Гоголь тарас бульба краткое содержание по главам. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба": описание, герои, анализ произведения

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части) был написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

(Иллюстрация Виктора Васнецова к "Тарас Бульба" Гоголя, 1874 )

Гоголь очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст в стремлении создать то уникальное сочетание, как нельзя лучше раскрывающее его талант как писателя, проникающего в глубины характеров персонажей, показывающего уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, автор повести с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). В основу произведения была положена история казацкого восстания 1638 года, подавить которую поручили гетману Потоцкому. Прообразом главного героя Тараса Бульбы был атаман Запорожского Войска Охрим Макуха, храбрый воин и подвижник Богдана Хмельницкого, который имел трех сыновей (Назар, Хома и Омелько).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Начало повести знаменуется приездом Тараса Бульбы с сыновьями на Запорожскую Сечь. Отец привозит их для того чтобы как говориться «понюхали пороху», «набрались уму разуму», и закалившись в сражениях с вражескими силами, стали настоящими защитниками своей Родины. Очутившись на Сечи, молодые люди практически тут-же оказываются в самом эпицентре развивающихся событий. Не успев даже толком оглядеться и познакомиться с местными обычаями, они призываются на военную службу в Запорожское войско и идут на войну с шляхтой, которая притесняет православный народ, попирая его права и свободы.

Казаки как люди мужественные и благородные, любящие всей душой свою отчизну и свято верящие в обеты предков, не могли не вмешиваться в бесчинства, творимые Польской шляхтой, они считали своей святой обязанностью защищать свою Отчизну и веру своих предков. Казацкое войско выступает в поход и храбро сражается с польским войском, намного превосходящим казачьи силы как по численности воинов, так в количестве оружия. Их силы постепенно иссякают, хотя казаки не признаются себе в этом, настолько велика в них вера в борьбу за правое дело, боевой дух и любовь к родной земле.

Битва под Дубно описана автором в своеобразном фольклорном стиле, в котором образ казаков уподоблен образу легендарных богатырей, защищавших Русь в древние времена, именно поэтому Тарас Бульба три раза спрашивает своих побратимов «есть ли у них порох в пороховницах», на что те отвечали тоже три раза: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, еще казаки не гнутся!». Многие воины находят в этой битве свою смерть, умирая со словами, прославляющими русскую землю, ведь умереть за Родину для казаков считалась наивысшей доблестью и почетом.

Главные герои

Атаман Тарас Бульба

Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления. Он, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.

Старший сын Остап

Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.

Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.

Младший сын Андрий

В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.

Особенности композиционного построения

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

(В сокращении)

А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе 1 и приехавших уже на дом к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.

Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки 2 ! Экие свитки! Таких свиток еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы.

Не смейся, не смейся, батьку! - сказал, наконец, старший из них.

Смотри ты, какой пышный! 3 А отчего ж бы не смеяться?

Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. - сказал Тарас Бульба, отступивши с удивлением несколько шагов назад.

Да хоть и батька. За обиду не посмотрю и не уважу никого.

Как же хочешь ты со мною биться? разве на кулаки? - Да уж на чем бы то ни было.

Ну, давай на кулаки! - говорил Бульба, засучив рукава, - посмотрю я, что за человек ты в кулаке!

И отец с сыном, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить друг другу тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума! - говорила бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих. - Дети приехали домой, больше года их не видели, а он задумал нивесть что: на кулаки биться!

Да он славно бьется! - говорил Бульба, остановившись. - Ей-богу, хорошо! - продолжал он, немного оправляясь, - так, хоть бы даже и не пробовать. Добрый будет козак! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! - И отец с сыном стали целоваться. - Добре, сынку! Вот так колоти всякого, как меня тузил. Никому не спускай! А все-таки на тебе смешное убранство: что это за веревка висит? А ты, бейбас 4 , что стоишь и руки опустил? - говорил он, обращаясь к младшему, - что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?

Вот еще что выдумал! - говорила мать, обнимавшая между тем младшего. - И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца. Да будто и до того теперь: дитя молодое, проехало столько пути, утомилось... (это дитя было двадцати с лишним лет и ровно в сажень ростом). Ему бы теперь нужно опочить и поесть чего-нибудь, а он заставляет его биться! - Э, да ты мазунчик 5 , как я вижу! - говорил Бульба. - Не слушай, сынку, матери: она баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю! вот ваша матерь! Это всё дрянь, чем набивают головы ваши: и академия, и все те книжки, буквари и философия, и всё это ка зна що 6 , я плевать на все это!.. - А вот, лучше, я вас на той же неделе отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму.

И всего только одну неделю быть им дома? - говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать. - И погулять им, бедным, не удастся; не удастся и дому родного узнать, и мне не удастся наглядеться на них!

Полно, полно выть, старуха! Козак не на то, чтобы возиться с бабами. Ты бы спрятала их обоих себе под юбки да и сидела бы на них, как на куриных яйцах. Ступай, ступай, да ставь нам скорее на стол все, что есть. Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков 7 ; тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да горелки побольше, не с выдумками горелки, с изюмом и всякими вытребеньками 8 , а чистой, пенной горелки, чтобы играла и шипела, как бешеная.

Бульба повел сыновей своих в светлицы, откуда проворно выбежали две красивые девки-прислужницы, в червонных монистах 9 , прибиравшие комнаты. Они, как видно, напугались приезда паничей, не любивших спускать никому, или же просто хотели соблюсти свой женский обычай: вскрикнуть и броситься опрометью, увидевши мужчину, и потом долго закрываться от сильного стыда рукавом. Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украине бородатыми старцами-слепцами, в сопровождении тихого треньканья бандуры 10 и в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украине за унию 11 . Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми, тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы 11 . На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской 12 , турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые 13 скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными, пестрыми изразцами, - всё это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время, приходившим потому, что у них не было еще коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом. У них были только длинные чубы, за которые мог выдрать их всякий козак, носивший оружие. Бульба только при выпуске их послал им из табуна своего пару молодых жеребцов.

Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто только был налицо; и когда пришли двое из них и есаул 14 Дмитро Товкач, старый его товарищ, он им тот же час сыновей представил, говоря:

Вот, смотрите, какие молодцы! На Сечь их скоро пошлю.

Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь.

Ну ж, паны браты, садись всякий, где кому лучше за стол. Ну, сынки! прежде всего выпьем горелки! - так говорил Бульба. - Боже, благослови! Будьте здоровы, сынки: и ты, Остап, и ты, Андрий! Дай же Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы! Чтобы бусурманов 15 били, и турков бы били, и татарву били бы; когда и ляхи начнут что против веры нашей чинить, то и ляхов бы били! Ну, подставляй свою чарку; что, хороша горелка? А как по-латыни горелка? То-то, сынку, дурни были латынцы: они и не знали, есть ли на свете горелка. Как бишь, того звали, что латинские вирши 16 писал? Я грамоте разумею не сильно, а потому и не знаю; Гораций 17 , что ли?

«Вишь, какой батько! - подумал про себя старший сын, Остап, - всё, старый собака, знает, а еще и прикидывается».

Я думаю, архимандрит 18 не давал вам и понюхать горелки, - продолжал Тарас. - А признайтесь, сынки, крепко стегали вас березовыми и свежим вишняком по спине и по всему, что ни есть у козака? А может, так как вы сделались уже слишком разумные, так, может, и пле-тюганами пороли? Чай, не только по субботам, а доставалось и в середу и в четверги?

Нечего, батько, вспоминать, что было, - отвечал хладнокровно Остап: - что было, то прошло!

Пусть теперь попробует! - сказал Андрий, - пускай только теперь кто-нибудь зацепит. Вот пусть только подвернется теперь какая-нибудь татарва, будет знать она, что за вещь козацкая сабля!

Добре, сынку! ей-богу, добре! Да когда на то пошло, то и я с вами еду! ей-богу, еду! Какого дьявола мне здесь ждать! Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями, да бабиться с женой? Да пропади она: я козак, не хочу! Так что же, что нет войны? Я так поеду с вами на Запорожье, погулять. Ей-богу, еду! - И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. - Завтра же едем! Зачем откладывать! Какого врага мы можем здесь высидеть? На что нам эта хата? К чему нам всё это? На что эти горшки? - Сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки.

Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но, услыша о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука, - и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах. <...>

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь коза-ков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма 19 . Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правило, что в трех случаях всегда следует взяться за саблю, именно: когда комиссары 20 не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках; когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства. Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!»; как представит их всем старым, закаленным в битвах товарищам; как поглядит на первые подвиги их в ратной науке 21 и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря. Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой же день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля. Он уже хлопотал и отдавал приказы, выбирал коней и сбрую для молодых сыновей, наведывался и в конюшни и в амбары, отобрал слуг, которые должны были завтра с ними ехать. Есаулу Товкачу передал свою власть вместе с крепким наказом явиться сей же час со всем полком, если только он подаст из Сечи какую-нибудь весть. Хотя он был и навеселе и в голове еще бродил хмель, однако ж не забыл ничего. Даже отдал приказ напоить коней и всыпать им в ясли крупной и первой пшеницы, и пришел усталый от своих забот.

Ну, дети, теперь надобно спать, а завтра будем делать то, что Бог даст. Да не стели нам постель! Нам не нужна постель. Мы будем спать на дворе.

Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее, когда был дома. Он вскоре захрапел, и за ним последовал весь двор; всё, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело; прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственною грудью, она возрастила, взлелеяла их - и только на один миг видеть их перед собою. «Сыны мои, сыны мои милые! что будет с вами? что ждет вас?» - говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. <...> Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуха. Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит 22 свой. <...> Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица и за каждый кусочек которых, за каждую каплю крови она отдала бы всё. Рыдая, глядела она им в очи, которые всемогущий сон начинал уже смыкать, и думала: «Авось-либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд; может быть, он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил».

Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренно желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе. Бульба вдруг проснулся и вскочил. Он очень хорошо помнил всё, что приказывал вчера.

Ну, хлопцы, полно спать! Пора, пора! Напойте коней! А где стара? (так он обыкновенно называл жену свою). Живее, стара, готовь нам есть, потому, что путь великий лежит!

Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила всё, что нужно к завтраку, Бульба раздавал свои приказания, возился на конюшне и сам выбирал для детей своих лучшие убранства. Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные 23 красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром 24 ; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин 25 алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом. Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее.

Ну, сыны, всё готово! нечего мешкать! - произнес, наконец, Бульба. - Теперь, по обычаю христианскому, нужно перед дорогою всем присесть.

Все сели, не выключая даже и хлопцев, стоявших почтительно у дверей.

Теперь благослови, мать, детей своих! - сказал Бульба, - моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую 26 , чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете! Подойдите, дети, к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает.

Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею.

Пусть хранит вас... Божья Матерь... Не забывайте, сынки, мать вашу... пришлите хоть весточку о себе...

Ну, пойдем, дети! - сказал Бульба.

У крыльца стояли оседланные кони. Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжел и толст. Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности; она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих. Два дюжих козака взяли ее бережно и унесли в хату. Но когда выехали они за ворота, она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота, с непостижимою силою остановила лошадь и обняла одного из сыновей с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию; ее опять увели. Молодые козаки ехали смутно 27 и удерживали слезы, боясь отца своего, который, однако же, с своей стороны, тоже был несколько смущен, хотя не старался этого показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то в разлад. Они, проехавши, оглянулись назад: хутор их как будто ушел в землю; только стояли на земле две трубы от их скромного домика да одни только вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, - тот луг, по которому они могли припомнить всю историю жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо летевшую через него с помощью своих свежих, быстрых ножек. Вот уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги одиноко торчит на небе; уже равнина, которую они проехали, кажется издали горою и всё собою закрыла. - Прощайте и детство, и игры, и всё, и всё!

1 Бурса - духовное училище.
2 Свитка - верхняя длинная одежда. sup>3 Пышный - здесь: гордый, недотрога.
4 Бейбас - балбес.
5 Мазунчик - избалованный. маменькин сын.
6 Ка зна що - черт знает что.
7 Пундики - сладости.
8 Вытребёньки - причуды, затеи.
9 Червонное монисто - красное ожерелье.
10 Бандура - народный украинский музыкальный инструмент.
11 Уния - объединение Православной церкви с Католической под властью Папы Римского.
11 Отводы - деревянные украшения.
12 Венецёйская - венецианская.
13 Берестовые - сделанные из вяза, который на Украине называют берестом.
14 Есаул - средний офицерский чин в казачьих войсках.
15 Бусурман (басурман) - иноверец; здесь: иноземец.
16 Вирши - стихи.
17 Гораций - древнеримский поэт.
18 Архимандрит - монашеский чин; здесь: настоятель, т. е. начальник духовного училища.
19 С дыма - здесь: с каждой хаты.
20 Комиссары - здесь: польские сборщики податей.
21 Ратная наука - военная наука.
22 Колорит - оттенок.
23 Сафьян - кожа высокого качества.
24 Очкур - шнурок, которым затягивали шаровары.
25 Казакин - мужское верхнее платье на крючках со сборками сзади.
26 Рыцарскую.
27 Смутно - здесь: печально.

Перед вами краткое содержание произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Содержание дается по главам для того, чтобы вам было удобно ориентироваться. Более того, мы уделили особое внимание самым важным моментам, которые нельзя упускать, если вы хотите получить «отлично» на уроке.

Кликнув по нужной главе, вы сразу перейдете к ее содержанию.

Глава 1.

Бульба, казацкий атаман, встретил двух своих сыновей - Остапа и Андрия, вернувшихся из семинарии. Внешний вид двух молодцов позабавил отца, и он стал высмеивать длинные свитки семинаристов. Наконец старший не выдержал и сказал, что, если отец будет смеяться, он может и поколотить. Старик принял вызов, и отец с сыном стали азартно давать друг другу тумаки. Бульба высказал гордость за старшего сына.

За младшего заступилась мать, не давая и ему вступить в схватку. После этого отец назвал сына мазунчиком и велел никогда не слушать бабу. Тарас решил отправить сыновей через неделю в Запорожскую Сечь, чтобы те стали настоящими мужчинами.

По случаю приезда сыновей Бульба созвал к себе сотников и весь полковый чин. Во время застолья старик изменил свое решение и объявил, что отправляется в Запорожье прямо на следующее утро.

Характеристика Тараса Бульбы в первой главе .

Тарас- «один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава» . Этот человек, глубоко верующий, считал позволительным поднять оружие во славу христианства.

Пока сыновья спали, мать расчесывала им кудри и молча страдала оттого, что уже завтра ей придется расстаться со своими детьми. Видя мужа всего два-три дня в год, эта женщина всю свою любовь обратила на них. Она боялась, что больше не увидит живыми своих сыновей.

Глава 2.

На следующее утро Тарас и два молодых казака выехали из дома. Всадники были молчаливы: каждый думал о своем. Оба мальчика были отданы в семинарию двенадцати лет от роду. Остап невзлюбил учение и четыре раза закладывал свой учебник, чтобы убежать домой. Его нещадно пороли и возвращали обратно. Наконец Бульба пообещал ему, что если он не выучится всем наукам, то никогда не вернется в Сечь. Угроза подействовала - мальчик сел за учебники и даже преуспел.

Это был суровый парубок, с твердым характером. Он был равнодушен ко всему, кроме войны и разгульной пирушки. Его младший брат Андрий отличался более легким нравом. Ему без труда давалось учение. Сам же он не раз становился предводителем опасных предприятий и нередко с помощью изворотливого ума умел избежать за то наказания. Андрий кипел жаждой подвига, но его привлекал и прекрасный пол.

Скоро он свел знакомство с дочерью воеводы, прекрасною полячкой. Девушка настолько завладела сердцем бурсака, что даже дома он не мог отделаться от мыслей о ней.

Три дня всадники ехали по степи, делая только короткие перерывы на обед и отдых, пока наконец не увидели несколько разбросанных куреней и не выехали на обширную площадь.

Запорожцы радостно приветствовали вновь прибывших, сообщая Бульбе последние новости о сражениях и казаках.

Глава 3.

Описание Сечи.

Казаки не затрудняли себя изучением военного дела. Юношество постигало эту науку прямо на поле боя. Сечь «представляла необыкновенное явление… беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Каждый попавший сюда «плевал на свое прошедшее и беззаботно предавался воле и товариществу» .

Достаточно было сказать, что веруешь во Христа, как тебя принимали здесь, как старого друга. Сечь состояла примерно из шестидесяти куреней. Хозяйство вел куренной атаман, у которого на руках были все деньги, одежда, харчи и т. д. Ему же отдавали деньги на хранение.

Довольно скоро сыновья Тараса оказались на хорошем счету у казаков, что радовало Бульбу. Однако старику была не по душе праздная жизнь.

Кошевой не соглашался совершить набег в Татарву. Тогда Тарас подговорил нескольких казаков, и они на общем сборе сменили кошевого.

Глава 4.

Уже на другой день казаки снова собрали Сечь думать, как обойти свое обещание о ненападении и повоевать.

С другого берега Днестра пришел паром с толпой казаков в ободранных свитках. Приезжие стали говорить о том, что жиды попирают православную веру, берут в аренду церкви, вместо лошадей запрягают в повозки христиан.

В рядах запорожцев начались волнения. Все были возмущены поведением жидов. Толпа ринулась в предместье Сечи, где можно было найти евреев-торговцев, с намерением тут же всех перерезать.

Запорожцы были готовы к войне. На общем собрании решили идти прямо на Польшу.

Глава 5.

Вскоре по всему польскому юго-западу пополз страх. Запорожцы жестоко расправлялись с поляками. Даже старики, женщины и дети нередко становились жертвами казаков. Наряду со всеми воевали Остап и Андрий. Старший воевал с хладнокровием, не свойственным для двадцати двух лет. Тарас мечтал, что со временем добрый полковник из него выйдет. Андрий, воспринимавший войну как что-то, подобное музыке, «не знал, что такое значит обдумывать или рассчитывать». Он всегда устремлялся в самую гущу событий и одной только своей бесшабашностью и удалью, бешеным натиском вносил сильное смятение в ряды противников.

Подойдя к городу Дубно, запорожцы решили брать его штурмом. Однако защищать город вышли не только мужчины, но и все, кто мог чем-либо помочь в бою. Казакам пришлось отступить.

Однако они со всех сторон оцепили город, опустошая его окрестности. Сыновья Тараса заскучали.

В один из дней Аидрий случайно обнаружил татарку, пробирающуюся глубокой ночью через лагерь запорожцев. В ней он узнал служанку той панночки, в которую еще студентом влюбился в Киеве. Татарка рассказала, что сама панночка и ее отец находятся в городе, они голодают. Девушка заметила Андрия с городской насыпи и послала служанку попросить у него хлеба. Татарка вышла из города через подземный ход.

Молодой казак взял продовольствие с воза, принадлежащее его куреню, и пошел вместе с татаркой к подземному входу. По пути их остановил сонный Тарас. Разглядев, что рядом с сыном женщина, предостерег его.

Глава 6.

Через подземный ход казак попал в город. За городскими стенами царствовал голод. Везде лежали тела погибших или умирающих людей. Служанка завела молодого человека в один из домов, где он встретился со своей старой любовью. Чувства молодых людей вспыхнули с новой силой. Андрий признался панночке в любви, поклявшись, что отречется ради нее от всего на свете - от казаков, родителей, отчизны. Тут в комнату вбежала служанка и закричала, что «наши» вошли в город и привезли продовольствие.

Дело в том, что Переяславский курень, располагавшийся перед боковыми городскими воротами, был мертвецки пьян, поэтому войска смогли почти беспрепятственно пройти в город. Когда казаки других куреней опомнились, последние обозы уже были в городе.

Глава 7

Кошевой собрал казаков обсудить все происходящее. Запорожцы обещали еще неистовее бить врага. Уходя к своему полку, Тарас удивился, что не видел там Андрия. Между убитыми его не было, а в плен живым он бы не отдался. Из раздумий Бульбу вывел торговец Янкель, который сообщил, что видел Андрия в городе. Еще он рассказал, что сын Тараса не бедствует: воевода дал ему самого лучшего коня и обмундирование, т. е. Андрий стал настоящим паном. Бульба долго не верил, что Андрий добровольно перешел на вражескую сторону. Янкель поведал и причину перехода молодого человека к полякам - рассказал о прекрасной панночке. Еще еврей передал слова Андрия о том, что тот отрекается от казаков и будет биться против них. От ярости Тарас чуть было не зарубил торговца на месте, однако тому удалось сбежать.

Бульба вспомнил, что в последний раз видел Андрия рядом с женщиной. Атаман, еще не веря в предательство сына, повел свой полк в засаду - готовилось очередное наступление на город.

Казаки выстроились под стенами осажденного города и стали едкими замечаниями дразнить поляков. С вала грянула картечь. Казаки посторонились. Открылись ворота, и во главе польского войска выехал сам воевода. Начался бой, в котором Остап снова проявил себя как отважный боец. Даже кошевой похвалил сына Тараса. После окончания боя Бульба долго размышлял о том, почему не видно было Андрия во вражеских рядах: то ли сын посовестился пойти против своих, то ли жид обманул.

Глава 8.

Утром пришла весть, что татары, воспользовавшись отсутствием казаков, ограбили Сечь. В обычаях запорожцев было преследовать похитителей до последнего, выручать пленных, поскольку скоро они могли бы оказаться на невольничьих базарах Малой Азии. Кошевой был за то, чтобы тут же пуститься в погоню. Однако Тарас был против подобного решения. Он напомнил казакам, что поляки тоже захватили в плен немало запорожцев, которые также ждут помощи от товарищей. Заколебались казаки.

В результате решили разделиться. Кошевой с частью войска пошел за татарами, а Бульбу поставили за главного среди оставшихся.

Видел Тарас, что уныние стало овладевать его войском, приказал угостить он старым добрым вином казаков.

Глава 9

В городе никто не знал, что часть запорожцев ушли за татарами, а движение в лагере неприятеля осажденные восприняли, как очередной военный маневр.

Поляки сделали вылазку, и многие из них были тут же перебиты казаками. Однако оставшиеся в живых разузнали, что войско неприятеля уменьшилось. Тарас собрал запорожцев и сказал им речь о том, что для настоящего казака нет ничего священнее товарищества. Даже умереть никто не может достойнее, чем преданный товариществу запорожец.

Начался очередной бой. Казаки стали проигрывать, однако сильно бились запорожцы. Один за одним уходили как простые казаки, так и атаманы. Вдруг открылись ворота города, и оттуда вылетел гусарский полк. Впереди всех несся самый удалой витязь. Узнал в нем Тарас своего сына Андрия. Тот же, ничего не замечая, увлеченный пылом боя, рубил налево и направо своих же. Приказал Бульба заманить сына к лесу. Там схватил Тарас сильной рукой повод коня.

«Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…»

Тарас стал спрашивать, помогли ли сыну его ляхи. Ничего не смог ответить Андрий, стоял ни жив ни мертв перед отцом. Тарас, сказав, что сам он его породил, сам же и убьет, снял с плеча ружье. Андрий стоял бледен, как полотно, и только повторял имя прекрасной полячки. Бульба выстрелил. Молодой человек упал как подкошенный.

После случившегося Тарас сожалел только о том, что хороший казак пропал, как подлая собака. Когда Остап предложил похоронить брата, атаман не дал это сделать. Он сказал, что и без них найдутся плакальщицы.

А битва тем временем продолжалась. Гибли лучшие из казаков. Бульба и Остап снова ринулись в бой. Насели на молодого человека сразу шесть поляков. Отбивался он, как мог, однако не хватило силы, и связали Остапа. Взяли его в плен. Тарас хотел помочь сыну, но потерял сознание.

Глава 10.

Очнувшись, Бульба обнаружил, что тяжело ранен, узнал, что везет его вот уже две недели старый друг Товкач в Сечь. Вспомнил Тарас, что его сына взяли в плен ляхи, сорвал тогда повязки со своих ран и снова потерял сознание. Старый друг, как на ребенке, поправил на нем перевязки, увязал в лубки и помчался дальше, желая хоть неживого довести Бульбу до Запорожья. Уже в Сечи Товкач нашел Тарасу знахарку, которая отпаивала воина травами. Через полтора месяца атаман был на ногах. Другой стала Сечь. Погибли многие старые казаки: и те, кто оставался с Бульбой, и те, кто отправился вдогонку татарину. Старый атаман сильно тосковал по своему сыну. Наконец он решился сам отправиться в Польшу, чтобы узнать о судьбе Остапа.

Уже через неделю Бульба был в городе Умань, где проживал его старый знакомый Янкель. Тарас, показав деньги, уговорил еврея провезти его в повозке под кирпичами в Варшаву.

Глава 11.

Янкель привез Бульбу на небольшую еврейскую улочку. Торговец узнал, что Остап сидит в городской темнице. Янкель обещал атаману устроить свидание с сыном. В комнате, где находился Тарас, собрались еще три еврея, они стали о чем-то совещаться на своем языке. Запорожец предложил им деньги и золото в обмен на побег сына из темницы. Жиды решили спросить совета у старого еврея Мардохая. Они велели Тарасу закрыться в доме и никого не пускать, а сами вышли на улицу. Там они долго что-то кричали на своем языке, пока наконец не зашли в комнату. Старый еврей сказал Тарасу: «Когда мы да Бог захочем сделать, то уже будет так, как нужно», чем немного успокоил Бульбу.

Атаман прождал весь день. Когда евреи вернулись, стало ясно, что побег сорвался, поскольку тюрьму окружало войско, а на следующий день была назначена казнь. Однако Янкель обещал все же устроить свидание. Тарасу нужно было переодеться иностранным графом и рано утром подойти в нужное место.

Бульба вычернил усы, брови, надел на темя маленькую темную шапочку, и никто не узнал бы в этом на вид тридцатипятилетнем мужчине старого атамана. Янкель провел Тараса в тюрьму, однако тот заговорил с гайдуком и проявил неосторожность. Поляк заподозрил в нем казака. Положение спас Янкель, давший денег охраннику, однако свидание все-таки не состоялось.

Тарас решил пойти на площадь, чтобы посмотреть, как казнят его сына. Остапа первым вывели к месту казни. Молодой казак с честью выдержал все испытания. Даже жестокие пытки не смогли вырвать из него ни крика, ни стона. Бульба стоял среди толпы, опустив голову, и повторял: «Добре, сынку, добро!»

Только по время последних смертных мук Остап воскликнул: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?»

Вдруг среди всеобщей тишины разадалось: «Слышу».

Военные стали рассматривать толпу. Побледневший Янкель оглянулся, однако Тараса подле него уже не было.

Глава 12.

Вся Сечь собралась под предводительством Тараса Бульбы, идут казаки на Польшу. Бежали польские гарнизоны. Наибольшей свирепостью и жестокостью отличался полк Тараса. Только огонь да виселица ждали его врагов. Когда с поляками был заключен мир. один Бульба не согласился усмирить свою ненависть. Вместе со своим полком, куда прибились все недовольные постыдным перемирием, гулял он по Польше, грабя и выжигая богатейшие замки.

Гетману Потоцкому поручили схватить Тараса Бульбу. Настигли ляхи Бульбу над самой кручей у Днестра-реки. Атаман приказал казакам прорываться сквозь ряды. Пробились было запорожцы, однако на бегу у Тараса выпала люлька с табаком. Остановился казак отыскать верную спутницу и был схвачен ватагой ляхов. Решили поляки сжечь Тараса живьем на костре. Тут же отыскали высокое дерево. притянули казака железными цепями к древесному столбу, гвоздем прибили руки Бульбы, подтянув его повыше, чтобы всем было видна Стали раскладывать костер. Однако не думал о себе Тарас. Смотрел он на поле брани, которое было поред ним, как на ладони. Тарас смотрел туда, где отстреливались отступающие казаки.

Увидел Бульба, что подходят к берегу четыре кормы, и зычно закричал во все горло, чтобы отходили его товарищи к реке. Услышали казаки и последовали совету атамана. Прямо с обрыва на конях сиганули в Днестр. Только двое погибли, не дотянув до воды. Остальным удалось спастись. Увидев, что запорожцы уже в челнах, обрадовался Тарас, закричал, чтобы вспоминали его и каждой весной приходили погулять казаки в Польшу. Затем он обратился к своим мучителям:

«Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!»

Огонь взметнулся над костром, захватывая ноги пленника. Казаки быстро плыли на узких челнах, говоря о своем атамане.

Два брата, Остап и Андрий (сравнение их характеров доступно ) закончили семинарию, вернулись из Киева домой. Отец сыновей, Тарас Бульба () высмеял их стриженые головы и ученические одежды из бурсы. Остап не стал терпеть иронию, в отличие от миролюбивого младшего брата: он подрался с родителем, но конфликт быстро закончился. Мужчины сели за стол, праздновать долгожданную встречу. Тарас решил отправить детей на Сечь, ведь был уверен, что книги и материнская любовь не воспитают настоящих мужчин. Защитники в битве рождаются. Мнение матери никого не интересовало. Все переживания она хранила в своём любящем сердце. Глава семьи созвал всех сотников, которые с радостью поддержали его решение. Отец вдохновился поездкой и решил ехать вместе с сыновьями.

Последняя ночь была для матери, словно пытка. Она гладила своих единственных детей по голове и тихо плакала. Всю ночь не спала, боялась, что утро наступит. Когда мужчины отправились в путь, мать, словно одержимая, бросалась к ним два раза, но казаки уводили её. Она только лишь успела дать мальчикам иконы Божией Матери, с надеждой, что она о них позаботится.

II глава

В поездке Тарас Бульба тосковал по своей молодости, по друзьям. Братья размышляли о своём. Когда-то 12-летних ребят суровый отец отправил учиться в Киевскую бурсу. У старшего сына был упрямый характер (вот его ), учиться он не желал, поэтому он не раз совершал побеги, и в наказание его били до полусмерти. Он же не сдавался и копал могилу для букваря, засыпая книгу землей целых 4 раза. За это его снова безжалостно били розгами. В воспитательных целях Тарас пригрозил ему отправлением в монастырь за непослушание. После этого сын смирился, взялся за ум, и стал одним из лучших учеников. Младший сын учился хорошо и без кнута, но по духу был авантюристом (а вот и его ). Изворотливая сообразительность помогала Андрию избегать наказания. Он влюбился в девушку-полячку и старался произвести на неё впечатление, даже осмелился пробраться в её покои. Панночка испугалась, а потом смеялась. Служанка помогла молодому юноше выбраться.

Семья приехала на Сечь, где их радостно встретили знакомые Тараса. На острове устраивали гуляния, веселились, организовывали побоища.

III глава

Люди на Хортице сильно разнились: кто-то никогда не видел букваря, кто-то покинул академию до срока, а кто-то стал ученым малым, как братья Бульба. Мудрые лидеры мнений, партизаны, офицеры и многие другие встречались в этом обществе. Всех их объединяла непоколебимая вера в Иисуса Христа.

Остап и Андрий быстро влились в коллектив. Но Бульба считал, что мужчина – это защитник. А таким он может стать только в бою. Отец думал, где же его сыновья могли бы показать силу? Он захотел войны с бусурманами, а кошевой был против. Тарас решил отомстить. Бульба подговорил своих товарищей напоить всех, чтоб пьяные свергли кошевого. Так и получилось. Теперь кошевым стал боевой друг хитрого Тараса, Кирдяга.

IV глава

О военном походе Тарас разговаривает с новым лидером. Тот идёт на хитрость, просит Бульбу сделать так, чтобы народ пришёл к нему по своей воле, а не по приказу. Ведь это поможет избежать ответственности за нарушение слова.

И вот бежавшие казаки рассказывают, что католики разъезжают на подвозках и запрягают христиан. Из поповских святых риз жидовки шьют себе юбки, а без разрешения жидов людям запрещено проводить православные праздники. Казаки в ярости. Они преисполнены решимости защищать народ Христа от богохульства, и планируют разорить оккупированные деревни. Запорожцы устраивают атаки на евреев. Одним из них оказался Янкель. Чтобы спастись, он сказал Тарасу, что коротко знаком с его братом. Поэтому Бульба дозволяет ему отправиться с казаками в Польшу.

V глава

Молва несла боевую славу запорожцев за пределы их станов. Отец не мог нарадоваться на сыновей, ведь они стали бравыми воинами на полях брани. В нраве и поведении Остапа он видел мудрость и львиную хватку. В бою ему помогал аналитический склад ума. Андрия же давно волновали чувства. Он не умел, как Остап, заранее планировать тактику, поступал по зову сердца, но в этом была его сила. Эта особенность помогала ему делать подвиги, которые не могли выполнить опытные казаки.

В городе Дубно воины хотели покорить вал, но оттуда на их головы посыпались бочки, стрелы, горшки с кипятком. В качестве мести за сопротивление они решили уничтожить посевы и поля, а также осадить непокорный город. Есаус привозит братьям иконы от матушки. Запорожцы устраивают блокаду Дубно.

Вымотавшиеся бойцы крепко уснули, только лишь Андрий любовался небесной твердью. Вдруг увидел перед собой татарку, служанку панночки. Несчастная девушка просила дать хлеба для хозяйки и её матери, потому что они умирают от голода. Андрий испугался, вытащил из-под головы Остапа мешок еды. Они направились к подземному ходу, но их остановил голос Бульбы, который пророчествовал во сне. Сказал, что до добра женщины не доведут, и моментально уснул.

VI глава

Через подземный ход Андрий попадает в католический монастырь, где его поразили богатое убранство и прекрасная, неземная музыка. После его со служанкой пускают в голодный город. Казак ужасается от зрелища повсеместной смерти (мертвая женщина с ребенком, голодный старик), узнаёт от татарки, что в Дубно нет ни еды, ни скотины. Оказавшись в богатом поместье, он встречает свою возлюбленную, чувства его усиливались. Татарка приносит нарезанный хлеб. Андрий предупреждает, нельзя есть много, потому что желудок отвык от еды. Теперь пища – яд.

Чувства были сильнее долга перед верой, Родиной, отцом. Андрий отрекся от всего, лишь бы служить панне. Татарка объявляет, что польские войска вошли в город, и везут казацких пленников. В этот момент влюбленные скрепляют молчаливый договор поцелуем: теперь младший Бульба на другой стороне.

VII глава

Запорожцы в ярости: они жаждут мщения за пленников. Янкель сообщает отцу весть об измене Андрия. Тарас злится и уже хочет покарать болтуна, не в силах поверить случившемуся позору. Но собеседник говорит о приближающейся свадьбе двух влюбленных, приводя неопровержимые доказательства вины предателя.

Удача тоже изменила запорожцам: многие из них пали в бою или сгинули в плену. Ночью их просто перебили во сне. Началась война между казаками и «ляхами». Атаман принимает смерть в схватке, но Остап проявляет отвагу и жестоко мстит убийце. За храбрость он наследует звание атамана. Тарас Бульба гордится сыном. Битва закончилась, но Андрия никто не нашел среди погибших. Отец в ярости хочет уничтожить женщину, погубившую честь его сына.

VIII глава

Весть о нападении татар на Хортицу всех опечалила. Кошевой советуется с казаками. Решили идти к ним и возвращать украденное добро. Но Тарас Бульба против, ведь главное – товарищество. Потому не могут они уехать, так как друзья их сидят в польских темницах. Народ согласен с кошевым и Бульбой, люди разделились на два лагеря. Касьян Бовдюг, старый казак, посудил, что надо одну группу послать за пропавшими ценностями, а другой отряд пусть выручает товарищей. Так и сделали.

Казаки прощаются друг с другом, может и не увидятся больше. Пьют вино за веру и Сечь. Оставшиеся воины решают на недругов напасть ночью, дабы скрыть отсутствие половины войска.

IX глава

В осажденном граде снова царит голод, и тогда солдаты решили дать бой казакам, ожидая помощи польского подкрепления и рассчитывая на недостаток войска. Поляки восхищаются славой запорожцев, но у них более совершенные орудия. Казаки теряют много народу, сражаясь с пушками.

X глава

Тарас жив, но сильно ранен. Бойцы, которые воевали с татарами, назад не вернулись. Их жестоко казнили в татарском поселении.

Отец сильно переживает за Остапа. Он упрашивает помилованного им еврея отвести его в Варшаву. Принимая деньги, Янкель сооружает укрытие в возе с кирпичами и без проблем ввозит казака на польскую землю.

XI глава

Бульба унижается до просьбы к евреям, которых он ненавидит: нужно освободить старшего сына. Но это невозможно, ни за какие деньги, ведь уже завтра назначена казнь. Даже влиятельный Мардохай не смог помочь. Янкель переодевает атамана в иностранца. Только так им можно было полюбоваться на казнь.

Настало утро расправы. Сыну перебивали кости, а он не издал даже стона. Перед смерть Остап говорит: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?» — и отец, рискуя быть узнанным и пойманным, ему ответил: «Слышу».

XII глава

Казаки шли на Польшу. Бульба (народный герой, которого мы описали в этом ) яростно ненавидел ляхов, мстил за семью. Тарас сжег восемнадцать поселений. Знаменитому гетману Потоцкому поручили схватить атамана, и он преуспел в его поимке.

Битва продолжалась четыре дня. Когда Бульба искал в траве люльку с табаком, его настигли враги. Он забрался на дерево и отвлекал внимание на себя, чтобы его бойцы успели скрыться от погони. Поляки воспользовались случаем и сожгли дерево вместе с атаманом. Казаки бежали и громко славили своего лидера, который пожертвовал жизнью ради них.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(читается примерно 5 минут) Тарас Бульба – пожилой казак, отец двоих сыновей. Его дети, Остап и Андрий, учились в Киевской академии. После её окончания они вернулись в родной дом. Молодые люди, сильные, крепкие и здоровые, выглядят смущёнными: отец посмеивается над их одеждой. Но Остап, старший сын, не намерен терпеть такое отношение. Тарас и его сын всерьёз борются. Мать, добрая старушка, успокаивает супруга. Он рад, что Остап оказался настоящим казаком. Тарас Бульба желает испытать и младшего сына, но Андрий уже оказывается в объятиях матери.

Старый казак созывает полки и сотников, чтобы сказать: он намерен отправить своих детей на Запорожскую Сечь. Ведь для настоящего казака нет более полезной науки, чем Сечь! Он хочет лично представить детей своим друзьям. Несладко приходится матери: настаёт время расставаться с любимыми сыновьями, которые только что прибыли домой. Мать проводит ночь, сидя над спящими Остапом и Андрием, и утром не может от них оторваться, но всё-таки находит силы благословить детей.

Тарас Бульба и его дети едут верхом. Каждый думает о своём, все молчат. Тарасу вспоминается буйная молодость, на глазах его показываются слёзы. Остап, ставший за время учёбы суровым и твёрдым, не может равнодушно вспоминать прощание с матерью: у него доброе сердце от природы. Андрий вспоминает не только мать и родной дом, но и прекрасную полячку. Казак познакомился с ней незадолго до отъезда из Киева. Отчаянный Андрий пробрался в спальню полячки через каминную трубу. Чтобы никто его не увидел, молодая женщина укрыла своего гостя. Когда угроза миновала, служанка полячки вывела Андрия на улицу. Потом он увидел красавицу панночку в костеле. Как не вспоминать такие встречи!

Дорога оказывается долгой, но после прибытия на место сыновья Тараса погружаются в разгульную жизнь: казаки только во время битв набираются боевого опыта, а в свободные дни пьют и веселятся. Тарас Бульба этого не одобряет, потому что молодецкая удаль не должна тратиться на пустые развлечения. Старый казак придумывает, как отвлечь казаков, и подговаривает их выбрать нового кошевого. Тот принимает решение идти на Польшу.

Через некоторое время на всём юго-западе Польши люди охвачены страхом перед запорожцами. Казаки, в том числе Остап и Андрий, мужают в боях. Один из первых городов на пути – Дубно. Он отличается богатой казной. Жители города и гарнизон сопротивляются запорожцам, но казаки осаждают крепость. Они сжигают дома, портят урожай. Тарас Бульба просит молодых людей подождать: скоро начнутся жаркие поединки.

Однажды ночью Андрий, разбуженный служанкой прекрасной полячки, узнаёт, что панночка находится в Дубно. Её мать умирает, и молодая женщина молит о помощи. Её возлюбленный с несколькими мешками хлеба идёт в город и, встретившись с панночкой, отрекается от семьи и Родины. Теперь его Отчизна – прекрасная полячка. Тем временем в городе появляются поляки. Они перебивают и берут в плен казаков, и оставшиеся в живых решают продолжать осаду. Тарас Бульба узнаёт о предательстве сына. Сечь также переживает непростые времена: на тех, кто остался в Запорожье, напали татары. Половине бойцов приходится вернуться. Главой осадного войска становится Тарас. Он говорит о силе товарищества, и эта речь воодушевляет казаков.

Польское войско узнает, что неприятель ослаб, и решает атаковать. Андрий оказывается среди поляков. Казаки, получив приказ Тараса Бульбы, заманивают его к лесу. Отец убивает Андрия, который и перед лицом смерти помнит только о панночке. Поляки разбивают запорожцев, старший сын Тараса Бульбы попадает в плен. Тарас получает ранение, и его привозят в Запорожскую Сечь. Но, едва оправившись, старый казак обращается к жиду Янкелю. Путём подкупа и угроз он заставляет того тайно отправить его в Варшаву. Тарас Бульба надеется выкупить Остапа. Надеждам не суждено сбыться: сына пытают на площади. Только один возглас вырывается из его груди – обращение к батьке. Отец отзывается из толпы и быстро исчезает.

Против Польши поднимаются больше ста тысяч казаков. Атаман Тарас и его полк в их числе. Он не жалеет никого, мстит за Остапа. Гетман Польши разгромлен. Он клянется никогда не идти против казаков. Полковника Бульбу такой мир не устраивает: прощенные ляхи слова своего наверняка не сдержат. И старый казак оказывается прав: очередное нападение поляков заканчивается разгромов казаков. Тем временем полк Бульбы без жалости уничтожает ляхов. После многих безуспешных попыток полки гетмана настигают Тараса Бульбу. Битва продолжается четыре дня. Казаки, которые остались в живых, уходят от погони, но полковник останавливается, чтобы найти потерянную люльку. Поляки берут его в плен, привязывают к дереву и сжигают. Умирая, Тарас указывает казакам путь к реке. В последний миг жизни он видит, как старые товарищи уходят от погони, и думает об их грядущих победах.

Кратчайшее содержание повести «Тарас Бульба» — верное подспорье в подготовке к уроку. Ученики читают это объемное произведение летом, но не всегда запоминают все основные события, описанные Н. В. Гоголем. Для того чтобы быстро восстановить в памяти прочитанный текст, мы рекомендуем обратиться к учебным материалам «Литерагуру».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!