Какой флягин. Образ Ивана Флягина в повести «Очарованный странник. Характеристика героев “Очарованный странник”

/ / Иван Флягин

Николай Лесков – известный знаток человеческой души. Повесть «Очарованный странник» раскрывает особенности национального характера русского человека.

Иван Флягин – главный герой повести, внешне напоминающий былинного богатыря. Он большую часть жизни провел в скитаниях, постоянно испытывая свою удачу. В какие бы новые условия не попадал герой, всегда приспосабливался, в чем ему помогала его жизнеутверждающая натура. На протяжении повести Иван Флягин проявляет как свою греховную сущность, так и умение смирять гордыню, не теряя чувства собственного достоинства.

В образе странника чувствуется связь с фольклорной традицией изображения искателей удачи. И сам стиль повести во многом схож с древнерусскими хождениями.

Иван Флягин – не просто скиталец, он – «очарованный странник». А очарован герой волшебством многогранной жизни. Он не имеет конкретной цели пути, ведь вся жизнь для него – одно большое приключение. В каждом своем пристанище Флягин находил что-то новое. Умение приспосабливаться помогало герою уживаться как с дикими киргизами, так и со строгими монахами.

Автор акцентирует внимание читателя на позитивных качествах своего героя, но вовсе не идеализирует его. На его совести есть даже душегубство. Так, в порыве дикости он случайно забивает монашка. Этот случай станет знаменательным для него. Явившись во сне, монах предскажет судьбу герою: многократно тот будет находиться на краю гибели, но всегда спасаться, и лишь когда опасность окажется настоящей, решит герой податься в монахи.

Также погибает от руки Флягина и татарин в результате четного боя. Убивает герой и цыганку Грушеньку, тем самым спасая ее душу. Девушка сама просила Флягина убить ее, чтобы уберечь от мести нечестному князю. Герой очарован природной красотой девушки и тронут ее словами. И хотя он просто исполняет ее просьбу, во сне потом часто слышит ее голос.

Постепенно Флягин искупает свои греховные дела и обретает житейскую мудрость.

Герой наивен, как младенец, но в борьбе с несправедливостью проявляет решительность и даже жестокость. Увидев, как кошка истязает птицу, он ее наказывает, отрезав хвост. Кошка оказалась барской, и поэтому Флягина наказывают тоже.

Флягин чувствует единство с народом. Он готов за него бороться с любым врагом. Поэтому он отправляется на войну вместо другого юноши. Удача сопутствует и там герою. С войны герой возвращается с наградами.

Но так как повесть начинается с того, что герой собирается стать монахом, значит, что он предстал перед настоящей опасностью.

Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.
Н.А.Некрасов

В повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя - Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого - цепь необычных, иногда даже невероятных приключений. Не случайно первый вариант повести назывался «Чернозёмный Телемак». Телемак - это сын гомеровского Одиссея. Повзрослев и насмотревшись на бесстыдное поведение женихов Пенелопы, он отправился искать по свету своего отца, слишком долго не возвращавшегося с Троянской войны. Французский писатель Ф.де Салиньяк Фенелон (1651 - 1715) создал очень популярный в своё время роман «Приключения Телемака, сына Улисса» (1699).

Тема повести Лескова - изображение простого русского человека, в образе которого писатель увидел характерные черты русской нации. Идея повести - представить положительного героя-«праведника», как называет его автор, помня русскую пословицу: не стоит село без праведника. Проблема положительного героя волновала всех русских писателей 60 - 70-х годов XIX века. Революционные демократы хотели, чтобы новый положительный герой был смелым борцом за народное счастье против общественной несправедливости и старых государственных устоев. Славянофилы считали, что положительным героем будет человек патриархальных взглядов, богобоязненный хранитель «русского духа». Положительный герой Лескова не похож ни на «борца», ни на «смиренника», он - другой, обычный дворовый крепостной из русской провинции, человек чудаковатый, но цельный и искренний. Иван Северьянович повидал на своём веку множество людей, побывал в самых невероятных местах и переделках, но нигде не захотел остаться навсегда, не нашёл счастья. Почему? Потому что представление о счастье у Ивана Северьяновича очень высокое: ему не нужны деньги и власть (это было бы слишком просто), ему нужна внутренняя уверенность, что его дела приносят пользу людям.

Рассказав случайным попутчикам на корабле свою удивительную историю, он делится планами на будущее: хочет идти на войну и сражаться за народ. Вот к чему приходит главный герой после всех своих скитаний и поисков истины. Он является носителем высоких нравственных качеств, хотя сам и не подозревает об этом. Иван Северьянович не идеальный герой, в его характере много недостатков, которые сложным образом переплетаются с достоинствами. Лесков не стремится рисовать безупречного героя, а изображает реального, неоднозначного русского человека, которого сам писатель оценивает очень высоко.

В образе Флягина автор показывает формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным дворовым графа К., и в нём воспитывали такие черты, которые считались достоинствами для крепостных: трудолюбие (с раннего детства отец приучает героя к лошадям; мальчик становится сначала форейтером, потом конюхом), преданность господам (Иван спасает жизнь своим барам, останавливая взбесившихся лошадей на краю обрыва). При наличии этих важных для крепостного черт Иван Северьянович не обладал очень серьёзным достоинством крепостного - покорностью. Когда его высекли за то, что он отрубил хвостик кошке, принадлежащей горничной графини, он возмутился. Ему стало обидно не потому, что граф забыл своё обещание отблагодарить Ивана за спасение, а потому, что его, лошадника, отправили мостить садовые дорожки. Такую несправедливость юноша не мог вытерпеть и убежал от своих господ с цыганом, прихватив пару лучших коней. Таким образом, герой порывает со своим крепостным положением, «выламывается» из своего сословия и должен искать новые жизненные ориентиры.

Он начинает пробовать всякую работу, не боится круто менять свою жизнь, его поступки непредсказуемы, он сам не знает, как поступит в следующую минуту. Пример - его поведение в сцене бегства с уланом. Сначала Иван Северьянович отказывается отдать девочку мат ери и её любовнику, уланскому ремонтёру, не соглашается принять большие деньги, не боится уланской сабли. Но вдруг, заметив бегущего к ним отца девочки, мгновенно меняет своё решение. Отдаёт ребёнка матери и убегает вместе с уланом от своего прежнею хозяина, совершенно не раскаиваясь в своём поступке. Для главного героя нет ничего заветного в жизни, он необъяснимым образом вмешивается во все возможные авантюры. Не понятно, зачем он захотел сечься с татарским князем. Прожив десять лет в степях, он без сожаления бросил своих татарских жён и детей, не чувствуя никакой привязанности к ним и никакой ответственности за них. Служа у нового хозяина - молодого князя, Иван Северьянович «делает выходы», то есть пьёт запоем, так как не видит никакой достойной цели в жизни. Его существование бессмысленно, но сам герой этого не понимает.

Иван Северьянович, как все крепостные в России, после Манифеста 17февраля 1861 года становится свободным человеком. Теперьон должен искать новые жизненные ориентиры. Герой Лескова в результате своих приключений приходит к мысли: главное не покорность, не преданность хозяину, а служение своему народу. Любопытно, что к тому же выводу - счастье в том, чтоб жить для людей, - приходят герои Л.Н. Толстого - просвещённые аристократы князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов.

Итак, в повести «Очарованный странник» Лесков создал яркий национальный характер, замечательный своей нравственной чистотой и человеческим обаянием: у Ивана Северьяновича обострённое чувство чести, непримиримость к несправедливости и искреннее человеколюбие.

Рассказывая о странствиях героя, Лесков даёт широкую картину русской жизни: описывает центральное Черноземье, Николаевскую губернию, Пензу, татарские степи, русский Север - одним словом, захолустную, «нутряную» Россию. В образе Флягина писатель подчёркивает столь характерное для русского человека «правдоискательство»: Иван Северьянович, переходя от одного приключения к другому, познаёт окружающий мир и в конце концов находит достойную жизненную цель - служение людям, которое оказывается даже важнее служения Богу. Эту мысль сам герой формулирует так: «Мне за народ очень помереть хочется. (...) Я клобучок сниму, а амуничку надену» (XX).

Совершенно очевидно, что писателю нравится его герой: Флягин за свою бурную жизнь никого не предал, никого сознательно не обманул, легко прощал обиды, что свидетельствует о его внутренней порядочности и широте души. Все эти качества возвышают героя «над чертой простой нравственности и потому "святы Господу"» (Н.С.Лесков. «Предисловие к сборнику "Праведники"»). Иными словами, такой человек, по мнению Лескова, и есть «праведный».

Урок русской литературы в 10 классе. Тема урока:

«Черты русского национального характера Ивана Флягина»

Оформление: портрет писателя, картина В.А. Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира».

Цели урока:

Раскрыть образ Флягина, показать особенности русского национального характера;

Воспитывать чувство патриотизма, человеческого достоинства, гордости за свой народ, любовь к слову;

Развивать логическое мышление, языковое чутье.

– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о человеке, русском народе, о смысле жизни, попытаемся почувствовать себя очарованными и ощутить боль за наш несчастный и гордость за наш великий народ... В настоящее время с экранов телевизора, со страниц газет и журналов виднейшие учёные, политики, писатели ведут разговоры о гибели русской культуры, о вырождении русского народа. За вами – будущее нашей страны. Но без осознания Родины и своей национальности каждым человеком это будущее не может быть достойным нас. Нам нужно понять, какие мы, русские, в чем наша сила и слабость, иначе не будет развития.

– А сейчас позвольте вопрос, который, на первый взгляд, не относится к теме. Трудно ли быть человеком? Были ли у вас в жизни минуты, когда хотелось быть кем-нибудь, но только не человеком?

(Ответы учеников)

А вот мнение одного поэта на этот счет:

Человек не хочет быть цветком,

Даже если б светлая пчела

Из него умелым хоботком

Сладость для грядущего брала.

Паучок волшебно тянет нить,

Слышит волк все шорохи во мгле-

Человек никем не хочет быть,

Только человеком на земле.

Спрашивал цветы и пауков,

Спрашивал зверей, какие есть:

Кто из вас, живущие, готов

В человечью шкуру нашу влезть.

Все качали головой подряд:

Дескать, лучше в поле иль дупле.

Ведь чертовски трудно, говорят,

Зваться человеком на земле.

В чем трудность человеческого бытия?

Трудно ли быть русским человеком?

(Ответы учеников)

Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый из вас поработал и читателем, и философом, и экспертом. И прежде чем вы ответите на вопрос: «Каковы основные черты русского характера и русского менталитета?», я бы хотела вас попросить прочитать два высказывания о своеобразии русского характера, одно – философа серебряного века Н.Бердяева, а другое – нашего современника – М.Задорнова.

Н.Бердяев: «Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью»

М.Задорнов: «Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.

Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.

Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».

А теперь вопрос: «Какие основные черты русского характера и русского менталитета вы можете назвать?»

(Ответы учеников)

Поистине

Умом Россию не понять….

В Россию можно только верить…

Ф.И.Тютчев

– Кого из героев изученных литературных произведений вы можете назвать истинно русским?

(Ответы учеников)

На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с еще одним образцом русского национального характера, который был нарисован Н.С.Лесковым в повести «Очарованный странник». Давайте, поразмышляем над названием «Очарованный странник», проанализируем лексическое значение слов «очарованный» и «странник».

– Как вы их понимаете?

Анализ словарных статей С.И.Ожегова и В.И.Даля.

а) Очаровать, очаровывать кого-то – обворожить, околдовать, отвести глаза…

Прельщать или пленять – влюблять кого-либо в себя.

Странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта, богомольцы.

б) странник (устар.) – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.

Очарование – чарующая сила, прелесть чего-нибудь.

(Уже в названии зашифрован определенный смысл. Считается, что странничество –важный элемент русского национального самосознания.)

Почему Флягин назван странником?

Странник – это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни – не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности – ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге. Итак, странничество не только физическое перемещение в пространстве, сколько духовное – в постижении высшего смысла жизни.

– Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе?

а) природой (зачитываются необходимые для аргументации фрагменты текста);

А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяновича, артиста и художника в душе, прежде всего, покоряет природа. Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли "саженые березы", "и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать - столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул..." Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет. А вот как он рассказывает о курской ночи: "По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает". Даже в плену он может залюбоваться степью: "Ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется".

б) живностью (история с голубями, анализ эпизода, речевая характеристика героя);

Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями. Какие нежные слова находит он для них: "Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!"

в) привязанностью к маленькой девочке (анализ эпизода, речевая характеристика

героя);

Иван Северьянович волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько может, пока не приходит время отдать его матери. Странник способен оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов "инородцев". "Я все эти любопытные примеры на ум взял", - говорит Голован.

г) чужими нравами и обычаями (схватка татар под названием "наперепором " показалась ему редким чудом);

д) музыкой (эпизод с гармонью) и песней

А как он умеет слушать песню, "томную-претомную, сердечнейшую", которая "так за душу и щиплет, так и берет в полон".

е) лошадьми, их красотой и совершенством (работа с текстом);

И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались лошади. Он восторгается сильным характером лошади, ее "веселой фантазией", ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего - ее красотой и совершенством. "Я в лошади красоту понимаю", - признается лесковский герой.

ж) женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой),

Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: "Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется".

з) тишиной приобщения к Богу.

Все очарование объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони - все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины - родной народ. И все это - достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику, за них " очень помереть хочется ".

Какие черты русского национального характера подчёркивает Лесков в образе своего героя?

Какие основные черты характера Ивана Флягина вы можете назвать?

Характерные черты

Бездумность

Бесстрашие

Смелость

Наивность, простодушие

Слепой азарт

Смекалка

Доброта

Любовь

Определите духовно-нравственное состояние героя в ключевых эпизодах

Крепостной форейтор. Побег

В разбойниках

В " няньках ".

Поединок.

Плен.

Возвращение на родину. Конэсер.

Любовь.

Под чужим именем.

Монастырь. Прозрение.

Духовный рост

Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит)

Пробуждение духа

Осознание грехов

Проповедь Николая Чудотворца и Христа

Борение плоти и духа

Праведность

У героя на протяжении рассказа несколько раз меняется имя. “Голован” – прозвище в детстве и юности; “Иван” – так зовут его татары (это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.

На сегодняшнем уроке мы, через образ Ивана Флягина попытались разобраться в особенностях русского национального характера.

В чем эта особенность?

Русский человек со всем справится. Через образ русского крепостного человека показал Лесков нравственную и физическую силу, душевную щедрость, способность всегда прийти на помощь слабому, любовь к своему народу, Родине, природе. Это основные черты русского национального характера.

Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»

Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты.

Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения - жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконномколпачке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...”,- пишет Лесков.

Из дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он родился “в крепостном звании” и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Живя “при отце на кучерском дворе”, он “постиг тайну познания в животном” и полюбил коней да быструю езду.

Будучи у своей матери “молитвенным сыном”, Иван был “сыном обещанным” и с самого рождения предназначен для служения Богу. Но судьба жестоко обошлась с этим человеком. Он вопреки своей воле совершает такие поступки, которые невозможно оправдать: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути дела, он не был виновен в своих преступлениях. Кажется, что человека преследует злой рок. Недаром Ивану Флягину предсказал умирающий старец: “А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”.

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и переливается” по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя - это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. “Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис... Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню...”

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: “... домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.

Прожил он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), а тоска по родине не проходила. Герой убегает из плена, как только у него появляется такая возможность. Когда позднее Иван уходит в монашество, его в наказание надолго сажают в погреб. Но там ему все равно лучше, чем в степи: “Ну нет-с: как можно сравнивать? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”.

Вера для русского человека всегда имеет большое значение. Поэтому Иван Флягин так мучается среди чужих в плену. Среди ночи он “выползал потихоньку за ставку... и начинал молиться”. “Так молишься,- говорит Иван,- что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали - утром травку увидишь”.

Герой много испытал на своем веку. Его широкая душа становится еще шире от встречи с Грушей. Он сумел понять ее, самозабвенно и преданно полюбить. Груша гибнет. Уходит неизвестно куда и Иван, но встречает на пути старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За военный подвиг его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно недоволен собой. Ему не дает покоя голос совести. Он становится одержим идеей самопожертвования, ему “за народ очень помереть хочется”.

В конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и предрекал умирающий старец, и обрел успокоение в монастыре. Отвергнув самое первое призвание к Богу, он “прошел от одной стражбы до другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока все... монахом в ведении предреченное в настоящем житейском исполнении оправдалось” за его недоверие.

На примере “очарованного богатыря” Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты русского национального характера. Этот герой далеко не идеальный. Он противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен; поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро. В этом образе очень хорошо показана широта русской натуры, ее, если можно так выразиться, безграничность.

Лев Толстой говорил: “Лесков - писатель будущего, его жизнь в литературе глубоко поучительна”. Подлинное значение литературной деятельности Лескова открывается нам сегодня в полном объеме. Мы восхищаемся его героями-праведниками, его прекрасным, народным языком. И его литературный дар навсегда останется в истории великой русской культуры.

Сочинение


Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.
Н.А.Некрасов

В повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя - Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого - цепь необычных, иногда даже невероятных приключений. Не случайно первый вариант повести назывался «Чернозёмный Телемак». Телемак - это сын гомеровского Одиссея. Повзрослев и насмотревшись на бесстыдное поведение женихов Пенелопы, он отправился искать по свету своего отца, слишком долго не возвращавшегося с Троянской войны. Французский писатель Ф.де Салиньяк Фенелон (1651 - 1715) создал очень популярный в своё время роман «Приключения Телемака, сына Улисса» (1699).

Тема повести Лескова - изображение простого русского человека, в образе которого писатель увидел характерные черты русской нации. Идея повести - представить положительного героя-«праведника», как называет его автор, помня русскую пословицу: не стоит село без праведника. Проблема положительного героя волновала всех русских писателей 60 - 70-х годов XIX века. Революционные демократы хотели, чтобы новый положительный герой был смелым борцом за народное счастье против общественной несправедливости и старых государственных устоев. Славянофилы считали, что положительным героем будет человек патриархальных взглядов, богобоязненный хранитель «русского духа». Положительный герой Лескова не похож ни на «борца», ни на «смиренника», он - другой, обычный дворовый крепостной из русской провинции, человек чудаковатый, но цельный и искренний. Иван Северьянович повидал на своём веку множество людей, побывал в самых невероятных местах и переделках, но нигде не захотел остаться навсегда, не нашёл счастья. Почему? Потому что представление о счастье у Ивана Северьяновича очень высокое: ему не нужны деньги и власть (это было бы слишком просто), ему нужна внутренняя уверенность, что его дела приносят пользу людям.

Рассказав случайным попутчикам на корабле свою удивительную историю, он делится планами на будущее: хочет идти на войну и сражаться за народ. Вот к чему приходит главный герой после всех своих скитаний и поисков истины. Он является носителем высоких нравственных качеств, хотя сам и не подозревает об этом. Иван Северьянович не идеальный герой, в его характере много недостатков, которые сложным образом переплетаются с достоинствами. Лесков не стремится рисовать безупречного героя, а изображает реального, неоднозначного русского человека, которого сам писатель оценивает очень высоко.
В образе Флягина автор показывает формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным дворовым графа К., и в нём воспитывали такие черты, которые считались достоинствами для крепостных: трудолюбие (с раннего детства отец приучает героя к лошадям; мальчик становится сначала форейтером, потом конюхом), преданность господам (Иван спасает жизнь своим барам, останавливая взбесившихся лошадей на краю обрыва). При наличии этих важных для крепостного черт Иван Северьянович не обладал очень серьёзным достоинством крепостного - покорностью. Когда его высекли за то, что он отрубил хвостик кошке, принадлежащей горничной графини, он возмутился. Ему стало обидно не потому, что граф забыл своё обещание отблагодарить Ивана за спасение, а потому, что его, лошадника, отправили мостить садовые дорожки. Такую несправедливость юноша не мог вытерпеть и убежал от своих господ с цыганом, прихватив пару лучших коней. Таким образом, герой порывает со своим крепостным положением, «выламывается» из своего сословия и должен искать новые жизненные ориентиры.

Он начинает пробовать всякую работу, не боится круто менять свою жизнь, его поступки непредсказуемы, он сам не знает, как поступит в следующую минуту. Пример - его поведение в сцене бегства с уланом. Сначала Иван Северьянович отказывается отдать девочку мат ери и её любовнику, уланскому ремонтёру, не соглашается принять большие деньги, не боится уланской сабли. Но вдруг, заметив бегущего к ним отца девочки, мгновенно меняет своё решение. Отдаёт ребёнка матери и убегает вместе с уланом от своего прежнею хозяина, совершенно не раскаиваясь в своём поступке. Для главного героя нет ничего заветного в жизни, он необъяснимым образом вмешивается во все возможные авантюры. Не понятно, зачем он захотел сечься с татарским князем. Прожив десять лет в степях, он без сожаления бросил своих татарских жён и детей, не чувствуя никакой привязанности к ним и никакой ответственности за них. Служа у нового хозяина - молодого князя, Иван Северьянович «делает выходы», то есть пьёт запоем, так как не видит никакой достойной цели в жизни. Его существование бессмысленно, но сам герой этого не понимает.

Иван Северьянович, как все крепостные в России, после Манифеста 17февраля 1861 года становится свободным человеком. Теперьон должен искать новые жизненные ориентиры. Герой Лескова в результате своих приключений приходит к мысли: главное не покорность, не преданность хозяину, а служение своему народу. Любопытно, что к тому же выводу - счастье в том, чтоб жить для людей, - приходят герои Л.Н. Толстого - просвещённые аристократы князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов.

Итак, в повести «Очарованный странник» Лесков создал яркий национальный характер, замечательный своей нравственной чистотой и человеческим обаянием: у Ивана Северьяновича обострённое чувство чести, непримиримость к несправедливости и искреннее человеколюбие.

Рассказывая о странствиях героя, Лесков даёт широкую картину русской жизни: описывает центральное Черноземье, Николаевскую губернию, Пензу, татарские степи, русский Север - одним словом, захолустную, «нутряную» Россию. В образе Флягина писатель подчёркивает столь характерное для русского человека «правдоискательство»: Иван Северьянович, переходя от одного приключения к другому, познаёт окружающий мир и в конце концов находит достойную жизненную цель - служение людям, которое оказывается даже важнее служения Богу. Эту мысль сам герой формулирует так: «Мне за народ очень помереть хочется. (...) Я клобучок сниму, а амуничку надену» (XX).

Совершенно очевидно, что писателю нравится его герой: Флягин за свою бурную жизнь никого не предал, никого сознательно не обманул, легко прощал обиды, что свидетельствует о его внутренней порядочности и широте души. Все эти качества возвышают героя «над чертой простой нравственности и потому "святы Господу"» (Н.С.Лесков. «Предисловие к сборнику "Праведники"»). Иными словами, такой человек, по мнению Лескова, и есть «праведный».

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Образ Ивана Флягина в повести Лескова "Очарованный странник" Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»