Какой ты минималист. Мода на минимализм может быть опасной Как называется человек который любит минимализм

Минимализм как стиль искусства зародился в 60-х годах прошлого века. Родиной его стала Америка. Основные черты минимализма--это простота форм выражения, а также буквальный, объективный подход.

Автором термина «минимализм» стал британский философ и искусствовед Ричард Уолхейм. Он выделил это направление, анализируя творчество художников, идущих в своих работах путем наименьшего вмешательства в окружающий мир.

Истоки минимализма лежат в таких течениях, как поп-арт и супрематизм. Повлияло на развитие направление также творчество К. Малевича и тенденции школы Баухаус.

Основные черты

Постепенно минимализм отдалялся от всех прочих стилей живописи. В результате сформировались его главные черты. Это в первую очередь выразительность цветов, а также гладкость и геометричность.

Русский конструктивизм, на волне возросшего к нему интереса, побуждает художников широко использовать промышленные материалы для выражения своего замысла. Живописным работам часто присущи асимметрия, повторение различных геометрических фигур. Пространство картины , как правило, простое и незагруженное.

Цвет в минимализме выполняет задачу зонирования пространства, а не выражения эмоций или передачи настроения. Для течения также характерно отсутствие субъективности и реалистичности: художник стремится к тому, чтобы зритель самостоятельно воспринимал объект.

Отказ от нужного в пользу самого необходимого

Еще одна черта минимализма-стремление к демистификации искусства, с тем чтобы суметь выявить то, что является его фундаментальной основой.

На первом плане у минималистов оказывается форма, с помощью которой они передают глубину цвета. Сюжеты картин наполнены метафорами, символами. Эмоции живописцы передают нестандартным путем: используют для этого линии и различные геометрические формы. Также работы минималистов несут в себе какой-либо подтекст, часто имеют острое социальное значение.

Художники-минималисты

Американский художник, мастер постживописной абстракции Фрэнк Стелла (г.р. 1936) жил преимущественно в Нью-Йорке, где начинал как чертежник и оформитель.

В 1959-1960 годах вышла серия работ Стелла «Черные картины». Как ясно из названия, доминирование черных линий было отличительной чертой полотен.

Этот творческий подъем художника, был замечен владельцем нью-йоркской галереи Лео Кастелли, который осознал гениальность мастера и выставил его картины у себя.

За «Черными картинами» последовали «Алюминиевые картины», а потом и «Медные картины». В память о страшных исторических событиях создается цикл работ «Польские деревни».

Фрэнк Стелла: «Ты видишь то, что ты видишь»

В своих работах Стелла предпочитал черный цвет как доминирующий, да и вообще тяготел к монохромности, но иногда он отходил от своих традиций и тогда появлялись на свет работы как в цикле «Концентрические квадраты», в которых появлялась полихромия и рельеф.

Фрэнк Стелла был удостоен Национальной медали США в области искусств и премии Международного центра скульптуры за жизненное достижение.

Эльсуорт Келли (1923-2015)- американский художник и скульптор, один из главных представителей минимализма, хард-эдж и живописи цветового поля.

Для творчества Келли характерно исключительная четкость и простота. Четкие абстрактные контуры геометрических поверхностей выполнены интенсивным цветом.

В конце шестидесятых работал как скульптор, позже начал использовать в своих произведениях металл. В творчестве художника есть ряд работ в жанрах поп-арт и сюрреализм.

" Я не хочу рисовать людей. Я хочу рисовать то, что я никогда не видел прежде"

Эльсуорт Келли умер 27 декабря 2015 года в возрасте 92 лет. Был награжден Национальной медалью США в области искусств.

Испанский художник Антон Ламасарес (р.1954) выражал свои мысли в работах в нарочито примитивной форме.

Из-за отсутствия полотенец он использовал дерево, ребристый картон, упаковку и лак. Так выработался его личный художественный стиль привлекший внимание критиков. Первоначально увлекался экспрессионизмом, позже развился до своего рода минимализма.

В 19 лет первый раз участвовал в выставке молодых художников проводимой на площади Праза-да-Принчеса в городе Виго. С тех пор выставки проводились огромное количество раз в разных странах мира.

Работы художника хранятся в многочисленных известных учреждениях культуры, таких как Центр искусств королевы Софии, галисийский Центр Современного искусства, Мадридский Музей Современного искусства и музей Маругами Хираи в Японии, а также во многих частных коллекциях и фондах.

Хосе Эстебан Бассо

Чилийского художника Жозе Бассо можно назвать эталоном минимализма. Сам художник называет свой стиль "ритуальной живописью". Картины его немногословны, сдержанны и лаконичны, позволяют отдохнуть, расслабится, не задумываясь на увиденным. Минимум объектов, чистые цвета, никакой детализации, никакой фактуры, только застывшая бесконечность….

Произведения мастера вызывают только позитивные эмоции, наполняя зрителя светом и теплом и позволяют наслаждаться легкостью и простотой, перед ними можно смело медитировать.

Кроме написания картин, художник также занимается фотографией и компьютерной графикой, и конечно же всем этим работам так же свойственна сдержанность и немногословность.

Эволюция течения

Постепенно развились такие направления минимализма, как нео-минимализм и пост-минимализм. Для первого характерны неточность, расплывчатость, а представители второго отличаются стремлением не столько передать саму идею, сколько сделать акцент на способе такой передачи.

Назначение минимализма

Значение этого направления в искусстве-в борьбе с академизмом и догматизмом, стремлении к простоте, полному отказу от разного рода излишеств в пользу глубины смысла. Для этого художники пересматривают существующие каноны, отказываются от прежних правил в пользу новых идей для передачи цвета, а также используют изображения геометрических форм.

Минимализм сегодня

В наше время идеи минимализма проникли в различные отрасли, например, дизайн интерьеров, ландшафтный дизайн, дизайн одежды и другое. Так же минимализм не обошел стороной и информационные технологии, например, веб-дизайн и программное обеспечение (разработка интерфейсов ПО). Довольно часто мы можем видеть результаты влияния минимализма и при разработки технических решений, например, в автомобилестроении, в бытовой и инженерной технике.

В своих работах по росписи стен наша студия тоже иногда использует принципы минимализма.

Минимализм в графическом дизайне это упрощение композиции, акцент на важной детали.

Ничего лишнего и много пустого пространства. В основном работы, выполненные в данном стиле, используют 1-2 цвета и несколько оттенков этих цветов. Понятный шрифт не несет визуальную нагрузку и использует не более 2-3 шрифтовых гарнитур.

«Быстрее, чем вы думаете» (It`s faster than you think)

Хоть минимализм и называется минимализмом, форм у него множество. И даже здесь встречается до десятка разновидностей приверженцев этого образа жизни, и каждый трактует минимализм по-своему или же трансформирует его, приспосабливая под свою житейскую философию. Попробую описать несколько видом минималистов.

1. Деловой минималист

Не потребитель в принципе, умеет и может себе позволить качественные, долгоиграющие вещи (разумеется, они не бывают дешевыми). Он, как Марк Цукерберг или покойный Стив Джобс, носит самую простую и однообразную одежду. Это тот самый персонаж, который вздыхает в известном анекдоте «над быдлом в «Мерседесах»». Это человек дела, он умеет зарабатывать, не отвлекаясь на потребление ненужного и произведение впечатления на потребителей-гонщиков (они же понтярщики).

2. Минималист-творец

Это тип Альберта Эйнштейна. Когда он отправлялся небрежно одетым на первый свой научный доклад, жена попеняла ему, на что он ответил: «Всё равно меня никто не знает». Когда он выступал в последние годы жизни, на те же сетования жены относительно его драного и замызганного плаща он отвечал: «Оставь, меня давно уже все знают». Увлечённый человек становится минималистом, потому что у него другая, более захватывающая, чем потребление, цель. Он творит…

3. Минималист-бедняк

Он не может позволить себе купить то, что хочет, и потому говорит, что он этого не хочет. Это как в басне про Лису и виноград. Минимализм позволяет такому человеку чувствовать себя полезным, значительным, прогрессивным, успешным. Минималист-бедняк покупает вещи на распродажах, а продукты – по скидкам, и делает из них запасы (иногда его мучают раздумья: не является ли запас захламлением?). Научит любого министра экономики составлять бюджет. На удивление, у минималиста-бедняка есть всё для жизни, чего не скажешь о простом бедняке, у которого есть одни кредиты.

4. Минималист-странник, или «перекати поле»

Такой минималист обходится содержимым рюкзака, кочует из города в город автостопом, легко берётся за любую работу и легко бросает её, живёт у друзей, смешит их рассказами о своих приключениях. Ему не нужен свой дом (это представление страшит его), имущество («что с ним делать-то»), он часто пишет блог о минимализме и свободе. Часто становится жертвой одинокой дамочки с борщом и ухоженной квартирой, если это мужчина, или содержанкой у старичка, если это девушка.

5. Минималист-анорексик

Как больной анорексией находит усладу в похудении, торжествуя при каждом сброшенном грамме, так минималист-анорексия находит своё счастье в расхламлении. Он расхламляет и расхламляет, сумками и коробками, вагонами и железнодорожными составами. Он подсел… Потом, как часто бывает и у анорексика, на него нападает вещевая булимия, острый приступ приобретения. Человек себя утешает тем, что покупки он делает в стиле минимализм, это другое. Полки другого цвета, гамма серо-бело-черная.И снова сладострастно расхламляет.

6. Минималист-перфекционист, маньяк уборки

Ни пылинки, ни соринки, стекла блестят, поверхности отражают солнце, на полках – ни-че-го (да и зачем эти полки?), ковёр белый. Идеальное пространство, в котором душа перфекциониста блаженствует. Минимализм и перфекционизм – близнецы-братья, поскольку перфекционизм считается лёгким психическим отклонением, то минимализм служит ему прекрасным прикрытием.

7. Минималист-пофигист

Часто просто лодырь. Кровати, стола, стула, ноутбука, майки и джинсов ему/ей вполне достаточно для жизни. Больше вещей – больше хлопот. Зачем? Вещи нужно стирать, с них нужно вытирать пыль… они не стоят такого внимания. Пофигисту лень даже купить новые джинсы, потому он носит старые, пока они не разлезутся прямо на нём. На все предложения улучшить свой быт или внешность, минималист-пофигист отвечает откровенным «по фиг». Это Обломов нашего времени. И, можно сказать, герой. Вся реклама мира бессильна перед его «а по фиг».

8. Минималист-подражатель

У него проблемы с самовыражением. Что купить, что надеть, как обустроить жильё. По сути, «копирке» не хватает собственного воображения, вкуса и оригинальности, а минимализм – самый лёгкий стиль для «списывания». Легче всего копировать то, что стремится к нулю. И, главное, модно! Попробуй теперь кто-то упрекнуть: «Да это скучно, да это серо», ответ готов: «Ты ничего не понимаешь в минимализме!»

9. Минималист-пассионарий

Он видит в минимализме не одно лишь ограничение потребления, но средство спасения мира. Для него минимализм – не стиль, но оружие. Он беспощадно разит им направо и налево. Больше всего его интересуют вопросы экологии, перенаселения и неравенства в распределении ресурсов. Это он оставляет гневные комментарии под фоточками об интерьерах и подборками «луков». Расхламлению он предпочитает превенцию.

10. Минималист-мимикрист

Поскольку минимализм широко распространился в обеспеченных кругах общества, модники мигом сообразили, что впечатление теперь нужно производить по-другому, «понтоваться» поумнее. Мимикрия позволяет стать социально невычисляемым. Поди отличи, если все в одинаковых толстовках, Цукерберга от Иванова.

11. Минималист-предвкушатель

Начинающий минималист, который только-только отнёс в мусорницу первую коробку «абсолютно ненужных ему вещей (и как я эту гадость мог/ла купить?!)» и испытывает приятное и щекочущее чувство от обряда посвящения. Он теперь немного избранный, он теперь относится к расе людей разумных. Так гордится своим первым расхламлением, что пишет об этом в каждом комментарии, очень нуждается в похвале. Похоже, что ради этого и пишет. Молодец! Умница! Сходи «расхлами» бабушку. Ах, она сопротивляется!…

12. Минималист-индивидуалист

Он настолько неприязненно относится к модам, веяниям, трендам, маркам, фирмам, что потребление конвейерных вещей и мейнстрим просто не его форма существования. Он покупает вещи на рынке молодых дизайнеров или антиквариат на «блошином», создаёт вещи сам. Хэндмейд и артхаус – его выбор, а поскольку в этом нельзя «утонуть», вкус — сам по себе отличный фильтр от захламления, то он невольно становится минималистом.

В нашем обществе прогрессирует бездумное потребление. Мы приобретаем горы вещей и не можем объяснить, зачем они нужны, зачем нам так много всего. А потом тонем в куче хлама, боясь расстаться с результатами неуёмного потребления.

Принимая принципы минимализма, вы не только освобождаете свой дом от ненужных вещей, но и делаете свою жизнь более осознанной.

1. Вы даже не вспомните, от чего избавились

Когда вы только начинаете избавляться от ненужных вещей, у вас возникает много вопросов: «Я действительно не пользуюсь этой вещью?», «А что, если она мне понадобится?», «Однажды я захочу её использовать, а её нет!».

Вам кажется, что эти вопросы и опасения вполне рациональны, но на самом деле, как только вы избавитесь от предмета, вы тут же про него забудете. Вещи, которые захламляют вашу жизнь и заставляют задуматься, нужны они или нет, в большинстве своём настолько бесполезны, что ваше «однажды» никогда не наступит.

2. Воспоминания живут в сознании, а не на полках

Так трудно освободить шкафы и полки от пыльных статуэток, фотографий в рамках и прочих вещей, которые ассоциируются с приятными воспоминаниями.

Здесь надо понять, что воспоминания живут у вас в памяти и не зависят от бесполезных вещиц, которые только захламляют вашу квартиру. Ведь, если вы вдруг потеряете эти вещи, воспоминания о приятных временах, любимых людях и путешествиях никуда не исчезнут.

Поэтому смело избавляйтесь от бесполезных памятных сувениров. Что вы получите в итоге? Чистые полки, больше свободного пространства, в котором и дышится легче, и думается свободнее.

3. Наводить порядок - не всегда лучшее решение

Когда у вас много вещей, вы тратите изрядное количество времени на то, чтобы поддерживать порядок. Вы раскладываете вещи по местам, организуете пространство и повторяете это снова и снова.

Этот трюк маркетологов - большие скидки - отлично работает, и бездумные потребители покупают кучу ненужных вещей. Но, если вы прониклись духом минимализма, этот трюк будет бессилен, вы на него больше не попадётесь.

7. Вы тратите своё время онлайн более рационально

Минимализм проявляется не только в вещах, но и во всех остальных сферах жизни, включая работу за компьютером. Быть минималистом - значит убрать всё лишнее, то, в чём вы на самом деле не нуждаетесь.

Вы не заморачиваетесь с красивыми обоями для рабочего стола, не ищете красивые темы и иконки, не скачиваете лишние программы.

Вы используете простые бесплатные утилиты, не менее функциональные, чем красивые платные варианты. На вашем рабочем столе не маячат десятки иконок посторонних программ, которые вы даже не помните, когда установили, а в браузере не отвлекают несколько вкладок.

Работа с одной вкладкой в браузере - это отличный способ увеличить эффективность работы. Так вы победите многозадачность и не будете отвлекаться на посторонние дела.

8. Принцип «меньше значит больше» действительно работает

Освобождая место в своей жизни и очищая разум, вы начинаете понимать, зачем это нужно. Бесполезные вещи покидают вас. Чем меньше вещей, привлекающих ваше внимание, тем больше контроля в вашей жизни.

Вы тратите меньше времени, в вашей жизни меньше беспорядка и сложностей, связанных с потреблением. Меньше ненужных вещей, затрат, обязанностей.

В итоге совокупность всех этих «меньше» даёт вам гораздо больше: больше времени, свободы и денег. И вы понимаете, что «меньше» на самом деле значит «больше».

Определение минимализма и характерные идеи для мастеров этого движения.

Белое на белом

Минимализм

Определение

Возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годы, минимализм стал одним из основных направлений постмодернизма. Этот стиль характеризуется предельно простой формой, зачастую работы сводятся к изображению геометрических абстракций. Термин минимализм обычно применяется по отношению к трудам таких художников, как Карл Андре, Дэн Флавина, Дональда Джадда, Роберт Моррис, Тони Смит и др. Иногда этот аскетичный тип искусства ассоциируется с концептуализмом.

Происхождение и история

Истоки минимализма видны в некоторых работах русского супрематиста Казимира Малевича, а также в трудах Марселя Дюшана и Фрэнка Стелла. Минималистские картины и скульптуры, как правило, состоят из точных и бескомпромиссных форм, с жесткими цветовыми переходами, используют холодную цветовую палитру или вовсе один или два оттенка.

Не удивительно, что движение подвергалось резкой критике со стороны экспертов и историков в области искусства «театральность» и методы.

Нео-минимализм

Неоминимализм представляет собой довольно расплывчатый художественный архитектурный, скульптурный, живописный и музыкальный стили конца 20-го - начала 21-го века. Его иногда называют «Неогео», «Неоконцептуализм», «Неофутуризм» и так далее. Современные художники, связанные с этим движением: Катарина Берджесс, Пол Кун, Кристофер Уиллард и некоторые другие.

Постминимализм

Постминимализм описывает попытки выйти за рамки идиомы минимализма во всех сферах искусства. Проще говоря, минимализм является довольно интеллектуальным стилем искусства, характеризующимся крайней простотой формы и преднамеренном отсутствии выразительного содержимого. Художники-минималисты были заинтересованы только в передаче чистой «идеи». В постминимализме (1970-е годы) фокус смещался от чистой идеи к форме ее передачи. Известными мастерами движения являются Том Фридман, Ева Хессе, Аниша Капура, Чарльз Рэй, Ричард Таттл, Ханна Вильке и другие.


Для меня минимализм - предпочтение качества количеству. Лучше меньше да лучше. Лучше ничего, чем что попало.
Плюсы:
- минималистичный, не перегруженный деталями интерьер идеален для отдыха и релаксации после трудового дня. (пример: лаунж-зоны в клубах)
- каждодневная экономия времени - минималистичный интерьер легко содержать в порядке и чистоте, меньше времени тратиться на поиск вещи, их немного и у каждой свое место (пример: время, которое надо было потратить на вытирание разных штучек и лишней мебели или поиск носков можно применить на более приятные вещи)
- гардероб в минималистичном стиле позволит всегда выглядеть хорошо. Такие вещи легко комбинируются, сочетаются с любыми акссесуарами и обувью. Никогда не будет ситуации «полный шкаф одежды, а одеть нечего» (пример: маленькое черное платье, изобретенное Шанель)
- экономия денег. Это не синоним мелочности и скупердяйства, экономия не всегда очевидна - вместо груды дешевого барахла минималист может купить одну вещь которая стоит в 3 раза дороже чем вся эта куча, зато эта вещь будет служить долго, использоваться регулярно и радовать владельца, в то время как барахло у большинства так и будет припадать пылью по углам и быстро придет в негодность. (антипример - подруге муж выделил деньги на покупку парфюма, а она вместо нормального фирменного аромата купила кучу базарной вонючей дешевки, мол, менять можно часто. А смысл менять разные сорта дерьма? Так эти клопоморы и покрываются плесенью на полке ванной)
- минимализм дает простор для творчества и фантазии. (пример: вместо того, чтобы бегать по лавкам и нахватать кучу сувениров в турпоездке, которые к тому же 95% - китайский ширпотреб, лучше поискать необычные места и сделать красивые фото, а дома составить интересный коллаж из них)
-в жизненном пространстве минималиста нет места чему-то наносному, случайному. Все просто, ясно, продуманно.

Минусы.
- на любую хорошую идею всегда находятся тупые люди, которые понимают своим черно-белым мышлением все чересчур буквально. Из серии «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет». Такие воспринимают минимализм просто как призыв все тупо и без разбору выкидывать из дома, превращая жилище в подобие безликой тюремной камеры. И начинается коверкание и извращение идеи, нездоровый фанатизм. Пример: недавно читала здесь статью о минимализме, в которой в агрессивно-поучающей манере призывали выкидывать книги и качать электронные. Выбрасывание книг - это, не побоюсь этого слова, херня. Простые деревянные полки с книгами (опять же, не случайными, а любовно подобранными, теми, к которым хочется возвращаться, перечитывать, прикасаться, которые хочется передать детям) - лучшее украшение дома минималиста, очень индивидуальное. И, кроме того, есть много редких книг, которых в инете нет и никогда не будет, а по литературной ценности они на голову выше современной попсы. Но ограниченные фанатики не видят разницы между материальными и духовными ценностями, увы. Система «Флайледи» тоже мне во многом не нравится, есть спорные моменты - казалось бы, освобождение, а на самом деле - самопорабощение, такой вот парадокс.

ДОРОГО! почему-то самое минималистичное и простое на вид - самое дорогое! Например, мебель, одежда. У меня была эпопея с поиском дивана - хотела абсолютно простой, без «свистелок и перделок», но такие стоили баснословно дорого, втрое дороже помпезных и вычурных. Года два искала бюджетный и простой вариант.

Пример гуру минимализма для меня - моя… бабушка! Звучит странно, так как обычно пожилые держатся за старье и хлам. Но она всегда без жалости избавлялась от лишнего, дом сиял чистотой и простором, она очень выделялась этим среди соседок. Теперь, когда родители хотят что-то сохранить «на всякий случай», мол, «мы не миллионеры чтобы все выкинуть», я им говорю «а бабушка пережила войну и воспитала 6 детей но не боялась избавится от лишнего».

Многие великие люди были минималистами. Вот отрывок из биографии А. Ахматовой, автор К. Чуковский:

«Из воспоминаний об Анне Ахматовой» Корней Чуковский.
«Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Подобно Гоголю, Аполлону Григорьеву, Кольриджу и другу своему Мандельштаму, она была бездомной кочевницей и до такой степени не ценила имущества, что охотно освобождалась от него, как от тяготы. Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, редкую гравюру или брошь, как через день или два она раздаст эти подарки другим. Даже в юные годы, в годы краткого своего „процветания“, жила без громоздких шкафов и комодов, зачастую даже без письменного стола.
Вокруг нее не было никакого комфорта, и я не помню в ее жизни такого периода, когда окружавшая ее обстановка могла бы назваться уютной.
Самые эти слова „обстановка“, „уют“, „комфорт“ были ей органически чужды – и в жизни, и в созданной ею поэзии. И в жизни и в поэзии Ахматова была чаще всего бесприютна.
Конечно, она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, ларцы, иконы древнего письма и т.д. то и дело появлялись в ее скромном жилье, но через несколько дней исчезали. Не расставалась она только с такими вещами, в которых была запечатлена для нее память сердца. То были ее „вечные спутники“: шаль, подаренная ей Мариной Цветаевой, рисунок ее друга Модильяни, перстень, полученный ею от покойного мужа, – все эти „предметы роскоши“ только сильнее подчеркивали убожество ее повседневного быта, обстановки: ветхое одеяло, дырявый диван, изношенный узорчатый халат, который в течение долгого времени был ее единственной домашней одеждой»

«Уже тогда, в первой юности, Анна догадалась, ни разумом, а мощным, почти звериным инстинктом: чтобы выжить в эпоху войн и революционного террора, как красного, так и белого, надо научиться жить ничего не имея – в благословенной нищете, освободившись от чувства собственности и все свое нося с собой и в себе. Не поэтому ли с такой легкостью раздавала-раздаривала всё: вещи, деньги, книги, рукописи, как если бы это был не только лишний, но и опасный груз? Все ее имущество помещалось в маленьком ящичке-укладке, а было там: новгородская икона, единственный сохранившийся после бездомья подарок Гумилева, легендарные четки, еще несколько маленьких иконок, старая сумочка, знаменитый испанский гребень…» ©