Мифы древней греции о героях. Боги и герои греческой мифологии Герои эллады история

Знаменитые герои античного мира

Агамемнон – один из главных героев древнегреческого эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны.

Амфитрион – сын тиринфского царя Алкея и дочери Пелопа Астидамии, внук Персея. Амфитрион принял участие в войне против обитавших на острове Тафос телебоев, которую вёл его дядя микенский царь Электрион.

Ахилл – в греческой мифологии один из величайших героев, сын царя Пелея, царя мирмидонов и морской богини Фетиды, внук Эака, главный герой Илиады.

Аякс – имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В "Илиаде" они часто выступают рука об руку и сравниваются с двумя могучими львами или быками.

Беллерофонт – один из главных героев старшего поколения, сын коринфского царя Главка (по другим источникам, бога Посейдона), внук Сизифа. Первоначальное имя Беллерофонта – Гиппоной.

Гектор – один из главных героев Троянской войны. Герой был сыном Гекубы и Приама – царя Трои. По преданию, он убил первого грека, ступившего на землю Трои.

Геракл – национальный герой греков. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Одаренный могучею силой, исполнил самые тяжелые работы на земле и совершил великие подвиги. Искупив свои грехи, взошел на Олимп и достиг бессмертия.

Диомед – сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Дейпилы. Вместе с Адрастом принимал участие в походе и разорении Фив. Как один из женихов Елены Диомед сражался впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях.

Мелеагр – герой Этолии, сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, супруг Клеопатры. Участник похода аргонавтов. Наибольшую славу Мелеагру принесло участие в калидонской охоте.

Менелай – царь Спарты, сын Атрея и Аэропы, муж Елены, младший брат Агамемнона. Менелай, с помощью Агамемнона, собрал дружественных царей на Илионский поход, причем сам выставил шестьдесят кораблей.

Одиссей – "сердитый", царь острова Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы. Одиссей – знаменитый герой Троянской войны, также прославившийся своими странствованиями и приключениями.

Орфей – знаменитый певец фракийцев, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, супруг нимфы Эвридики, приводивший своими песнями в движение деревья и скалы.

Патрокл – сын одного из аргонавтов Менетия, родственник и соратник Ахилла в Троянской войне. Будучи мальчиком, он во время игры в кости убил своего товарища, за это отец отправил его к Пелею во Фтию, где он был воспитан вместе с Ахиллом.

Пелей – сын эгинского царя Эака и Эндеиды, супруг Антигоны. За убийство своего сводного брата Фока, который победил Пелея в атлетических упражнениях, он был изгнан отцом и удалился во Фтию.

Пелоп – царь и национальный герой Фригии, а затем и Пелопоннеса. Сын Тантала и нимфы Эврианассы. Пелоп рос на Олимпе в обществе богов и был любимцем Посейдона.

Персей – сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель медузы Горгоны и спаситель Андромеды от притязаний дракона.

Талфибий – вестник, спартанец, вместе с Эврибатом был глашатаем у Агамемнона, выполняя его поручения. Талфибий вместе с Одиссеем и Менелаем собирал войско на Троянскую войну.

Тевкр – сын Теламона и дочери троянского царя Гесионы. Лучший стрелок из лука в греческом войске под Троей, где от его руки пало свыше тридцати защитников Илиона.

Тесей – сын афинского царя Энея и Эферы. Прославился рядом подвигов, подобно Гераклу; похитил вместе с Пейрифоем Елену.

Трофоний – первоначально хтоническое божество, тождественное с Зевсом Подземным. По распространенному верованию, Трофоний был сыном Аполлона или Зевса, братом Агамеда, питомцем богини земли – Деметры.

Фороней – основатель Аргосского государства, сын речного бога Инаха и гамадриады Мелии. Он чтился как национальный герой; на его могиле совершались жертвоприношения.

Фрасимед – сын пилосского царя Нестора, прибывший вместе с отцом и братом Антилохом под Илион. Он командовал пятнадцатью кораблям и принимал участие во многих битвах.

Эдип – сын финского царя Лая и Иокасты. Убил своего отца и женился на матери, не ведая об этом. Когда преступление открылось, Иокаста повесилась, а Эдип сам ослепил себя. Умер, преследуемый Эриниями.

Эней – сын Анхиса и Афродиты, родственник Приама, герой троянской войны. Эней подобно Ахиллу у греков – сын прекрасной богини, любимец богов; в битвах его защищали Афродита и Аполлон.

Ясон – сын Айсона, по поручению Пелия, отправился из Фессалии за золотым руном в Колхиду, для чего снарядил поход аргонавтов.

На сайте Энциклопедия мифологии размещено более двухсот пятидесяти статей о знаменитых героях и легендарных личностях античного мира, которые можно найти в нашем мифологическом словаре.

(или их потомков) и смертных людей. Герои отличались от богов тем, что были смертны. Чаще это были потомки бога и смертной женщины, реже – богини и смертного мужчины. Герои, как правило, обладали исключительными или сверхъестественными физическими способностями, творческими дарованиями и т.п., но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.
Героями древнегреческих мифов были Ахилл, Геракл, Одиссей, Персей, Тесей, Ясон, Гектор, Беллерофонт, Орфей, Пелоп, Фороней, Эней.
Расскажем о некоторых из них.

Ахилл

Ахилл был храбрейшим из героев. Он участвовал в походе против Трои под предводительством микенского царя Агамемнона.

Ахилл. Греческий античный барельеф
Автор: Jastrow (2007), из Википедии
Ахилл был сыном смертного Пелея, царя мирмидонян, и морской богини Фетиды.
Существует несколько преданий о детстве Ахилла. Одно из них следующее: Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса (по другой версии – в огонь), так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда существующая до наших дней поговорка «Ахиллесова пята». Эта поговорка обозначает чью-либо слабую сторону.
В детстве Ахилла называли Пиррисий («Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»).
Ахилла воспитывал кентавр Хирон.

Хирон обучает Ахилла игре на лире
Другим воспитателем Ахилла был Феникс, друг его отца Пелея. Кентавр Хирон вернул Фениксу зрение, которое у него отнял его отец, ложно обвинённый наложницей.
Ахилл присоединился к походу против Трои во главе 50 или даже 60 кораблей, взяв с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла.

Ахилл перевязывает руку Патроклу (изображение на чаше)
Первый щит Ахилла изготовил Гефест, эту сцену также изображают на вазах.
В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По существующей версии он пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.
Ахилл является главным героем «Илиады» Гомера.
Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб.

Смерть Ахилла
Но существуют и позднейшие сказания о смерти Ахилла: он явился в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама, где был убит Парисом и Деифобом.
Греческий писатель первой половины II века н. э. Птолемей Гефестион повествует, что Ахиллес был убит Геленом или Пенфесилеей, после чего Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся к Аиду (богу подземного царства мёртвых).
Греки воздвигли Ахиллесу мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи Ахиллеса, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. В «Одиссее» Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей.
Похоронен Ахиллес в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде.

Геракл

А. Канова «Геракл»
Автор: LuciusCommons – foto scattata da me., из Википедии
Геракл – сын бога Зевса и Алкмены, дочери микенского царя.
О Геракле созданы многочисленные мифы, наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея.
Культ Геракла был очень популярен в Греции, откуда распространился в Италию, где он известен именем Геркулеса.
В северном полушарии неба расположено созвездие Геркулес.
Зевс принял облик Амфитриона (мужа Алкмены), остановил солнце, и их ночь длилась трое суток. В ночь, когда он должен был родиться, Гера заставила Зевса поклясться, что сегодняшний новорождённый будет верховным царем. Геракл был из рода персеидов, но Гера задержала роды у его матери, и первым на свет (недоношенным) появился его кузен Еврисфей. Зевс заключил с Герой договор, что Геракл не всю свою жизнь будет находиться под властью Еврисфея: после десяти подвигов, совершенных по поручению Еврисфея, Геракл не только освободится от его власти, но даже получит бессмертие.
Афина обманом заставляет Геру покормить Геракла грудью: вкусив этого молока, Геракл становится бессмертным. Младенец причиняет богине боль, и она отрывает его от груди; брызнувшая струя молока превращается в Млечный Путь. Гера оказалась приёмной матерью Геракла.
В юности Геракл случайно убил лирой Лина, брата Орфея, поэтому был вынужден удалиться в лесистый Китерон, в изгнание. Там ему являются две нимфы (Порочность и Добродетель), которые предлагают ему выбор между легкой дорогой наслаждений и тернистым путём трудов и подвигов. Добродетель убедила Геракла пойти по своему пути.

Аннибале Карраччи «Выбор Геракла»

12 подвигов Геракла

1. Удушение Немейского льва
2. Убийство Лернейской гидры
3. Истребление Стимфалийских птиц
4. Поимка Керинейской лани
5. Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами
6. Очистка Авгиевых конюшен.
7. Укрощение критского быка
8. Похищение коней Диомеда, победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)
9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок
10. Похищение коров трёхголового великана Гериона
11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид
12. Укрощение стража Аида – пса Цербера

Антуан Бурдель «Геракл и Стимфалийские птицы»
Стимфали́йские пти́цы – хищные птицы, жившие возле аркадского города Стимфала. Они имели медные клювы, крылья и когти. Нападали на людей и на животных. Самым грозным их оружием были перья, которые птицы сыпали на землю как стрелы. Они пожирали урожай в округе либо поедали людей.
Геракл совершил много других подвигов: с согласия Зевса освободил одного из титанов – Прометея, которому кентавр Хирон ради освобождения от мук отдал свой дар бессмертия.

Г. Фюгер «Прометей несёт людям огонь»
Во время своего десятого подвига ставит по сторонам Гибралтара Геркулесовы столбы.

Геркулесовы столбы – Гибралтарская скала (на переднем плане) и горы Северной Африки (на заднем)
Автор: Hansvandervliet – собственная работа, из Википедии
Участвовал в походе аргонавтов. Победил царя Элиды Авгия и учредил Олимпийские игры. На Олимпийских играх одержал победу в панкратионе. Некоторые авторы описывают борьбу Геракла с самим Зевсом – их состязание закончилось вничью. Установил олимпийский стадий длиной в 600 своих стоп. В беге преодолевал стадий, не переводя дыхание. Совершил множество других подвигов.
О смерти Геракла также существует множество легенд. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, он бросился в огонь. Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде.

Гектор

Храбрейший вождь троянского войска, главный троянский герой в «Илиаде». Был сыном последнего троянского царя Приама и Гекубы (второй жены царя Приама). По другим источникам, был сыном Аполлона.

Возвращение тела Гектора в Трою

Персей

Персей был сыном Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Он победил чудовище горгону Медузу, был спасителем царевны Андромеды. Персей упомянут в «Илиаде» Гомера.

А. Канова «Персей с головой горгоны Медузы». Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Автор: Юкатан – собственная работа, из Википедии
Горго́на Меду́за – наиболее известная из трех сестёр горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень.
Андроме́да – дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи (имела божественных прародителей). Кассиопея однажды похвалилась, что она превосходит красотой нереид (морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды, по внешнему виду напоминающие славянских русалок), разгневанные богини обратились к Посейдону с просьбой о мщении, и он послал морское чудовище, которое грозило гибелью подданным Кефея. Оракул Аммона объявил, что гнев божества укротится только тогда, когда Кефей принесёт Андромеду в жертву чудовищу, и жители страны принудили царя решиться на эту жертву. Прикованная к утёсу, Андромеда была предоставлена на произвол чудовища.

Гюстав Доре «Андромеда прикованная к скале»
В этом положении увидел её Персей. Он был поражён её красотой и обещал убить чудовище, если она согласится выйти за него (Персея) замуж. Отец Андромеды Кефей с радостью дал на это согласие, и Персей совершил свой подвиг, показав лик горгоны Медузы чудовищу, тем самым превратив его в камень.

Персей и Андромеда
Не желая царствовать в Аргосе после нечаянного убийства деда, Персей оставил трон своему родичу Мегапенфу, а сам уехал в Тиринф (древний город на полуострове Пелопоннес). Основал Микены. Город получил своё название из-за того, что Персей потерял в окрестностях наконечник (микес) меча. Считается, что среди развалин Микен сохранился подземный источник Персея.
Андромеда родила Персею дочь Горгофону и шестерых сыновей: Перс, Алкей, Сфенел, Элей, Местор и Электрион. Старший из них, Перс, считался родоначальником персидского народа.

В древнегреческой мифологии существовал класс персонажей, называемых «героями». Герои отличались от богов тем, что были смертны. Чаще это были потомки бога и смертной женщины, реже - богини и смертного мужчины. Герои, как правило, обладали исключительными или сверхъестественными физическими способностями, творческими дарованиями и т.п., но не обладали бессмертием.

Ахилл (Ахиллес).
Сын смертного Пелея, царя мирмидонян, и морской богини Фетиды. В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. Ахилл является главным героем «Илиады» Гомера. Ахиллес присоединился к походу против Трои во главе 50-ти или даже 60-ти кораблей, взяв с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла. Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде.

Геракл.
Сын бога Зевса и Алкмены, дочери микенского царя. О Геракле созданы многочисленные мифы, наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея.
О смерти Геракла также существует множество легенд. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, он бросился в огонь. Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде.

Одиссей.
Сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы, внук Автолика и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, был умным и изворотливым оратором. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея».

Персей.
Сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Он победил чудовище горгону Медузу, был спасителем царевны Андромеды. Персей упомянут в «Илиаде» Гомера.

Тесей.
сын афинского царя Эгея и Эфры, дочь царя Трезена Петфея. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Упомянут уже в «Илиаде» и «Одиссее».

Ясон.
Сын царя Иолка Эсона и Полимеды (Алкимеды). Герой, участник Калидонской охоты, предводитель аргонавтов, отправившихся на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном. Упомянут в «Илиаде» и «Одиссее». По одной версии Ясон покончил жизнь самоубийством, повесившись, либо он погиб вместе с Главкой, либо был убит в святилище Геры в Аргосе, по другой версии, он дожил до старости и погиб под обломками обветшавшего «Арго», заснув в его тени.

Гектор.
Храбрейший вождь троянского войска, главный троянский герой в «Илиаде». Был сыном последнего троянского царя Приама и Гекубы (второй жены царя Приама). По другим источникам, был сыном Аполлона. Его женой была Андромаха. Убил Патрокла, друга Ахилла, и сам был убит Ахиллом, который несколько раз протащил его тело своей колесницей вокруг стен Трои и затем за выкуп выдал Приаму.

Беллерофонт.
Прозвище Гиппоноя. Сын Главка и Евримеды (либо Посейдона и Евриномы). После того, как он убил коринфянина Беллера, его стали называть "убийца Беллера". В мифах об этом герои было не мало описано подвигов.

Орфей.
Легендарный певец и музыкант — исполнитель на лире, чьё имя олицетворяло могущество искусства. Сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу.

Пелоп.
Сын Тантала и Эврианассы (или Дионы), брат Ниобы, царь и национальный герой Фригии и затем Пелопоннеса. Древнейшее упоминание о ПЕЛОПЕ содержится в «Илиаде» Гомера.

Фороней.
Сын Инаха и Мелии. Царь всего Пелопоннеса, либо второй царь Аргоса. Фороней первым соединил людей в общество, и то место, где они собрались, было названо городом Форониконом, после того когда Гермес перевел языки людей, и между людьми начался раздор.

Эней.
Герой Троянской войны из царского рода дарданов. В «Илиаде» убил 6 греков. По подсчётам Гигина, всего убил 28 воинов. Спутников Энея в его странствованиях, описанных на латыни древнеримским поэтом Вергилием в «Энеиде».


Герой - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин (в "Илиаде ") или благородный человек, имеющий славных предков (в "Одиссее "). Впервые Гесиод называет "род героев", созданный Зевсом , "полубогами" (h m i q e o i, Орр. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный" (Hesych. v. h r o z). Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры - H r a).

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги , ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (Apollod. III 13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта).

Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий , сын Аполлона и смертной нимфы Корониды, пытавшийся воскрешать людей, то есть даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3-4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера , Apollod II 4, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио , Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Эсхил "Прометей прикованный", 770 след.) родился Геракл , среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Ранний героизм - подвиги геров, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий , Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон , Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды ; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую герои испытывают мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе , получив в жены богиню Гебу (Hes. Theog. 950-955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Hom. Od. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811-814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Hom. Od. IV 561 -568). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на острова блаженных (Орр. 167-173). Сын Аполлона Асклепий , убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный герой - полубог Дионис , сын Зевса и Семелы, становится божеством еще при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея - архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155-388). В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-Герою. (Anthologia lyrica graeca, ed. Diehl, Lips., 1925, II p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал , Пелопс , Атрей, Фиест , Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода героев (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых герои истребили друг друга (Орр. 156-165).

В начале I тысячелетия до н.э. большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654-657). Плачи (или френы) по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, Гомер "Илиада" , IX 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою (Herodot. II 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон - Эрехфей).

Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В VII-VI вв. до н.э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних героев - эпонимов городов - потерял свое значение (например, в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (например, Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса.

Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же четко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях герои очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в том числе носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш.Отран, Ф.Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж.Фрейзером в "Золотой ветви", и даже видят в героях ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем "кухонный" огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и так далее, то есть выступающем в качестве культурного героя и демиурга.

В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдаленных местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги). Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора "ролей" включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект извлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает герой-добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста.

Пространственная подвижность и многочисленные контакты героев, особенно враждебные, способствуют повествовательному развертыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях герои эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса - хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными "захватчиками". Соответственно, в сказочных текстах мифические герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в том числе младших сыновей и других героев, "не подающих надежд"), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством.

Мифические герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях их роль отдаленно сопоставима с ролью шаманов.

Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в известном смысле, их специфику.

Активность героев в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера - смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша , Ахилла, героев германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьба демонических противников. Такими богами-героями являются, например, Тор в скандинавской мифологии , Мардук - в вавилонской . С другой стороны,герои даже божественного происхождения и наделенные "божественной" силой могут иногда достаточно четко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш " как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может все же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей.

В отдельных случаях неистовый характер героев или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству (ср. греч. Прометея и сходных с ним героев мифологии кавказско-иберийских народов Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения, обычно в силу божественного происхождения. Они нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность героев уменьшается в героическом эпосе и еще более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за них), а эта помощь большей частью приобретается посредством определенного искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, то есть инициации, практикуемой в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе: уход или изгнание героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией - проглатывание юного героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) героя или вождь племени, который дает юноше "трудные задачи" или изгоняет его из племени.

Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток изведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов), герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение - смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии.

Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума.

Биографическое "начало" в героическом мифе в принципе аналогично космическому "началу" в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно четко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или ее отца, эти мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения.

Героическая биография довольно отчетливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.


Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция / А.И. Немировский.- М.: Литература, Мир книги, 2004

Прежде чем говорить о Героях Греции необходимо определиться кто они и в чем их отличие от Чингиз-Хана, Наполеона и других героев, известные в различные исторические эпохи. Помимо силы, изворотливости, и ума, одно из отличий древнегреческих героев — двойственность из рождения. Один из родителей был божеством, а второй — смертным.

Прославленные герои мифов Древней Греции

Описание Героев Древней Греции следует начать с Геракла (Геркулеса) который родился от любовной связи смертной Алкмены и главного бога древнегреческого пантеона Зевса. Согласно дошедших из глубины веков мифов, за совершенную дюжину подвигов Геракл был вознеси богиней Афиной — Палладой на Олимп, где его отец – Зевс, даровал своему сыну бессмертие. Подвиги Геракла широко известны и многие вошли в присказки и поговорки. Этот герой очистил от навоза конюшни Авгия, победил Немейского льва, умертвил гидру. В честь Зевса был в древности назван Гибралтарский пролив – Геркулесовы столбы. По одной из легенд Гераклу лень было преодолевать Атласские горы, и он пробил сквозь них проход, соединивший воды Средиземного моря и Атлантики.
Еще один внебрачный – Персей. Мать Персея – принцесса Даная, дочь аргосского царя Акрисия. Подвиги Персея были бы невозможны без победы над медузой Горгоной. Это мифическое чудовище свои взглядом превращало в камень все живое. Убив Горгону Персей прикрепил ее голову к своему щиту. Желая завоевать благосклонность Андромеды – эфиопской принцессы, дочери Кассиопеи и царя Кефея, этот герой умертвил ее жениха и вырвал из лап морского чудовища, которое собиралось утолить голод Андромедой.
Прославившийся убийством Минотавра и нахождением выхода из критского лабиринта Тесей, был рожден от бога морей Посейдона. В мифологии он почитается как основатель Афин.
Древнегреческие герои Одиссей и Ясон не могут похвастаться своим божественным происхождением. Царь Итаки Одиссей знаменит изобретением Троянскому коня, благодаря которому греки разрушили . Возвращаясь на родину, он лишил единственного глаза циклопа Полифема, провел свой корабль между скалами на которых обитали чудовища Сцилла и Харибда и не поддался волшебному обаянию сладкоголосых сирен. Впрочем, значительную долю известности Одиссею подарила его жена – Пенелопа, которая в ожидании мужа сохраняла ему верность, отказав 108 женихам.
Большинство подвигов древнегреческих Героев дошли до наших дней в изложении поэта-сказителя Гомера, написавшего знаменитые эпические поэмы «Одиссея и «Илиада».

Олимпийские герои Древней Греции

Лента победителя в Олимпийских играх выдавалась с 752 г. до н.э. Герои носили пурпурные ленты и были почитаемы в обществе. Трижды выигравший в Играх получал в подарок статую в Альтисе.
Из истории Древней Греции стали известны имена Корэба из Элиды, победившего в соревнованиях по бегу в 776 г. до н.э.
Самым сильным за весь период проведения фестиваля в древнсоти стал Милон из Кротона, он выиграл в шести соревнованиях по силе. Считается, что он был учеником