Обломов проблема любви. Андрей Штольц и Ольга Ильинская. Любовь к Ольге

Гончаров сказал: «Любовь движет миром с силой архимедова рычага». Эти слова можно взять эпиграфом не только к роману Гончарова «Обломов», но и ко всей человеческой жизни в целом.
Любовь в «Обломове», как и в других романах, играет огромную роль. Ею можно объяснить многие поступки героев, она - причина радости и страданий. Любовь - это то, что есть в человеке самое прекрасное, что заставляет его совершать прекрасные поступки.
Каждый герой романа, как и любой из нас, воспринимает любовь по-своему, каждый рисует в воображении свой идеал любимой или любимого. В романе Гончаров показывает несколько любовных линий: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына, Захар и Анисья. Все они, несмотря на различия, имеют общие черты.
Любовь Ольги и Обломова появилась в результате заботы Штольца. Этот деятельный человек не может смириться с апатией друга, поэтому предпринимает попытки возродить его к жизни. Штольц описывает Ольге прекрасные душевные качества Обломова: его нежность, доброту, ум. Ольга пытается «растормошить Обломова». Сначала это кажется ей забавой, тем более что Обломов прямо на глазах начинает возрождаться. Он и сам живет любовью: «...встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности». Но Ольга и в самом деле влюбляется в Обломова. Теперь это уже не игра. Ольга готова многое дать своему избраннику, но и от него ждет самоотверженной отдачи. И, увы, сталкивается с инертностью Обломова. Любовь начинает тяготить Илью Ильича. Он понимает, что «и в любви нет покоя». Трагичный итог неминуем, герои расстаются. Мне кажется, причина в том, что оба любили созданный ими образ, а не конкретного человека. Илья Ильич понял это и в письме к Ольге пишет: «...ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи... высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или истерических припадках... Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите - он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку». Вскоре и сама Ольга поняла всю призрачность своей любви. В разговоре со Штольцем об Обломове она создала для себя идеальный образ и полюбила его. Ольга любила не того Обломова, какой он есть на самом деле, а свое творение, то, что могло получиться потом, в будущем. А Обломов? Он вернулся к прежней жизни, к дивану и к халату. Ему больно потерять Ольгу. Но ведь и Обломов любит не живого человека, а придуманный им образ. Осознай он настоящую натуру Ольги, ему бы и в голову не пришло поместить ее в свой будущий воображаемый мир. Для Обломова идеальный брак - это нечто другое: «...а подле гордо-стыдливой покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет...» Он, выросший в Обломовке и усвоивший с детства только одну философию: все должно находиться в состоянии покоя, никогда не поймет деятельную натуру Ольги.
Но любовь, какая бы она ни была, не проходит бесследно. Она разбудила в Обломове лучшие его качества. Теперь мы симпатизируем ему, видим в нем нечто большее, чем просто бездеятельного человека. Любовь изменила и Ольгу. Первым это заметил Штольц. «Как она созрела, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем? Где она брала уроки жизни? У барона? Там гладко, не почерпнешь ничего в его щегольских фразах! Не у Ильи же!..» Если разобраться, то и сам Штольц хочет спокойной долгой любви. Только, в отличие от Обломова, в любви Штольц, как и в жизни, не терпит ни малейшей неопределенности, недосказанности. Все должно быть разобрано и разложено по полочкам, чтобы противоречия не накапливались и не угрожали жизни супругов в будущем. Штольц счастлив в браке. Он добился, чего хотел, и нашел в Ольге то, что искал: способность думать, как он, быть наравне с ним. Они не находятся на разных полюсах, как Обломов и Ольга, они оба передовые люди: умные, откровенные, стремящиеся к знаниям. Но в душу Ольги закрадываются сомнения, ей кажется, что чего-то в ее жизни все же недостает, она мечтает о чем-то несбыточном. Быть может, идеал Ольги - это мужчина, который воплотил бы в себе душевные качества Обломова и деятельную натуру Штольца.
Обломов же находит свой идеал в Пшеницыной. Произошло это тихо и незаметно. Лежа на диване, видя перед собой старательную Агафью Матвеевну, Обломов влюбляется в нее. Она отличная хозяйка, добрая и верная жена. Но главное в том, что она создала для Ильи Ильича его Обломовку, к которой он стремился. Дом Пшеницыной и есть Обломовка. Обломов снова попал в ту среду, воспоминания о которой у него сохранились с детства. С того самого момента, когда Илья Ильич переступил порог дома Агафьи Матвеевны, он был обречен вернуться в Обломовку, вернуться к своей прежней жизни, умереть для окружающих и начать жить по своей мечте. Любовь Пшеницыной ничего не требует от Обломова, более того, хозяйка сама идет на жертвы во имя этой любви. «...Она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв... Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку». Любовь Пшеницыной самоотверженна и преданна. Кажется, что вся ее жизнь прошла в ожидании человека, которого можно бы было преданно любить и окружать заботой. Она взяла на себя роль полновластной хозяйки и отлично с ней справляется. Она готовит воскресные пироги, закладывает свои вещи, о чем совсем не догадывается Обломов, только бы барин ни в чем не нуждался. Такая любовь очень похожа на материнскую любовь и заботу. Но, может быть, Обломо- ву и нужна была такая жена, которая воплотила в себе качества жены и матери одновременно.
В романе есть еще одна линия любви. Она прослеживается в отношениях между слугой Обломова Захаром и Анисьей. Эти люди по-своему счастливы, они тоже нашли в жизни свой идеал. Захар считает себя человеком умным и делает вид, что не прислушивается к женским советам, но потом поступает так, как говорит ему жена. Анисья все это видит, воспринимает как должное и счастлива.
Все эти состоявшиеся браки разные, но нельзя сказать, какой из них лучше, какой хуже. Важно то, что в них каждый из партнеров нашел то, чего искал. Счастлив Обломов, потому что жена от него ничего не требует, в то же время всецело заботясь о нем. Счастлива и Агафья, потому что ее каждодневные хлопоты и вечное движение приобрели высший смысл. Штольц тоже нашел свой идеал женщины.
Тема любви вечна, и, пока на земле есть люди, есть и любовь.

Сказал: «Любовь движет миром
с силой архимедова рычага». Эти слова мож-
но взять эпиграфом не только к роману Гон-
чарова «Обломов», но и ко всей человеческой
жизни в целом.
Любовь в «Обломове», как и в других ро-
манах, играет огромную роль. Ею можно
объяснить многие поступки героев, она -
причина радости и страданий. Любовь - это
то, что есть в человеке самое прекрасное, что
заставляет его совершать прекрасные по-
ступки.
Каждый герой романа, как и любой из
нас, воспринимает любовь по-своему, каж-
дый рисует в воображении свой идеал люби-
мой или любимого. В романе пока-
зывает несколько любовных линий: Обломов
и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшени-
цына, Захар и Анисья. Все они, несмотря на
различия, имеют общие черты.
Любовь Ольги и Обломова появилась в
результате заботы Штольца. Этот деятель-
ный человек не может смириться с апатией
друга, поэтому предпринимает попытки воз-
родить его к жизни. Штольц описывает Оль-
ге прекрасные душевные качества Обломо-
ва: его нежность, доброту, ум. Ольга пытает-
ся «растормошить Обломова». Сначала это
кажется ей забавой, тем более что Обломов
прямо на глазах начинает возрождаться. Он
и сам живет любовью: «…встает он в семь ча-
сов, читает, носит куда-то книги. На лице ни
сна, ни усталости, ни скуки. Но нем появи-
лись даже краски, в глазах блеск, что-то вро-
де отваги или, по крайней мере, самоуверен-
ности». Но Ольга и в самом деле влюбляется
в Обломова. Теперь это уже не игра. Ольга
готова многое дать своему избраннику, но
и от него ждет самоотверженной отдачи. И,
увы, сталкивается с инертностью Обломова.
Любовь начинает тяготить Илью Ильича. Он
понимает, «что «и в любви нет покоя». Тра-
гичный итог неминуем, герои расстаются.
Мне кажется, причина в том, что оба любили
созданный ими образ, а не конкретного чело-
века. Илья Ильич понял это и в письме к
Ольге пишет: «…ваше настоящее «люблю» не
есть настоящая любовь, а будущая. Это толь-
ко бессознательная потребность любить, ко-
торая за недостатком настоящей пищи… вы-
сказывается иногда у женщин в ласках к ре-
бенку, к другой женщине, даже просто в
слезах или истерических припадках… Вы
ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы жда-
ли, о ком мечтали. Погодите - он придет,
и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и
стыдно за свою ошибку». Вскоре и сама Оль-
га поняла всю призрачность своей любви.
В разговоре со Штольцем об Обломове она
создала для себя идеальный образ и полюби-
ла его. Ольга любила не того Обломова, какой
он есть на самом деле, а свое творение, то, что
могло получиться потом, в будущем. А Обло-
мов? Он вернулся к прежней жизни, к дива-
ну и к халату. Ему больно потерять Ольгу.
Но ведь и Обломов любит не живого -челове-
ка, а придуманный им образ. Осознай он на-
стоящую натуру Ольги, ему бы и в голову не
пришло поместить ее в свой будущий вооб-
ражаемый мир. Для Обломова идеальный
брак - это нечто другое: «…а подле гордо-
стыдливой покойной подруги спит беззабот-
ный человек. Он засыпает с уверенностью,
проснувшись, встретить тот же кроткий сим-
патичный взгляд. И через двадцать, тридцать
лет…» Он, выросший в Обломовке и усвоивший
с детства только одну философию: все долж-
но находиться в состоянии покоя, никогда не
поймет деятельную натуру Ольги.
Но любовь, какая бы она ни была, не про-
ходит бесследно. Она разбудила в Обломове
лучшие его качества. Теперь мы симпатизи-
руем ему, видим в нем нечто большее, чем
просто бездеятельного человека. Любовь из-
менила и Ольгу. Первым это заметил Штольц.
«Как она созрела, боже мой! Как развилась
эта девочка! Кто же был ее учителем? Где
она брала уроки жизни? У барона? Там глад-
ко, не почерпнешь ничего в его щегольских
фразах! Не у Ильи же!..» Если разобраться,
то и сам Штольц хочет спокойной долгой люб-
ви. Только, в отличие от Обломова, в любви
Штольц, как и в жизни, не терпит-ни малей-
шей неопределенности, недосказанности. Все
должно быть разобрано и разложено по по-
лочкам, -чтобы противоречия не накаплива-
лись и не угрожали жизни супругов в буду-
щем. Штольц счастлив в браке. Он добился,
чего хотел, и нашел в Ольге то, что искал:
способность думать, как он, быть наравне
с ним. Они не находятся на разных полюсах,
как Обломов и Ольга, они оба передовые лю-
ди: умные, откровенные, стремящиеся к зна-
ниям. Но в душу Ольги закрадываются со-
мнения, ей кажется, что чего-то в ее жизни
все же недостает, она мечтает о чем-то не-
сбыточном. Быть может, идеал Ольги - это
мужчина, который воплотил бы в себе ду-
шевные качества Обломова и деятельную на-
туру Штольца.
Обломов же находит свой идеал в Пшени-
цыной. Произошло это тихо и незаметно. Ле-
жа на диване, видя перед собой старатель-
ную Агафью Матвеевну, Обломов влюбляет-
ся в нее. Она отличная хозяйка, добрая и
верная жена. Но главное в том, что она со-
здала для Ильи Ильича его Обломовку, к ко-
торой он стремился. Дом Пшеницыной и есть
Обломовка. Обломов снова попал в ту среду,
воспоминания о которой у него сохранились
с детства. С того самого момента, когда Илья
Ильич переступил порог дома Агафьи Мат-
веевны, он был обречен вернуться в Обло-
мовку, вернуться к своей прежней жизни,
умереть для окружающих и начать жить по
своей мечте. Любовь Пшеницыной ничего не
требует от Обломова, более того, хозяйка са-
ма идет на жертвы во имя этой любви. «…Она
не знала, что с ней делается, никогда не
спрашивала себя, а перешла под это сладост-
ное иго безусловно, без сопротивлений и ув-
лечений, без трепета, без страсти, без смут-
ных предчувствий, томлений, без игры и му-
зыки нерв… Полюбила Обломова просто, как
будто простудилась и схватила неизлечимую
лихорадку». Любовь Пшеницыной самоотвер-
женна и преданна. Кажется, что вся ее жизнь
прошла в ожидании человека, которого можно
.бы было преданно любить и окружать забо-
той. Она взяла на себя роль полновластной
хозяйки и отлично с ней справляется. Она
готовит воскресные пироги, закладывает
свои вещи, о чем совсем не догадывается Об-
ломов, только бы барин ни в чем не нуждал-
ся. Такая любовь очень похожа на материн-
скую любовь и заботу. Но, может быть, Об-
ломову и нужна была такая жена, которая
воплотила в себе качества жены и матери од-
новременно.
В романе есть еще одна линия любви. Она
прослеживается в отношениях между слугой
Обломова Захаром и Анисьей. Эти люди по-
своему счастливы, они тоже нашли в жизни
свой идеал. Захар считает себя человеком
умным и делает вид, что не прислушивается
к женским советам, но потом поступает так,
как говорит ему жена. Анисья все это видит,
воспринимает как должное и счастлива.
Все эти состоявшиеся браки разные, но
нельзя сказать, какой из них лучше, какой
хуже. Важно то, что в них каждый из парт-
неров нашел то, чего искал. Счастлив Обло-
мов, потому что жена от него ничего не тре-
бует, в то же время всецело заботясь о нем.
Счастлива и Агафья, потому что ее каждо-
дневные хлопоты и вечное движение приоб-
рели высший смысл. Штольц тоже нашел
свой идеал женщины.
Тема любви вечна, и, пока на земле есть
люди, есть и любовь.

Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию.
Мне казалось, что скука, однообразие, лень, которые олицетворялись в лице Ильи Ильича, не могли быть совместимы с этим горячим и страстным чувством. Мне кажется, что он и сам не подозревал, что способен любить. Илья Ильич спокойно существовал на свете, никому не мешал, но особенно никому и не был нужен. Конечно, приходили к нему и молчаливый Алексеев, и невыносимый ужасный Тарантьев. Однако они могли быть, могло их и не быть. Ничто не могло вывести его из сонной дремы.
Однако я ошибалась. Обломов любил и был любим. Его избранницей стала молодая и симпатичная Ольга Сергеевна Ильинская, с которой его познакомил единственный друг Обломова - его школьный товарищ Штольц. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Затем интерес перешел в необходимость постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь.
Девушка взялась за перевоспитание ленивого увальня Обломова. То, что он несколько опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и почерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, “голубиное сердце”, как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя. И ради нее он готов был сдвинуть горы.
Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что Штольц говорил о нем правильно. Илья Ильич - чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно тешило самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит с Ольгиными поручениями, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл обо всех прежних горестях, он как бы в радостной лихорадке, даже появление Тарантьева, которого он побаивался, вызывает лишь досаду. Сонное существование переросло в жизнь, полную красоты, любви и радостных надежд, полную небывалого счастья. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Так портит и вредит любви то, что Обломов считает себя недостойным Ольгиных чувств. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает. Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не возвратит весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же, я считаю, в любви оба должны быть равны, а Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. И настоящая любовь не должна бояться каких-то неприятностей, ей безразлично мнение общества. Связь оборвалась из-за пустяка, из-за невыполненного Ольгиного каприза. Тем не менее Ольга долго переживала разрыв с Обломовым. Но вскоре Штольц занимает место в сердце девушки. Штольц - светский человек, любовь к нему не постыдна, а вполне оправдана и принята светом. Через некоторое время Штольц и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что она его слушает. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом - все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, ей хочется чего-то, но она не может выразить свое желание словами. Штольц объясняет это тем, что уже все в жизни познано, ничего нового уже не будет. Ольге обидно, что он ее не понял до конца. Но, вообще-то, Ольга счастлива со Штольцем. Итак, Ольга нашла свою любовь.
Хотя эта любовь и бескрылая, и слишком уж приземленная, но все же любовь. А что же Обломов? Первое время он очень переживал, сожалел о разрыве. Но постепенно свыкся с этой мыслью и даже полюбил другую женщину. Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так красива, как Ольга. Но простота, доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова - ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала вдовой Ильи Ильича. Любовь между ними была тихая и спокойная, без особой страсти, какая бывает в молодости, без сумбурных ласк, без признаний в вечной любви. Это была любовь двух зрелых людей, умудренных жизненным опытом. Вскоре у Агафьи Матвеевны и Ильи Ильича родился мальчик, что еще больше упрочило их отношения. Обломов умер от очередного “удара”, но последние годы его жизни были согреты теплом их искренней любви.
Я не могу сказать, чья любовь мне ближе. Я предпочла бы любовь с таким же началом, как у Ольги и Обломова, с такой же общностью интересов, как у Ольги и Штольца, с таким же счастьем в старости, как у Агафьи Матвеевны и Обломова.


И.А. Гончаров в романе «Обломов» изображает три любовные линии: Илья Обломов и Ольга Ильинская, Илья и Агафья Пшеницына, Андрей Штольц и Ольга. Герои по-разному видят жизнь, относятся к любви, у них несхожие цели, но одно их объединяет — умение любить.

Илья Обломов и Ольга Ильинская

Илья Ильич Обломов — барин, который привык ничего не делать, жить по течению. Даже деятельный Штольц не смог вывести его из состояния апатии и бездействия. Однако когда Обломов знакомится с Ольгой, и чувство любви поселяется в его сердце, душа молодого дворянина оживает. Он полюбил ее за естественность натуры, за отсутствие лжи и жеманства. А Ольга мечтала разбудить его ото сна и возродить к новой счастливой жизни, но постепенно сама влюбилась в его доброту, мягкость и романтичность.

С течением времени Обломов приходит к выводу, что они с Ольгой люди совершенно не подходящие друг другу, что Ольга любит не его, а того, кого создала в своем воображении. К тому же, когда он начинает думать, сколько хлопот предстоит с подготовкой к свадьбе, он постепенно отдаляется от возлюбленной, предпочитая покой и одиночество. Ольга также начинает осознавать, что Обломов никогда не станет таким, о котором она грезит, поэтому их отношения заканчиваются разрывом. Окончание отношений вместо ожидаемого облегчения приносит Обломову душевную боль, и он окончательно теряет остатки жизненной активности.

Илья Обломов и Агафья Пшеницына

Илья Ильич погружается в объятия безделья и пустых фантазий. Хлопоты по обустройству его жизни берет на себя Агафья Матвеевна Пшеницына — хозяйка его квартиры. Она не понимает, что в Обломове вызвало в ней такое сильное чувство, но для него она готова жертвовать многим. Обломова привлекает в ней эта готовность все отдать за него, ее ненавязчивая забота. Постепенно он привыкает к ней, они женятся, и у них появляется сын Андрей. Когда Обломов умирает, Агафья Матвеевна отдает сына на воспитание Ольге Ильинской и Андрею. Она мечтает, чтобы ее сын воспитывался в той же среде, что и отец, и стал настоящим дворянином.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

После расставания с Обломовым, Ольга долго восстанавливает свои душевные силы. Она уезжает в Европу, чтобы отвлечься, и встречает там Андрея Штольца. Серьезная, обретшая жизненный опыт Ольга становится для него идеалом, о котором он грезил всю жизнь. Он открывается ей в своих чувствах. Ольга боится ответить ему взаимностью, так как уверена, что настоящая любовь в жизни встречается лишь однажды. Но Штольц утверждает, что Обломова она не любила, что ее чувства были лишь своеобразной репетицией к настоящему счастью.

Брак Ольги и Андрея напоминают мечтания Обломова: уютный дом на берегу моря, детский смех, совместное чтение газет и споры на всевозможные темы. Но Ольге словно чего-то не хватает, что заставляет ее двигаться вперед к совершенному счастью.

Выводы

Мне кажется, что автор не случайно так свел и развел всех этих людей. Скорее всего, надежды на светлое будущее он возлагает на Андрея — сына Обломова, которого воспитывают Ольга и Штольц. Именно в нем смогут воплотиться лучшие черты деятельности и духовности, что сделает его по-настоящему гармоничным человеком.

В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны три истории любви: Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Ольга и Штольц. Все они по-разному относятся к любви, у них разные цели в жизни, разные взгляды на саму жизнь, но в них есть нечто общее - умение любить. Они долго ищут свою любовь и, только найдя ее, обретают истинное счастье.
Илья Ильич Обломов - типичный русский барин. Он рос “байбаком” и поэтому он ничего не умеет и не хочет делать, только лежит целыми днями на диване, ест, спит и строит грандиозные планы на будущее. Даже Штольц, его самый близкий друг, не может вывести его из состояния полной бездеятельности. Но ситуация резко меняется после знакомства Обломова с Ольгой Ильинской. Она считалась необычной девушкой, в ней не было “ни жеманства, ни лжи, никакого кокетства”. Именно за эту искренность, чистоту, прямоту и полюбил он Ольгу. Героиня же сначала пытается пробудить его к жизни, а затем и полюбила за доброту, мягкость, романтичность.
Летом Обломов уезжает вслед за Ольгой на дачу, где их любовь расцветает в полную силу. Но уже здесь он понимает, что они с Ольгой разные люди, что она любит не его, а только будущего Обломова.
Вернувшись в Петербург, они продолжают встречаться, хотя Обломов снова ведет малоподвижный образ жизни. Он начинает представлять, сколько дел надо переделать к свадьбе, - уладить дела в Обломовке, подобрать новую квартиру, подготовить все к свадьбе, посетить старых друзей и пригласить их в гости. Герой боится этих хлопот и поэтому начинает отдаляться от Ольги, отговариваясь то болезнью, то плохим состоянием дорог. Она начинает осознавать, что Илья Ильич далек от того человека, которого она нарисовала в своем воображении, и что она не сможет сделать реального Обломова идеальным. Поэтому Ольга порывает с Обломовым.
Их разрыв должен был бы быть облегчением для Обломова, но он приносит ему душевную боль. Он любил искренно, конец отношений убил остатки энергичного, деятельного Обломова.
Герой снова погружается в омут безделья и мечтательности. Все заботы о нем берет на себя его квартирная хозяйка, Агафья Матвеевна Пше-ницына. Она и сама не знает, почему любит Илью Ильича. Быть может, он резко отличается от ее окружения, от раболепных чиновников вроде её покойного мужа, быть может, она разглядела его мягкость, чуткость, доброту. Она многим жертвует ради него, продает свои вещи, чтобы ему всегда было хорошо. Герою нравится ее постоянное движение, ее ненавязчивая забота о нем, ее готовность все отдать за любимого человека. Обломов начинает привыкать к ней. Он женится на Агафье Матвеевне, у них рождается сын Андрей.
До самой смерти Ильи Ильича она ухаживает за ним, водит его на прогулки, холит и лелеет его. После его смерти она единственная не забывает его, ухаживает за его могилой. Их сына Андрея она отдает Штольцу и Ольге, чтобы сын воспитывался в той же среде, что и отец, чтобы он стал настоящим дворянином.
Обломов нашел во вдове Пшеницыной женщину из своих снов, жившую только ради мужа и детей. Она скрасила его последние дни, помогла ему прожить их спокойно, ни в чем не нуждаясь.
После разрыва с Обломовым Ольга долго не может прийти в себя. Вместе с тетушкой она уезжает в путешествие по Европе, где встречается со Штольцем. Андрей очень удивился, увидев вместо веселой девушки, которой Ольга была до отъезда, серьезную молодую женщину. Он понимает, что “новая” Ольга - это тот идеал, к которому он стремился. Штольц признается ей в своей любви. Ольга же боится зарождающегося в ней чувства к Штольцу, она считает, что любить можно лишь однажды и что теперь она никого не может любить по-настоящему. Штольц объясняет ей, что она не любила Обломова, это была лишь подготовка к любви, и Ольга еще будет счастлива.
Совместная жизнь Штольца и Ольги похожа на мечты Ильи Ильича: собственный домик в Крыму, ребятишки, каждый вечер они читают книги, газеты, обсуждают новые изобретения и открытия, спорят на разные темы. Но Ольга чувствует какую-то неудовлетворенность, какое-то неосознанное стремление вперед. Эти стремления помогают ей “с большей любовью” смотреть на жизнь.
В своем романе Гончаров показал разные лица любви: жертвенная любовь Агафьи Матвеевны, идеализированная любовь Ольги к Обломову, союз двух любящих людей - Ольги и Штольца. Каждая из них прекрасна по-своему, каждая из них возможна только для определенного типа людей. Ольга, Штольц, Обломов, вдова Пшеницына - абсолютно разные люди, но у них единая цель - быть с любимым человеком, иметь семью. Любовь - великое чувство, для него не существует сословных преград (Обломов и Агафья Матвеевна). Если действительно любишь, то сделаешь все для любимого человека.