История русской нации кратко. Почему русских назвали русскими? Происхождение русского народа. Традиционное украинское жилье

История свидетельствует, что словоформа «национальность русский» применительно к конкретному этносу не стала в России общеупотребительной даже к началу ХХ века. Можно привести массу примеров, когда знаменитые русские деятели на самом деле были чужеземных кровей. Литератор Денис Фонвизин - прямой потомок немца von Wiesen, полководец Михаил Барклай-де-Толли - тоже из немцев, пращуры генерала Петра Багратиона - грузины. О предках художника Исаака Левитана даже говорить нечего – и так все ясно.

Еще со школы многие помнят фразу Маяковского, желавшего выучить русский только за то, что на этом языке разговаривал Ленин. Между тем сам Ильич себя к русским вовсе не причислял, и тому есть многочисленные документальные подтверждения. Кстати, именно В. И. Ленин впервые в России придумал ввести графу «национальность» в документах. В 1905 году в анкетах о принадлежности к той или иной нации сообщали члены РСДРП. Ленин в таких «самодоносах» писал, что он - «великоросс»: в то время, если надо было сделать акцент на национальность, русские именовали себя так «великороссы» (по словарю Брокгауза и Ефрона - «великорусы») – население «Великой России», называвшейся иностранцами «Московией», с XIII века постоянно расширявшей свои владения.

И одну из первых своих работ по национальному вопросу Ленин назвал «О национальной гордости великороссов». Хотя, как сравнительно недавно выяснили биографы Ильича, собственно «великоросских» кровей в его родословной было с гулькин нос - 25%.

К слову, в Европе национальность как принадлежность к определенному этносу была общеупотребительным понятием уже в XIX веке. Правда, для иностранцев она была равнозначна гражданству: во Франции жили французы, в Германии - немцы и т. д. В подавляющем большинстве зарубежных стран эта тождественность сохранена и поныне.

Русские - народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек), самое многочисленное из славянских племен. За пределами Российской Федерации живут на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Эстонии, Азербайджане, Таджикистане, Литве, Туркмении, Грузии, Армении, а также в США, Канаде, странах Западной Европы и др.Язык русский восточной группы славянских языков индоевропейской семьи языков. Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице. Верующие в основном православные.Русские, как и украинцы и белорусы, произошли от древнерусской народности (9-13 вв.), сложившейся из восточнославянских племeн в процессе распада родоплеменных отношений и создания Древнерусского государства вокруг Киева.По мнению многих исследователей, наименование русских восходит к названию одного из славянских племeн - родиев, россов, или русов. Наряду с древним самоназванием в 19 - начале 20 вв. употреблялось название великорусы, или великороссы.Формирование русской, или великорусской, народности произошло в ожесточeнной борьбе против тяжелейшего монголо-татарского ига и в ходе создания Русского централизованного государства вокруг Москвы в 14-15 вв. В 16-17 вв. границы Русского государства значительно расширились; в это время русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь.В 18-19 вв. дальнейшее расширение границ государства сопровождалось расселением русских в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Дальнем Востоке. Русские вступали в тесный контакт с жившими здесь народами, оказывали на них экономическое и культурное влияние и сами воспринимали достижения их культуры и навыки хозяйства.В начале 20 века на обломках Российской империи было создано новое государство v Советский Союз, объединившее множество различных национальностей. Самой многочисленной нацией, однако, оставались русские. В 1991 году СССР прекратил свое существование.В силу специфических условий развития в разных районах страны среди русских к середине 19 в. сложился ряд этнографических групп. Наиболее крупные из них, различающиеся по наречиям языка ("окающий" и "акающий") и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т.п., - северные и южные великорусы. Связующее звено между ними - средневеликорусская группа, занимающая центральный район - часть Волго-Окского междуречья (с Москвой) и Поволжья; она имеет в языке и культуре как северно-, так и южновеликорусские черты.Более мелкие этнографические группы русских - поморы (на берегу Белого моря), Мещера (в северной части Рязанской области), различные группы казаков и их потомков (на реках Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири); старообрядческие группы - "поляки" (на Алтае), семейские (в Забайкалье), "каменщики" (на реке Бухтарма в Казахстане); особые группы составляют русские на Крайнем Севере (по рекам Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие многие черты окружающих народов. В настоящее время эти этнографические группы во многом утратили свои уникальные особенности, по ряду исторических и политических причин.

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

Преамбула
Прежде чем русские станут нацией им надо восстановить себя как народ

В российском обществе нет единого мнения на счет того, кто такие русские - народ или нация? Это связано с влиянием советского периода становления России и с тем, что каждое из этих понятий обещает свои плюсы и минусы , потенциально может влиять на вектор дальнейшего формирования русского общества и на набор принципов становления Русского Мира. Импровизированным водоразделом разделяющим эти две группы людей является понятие "советский народ" из СССР, с привычной и присущей ему идеологией интернационализма .

Образно говоря, к мнению "русские - это нация" тяготеют люди скучающие по Советскому Союзу, а к мнению "русские - это народ" ближе люди, которые считают более значимыми в истории развития российской государственности периоды Русского Царства и Российской империи. По этому, прежде чем приступить к поиску ответа на вопрос: русские это народ или нация, необходимо дать определения этим двум терминам, а также кратко оценить их сущность.

О терминах

Народ - термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство), имеющую, кроме этого, несколько объединяющих признаков: язык, культуру, территорию, религию и историческое прошлое.
То есть, народ - это явление социокультурное .

Нация - это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Нацию изучает теория политических учений, а основной задачей нации является воспроизведение общей для всех граждан страны культурной и гражданской идентичности.
То есть, нация - это явление политическое .

Подытожим: понятие "народ" основано на взаимосвязанных этнических процессах, которые не всегда зависят от воли людей, а понятие "нация" тесно связано с влиянием государственного аппарата. Общие историческая память, язык и культура – достояние народа, а общая территория, политическая и экономическая жизнь ближе к понятию нация. Отметим еще один момент: понятие народ возникло намного раньше понятия нация.

Применительно к процессам развития и формированию государства, можно утверждать, что народ создает государство, а затем государство волевым образом формирует нацию : в основе нации лежит принцип гражданства, а не родства. Народ – нечто органическое и живое, нация – выстроенный искусственно рациональный механизм.

К сожалению, в погоне за гражданским единством, нация непроизвольно сводит на нет все изначальное, этническое и традиционное. Народ, создавший государство и являющийся ядром нации, постепенно утрачивает свою этническую самобытность и естественное самосознание. Это связано стем, что живые, естественные процессы языковой эволюции, традиций и обычаев в государстве приобретают формальную строго оговоренную форму. Иногда платой за образование нации может стать раскол и противостояние внутри народа.

Из вышеизложенного напрашиваются два вывода:

  • Нация – аналог народа , который искусственно сформирован государством.
  • Народ – это люди, нация – это принцип , главенствующий над людьми, правящая идея.

Народ создает государство, а государство волевым образом формирует нацию

О русских проблемах

Подход к русскому вопросу был бы не полным, если не упомянуть о громадном внешнем и внутреннем давлении на русскую общность на протяжении многих веков, которая иногда принимала вид откровенного этнического и культурного террора . В истории России есть три наиболее значимых и ярких момента попыток слома и переформатирования русской идентичности:

  1. реформы Петра I , которые проявлялись всех сфер жизни русских, расслоение русского общества с последующим отрывом элиты от простого народа
  2. революция большевиков 1917 года , которая активно боролась с православной религией и культурой, проводила политику и белорусизации русских, использовала и искажения русского самосознания
  3. цветная революция 1991 года , характеризовалась особенно яростной диффамацией русских мировом медиа-пространстве, где все русское подавалось в исключительно уничижающем свете, также западными странами проводилась политика снижения рождаемости в отношении русских и подмена русской народной культуры на символы и понятий западной медиа-культуры

Можно утверждать, что в течении почти трех столетий, русские подвергались вполне осознанном давлению со стороны собственного государства. Цели преследовались разные, методы тоже соответствовали своему времени, но результатом воздействия всегда было ослабление русских и их общества. Добавьте сюда многочисленные войны, эпидемии и голод, умножьте это на истребление наиболее ярких русских представителей и картина сложится еще более удручающая.

Русские очень "исторически устали" и очень сильно "выхлыстаны": искажена этническая идентичность, народная культура не воспринимается в нужной мере, смертность превышает рождаемость формирования русского народа, привычки и мировоззрение запутаны и космополитизированы, разрушен институт семьи и внутренние связи народа. Российское государство активно и жестко пользовалось русскими, практически ничего не делая для поддержания их народных и .

Русские очень сильно "исторически устали"

И что же?

Если сейчас российское государство начнет формирование русской нации на основе русского народа в его нынешнем состоянии, то результат будет плачевным как для государства, так и для русского народа, который не смотря ни на что, пока еще осознает себя народом. Хотя, конечно, смотря какую нацию хочет сформировать государство...

Пример событий на Украине, четко показывает к чему приводят попытки формирования нации на основе народа с искаженной этнической идентичностью , отформатированной исторической памятью и навязанными государством архетипами и ориентирами.

Без должного и полного восстановления русского народа во всей его уникальности: этнической, культурной, религиозной, мировоззренческой, поведенческой и геополитической, невозможно создать надежного и цельного Русского Мира, а в конечном счете и русской нации. Русским надо какое-то время побыть чуточку консервативными в отношении самих себя...

ПОПОВ Флегонт Петрович

Г. Кишинев, 1986 г.

ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА.

Первые сведения о наших предках – славянах мы находим в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», которую летописец Нестор начал словами: «Се повести временных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть».

История русского народа восходит к далекому историческому прошлому, к первым поселениям славян на территории Восточной Европы, позднее – древней Руси 9 – 12 веков, на территории которой вырос и окреп прогрессивный для того времени феодальный строй. Киевская Русь явилась основой государственности и культуры трех братских народов – русского, украинского и белорусского.

От Карпатских гор и Западной Двины, от верховьев Оки и Волги, от Ильменя и Ладоги до Черного моря и Дуная, на необозримых пространствах Восточной Европы, среди лесов и болот, в пущах и по берегам рек, у самой кромки лесов, на границе со степью и на далеком Севере, жили русские племена накануне образования Киевского государства. Карпатские хорваты, придунайские уличи и тиверцы, побужские дулебы или волыняне, обитатели болотистых лесов Припяти – дрезовичи, Ильменские словене, жители дремучих Окских лесов – вятичи, многочисленные кривечи верховьев Днепра, Западной Двины и Волги, заднепровские северяне и другие восточно-славянские племена составили некое этническое единство «Словенск язык на Руси» (язык – народ). Это была восточная русская ветвь славянских племен. Этническая близость их способствовала образованию единого государства, а единое государство сплачивало в этнический массив славянские племена.

В состав восточного славянства вошли не только праславянские и раннеславянские племена, но и другие народы. В течение длительного процесса формирования славянства в него включались разные племена народы, со своими нравами, культурой языка, причем не они поглощали славян, а славяне их растворяли в своей среде.

Первое выступление могущественной Руси на сцене мировой истории было нападение руссов на Сурож*. Это было в конце 8-го или начале 9-го века. В 813 году русские нападают на остров Счину*. В первой трети 9-го века россы совершают поход на город Алеастриду (на южном берегу Черного моря, у Синопа). Впечатление, произведенное этими походами русских дружин, было огромным.

О Руси узнали, о ней заговорили, ее оружие стали уважать, с ней вынуждены были считаться. О Руси заговорили не только в Византии, её хорошо узнали на Востоке. В это же время о Руси узнали и на Западе. И это произошло потому, что Русь не только «дикий и грубый» народ, как характеризуют его испуганные «ромеи» (византийцы), которые были готовы наградить воинствующую Русь каким угодно чудовищными чертами, но и народ, создающий своё, пусть ещё варварское, примитивное, но всё же своё государство, прибегающее к дипломатическим переговорам и соглашениям.

Арабские писатели 9-го века говорят о трех центрах Руси. Перед нами предлетописная Русь выступает как страна с тремя политическими объединениями: Северо-западной Славией, южной Приднепровской «Куявой»* и южной или юго-восточной Артанией*. Каждое из этих предгосударственных политических образований, согласно сведениям, сообщенным арабскими и персидскими источниками, имеет своего «царя» и ведет самостоятельную политику.

Летопись также упоминает о делении восточного славянства по его политическим судьбам на две группы: северо-западную и юго-восточную.

Славяне, кривичи, чудь, меря и весь составляют одно политическое объединение – северо-западное. В нём первенствующее значение имеют ильменские словене.

Второе политическое образование составляют поляне, вместе с северянами, родимичами и вятичами входившие в хаварскую* группу славян. Это – юго-восточное объединение славянских племен.

На северо-западе «насилие деяху» варяги, на юго-востоке хазары. Но когда накопили силы Русь Ильменская и Русь Днепровская, они сбросили с себя владычество «находников» с низовья Волги (хазар) и из сумрачной Скандинавии (варягов). Так возникли «сначала два государства» Киев и Новгород (К.Маркс) и лишь позднее их история тесно переплелась, лишь позднее они слились в Киевское государство.

В первой половине 9-го века на северо-западе Руси появились норманны; они попытались сделать своим опорным пунктом Ладогу. Это были воины и грабители, купцы-разбойники, охотники за пушниной и живым товаром, арабскими гиргемами, восточными драгоценностями, за богатствами легендарной Биармы. Грабя, убивая, порабощая, торгуя, облагая данью, они бурей проносились по землям славянских и финских племён. Это были скорее разбойники, чем купцы, скорее враги, нежели правители.

Но славянское и финское население не собирались терпеть насилия варягов и их разбойничанье в родной земле.

К этому времени существование отдельных волостей отходило в область предания. Складывается могучий племенной союз. Входившие в его состав племена взялись за оружие и «въсташа Словене и Кривичи и Меря и Чудь на Варягы, и изгнаша я за море, и начаша владети сами собе и грады ставити».

С этого момента меняется сама роль норманна на Руси. Это уже не разбойники, ищущие славы и добычи, воины-насильники, купцы-грабители, норманны на Руси выступают в качестве «варягов» - купцов, торгующих с Востоком, Западом и Византией. Большая же часть норманнов выступала в роли наемных воинов, варягов, дружинников русских племенных князей. С середины 9-го века варяжская вольница бесповоротно поступает на службу к русской полуфеодальной знати – «великим» и «светлым» князьям.

О борьбе между племенами и городами северо-западного объединения славянских и финских племен сообщают летописи. Положив конец грабительским вторжениям варягов, «почаша сами в себе володети», князья и старейшины словен и кривичей, чуда и мери начали междуусобную борьбу «и въста род на род», «сташа сами на ся воевать, и бысть межи ими велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в них правды».

При таком положении вполне понятно приглашение славянами, чудью, весью, кривичей и других племен варяжской наемной дружины. Это приглашение дружины норманнского Конунга и нашло отражение в знаменитом летописном рассказе о приглашении варягов.

РЮРИК – по преданию первый русский князь (830 – 879), пришедший в 862 году в Новгород вместе с братьями Синеусом и Трувором.

СИНЕУС – русский князь, брат Рюрика, вместе с которым прибыл в русскую землю в 862 году; поселился в Белозерске; умер в 864 году; после его смерти владения его перешли к Рюрику.

ТРУВОР – по преданию, с братьями Рюриком и Синеусом призван княжить на Руси; принял во владение область кривичей, основал столицу в Изборске. Умер в 864 году; владения его перешли к Рюрику.

Последующих за Рюриком киевских князей условно стали называть Рюриковичами.

Летопись рассказывает о том, что якобы посланцы словен, чуди, кривичей и веси отправились «за море к Варягам», к племени Руси, и обратились к ним со словами, указав, что земля их велика и обильна, а порядка в ней нет, и попросили прийти княжить и володеть ими. И на зов посланцев явились три брата – варягов из племени Русь – Рюрик, Синеус и Трувор, которые положили начало русской государственности и самому названию Русь, и русские, «прежде беша Словени».

Эти строки послужили поводом к созданию бесчисленных норманистских и паннорманистских теорий о варягах, их приглашении или завоевании ими, о происхождении термина «Русь», всех тех проблем, которые волновали исследователей от 18-го века и до наших дней.

Предания, сохранившиеся в Новгороде и попавшие в летописи, говорят о новгородском «старейшине» ГОСТОМЫСЛЕ. Народное сказание в этой форме сохранило до времен летописи воспоминание о тех временах, когда Новгород управлялся «старейшинами».

Один из таких владык пригласил на помощь в борьбе с другими «старейшинами» какого-то варяжского Конунга, которого летописное предание назвало Рюриком. «И придоша к Словеням первее и срубиша город Ладогу и седе старейшей Ладоге Рюрик».

Но варяжскому викингу показалась заманчивой перспектива овладеть самим Новгородом, и он, с дружиной, явившись туда, совершает переворот, устраняет или убивает новгородских «старейшин», что нашло отражение в летописном рассказе о смерти Гостомысла и захватывает власть в свои руки. Узурпатор встретился с длительным и сильным сопротивлением со стороны новгородских «мужей», лучших мужей из «Словенской тысячи» - древней новгородской военной организации.

Вскоре после переворота в 864 году «уби Рюрик Вадими Храброго и иных многих изби новгородцев съветников его». Борьба с варяжским узурпатором длилась долго. Прошло три года и «…избижашь от Рюрика из Новгорода в Киев много новгородских мужей».

Поскольку вокняжение Рюрика в Новгород произошло в результате переворота, помимо воли и желания новгородских мужей и даже вопреки им, это, естественно, породило борьбу между узурпаторами-варягами и новгородцами, стремившимися сбросить навязанную им оружием власть варяжского викинга.

История древней Руси свидетельствует о том, что варяги ещё не раз пытались совершить нечто подобное тому, что произошло в Новгороде. Так было при Владимире, когда они захватили Киев. Подобное явление было при Ярославе Мудром в Новгороде, когда варяжские дружинники грабили и насильничали над новгородцами, чем и вызвали выступление против себя и резню варягов.

Синеус после прихода на русскую землю в 862 году поселился в Белозерске, а брат его Трувор основал столицу в Изборске. Оба князя умерли в 864 году. Владения их перешли к Рюрику.

Приднепровский юг, Киев, жил в это время своей особой жизнью и был ещё слабо связан с Новгородом. Продолжались сношения с Византией.

Взаимоотношения между русскими и греками определялись соглашениями, договорами. Но очевидно незадолго до 860 года греки нарушили соглашения и перебили русских послов и «гостей» (купцов). Ответом на нарушения Византией договора с Русью был поход русских на Византию. 18 июня 860 года 200 русских кораблей неожиданно напали на Константинополь, горели предместья столицы. Недельная осада города, после переговоров, была снята. Русские победили и увезли с собой договор «мира и любви» с побежденной империей.

К 866 -867 годам относится новый договор Руси с Византией. Раздачей богатых даров русским удалось склонить их к «дружбе и соглашению» и даже принять христианство и епископа «пастыря» из Константинополя.

Наши летописцы связывают этот договор с именем АСКОЛЬДА и ДИРА.
Византийские источники говорят о том, что в 866 – 867 годах принял христианство и вождь руссов (или, как называют византийцы, «россов»).

Наша же летопись сообщает, что на могиле Аскольда стояла церковь святого Николая, подчеркивая этим, что Аскольд был христианином.

Дира, «первого из славянских царей», знает и арабский историк того времени Масуди (ум.956). Сообщение Масуди о «многих обитаемых странах», подвластных Диру, и свидетельство константинопольского патриарха Фотия о том, что Русь ещё перед походом 860 года «подчинила своих соседей», подтверждают известия поздних русских летописей о войне Аскольда и Дира с соседними народами и племенами (древлянами, уличами и др.).

Ко времени Дира относятся первые походы руссов в Закавказье. Об Аскольде и Дире еще помнили в летописные времена. В Киеве показывали их могилы.

Русь Аскольда и Дира охватывает лишь область полян, Киевскую землю. Остальные племена выступают скорее в роли союзников, чем подданных. Но Русь уже властно выходит на международную арену. За влияние на Русь борются Запад и Восток. Византийский император и константинопольский патриарх вступают в борьбу с германским императором и римским папой, пытавшимся распространить христианство (католического толка) на Руси ещё в 854 году.

Но она идет своим путем, самостоятельно решает стоящие перед ней задачи. Это Русь ещё разделена на две части: Новгород и Киев. Мы у порога Киевского государства. Но оно ещё не сложилось. Его возникновение - от слияния обоих русских центров на великом водном пути «из варяг в греки» - Киева и Новгорода.

Образованием Киевского государства следует считать момент полного слияния Киева и Новгорода, это произошло во времена Олега в 891 году.

_______________________________________