Главный режиссер театра сатиры в 1967 году. Московский академический театр сатиры: история, репертуар, труппа

Творческое амплуа Московского академического театра Сатиры неповторимо и уникально, благодаря звездному актерскому составу и талантливому руководителю театра Валентину Николаевичу Плучеку. Театр работает в жанре сатиры, которое является одним из самых сложных в искусстве. В спектаклях юмор часто переплетается с язвительностью и издевкой. Но легендарный режиссер театра В.Н. Плучек на протяжении многих лет мастерски удерживался на этой тонкой грани, отделяющей одно от другого. Спектакли, которые ставятся в театре, всегда имеют злободневную и острую проблематику. Ведь борьба с пережитками прошлого, с личными и общественными пороками - это одно из основных назначений сатиры. А юмор – это оружие, с помощью которого можно многого достичь.

Если вы заинтересовались театром Сатиры и хотели бы побывать на одном из спектаклей – воспользуйтесь шансом заказать билеты через наш сайт. Репертуар этого театра, конечно, совсем не такой, как в обычном. Ведь само название обязывает театр Сатиры держать марку. Чего только стоят броские и вызывающие афиши театра, развешанные по всей Москве в первые годы работы коллектива! «А не хулиган ли вы, гражданин?», «Спокойно, снимаю!» и подобные им эксцентричные названия эпатировали публику и вызывали недоумение у прохожих. Каждый спектакль является острой злободневной сатирой и смелым вызовом обществу. Вот уже многие годы основной репертуар театра составляет классика жанра – М.Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, Ж. Б. Мольер и Бернард Шоу.

После грандиозного успеха спектакля «Баня» по Маяковскому у театра Сатиры начался новый творческий взлет, связанный с драматургией. Вдохновленный удачной постановкой, режиссер начал работу над другими пьесами Маяковского «Мистерия-Буфф» и «Клоп».

Но театр известен не только благодаря своему отличному репертуару. Главным его достоянием является уникальная актерская труппа, в состав которой в разное время входили такие талантливые и популярные актеры, как А. Миронов, М. Державин, А. Ширвинд, Т. Пельтцер, А. Папанов, Г. Менглет, В. Васильева, Н. Корниенко, А. Левинский, А. Диденко, Л. Гаврилова, Е. Градова, С.Мишулин, Т. Ицыкович, Н. Архилова, Н. Защипина, Ю. Авшаров, Р. Ткачук, В. Байков. И сегодня в театре Сатиры играют молодые, но уже достаточно известные и перспективные артисты.

Художественный руководитель - Ширвиндт Александр Анатольевич
Руководитель литературно-драматургической части - Карпова Нина Никитична
Художник-постановщи - Шихарев Валентин Николаевич
Заведующая труппой - Чунихина Бронислава Сергеевна
Заведующий художественно-постановочной частью - Лазарев Виктор Яковлевич

Адреес театра сатиры: 125009 Москва, Триумфальная площадь, дом 2

Александр Анатольевич Ширвиндт - прославленный советский и российский актёр театра и кино. Кроме того, он хорошо известен как режиссёр и сценарист. Родился Александр 19 июля 1934 года в Москве. Поскольку его родители были представителями творческих профессий, мальчик с юных лет полюбил сцену. Он проявлял отличные способности к лицедейству и очень любил участвовать в художественной самодеятельности. Поэтому после окончания школы Ширвиндт серьёзно решил посвятить себя искусству и поэтому поступил в Щукинское училище. После окончания учебного заведения молодой и очень талантливый актёр был приглашён в 1956 году в труппу Театра киноактёра. Тогда же он впервые попробовал свои силы и в кино.

Но в этом театре Александр Ширвиндт не достиг желаемого успеха. Поэтому впоследствии он перешёл в труппу театра имени Ленинского комсомола, а затем - в театр На Малой Бронной. Но известность пришла к Ширвиндту лишь после того, как в 1970 году он стал актёром театра Сатиры. Именно здесь ему удалось полностью раскрыть свой удивительный комедийный дар и искромётное чувство юмора. Кстати, примерно в то же время известность также пришла к Александру и в кино, где ему тоже доставались преимущественно роли в комедиях. Кроме того, оказался весьма успешным и его юмористический дуэт с другом и актёром Михаилом Державиным, с которым они вместе принимали участие в различных концертных программах.

В настоящее время Александр Ширвиндт - прославленный актёр театра и кино. Он носит почётное звание Народного артиста РСФСР. Сегодня, как и много лет назад, Александр Анатольевич по - прежнему много играет на сцене театра Сатиры. А билеты на спектакли с его участием всегда пользуются спросом у зрителей. Также достаточно часто можно увидеть актёра в кино. Как и много лет назад, отечественная публика нередко наслаждается его удивительным концертным дуэтом с Державиным. Кроме того, Ширвиндт сейчас является вполне успешным режиссёром и сценаристом, подготовившим большое количество постановок театра Сатиры.

Театр сатиры (Москва) появился в столице в первой половине 20 века, а именно в 1924 году. Уже из названия понятно, что репертуар театра основывается на комедиях, комических персонажах. Людям в то время действительно не хватало дополнительного источника позитива, и вот они нашли его в стенах этого заведения. Театр существует и в наши дни, пользуется не меньшей популярностью и любовью зрителей.

Становление

Академический театр сатиры (Москва), как было отмечено ранее, распахнул свои двери в 1924 году. Первоначально он занял подвальное помещение жилого дома, расположенного в переулке Большом Гнездниковском, вытеснив кабаре "Летучая мышь".

Руководство над театром возглавил Давид Гутман. И, надо признать, под его руководством Театр сатиры (Москва) приобрел огромную популярность: труппа сразу была принята зрителями, спектакли собирали аншлаги, а билеты раскупались задолго до их проведения. Репертуар на первоначальном этапе был представлен небольшими пьесками и пародиями - увидеть что-то подобное в других театрах города было просто невозможно.

Новый этап

Адрес Театра сатиры в Москве в скором времени изменился: он переехал в новое помещение на Садово-Триумфальной улице. Его репертуар пополнился комедиями и пьесами с явным преобладанием пародий. Новую эпоху театра многие связывают с приходом Валентина Николаевича Плучек. Сие событие произошло в 1950 году. Именно при нем был расширен репертуар, да и сам театр вышел на новый уровень. Его постановки будоражили всю общественность, они были самыми успешными, яркими и фееричными. Но в то непростое время до зрителя доходили не все постановки: насколько бы ни была популярна сатира, сколько восхищения она бы ни вызывала у публики, многие спектакли было запрещены правительством. Кстати, в зоне запрета находились и творения В. Плучека и молодого М. Захарова, театральная карьера которого начиналась именно в стенах Театра сатиры.

В 1964 году Театр сатиры перебрался в новое здание, на это раз на Маяковской площади. И только в 1970-м году он занял помещение на Триумфально площади, где находится и по сей день.

1987 год оказался очень тяжелым для Театра сатиры. Именно в этот год ушли из жизни одни из самых талантливых актеров века: Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Репертуар Театра сатиры (Москва) лишился тогда порядка 13 спектаклей, что не сказалось на его популярности.

Руководитель театра Валентин Плучек стремился к его популяризации, именно поэтому даже в тяжелые перестроечные годы он снизил стоимость билетов, чтобы люди могли по-прежнему посещать театр и приобщаться к прекрасному.

Достижения

В. Плучек собрал свою собственную трупу, а ее выходцы стали известнейшими театральными актерами страны. Среди них Ольга Аросева, Андрей Миронов, Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Михаил Державин, Александр Ширвиндт и многие другие. Можно смело сказать, что Театр сатиры (Москва) позволил раскрыться многим талантливым актерам, представляющим элиту нашей страны. В настоящее время театр активно продвигает молодых, но талантливых актеров.

Репертуар сегодня

Конечно, каждый должен посетить Театр сатиры (Москва). Спектакли в нем проходят с завидной регулярностью и зачастую собирают полные залы. В настоящее время все поклонники сатиры смогут посетить потрясающие спектакли, в которых задействованы лучшие актеры современности:

  • "Двенадцатая ночь" - последняя постановка Уильяма Шекспира, где он прощается с веселостью прежнего бытия. Романтика, поэзия, реалии обыденной жизни, прелесть смешных и порой необдуманных поступков - все это переплелось в сложном сюжете пьесы. Павел Сафонов постарался показать вполне земные чувства всех персонажей, в вот мир, в котором они живут... Впрочем, вы сами все узнаете, купив билеты на это спектакль.
  • "Дороги, которые нас выбирают" - постановка по мотивам рассказов О. Генри. В поиске ответа на серьезные жизненные вопросы Театр сатиры на этот раз обратился к смешным и незатейливым рассказам О. Генри, придав им современный окрас.

  • "Никогда не поздно" - комедия американского драматурга Сэма Бобрика, которая впервые поставлена на российской сцене Александром Ширвиндтом. Любовь, ревность, предательство прекрасно обыграны талантливыми Аленой Яковлево и Юрием Васильевым. Отличная постановка, собирающая аншлаги.
  • "Свадьба в Малиновке" - любимая многими музыкальная комедия, действия которой разворачиваются в годы гражданской войны. Сюжет постановки знаком многим, но профессиональным актерам удается вдохнуть в нее новую жизнь.

Это лишь небольшая часть репертуара Театра сатиры, он регулярно обновляется и пополняется новыми постановками, вызывающими восхищение публики.

Актерский состав

Труппа театра представлена лучшими актерами современности. Среди них много талантливых и легендарных личностей:

  • С. Бескакотов;
  • А. Ширвиндт;
  • К. Карасик;
  • З. Матросова;
  • Ю. Воробьёв;
  • А. Барило;
  • Р. Вьюшкин;
  • М. Державин;
  • Е. Подкаминская;
  • А. Чернявский;
  • А. Буглак;
  • Л. Ермакова;
  • О. Кассин;
  • И. Лагутин;
  • В. Рухманов;
  • С. Рябова;
  • С. Беляев;
  • А. Воеводин;
  • С. Лопатин;
  • Н. Феклисова;
  • А. Яковлева;
  • Ю. Васильев;
  • В. Гурьев;
  • Ф. Добронравов;
  • Т. Титова.

Художественный руководитель

Все последние 16 лет существования театра его возглавляет Александр Ширвиндт. Он здесь и режиссер, и актер. После окончания Щукинского училища он стал актером театра Ленком. В Московский академический театр он пришел в 1970 году, положив начало его новому этапу. Сначала он был одним из актеров, но в 2000 году занял пост художественного руководителя. Ему удалось сохранить индивидуальность театра, пополнить его репертуар новыми постановками, пользующимися популярностью у москвичей и гостей города.

Стоимость билетов

Всем тем, кто решит посетить Театр сатиры (Москва), билеты необходимо приобрести заранее. Дело в том, что театр пользуется популярностью у москвичей и гостей города. На премьерные показы просто не достать билетов.

Приобрести билеты можно в кассе театра. Стоимость их составляет 300-2000 рублей. Такой значительный разбег в цене в первую очередь связан с занимаемыми местами. В выходные и праздничные дни стоимость билетов возрастает на 15-20 процентов. Именно поэтому, если вы желаете насладиться постановкой и сэкономить существенную часть своего бюджета, лучше заранее приобрести билеты на спектакль в будний день.

Как добраться

Театр сатиры находится по адресу: Москва, Триумфальная площадь, д. 2. Конечно, многим он ни о чем не говорит. Если вы решите посетить Театр сатиры (Москва), метро "Маяковская" - пункт вашего назначения. Из метро необходимо выйти в указанном направлении. Выйдя из стеклянных дверей московского метрополитена, следует повернуть налево и пройти несколько метров вдоль Концертного зала имени Чайковского. Внешне театра сатиры (Москва) представляет собой серой здание, равномерно распределившееся вдоль Триумфальной площади. Вы точно не пройдете мимо него, увидев огромные афиши.

Приобрести билет на спектакль театра можно здесь же, в кассе. Она работает ежедневно с 10:00 до 20:00. Кстати, выкуп билетов производится не только наличными, но и с помощью банковской карты. Более того, вы можете заказать их с доставкой, воспользовавшись услугами курьерской службы - отличное решение для постоянно занятых жителей мегаполиса.

Форма одежды

Предположим, вы собрались посетить Театр сатиры (Москва). Спектакли здесь проходят практически каждый день. Заведение более лояльно к форме одежды, но все же не стоит забывать, что вы идете не в кино, а театр, поэтому девушкам лучше облачиться в строгий наряд, а мужчинам - в костюм.

Вакансии

Хотите быть ближе к сцене, вас волнует Театр сатиры? Вакансии (Москва) довольно редко встречаются, тем не менее при желании можно найти что-то интересное. В связи с расширением репертуара в театр требуются заведующие костюмированным цехом, приглашаются опытные швеи. Заработная плата обсуждается с каждым потенциальным кандидатом. Если вы имеете опыт работы, хотите быть ближе к театральному миру, его актером, это удивительный шанс.

Заключение

Академический театр сатиры (Москва) - отличный вариант для организации культурного досуга и отдыха. Комедийный репертуар позволяет отвлечься от суеты привычных будней, позабыть обо всех проблемах и трудностях и обзавестись дополнительным источником позитива на долгое время. Обязательно выберете время, найдите достойную компанию, закажите билеты и смело отправляйтесь на выбранную постановку - положительные эмоции вам гарантированы. Единственное, на премьерный показ лучше приобретать билет заранее, в противном случае вы просто можете не попасть на него, так как желающих обычно предостаточно. Приобщайтесь к культурной жизни столицы, получайте удовольствие от профессиональной актерской игры.

История театра

1 октября 1924 года в подвальном этаже дома № 10 в Б. Гнездниковском переулке, называемым «Первым домом Нирнзее», где раньше располагались кабаре «Летучая мышь», потом «Кривой Джимми», теперь учебный театр ГИТИСа, начал свою жизнь Московский театр сатиры. В создании первого спектакля - обозрения «Москва с точки зрения» - принимали участие молодые писатели В.Ардов, Н.Адуев, Вл.Масс, Б.Волин, В.Типот, Н.Эрдман, Л.Никулин, А.Арго. А во главе нового, молодого театра стоял Давид Гутман. В то время ему было сорок лет, он имел опыт и как руководитель театра, и как режиссер, владеющий сценическими трюками. Но главное, что он умел, - расшевелить фантазию любого из молодых авторов увлекательными и веселыми предложениями, умел подхватить и обогатить выдумки собеседников, придумать для каждой сценки миниатюрный сюжет, найти драматургическую форму.


Спектакль «Москва с точки зрения» надолго определил будущее театра. Москва признала Театр сатиры своим. Обозрения стали ведущим жанром репертуара, а небольшие пьески и пародии оставались теми же обозрениями, поставленными в полуконструктивистском, полутрадиционном стиле, который господствовал в 20-е годы во многих театрах. Обозрений в то время в Москве никто не ставил. Шаблонов не существовало, но принцип сохранялся - на драматургический стержень, сохраняющий основную идею, нанизывались остроты на злобу дня. Цепь динамичных эпизодов прерывалась танцами, интермедиями, куплетами, легко укладывавшимися в драматургическую канву. Декоративное оформление строилось с расчетом на технику молниеносных перемен. «Захолустье», «Спокойно, снимаю», «Европа что надо», «Чужая голова», «Текущие дела», «Ст. 114 уг. код.», «Склока», «Таракановщина», «Всесвалка», «Мелкие козыри», «А не хулиган ли вы, гражданин», «Мишка, верти», «Сорок палок», «Таракановщина», «Насчет любви», «Мелкие козыри», - эти и еще десятки других обозрений значились на афише Театра сатиры вплоть до конца 20-х годов.

В 30-годы театр сменил адрес - из обжитого подвальчика переехал на Садово-Триумфальную, где позже, в 50-е годы, откроется театр «Современник».

Господство обозрения сменилось господством комедии и водевиля. В 1933 г. на смену Гутману и его команде пришел , ученик К.С.Станиславского и Е.Б.Вахтангова. Горчаков любил яркие формы, ему была близка традиция водевиля и легкой, умной комедии. На смену обозрению пришла драматургия, в которой преобладала ирония, склонность к афористичности, парадоксальные ситуации. Из современников ставили В. Шкваркина, В. Катаева, A. Мариенгофа, из классиков - Мольера, Салтыкова-Щедрина.

В Театр сатиры ходили «на актеров» - Курихина, Поля, Милютину, Кара-Дмитриева, Хенкина. Они были королями комедии. Г.П. Менглет, вспоминая Владимира Яковлевича Хенкина, писал о нем: «Он играл каждой частью своего тела, играл рассчитано, с экспрессией, с виртуозностью жонглера».

В середине сороковых театру отдали помещение бывшего ГОСЕТа, где сегодня «прописан» Московский драматический театр на М. Бронной.

Среди режиссеров - Лобанов, Гончаров, Равенских, чья постановка комедии Н
. Дьяконова «Свадьба с приданым» с В. Васильевой, В. Дорониным и Т. Пельтцер пользовалась невероятной популярностью. Н.М. Горчакова на посту художественного руководителя сменил П. П. Васильев , Васильева - . Новый этап в жизни Театра сатиры связан с именем Валентина Николаевича Плучека . У него была «страсть создавать театры». Ученик великого В.Э Мейерхольда, до войны Плучек вместе с Алексеем Арбузовым возглавлял студию, создал театр рабочей молодежи электриков, в войну - театр Северного флота, после войны - передвижной театр. В Театре сатиры Плучек дебютировал в 1950 г. спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова; позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитую чашу» Ван Ши-фу, «Потерянное письмо» Караджале. В 1953 г. состоялась премьера «Бани» Вл. Маяковского, поставленная Н. Петровым, В. Плучеком и С. Юткевичем, в 1955 г. - «Клоп» в постановке В. Плучека и С. Юткевича, в 1957 - «Мистерия-буфф» в постановке В. Плучека.



В 1957 г. «великолепная тройка» режиссеров распалась, В. Плучек стал главным режиссёром театра. В том же году состоялась премьера спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета, а двумя годами позже - «Дамоклов меч». Оба спектакля взбудоражили Москву. «А был ли Иван Иванович?» стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Успех был ошеломляющим. Вспоминая об этом, Плучек писал: «На Бронной стоит кордон конной милиции, это был единственно возможный способ поддержки порядка “на подступах” к театру. Был успех. Как говорят в таких случаях, зрители на люстрах висели. Во время спектакля случалось, что зал аплодировал по пять минут подряд и действие прерывалось...». Несмотря на успех, после пяти премьерных показов спектакль по указанию министра культуры СССР Е. Фурцевой был запрещен.

В 1963 г. Театр сатиры покинул здание на М. Бронной, и временно переехал в помещение, где сегодня находится театр «Ромэн». Но Театру сатиры, популярность которого росла с каждым днем, требовался большой зрительный зал, и в 1964 году сатировцы снова вернулся на площадь Маяковского, в помещение, которое в 1911 г. было построено для конного цирка братьев Никитиных. Потом, когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, сюда въехал Московский мюзик-холл, потом, из мюзик-хольного цирка образовался Театр оперетты. До переезда театр реставрировали, единственное «наследство» цирка - купол - сохранился до нынешнего дня.

На сорокалетнем юбилее в 1964 г. Театр сатиры назвали «собирателем, хранителем и пропагандистом советской комедиографии». К этому времени в театре было поставлено 112 советских комедий - три пьесы Маяковского, пять - В. Катаева, четыре - В. Шкваркина, три - Назыма Хикмета, пьесы Н. Погодина, С. Михалкова, А. Арбузова. Позже – В. Розова, М. Рощина, А. Гельмана, В. Белова, Г. Горина, А. Арканова, М. Булгакова, Н. Эрдмана, В. Войновича, Ю. Полякова, В. Шендеровича. Почти вся советская комедиография в разные годы проходила «испытание на зрителе» в Московском театре сатиры.

В 70-е годы, когда театр уже переехал на Триумфальную площадь, 2, конную милицию не раз вызывали на премьеры, не раз публика сносила двери, чтобы попасть в зрительный зал. Так было и на премьере «Теркина на том свете», которого блистательно сыграл молодой Папанов. «Теркина» Плучек выпустит в 1966 г., и вся редакция «Нового мира» во главе с Твардовским была на премьере. Но через несколько показов спектакль запретили.

Таких запретов было много - Театр сатиры считался рекордсменом. Первый «запрещенный» спектакль Театра сатиры - снятая в 1936 году после первого же просмотра комедия М. Булгакова «Иван Васильевич». Запрещали спектакли самого Плучека, запретили спектакль молодого Марка Захарова «Доходное место». Это подогревало интерес, и в середине 70-х годов театр стал самым популярным и труднодоступным в Москве. Валентин Плучек собрал превосходную труппу - Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Зоя Зелинская, Нина Архипова, Валентина Токарская, Георгий Менглет, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Валентина Шарыкина, Нина Корниенко, Наталья Защипина, а позже - Раиса Этуш, Алена Яковлева, Юрий Васильев, Марина Ильина и многие другие.

Театр cатиры был открыт для молодых режиссёров. «Затюканный апостол» А. Макаёнка, поставлен Е. Радомысленским, как режиссёр здесь дебютировал Марк Захаров, поставивший спектакли «Доходное место», «Банкет», «Темп-1929», «Мамаша Кураж и её дети» и ряд других. «Интервенция» Л. Славина, «У времени в плену» А. Штейна, «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского пользовались огромной популярностью.

В 1969 г. состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П.Бомарше с А. А. Мироновым в главной роли, на восемнадцать лет ставший визитной карточной театра. Это был манифест против серости и уныния. «Нужен герой активный, который на интригу отвечает действием, на издевательство - умом и хитростью, как Фигаро…», - считал режиссер. Спектакль, по воспоминаниям критиков, был задуман как гимн человеку. Этот Фигаро Андрея Миронова был свободолюбив, не терпел насилия, унижения, превосходства сильных и богатых. Этот Фигаро был человеком с чувством собственного достоинства.



26 марта 1972 года состоялась премьера «Ревизора». Плучек взглянул на пьесу сквозь призму гоголевской «Шинели». Спектакль был несомненной актерский, здесь были живые, хотя и преувеличенные характеры и страсти, главное - звездная актерская команда - А. Ширвиндт,
М. Державин, Г. Менглет, Ю. Авшаров, З. Высоковский, Г. Тусузов, В.Васильева, Т.Васильева, Н.Корниенко. Этот спектакль Плучека - обличение российской реальности, наших бед и несчастий, это был поворот режиссера к реальной сатире, к трагифарсу, происходящему в самом обществе. По Плучеку и Хлестаков - А. Миронов, и Городничий - А. Папанов становятся жертвами психологического гипноза.

В 1976 году в афише театра появилась комедия Грибоедова «Горе от ума». Плучек извлекал из текста признаки готовящегося изгнания - разрыв Чацкого с Софьей, фамусовщиной и всем московским кланом.

Позже он напишет, что «Горе от ума» он ставил о себе. И здесь, как всегда - блестящий актерский состав: Миронов-Чацкий, Папанов-Фамусов, Ширвиндт-Молчалин, Державин-Скалозуб, Пельцер-Хлестова, Софья - Т. Васильева. Для Чацкого, как играл его Миронов, любовь была главным движущим мотивом. Ради Софьи он приехал, ради нее совершал свои поступки. Говоря о Чацком, критик К. Рудницкий отметил, что Миронов был живым предвестьем гласности, он играл Чацкого-диссидента, Чацкого-инакомыслящего, одинокого, скорбного, пылкого.


«Трехгрошовая опера», появившаяся на сцене Театра сатиры в 1980 г., стала «монументальной ораторией» на вечную тему грязного богатства с произволом денег и властью над всеми ценностями и идеалами». А в 1982 г. Плучек поставил «Самоубийцу» Н. Эрдмана с Романом Ткачуком в роли П
одсекальникова. Пьеса, написанная в 1928 г., при жизни автора не была ни напечатана, ни поставлена. Но спектакль запретили, и в 1986 г. режиссёр восстановил «Самоубийцу» уже с другим составом.

В 80-е годы в афише театра - «Чудак» Н. Хикмета, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Бешеные деньги» в постановке А. Миронова, «Концерт для театра с оркестром» в постановке А. Ширвиндта. А еще «Восемнадцатый верблюд» - режиссерский дебют Е. Каменьковича, «Вишневый сад», «Родненькие мои» в постановке В.Плучека.

В 1987 г. ушли из жизни Анатолий Папанов и Андрей Миронов, тринадцать спектаклей из репертуара пришлось убрать. Но публика продолжала любить театр, любить актеров, спектакли. «Мы никогда не обманывали наших зрителей», - говорит директор театра

Театр Сатиры

Московский академический театр Сатиры

Москва , Триумфальная площадь, 2

Художественный руководитель театра - Александр Ширвиндт

1 октября 1924 года в подвальном этаже дома № 10 в Б. Гнездниковском переулке, называемым «Первым домом Нирнзее», где раньше располагались кабаре «Летучая мышь», потом «Кривой Джимми», теперь учебный театр ГИТИСа, начал свою жизнь Московский театр сатиры. В создании первого спектакля - обозрения «Москва с точки зрения» - принимали участие молодые писатели В.Ардов, Н.Адуев, Вл.Масс, Б.Волин, В.Типот, Н.Эрдман, Л.Никулин, А.Арго. А во главе нового, молодого театра стоял Давид Гутман. В то время ему было сорок лет, он имел опыт и как руководитель театра, и как режиссер, владеющий сценическими трюками. Но главное, что он умел, - расшевелить фантазию любого из молодых авторов увлекательными и веселыми предложениями, умел подхватить и обогатить выдумки собеседников, придумать для каждой сценки миниатюрный сюжет, найти драматургическую форму.

Спектакль «Москва с точки зрения» надолго определил будущее театра. Москва признала Театр сатиры своим. Обозрения стали ведущим жанром репертуара, а небольшие пьески и пародии оставались теми же обозрениями, поставленными в полуконструктивистском, полутрадиционном стиле, который господствовал в 20-е годы во многих театрах. Обозрений в то время в Москве никто не ставил. Шаблонов не существовало, но принцип сохранялся - на драматургический стержень, сохраняющий основную идею, нанизывались остроты на злобу дня. Цепь динамичных эпизодов прерывалась танцами, интермедиями, куплетами, легко укладывавшимися в драматургическую канву. Декоративное оформление строилось с расчетом на технику молниеносных перемен. «Захолустье», «Спокойно, снимаю», «Европа что надо», «Чужая голова», «Текущие дела», «Ст. 114 уг. код.», «Склока», «Таракановщина», «Всесвалка», «Мелкие козыри», «А не хулиган ли вы, гражданин», «Мишка, верти», «Сорок палок», «Таракановщина», «Насчет любви», «Мелкие козыри», - эти и еще десятки других обозрений значились на афише Театра сатиры вплоть до конца 20-х годов.

В 30-годы театр сменил адрес - из обжитого подвальчика переехал на Садово-Триумфальную, где позже, в 50-е годы, откроется театр «Современник».

Господство обозрения сменилось господством комедии и водевиля. В 1933 г. на смену Гутману и его команде пришел , ученик К.С.Станиславского и Е.Б.Вахтангова. Горчаков любил яркие формы, ему была близка традиция водевиля и легкой, умной комедии. На смену обозрению пришла драматургия, в которой преобладала ирония, склонность к афористичности, парадоксальные ситуации. Из современников ставили В. Шкваркина, В. Катаева, A. Мариенгофа, из классиков - Мольера, Салтыкова-Щедрина.

В Театр сатиры ходили «на актеров» - Курихина, Поля, Милютину, Кара-Дмитриева, Хенкина. Они были королями комедии. Г.П. Менглет, вспоминая Владимира Яковлевича Хенкина, писал о нем: «Он играл каждой частью своего тела, играл рассчитано, с экспрессией, с виртуозностью жонглера».

В середине сороковых театру отдали помещение бывшего ГОСЕТа, где сегодня «прописан» Московский драматический театр на М. Бронной.

Среди режиссеров - Лобанов, Гончаров, Равенских, чья постановка комедии Н
. Дьяконова «Свадьба с приданым» с В. Васильевой, В. Дорониным и Т. Пельтцер пользовалась невероятной популярностью. Н.М. Горчакова на посту художественного руководителя сменил П. П. Васильев , Васильева -. Новый этап в жизни Театра сатиры связан с именемВалентина Николаевича Плучека . У него была «страсть создавать театры». Ученик великого В.Э Мейерхольда, до войны Плучек вместе с Алексеем Арбузовым возглавлял студию, создал театр рабочей молодежи электриков, в войну - театр Северного флота, после войны - передвижной театр. В Театре сатиры Плучек дебютировал в 1950 г. спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова; позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитую чашу» Ван Ши-фу, «Потерянное письмо» Караджале. В 1953 г. состоялась премьера «Бани» Вл. Маяковского, поставленная Н. Петровым, В. Плучеком и С. Юткевичем, в 1955 г. - «Клоп» в постановке В. Плучека и С. Юткевича, в 1957 - «Мистерия-буфф» в постановке В. Плучека.

В 1957 г. «великолепная тройка» режиссеров распалась, В. Плучек стал главным режиссёром театра. В том же году состоялась премьера спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета, а двумя годами позже - «Дамоклов меч». Оба спектакля взбудоражили Москву. «А был ли Иван Иванович?» стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Успех был ошеломляющим. Вспоминая об этом, Плучек писал: «На Бронной стоит кордон конной милиции, это был единственно возможный способ поддержки порядка “на подступах” к театру. Был успех. Как говорят в таких случаях, зрители на люстрах висели. Во время спектакля случалось, что зал аплодировал по пять минут подряд и действие прерывалось...». Несмотря на успех, после пяти премьерных показов спектакль по указанию министра культуры СССР Е. Фурцевой был запрещен.

В 1963 г. Театр сатиры покинул здание на М. Бронной, и временно переехал в помещение, где сегодня находится театр «Ромэн». Но Театру сатиры, популярность которого росла с каждым днем, требовался большой зрительный зал, и в 1964 году сатировцы снова вернулся на площадь Маяковского, в помещение, которое в 1911 г. было построено для конного цирка братьев Никитиных. Потом, когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, сюда въехал Московский мюзик-холл, потом, из мюзик-хольного цирка образовался Театр оперетты. До переезда театр реставрировали, единственное «наследство» цирка - купол - сохранился до нынешнего дня.

На сорокалетнем юбилее в 1964 г. Театр сатиры назвали «собирателем, хранителем и пропагандистом советской комедиографии». К этому времени в театре было поставлено 112 советских комедий - три пьесы Маяковского, пять - В. Катаева, четыре - В. Шкваркина, три - Назыма Хикмета, пьесы Н. Погодина, С. Михалкова, А. Арбузова. Позже – В. Розова, М. Рощина, А. Гельмана, В. Белова, Г. Горина, А. Арканова, М. Булгакова, Н. Эрдмана, В. Войновича, Ю. Полякова, В. Шендеровича. Почти вся советская комедиография в разные годы проходила «испытание на зрителе» в Московском театре сатиры.

В 70-е годы, когда театр уже переехал на Триумфальную площадь, 2, конную милицию не раз вызывали на премьеры, не раз публика сносила двери, чтобы попасть в зрительный зал. Так было и на премьере «Теркина на том свете», которого блистательно сыграл молодой Папанов. «Теркина» Плучек выпустит в 1966 г., и вся редакция «Нового мира» во главе с Твардовским была на премьере. Но через несколько показов спектакль запретили.

Таких запретов было много - Театр сатиры считался рекордсменом. Первый «запрещенный» спектакль Театра сатиры - снятая в 1936 году после первого же просмотра комедия М. Булгакова «Иван Васильевич». Запрещали спектакли самого Плучека, запретили спектакль молодого Марка Захарова «Доходное место». Это подогревало интерес, и в середине 70-х годов театр стал самым популярным и труднодоступным в Москве. Валентин Плучек собрал превосходную труппу - Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Зоя Зелинская, Нина Архипова, Валентина Токарская, Георгий Менглет, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Валентина Шарыкина, Нина Корниенко, Наталья Защипина, а позже - Раиса Этуш, Алена Яковлева, Юрий Васильев, Марина Ильина и многие другие.

Театр cатиры был открыт для молодых режиссёров. «Затюканный апостол» А. Макаёнка, поставлен Е. Радомысленским, как режиссёр здесь дебютировал Марк Захаров, поставивший спектакли «Доходное место», «Банкет», «Темп-1929», «Мамаша Кураж и её дети» и ряд других. «Интервенция» Л. Славина, «У времени в плену» А. Штейна, «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского пользовались огромной популярностью.

В 1969 г. состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П.Бомарше с А. А. Мироновым в главной роли, на восемнадцать лет ставший визитной карточной театра. Это был манифест против серости и уныния. «Нужен герой активный, который на интригу отвечает действием, на издевательство - умом и хитростью, как Фигаро…», - считал режиссер. Спектакль, по воспоминаниям критиков, был задуман как гимн человеку. Этот Фигаро Андрея Миронова был свободолюбив, не терпел насилия, унижения, превосходства сильных и богатых. Этот Фигаро был человеком с чувством собственного достоинства.

26 марта 1972 года состоялась премьера «Ревизора». Плучек взглянул на пьесу сквозь призму гоголевской «Шинели». Спектакль был несомненной актерский, здесь были живые, хотя и преувеличенные характеры и страсти, главное - звездная актерская команда - А. Ширвиндт,
М. Державин, Г. Менглет, Ю. Авшаров, З. Высоковский, Г. Тусузов, В.Васильева, Т.Васильева, Н.Корниенко. Этот спектакль Плучека - обличение российской реальности, наших бед и несчастий, это был поворот режиссера к реальной сатире, к трагифарсу, происходящему в самом обществе. По Плучеку и Хлестаков - А. Миронов, и Городничий - А. Папанов становятся жертвами психологического гипноза.

В 1976 году в афише театра появилась комедия Грибоедова «Горе от ума». Плучек извлекал из текста признаки готовящегося изгнания - разрыв Чацкого с Софьей, фамусовщиной и всем московским кланом.

Позже он напишет, что «Горе от ума» он ставил о себе. И здесь, как всегда - блестящий актерский состав: Миронов-Чацкий, Папанов-Фамусов, Ширвиндт-Молчалин, Державин-Скалозуб, Пельцер-Хлестова, Софья - Т. Васильева. Для Чацкого, как играл его Миронов, любовь была главным движущим мотивом. Ради Софьи он приехал, ради нее совершал свои поступки. Говоря о Чацком, критик К. Рудницкий отметил, что Миронов был живым предвестьем гласности, он играл Чацкого-диссидента, Чацкого-инакомыслящего, одинокого, скорбного, пылкого.


«Трехгрошовая опера», появившаяся на сцене Театра сатиры в 1980 г., стала «монументальной ораторией» на вечную тему грязного богатства с произволом денег и властью над всеми ценностями и идеалами». А в 1982 г. Плучек поставил «Самоубийцу» Н. Эрдмана с Романом Ткачуком в роли П
одсекальникова. Пьеса, написанная в 1928 г., при жизни автора не была ни напечатана, ни поставлена. Но спектакль запретили, и в 1986 г. режиссёр восстановил «Самоубийцу» уже с другим составом.

В 80-е годы в афише театра - «Чудак» Н. Хикмета, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Бешеные деньги» в постановке А. Миронова, «Концерт для театра с оркестром» в постановке А. Ширвиндта. А еще «Восемнадцатый верблюд» - режиссерский дебют Е. Каменьковича, «Вишневый сад», «Родненькие мои» в постановке В.Плучека.

В 1987 г. ушли из жизни Анатолий Папанов и Андрей Миронов, тринадцать спектаклей из репертуара пришлось убрать. Но публика продолжала любить театр, любить актеров, спектакли.«Мы никогда не обманывали наших зрителей», - говорит директор театра Мамед Агаев. - «Если в афише написано, что играют Ширвиндт и Аросева, значит, играют именно они». А еще в самые сложные перестроечные годы, когда людям было не до театра, здесь просто снизили цены на билеты, тем самым «сохранили» зрителей.


В 2000 году художественным руководителем театра стал народный артист России Александр Анатольевич Ширвиндт. Его репертуарная политика - сохранение и продолжение традиций, заложенных основоположниками театра и В.Н. Плучеком. Ширвиндт «укрепил» труппу молодыми актерами и сегодня на сцене Театра сатиры работают актеры нескольких поколений - актеры нескольких поколений - Вера Васильева, Зоя Зелинская, Наталья Селезнева, Алена Яковлева, Светлана Рябова, Михаил Державин, Федор Добронравов, Олег Вавилов, Юрий Васильев, Наталья Защипина, Марина Ильина, Наталья Карпунина, Игорь Лагутин, Александр Чернявский, Андрей Зенин, Юрий Нифонтов, Елена Подкаминская, Светлана Малюкова, Евгения Свиридова, Андрей Барило, Константин Карасик, Павел Мисаилов, Сергей Колповский и многие другие.