Какие нравственные идеалы воплощены в комедии недоросль. Сочинение на тему: тема помещичьего произвола в комедии д. и. фонвизина. "Недоросль" - образец классицизма

Введение……………………………………………………………….............2 - 3

Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина............................................ 4- 19

1.1 Красота и богатство лирики Есенина...............................................4- 13

1.1.1. Особенности художественного стиля............................................4 – 7

1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина.....................................7 - 8

1.1.3 Поэтическая лексика....................................................................8- 10

1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина.................................................10-11

1.1.5. Луна в поэзии Есенина...............................................................11-13

2.1 Ведущие темы поэзии.....................................................................15-19

2.1.1. Тема деревни...............................................................................15-17

2.1.2 Тема родины в лирике Есенина....................................................17-19

2.1.3. Тема любви.....................................................................................19

Часть 2. Предшественники и последователи...........................................20-33

2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина

2.2. Есенин и древнерусская литература

2.3. Параллели с Гоголем

2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века

2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова

2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций

Заключение


Введение

В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”. Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы.

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

И не в силах скрыть тоски.

Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.

Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.

Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.

Вряд ли можно о Есенине, как о Пушкине, сказать “Это - наше всё”. Но в то же время нет в России такого человека, который не знает хотя бы немного строк из стихов Есенина. Чем же он своеобразен, оригинален?

В 11 классе, изучая литературу ХХ века, я познакомилась с творчеством многих поэтов-современников Есенина, поэтов, живущих и творивших после него. Тогда-то мы и задумались, где истоки творчества всенародно любимого поэта, есть ли у него последователи.

Итак, тема работы: Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство.

Цель работы: Выявить своеобразие поэтики С. Есенина.

· Выявить особенности художественного стиля и поэтической техники.

· Рассмотреть основные темы творчества поэта.

· Определить роль традиций древнерусской литературы и фольклора в творчестве С. Есенина.

· Изучить гоголевские традиции в творчестве С. Есенина.

· Обобщить, какие есенинские традиции наследуются в поэзии 2-й половины XX века (на примере творчества Н. Рубцова и Н. Тряпкина).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

· аналитический;

· сопоставительный;

· сравнительный

Гипотеза: если С. Есенин черпал истоки своего творчества из древнерусской литературы, фольклора и литературы ХIХ века, то его открытия послужили основой поэзии поэтов ХХ века.

Работая над исследованием «Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство», мы обратились к литературоведческим материалам В. Ф. Ходасевича, П. Ф. Юшина, В. И. Эрлиха, В. И. Гусева. Основополагающей в нашей работе стала книга В. Ф. Ходасевича “Некрополь”. В этой книге собраны воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого, в том числе и о С. Есенине. Книга была составлена в годы эмиграции В. Ф. Ходасевича. Издание также посвящено творчеству Белого, Брюсова, Гумилёва и Блока, Гершензона и Сологуба. Книга была составлена в Брюсселе еще в 1939 году, но в своём полном виде эта книга впервые была издана в 90-е годы. Ф. Ходасевич в этой книге как будто приоткрывает тайный занавес творчества Есенина, исследуя его творчество с помощью личных биографий и переписок с современниками. Отсюда, простота, понятность этого издания.


Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.

1.1 Красота и богатство лирики Есенина.

1.1.1. Особенности художественного стиля.

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей"). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.

В своей книге “Некрополь” Ф. Ходасевич утверждал, что красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, лирика Кольцова и Лермонтова, частушки и книги – все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова.

Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые.

Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:

Клен ты мой опавший,

клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись,

под метелью белой?

Или что увидел?

Или что услышал?

Словно за деревню

погулять ты вышел.

Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг.

Мне вдогон смеялась речка:

«У милашки новый друг».

Е. С. Роговер высказывал мнение, что есенинская поэзия зрелых лет также обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу опять же очеловечивает, а личность уподобляет образа родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства он ценит и в себе:

Сердцем я всё такой же,

Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.

…………………………………………………………………..

… Башка моя, словно август,

Льётся бурливых волос вином.

……………………………………………………………………

… В сердце ландыши вспыхнувших сил.

…………………………………………………………………….

… Тот старый клён головой на меня похож.

Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрасным, проявить себя, говоря словами лесковского Флягина, как “красоты любитель”. Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Это стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”.

Стихотворение строится как монолог человека, подводящего итог своей многотрудной, но яркой, полной событиями жизни. Лирический герой, как лесковский странник, исходил нескончаемые дороги Отчизны, влекомый “духом бродяжьим”, испытывающий особое очарование тишиной и грустно переживающий ныне своё увядание. С восторгом лирический герой говорит о “о стране берёзового ситца”; ощущает, как “тихо льётся с клёнов листьев медь”; кажется ему, будто он вновь

… весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Невольно вспоминается лесковский Ахилла Десницын, тоже впервые появляющийся на страницах романной хроники “Соборяне” на красном коне, облитом радужными лучами восходящего солнца. Прежняя игра недюженных сил, заразительная восторженность и беспредельная широта души ощущаются в неожиданном восклицании, вырвавшемся из груди есенинского лирического героя:

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Но монолог-воспоминание этого скитальца произнесён и эстетически оформлен как элегия. И оттого в первой и последней строфах звучит родственный грустный мотив увяданья природы и человека:

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Чуткий к эстетическому богатству сущего, Есенин “расцвечивает” явления окружающего мира: “Покраснела рябина, / Посинела вода”; “Лебединое пенье / Нежит радугу глаз…”. Но эти краски он не придумывает, а подсматривает в родной природе. При этом он тяготеет к чистым, свежим, интенсивным, звенящим тонам. Самым распространённым цветом в лирике Есенина оказывается синий, далее голубой. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности.

“Тихо льётся с клёнов медь густая, отзвенели жаворонки всласть…”, - что это? Музыка? Стихи? Песня?

Да, я слышу в этих трогательно нежных словах и мелодию осени, и плавный, в тон музыке, ритм стиха, и мотив грустной песни о чём-то уходящем…

Видите, одна строка рождает столько чувств, раздумий, а сколько образов возникает в мыслях!

Это приятно, как-то тревожно и умиротворённо вторгается в мир человека. Это – есенинское: его мир, его чувства, его настроение. Что может быть интереснее, загадочнее, к чему так может потянуться пытливая человеческая душа, как ни к поэзии талантливо одарённого поэта?!

Мне хочется рассказать о языке Есенина. Я люблю Есенина за то, что подарил он миру свою звонкую чистую лиру, воспев в своих стихах человеческое, привязанность к родимому дому, к родной земле с запахами свежескошенного сена, с запахами душистых от знойного дня вечерних закатов.

Люблю его за “звонкие, голосистые” стихи, по словам Блока. Сама я бы сказала о его стихах, что они голубые и какие-то незащищённые, по-детски порой наивные, нежные, искренние. Они заставляют трепетно биться сердце, “ощущать” любовь к своей маленькой родине, к тому месту, где ты родился, где памятно всё: дом с сосновым крыльцом, колодец с чистой родниковой водой, белые берёзы, посаженные в день твоего рождения – всё это воспето рязанским пареньком и входит в мир души навечно, пока бьётся сердце:

Синий май, заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки…

Не о сегодняшнем ли майском дне, не о моём ли доме, где у крыльца “черёмуха в белой накидке” писал Сергей Александрович восемьдесят с лишним лет назад? Цветёт сейчас черёмуха, ажурно заглядывая в окно, вея сладким тонким ароматом…

О Есенине хочется говорить именно весной, потому что его поэзия – весенняя, обновляющая человека, и такая понятная:

Там, где капустные грядки
Красной зарёй поливает восток,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.

Разве это не о человеческом, не об извечном материнстве, не о вечности бытия?..

Это и будет моё вступление, объясняющее любовь к поэту “золотой бревенчатой избы”, по-моему, эта тема занимает видное место в его творчестве и жизни.

А теперь поговорим о своеобразии его языка в поэзии.

Своеобразие языка его поэзии (по мнению М.М.Бахтина, прочитавшего лекцию в 1927 году о творчестве С.Есенина), является соединение народного с литературным. Здесь он приближается к стихам Блока, посвящённым Родине. Отличает его от Блока наличие более областного, крестьянского элемента: “Утром, в ржаном закуте…”.

Слова Есенина в поэзии, в контексте преображаются. Это достигается характером его метафоры. Метафора Есенина близка к блоковской. Она предметная, стремится выдвинуть предмет:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву…

От такой метафоры предмет – осень выступает выпукло, образно, даже осязаемо.

Но вместе с тем Есенин добивается громадной “вживаемости” своей поэзии в сознание читателя через такой приём, как сближение “низких” предметов с “высокими”. Никаких инстанций между ними нет. Низкие предметы он берёт без самого низкого оттенка, а предметы высокие берёт в том стиле, где не выступает их высокая сторона.”В символе более высоком даётся его преломление в предмете, а низкий изымается из прозаического контекста, возводится выше своего обычного ранга.

В хате нет всего того, что делает её низкой, нет пауков, тараканов; солнце же даётся не само по себе – величавое светило – а проникшее в избу или отражённое в луже. Здесь разница с Блоком, у которого высокое ещё выше, а низкое ещё ниже”.

У Есенина равнодостойность, содружество предметов, а не резкий мезальянс: “Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег”.

Прозаическое - собачьи глаза и космически высокое – золотые звёзды – равноправно соседствуют и взаимопроникают.

Или: “Показался ей месяц над хатой одним из её щенков ”.

С языком связана и ритмика. В одном случае она лёгкая, в другом высокая. Одно слово легко скользит, другое тяжело, медленно плетётся вперёд:

“Принимаю – приди и явись,
Всё явись, в чём есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь,
Мир тебе, голубая прохлада”.

Эти мысли, облечённые в метафору и эпитеты, - щемящая умиротворённость – тяжеловато “ползут” по строчкам и так же тяжело “заползают” в душу, наполняя её тревогой, напоминая о бренности жизни.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.

Стихи идут легко, а единственная метафора обогащает строфу, наполняет её богатым смыслом: усиливается патриотическое чувство, через интимное – патриотическое.

Что и говорить…Есенин – это ведь и широкое поле во все глаза, это и тёмная кромка леса у горизонта, по краю того поля, это – тонкий молодой месяц над тёмной кромкой того леса…И конечно же, “дальний плач тальянки, голос одинокий – и такой родимый, и такой далёкий”.

Эпитеты, они тоже чисто есенинские, оценочные, символы-эпитеты (голос одинокий), согретые его теплом, несущие в себе эмоциональное начало автора.

Главной темой поэзии Есенина является тема деревни, в центре которой стоит изба и избяная жизнь, космически “высокие” ценности воплощаются в образе избяной линии, переводятся на избяной язык, надо всем доминируют сложные и тонкие отношения между вещами избы, например, с образом печи. И у Клюева, например, современника Есенина, избяной мир. Но если у Клюева в печи дан символ мирового космического целого, избяной религии, имеющей мифологическое значение, то у Есенина преобладают лирические тона. Поэтому его поэзия интимна и человечна.

Пахнет рыхлыми драчёнами,
У порога в дёжке квас.
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Во втором периоде творчества преобладает городская тема. Мастерство поэта стало выше. Он научился в глубоко личном отражать общее социальное явление: уход старой России, которую он любил. Это сказалось в языке. Появилось много символов, какой-то даже “неразберихи”, цыганщины в языке, символическое углубление.

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Вслушайтесь в мелодию следующих строк:
Несказанное, синее, нежное.

Синее – синий – любимый цвет Есенина – и ещё голубой. Эти цвета-символы усиливают ощущение необъятности голубых просторов России (“синь, упавшая в реку”, “ на небесном синем блюде”, “летний вечер голубой”, “заметался пожар голубой”).

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, а чтобы полнее раскрыть мысль, содержание. Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя языка поэта. Стремление к овеществлению образа – один из важных моментов своеобразия его стиля.

Вспомним есенинский месяц. Он резвится в поле: “ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве”, радуется скорому приходу зимы: “рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани”, купается в реке: “а месяц будет плыть и плыть, роняя вёсла по озёрам”.

Есенин часто прибегает к приёму олицетворения: “вербы – плачут”, “тополя – шепчут”, “туча кружево в роще связала”, “пригорюнились девушки-ели”, “плачет метель, как цыганская скрипка”.

В его поэзии нас покоряет удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа. “Это моя особенность, и поэтому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других”, - говорил Есенин.

Вот пример дивного соединения чувства со словом. Когда я читаю эти строки, меня охватывает какая-то обволакивающая чистота, что-то шепчущее, трепетное разливается везде, и создаётся это, по-моему, необычностью соседствующих рядом слов, эпитетов:

Свищет ветер, серебряный ветер, в шёлковом шелесте снежного шума.

Эти строки меня волнуют, как волнует одна строка из тургеневского романса “В дороге”. Вот она.

“Слушая говор колёс неустанных, глядя задумчиво в небо широкое”. Небо не высокое, не далёкое, а широкое. Как это ёмко, необычно и очень поэтично, а значит и влечёт к размышлению, порождает образные видения.

Всё есть в словаре Есенина: и фольклорные, и библейские выражения, и просторечия: “старый кот к махотке крадётся”, и вульгарно-бранные выражения, стилистически сниженные выражения, характерные для цикла “Москва кабацкая” - не буду приводить примеры – этот цикл не к душе, он вызывает во мне щемящее чувство, боль за человека. Есенин здесь очень молод, и я представляю, как обидно ему за самого себя, что “годы молодые с забубенной славой отравил он…горькою отравой”, что “были синие глаза, а теперь поблёкли”.

Нельзя не сказать и о фразеологии в поэзии Есенина. Особенно она широко используется в воспевании Руси советской:

Я буду воспевать всем существом в поэте

Шестую часть земли
С названьем кратким Русь.

Чтобы выразить деревенский уклад, образ матери поэт употребляет просторечно-бытовые фразеологизмы. Эти обороты выполняют оценочно-характеристическую функцию:

Теперь сплошная грусть,
Живём мы, как во тьме ,
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,
То было б всё”.

У Есенина много фразеологических единиц в “Песнях” его. В них много устойчивых штампов, принадлежащих к сугубо эпистолярному жанру. Они придают всему повествованию подлинное звучание письма: “И вот теперь я сообщить вам мчусь , каков я был, и что со мною сталось!”

“Письма” вбирают в себя и разговорно-бытовую фразеологию, с помощью которой поэт делится своими огорчениями, сокровенными думами и радость вновь обретённого счастья:

Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Почему так нравятся многим стихи Есенина? За открытость, за использование фольклорных вкраплений в повествование, за откровение, необычность метафор и эпитетов, сравнений, фразеологии, так украшающей его поэзию, делающей её неповторимой:

Мать честная! И как же схожи!
Снова выплыла боль души.

К своеобразию художественного мастерства поэта можно отнести и историко-революционную тему с гражданским пафосом; обращение Есенина к традициям Пушкина.

О нём можно говорить бесконечно, а вывод таков, что своим удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком передал нам поэт своё мироощущение, великую любовь к Родине.

Где можно использовать этот материал? Конечно же, на уроках литературы в 11 классе, только слишком мало часов отводится на творчество С.А.Есенина, поэтому можно использовать этот материал и во внеклассной работе.

Литература

  • Русский язык в школе, №4, 1986 г, стр.62. Малиновская “Место и роль фразеологии в поэзии Сергея Есенина”.
  • Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. “Детская литература”, 1973 г.
  • Альманах “Поэзия – 85”, стр.28-32.
  • Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным в 18 веке. В произведении автор раскрывает наиболее актуальные для того времени темы и идеи – вопросы общественных идеалов, морали, личной чести и служения отечеству, конфликт «отцов и детей» и значение родительского воспитания при формировании осознанной личности.

    Тема комедии «Недоросль»

    Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества (Простаковы, Митрофан, Скотинин). Такое деление героев для произведения «Недоросль» не случайно – они по-разному воспитаны, а значит и имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это отражено даже в отношениях между родителями и детьми – достаточно вспомнить как взаимоуважение между Софьей и Стародумом контрастирует с чрезмерным потаканием прихотям избалованного Митрофана, который не ценит того, что дает ему Простакова и в конце вообще отказывается от матери.

    Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они? (Вспомним, ироничный момент, когда юноша повторял за Кутейкиным «Аз же есмь червь…»и «Аз есмь скот»). Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами. И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.

    Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

    Идея комедии «Недоросль»

    Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.

    Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны. В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства.

    Подводя итог, стоит отметить, что Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Пьеса привлекает все новых читателей и исследователе своей глубиной и злободневностью осветляемых вопросов.

    Тест по произведению