Что посмотреть в Эрмитаже? Три экскурсии по лучшему музею Европы. Залы Эрмитажа: описание и фото Чему посвящены этажи музея эрмитаж

Искусство

117284

Кто-то подсчитал, что нужно было бы потратить восемь лет, чтобы обойти весь Эрмитаж, уделяя всего лишь по минуте на осмотр каждого экспоната. Так что, отправляясь за новыми эстетическими впечатлениями в один из главных музеев страны, необходимо запастись достаточным количеством времени и соответствующим настроением.

Главный музей Эрмитажа ‒ это совокупность пяти зданий, построенных в разное время разными зодчими для разных целей, и соединенных последовательно между собой, но визуально отличных по цвету фасадов (особенно хорошо это можно наблюдать со стрелки Васильевского острова): Зимний дворец ‒ творение Барталамео Растрелли, созданное по заказу императрицы Елизаветы, далее идет Малый Эрмитаж, затем ‒ анфилады залов Старого Эрмитажа (бывшие жилые покои императорской семьи), плавно перетекающие в здание Нового Эрмитажа (спроектировано европейским «музейным» архитектором Лео фон Кленце для размещения увеличивающейся огромными темпами коллекции) и Эрмитажный театр.

Обязательные к просмотру шедевры отмечены на плане музея стрелочками и картинками ‒ в принципе, это и есть традиционный маршрут большинства экскурсоводов и туристов.

Ниже приведен оптимальный список эрмитажных must see.


Классический экскурсионный маршрут по главному музею Эрмитажа начинается с Иорданской лестницы, или, как еще ее принято называть ‒ Посольской (именно по ней проходили во дворец знатные гости императоров и посланники иностранных держав). После белой с золотом мраморной лестницы дорога раздваивается: вперед и вдаль уходит анфилада парадных комнат, налево ‒ Фельдмаршальский зал. Парадные залы, тянущиеся вдоль Невы, выглядят несколько пустынно и сегодня используются для размещения временных выставок. Слева начинается вторая анфилада парадных залов, упирающихся в Тронный зал, который на контрасте с парадной лестницей выглядит довольно скромно.

Читать полностью Свернуть


Часть первого этажа, куда можно попасть, спустившись по Октябрьской лестнице (прямиком от импрессионистов), посвящена искусству древних обитателей Азии ‒ скифов. В зале под номером 26 представлены довольно хорошо сохранившиеся вещи из органического материала, найденные при раскопках царского некрополя в Горном Алтае, так называемого пятого Пазырыкского кургана. Культура Пазырыка относится к VI-III вв. до н. э. ‒ эпохе раннего железного века. Все найденные вещи сохранились в прекрасном состоянии, благодаря особым климатическим условиям ‒ вокруг кургана образовалась ледяная линза, в результате чего получился своего рода «природный холодильник», в котором вещи могут сохраняться на протяжении очень долгого периода. Археологи обнаружили погребальную камеру, которая представляла собой деревянный сруб высотой четыре метра, внутрь которого были помещены мумифицированные тела мужчины и женщины, а также конское погребение, находившиеся за пределами сруба. Найденные при раскопках вещи указывают на высокий общественный статус погребенных. В древности курган был ограблен, а вот конское захоронение осталось нетронутым. Повозку нашли в разобранном виде, предположительно, она запрягалась четверкой лошадей. Особой гордостью коллекции является прекрасно сохранившийся войлочный ковер, изображающий фантастический цветок, мужчину-всадника и превосходящую его по размерам женщину, по-видимому, божество. Археологи не пришли к единому мнению относительно того, когда и для чего был сделан этот ковер, детальные исследования показали, что впоследствии он был надставлен, может быть специально для погребения. Другие интересные экспонаты, расположенные в витрине напротив ‒ войлочные фигурки лебедей, набитые оленьим мехом. У лебедей чужие черные крылья, предположительно они были взяты от стервятников (погребальных птиц). Таким образом, древние наделяли лебедя свойством трансцендентности, превращая его в обитателя всех трех уровней мироздания: небесного, земного и водного. Всего было найдено четыре войлочные фигурки птиц, что позволяет сделать предположение, что лебеди имели отношение к повозке, в которой они должны были увозить в загробный мир души умерших (при раскопках лебеди были найдены между повозкой и ковром). Так же в кургане обнаружили и «импортные находки», например, конские чепраки, отделанные иранской шерстяной тканью и тканью из Китая, что позволяет говорить о контактах скифского населения Горного Алтая с культурами Центральной Азии и Древнего Востока уже в VI-III вв. до н. э.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 151, 153


Если вы немного подустали от многообразия картин и скульптур, можно немного отвлечься, переключившись на небольшой зал французского искусства XV-XVII вв., где представлена керамика Сен-Поршер и Бернара Палисси. Во всем мире насчитывается всего около 70 изделий Сен-Поршер, а в Эрмитаже можно увидеть целых четыре экземпляра. Технику Сен-Поршер (названную так по предполагаемому месту происхождения) можно схематически описать так: обыкновенную глину помещали в формы, а затем металлическими матрицами на формах выдавливался орнамент (сколько орнаментов столько и матриц), потом выемки заполнялись глиной контрастного цвета, изделие покрывалось прозрачной глазурью и обжигалось в печи. После обжига добавлялась декоративная роспись. Как видите, в результате такого замысловатого и трудоемкого процесса получалось крайне изящная и хрупкая вещица. В витрине напротив представлен еще один вид керамики ‒ керамика круга Бернара Палисси ‒ самого прославленного мастера-керамиста XVI века. В глаза сразу же бросаются красочные, необычные, так называемые «сельские глины» ‒ блюда, изображающие обитателей водной стихии. Техника выполнения этих блюд до сих пор остается загадкой, но искусствоведы полагают, что изготавливались они при помощи слепков с оттисков. Как будто чучело морского гада обмазывали жиром, а сверху накладывали кусок глины и обжигали. Из обожженной глины вытаскивали чучело и получали оттиск. Есть мнение, что гады, во время того, как на них накладывали глину, были всего лишь обездвижены эфиром, но отнюдь не мертвы. С полученного оттиска делали слепки, которые крепились к блюдам, все расписывалось цветной глазурью, затем покрывалось прозрачной и обжигалось. Посуда Бернара Палисси была так популярна, что у него было несметное число последователей и подражателей.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 272‒292


Если вы пройдете по анфиладе парадных комнат вдоль Невы, то попадете на запасную половину в комнаты с жилыми интерьерами ‒ тут и строго классические интерьеры, и гостиные, оформленные в стиле историзма, и рокайливо-затейливая мебель, и мебель ар-деко, и готическая деревянная двухъярусная библиотека Николая II со старинными фолиантами, с легкостью погружающая вас в атмосферу Средневековья.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 187–176


На третий этаж, в отдел стран Востока мало кто добирается. Если пройти чуть дальше из мира Матисса-Пикассо-Дерена, преодолев искушение спуститься вниз по деревянной лестнице, то вы попадете в отдел стран Востока. В нескольких залах экспозиции «Дальний Восток и Центральная Азия» размещены частично утраченные, частично восстановленные при помощи компьютерных технологий настенные фрески, возраст которых насчитывает не одну сотню лет. Они представляют невероятно утонченное искусство росписей пещерных и наземных буддистских храмов из Карашарского, Турфанского и Кучарского оазисов, расположенных по маршруту Великого Шёлкового пути. Фрески служат уникальным свидетельством единства буддийского мира в Индии, Центральной Азии и Китае домонгольского периода. Несколько лет назад часть фресок из коллекции была перевезена в реставрационно-хранительский центр «Старая деревня», где они теперь и выставлены.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, III этаж, залы 359‒367, экспозиция «Культура и искусство Центральной Азии»


Работы импрессионистов (Моне, Ренуар, Дега, Сислей, Писарро) представлены на третьем этаже Зимнего дворца. Одна из истинных жемчужин коллекции ‒ полотно Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс» (Claude Monet, Femme au jardin, 1867). По наряду девушки можно наверняка определить год написания картины ‒ именно тогда вошли в моду подобные платья. И именно это произведение украшало обложку каталога выставки работ Моне со всего мира, которая проходила несколько лет назад в Париже в Гранд Пале. Коллекция также изобилует работами постимпрессионистов Сезана, Гогена, Ван Гога и других французских художников начала XX века: Матисса, Дерена, Пикассо, Марке, Валлотона. Как это богатство оказалось в коллекции музея? Все картины ранее находились в собраниях русских купцов Морозова и Щукина, которые скупали в Париже работы французских живописцев, тем самым спасая их от голодной смерти. После революции картины национализирует советское государство и размещает их Московском музее нового западного искусства. В те годы в Москве гостил Альфред Барр ‒ основатель Нью-Йоркского музея современного искусства, для которого Щукинская и Морозовская коллекции послужили прообразом его будущего детища. После войны музей расформировывают по причине его антинародного и формалистического содержания, а коллекцию разделяют между двумя крупнейшими музеями России ‒ Пушкинским в Москве и Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Отдельной благодарности заслуживает и тогдашний директор Эрмитажа ‒ Иосиф Орбели, который не побоялся взять на себя ответственность и забрать самые радикальные работы Кандинского, Матисса и Пикассо. Второй частью коллекции Морозова-Щукина сегодня можно полюбоваться в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX-XX вв. московского Пушкинского музея, что на Волхонке.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, III этаж, залы 316‒350


Как все дороги идут в Рим, так и все пути по Эрмитажу идут через Павильонный зал со знаменитыми часами, знакомыми всем по заставке телеканала «Культура». Дивной красоты павлин был выполнен модным в те времена английским мастером Джеймсом Коксом, приобретен князем Григорием Потемкиным-Таврическим в подарок Екатерине Великой, доставлен в Петербург в разобранном виде и уже на месте собран Иваном Кулибиным. Чтобы понять, где расположены часы, нужно проникнуть к ограждению и посмотреть под ноги павлину ‒ по центру стоит небольшой гриб, и именно в его шапке расположены часы. Механизм находится в рабочем состоянии, раз в неделю (по средам) часовщик входит в стеклянную клетку, и павлин поворачивается и раскрывает свой хвост, петух кукарекает, а сова в клетке крутится вокруг своей оси. Павильонный зал расположен в Малом Эрмитаже, и из него открывается вид на висячий сад Екатерины, ‒ когда-то там был настоящий сад с кустами, деревьями и даже животными, частично закрытый стеклянной крышей. Сам Малый Эрмитаж был построен по заказу Екатерины II для обедов и вечеров в интимном кругу друзей ‒ «эрмитажей», куда не допускались даже слуги. Оформление Павильонного зала относится к уже более позднему, послеекатерининскому периоду и выполнено в эклектичном стиле: мрамор, хрусталь, золото, мозаика. В зале можно найти еще множество крайне интересных экспонатов ‒ это и расставленные по залу тут и там, инкрустированные эмалью и полудрагоценными камнями (перламутр, гранат, оникс, лазурит) изящные столы, и бахчисарайские фонтаны слез, расположенные симметрично друг напротив друга на обеих стенах. По легенде, крымский хан Гирей, горько оплакивающий смерть своей любимой наложницы Диляры, заказал мастерам соорудить фонтаны в память о своем горе ‒ капля за каплей, из одной раковины в другую падает, словно слезы, вода.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, II этаж, зал 204


Привычный путь из Тронного зала лежит прямиком к часам с павлином, что сразу по галерее с прикладным искусством Средневековья налево. А вот если повернуть направо и немного прогуляться, то можно увидеть очень интересную коллекцию нидерландской живописи XVI-XVII вв. Так, например, здесь представлен алтарный образ Жана Белльгамба, посвященный Благовещению. Находящийся когда-то во владениях церкви, триптих ценен тем, что дошел в полном составе до наших дней. В центре триптиха, рядом с архангелом Гавриилом, принесшем Марии благую весть, изображен донатор (заказчик картины), что для нидерландской живописи XVI в. было весьма смелым шагом. Центральная часть построена как будто в перспективе: первый план занимает сцена Благовещения, а на заднем плане Дева Мария уже занята своими будничными делами – шьет пеленки в ожидании появления на свет младенца. Также стоит обратить внимание на два групповых портрета корпорации (гильдии) амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса, что само по себе является большой редкостью для любой музейной коллекции живописи, находящейся за пределами Нидерландов. Групповые портреты ‒ это особый живописный жанр, характерный именно для данной страны. Такие картины писались по заказу объединений (например, стрелки, медики, попечители благотворительных учреждений), и, как правило, оставались в стране и не вывозились за ее пределы. Не так давно в Эрмитаже проходила выставка групповых портретов, привезенных из музея Амстердама, в том числе там были представлены и две картины из коллекции Эрмитажа.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, II этаж, зал 262


В настоящее время в мире насчитывается 14 сохранившихся работ кисти прославленного живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. В Эрмитаже находятся две картины его неоспоримого авторства ‒ «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». И это огромное богатство! Выдающийся художник, гуманист, изобретатель, архитектор, ученый, писатель, одним словом, гений ‒ Леонардо да Винчи является краеугольным камнем всего искусства европейского Ренессанса. Именно он положил традицию масляной живописи (до этого использовалась все больше темпера ‒ смесь натуральных цветных пигментов и яичного желтка), он же зародил треугольную композицию картины, в которую встраивалась Мадонна с младенцем и окружающие их святые и ангелы. Также обязательно обратите внимание на шесть дверей этого зала, инкрустированных золоченными металлическими деталями и черепаховым панцирем.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Большой (Старый) Эрмитаж, II этаж, зал 214


Парадная лестница Нового Эрмитажа поднимается от исторического входа в музей с Миллионной улицы, а ее крыльцо оформляют десять атлантов из серого сердобольского гранита. Атланты изготавливались под руководством русского скульптура Теребенева, отсюда и второе название лестницы. Когда-то с этого крыльца начинался маршрут первых посетителей музея (вплоть до середины двадцатых годов прошлого века). По традиции ‒ на удачу и чтобы вернуться ‒ нужно потереть пятку любого из атлантов.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж


Мимо этого зала не удастся пройти, «Блудный сын» ‒ одна из последних и самых известных картин Рембрандта ‒ обозначен на всех планах и путеводителях, и перед ним, также как перед парижской «Джокондой», всегда собираются целые толпы. Картина бликует, и хорошенько ее рассмотреть можно разве лишь с поднятой головой, или чуть издалека ‒ с площадки Советской лестницы (названной так не в честь страны Советов, а в честь Государственного совета, собиравшегося рядом, в зале на первом этаже). Эрмитаж обладает второй по величине коллекцией картин Рембрандта, и соперничать с ней может лишь музей Рембрандта в Амстердаме. Тут и печально знаменитая «Даная» (обязательно сравните с «Данаей» Тициана ‒ два великих мастера интерпретируют один сюжет), ‒ в восьмидесятых годах посетитель музея плеснул на полотно серной кислотой и нанес два ножевых удара. Картину бережно реставрировали в эрмитажных мастерских на протяжении 12 лет. Есть здесь и прекрасно-мистическая «Флора», на которой, якобы, изображена в роли богини плодородия жена художника ‒ Саския, а также менее популярная, от того словно интимная картина ‒ «Прощание Давида с Ионафаном». На ней изображено прощание молодого полководца Давида и его верного друга Ионафана ‒ сына завистливого царя Саула. Мужчины прощаются у камня Азель, что в переводе означает «разлука». Сюжет взят из Ветхого Завета, и до Рембрандта традиции иконографического изображения сцен из Ветхого Завета не существовало. Картина, наполненная тонкой светлой грустью, написана после смерти любимой жены Рембрандта и отражает его прощание с Саскией.

Находящийся в Санкт-Петербурге государственный музей Эрмитаж считается одним из крупнейших в нашей стране, а также во всем мире. Что посмотреть в Эрмитаже человеку, впервые его посетившему? Ответ не так прост, ведь Эрмитаж состоит из пяти основных зданий главного комплекса, где размещены экспонаты музея, четырех зданий, находящихся вне Дворцовой набережной, и двух служебных построек. В таблице приведены все здания Эрмитажа, включая служебные, с указанием годов постройки и архитекторов, их создавших.

Здания музеев на Дворцовой набережной Годы постройки Архитектор
Зимний дворец 1754-1762 Б.Ф. Растрелли
Малый Эрмитаж 1764-1775 Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен, В.П. Стасов
Большой Эрмитаж 1771-1787 Ю.М. Фельтен
Эрмитажный театр 1783-1787 Дж. Кваренги
Новый Эрмитаж 1842-1851 Лео фон Кленце, В.П. Стасов, Н.Е. Ефимов
Здания вне Дворцовой набережной
Меншиковский дворец 1710-1720 Дж.-М. Фонтана, И.-Г. Шедель
Музей Императорского фарфорового завода 1844 С.Г. Берников, И. Григорьев
Восточное крыло Главного штаба 1819-1829 К.И. Росси
Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня» 1990-2006 Архитектурная мастерская Трофимовых
Служебные здания
Запасной дом Зимнего дворца 1877-1878 Н. Беккер
Эрмитажный гараж 1911 Н.И. Крамской

Начало Эрмитажа

Знаменитый музей начинался как личная художественная коллекция императрицы Екатерины Второй. Создательнице российского варианта идеологии «просвещенного абсолютизма» понадобилось утверждение в глазах Европы первой части этой идеологемы, которая ретушировала бы часть вторую (абсолютизм), выглядевшую очень непрезентабельно. Долгое время коллекция была доступна только для избранных, вполне оправдывая свое название: «эрмитаж» по-французски – место уединения. Открытие для широкой публики состоялось только в середине 19 века.

В 1852 году, в конце царствования императора Николая Второго, в специально построенном здании Нового Эрмитажа была публично выставлена вся накопившаяся к тому времени богатая коллекция: экспонаты из древней (Египет, Восток, античность) и средневековой истории, а также русские памятники начиная с 8 века. Через тридцать лет после открытия Эрмитажа годовая посещаемость музея достигала 50 тысяч человек в год, а экспозиция постоянно увеличивалась.

Эрмитаж сегодня

После революции национализация частных коллекций сильно обогатила Эрмитаж. Сокровища культуры, которые до этого были доступны немногим, стали достоянием всех. Несмотря на то что часть картин в 20-е годы была продана за границу (Советскому Союзу нужны были деньги для индустриализации), эрмитажные коллекции пополнились за счет экспонатов, вывезенных из Европы после Второй мировой войны. Правда, часть этих коллекций была передана в 1958 году ГДР, а в 2002-м объединенная Германия получила обратно хранившиеся в Эрмитаже витражи франкфуртского храма Мариенкирхе.

Эрмитаж сегодня – это:

  • более миллиона произведений прикладного и изобразительного искусства;
  • более 1100000 памятников нумизматики;
  • более 750 тысяч археологических памятников;
  • почти 14 тысяч образцов оружия;
  • более 200 тысяч других экспонатов.

Экспонаты размещены в залах и павильонах общей площадью 233345 квадратных метров. Понятно, что обозреть все это богатство невозможно ни за день, ни за неделю. Обычно посетители смотрят только самое знаменитое из того, чем славен Эрмитаж, а специалисты выбирают для ознакомления эпоху, страну и область искусства или истории. Экспонаты музея показывают путь развития мирового искусства начиная с палеолита и до конца прошлого века. Что же выбрать для ознакомления человеку, впервые посетившему Эрмитаж?

Постоянные экспозиции

Перечень постоянных экспозиций Эрмитажа насчитывает 36 наименований. Здесь широко представлены тематические картинные галереи (например, портреты представителей императорского рода Романовых), искусство народов Южной Сибири, разных европейских стран. Для любителей интерес представляет убранство русского интерьера рубежа 19-20 веков и покои императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце. А лоджии Рафаэля, сделанные по распоряжению Екатерины Второй в конце 18 века, имитируют галерею Папы Римского в Ватикане.

К постоянным экспозициям относятся и парадные залы Зимнего дворца, которые во многом сохранили изначальную отделку. По ним можно судить, каким был интерьер здания в 19 веке. Коллекция прикладного искусства средневековой Западной Европы познакомит посетителей с предметами церковной утвари, мебели, а также с витражами, изделиями из металла, керамики, кости. Особое значение имеют многочисленные коллекции картин, которые выставляются, сгруппированные по странам и эпохам.

Искусство античного мира

В Эрмитаже представлено 106 тысяч памятников из мира Античности. Географически они относятся к Древней Греции, Древнему Риму, Этрурии и Северному Причерноморью, где было много греческих колоний. Самые старые экспонаты принадлежат к Эгейской цивилизации – 3 тысячелетию до новой эры. Наиболее поздние датируются 4 веком новой эры – временем заката Римской империи и начала становления христианства.

Античные скульптуры классического (5-4 в. до н.э.) периода насчитывают 70 экземпляров. Около 20 из них – греческие оригиналы, а остальные – более поздние римские копии. Искусство эпохи эллинизма (4-1 в. до н.э.) представлено несколько шире (свыше 200 экспонатов). Все античные коллекции размещены в здании Нового Эрмитажа.

Искусство Востока

Около 180 тысяч экспонатов представляют искусство Востока с древности до наших дней. Экспозиции занимают более 50 залов. Они знакомят посетителей с культурой Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Ближнего и Дальнего Востока, Кавказа, Византии, Центральной Азии. Здесь вы можете узнать о том, какими были Азия до возникновения ислама и Армения Тиграна Великого, древняя Колхида и страны Индокитая, Монгольская империя вообще и Золотая Орда, один из ее осколков, в частности.

Находящееся в Эрмитаже собрание японского искусства является крупнейшим в России. Преимущественно это памятники двух с половиной веков, предшествующих революции Мэйдзи, – эпохи Токугава (1603-1868 гг.). Самой ценной частью японской экспозиции является коллекция нэцке – миниатюрных фигурок, использовавшихся как элемент традиционного национального костюма. Кроме этого, представлены оружие, фарфор, образцы тканей и одежды.

Искусство Европы

Пласт европейского искусства колоссален, и в Эрмитаже он представлен огромным количеством экспонатов. Разнообразие сюжетов, техник, стилей, направлений и исполнителей настолько велико, что некоторые крупные экспозиции пришлось делить на более мелкие. Как, например, изобразительное искусство Нидерландов. Специалисты различают искусство Нидерландов 15-16 веков, живопись Фландрии (провинция Нидерландов), живопись Голландии. Итальянская школа подразделяется на венецианскую школу эпохи Возрождения, искусство Италии 13-16 и отдельно – 16-18 веков. Рассмотрим этот пласт более подробно.


Малахитовый зал

Зал расположен в Зимнем дворце, он был отделан малахитом в первой половине 19 века, когда на Урале разрабатывались крупные месторождения полудрагоценного камня. Сегодня это единственный сохранившийся в мире интерьер, оформленный малахитом. Ранее зал был частью покоев жены Николая Первого – императрицы Александры Федоровны. В отделке широкое распространение получила техника, названная «русской мозаикой». Тонкие пластинки малахита наклеивались на каменную основу, а стыки пластин заполнялись малахитовой пылью и шлифовались. Эта трудоемкая техника в таких объемах не применялась больше нигде в мире.

На убранство гостиной Александры Федоровны ушло 133 пуда малахита – более 2 тонн! Это не только отделка стен, но и вазы, торшеры, канделябры, столешницы. Зал по праву считается жемчужиной Эрмитажа. Расположен он на втором этаже северо-западной части Зимнего дворца. В 1917 году, в промежутке между Февральской и Октябрьской революциями, в нем проходили заседания Временного правительства.

Эрмитаж возник как частное собрание императрицы Екатерины II, но со временем, когда количество шедевров приумножилось, стал музеем в полном смысле этого слова. Портал «ЗаграNица» вспомнил о 10 значимых экспонатах, которые стоит увидеть, прогуливаясь по залам знаменитого музея

1

Мумия

Петербург - мировой рекордсмен по количеству мумифицированных трупов. Так, самая знаменитая мумия - тело древнеегипетского жреца Па-ди-иста. Располагается данный экспонат в Египетском зале, под футляром из специального стекла, так как нельзя допускать попадания воздуха под купол.

С мумией связана легенда: одна из смотрительниц зала рассказала о том, что за несколько дней до новолуния, весной 2004-го, на левом плече Па-ди-иста начала дергаться мышца. Спустя пару дней на том месте появился нарост величиной с грецкий орех, который начал «передвигаться» по руке вверх и вниз. Через неделю всё прекратилось - опухоль исчезла сама по себе. Правда это или ложь - решать вам.

Па-ди-ист не единственный мумифицированный мертвец в Эрмитаже. Всего в запасниках их хранится не меньше пяти.


Фото: asergeev.com 2

«Мадонна Бенуа»

Эту прекрасную картину причисляют к ранним работам Леонардо да Винчи: она была написана в 1460-1470-х годах. Несмотря на множество догадок и легенд о происхождении «Мадонны с цветком», история того, как она попала в Россию, проста: Мария Бенуа, в девичестве Сапожникова, получила картину по наследству от отца.

Эта работа стала одним из ключевых произведений мастера и образцом для живописцев того времени: да Винчи писал шедевр масляными красками - и по его примеру их стали использовать другие художники.


Фото: hellopiter.ru

«Мадонна Литта»

По соседству с «Мадонной Бенуа» в Эрмитаже хранится «Мадонна Литта», которую музей выкупил в 1860-е годы у итальянского семейства Литта. Считается, что автором картины также является Леонардо да Винчи: в музее хранится эскиз женской головы. Но некоторые искусствоведы сомневаются в авторстве великого художника. Есть предположение, что часть картины написал кто-то из его учеников.


Фото: rukodelie.devichnik.ru 4

Часы «Павлин»

Это удивительно прекрасное механическое приспособление придумали Джеймс Кокс и Фридрих Юри. В Россию оно попало благодаря Потемкину: он приобрел часы в подарок Екатерине II. К сожалению, фаворит императрицы так и не узнал, понравился ли ей дар, так как скончался до того, как часы были доставлены.

Сначала часы экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал знаменитый Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Но в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений: это единственный известный крупный механический прибор XVIII века, который до сих пор не вышел из строя.


Фото: dic.academic.ru 5

«Даная» Рембрандта

Картину Рембрандт писал сразу с двух женщин: первым прообразом героини стала жена, Саския ван Эйленбюрх, а вторым - любовница Гертье Диркс, с которой художник связался после смерти супруги. На картине изображен тот момент древнегреческого мифа, когда Зевс пробрался к Данае в виде золотого дождя.

В Россию «Даная» попала в 1772 году, когда ее купила Екатерина II. Спустя двести лет с этой картиной случился известнейший акт музейного вандализма: литовец Бронюс Майгис облил ее серной кислотой и дважды повредил ножом. Как признался Майгис позже, данное действо было совершенно по политическим мотивам.

Несмотря на то, что было повреждено 27% полотна, картину удалось полностью восстановить. С 1997 года она находится в зале живописи Голландии и Фландрии, под бронированным стеклом.


Фото: muzei-mira.com 6

«Возвращение блудного сына» Рембрандта

Над этой работой художник трудился очень долго: первые наброски появились в 1630-1640-е годы, а готова она была только к 1660-му. Но такие колоссальные усилия стоили того, ведь картина стала одной из самых известных в творчестве мастера.


Фото: hermitageline.ru 7

«Дама в голубом» Гейнсборо

Считается, что автор рисовал портрет с Елизаветы Бофорт, дочери адмирала Боскауэна. Работа стала визиткой художника, ее по праву называют одним из лучших портретов эпохи барокко: утонченная красота, мягкие переходы полутонов, изящество и грация - всё это присутствует в картине. В Эрмитаж она попала от егермейстера Хитрово в 1912 году. На данный момент это единственное произведение Гейнсборо в российских музеях.


Фото: hermitagemuseum.org 8

«Танец» Матисса

Заказавшего эту картину для своего московского особняка Сергея Щукина долгое время называли «собирателем всякого хлама» и не разбирающимся в искусстве человеком. Самого автора - Анри Матисса - публика и критики также не щадили. Сейчас же «Танец» считается одним из величайших произведений модернизма.


Фото: lenta.ru 9

«Вечная весна» Родена

Скульптура была частью композиции «Врата ада» и долгое время располагалась у главных дверей французского Музея декоративно-прикладного искусства. Роден решил повторить часть своей работы, выполнив ее в том же стиле. Часть мраморной глыбы для скульптуры автор специально оставил необработанной, чтобы придать композиции большую естественность.


Фото: wikipedia.org

«Композиция VI» Кандинского

Одного из главных российских авангардистов начала XX века, чьи полотна висят в лучших музеях мира, выставляют в Зимнем дворце, подчеркивая его значимость для истории мирового модернизма. В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Кандинского. Главное полотно - «Композиция VI»: яркое, написанное размашистыми мазками, прекрасно отражающее бурное начало XX века.


Фото: tsargrad.tv

"Эрмитаж". Фасад со стороны Дворцовой площади.

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший историко-художественный музей в России, который обладает одним из лучших мировых собраний культурных ценностей человечества от эпохи древнейших цивилизаций до наших дней. Экспозиционный комплекс занимает несколько зданий, включая Зимний дворец, и насчитывает более трех миллионов экспонатов.

Фасад «Эрмитажа» со стороны Невы.

Ежегодно достопримечательности Эрмитажа привлекают более пяти миллионов посетителей, которые преодолевают 24-х километровый путь его залов и галерей, чтобы соприкоснуться с непреходящей красотой вещей и интерьеров, окруженных ореолом тайн и загадок…

Эрмитаж: историческая справка

В 1764 году Екатерина II получила коллекцию картин фламандской и голландской живописи в счет уплаты долга прусского монарха, что послужило началом создания музея, основательницей которого она считается. Размещались эти и последующие приобретения, пополнявшие собрание, в специально построенных дворцовых павильонах. Флигель Малый Эрмитаж предназначался для общения с избранными персонами. Подразумевалось, что здесь они могут побыть наедине с искусством, что и отразилось в названии, в переводе с французского ermitage — это «место уединения».

Действительно, до середины девятнадцатого века только узкий круг приближенных пользовался привилегией бывать здесь. Даже Александр Сергеевич Пушкин получил пропуск лишь по протекции В. А. Жуковского, который выполнял в то время обязанности наставника наследника престола и пользовался особым расположением императорской семьи.

«Эрмитаж»: фасад со стороны сада Зимнего дворца.

Открытие музея для публичного посещения состоялось в 1852 году при Николае I в здании Нового Эрмитажа. К этому времени небольшая коллекция картин превратилась в богатое собрание культурных артефактов Древнего Египта, Востока, античной и средневековой Европы, Азии и народов России.

Существенные преобразования произошли после революции. Музей пополнился экспонатами национализированных частных коллекций. Однако бриллиантовая комната из Зимнего дворца была перевезена в московский Алмазный фонд, часть живописи передана Музею изобразительных искусств, отдельные уникальные произведения проданы за границу.

Годы Великой Отечественной войны сокровища провели в эвакуации и без потерь были возвращены музею, пополнили его хранилища и трофейные раритеты.

К 250-летнему юбилею в 2014 году Эрмитаж переходит в подчинение федеральному правительству России вместо Министерства культуры, что повысило его статус как государственного учреждения.

Экспозиция Эрмитажа

«О, Эрмитаж, красив и вечен! В нем всех времен творенья есть…»

Немногие музеи мира могут поспорить с Эрмитажем величиной, роскошью архитектуры и разнообразием коллекций. Основная экспозиция размещена в 365 залах, внутреннее убранство которых является одной из его самых привлекательных особенностей. Богатые интерьеры помещений, декор и старинная обстановка воспринимаются как самостоятельная ценность. В целом музей выглядит как исторически сложившийся комплекс, а его великолепная архитектура служит обрамлением для прекрасного содержимого залов. Здания связаны между собой и расположены вдоль Невы:

Зимний дворец (1754-1762), архитектор Ф. — Б. Растрелли;
Малый Эрмитаж (1764-1769), архитекторы Ю. М. Фельтен, Жан – Батист Валлен-Деламот;
Старый (Большой) Эрмитаж (1771-1787), архитектор Ю. М. Фельтен;
Эрмитажный театр (1783–1787), архитектор Джакомо Кваренги;
Новый Эрмитаж (1842–1851), архитекторы: проект Л. фон Кленце, строительство под руководством В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова.

Маршрут начинается с мраморной, в стиле барокко, белой с золотом величественной Иорданской лестницы Зимнего дворца. По ней входили во дворец именитые гости императоров и послы иностранных держав, поэтому ее также называют Посольской.

В верхней части путь раздваивается: уходит вдаль анфилада парадных комнат, налево – Фельдмаршальский зал. Ниши стен зала украшают парадные портреты Г. А. Потемкина, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, других знаменитых фельдмаршалов России и сцены сражений. Здесь представлены изделия императорского фарфорового завода. Далее следуют парадные покои царской резиденции: Петровский (Малый Тронный), Гербовый, Георгиевский (Большой тронный) зал. Поражает своими размерами (1103 кв. м) Николаевский зал, предназначавшийся для балов и официальных церемоний. В Александровском зале представлена коллекция западноевропейского серебра.

Малый тронный зал. «Эрмитаж».

За парадными идут жилые комнаты, библиотека Николая II и экспозиция «Русский интерьер XIX — начала ХХ веков».

Своеобразным переходом к личным апартаментам служила Малахитовая гостиная. Подчеркнутая контрастность яркого зеленого малахита с белым мрамором и позолотой делает интерьер запоминающимся и эффектным. В этой гостиной происходило официальное представление дам императрице, после чего они могли являться на придворные балы. В 1842 году здесь выступал композитор и виртуозный пианист Ференц Лист, удостоенный приглашения после знакомства на немецком бальнеологическом курорте Бад-Эмсе с Александрой Федоровной, женой императора Николая I.

На втором этаже Зимнего дворца, в его юго-восточной части, находится Собор Спаса Нерукотворного или Большая церковь Зимнего дворца. В своё время посторонние практически не допускались сюда, и церковь посещали только члены императорской семьи.

Неизменный интерес вызывает военная галерея 1812 года, портретный ряд дома Романовых, лоджии Рафаэля (копия перехода во дворце Папы Римского в Ватикане) и, конечно же, Рыцарский зал в здании Нового Эрмитажа, где можно увидеть вооруженных всадников в доспехах, арбалеты, мечи, аркебузы, относящиеся к 15-16 векам.

Настоящей жемчужиной Эрмитажа является Павильонный зал, который находится в Северном павильоне Малого Эрмитажа. В этом потрясающем, наполненном светом, зале гармонично соединены мотивы античности, ренессанса и востока.

Павильонный зал. «Эрмитаж».

К шедеврам всемирно известной картинной галереи относятся полотна знаменитых живописцев Европы от средневековья до двадцатого столетия. Музей обладает богатыми коллекциями Рубенса, Рембрандта, Тициана, Ван Дейка и других именитых мастеров.

В России только Эрмитаж владеет картинами Леонардо да Винчи, это — «Мадонна с цветком» (она же «Мадонна Бенуа») и «Мадонна Литта». Среди жемчужин собрания обязательно нужно увидеть произведения мирового значения:

  • Робер Кампен «Татищевский диптрих»;
  • Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»;
  • Джорджоне «Юдифь»;
  • Корреджо «Женский портрет»;
  • Тициан «Святой Себастьян»;
  • Караваджо «Лютнист»;
  • Рембрандт «Возвращение блудного сына»;
  • Гейнсборо «Дама в голубом».

Собрание скульптуры Эрмитажа от античности до наших дней — крупнейшее в России. Одним из главных достояний является «Скорчившийся мальчик» Микеланджело — единственная работа великого мастера в России. Время творения относят к 1530-1534 годам. Приобретен шедевр мирового искусства Екатериной II в 1785 году.

Эрмитаж по праву гордится экспозицией французских импрессионистов «от Моне до Пикассо». Собранная не царями, а промышленниками Щукиным и Морозовым, едва не погибшая в непростые военные времена, она находится на 3 этаже Зимнего дворца. Здесь представлены около 250 замечательных полотен, среди которых работы Клода Моне, Писсаро, Сислея, Дега. Есть картины Сезанна, Гогена и Винсента Ван Гога. «Танец» Анри Матисса и рядом полотна Пабло Пикассо, среди них ранняя работа «Любительница абсента» и более поздняя «Женщина с веером».

К импрессионистам относят и скульптора Огюста Родена. Самая известная его работа в коллекции Эрмитажа — мраморная композиция «Вечная весна».

Икону нового безбожного времени «Черный квадрат» Малевича, один из самых скандально известных шедевров, также можно найти в Эрмитаже. Представленный здесь экземпляр является четвертым и самым последним вариантом «Черного квадрата», который был написан в 1932 году.

Проходя по третьему этажу, из современной Европы можно переместиться на Восток и увидеть настенные фрески буддистских храмов, обнаруженные вдоль Великого Шелкового пути. Они представляют утонченное искусство росписи, их возраст насчитывает несколько сотен лет.

Спускаясь на первый этаж, путешествуем по Древнему миру. Здесь представлены предметы искусства скифов, найденные при раскопках Пазырыкского кургана. Вещи, датированные VI-III вв. до н. э. , прекрасно сохранились благодаря особым климатическим условиям. Вокруг кургана образовалось ледяное покрытие, и предметы оказались в природном «холодильнике». Гордость коллекции – ковер, на котором изображен цветок, всадник и божество в образе женщины.

Диковинная Колыванская ваза – «царица ваз» – была установлена в главном вестибюле Нового Эрмитажа в 1849 году. Произведение русских камнерезов из зеленой яшмы весит 19 тонн, высота его превышает 2,5 м, а диаметр 5 м. Это — самая большая ваза в мире. Она является символом Алтая, изображена на гербе и флаге края.

Овеяны мифами и легендами экспонаты римских, греческих и египетских залов. Одна из неразгаданных загадок — «гробница Гомера» — находится в зале Юпитера.

Среди саркофагов и причудливых фигур богов Египта выделяется зловещая статуя богини войны Мут-Сохмет. Ходят слухи, что в полнолуние на коленях этого старейшего памятника появляются кровавые лужи, исчезающие на рассвете.

Самая популярная байка об оживших экспонатах относится к восковой фигуре Петра I, который, якобы, встает, кланяется и указывает посетителям на дверь. Действительно, встроенные шарниры позволяют менять позу куклы, усаживать ее в кресло или ставить на ноги. «Проживает» она в здании Эрмитажного театра, в трех комнатах которого приютилась замечательная экспозиция «Зимний Дворец Петра Первого».

А начинался музей с Малого Эрмитажа, центром притяжения которого является нарядный Павильонный зал со знаменитыми часами. Как только они начинают звонить, композиция «оживает»: удивительной красоты павлин распускает хвост, кукарекает петух, а сова поворачивается вокруг оси. Часы «Павлин» работы английского мастера Джеймса Кокса, подаренные князем Григорием Потемкиным императрице Екатерине II, были доставлены в Петербург в разобранном виде, собрать их не смогли. Оживить эффектный подарок сумел мастер величайшего класса Иван Кулибин, механизм заработал и до сих пор — в отличном состоянии.

Самая оригинальная достопримечательность – коты Эрмитажа. По приказу Елизаветы Петровны для защиты от крыс, которые портили стены дворца, завезли котов из Казани, а Екатерина II присвоили четвероногим статус «охранников картинных галерей». И поныне в учреждении состоят в штате более пятидесяти мышеловов. Живут они в подвалах музея, кормятся и лечатся за казенный счет. С 2005 года ежегодно проводится праздник, посвященный пушистым «эрмикам» – кошкам музея.

Раньше (до середины 1920-х годов) вход в музей был со стороны Миллионной улицы. Это парадное крыльцо Нового Эрмитажа, с портиком, украшенным фигурами атлантов. Десять скульптур, выполненных из серого гранита А. И. Теребеневым, давно стали символом Санкт-Петербурга. По традиции нужно потереть пятку титана – на удачу, чтобы вернуться.

Экскурсии, выставки, мероприятия

Эрмитаж – большой и сложный комплекс. Не заблудиться в нем, увидеть все самое интересное и получить эстетическое удовольствие помогут экскурсоводы или аудиогид.

Отдельная экскурсия в Бриллиантовую и Золотую кладовые познакомит с шедеврами европейского и русского ювелирного искусства. Здесь представлены драгоценности, принадлежавшие царской династии Романовых, можно посмотреть восточную коллекцию оружия, золото скифов.

Кроме основных пяти зданий, в распоряжении музея пребывают Меньшиковский дворец, восточное крыло Главного штаба, музей завода фарфоровых изделий императора, а также реставрационно-хранительский центр.

В театре Эрмитаж проходят балетные спектакли, концерты. Фойе театра и зрительный зал представляют классический интерьер, относящийся к дворцовой архитектуре семнадцатого века.

Тематические занятия, доклады, семинары, выставки ожидают посетителей в здании Главного штаба.

Временные экспозиции из запасников Эрмитажа и самых интересных коллекций музеев мира сменяют друг друга в парадных залах и галереях Зимнего Дворца.

На прогулку по Риму и Лондонским музеям, приглашает недавно открывшийся для посещений в составе экскурсий Центр «Старая деревня». Здесь можно узнать, как хранятся бесценные экспонаты, увидеть картины и предметы прикладного искусства, послушать циклы лекций, посвященные творениям ушедших эпох и современности.

К памятным датам проводятся мероприятия, посвященные известным ученым, деятелям искусства, знаменательным событиям.

Посещение музея обогатит Ваши собственные альбомы замечательными кадрами любительских фото или профессиональных фото сессий, а домашнюю коллекцию пополнят сувениры или красочные каталоги, приобретенные в Эрмитаже.

Музей открыт для посещения во все дни, кроме понедельника, причем для отдельных категорий граждан действуют скидки, а в каждый первый четверг месяца бесплатные визиты предусмотрены абсолютно для всех.

Интерактивный тур по Эрмитажу

Как пользоваться окном интерактивного тура:
нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Фасад Эрмитажа и Дворцовая площадь.

2. Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа.

3. Золотая гостиная.

4. Придворный собор Спаса Нерукотворного.

Эрмитаж: где находится и как добраться

Государственный Эрмитаж расположен в центре Петербурга по адресу Дворцовая Набережная, 38. Вход для посетителей — на Дворцовой Площади, 2. Напротив него — здание Главного штаба.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор». Отсюда легко добраться пешком. Укажет направление движения шпиль адмиралтейства, который просматривается в перспективе Невского проспекта. Наземный транспорт: автобусы 7, 10, 24, 191, троллейбусы 1, 7, 10, 11, — доставят до остановки «Дворцовая площадь».

Культовый художественный музей Санкт-Петербурга располагает огромными галереями с парадными интерьерами, уникальными экспозициями и редкими произведениями искусства. Поэтому Эрмитаж входит в список самых популярных художественных музеев в мире, а также признан одной из главных гордостей России.

Музейный комплекс включает 5 филиалов, расположенных на Дворцовой набережной. Это Зимний дворец, Эрмитажный театр, здания Большого, Малого и Нового Эрмитажа. Все перечисленные объекты признаны памятниками русской архитектуры 18-19 века. В них вы найдете более 3 миллионов картин, скульптур, предметов прикладного искусства и археологических находок.

Разумеется, одного посещения, чтобы увидеть все достояния музея, не хватит. Поэтому .

Сколько залов в Эрмитаже

Официально в Эрмитаже насчитывается 365 помещений с экспозициями. Однако их количество может меняться после реставрации или перенесения временных выставок.

Список самых красивых и известных залов Малого Эрмитажа

Павильонный зал

В этом помещении вы не найдете точеных статуй и полотен, однако его интерьер впечатляет своей роскошью и изяществом. Создал такую красоту архитектор Андрей Штакеншнейдер в 19 веке. В оформлении пространства сочетаются античная, мавританская и ренессансная стилистики. Белоснежные колонны, ажурные позолоченные решетки, арки, огромные хрустальные люстры создают здесь атмосферу восточного дворца.

Каждый уголок и элемент Павильонного зала представляет собой отдельную экспозицию. Здесь вы увидите искусно выполненные фонтаны-раковины, копии Бахчисарайского фонтана слез в Крыму, медальоны с расписными вставками. Прогуливаясь по выставке, не забудьте посмотреть вниз. Пол покоев украшен мозаикой, которая была найдена в Риме. На нем изображена голова медузы Горгоны и разные сцены из греческой мифологии. Подчеркивают красоту помещения мраморные статуи и столешницы, задекорированные мозаикой, – творения мастеров 19 века.

Самый драгоценный экспонат Павильонного зала - механические часы «Павлин». Их в свое время князь Потемкин подарил Екатерине Второй. Они изготовлены в виде скульптурной композиции, состоящей из ствола дерева с циферблатом и сидящих на ветвях животных и птиц. Раз в неделю в музее заводят часы, и в это время посетители могут увидеть их в действии.

Лоджии Рафаэля

Великолепный ансамбль, в котором сочетается тонкость архитектуры, богатство живописи и скульптуры. Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески.

Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому. Благодаря последовательности мастеров вы сможете насладиться красотой картин и прочитать главные библейские мотивы, начинающиеся с истории Адама и Евы. Отдельные рельефы галереи оформлены диковинными рисунками животных и людей, выполненных стиле гротеск.

Основные залы Зимнего дворца

Гербовый зал

Один из самых просторных и величественных залов. Холл был оформлен по задумке Василия Стасова в 1839 году для проведения для торжественных вечеров. Об этом свидетельствуют огромные люстры, золотистые колонны и арочные окна, украшающие покои. Сегодня здесь размещается собрание западно-европейского серебра, в частности работы мастеров Франции, датируемые 18 веком. Наиболее интересным образцом стал сервис Тома Жермена, принадлежавший императрице Елизавете Петровне. В витринах выставки также можно увидеть немецкую посуду из серебра.

Александровский зал

Этот просторный холл посвящен памяти Александра Первого и комбинирует в себе элементы готики с классицизмом. Высокие белоснежно-голубые потолки, арки, украшенные лепниной, люстры, массивные колонны вместе напоминают атмосферу храма. В северной части покоев вы увидите величественный портрет императора.

На стенах Александровского зала размещаются 24 медальона, рассказывающих о важных этапах Отечественной войны. В темно-синих витринах представлена экспозиция западноевропейского серебра, датируемого 17-18 веком.

Малахитовая гостиная

Еще одно творение Александра Брюллова, созданное в 1837 году на месте Яшмовой гостиной. Благодаря оформлению из драгоценных камней это небольшое помещение признано самым ценным в корпусе.

Основные акценты в оформлении принадлежат малахитовым колоннам, пилястрам и двум каминам. Из камня также выполнены многие другие экспонаты: столешницы, тумбочки, вазы. Стены отделаны мрамором, потолок украшен позолоченным узором, который копирует рисунок на полу. Контраста и торжественности залу придают малиновые шторы, а также ткань на стульях. Среди экспонатов самыми старинными считаются высокий вазон из малахита и мебель, сохранившаяся после пожара.

Гостиная Марии Александровны

Совсем небольшая по площади комната отличается роскошью убранства. Ее оформление было спроектировано архитектором Гаральдом Боссе, а стиль определяется как рококо. Отличительной чертой покоев являются тонкие витиеватые орнаменты. Они украшают каждый уголок пространства. Они выполнены из позолоченного резного дерева и металла, а их обилие и тонкость изгибов делают пространство живым и очень нарядным. Особой торжественности придает шелковая отделка красного цвета, украшающая стены, стулья, окна и двери. Зеркала на стенах и потолке создают необычную световую игру. А завершают роскошную композицию скульптурные элементы и картины.

Гостиная Марии Александровны

Этот холл занимает первые места в списке самых роскошных уголков музея. Еще одно название помещения - личная гостиная Марии Александровны, жены императора Александра Второго. Его интерьер создавал известный архитектор Александр Брюллов.

Атмосфера комнаты полностью соответствует своему названию. Стены, пол и поток буквально блистают позолотой. По периметру покоев располагаются небольшие витрины в форме пирамид. Здесь можно посмотреть французские и итальянские ювелирные изделия. Стены и потолок холла украшены тонкой узорчатой резьбой и расписными орнаментами. Дополняют композицию тяжелые шторы, хрустальные люстры и золотистые двери.

От экскурсовода вы узнаете, что Золотая гостиная стала местом, где император Александр Третий впервые принял важные решения о государственных реформах.

Концертный зал

За историю существования он был трижды изменен и свой окончательный вид приобрел в 1837 году. В богатстве скульптурной отделки этому залу нет равных. Вторые ярусы его стен украшены статуями богинь и античных муз. Скульптурные композиции плавно соединяются с потолком, что придает пространству дополнительного объема. Кроме роскошного оформления здесь можно увидеть богатую коллекцию русского серебра 17 – 20 века. Самым ценным экспонатом считается серебряная рака Александра Невского, изготовленная из 1, 5 тонн благородного металла.

Белый зал

Располагается в юго-западной части Зимнего дворца. Холл был создан из трех гостиных и должен был стать местом празднования свадьбы Александра Второго. Своим оформлением зал ничуть не расходится с названием. Его белые стены задекорированы колоннами, которые венчают скульптуры женских фигур. Они символизируют различные виды искусства. Ампирную стилистику зала подчеркивают барельефные фигуры, изображающие богов Олимпа, а также изящные арочные проемы.

Сегодня в Белом зале выставлена экспозиция французской живописи 18 века, коллекция фарфора и предметы мебели в стиле классицизма.

Залы Нового Эрмитажа

Залы, посвященные Древнему Египту

Любителям египетской культуры точно стоит заглянуть на выставку Зимнего дворца , а также посетить холл № 100, расположенный на первом этаже Нового Эрмитажа. Именно здесь вы найдете экспонаты, принадлежащее разным историческим периодам Древнего Египта.

На экспозиции вы увидите, как развивалась культура в Египте от возникновения до исчезновения Среднего царства. В одном помещении собрана крупная коллекция скульптуры, саркофагов и предметов быта. В другом вы найдете папирусы, тексты из Книги Мертвых, амулеты со скарабеями, украшения, различные произведения художественного ремесла.

В список самых ценных предметов Египетских залов входит статуя Аменемхета Третьего, изображающая сидящего на троне фараона. Еще один великолепный экспонат - скульптура богини Сехмет. Это гранитная фигура женщины с львиной головой, являющаяся одним их самых древних египетских памятников.

Вокруг гранитной статуи Сехмет не один год ходят поверья. Работники музея сообщают, что время от времени на ее коленях видно кровь, а точнее красно-оранжевый влажный налет. Чаще всего он появляется перед катастрофами или трагическими событиями.

Залы с памятниками Греции и Рима

Огромная часть Нового Эрмитажа, 100-131 помещения, посвящена культуре античности. Здесь вы увидите не только экспонаты, принадлежащие римской и греческой культуре, но и стильный античный интерьер, добавляющий яркости атмосфере.

Каждое помещение заслуживает отдельного просмотра и представляет художественную коллекцию, принадлежащую к конкретному периоду истории. Например, в холле № 128 вы увидите большую Колыванскую вазу, достигающую 5 метров в высоту и 3 метров в ширину. Выставка № 130 впечатляет посетителей огромными росписями в греческо-египетском стиле, собранием амфор, ваз, статуй.

В помещениях № 107- 110 располагается собрание скульптур богов и атлантов. Самыми грандиозными считаются огромная статуя Юпитера, «Венера Таврическая», «Амур и Психея», «гибель Адониса», скульптура «Муза трагедии». 109 холл посвящен богу вина Дионису. Его стены окрашены в виноградные тона, контрастно подчеркивающие белоснежные скульптуры. Также рекомендуем посетить помещения № 111 – 114. В них размещаются античные вазы всевозможных форм и размеров. Доминантой выставки считается статуя «Отдыхающего Сатира» - копия известного шедевра Праксителя. Еще одно интересное помещение - № 121, где находится коллекция камней.

Рыцарский зал

Располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение.

Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчеркнута огромными картинами с изображением военных действий.

Малый и Большой Итальянский просветы

Галерея Малого просвета охватывает 29 залов, в которых выставляются картины итальянских художников с 13 по 18 век. В Большом просвете основной акцент сделан на предметах мебели и декора. Здесь вы увидите малахитовые вазы, стулья, фойе. Все комнаты с произведениями искусства задекорированы лепниной и позолоченной росписью.

Залы Большого Эрмитажа

Зал Тициана

Находится помещение, которое предназначалось для знатных императорских гостей, на втором этаже. Его роскошный интерьер дополнен работами Тициана, известного творца эпохи Возрождения. Среди самых известных картин вы найдете «Святой Себастьян», «Кающаяся Магдалина» и «Даная».

Зал Леонардо да Винчи

Одно из самых популярных мест Большого Эрмитажа. Здесь вы найдете два легендарных шедевра знаменитого художника. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Лита». Значимость произведений искусства подчеркнута яшмовыми колоннами, вставками из лазурита, живописными панно и плафонами.