Бедуины – дикие и бесстрашные люди пустыни. Бедуинские деревни

Бедуины

Бедуины это главным образом арабы-кочевники, живущие на протяжении большей части пустыни в Северной Африке и полупустынных регионах Северной Аравии. Бедуины также могут быть найдены на Ближнем Востоке, прародине арабов. Бедуины прибыли в Северную Африку вскоре после восьмого века н.э. во время арабских завоеваний этого региона. Как и другие арабы, бедуины говорят на диалектах арабского языка. Подавляющее большинство бедуинов являются мусульманами. Бедуины - кочевники-скотоводы (животноводы), которые путешествуют с места на место в поисках пастбищ и воды для своих стад. Они держат овец, коз, верблюдов, и, реже, крупный рогатый скот. Наряду с этим они хорошо используют маршруты миграции для выращивания растительных культур, которые могут быть собраны на обратном пути. Также бедуины занимаются торговлей. (Encyclopedia of the Peoples of Africa and the Middle East. С. 105-106).

Бедуины взяты в качестве объекта изучения, исходя из того, что они населяли как территорию Аравии, так и территорию Северной Африки. Бедуины изначально кочевники, сохранили свои традиции до сих пор. Таким образом, они являются наиболее удачным примером для рассмотрения.

Хозяйственно-культурная деятельность бедуинов

Многие зарубежные этнографы (А. Кробер, Р. Бэкон, Р. Патаи) рассматривают всех скотоводов Аравии как единую группу бедуинов, представителей особого «культурного ареала», который по своим хозяйственно-культурным характеристикам противопоставляется оседлому населению деревень и городов. По мнению А П Першица, источники позволяют выделить три формы скотоводческого хозяйства: 1) собственно кочевников-бедуинов, 2) полукочевников, сочетающих скотоводство с земледелием, 3) полукочевников, отдающих предпочтение земледелию.

(Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 134-136).

Северо-восточная и Северная Аравия, расположенная между Месопотамской низменностью, с одной стороны, и плоскогорьем внутренней Аравии - с другой, за исключением немногих и далеко друг от друга разбросанных оазисов, представляет собою маловодную степь и фактически находится во власти арабов-бедуинов

На дружественных отношениях с оседлым населением по берегам пустыни зиждется экономическая жизнь кочевников, т.е. сбыт ими своих продуктов и закупка необходимых им товаров. (Аравия и европейские державы. Сборник./под ред. Ротштейна Ф.М., 1924. С. 131-132).

Эль-Хаса представляет собой узкую низменную полосу, почти нигде не выше 100 метров над уровнем моря, у подножья, перед внутренним углом, Аравийского плоскогорья. Внутренне пространство Эль-Хасы почти не имеет оседлого населения; через них проходят лишь бедуины со своими стадами.

Жаркий, здоровый, чистенький городок, но лишенный собственного источника питьевой воды, которую привозят издалека и продают за деньги, Ковейт представляет собой гавань, через которую небольшая бедуинская область вывозит шерсть, овечий сыр и шкуры. (Аравия и Европейские державы. С. 133-135).

Бедуины - крупнейшая группа североаравийских кочевников. Их преимущественное занятие составляло верблюдоводство.

В условиях огромных песчаных и каменистых пустынь Аравии верблюд являлся единственно пригодным средством передвижения, делавшим возможным самые перекочевки бедуинов.

Бедуины отдавали земледельцам верблюдов внаём, занимались караванным извозом, а, главное, создали обширный рынок сбыта верблюдов. Продажа скота давала состоятельным кочевникам возможность покупать финики, зерно, ремесленные и промышленные товары.

Отдавались внаём и шли на продажу главным образом верблюды-самцы, которыми сами бедуины пользовались в качестве вьючных животных (баир).

Самки ценились как объект молочного скотоводства; их же (гораздо реже кастрированных самцов) использовали как верховых животных (далул).

Труд кочевника-верблюдовода не был простым и лёгким. От скотовода требовалось детальное знание пастбищной территории, её кормовых и водных ресурсов. Жизнь аравийских пустынь зависит от дождей, которые выпадают здесь не часто и не регулярно. Одни районы славятся своими обильными, но кратковременными травяными пастбищами (хашиш), другие покрыты скудными, но надежными многолетними кустарниками (хатаб), в третьих известковая почва подолгу удерживает дождевые пруды и лужи. Чтобы прокормить и сохранить свой скот, чтобы получить нормальные надои молока и поддерживать животных в «рабочей форме», бедуин должен был умело чередовать пользование различными участками и различными видами пастбищ, тщательно рассчитывать сроки поения скота, вовремя перегонять его на солончаки для подкормки солью и т.д. (Першиц А.И. Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в ХIX-пер. трети ХХ в. М., 1961. С. 27-29).

С началом зимних дождей пустынные пастбища покрывались свежей растительностью и стада перегонялись туда. С наступлением первых холодов скот переводили в зоны кустарников, а во время сильных морозов укрывали стада в долинах. Весной кочевники возвращались на открытые степные пространства, где стада давали обильные удои. С началом жары кочевники перемещались в холмистую и возвышенную местность.

Жаркие, засушливые месяцы бедуины проводили у постоянных водных источников на возвышенностях. Недостаток в молочной пище кочевники восполняли собирательством съедобных растений. (Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. С. 137).

Большим подспорьем в хозяйстве в это время становилась охота. С собаками и ловчими соколами, в одиночку и загоном охотились на ориксов, газелей, онагров, горных козлов, лисиц, зайцев, тушканчиков, дроф, куропаток, диких голубей. Самой желанной добычей был страус, жир которого вытапливали на пищу, а перья продавали за высокую цену, не уступавшую цене бегового верблюда. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 31).

Уход за животными требовал от кочевника неослабного внимание и немалого труда. Весной верблюдов стригли. Весной же, когда верблюдицы телились, пастухи присматривались к молодняку и отбирали верблюжат под вьюк или под седло. Как вьючных, так и беговых животных подвергали длительному обучению, постепенно приручая к ноше, седоку, командам, управлению поводом. Подросших верблюжат отучали от вымени, вставляя им в носовую перегородку острую деревянную палочку (хилал).

Дважды в день, утром и вечером верблюдиц пригоняли к шатрам и доили. Утренняя дойка считалась обязанностью женщин, вечерняя - мужчин. (Першиц А.И. Хозяйство и общ.-пол. строй Северной Аравии. С. 29).

У бедуинов существовали отхожие промыслы. Наибольшую роль в экономике играл караванный извоз. Бывало, что состоятельные кочевники, начав с караванного извоза, с течением времени превращали его в самостоятельную посредническую торговлю зерном или финиками.

Другим распространенным видом отходничества был сезонный уход на жемчужные промыслы Красного моря и в особенности Персидского залива.

Еще одним видом стороннего приработка, практиковавшимся наименее обеспеченными кочевниками, было выжигание на продажу древесного (вернее кустарникового) угля.

Таким образом, хозяйственно-культурная деятельность бедуинов строилась относительно потребностей их главной ценности - верблюда. Сезонные переходы с одного пастбища на другое, торговля с оседлым населением, отхожие промыслы существовали для того, чтобы обеспечить жизнь стада. Вся кочевая жизнь была направлена на сохранение и увеличение численности стада. Поскольку скотоводство было главным источником их дохода.

Бедуин (или бадави) по-арабски - это «житель пустыни». Так называют кочевников пустыни, которые разводят одногорбых верблюдов-дромадеров и живут в шатрах. Главные достижения бедуинской культуры - это одомашнивание верблюда и изобретение шатра. Вот уже более трёх тысяч лет верблюд определяет жизненный уклад скотоводов Аравии, да и всего Ближнего и Среднего Востока. На него можно навьючить до четверти тонны груза, и хотя двигается он чуть быстрее обычного пешехода, зато способен обходиться без воды несколько дней. Кроме того, верблюжье молоко и мясо идут в пищу бедуинам, шерсть - на одежду, циновки и верёвки, кожа - на упряжь, ремни и утварь.


Бедуин кочует налегке, не обременяя себя лишним имуществом. К верблюжьему вьюку приспособлена и утварь, и переносное жилище - прямоугольный шатёр из узких полос тёмной ткани, изготовленной из козьей или овечьей шерсти. Верблюжья шерсть не годится для шатра, так как легко впитывает влагу (зимних редких дождей и ночной росы). Числом шестов измеряется вместительность бедуинского жилища. В обычном шатре - два подпорных шеста, а у вождя племени могут быть шесть или восемь шестов.




Бедуины кочуют вместе с семьями. Те из них, кто исповедует ислам (среди них есть немало исповедующих христианство), могут иметь до четырёх жён. Причём только после рождения сына бедуинка становится полноправной женой.




В условиях скудной природы бережливость становится жизненно необходимой для выживания. С кустов растения арак собирают ягоды, а его ветви служат для изготовления зубочисток. Растение ушнан, или солянка, используется как мыло, из её пепла изготавливается щелочь. В водном настое солянки сушат ягоды, грибы или саранчу. Последняя для кочевников - это вкусная и питательная пища. Насекомым отрывают крылья, ножки и голову (хотя есть любители и голов), а затем жарят, варят в солёной воде или сушат. Приготовленную впрок саранчу хранят в мешках, как зерно.



Библейская еда - манна небесная - до сих пор используется в пищу. Её собирают бедуины Синайской пустыни в июне с кустарника тарфа - тамариска. Имеющая сладковатый вкус, она хорошо сохраняется и служит приправой к хлебным лепёшкам.




После осенних дождей бедуины собирают в Аравийской пустыне белые, красные или чёрные трюфели. Кстати, существует поверье, что эти грибы возникают от ударов грома. Сбор грибов - особый промысел, в котором участвуют и специально обученные собаки.



Бедуины обожают охоту. Когда-то они охотились на дикую корову (орикса), дикого осла (онагра), газель. Каменного козла (ибекса) и кролика. Из птиц предпочитали страуса, дрофу, журавля, различных куропаток, диких голубей. Для охоты использовали охотничьих собак породы салюки, дрессированных пантер и ловчих птиц.



Бедуины - одни из лучших следопытов в мире. Они создали науку «чтения пустыни». По следам на песке они в состоянии выяснить, сколько пеших, всадников и верблюдов прошли этой тропой. В ночное время - а путешествовать с караваном лучше всего в прохладную лунную ночь - проводники легко читали звёздное небо, определяя путь по положению светил. Не зря древние арабские поэмы начинались описанием следов от покинутого становища, которые тогда были понятны и поэтам, и слушателям.



Бедуины считаются носителями подлинного арабского зыка, настоящей поэзии и старых духовных ценностей, ставящих во главу угла храбрость и презрение к невзгодам.


(араб. البدو قرية ; англ. Bedouin villages)

Где находится: несколько бедуинских деревень располагаются по периметру в 10 - 30 км от Хургады.

Как добраться: добраться их Хургады можно на джипах или квадрациклах. Есть более экзотичный способ – отправится по пустыне к бедуинам на верблюде, но ввиду того, что эти животные крайне медлительны, до деревни Вы можете добираться целый день. Внимание: ввиду неординарного менталитета бедуинов, и своих собственных законов и правил не рекомендуется посещать бедуинские деревни самостоятельно, без местного проводника или гида. Лучший и безопасный способ попасть в бедуинскую деревню – купить экскурсию в Хургаде.

Бедуи́ны – жители арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности. Это один из самых древних народов на земле, и один из самых этнически чистых. Этим кочевым семистским племенам, живущим в пустыне, не менее 4 - 5 тысяч лет, и до недавнего времени они ни с кем не смешивались. Только в VI веке язычники бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке. Именно с тех пор и появились смешанные браки между бедуинами и арабами.

Подсчитать общее количество бедуинов в мире не представляется возможным, как из-за кочевого образа жизни, так и из-за упорного неучастия в переписях населения. Бедуины, до наших дней, сохранили свои древние обычаи и способ жизни. Они пребывают в полной уверенности в своём высоком происхождении и благородстве крови. Беднейший бедуин посчитает унизительным отдать свою дочь за обеспеченного человека. У бедуинов трудная жизнь: они кочуют с места на место, живут в палатках, у них нет электрических приборов. Но самое главное – в пустыне очень мало воды, поэтому они, экономно используют воду, делают колодцы для хранения воды.

Бедуинская деревня на карте

Бедуины поделены на племена, каждым из которых управляет шейх. Племя – это группа, состоящая из некоторого количества кланов. Каждый клан включает в себя отдельные семьи, которые прослеживают свою родословную, ведущюю к одному источнику. Каждый клан имеет свои собственные скважины, пастбища и земли. Также, кланы дополнительно разбиты на группы, каждая из которых выполняет различные функции в племени, такие, как скотоводство и выращивание крупного рогатого скота, руководящие и торговые функции, и так далее. Шейх является лидером племени и имеет значительное влияние: он следит за тем, чтобы племя всегда придерживалось традиционных обычаев и исполняло советы старейшин племён. Шейх является представителем своего племени, и часто один призван разрешать споры или выступать в качестве переговорщика, в целях урегулирования разногласий. Звание шейха наследуется от отца к сыну.

Дома бедуинов стоят в пустыне на расстоянии приблизительно 10 метров друг от друга, на крыши бедуины стелют мешки, это защищает от дождей, которые бывают в пустыне, приблизительно, 10 раз в году, и идут по 2 - 3 часа. Внутри каждого дома находится по две комнаты: гостиная и спальня. Вещей у бедуинов немного, в основном, разная посуда, тарелки, одежда, подушки и маленькая печь. В домах нет телевизора и других электрических приборов.


Летом в пустыне днём жарко, а ночью – холодно. Разница летней и зимней температуры иногда достигает 40 градусов, поэтому, по ночам кочевники укрываются меховыми одеялами. Иногда они ставят в комнате печку, чтобы было тепло.


Жизнь в пустыне без воды, конечно, невозможна, поэтому, когда бедуины кочуют, ищут место, где под землей есть вода, и выбирают это место для стоянки. Раньше они копали колодцы вручную лопатами, поэтому глубина была в среднем 15 - 20 метров, но теперь они копают не вручную, а с помощью машины-экскаватора, поэтому глубина таких колодцев 35 - 40 метров. Каждый день, на рассвете, жители деревни наполняют водой большие сосуды, где она должна отстояться, а потом используют её для питья и приготовления еды, водой из этого же колодца, бедуины умываются и стирают. Найти место, где есть вода и можно копать колодец, бедуинам помогают верблюды, которые могут жить без воды 10 дней. Примерно через 10 дней, верблюд, который долго не пил, ложится на место, где под землёй есть вода и лежит без движения. Бедуины отмечают значками это место. Здесь они будут копать колодец.

Верблюд для бедуина – священное животное. Каждое племя бедуинов имеет своё кладбище для верблюдов, когда умирает верблюд, бедуины хоронят его на этом кладбище.

Бедуинские мужчины и женщины традиционно выполняют разные роли в обществе. Бедуинские мужчины, как правило, зарабатывают на жизнь для своих семей. Некоторые из них работают как сафари-гиды, водители, некоторые владеют магазинами, кто-то задействован в строительстве или в сфере обслуживания. Традиционно, бедуинские женщины ткут шатёр для своей семьи, из козьей или верблюжьей шерсти, и отвечают за строительство и установку палатки, если семья переходит на новые земли. Женщины работают, преимущественно, в доме, занятые домашними хлопотами, семьёй и поголовьем коз, овец, верблюдов. Многие владеют ремёслами изготовления красивых вещей, таких как ковры, ожерелье, браслеты и бурки. Это, как правило, вещи, вышитые или украшенные бисером, блёстками монетами с использованием традиционных техник, передающихся из поколение в поколение. Местная флора и фауна находит своё отражение в замысловатых рисунках и орнаментах, используемых в работе.


Одежда бедуинов, также, довольно примечательна. Мужчины носят длинные рубашки-платья «джалабея», преимущественно, белого цвета, а на голову они одевают «смагг» (красно-белый платок, именуемый по-другому «арафаткой»), или «аймемму» (белый платок), иногда удерживаемый на месте, при помощи чёрного обода («агала»). Женщины обычно носят яркие длинные платья, но когда они выходят за пределы дома они одеваются в «абаю» (длинные чёрные платья-плащи, иногда покрытые блестящей вышивкой). Покидая свой дом, они всегда покрывают свои головы «тархой» (чёрным платком).


Бедуины отличные хозяева и хорошо известны своим гостеприимством, это часть традиции, которая передаётся из поколения в поколение. Они обязательно предложат знаменитый бедуинский чай, заваренный из листьев чая, и пустынных трав «хабак» и «мармарея». Обычно чай готовят на костре, как только гость прибывает, и обмениваются с ним историями и новостями. А традиционная еда – это вкусный бедуинский хлеб, приготовленный на открытом огне, а также, рис, мясо, рыба и овощные блюда. Бедуины уделяют особое внимание приготовлению пищи, и еда, подаваемая гостям, всегда рассматривается, как особое, важное событие. По бедуинскому обычаю, пища, вода и место для сна предоставляется всем путникам и гостям, и если есть необходимость этот срок может достигать трёх дней. Обычно этого времени достаточно, для того, чтобы набраться сил и продолжать дальше путешествие по пустыне.


Бедуины имеют тесную связь с миром природы. Они знают о том, что приближается буря, ещё до её начала, или когда дикое животное приближается к их дому. Жизнь в гармонии с природой – очень естественный способ сохранять свою веру. Племенной закон запрещает уничтожение живых деревьев, наказанием за это может быть штраф, состоящий из 3-ёх двухлетних верблюдов или их денежного эквивалента. Бедуины говорят: «убийство дерева подобно убийству души».


Познания бедуинов в фитотерапии необычайно глубоки, и с древних времён это было их единственным источником и надеждой на исцеление, при болезнях в пустыне. Они очень хорошо знают лекарственные травы, собирают их и сушат. Они знают, что пить от простуды, от головной боли, от отравления, что делать при ревматизме и других болезнях. Одним из наиболее популярных лекарственных средств бедуинов является верблюжье молоко. Оно используется при недугах, таких как расстройство желудка и пищеварения, при проблемах кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Лекарственные растения, применяемые бедуинами в лечении, очень эффективно воздействуют на человеческий организм.

Бедуины любят охотиться, в пустыне есть газели, волки, зайцы, птицы. Еще бедуины ловят скорпионов, чтобы иметь яд для бальзамирования. Они используют яд, чтобы сделать чучело волка, лисы, совы, павлина, орла и других убитых животных.


Сегодняшние бедуины – мусульмане. Если бедуин хочет жениться, он сначала выбирает маленькую свободную территорию и строит на ней домик из тростника, потом платит за девушку калым: отдаёт семье девушки несколько верблюдов или деньги. Если он захочет иметь вторую жену, то строит еще один домик, в ста метрах от первого домика, и опять платит калым – так бедуин может иметь четырёх жен. В этом случае, он живёт с одной женой неделю, потом с другой неделю и так далее, то есть живёт со всеми женами по очереди. У бедуинов практикуется многоженство, конечно если глава семьи сможет содержать всех жён: обеспечить материально и не обойти ни одну из них заботой и лаской.

А если бедуин хочет жениться на девушке из другого племени, он должен поговорить со старейшиной этого племени. Если старейшина будет согласен, эта девушка должна будет жить в племени будущего мужа. Мужчине нужно забрать девушку из её племени, и на коне добраться в своё племя быстрее, чем глава её семьи. Если он не будет первым, значит, он не заслуживает её, и не может жениться на ней.


Бедуинские свадьбы отмечаются широко и очень торжественно, и обычно проводятся во время полной луны, и могут длиться от 2-ух до 5-ти дней, при этом, большинство праздничных действий происходит в ночное время. На свадьбу собираются семьи жениха и невесты, и практически, все родственники. Накрываются столы и щедро угощают гостей, в том числе менсафом и кофе. Иногда на стол подают целого жареного верблюда (самое большое свадебное блюдо в мире). Это блюдо можно сравнить с русской матрёшкой: рыба, фаршированная вареными яйцами, укладывается в кур; куры – в жареную овцу; овца – в целого жареного верблюда. В эти дни, невеста с женихом меняются цветом свадебной одежды, невеста одевает белое платье, а жених – чёрный костюм.

Один из кульминационных моментов свадьбы включает в себя специальную ночь танцев и живой музыки. На свадьбе незамужние женщины используют шанс выбрать себе будущего мужа, танцуя перед потенциальными женихами. Возможно, это один из немногих моментов в году, когда молодые мужчины и женщины имеют возможность пообщаться, в надежде найти свою любовь. Гости развлекаются танцами и скачками на верблюдах по пустыне.

Все обязательно дарят подарки молодым: одежду, украшения, домашнюю утварь, мебель и многое другое. В конце торжества невесту сажают в свадебные носилки, устроенные на верблюде и доставляют в дом к мужу.

Рождение ребёнка в семье целое событие. В честь новорождённого бедуины проводят специальный обряд: приносят в жертву телёнка или ягнёнка, а мясо раздают соседям и нуждающимся. Женщина может свободно уйти от мужа, если посчитает, что он плохо о ней заботится. За ней сохраняется право, ещё раз выйти замуж. Дети остаются с одним из родителей по договоренности.


Многие современные бедуины, так же, как и их предки, ведут кочевой образ жизни, перегоняя по пустыне стада верблюдов, коз и овец в поисках новых пастбищ. Но довольно большая часть бедуинов занимается исключительно обслуживанием туристов, демонстрируя им «настоящий быт и обычаи бедуинов». Для этого строятся целые бутафорские деревни, где туристы могут ознакомиться с укладом жизни бедуинов. Здесь можно увидеть технологию выпечки пресных лепешек, покататься на верблюде и отведать бедуинскую еду.


Огромное количество туристов со всего мира, желающих взглянуть на египетскую диковинку, ежедневно приезжает в бедуинские поселения. И бедуины Египта давно уже научились извлекать выгоду из туристического бума. Именно из-за стремительно развивающегося туризма, число кочевых бедуинов сегодня заметно снизилось, и настоящей проблемой является поддержание этой уникальной истории и культуры в нашем современном безумном мире.

Туры в Египет спецпредложения дня

Бедуины - это люди, которые ведут кочевой образ жизни. Они занимаются разными видами деятельности, однако никогда не останавливаются на одном месте надолго.

Ими создаются деревни, места для отдыха и временной жизнедеятельности.

Бедуины - представители исламского мира, причем значения, к какому государству или национальности относится один из бедуинов, практически не существует.

У этих людей не спрашивают, кто они или откуда, главное - что представители этих слоев населения кочуют.

Однако кочевой образ жизни - это не все, и у бедуинов есть масса своих традиций, обычаев и даже законов.

Бедуины - кто это?

Бедуины - это люди, которые ведут, как уже говорилось ранее, кочевой образ жизни. Как правило, занимаются они торговлей и приготовлением хлеба. Постоянного места жительства нет. Все бедуины делятся на племена и кланы.

Среди бедуинов часто можно встретить понятие «кровная месть».

Даже если представители одного знают, что представители другого были замешаны в неприятных историях с родственниками или предками, такие обиды не забываются никогда.

Однако не всегда все заканчивается кровопролитием - в ряде случаев работает принцип выкупа.

Например, один шейх выплачивает компенсацию другому, который главенствует в племени бедуинов, которое было ранее обижено.

Главное, чтобы суть проблемы была признана двумя сторонами, а бедуины умеют договариваться и обсуждать. По сути, это спокойные взвешенные люди, но справедливые и бесстрашные.

Где можно встретить бедуинов в Египте


Если туристы отправляются в путешествие в Египет, можно заказать экскурсию в пустыню на квадрациклах.

Впрочем, большинство туров, покупаемых в нашей стране, уже предусматривают возможность такой поездки.

Лучшее время экскурсии - раннее утро, когда еще темно. Чем меньше в команде людей - тем лучше. Бедуинов можно настигнуть к рассвету, через пару часов от выезда с самых популярных мест, где сосредоточены туристические центры.

Может предусматривать несколько таких путешествий, которые не будут наскучивать.

Свадебные традиции бедуинов

Акт замужества среди бедуинов вполне демократичный. Среди жителей племен нет обязанностей, за кого выходить девушкам замуж, а за кого нет.

Родители тоже практически ничего не решают. Если парень хочет, чтобы девушка стала его женой, он обращается к шейху, чтобы тот собрал обед семьи вместе.

После того, как шейх (бедуин) собирает, девушка должна вежливо обслужить всех, приготовить пищу, преподнести ее. При этом в процессе общения о том, согласна ли потенциальная невеста выйти замуж, не говорится. Об этом узнает только парень, и то по вкусу чая.

Если девушка приготовит несладкий чай, она будет против замужества, а если сладкий - окажется за.

В ряде случаев одна девушка может отказать многим мужчинам. В этом ее никто не упрекнет, поскольку выбор всегда остается за женщиной несмотря на то, что в большинстве мусульманских стран все происходит иначе.

Интересно, что когда проходит свадьба у бедуинов, они готовят большого верблюда и собирают множество гостей вокруг себя.

Бедуины живут не так, как . Они отличаются более богатой культурой, современными обычаями, спокойствием и демократичностью.

Жилье бедуинов

Живут бедуины в палатках. Есть летние и зимние варианты.

Летние отличаются тем, что они тканевые, хорошо пропускают воздух, прохладные.

Главное их предназначение - создать защитный визуальный барьер. Внутри палатки разделены на три комнаты:

  • гостевая. Здесь можно заходить всем. Среди бедуинов нет негостеприимных людей. Даже если сюда придет турист, хозяева дома не будут агрессивно к нему относиться, а только вежливо спросят, что ему надобно;
  • жилая. В жилой части располагаются нужные вещи, предметы и мебель. Здесь сосредоточены все удобства дома;
  • женская. В женской комнате проводятся, как ни странно, работы, которые возлагаются на женщин.

Какими бы ни были , бедуины, проживающие неподалеку от них, в зимнее время прячутся в палатках, состоящих из козьей шерсти.

Они плотные, хорошо сохраняют тепло, помогают обеспечить жилье необходимым уровнем влажности.

Такие палатки можно купить, но стоит они 2 000 долларов за каждую.

Впрочем, у бедуинов такие деньги есть - эти люди зарабатывают на торговле довольно неплохие средства.

Бедуины и туристы

Даже если турист захочет посетить деревню с бедуинами, при этом с ним не будет экскурсовода, опасаться за собственное здоровье все таки стоит.

Ведь существуют как современные бедуины, так и бедуины отшельники, которые расположены по всему Синаю.

Это достаточно опасные ребята. У них серьезные проблемы с властями, потому как, немало из них торгуют наркотиками и оружием.

Бедуины-отшельники могут взять вас в плен, чтобы обменять на своих родственников, которые сидят за какие-либо преступления.

Не смотря на это, есть и современные бедуины, которые всегда рады видеть вас, приняли христианство и зарабатывают на туристах.

Эти люди каждого гостя угощают вкусной едой, хлебом собственного изготовления, рассказывают интересные истории из жизни, позволяют лучше ознакомиться с традициями.

Особенно гостей любят дети бедуинов, которые постоянно что-то рассказывают, а также показывают то, что у них есть.

Однако нельзя забывать, что есть и элементарные нормы поведения и среди бедуинов.

Нельзя входить в дом обутым, каким бы на ваш взгляд он ни был неухоженным, иначе бедуины попросту обидятся. Также рекомендуется входить именно с северной части палатки - там и будет гостевая часть.

– внутренние страны Сахары и Аравийского полуострова. Затем они стали распространяться по Месопотамии, Сирии и Халдее. Сейчас бедуины арабского происхождения проживают на землях, простирающихся от Персии до берегов Атлантики, от Курдских гор до Судана. Но на этих обширных землях они господствуют лишь в пределах . Территории, удобные для земледелия, занимают другие народы.

Побережье Красного моря облюбовали для жизни два больших бедуинских племени: Аль-Аббади и Аль-Маази. Первые селятся неподалеку от побережья и опровергают представление о себе как о сухопутном народе. Представителей Аль-Аббади можно встретить даже среди местных инструкторов-дайверов и капитанов рыболовецких судов. Аль-Маази – пустынные бедуины, которые вышли к морскому побережью из внутренних областей более 100 лет назад. Первоначально между двумя кланами разгорались нешуточные споры из-за дележа прибрежных территорий, закончившиеся великим собранием старейшин и четким разделением границ владений племен.

В Египте учет бедуинов не ведется, так как они не имеют паспортов и не участвуют в переписях населения. Есть примерные цифры: от 50 до 150 тысяч человек.

Социальный строй, традиции, жизненный уклад

Бедуины живут в племенах и кланах (хамуллах) и исповедуют . Руководителем племени является шейх, эта передается по . В бедуинском обществе существует институт «кади». Его представляют лица духовного сана, на которых возлагаются права и обязанности по осуществлению актов гражданского состояния, например, регистрации брака.

Домами бедуинов традиционно являются палатки, но сейчас у многих кочевников, в особенности у , обосновавшихся где-нибудь на побережье, основным может быть и вполне фешенебельная вилла.

В среде бедуинов существуют традиция кровной мести, конфликты между племенами и кланами возникают по разным причинам. Для решения проблемы шейхи племен договариваются о денежном возмещении ущерба, после чего объявляется «сульха» - прощение.

Еще по одной устоявшейся традиции, перед свадьбой семья жениха дает родителям невесты определенную сумму денег, на которые они покупают золотые украшения для новобрачной.

Большинство бедуинов Египта не стремятся поддерживать с современным обществом, они самодостаточны и сторонятся населенных пунктов. Старики учат молодежь чтению по Корану. Удел женщин – домашнее хозяйство и уход за скотом. Мужчины из-за жары охотятся по вечерам, а днем отдыхают в тени под тентами. Занимаются бедуины и сельским хозяйством, но это возможно лишь в горных районах с постоянными источниками воды.

Некоторые более современные и прогрессивные представители бедуинского общества занимаются коммерцией и другими видами трудовой деятельности. Так, одна семья, живущая на Синайском побережье, приручила стаю дельфинов, которые по приказу своих хозяев начинают развлекать туристов.

В последнее время наиболее прогрессивные бедуины участвуют даже в таких мероприятиях, как встреча нового года с туристами из России. Представьте: пустыня, жара, веселые россияне, кружащие по песку хороводы вместе с бедуинами – на что только не идут любители экзотического отдыха!

Бедуины, благодаря своей отчужденности от общества, самобытному жизненному укладу, независимости, выносливости и приспособленности к тяжелым условиям, для большинства цивилизованных народов остаются чем-то таинственным, экзотическим, непонятным. Но отголоски современной цивилизации нет-нет, да и пробираются в одинокие гордые кланы. Некоторые их представители, вопреки традициям, выбирают путь бизнеса и коммерции. Несмотря на это, врожденные гордость и независимость все равно остаются яркой чертой их