Пренатальная и перинатальная психология и психотерапия. Пренатальная и перинатальная психология

Перинатальная и пренатальная психология (лат. pre — до, лат. peri — около, лат. natalis — относящийся к рождению) — это направление психологии , занимающееся изучением условий становления психики ребёнка, находящегося в утробе матери или только что родившегося.

Беременные женщины уже давно обнаружили, что ребёнок ещё до своего рождения откликается на чувства и мысли мамочки, начинает двигаться, пинаться. И их догадки получили научное подтверждение. Информация, полученная ребёнком в утробе матери, а также во время и сразу после родов, прочно фиксируется в его памяти. В сочетании с генетической, эта информация обусловливает психологические и поведенческие особенности взрослого человека и влияет на его судьбу . Не зря жители Китая и Японии исчисляют жизнь ребёнка не с момента его рождения, а с момента зачатия .

Основоположником перинатальной психологии считают доктора Густава Ханса Грабера , сформировавшего в 1971 году в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии. А в 1986 году было провозглашено о создании международной ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины.

В перинатальной психологии выделяют две базовых аксиомы:

  • наличие психической жизни плода;
  • наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Станислав Гроф , один из основателей трансперсональной психологии предложил теорию перинатальных матриц, согласно которой перинатальные события у человека фиксируются в виде четырёх основных матриц, соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода.

Первая перинатальная матрица: "Матрица наивности" . Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Она формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. Так у желанных детей при здоровой беременности базовый психический потенциал выше.

Вторая перинатальная матрица: "Матрица жертвы". Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Ребёнок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход " из матки закрыт. Если нагрузка на ребёнка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы. Боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов и тогда матрица жертвы также формируется патологическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном — формируется.

Третья перинатальная матрица: "Матрица борьбы". Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребёнка. Характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной, или выжидательной позиции ничего не зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребёнку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации.

Четвёртая перинатальная матрица: "Матрица свободы". Начинается с момента рождения и завершается в период семи дней после рождения, либо в первый месяц, или пересматривается всю жизнь человека. Если ребёнок по разным причинам разлучён с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу.

Есть мнение, что полноценным грудным вскармливанием до года, а также хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы. Перинатальной психологией разработаны эффективные методы избавления от перинатальных психотравм.

Ребёнка можно и необходимо воспитывать уже в утробе матери. Главное — будущей маме испытывать достаточное количество положительных эмоций, доверять себе и общаться со своим малышом.

Рождение ребенка – важнейший момент в жизни супругов. К нему следует готовиться, так как за эти девять предстоящих месяцев будет заложена основа его личности и фундамент его судьбы. Это самый таинственный этап жизни человека и, наверное, чрезвычайно важный. Для будущих родителей важно знать не только особенности внутриутробного физического развития, но и познакомиться с духовной жизнью своего еще не родившегося ребенка, с основными положениями его интеллектуального и психического развития, которые обосновывает перинатальная психология. Это – новое направление в науке, изучающее формирование и развитие психики ребенка с момента зачатия и до его появления на свет, включая все этапы рождения. Действительно, психическая жизнь еще не появившегося дитя таинственна и сложна. Она тесно связана с жизнью матери в этот период. Все мысли, слова, эмоции, стрессовые переживания теперь касаются не только ее, но и ребенка. Не случайно во многих странах Востока отсчет прожитых лет человека начинается с момента зачатия. В давние времена на Руси оберегали беременную женщину от дурного глаза и от худого слова, от травмирующих ситуаций от травмирующих не родившегося, но и.

Перинатальная психология: основные положения

Основоположником данного направления научного знания является известный ученый в области трансперсональной психологии Станислав Гроф, который утверждает, что именно в период внутриутробного развития и рождения в психике каждого человека прочно закладываются программы, которые раскрываются или проявляются в дальнейшей жизни человека. Эти девять месяцев невидимой жизни маленького человека могут предопределить всю его дальнейшую жизнь, проявляясь в особенностях поведения, свойствах личности, увлечениях и выборе профессии. Ученый назвал эти программы, каждая из которых связана с определенным периодом развития и стадией родов перинатальными базовыми матрицами. Наше сознание подобно сложнейшему компьютеру, и информация, записанная в этих базовых программах, работает всю жизнь человека.

Перинатальная психология, как область психологических знаний о человеке, возникла недавно, но она уже привлекла пристальное внимание не только психологов и психотерапевтов, но и педагогов, специалистов медицины.

Матрица Наивности

Первая базовая перинатальная программа формируется в период внутриутробного развития ребенка. Ее называют Матрицей Наивности или Нирваны. Для нее характерно состояние полного удовлетворения всех потребностей, любви и блаженства, ощущения бесконечного благополучия. Все желания этого крошечного человечка осуществляются в момент их возникновения, ему не нужно прикладывать никаких усилий. Он един с организмом матери, поэтому все осуществляется само собой. При благоприятном течении беременности ребенок получает более высокий психический потенциал к адаптации к окружающему миру и возможность быть здоровым, сильным и успешным в будущем.

Все, чем живет в это время будущая мать, все ее переживания, мечты, разочарования, сомнения запечатлевается в программе, становятся неосознанными фактами биографии будущего человека. Ведь стоит заволноваться женщине, как малыш сразу же откликнется. Любое эмоциональное состояние заставляет малыша реагировать. Пока они представляют собой единое целое, он, малыш, прилежно усваивает на неосознанном уровне материнский опыт. Формируется первая базовая матрица, которая, если не управлять, то влиять будет весьма серьезно на жизнь человека.

Что же происходит, когда завершающая фаза формирования первой перинаталной матрицы нарушается, когда по медицинским показаниям ребенку помогают родиться через кесарево сечение? Он лишается двух последующих — они просто не откладываются в его психике. Такой человек становится носителем только матрицы наивности, и это ведет к появлению своеобразных свойств личности. Он отличается слишком высоким доверием к окружающим людям и сниженным инстинктом самосохранения. Волевые качества недостаточно развиты: ему трудно определить цели в жизни, а если они появляются, ему не хватает настойчивости, трудолюбия и упорства в их достижении. Ведь в его матрице живет неосознанная программа, что все необходимое должно прийти само собой. Нет, они не становятся бездельниками. Но некая пассивность присутствует в их характере.

Желанные дети. Случайные дети. Мы редко планируем рождение своих детей. Все происходит часто неожиданно, а иногда и не вовремя. Начинаются сомнения, просчитываются различные варианты, выслушиваются мнения самого разного толка. Быть или не быть ребенку – этот вопрос может стоять перед женщиной не один день. Наконец решение принимается в пользу жизни. Но что там записалось в матрице? Ему рады? Ему сделали одолжение, разрешив родиться и жить? Будет ли он здоров после того, как его собирались убить? Почувствует ли себя малыш желанным и любимым? Какую миссию мы иногда возлагаем на плечи еще не родившегося ребенка? Как часто он становится спасителем , заставляя их вступать в брак или сохранить его от распада. Страшно подумать, насколько разрушительны слова недовольства и раздражения матери или, не дай Бог, проклятия в адрес ребенка. Он родится, и она будет безумно любить его, но программа может начать свою разрушительную работу. Поэтому каждой женщине следует быть чрезвычайно ответственной в этот период своей и его жизни.

Матрица жертвы

Начало родовых схваток знаменует собой формирование второй базовой матрицы. Тяжелый момент не только для матери, но и для ребенка. Страдает и женщина, и ее рождающийся ребенок. Пока они еще крепко связаны, поэтому и боль, и эмоции у них общие. Эту, формирующуюся во время схваток программу называют матрицей Жертвы. После девяти месяцев блаженства все меняется. Стенки матки начинают сжиматься, причиняя боль и лишая его состояния благополучия и любви. Все остается в прошлом. Он – жертва, ему нужно «бежать», но выхода нет, так как шейка матки еще не раскрылась. Но даже, казалось бы, в этой безвыходной ситуации ребенок принимает участие в своем рождении, как утверждают специалисты. Он борется за свою будущую жизнь; он помогает матери и себе, вбрасывая через плаценту в кровь женщины гормоны, замедляющие или ускоряющие процесс. Что же приводит к патологическому формированию этой матрицы? Стремительные роды, а также долгий период схваток фиксируют в программе безвыходность ситуации, состояние отчаяния. Страх матери перед родами способствует выработке гормонов стресса, что ведет к переживанию ребенком ужаса, беспомощности и безысходности.

Какова роль программы второй перинатальной матрицы в жизни человека? Все, что пережил малыш на этой стадии родов, может проявиться в его поведении в трудных ситуациях. Тот, кто благополучно прошел эту стадию своего рождения всегда найдет в себе силы для борьбы, терпения в достижении поставленной цели, не отчаиваться и не винить себя в случае поражения. Он получил опыт решения безвыходных ситуаций. В его программе зафиксировалась уверенность, что все трудности и препятствия можно преодолеть, что, борясь, он справится с ними.

Если человек становиться обладателем матрицы, в которой записались какие-либо ошибки, то в нем развивается обостренное чувство долга, он отличается высокой ответственностью и повышенной старательностью, склонностью к самообвинению. Любая сложная ситуация вырастает в его глазах до чудовищных размеров, из которой он боится не найти выхода. В нем присутствует бессознательный страх перед трудными обстоятельствами, и он является препятствием в решении проблем. Даже маленький ребенок начинает пасовать перед какой-либо трудностью. «Нет, у меня не получится!», — говорит такой малыш, даже не попытавшись что-либо сделать. Нужно отметить, что у совсем маленьких детей часто проявляются «базовые страхи» — страх темноты, одиночества, боли, сказочных существ, необъяснимых явлений и конечно, страх смерти. Эти детские необъяснимые страхи хранятся в памяти многих взрослых людей.

Матрица Борьбы и Пути

Она закладывается с момента раскрытия шейки матки и до рождения дитя. Эта матрица характеризуется тем, что переживания отчаяния и безысходности преодолены, так как есть выход. Но, проходя через родовой канал, плод временно переживает нехватку кислорода, страх смерти. Это толкает его действовать, чтобы пройти через препятствие к жизни. Он – больше не Жертва, он – Борец за свою жизнь, сам прокладывает себе путь. Поэтому эта программа и называется матрицей Борьбы и Пути. Если этот этап рождения пройден малышом благополучно, то он получает бесценный опыт преодоления препятствий и трудных ситуаций. Став взрослым, он будет ценить свою жизнь и бороться там, где необходимо, но не будет кидаться в бой, если в этом нет необходимости и ради своего самоутверждения.

Если потужной период был долгим и трудным, в программе человека жестко фиксируется стадия страдания и борьбы. Вся его дальнейшая жизнь станет бессознательным вызовом смерти и бесконечной борьбой за выживание. Это проявляется в выборе деятельности человека и профессии, его часто опасных увлечениях. Посмотрите на людей, занимающихся экстремальными видами спорта: их жизнь – это бесконечный поединок со смертью. Вызывают недоумения рискованные действия молодых людей, которые ради лайков и роликов в Интернете бросают вызов смерти. Кто победит?

Многие специалисты утверждают, что при кесаревом сечении третья матрица не закладывается, другие утверждают, что в момент извлечения плода из матки она формируется, хотя в усеченном виде.

Матрица Свободы

Первый вздох ребенка, первый его крик знаменуют начало формирования четвертой матрицы. Он пришел в этот мир, преодолев столько трудностей, боли, борьбы, напряжения и переживаний. Путь пройден, борьба закончилась, все испытания остались в прошлом. Но что он получил взамен? Свободу! Но она принесла ему ощущение полного одиночества в этом чуждом ему мире. И как важны для пришельца первые минуты и часы жизни! Ему так нужны именно в этот момент любовь и защита матери, так важно ощущать ее дыхание и слышать, как и прежде, спокойное биение ее сердца. Если эти потребности ребенка соблюдены, то Свободу он воспринимает с чувством безопасности и уверенности. Если в первые часы своей жизни его отлучают от матери, и он не получает по каким-либо причинам ее заботу и внимание, то страх свободы зафиксируется в матрице. Став взрослым, человек может испытывать бессознательное напряжение в ситуации свободы, так как она для него непосильная ноша. Возможности свободно действовать и принимать самостоятельные решения будут напрягать его всегда.

Исследователи называют различные сроки формирования четвертой матрицы – от первых минут и часов после рождения и до месяца. Многие специалисты утверждают, что она формируется всю последующую жизнь, и отношение к свободе постоянно претерпевает изменения.

Какой же можно сделать вывод? Наверное, мало у кого проходит формирование этих на первый взгляд мистических матриц гладко, без нарушений и всякого рода сбоев. К сожалению, не все находится в нашей власти. Но и не так уж мало. Вот несколько советов будущим мамам.

Во-первых, серьезно отнеситесь к своему здоровью. Наиважнейший фактор, от которого зависит и благополучное течение беременности, и роды, и здоровье малыша.

Во-вторых , помните, что судьба ребенка во многом закладывается еще в период беременности. И вам выбирать то, как вы проживете эти девять месяцев, какие чувства и эмоции впустите в свою жизнь, чему будете радоваться и с кем общаться.

В-третьих, не отчаивайтесь, если в период беременности и родов произошли какие-то отклонения от нормы. Специалисты по перинатальной психологии считают, что любые ошибки в формировании базовых матриц можно скорректировать. Грудное вскармливание (желательно до года), внимание, любовь и ласка, разумное воспитание способны исправить многие ошибки, случающиеся во время родов.

В –четвертых, займитесь интеллектуальным развитием еще не родившегося малыша. Да, да! Не удивляйтесь! Уже пора. Знаете ли вы, что к концу шестого месяца развития плода завершается формирование клеток головного мозга. Он начинает слышать и воспринимать все, что происходит вокруг вас. Научитесь общаться со своим малышом. Ваш голос он слышит прекрасно. Поэтому пойте ему песенки, разговаривайте с ним, слушайте вместе с ним музыку, читайте стихи. Известно, что детишки, приобщенные к музыке еще до рождения, бывают более спокойными, легко обучаемыми. Они более способны к овладению иностранными языками. Какую музыку слушать? Специалисты советуют спокойную, мелодичную музыку, а вот агрессивную лучше избегать. Произведения Вивальди и особенно Моцарта пользуются в наше время у будущих мамочек большой популярностью. Вы слышали о феномене Моцарта? Эта музыка оказывает, по мнению специалистов, уникальное воздействие на развивающийся плод.

Перинаталная психология — модное в наши дни научное направление. Найдите время познакомиться с ее основными положениями. Это поможет решать многие проблемы не толко в вашей жизни, но и в жизни вашего ребенка.

Память плода тесно связана с дородовой средой - это ощущения плода и будущего ребёнка, которые начинаются в материнской утробе. Память об этих ощущениях сохраняется на всю жизнь.

До недавнего времени такая идея вызывала скептицизм у психологов, но теперь, с усовершенствованием способов контроля за жизнью и состоянием эмбриона, начала меняться научная парадигма о взаимодействии матери и ребёнка, которое начинается во время беременности и влияет на всё последующее поведение детей.

Современные матери посвящают много времени чтению книг о беременности, слушают классическую музыку, занимаются йогой и медитацией. Их собственные наблюдения подтверждают, что плод действительно чутко реагирует на все внешние раздражители.
Но, оказывается, ребёнок не только чувствует, но и запоминает полученную информацию и эмоции, формируя и используя в дальнейшем определённую модель поведения в ситуациях своей взрослой жизни.

Беременность и стресс

Известно, что гены - это главное, что предопределяет внешность и здоровье ребёнка, но его внутренние психологические характеристики будут зависеть именно от матери. Это, так называемая, - программа жизни, которая формируется задолго до рождения. И хоть мозг плода ещё не умеет обрабатывать информацию и сигналы извне, но беременная мать и её будущий ребенок страдают от негативных внешних условий в равной степени, а восприятие этих сигналов происходит на уровне чувств.

Стресс матери провоцирует выброс гормонов, которые поступают в кровь ребёнка через плацентарный барьер, стрессовая реакция плода, то есть ощущения с ним связанные, проникают в долговременную память и проявляются затем на всех этапах взросления.

С медицинской точки зрения, стресс вызывает сокращение массы плода, снижение иммунитета , провоцирует аллергические заболевания, астму, задержку психического развития.
Ещё более страшные последствия негативной дородовой памяти - высокая склонность к алкоголизму , депрессиям и суициду. Последнее характерно для нежеланных детей.

Нежеланные дети и склонность к саморазрушению

Пренатальная психология объясняет склонность к саморазрушению человека, как ответ на стрессовую ситуацию, которую мать создаёт для ребёнка, если не желает его появления. У этого механизма много ипостасей, и в основном он проявляется бессознательно: сначала возникает постоянное ощущение тревоги, чувство одиночества и отверженности, затем - трудность в построении отношений, потом уязвимость к постороннему влиянию и дурным привычкам. Всё это объединяется одним чувством: утрата смысла жизни уже в раннем возрасте.

Научные исследования о взаимосвязи негативных мыслей и чувств матери в период беременности и суицидальными наклонностями нежеланных детей ещё не имеют конкретной статистики и доказательств, однако результаты исследования детей, имеющих проблемы адаптации в социуме, а также, так называемых, "сложных" детей показали, что они родились в семье, где матери слишком были заняты собой и своими проблемами, а рождение в семье - первого или последующего ребёнка не только не планировали, но и вообще не хотели его появления на свет.

Нежеланные дети, как правило, имеют психосоматические заболевания и их симптомы (телесные заболевания, провоцируемые психологическими факторами), - головокружения, вегетососудистая дистония, язва желудка, нарушение работы пищеварительного тракта, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, эссенциальная гипертензия - гипертоническая болезнь, при которой наблюдается сужение артериальных сосудов из-за повышенной активности биологических механизмов.

Рождаясь, ребёнок также испытывает колоссальный стресс, поэтому важно не терять энергетическую, эмоциональную и духовную связь с ребёнком и после его рождения. Например - кормление грудью. Сознательный отказ от кормления своего ребёнка безо всяких причин увеличивает риск психосоматических заболеваний.

Что такое энергетическая и духовная связь с ребёнком?

Истинное материнство не нуждается в ответе на этот вопрос, а материнская любовь подразумевает выход за пределы мира видимого. Эти знания и чувства одинаковы у женщин в разных уголках мира.

Среди способов пренатального дородового общения матери и ребёнка - и медитация, и Йога-Нидра, и творческая визуализация, и даже восторженное состояние молитвы.
Священные тексты создают благоприятные вибрации для матери и плода, поэтому оказывают исключительно положительное влияние.
Кто-то читает Веды и Упанишады, а кто-то просто чувствует трепетное соприкосновение с чудом - с новой жизнью внутри себя, - и та и другая женщина погружаются в духовный мир и становятся ближе к своему будущему ребёнку!

И если ум воспринимает этот мир в довольно ограниченной форме, то подсознание - живо, оно умеет говорить с ребёнком, - пусть пока языке символов, звуков и цветов, на языке чувств, эмоций и образов. И чем прекраснее они будут, тем больше перспектива рождения здорового человека и гармоничной личности.

Не будем говорить о высоких показателях интеллектуального развития, так как это больше зависит от внешних факторов и воспитания, но пренатальная память - память о любви, память о физической защите и психологическом комфорте внутри материнского организма, - это тот источник, из которого человек затем черпает свою собственную любовь, умение заботиться о других, сопереживать, позитивно относиться к жизни, а также сохранять душевную связь с матерью до самого конца её земного пути.

Пренатальная психология - это учение о психическом внутриутробном развитии человека, но зная, что способы дородового общения матери и ребёнка были заложены ещё задолго до возникновения науки - психологии, например, в древних Ведах, мы может говорить о духовном пренатальном общении, в основе которого лежит - психея, - олицетворение человеческой души.

В древние времена беременность считалась неким чудесным, особенным состоянием, даром божиим, а роды – чем-то таинственным и священным. До сих пор существуют племена, почитающие беременную женщину как богиню. В нашем цивилизованном обществе мы уже не так благоговейно относимся к беременным, но по-прежнему мало что знаем о жизни человека в лоне матери. Мы плохо представляем, что он чувствует и как. Приоткрывает эту тайну перинатальная психология.
Перинатальная психология появилась не так давно, неполных сорок лет назад. Эта наука занимается изучением психической жизни ребенка в утробе матери (плода) или только что появившегося на свет (новорожденного), его связи с матерью, влияния ее психологического состояния на ребенка.
Ученые утверждают, что у плода есть психическая жизнь и долговременная память.
Оказывается, перинатальный период оказывает огромное влияние на будущее человека. В подсознании человека откладывается то, что происходило с ним в утробе, во время и после родов. В дальнейшем эти события влияют на то, как он будет вести себя в определенных ситуациях, каким станет.
Перинатальные события можно разделить на следующие этапы: беременность, роды и послеродовой период.

Беременность

На этом этапе формируется жизненный потенциал человека, его способность адаптироваться к различным условиям. Мамочки, учитесь любить ребенка в своем животике, даже если его появление стало для вас не очень приятным сюрпризом!
Многие ученые утверждают, что базовый психический и физический потенциал желанного ребенка гораздо выше. Дети же, которых не желали, плохо спят, легко расстраиваются и долго не могут успокоиться. Они, как правило, физически слабее желанных детишек.
Вы когда-нибудь задумывались, почему беременных просят не волноваться и избегать стрессовых ситуаций? Дело в том, что ребенок, находящийся в животике матери, очень чувствителен к ее настроению. Он видит, слышит, чувствует вкус и прикосновения. Ребенок видит «большой мир» глазами мамы, воспринимает его через призму её эмоций.
Как ему это удается? Частично – при помощи гормонов, которые поступают к ребенку через плаценту. Частично – при помощи электромагнитного поля мамы.
Ученые полагают, что мама и ребенок общаются друг с другом при помощи электромагнитных волн миллиметрового диапазона.
Вероятно, какая-то часть информации передаётся через водную среду организма матери. Однако малыш уже в утробе может проявлять самостоятельность. У него есть осязание (примерно с десятой недели плод чувствует прикосновения). С восемнадцатой недели беременности ребенок начинает пить околоплодные воды и различать вкус. Внимательно следите за своим меню. Вы можете научить своего будущего ребенка кушать «не то».
Слуховой аппарат формируется примерно к двадцать второй неделе, но внешние шумы дети слышат плохо. Им мешает шум работы внутренних органов матери. Зато саму маму они слышат просто отлично. Так что рекомендуем будущим мамам читать вслух, напевать песни и просто разговаривать со своим малышом. Этим лучше заниматься, когда малыш бодрствует. Периоды его бодрствования определить несложно. Как правило, в это время ребенок активно шевелится. Будет просто замечательно, если ежедневно в один из периодов бодрствования малыша вы пообщаетесь с ним таким образом: прикоснетесь к какой-нибудь точке на вашем животе и что-нибудь ему скажете, например: «Здравствуй, малыш». Постепенно ваши разговоры станут длиннее, а на прикосновения малыш будет отвечать своими толчками. К этой игре можно привлечь папу и старших детей. Только учтите, что у каждого должна быть «своя» часть живота для прикосновений и «свой звуковой код». Такая игра, во-первых, развивает осязание и слух малыша, а во-вторых, благоприятно воздействует на его эмоциональное развитие. Еще не родившись, он знает, что его любят.
К двадцать четвертой неделе зрачки ребенка начинают реагировать на свет. Одни ученые считают, что в матку попадает красная часть спектра, другие думают, что там царит полная темнота. А вот запахи ваш малыш научится различать лишь, когда родится. В утробе он будет доверять вашему обонянию.

Роды

Этот перинатальный период определяет, кем станет ребенок в «большой» жизни (будет он жертвой или победителем), как будет бороться за место под солнцем (активно двигаясь к намеченной цели, или, ожидая у моря погоды).
Ученые считают, что естественные роды как нельзя лучше влияют на будущее вашего малыша во внешнем мире. Многое в этом процессе зависит от умения мамы интуитивно понимать что, когда и как делать, умения чувствовать своего ребенка. Стимуляция родов разрывает взаимодействие матери и плода, ускоряя процесс помимо их воли, заставляя ребенка чувствовать себя жертвой, поэтому прибегать к ней стоит только по медицинским показаниям. При плановом кесаревом сечении всё происходит безболезненно для малыша, он не ощущает страха. Однако многие ученые считают, что борцом ваше дитя в этом случае, скорее всего, не будет, и не рекомендуют прибегать к кесареву сечению без необходимости.
Хотите, чтобы ваш ребенок был борцом? Правильно ведите себя при потугах, и тогда малыш будет в своей жизни более напористым в выполнении поставленных задач, объективно воспринимать и соответствующе поступать в различных ситуациях.
Вести себя при схватках и потугах нужным образом поможет дыхание. С его помощью можно уменьшить боль. Правильно дышать при родах можно научиться самостоятельно (сейчас есть огромное количество литературы, посвященной этому вопросу) или на курсах для беременных. Во время родов постарайтесь внимательно слушать, что говорит вам акушерка, и по возможности точно выполнять ее команды. Огромную помощь и поддержку во время родов может оказать муж (или другой родственник, например, мама). Совместные роды имеют множество плюсов. Во-первых, во время схваток вы не будете находиться один на один с болью. Рядом с вами будет близкий человек, который сможет отвлечь, поддержать добрым словом и помочь контролировать ситуацию. Во-вторых, не секрет, что близкого человека легче воспринимать, чем незнакомого, особенно в стрессовой ситуации, а роды – это все-таки стресс, и слова акушерки, повторенные вашим мужем, дойдут быстрее до вашего сознания. Главное, чтобы человек, которого вы берете с собой в роды, был действительно надежным.

Послеродовой период

На этом этапе, по словам ученых, формируется отношение человека к свободе, своим силам и возможностям. Именно поэтому при естественных родах ребеночка сразу же кладут на живот матери. Он видит свою маму, чувствует её тепло. Одним словом, малыш чувствует себя защищенным и привыкает к свободе постепенно. Она его не пугает. Сразу после рождения, ещё не взяв грудь, малыш разглядывает мамино лицо широко распахнутыми глазами. Он как бы заново знакомится с ней. Этот процесс называется бондинг. Психологи утверждают, что именно во время этого разглядывания формируется устойчивая эмоциональная связь между матерью и ребенком. Просто замечательно, если рядом с новорожденным в этот момент окажется и папа, которого малыш раньше только слышал, – он тоже будет вовлечен в процесс бондинга – установления первого эмоционального контакта. Пусть папочка возьмет новорожденного на руки, прижмет к себе (лучше всего, если это будет контакт «кожа к коже»), поговорит с ним. Особенно большое значение присутствие отца имеет в случае кесарева сечения. Пока врачи «колдуют» над мамой, ребенок будет находиться на попечении папы.
Если так сложатся обстоятельства, что дитя в течение длительного промежутка после родов не сможет быть со своей матерью, то в дальнейшем любая самостоятельность для него может быть оказаться в тягость. Однако такое положение дел можно исправить грудным вскармливанием до года, хорошим уходом, нежностью и любовью.

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание – очень важный момент, который влияет на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Для грудничка нет ничего полезнее и питательнее маминого молочка. Ни одна, даже самая лучшая смесь не сможет полностью обеспечить его потребности в полезных веществах. Грудное молоко – самая лучшая профилактика различных заболеваний.
Состав молока индивидуален и идеально подходит только одному малышу. Состав этот меняется в течение суток и дней жизни новорожденного.
С точки зрения эмоций – это ниточка, которая связывает мать и дитя. Они по-прежнему составляют единое целое, но не в физическом, а в психоэмоциональном плане. Новорожденный очень чутко чувствует настроение матери. Зачастую, когда мама чем-то расстроена, малыш тоже ведет себя беспокойно, кричит, капризничает. Постарайтесь, быть как можно спокойнее. Избежать перепадов настроения, возможно, не удастся, но смягчить их поможет аутотренинг, забота и помощь близких (особенно мужа).
Ещё одним очень важным фактором, влияющим на эмоциональное развитие ребенка, является внимательное, чуткое отношение его родителей к нему и друг к другу. Проводите как можно больше времени все вместе, улыбайтесь своему крохе, чаще держите его на руках. Новорожденный испытывает так называемый «тактильный голод», поэтому постарайтесь. Ваши прикосновения для него жизненно необходимы.
Ученые доказали, что ребенок развивается быстрее, если с самого рождения достаточно много контактирует с родителями, происходит общение через прикосновения. Т.е. касания при каждом переодевании, купании, кормлении, ношении на руках, массаже, упражнениях имеют огромное значение.
Возможно, некоторые гипотезы перинатальной психологии кажутся сомнительными. Однако эта наука заставляет основательно задуматься о том, что внутри беременной женщины находится не просто плод, а развивающаяся личность. Ребенок внутри утробы – это не просто физиологическое нечто, это человек, обладающий своей психической жизнью, и от вас, милые женщины, от того, как вы вели себя во время беременности, родов и первые часы после них, во многом зависит его будущее.

Предлагаемый текст отражает собственное мнение автора и ни в коей мере не претендует на полноту, объективность и глубину постижения проблемы. Перед большим количеством утверждений необходимо приставлять слово "якобы". Читатель может приставлять это слово по своему желанию и в зависимости от своих убеждений. Перинатальная психология - новое направление в психологии, очень модное. Как наука существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирнная Ассоциация перинатальной психологии, отделения в городах и странах.

Перинатальный - понятие, состоящее их 2 слов:
пери (peri) - вокруг, около и натос (natalis) - относящийся к рождению.
Таким образом перинатальная психология - это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только-что родившегося. Классически терминология следующая - неродившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом. После рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель. Перинатальная психология предполагает 2 базовых аксиомы:

Наличие психической жизни плода;
- наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.

Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новороденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. Это - редкий пример деятельности, когда разные специалисты в общем, находят обший язык. А занимаются этим психологи, психотерапевты, акушеры, педиатры, педагоги.

Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беремености, родов, послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на фомирование психических и поведенческих реакций взрослого человека. Особенно сильно перинатальные события влияют на:

Поведение человека в критических ситуациях: стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.
- тягу человека к экстремальным видам спорта, службе в армии и отношению к войне, отношение к сексу, азартным играм и вообще ко всему "острому".

Иначе говоря, на перинатальную психологию при желании можно списать все, что угодно.

Перинатальные матрицы.

Основателем теоретической базы считается Станислав Гроф, американц чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

Матрица наивности. Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Когда начинается ее формирование - не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода - т.е.22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинае формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.

2. Матрица жертвы. Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскнытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественый процесс взаимодейстия матери и плода и формирует паталогическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется паталогическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном - формируется.

3. Матрица борьбы. Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

4. Матрица свободы. Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в либо в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.). Сам С. Грофф, занимаясь перинатальными матрицами, проводил опыты с использованием ЛСД на 5 тысячах человек. Он сравнивал разные типы галлюцинаций у этих людей с обстоятельствами их рождения. Кроме того Грофф пытался установить связь базовых перинатальных матриц с теми психосоматическими заболеваниями (язвенная болезнь, гипертония, колит, нейродермит и т.п.), которыми испытуемые болели во взрослом возрасте. Сейчас для взрослых существуют методики прохождения и исправления своих матриц с помощью методик холотропного дыхания, т.е. дыхания с созданием управляемой гипоксии. Это довольно сложное мероприятие проводится только специалистами - психологами.

Пути передачи информации.

Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:

1. Традиционный - через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.

2. Волновой - электро-магнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматазоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электро-магнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Так-же больной орган матери излучает "неправильные" волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже паталогичным.

3. Водный - через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.

Электро-магнитное поле беременной женщины работает в милиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.

Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так-же влияет на свою биологически неродную мать.

Проблема "нежеланных детей ", т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации - это хлеб большой армии специалистов в цивилизованых странах. "Нежеланность" - очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине - всегда по разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей нежеланности? Может быть потом на нежеланность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать. Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это не более чем гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем- то верные.

Практические выводы.

Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает,что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.

Главное - это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится "мышечная радость", которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках. Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.

Осязание.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает "тактильный голод" и существует понятие "тактильного насыщения", которое должно произойти к 7 месяцем, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая "гаптономия". Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это - формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха - это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться. Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.

Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беремености, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох.

Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.

Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все-же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые - что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые - что популярная легкая музыка.

Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденый видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше - на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка - карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.

Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения. Существует понятие "бондинг" ("присоединение", "запечетлевание") - это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения. Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет - сказать трудно, но это очень впечатляет всех.

Вкус. Обоняние.

Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения. Дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.

Литература

1. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб, 2000
2. С.Грофф. За пределами мозга.
3. Психика и роды. Под ред. Айламазяна
4. Материалы 5-и Конференций по Перинатальной психологии в родовспоможении. СПб 1997-2001 г
4. Материалы Конференции по Перинатальной Психологии и Медицине, Иваново, 2001 г.

Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001 г.
Л.Е. Шендерова, акушерка. Центр «Радуга»