своей

Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвио

не стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и был

свидетелем его испуга.

Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбрости

обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных

пороков».

В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на

дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким

по причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок.

Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить

только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность

и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению

к девушке и к своему товарищу, которому он завидует.

Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия

дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него

извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает

стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей

Печорина.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная

Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским

размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел

обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку.

Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и

порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову,

поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других.

Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов

опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою

честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы

из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит

Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но

не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.

В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает

собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу.

Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради

своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали

его игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство.

Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшно

раскаивается, но жизнь его уже разбита.

Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и порой

шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была сама

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир»

Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и

счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой

делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека

в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов,

семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг

перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа

он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется,

наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении.

«Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.

Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления,

занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к

карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и

отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству

и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при

Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся

своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость,

независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по

наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде

Курагина, для которого нет понятия чести.

Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при

Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в

бегство войско

Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных

исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи

смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская

любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.

Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с

Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не

вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его

благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет.

Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает.

В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее

неопытность и понимая также, что любит только ее.

Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два

человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав

единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.

Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла

жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный

человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная

внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к

самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты

бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и

естественность многому его научили. Нравственная чистота народа,

способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для

Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его

духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически

творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война

народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным»

становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков,

солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом

навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и

единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не

досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев,

Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.

Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват

чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в

романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел

поработить русский народ и претендовал на мировое господство.

Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь

справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В

этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства

Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к

солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности,

необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те

дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено

патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от

своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В

полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным

учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты

называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской

знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему

свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши

притупляла чувства чести и долга.

В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная

сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же

дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая

честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.

Список использованной литературы.

1. А. С. Пушкин:

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Выстрел»

2. М. Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

«Герой нашего времени»

«Маскарад»

3. Л. Н. Толстой.