Минуй нас пуще всех печалей барский. Крылатые выражения из комедии «Горе от ума» Грибоедова. Самые цитируемые выражения

Московские оперные театры все чаще стали обращаться к современному репертуару. Раньше на сценах господствовали «Онегины» и «Травиаты», а произведения новой эпохи сиротливо показывались раз в декаду, если не реже. Правда, был в столице Камерный музыкальный Бориса Покровского, который слыл «лабораторией современной оперы» и регулярно работал с ныне живущими композиторами. Теперь же новомодные опусы - хороший тон в лучших оперных домах. Таковые есть и в «Стасике», и в «Новой опере», даже оплот консерватизма - Большой - нисходит не только до Шостаковича с Бриттеном, которые все еще у нас числятся по современному ведомству, но и до Вайнберга с Баневичем. Не отстает от коллег и неугомонный «Геликон». Еще не так давно он лишь иногда разбавлял мейнстримную афишу новинками (как правило, надолго они не задерживались), и кассу театру делали проверенные классические шедевры. Теперь же сотрудничество с композиторами-современниками смотрится одним из стратегических направлений многовекторной деятельности Дмитрия Бертмана.

Либреттисты (Маноцков и его напарник - автор идеи проекта художник Павел Каплевич) взяли за основу бессмертную грибоедовскую комедию «Горе от ума». Фабула, драматургия, характеры и роли, да и львиная доля афористичного текста - все из хрестоматийной классики, известной каждому еще со школы. Но, чтобы не связывать себя необходимостью жестко следовать Грибоедову, постановщики придумали ловкий ход - совместили Чацкого, «лишнего человека» русской литературы, с Чаадаевым, «лишним человеком» русской действительности XIX века, дополнив текст комедии выдержками из «Философических писем» последнего и модифицировав фамилию главного героя. Получился многозначительный симбиоз, позволяющий говорить о России и ее вневременных проблемах.

Мысль, прямо скажем, не свежа: современники Грибоедова «прочитывали» в Чацком именно Чаадаева, а Петр Яковлевич до сих пор называется одним из «прототипов» главного героя «Горя от ума» (сам автор никаких указаний на этот счет не оставил).

Срежиссировать мировую премьеру позвали не менее модного Кирилла Серебренникова. Ситуация вокруг возглавляемого им «Гоголь-центра» привлекла к постановке дополнительное внимание. Для пиара - просто подарок, особенно учитывая, что современная опера публику, как правило, отпугивает. Серебренников остался верен себе, хотя особым радикализмом эта его постановка не отличается. Начинается действо с толпы оголяющихся мужчин. Под звуки грибоедовского вальса ми-минор хлопцы спортивного телосложения меняют костюм, с тем, чтобы взяться за свою привычную работу - ногами месить глину или, если точнее, топтать черную, выжженную землю и носить на руках огромные платформы, где, собственно, и обитает высший свет. Идея социального неравенства, сегрегации, поданная более чем доходчиво, если не сказать - в лоб, новизны в ней немного, считывается на раз. На «узнавании» сработано и все остальное: разговоры по мобильникам (в том числе сакраментальное «Карету мне, карету!»), олимпийские костюмы с надписью «RUSSIA» на обитателях фамусовского дома, бездушное чиновничество в деловых офисных двойках и светский бал а-ля рюс в кокошниках (с намеком на знаменитый романовский костюмированный маскарад 1903-го).

Приметы нынешнего времени рассыпаны по всему спектаклю, нанизаны, словно бусы, на каждую сцену - они вызывают одобрительное хихиканье зала, где на премьерных показах, разумеется, изрядное количество почитателей таланта режиссера. Он изъясняется на привычном им языке, довольная публика это понимает, чему несказанно рада. Не обошлось и без маленьких непристойностей. Горничная Фамусовых Лиза для сердечных дел выбирает себе фактурного кавалера из народа (буфетчика Петрушу), «атланта», поддерживающего платформу, - но прежде чем забрать его на социальный верх, раздевает догола и отмывает от грязи, поливая водой из шланга. Лизу же в другой картине насилует Молчалин - пока Фамусов произносит пафосные речи, та ритмично взвизгивает в сверхвысокой тесситуре. В общем, ничего сенсационного. Нечто подобное мы регулярно видим на подмостках драматического театра, и не только у Серебренникова. Одним словом, ставь, как угодно, и все будет хорошо, все в масть, прямиком в историю отечественной сцены.

Вопрос, при чем тут вообще Чаадаев, остается открытым.

Не забудем, что перед нами все-таки опера, произведение для музыкального театра, для певцов, оркестра и хора, и, кроме актуальной темы и модной режиссуры, хорошо бы, чтобы и партитура представляла собой явление. По этой-то части как-то совсем не задалось. Даже в сравнении с прежними опусами Маноцкова (например, «Гвидоном» и «Титием Безупречным») «Чаадский» предстает наименее выразительным и ярким продуктом. Музыка однообразна и скучна, не имеет собственного лица, не пленяет и не шокирует, оставляя слушателя абсолютно равнодушным. Эксплуатируемые грибоедовские вальсы - единственное, за что способно «зацепиться ухо», прочее - набор общих мест: постмодернистский поскреб по сусекам, то есть по всем мыслимым музыкальным стилям прошлого. Да и исполнение оставляет желать лучшего. Вина ли в том солистов, дирижера, композитора или звукорежиссеров (использование подзвучки совершенно очевидно), но пение слышно плохо, а слов невозможно разобрать - вся надежда на собственную память и бегущую строку. Маэстро Феликс Коробов мужественно собирает партитуру «Чаадского» в некое единое полотно, но и ему это удается не вполне - кажется, однообразие звукового контекста утомляет даже столь бывалого интерпретатора современной музыки.

Фото на анонсе: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Отчий дом мой стоит в двух кварталах от петербургского Таврического дворца. С четырёх лет я стал в нём «своим человеком» и вскоре узнал, что с этими покоями связано имя великого полководца Александра Васильевича Суворова. Уже в первом классе мне было известно о нём многое, даже фамилия нелюбимой жены. Тогда же в фильме о нём я увидел безобразно орущего на него императора Павла I: «В-о-он!» Царь подло мстил старому полководцу. Суворов, одолев крутые альпийские тропы и выйдя в долину с армией усталых оборванцев, наголову разбил вполне благополучную армию наполеоновского генерала Массены.

Европа рукоплескала. Люди разных национальностей справедливо ожидали триумфального возвращения полководца в Россию, но бесноватый император приказал доставить его в крестьянских санях под тулупом в Таврический дворец. Мне ли не знать со всех сторон насквозь продуваемый дворец. Даже Суворов, которого называли «сверхзакалённым», простыл и 6 мая 1800 года скончался. Павел не успокоился, он повелел поставить в траурный кортеж только армейские подразделения, не допускать ни одного гвардейца, то есть воинов, с которыми он одерживал легендарные победы...

Тихо живёт на задворках Европы городок Бенцлау. В нём закончил свой жизненный путь светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский, только что выдворивший из России Наполеона. Со стороны казалось: в глубокой дрёме старик нашёл, наконец, тихое пристанище после великой победы. И только сменяющиеся около него адъютанты, слыша, как постанывает он в своём полусне, понимали: что-то ещё болезненно связывает почти ушедшего с этим миром.

Тихо отворилась дверь. Вошёл царь. Ему быстро подставили кресло.

Прости меня, Михаил Илларионович, - кротко попросил он.

Я-то тебя прощу. Россия тебе не простит, - с трудом, через одышку отвечал умирающий.

Только эти два человека знали, о чём идёт речь. Только они могли понять, как больно хлестнул императора ответ Кутузова. За ним стояли многие годы царственного раздражения популярностью полководца. Всякий раз, когда судьба близко сводила их, отношению Александра к старому фельдмаршалу противостоял весь народ. То есть именно народ: все сословия.

Молодой граф Толстой, дежурный адъютант, стоя за ширмой, записал короткий диалог. Ни ему, никому другому не дано было понять, что стоит за этими двумя как-будто прощальными фразами. А стояло вот что. Кутузов после изгнания Наполеона из России стоял на том, что ни Франция, ни какая-либо другая страна Запада или Востока не представляет собой историческую опасность для России. Он откровенно высказал императору обоснованные знания последствий восстановления королевской короны Пруссии и императорской - Австрии. Кутузов чётко видел, с какой скоростью собирает талантливый Бисмарк разрозненные германские княжества. И с какой педантичной последовательностью военный стратег Мольтке ставит добродушную страну на рельсы Первой мировой войны.

Александр I вышел от Кутузова почти неслышно. А старый полководец в который раз зацепился за мысль, почему победителей в России ожидает не милость правителей, а их отчуждённость и даже опала, как случилось совсем недавно с его учителем Александром Васильевичем Суворовым.
- За что? - думал умирающий Кутузов. И, мудрый, отвечал себе: - За то, что автор «Науки побеждать» решительно не воспринимал воспитание армии на прусский лад: «... порох - не пудра, коса - не тесак, и я не немец, а природный русак».

Истории российской довелось ещё раз убедиться, что случается полное несовпадение правителей со всеми слоями населения. Судьба подарила нашей стране ещё одну недолгую встречу с рано, в 39 лет, ушедшим гением - Михаилом Дмитриевичем Скобелевым. Многие считали его учеником Суворова. В его воинской биографии было даже нечто родственное суворовскому переходу через Альпы - переход через Иметлийский перевал, только по безводным пространствам прикаспийских степей. Усталые, изнурённые зноем, войска Скобелева вступили в бой под Шейновым и привели к сдаче целой турецкой армии под командованием Весселя-паши в Русско-турецкой войне 1874-1878 гг.

В самых тяжёлых походах и сражениях Михаил Дмитриевич оказывался легендарным победителем и был назначен первым военным губернатором Ферганской области. Затем снова - сражения и проходы. По-человечески привлекателен он был для всех слоёв населения, начиная с крестьян, которые называли его не иначе как Белый генерал. Были для этого прямые основания: перед боем он надевал белую кирасу, вёл в атаку своих солдат и сам вступал в гущу сражения на белом коне. В народе родилась формула: «где Белый генерал, там победа». Но был и человек, который едва терпел молодого полководца. Беда была в том, что этим человеком стал сам император Александр III. О масштабах этой враждебности можно судить по письму царю видного государственного деятеля К. Победоносцева, да, того самого, которого при советской власти поминали только как «реакционера и мракобеса».

«Смею повторить снова, - писал он, - что Вашему Величеству необходимо привлечь к себе Скобелева сердечно. Время таково, что требует крайней осторожности в приёмах. Бог знает, каких событий мы можем ещё быть свидетелями и когда мы дождёмся спокойствия и уверенности. Не надобно обманывать себя; судьба назначила Вашему Величеству проходить бурное очень время, и самые большие опасности и затруднения ещё впереди. Теперь время критическое для Вас лично: теперь или никогда - способных действовать в решительные минуты. Люди до того измельчали. Характеры до того выветрились, фраза до того овладела всем, что, уверяю честью, глядишь около себя и не знаешь, на ком остановиться. Тем драгоценнее теперь человек, который показал, что имеет волю и разум и умеет действовать».

Царь не внял письмам одного из самых влиятельных своих советников.

Опала на маршала Жукова отличалась от всех предыдущих. Конечно, такого рода нравственная пытка возможна только в деспотически управляемой стране. Сталин устроил соответствующий спектакль. Однажды были собраны маршалы и генералы с подачи Берия, подозревающего Жукова в предательстве. Сталин был одет в свой традиционный гражданский френч. Это считалось дурным признаком. Ясно было, что собрание добром не кончится. Он таинственно открыл лежащую перед ним папку. Герои-победители лишний раз доказали, что проявить личное мужество на фронте легче, чем гражданское, да ещё и под взглядом деспота. Они старались говорить о личных недостатках нрава маршала Победы, по возможности избегая политического призвука. Спустя несколько часов, вождь сказал, что Жуков «наш человек, предателем быть не может, а на недостатки его характера он должен обратить серьёзное внимание». При этом продолжалась опала. Грустно и смешно, что опалу продолжил Никита Хрущёв, пытавшийся обвинить Георгия Константиновича в «бонапартизме», и в народе распространилась поговорка: «куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй».

Стратегический талант Кутузова позволил ему видеть дальше и больше. Он увидел будущую мировую войну.

Скобелев говорил о том же открытым текстом, хотя ему на долю выпало победно воевать как раз в Средней Азии.

Жуков лицом к лицу схватился с той самой силой, которая, по предсказанию Кутузова, «пришла убивать наших детей и внуков». Вот про что этот диалог: «Прости меня, Михаил Илларионович». И ответ: «Я-то тебя, государь, прощу. Россия тебе не простит».

Не хочу останавливаться на самом большом грехе перед защитниками России и русской нации. Каждый раз вздрагиваю, проходя через Советскую площадь, первородное название коей Площадь Скобелева. Там, у здания Моссовета, на средства простого народа был сооружён великолепный памятник - конная статуя «белого генерала». В 1917 году её варварски раскололи. Не могу поверить, чтобы ни одно сердце не дрогнуло при виде следов такого варварства...

А нам с вами, дорогой читатель, перекрестившись, добавить вечную мудрость: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Александр КРАВЦОВ, академик российской словесности

Забавные проступки престолонаследника смешили порою только его самого.

Многим они казались немыслимыми даже для 17-летнего недоросля. А то, что произошло у дверей царской столовой, вызвало настоящий переполох, причем августейшая тетушка буквально рвала и метала от бьющих через край горячих эмоций…

А мы живем торжественно и трудно…

Войдя на великокняжескую половину, императрица поцеловала Катю и поинтересовалась, почему красавица опаздывает к обедне, заботясь больше о нарядах, нежели о служении Господу Богу. Елизавета сухо добавила, что во времена Анны Иоанновны ей, цесаревне, доводилось жить не в Зимнем дворце, а на внушительном расстоянии, в материнском каменном доме на Царицыном лугу, возле Летнего сада, неподалеку от которого сейчас разбили прогулочный сквер «Променад». Впрочем, это здание, как и стоящий по соседству особняк покойного генерала Адама Вейде, перешло в собственность графа Алексея Григорьевича Разумовского — за заслуги перед Отечеством.

Там же, кстати, пояснила монархиня, квартировал некогда, по приезде в Россию, его высочество Карл Фридрих, герцог Голштинский, муж моей сестры Анны Петровны и отец вашего, милочка, дражайшего супруга. Ваш в Бозе почивший свекр! «Именно из сих стен — морозной зимней ночью почти пять лет назад — окруженная надежными людьми, я двинулась в санях к казармам Преображенского полка, в район Песков, за Фонтанку, чтобы с помощью моих доблестных гвардейцев вернуть себе украденный самозванцами священный прародительский венец. Но и гораздо раньше, в ту нелегкую для меня пору, когда властвовала Анна Иоанновна, я не нарушала своих обязанностей, не пропускала церковных служб во дворце, хотя для этого приходилось жертвовать сном, вставать затемно, одеваться при свечах…»

Фике робко опустила голову. Елизавета, прищурясь, взглянула на нее и велела кликнуть придворного парикмахера. «Тимофей, — ласково обратилась она к склоненному в поклоне верному холопу, — если ты будешь впредь причесывать великую княгиню в таком же медленном темпе, как обычно, я прогоню тебя с должности в два счета. Иди!» (Увы, подумала Катя, всех ожидает день печали и скорби.) «Да, — как бы в тон ее грустным мыслям усмехнулась Елизавета Петровна, — а где ваш благоверный?» — «В своих покоях, ваше величество…» — «Позовите-ка мне его. Истосковалась по племяннику. Жажду лицезреть!»

Семь мечей пронзали сердце…

Наследник-цесаревич не заставил себя долго ждать. В шлафроке и с ночным колпаком весело, слегка фривольно подбежал он к царственной ручке и замер с таким выражением, будто готовился принять заслуженную награду. Императрица чмокнула его в щеку и спросила, где и когда набрался он смелости совершить столь неприглядный поступок. Войдя в эрмитажную комнату, где расположена подъемная машина для кухни, сообщила монархиня, она увидела просверленную, будто решето, дверь. Все отверстия были направлены к тому месту, которое самодержица обыкновенно предпочитает за столом. Как Петр Феодорович прикажет понимать все это?

«Вы, вероятно, забыли, чем обязаны мне? Неблагодарный юнец! У моего батюшки был, как знаете, совершеннолетний сын-престолонаследник. Честолюбивый, самостоятельный — не вам чета. Он и в подпитии не падал на колени перед бюстами и портретами чужеземных королей. Между прочим, ваш единокровный дядя — вы родились через десять лет после его смерти. У этого человека были все законные права на корону. Все! Но он дерзко, безрассудно вел себя, перечил, прекословил, интриговал, прятался у кесаря в Италии, и отец отлучил его от державного наследства. Отлучил напрочь! Имейте в виду: я тоже могу переменить свои замыслы!»

Великий князь встрепенулся и что-то возразил, но царица гневно оборвала его и, рассердившись не на шутку, как это часто случалось с ней в минуты недовольства и ярости, громовым голосом стала выкрикивать упреки и оскорбления. «И как только посмели? Государыня… с гостями… приватно… А вы? Подсматривать? Шпионить? Наушничать? Сопляк, мальчишка! Вы что себе позволяете? В своем ли уме? Лазутчик выискался! Я научу вас хорошим манерам. Научу раз и навсегда! Попробовали бы учинить такое при дворе Анны Иоанновны, моей старшей кузины… Она — не я: мигом упекала ослушников и смутьянов в крепость, гнала в Тмутаракань. И смертную казнь при ней будь здоров как применяли. То-то и боялись, то-то и остерегались. А я, щедрая натура, отменила. Тогда, глухой ночью, в час моего триумфа, поклялась при свидетелях на Библии, что не буду проливать ничьей крови. И свято исполнила сей зарок. Всех жалею да жалую. Вот и обретаю… благодарности».

Елизавета перевела дух и тут заметила слезы на лице Фике. «Успокойтесь, детка, — махнула она веером, — вас все это не касается. Вы не подглядывали и не пытались подглядывать. Что вам волноваться?» Императрица замолчала, словно отдыхая от шумной, тяжелой сцены. Потом прикрыла ресницы и, кивнув насупленной парочке, вышла в коридор…

Забрели и горько каемся…

Петр Феодорович поспешил в свои комнаты, а Катя — в спальню, переодеть наконец парадное платье, так и не снятое после богослужения. Спустя минуту цесаревич вернулся к жене. Постоял и вымолвил — чуть не на ушко, каким-то невнятным, смущенно-насмешливым тоном: «Государыня была точно фурия, не отдавала себе отчета в криках и воплях». — «Ну, не совсем так, — парировала Екатерина, — она просто очень расстроилась. Вам не следовало делать того, что вы сделали. Я предупреждала о неизбежных неприятностях». — «Вы поздно предупредили!» — «Ах, я еще и в ответе! Ваше высочество, вы — взрослый, семейный мужчина и призваны сознавать все последствия неверных шагов и опрометчивых поступков…»

Молодые супруги пообедали в Катиных апартаментах, беседуя вполголоса и не сводя глаз с дверей и окон. Когда Петр отправился в свои покои, к Фике зашла камер--фрау Мария Крузе. Ее тирада была заготовлена «с порога» — и, очевидно, по заданию сверху. «Надо признать, — выдохнула «разведчица», — что государыня поступила как истинная мать!» Екатерина внимательно слушала незваную гостью. К чему клонят разговор? «Мать сердится и бранит детей, — вдохновенно вещала многоопытная дама, — но затем обида проходит и заступница отпускает им грехи. Вы оба должны были сказать: виноваты, матушка, простите нас! И обезоружили бы ее кротостью и покорностью…»

Катя, старательно подыскивая фразы, выдавила, что, будучи необычайно смущенной гневом ее величества, сочла за благо слушать и молчать. Крузе развела руками и тихо покинула комнату — устремившись в высокие кабинеты со срочным докладом. Но наука мудрой камер-фрау не прошла понапрасну. Сакраментальное сочетание «виноваты, матушка» крепко запало в голову рассудительной Фике. Запало, как волшебный сезам, «отворяющий» любой каприз всемогущей самодержицы. Фике подхватила цитату и успешно пользовалась ею в течение долгих лет. Еще бы, Елизавета Петровна — по свойствам характера — обожала видеть перед собой винящихся и кающихся.

…Перед Пасхой гофмаршал Карл Сиверс (тот самый, что когда-то встречал Софию и Иоганну под Москвой, в селе Всесвятском, а позднее рухнул с Катей на маскараде, где ему пришлось танцевать полонез в огромных женских фижмах) поведал княгине заветную царскую волю. Ей, ограничивавшей себя в пище в первую неделю Великого поста, надлежит говеть еще столько же. Фике сказала своему доброму знакомцу (женившемуся недавно на дочери Марии Крузе, Бенедикте Федоровне), что хотела бы воздерживаться от скоромного на протяжении всех полутора месяцев. Вскоре вельможа известил Екатерину: императрица получила чрезвычайное удовольствие и разрешает сей духовный подвиг. Гроза миновала…

“И дым Отечества нам сладок и приятен!” – подборка цитат, афоризмов и крылатых выражений из комедии в стихах Александра Грибоедова “Горе от ума”.

“Горе от ума” Александра Грибоедова - выдающееся произведение русской литературы, которое буквально сразу после его создания было разобрано на цитаты. Самые меткие выражения стали крылатыми и используются в качестве поговорок и афоризмов. Мы употребляем их ежедневно, слышим их с экранов телевизоров и не всегда помним, что автор этих крылатых выражений - поэт Александр Грибоедов. Предполагаем, что по количеству афоризмов и поговорок, “вышедших” из литературного произведения, “Горе от ума” является абсолютным чемпионом не только русской, но и мировой литературы. И это притом, что “Горе от ума” - это совсем небольшое по объёму произведение. Итак, слово Александру Грибоедову:

Портрет Александра Грибоедова, художник Иван Крамской, 1875г., написан с литографии

Высказывания цитируются в порядке их появления в тексте комедии “Горе от ума”.

“Горе от ума”, Действие I

1. “…Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь”. (Лиза, явление 2)

2. “Счастливые часов не наблюдают”. (София, явление 3)

3. “А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!” (Фамусов, явление 4)

4. “Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца”. (Фамусов, явление 4)

5. “Блажен, кто верует, тепло ему на свете!” (Чацкий, явление 6)

6. “Где ж лучше?” (София) “Где нас нет”. (Чацкий, явление 6)

7. “Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!” (Чацкий, явление 6)

8. “А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных”. (Чацкий, явление 6)

“Горе от ума”, Действие II - крылатые выражения, афоризмы, цитаты:

9. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. (Чацкий, явление 2)

10. “Свежо предание, а верится с трудом”. (Чацкий, явление 2)

11. “Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:

Кто хочет к нам пожаловать, - изволь;

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнёхонько, про всех готов обед”. (Фамусов о москвичах, явление 6)

12. “Дома новы́, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары”. (Чацкий о Москве, явление 5)

13. “А судьи кто?” (Чацкий, явление 5)

14. “Где́, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве…” (Чацкий, явление 5)

15. “Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?” (Чацкий, явление 5)

16. “… злые языки страшнее пистолета!” (Молчалин, явление 11)

“Горе от ума”, Действие II I - крылатые выражения, афоризмы, цитаты:

17. “Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…” (Чацкий, явление 1)

18. “Чины людьми даются,

А люди могут обмануться”. (Чацкий, явление 3)

19. “Зла, в девках целый век, уж Бог её простит”. (Княгиня, явление 8)

20. “Ах, Франция! Нет в мире лучше края! -

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён.

Куда деваться от княжон! -

Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья…” (Чацкий, явление 22)

“Горе от ума”, Действие I V - крылатые выражения, афоризмы, цитаты:

21. “О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? душа или язык?” (Чацкий, явление 10)

Из комедии «Горе от ума (1824) А. С. Грибоедова (1795- 1829). Слова горничной Лизы (действ. 1, явл. 2):

Ах, от господ подалей;

У них беды себе на всякий час готовь,

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Мир принадлежит сильным

см. По праву сильного

Мирное сосуществование

Из доклада комиссара по иностранным делам Советского правительства Георгия Васильевича Чичерина (1872-1936) на заседании ВЦИК (1920): «Наш лозунг - мирное сосуществование с другими правительствами, какими бы они ни были».

В форме «мирное сожительство» выражение употребил В. И. Ленин в своем «Ответе на вопросы берлинского корреспондента амер. информационного агентства «Universal Service» Карла Виганда (1920).

Обычно служит для определения лояпьных, ровных отношений с кем-либо, без дружбы, но и без вражды (шутливо-ирон.).

Мировая скорбь

С немецкого: Weltschmerz.

Из неоконченного сочинения «Селина, или о бессмертии» (опубл. 1827) немецкого сатирика Жана Поля (псевдоним И.-П. Рихтера, 1763- 1825), который употребил это выражение, говоря о «бесчисленных муках людей».

Как писал русский поэт и переводчик Петр Исаевич Вейнберг (1830- 1908) в своей статье «Поэзия мировой скорби» (1895) мировая скорбь есть «скорбь о несовершенствах мира, о нестроениях в нем и о страданиях человечества».

Выражение стало особенно популярным после выхода статьи «С выставки картин 1831 г.» немецкого поэта Генриха Гейне, который, говоря о картине художника Делароша «Оливер Кромвель у тела Карла I», написал: «Какую огромную мировую скорбь выразил мастер в немногих чертах!»

Шутлтиво-ирон.: о чьем-либо мрачном виде, плохом настроении, унынии и т. п.

Мистер Икс

Сценическое имя главного героя оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка» (1926). Либретто Юлиуса Браммера и Арнольда Грюнвальда.

Шутливо-иронически: о ком-либо неизвестном или о том, кто желает сохранить свою анонимность.

Митрофанушка

Главный герой комедии «Недоросль» (1783) Дениса Ивановича Фонвизина (1745-1792) - избалованный помещичий сынок, лентяй и неуч. Имя нарицательное для молодых людей подобного типа.

Мишка, Мишка, где твоя улыбка?

Из песни «Мишка» (1947), слова и музыку (обработка В. Нечаева) к которой написал поэт Георгий Александрович Титов (1919-1989):

Мишка, Мишка, где твоя улыбка,

Полная задора и огня?

Самая нелепая ошибка -

То, что ты уходишь от меня.

Шутливо-иронически: призыв приободриться, стряхнуть печаль, улыбнуться.

Мне грустно... потому что весело тебе

Из стихотворения «Отчего» (1840) М. Ю. Лермонтова (1814-1841):

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно... потому что весело тебе.

Используется иносказательно как ответ собеседнику, который не понимает всей серьезности сложившейся вокруг него ситуации (тяжести собственного проступка, вины и пр.) и по-прежнему сохраняет радужное настроение.

Мне не дорог твой подарок, / Дорога твоя любовь

Из русской народной песни «По улице мостовой»:

Мне не дорог твой подарок, -

Дорога твоя любовь,

Не хочу перстня носить,

Хочу так дружка любить.

Смысл выражения: важны не стоимость и изысканность подарка, а чувства, которые он призван выразить.

Мне не смешно, когда маляр негодный / Мне пачкает мадонну Рафаэля

Из трагедии «Моцарт и Сальери» (1830) А. С. Пушкина (1799- 1837):

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает мадонну Рафаэля,

Мне не смешно, когда фигляр презренный

Пародией бесчестит Алигьери

Иносказательно: о непрофессионализме, небрежно выполненной работе.

Мне некогда было написать короче

Из книги «Письма к провинциалу, или Письма Людовика Монтальта к другу в провинцию и к отцам иезуитам о морали и политике иезуитов» (1657) французского ученого, философа и писателя Блеза Паскаля (1623-1662). В конце 16-го письма этой книги он написал: «Письмо это вышло более длинным только потому, что мне некогда было написать его короче».

Другой известный перевод: «У меня не было времени написать письмо короче».

Смысл выражения: для составления краткого, логичного и содержательного текста (и, соответственно, его обдумывания) нужно гораздо больше времени, нежели для простого фиксирования на бумаге всех мыслей, которые приходят на ум по тому или иному поводу. В последнем случае многословие неизбежно.

Мне отмщение, и аз воздам

Из Библии (церковно-славянский текст). Перевод: На мне лежит отмщение, и оно придет от меня (в смысле: отмщение не для человеческого суда).

Встречается в Ветхом Завете (Пятая книга Моисеева) и Новом Завете (Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 19): «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Этот текс Л. Н. Толстой использовал в качестве эпиграфа к роману «Анна Каренина».

Мнимый больной

С французского: Le malade imaginaire.

Русский перевод названия комедии (1673) французского драматурга Жана Батиста Мольера (псевдоним Жана Батиста Поклена, 1622- 1673).

Шутливо-иронически: о здоровом человеке, который притворяется больным в силу каких-то своих обстоятельств.