История дипломатических отношений между израилем и ссср. Межгосударственные отношения россии и израиля

В июне 1967 года дипотношения были прерваны. В 1987 году возобновлены отношения по консульской линии, а в октябре 1991 года дипотношения были восстановлены в полном объеме. В декабре 1991 года открыты израильское посольство в Москве и российское посольство в Тель-Авиве.

Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман посетил Россию с рабочим визитом в январе 2015 года , в рамках которого провел переговоры с министром иностранных дел Российской Федерации Сергеем Лавровым.

Израиль с рабочим визитом посетила делегация Совета Федерации во главе со спикером палаты Валентиной Матвиенко.

Между Россией и Израилем заключено 19 межправительственных соглашений, идет постоянная работа по совершенствованию договорно-правовой базы российско-израильского сотрудничества.

Израиль — важный торгово-экономический партнер России. Двусторонние связи охватывают все направления — промышленность, агропромышленный комплекс, высокие технологии.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2015 году внешнеторговый оборот России и Израиля составил 2343,8 миллиона долларов, в том числе российский экспорт — 1537,7 миллиона долларов, импорт — 806,1 миллиона долларов.

Структура товарооборота в последние годы не претерпела заметных изменений . Россия поставляет в Израиль товары топливно-сырьевой группы (48 %), необработанные алмазы (34,5 %) и продукцию АПК (зерно и продукция мукомольно-крупяной промышленности — 9,3 %). Главные статьи израильского экспорта в Россию — продовольственные товары (овощи, фрукты, соки, живые растения — до 39 %), изделия промышленности высоких технологий и машиностроения (20 %), а также фармацевтические препараты (16 %).

С 1995 года успешно работает Смешанная российско-израильская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). В октябре 2015 года в Москве прошло 12-е заседание комиссии. Сопредседателем с российской стороны является заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович, с израильской — министр иммиграции и абсорбции Зеев Эликин. В числе обсуждаемых в рамках МПК вопросов — перспективы запуска крупных российско-израильских проектов в таких областях, как ТЭК, производственное и транспортное строительство, телекоммуникации, медицина и медицинская промышленность, авиастроение, освоение космоса.

Израиль также в начале 2016 году вступить в формальные переговоры и в течение примерно двух лет выйти на соглашение о создании зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом.

Одно из важных мест в системе российско-израильского взаимодействия занимает сотрудничество в области культуры, науки и образования и туризма.

Среди динамичных направлений двухстороннего сотрудничества в указанных областях — культурные обмены, гастроли, выставки, совместное издание учебных и методических пособий, научно-практические конференции, совместные научные проекты.

Россия по въездному туризму в Израиль. По данным министерства туризма Израиля, с января по ноябрь 2015 года страну посетили 392 тысячи россиян — на 26 % меньше, чем в 2014 году, когда началось заметное сокращение турпотока на фоне трудностей в экономике РФ и неоднократных обострений палестино-израильского конфликта.

В 2016 году Израиль рассчитывает на увеличение числа гостей из РФ, предлагая себя как альтернативу курортам Египта и Турции, закрывшимся для россиян в 2015 году, и адаптируя под их нужды собственный туристический продукт.

Немалая часть израильских граждан, в том числе тех, кто стоял у истоков возникновения Государства Израиль, имеют российские корни. Сегодня в стране живет более миллиона наших соотечественников. Они сохраняют русский язык, русскую культуру. В Израиле действует 21 организация русскоязычных соотечественников, в стране выходит множество газет на русском языке, ведут вещание более 150 русскоязычных эфирных и спутниковых телеканалов, радиостанций.

Россию и Израиль связывает память о Второй мировой войне, о таком страшном преступлении нацизма, как Холокост. Среди его жертв миллионы евреев — граждан Советского Союза. В России чтят память жертв Холокоста. В Москве действуют Музей еврейского наследия и Холокоста, Мемориальная синагога на Поклонной горе. В Израиле, в городе Нетания, в июне 2012 года открыт Мемориал в честь победы над гитлеровской Германией.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 января в Москве состоятся переговоры президента России Владимира Путина с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Лидеры двух стран планируют обсудить вопросы торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, а также вопросы ближневосточного урегулирования и ситуацию в Сирии.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о российско-израильских отношениях.

Дипотношения

18 мая 1948 года Советский Союз первым признал де-юре государство Израиль и уже 26 мая установил с ним дипломатические отношения. Это произошло почти сразу после создания еврейского государства 14 мая 1948 года. В феврале 1953 года по инициативе СССР дипотношения были прерваны. Предлогом стал взрыв бомбы на территории миссии СССР в Израиле, ответственность за который советская сторона возложила на правительство Израиля (тогда три человека получили ранения).

Следов причастности к взрыву какой-либо из радикальных еврейских групп или арабских террористов израильские спецслужбы не нашли. В июле того же года дипотношения были восстановлены.

В июне 1967 года СССР разорвал отношения с Израилем после начала Шестидневной войны, продемонстрировав солидарность с арабскими странами. Разрыв советско-израильских отношений продолжался 24 года, что было связано с несогласием советского правительства с политикой Израиля в регионе (арабо-израильские войны в 1973 и 1982 годах). Лишь в 1987 году отношения были возобновлены по консульской линии. В полном объеме дипломатические отношения были восстановлены 18 октября 1991 года. В декабре 1991 года Израиль признал Россию правопреемницей СССР.

Вопросы ближневосточного урегулирования

На протяжении всего периода двусторонних отношений центральной темой политического взаимодействия между Россией и Израилем были вопросы ближневосточного урегулирования. Являясь активным участником мирного процесса и членом "квартета" международных посредников (РФ, США, ЕС, ООН), Москва при выработке своей позиции опирается на основополагающие резолюции СБ ООН 242, 338, 1397, 1515, Арабскую мирную инициативу от 2002 года и дорожную карту от 2003 года (предложена "квартетом").

Россия выступает за предусмотренное этими документами создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем в границах 1967 года (в результате Шестидневной войны Израиль оккупировал палестинские территории - Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и сектор Газа), и вывод израильских вооруженных сил с оккупированных территорий. При этом МИД РФ решительно осуждает теракты против мирных жителей Израиля со стороны экстремистских палестинских групп, которые не признают мирный процесс и используют насилие как инструмент достижения политических целей.

Россия как член "квартета" по ближневосточному урегулированию выступает за скорейшее возобновление прямых переговоров между Израилем и Палестиной, в ходе которых должны быть решены ключевые вопросы об израильских поселениях, палестинских беженцах и статусе Иерусалима. Переговорный процесс между Израилем и Палестиной был приостановлен в апреле 2014 года после того, как конкурирующие палестинские движения ФАТХ и ХАМАС объявили о формировании правительства национального единства. Тогда Тель-Авив заявил, что "не будет вести переговоры с палестинским правительством, которое поддерживает террористическая организация ХАМАС, призывающая к уничтожению Израиля".

В декабре 2017 года после заявления президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим Москва выразила обеспокоенность и подчеркнула, что это может осложнить палестино-израильские отношения. 6 декабря пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков подтвердил принципиальную позицию России, которая заключается "в поддержке безотлагательного возобновления прямых палестино-израильских переговоров по всем спорным вопросам, включая статус Иерусалима".

Вопросы сирийского урегулирования

В последние годы одной из важных тем политической повестки российско-израильских переговоров стала ситуация в Сирии. Россия и Израиль занимают разные позиции по поводу этого конфликта. Москва является одним из инициаторов политического урегулирования и переговоров правительства Башара Асада и сил оппозиции. Россия поддерживала сирийскую армию в ее борьбе с боевиками "Исламского государства" (ИГ, запрещена в России) и после разгрома ИГ продолжает оказывать помощь правительственным войскам Сирии в борьбе с другими террористическими группировками.

Израиль не поддерживает ни одну из сторон конфликта и не принимает участие в мирных переговорах по Сирии. При этом израильская авиация регулярно осуществляет рейды на территории Сирии против вооруженных боевиков ливанской шиитской группировки "Хезболлах", участвующей в боевых действиях на стороне Асада и имеющей тесные связи с Ираном. Для того, чтобы обезопасить военные силы двух государств от случайных столкновений при проведении операций на сирийской территории, осенью 2015 года Израиль и Россия наладили обмен информацией, для чего при Генштабе Израиля был создан специальный координационный центр.

В связи с тем, что Россия активно взаимодействует в Сирии с Ираном, Израиль выражает обеспокоенность усилением позиций Ирана в регионе, а также поставками Тегерану российского вооружения (зенитно-ракетный комплекс С-300). 9 августа 2017 года израильская газета Haaretz сообщила, что Израиль потребовал вывода из Сирии войск Корпуса стражей исламской революции (элитное подразделение иранских вооруженных сил), бойцов "Хезболлах" и лояльных Тегерану шиитских ополченцев.

По данным газеты, это условие было выдвинуто в ходе серии тайных переговоров России, США и Израиля в Аммане (Иордания) о зонах деэскалации в Сирии. Переговоры состоялись за несколько дней до встречи Владимира Путина и Дональда Трампа 7 июля 2017 года на саммите G20 в Гамбурге, на которой обсуждался вопрос о создании зон деэскалации на юго-западе Сирии (районы Дераа, Эль-Кунейтра и Сувейда). Израиль не поддержал это соглашение о зонах. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что оно создает условия для наращивания иранского присутствия в Сирии.

Экономика

Вопросы экономических двусторонних связей курируют Смешанная российско-израильская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (создана в 1994 году) и Российско-израильский деловой совет (создан в 2010 году).

По данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между Россией и Израилем в 2017 году составил $2,158 млрд, что в целом соответствует уровню 2016 года ($2,2 млрд). Объем российского экспорта - $1,48 млрд. В его структуре 43% приходится на минеральные продукты, 36% - на драгоценности. Израильский импорт составил $678 млн. Основными статьями импорта из Израиля в РФ остаются овощи и фрукты - 31%, машины, оборудование и аппаратура - 18%.

Стороны планируют увеличить товарооборот после подписания договора о зоне свободной торговли между Израилем и Евразийским экономическим союзом. Консультации о заключении такого соглашения начались в 2016 году.

В последнее время крупные совместные проекты реализуются в сфере высоких технологий, космоса, строительства и др. На израильском рынке информационных технологий действует ряд российских компаний. Так, компания "Яндекс" в 2010 году вложила $4,5 млн в израильский стартап Face.com (позднее приобретен компанией Facebook за $100 млн). 18 марта 2014 года "Яндекс" приобрел другой израильский стартап KitLocate, представляющий мобильную технологию для сбора геоданных. Российская компания YotaDevices и израильская Cellrox занимаются совместной разработкой мобильных технологий.

27 марта 2011 года России и Израиль подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. В 1995-2014 годах российскими носителями было выведено на околоземную орбиту девять израильских спутников. Последний запуск состоялся 19 июня 2014 года. Тогда российско-украинская ракета-носитель "Днепр", стартовавшая с пусковой базы "Ясный" в Оренбургской области, в групповом запуске вывела на орбиту израильский космический аппарат Duchifat-1.

Израиль также является одним из направлений, которые россияне выбирают для отдыха. По последним данным Ростуризма, в первые девять месяцев 2017 года Израиль посетили 256 тыс. наших соотечественников (в 2016 году этот показатель составил 213,7 тыс. человек).

Нынешний официальный визит главы израильского правительства в Россию — четвертый за последние полтора года. В прошлом июне во время празднования 25-летия дипломатических отношений между РФ и Израилем Путин и Нетаньяху демонстрировали идиллические взаимоотношения, обменивались шутками на сцене Большого театра. По дороге домой, в самолете, Нетаньяху даже заявил журналистам, что «мы превратили Россию из противника в друга».

Сегодня июньская декларация израильского главы правительства стоит перед серьезным испытанием, отмечает Алекс Ниренберг. Это придает его нынешнему визиту в Москву особый драматизм. Порой создается впечатление, что в последние полтора года обе стороны всячески старались игнорировать серьезнейшие разногласия, связанные с сирийской проблемой. Однако далее избегать этой темы невозможно. Ожидаются судьбоносные решения, которые могут оказать огромное влияние на достаточно деликатные и хрупкие отношения между Москвой и Иерусалимом.

Контекст

Израиль торгуется с Россией

Al-Akhbar 14.03.2017

Путин и Нетаньяху скрестили шпаги

Neue Zürcher Zeitung 13.01.2017

Между Путиным и Нетаньяху

Haaretz 14.12.2016

ООН: антиизраильский курс России

Maariv 27.10.2016 Главной проблемой является то, что Россия взаимодействует с Ираном и «Хезболлой» в войне против «Исламского государства» (запрещенная в России организация — прим. ред.) в Сирии и поддерживает разветвленные торговые отношения с Тегераном. В том числе и в военной сфере. Между тем, Израиль считает Иран главной угрозой своей безопасности. Он не готов смириться с тем, что «Исламское государство» и «Хезболла», с помощью России, пытаются закрепиться на сирийской части Голанского плато, вблизи от северных рубежей еврейского государства. Следует отметить, что российские военные руководители и представители военно-промышленного комплекса настаивают на сближении с Ираном — даже если это приведет к охлаждению отношений с Израилем.

Речь идет о практических соображениях: с Ираном можно заключать миллиардные сделки в оборонной сфере. В то же время, с точки зрения российских военных, Израиль был и остается не более, чем американским сателлитом, с которым так или иначе невозможно реализовывать серьезные торговые проекты в военной сфере. В прошлом году российские СМИ подробно освещали заключение многомиллиардного договора о военной помощи между США и Израилем, подчеркивая, что таким образом Америка привязывает Израиль к своим стратегическим интересам.

И в Израиле, и в России многие задают вопрос: в чем подлинная суть российско-израильских отношений? Идет ли речь о партнерах, имеющих общие стратегические интересы, как это официально декларируют обе стороны. Или эти страны были и остаются жестокими противниками, как это имело место в советский период после Шестидневной войны 1967 года?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В 1947 году СССР принял решение поддержать в ООН план раздела Палестины и признал Израиль сразу после его провозглашения. Дипломатические отношения между СССР и Израилем были установлены в мае 1948 г. 10 июня 1967 г. дипотношения были прерваны с началом Шестидневной войны. В 1985 г. между Москвой и Тель-Авивом начались переговоры о восстановлении дипломатических отношений, которые завершились визитом первой израильской делегации в Москву в 1988 г. В 1987 г. были возобновлены контакты по консульской линии, а 8 октября 1991 г. дипотношения были восстановлены в полном объеме. В декабре 1991 г. были открыты российское посольство в Тель-Авиве, израильское посольство в Москве.

Между нашими странами поддерживается активный политический диалог. Важным фактором двусторонних отношений является наличие в Израиле многочисленной (более миллиона человек) общины русскоязычных выходцев из бывшего СССР. Сложилась практика регулярных политических консультаций, осуществляется делегационный обмен на различных уровнях.

Историческое значение имел визит В.В.Путина в апреле 2005 г. – первый визит главы Российского Государства в Государство Израиль. В последнее время российско-израильские саммиты проходят практически ежегодно (сентябрь 2009 г., февраль 2010 г., март 2011 г.) В июне 2012 г. Президент В.В.Путин в рамках двухдневного ближневосточного турне вновь посетил в Израиль, где принял участие в церемонии открытия мемориала в честь победы Красной армии над фашистской Германией в г.Нетанья. В ноябре 2012 г. состоялся визит президента Израиля Ш.Переса в Москву. В июне 2013 г. – встреча В.В.Путина и премьер-министра Б.Нетаньяху.

Между Россией и Израилем действуют следующие межправительственные соглашения: О воздушном сообщении (1993 г.); О торгово-экономическом сотрудничестве (1994 г.); О научно-техническом сотрудничестве (1994 г.), О сотрудничестве в области агропромышленного комплекса (1994 г.); О сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки (1994 г.); О сотрудничестве в области культуры и образования (1994 г.); О сотрудничестве в области туризма (1994 г.); Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (1994 г.); О сотрудничестве в области почтовой и электрической связи (1995 г.); Об учреждении и условиях деятельности культурных центров (1996 г.); О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (1997 г.); О сотрудничестве в области борьбы с преступностью (1997 г.); О специальных мерах по обеспечению безопасности гражданской авиации (1997 г.); О сроках и порядке выдачи виз для владельцев дипломатических и служебных паспортов (2002 г.); О сотрудничестве в области морского транспорта (2003 г.); О военно-техническом сотрудничестве в интересах третьих стран (2005 г.); Об отказе от визовых требований при взаимных поездках граждан Российской Федерации и граждан Государства Израиль (2008 г.); О сотрудничестве в области промышленных НИОКР (2010 г.).

Заключены также: Межмидовский меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области совершенствования профессиональной и языковой подготовки дипломатических кадров (1998 г.); Меморандум об углублении межмидовского взаимодействия (2004 г.); Меморандум о сотрудничестве Счетной палаты Российской Федерации с ведомством Госконтролера Израиля (2006 г.); Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между российской ТПП и Федерацией израильских экономических организаций (2006 г.); Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (2011 г.); Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (2016); Соглашение об обмене об обмене информацией по линии таможенных служб (2016); Соглашение о взаимодействии в сферах строительства и жилищного хозяйства (2016), Меморандум о сотрудничестве между Генпрокуратурой России и Минюстом Израиля (2017), Меморандум о сотрудничестве между Росархивом и Госархивом Израиля (2017), Протокол о внесении изменений в Соглашение между правительствами России и Израиля о воздушном сообщении (2017).

После кризиса в советско-израильских отношениях в связи со вторжением Израиля на Синайский полуостров и сектор Газа в 1956-1957 гг., следующий существенный кризис в советско-израильских отношениях произошел 5 июня 1967 года, когда началась Шестидневная война. Когда на второй день военных действий стало ясно, что арабские ВВС полностью уничтожены, а положение сухопутных армий Сирии, Египта и Иордании катастрофическое, СССР не был готов к военному вмешательству в конфликт. Однако осуществлялась ожидаемая политическая и пропагандистская активность СССР в пользу арабских стран. Так, 5 июня 1967 г. советское правительство в специальном заявлении осудило «агрессию Израиля» и заявило о своей «решительной поддержке» правительствам и народам арабских стран. СССР также потребовало от Израиля в качестве первой и неотложной меры немедленно прекратить военные действия и отвести войска за линию перемирия. С аналогичным предложением выступил представитель СССР Н.Т. Федоренко на экстренном заседании СБ ООН. Представители США и Великобритании возражали против включения в резолюцию пункта об отводе войск.

Несмотря на то, что 6 июня 1967 г. СБ ООН единогласно принял резолюцию, которая призывала все заинтересованные правительства в качестве первого шага безотлагательно принять все меры для немедленного прекращения огня и военных действий на Ближнем Востоке, израильские войска продолжали наступление. Поэтому 7 июня представитель СССР вновь потребовал созвать СБ ООН, и предложил установить точный срок прекращения военных действий. То есть, в качестве первого шага предлагалось потребовать немедленного прекращения огня и всех военных действий в 20.00 по Гринвичу. Такая резолюция была единогласно принята 7 июня и в тот же день правительство Иордания сообщило, что готово выполнить резолюцию о прекращении огня, а 8 июня правительство Египта информировало генерального секретаря ООН У. Тана о решении согласиться на требование о прекращении огня, при условии, что другая сторона поступит также.

Затем 8 июня советское правительство выступило с новым заявлением, предупреждающим израильское правительство, что если Израиль немедленно не выполнит требование о прекращении огня, содержащиеся в резолюции СБ ООН, то СССР прекращает дальнейшее поддержание дипломатических отношений с ним. 9 июня У. Тан информировал СБ ООН о согласии Египта, Сирии и Иордании на прекращение огня. Однако израильские войска начали воздушные и наземные операции против Сирии. В тот же день СБ ООН в третий раз потребовал, чтобы военные действия были прекращены. Однако, израильские войска продолжали продвигаться по сирийской территории, подвергая Дамаск разрушительной бомбардировке.

Затем 10 июня на заседании СБ ООН представитель СССР призвал принять «срочные и решительные меры» , чтобы остановить агрессора и осудить его по всей строгости международного закона. Представитель США, призывая все стороны прекратить огонь, высказывался против осуждения Израиля. Советское правительство заявило, что если Израиль не прекратит немедленно военные действия, то возможны самые решительные шаги со стороны СССР для «обуздания агрессора» . Однако военных средств у СССР для этого в регионе Средиземноморья не было. Поэтому 10 июня СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем.

Тем не менее, 10 июня израильские войска прекратили огонь на всех фронтах. Руководители Израиля посчитали, что выполнили военно-стратегические задачи. Более того, разрыв дипломатических отношений с СССР и странами Восточной Европы создавал атмосферу неопределенности среди израильского руководства. Разрыв советско-израильских отношений продолжался 24 года, которые были восстановлены в начале 1990-х.

Сложившаяся после арабо-израильской войны 1967 года на Ближнем Востоке тупиковая ситуация в деле урегулирования арабо-израильского конфликта была отчасти связана с отсутствием советско-израильских дипломатических отношений. Тогдашнему советскому руководству не хватило выдержки и самообладания для проведения более сбалансированной политики по отношению к Израилю, верх взяли эмоции и отсутствие навыков дипломатической работы. Более того, советские руководители решили поддерживать только арабскую сторону, что потом весьма негативно скажется как на роли СССР в регионе, так и на его участии в поиске путей решения ближневосточного конфликта. Поэтому неизменно до конца 1980-х гг. Москва считалась только с мнением арабов и игнорировала все то, что исходило от США и Израиля.

Перестройка в СССР существенно облегчила установление дипломатического диалога. Тем не менее, необходимость восстановления дипломатических отношений с Израилем была осознана советским руководством задолго до перестройки. Так, А.А. Громыко еще на конференции в Женеве в октябре 1973 года предложил восстановить советско-израильские дипломатические отношения, в том случае, если произойдет прогресс в урегулировании израильско-арабского конфликта. Такой подход к роли СССР в урегулировании арабо-израильского конфликта продолжался в середине 1980-х гг. И только 24 апреля 1987 г. М.С.Горбачев заявил:

ʻʻВ последнее время много говорят об отношениях между Советским Союзом и Израилем, причем нагромождается масса небылиц. Скажу прямо: нельзя считать нормальным отсутствие этих отношений. Но ведь и разрыв произошел по вине Израиля. Он являлся следствием агрессии против арабских стран. Мы однозначно признаем ― в той же мере, как и за всеми государствами, ― право на мир и безопасное существование. Вместе с тем, как и прежде, Советский Союз категорически против проводимой Тель-Авивом политики силы и аннексий. Должно быть ясно ― сдвиги в отношениях с Израилем мыслимы только в русле процесса ближневосточного урегулирования. Вырвать этот вопрос из такого контекста невозможно. И эта взаимосвязь создана развитием событий, самой израильской политикойʼʼ.

Данное заявление лидера СССР открывало перспективы для нормализации отношений двух государств. По свидетельству газеты «Гаарец», такой видный деятель как Э. Вейцман, «призвал правительство считаться с Советским Союзом в мирном процессе, так как невозможно навечно оставаться в изоляции» . Постепенно начались поиски взаимовыгодных контактов между израильскими и советскими дипломатами и политиками.

В результате политики «перестройки» и «нового политического мышления» процесс нормализации российско-израильских отношений получил своё логическое развитие. В 1988 г. в Москву прибыла израильская консульская группа (до этого многие консульские вопросы урегулировало консульство Нидерландов). В 1988 г. в Москве и Тель-Авиве начали работать консульские группы обоих государств, решавшие нередко и вопросы дипломатических отношений. В Советском Союзе весьма одобрительно оценили такой шаг израильских властей, как выдача в 1988 г. преступников, возвращение захваченного ими самолета и всего имущества и валюты, которую они похитили, намереваясь скрыться в Израиле. Советское правительство было благодарно за материальную помощь и сочувствие, проявленные властями и отдельными гражданами Израиля в связи с разрушительным землетрясением в Армении произошедшим в декабре 1988 г.

С поворотом к политическому реализму в отношениях между двумя странами начались и активные контакты между советскими и израильскими представителями на самых разных уровнях. В феврале 1989 г. во время поездки министра иностранных дел СССР Э.Шеварнадзе по некоторым странам Ближнего Востока в Каире состоялась его встреча с министром иностранных дел Израиля М. Аренсом. После встречи с Э. Шеварнадзе М. Аренс сделал следующее заявление:

ʻʻВ течение 20 лет мы переживали период «засухи» в отношениях Израиля с СССР в связи с тем, что Советский Союз порвал дипломатические отношения. Сегодня мы напоминаем людей, которые встретились после того, как очень долго не общались. Накопилось много вопросов, которые необходимо обсудить. Но всякий раз нам недостает отведенного времени. Мне показалось, мы обо считаем, что должны больше общаться. Один из вопросов, по которому мы договорились ― организация встречи экспертов по Ближнему Востоку для обмена мнениями и аналитическими соображениями. Кроме того, мы решили дополнительно встретится друг с другом. Думаю, в последующие несколько недель вы сможете наблюдать развитие диалога между нашими странами с целью наверстать упущенное за истекшие 20 лет. Я не настолько амбициозен, чтобы полагать, что один-два контакта приведут нас к соглашению. Наши взгляды расходятся по ряду вопросов. Но у нас есть общие цели. Я вижу, что Советский Союз очень заинтересован в мире на Ближнем Востоке. Я со своей стороны сказал господину Шеварднадзе, что никто не заинтересован в мире больше чем Израиль. Мы рады видеть у Советского Союза желание способствовать установлению мира в регионе, и я считаю, что он способен это сделать. Но прежде чем, мы достигнем согласия, необходимо прийти к пониманию друг друга. СССР должен осознать наши чувства, и, конечно же, Советский Союз постарается, чтобы мы поняли, в чем состоят его взгляды. Возможно, в процессе такого обмена наши позиции станут ближе…Советский Союз, вне всякого сомнения, может оказать помощь, убедив те арабские страны, на которые имеет влияние, вступить с нами в прямой контактʼʼ.

Позднее как сенсацию восприняли на Западе встречу специального представителя СССР по Ближнему Востоку Г. Тарасова с помощником заместителя премьер-министра Израиля Н. Новиком. По этому поводу Г. Тарасов заявил корреспондентам «Известий» 27 июля 1989 г.:

ʻʻНикакой сенсации нет. Идет обычная дипломатическая работа, требующая постоянных усилий. Активно участвуя в поисках путей урегулирования ближневосточного конфликта, Советский Союз, естественно, поддерживает регулярные контакты со всеми заинтересованными сторонами. Журналистам пора привыкнуть к этому: ведь такая работа будет продолжаться и дальше. В этом году советский специальный представитель уже побывал в Дамаске, Каире, Аммане. На прошлой неделе я встречался в Тунисе с председателем Исполкома ООП Ясиром Арафатом и другими палестинскими руководителями, это была очень полезная встреча. Разумеется, нельзя обойти вниманием и Израиль, прямого участника конфликта. Помимо диалога на уровне министра иностранных дел, контакты осуществляются и через консульские группы обеих стран, находящиеся соответственно в Москве и Тель-Авиве. Во вторник я принимал руководителя израильской группы А. Левина, а, находясь проездом в Париже, также в порядке поддержания контактов встречался с Н. Новиком. Хочу отметить, что в контактах со всеми заинтересованными сторонами основной целью остается, прежде всего, подготовка и организация международной конференции по Ближнему Востокуʼʼ.

В начале 1990 г. в Москве находился с визитом Э. Вейцман, который в частности заявил корреспонденту «Известий» 8 января:

ʻʻВ нашем сознании Советский Союз всегда занимал исключительное место. Поймите меня правильно, люди моего поколения были воспитаны на русских традициях и культуре. Мой отец родом из Пинска, родители матери вышли из Риги и Полтавы. В каждом из моих родственников есть хотя бы частичка русской крови. Вы много сделали для нас. СССР стоял у истоков рождения Израиля. В наших отношениях были и взлеты и падения, потом произошел разрыв. Сейчас же, как мне кажется, происходит своеобразное возрождение связей с вашей страной, отчасти благодаря эмиграции из Советского Союза. Что касается моего визита, то его цель ― установить нормальные рабочие отношения с Академией Наук и другими научными организациями. Отдельные контакты между учеными наших стран были и раньше, но сейчас мы намерены перевести их на официальный уровень. Думаю, что наши переговоры ― только начало взаимовыгодного процесса расширения сотрудничества в различных областях. А для того чтобы этот процесс развивался быстро и поступательно, необходимо сделать то, что давно уже назрело, на мой взгляд, стало жизненной необходимостью: нужно, наконец, восстановить нормальные дипломатические отношения между СССР и Израилем. Убежден, что это был правильный шаг в интересах обеих странʼʼ.

Данное заявление предполагало начало полноценных дипломатических контактов высокопоставленных должностных лиц и политических деятелей двух стран. С тех пор состоялось много всевозможных поездок должностных лиц двух стран и в Израиль, и в СССР, и не только министров, дипломатов, но и представителей общественности, деловых людей. Были сняты барьеры к эмиграции евреев из СССР в Израиль, что стало свидетельством того, что диалог, а не конфронтация ― главное достижение прогресса в решение любых проблем, в том числе и такой сложности, как ближневосточное урегулирование.

3 января 1991 г. представительства в Москве и Тель-Авиве стали генеральными консульствами. В октябре 1991 г. между Израилем и СССР были установлены дипломатические отношения. Вручение верительных грамот состоялось при том, что до 30 декабря 1991 года посол А. Бовин будет послом Советского Союза, а после - послом России.

Таким образом, нормализация и установление российско-израильских дипломатических отношений способствовали не только дальнейшему развития политического, экономического и культурного сотрудничества двух государств, но и содействовали стабилизации и улучшению региональной безопасности на Ближнем Востоке. Также эти события привели к более активному участию СССР и России в процессе арабо-израильского урегулирования.

Вместе с этим читают:
Российско-израильская торговля
Русские партии Израиля
Росийско-израильское экономическое сотрудничество