Развиваем нестандартное мышление у детей и взрослых. Думай как фрик. Нестандартные способы решения проблем

Невозможно представить себе бизнес без разного рода рисков и разнообразных идей, которые могут привести к довольно неожиданным поворотам. Каждая компании стремится занять лидирующее положение на рынке, стремясь стать известней среди потребителей и увеличить уровень продаж товара.

Но большего успеха могут добиться именно те предприниматели, которые относятся к своему делу не как к обычной работе, а как к хобби и неиссякаемому источнику радости. Именно такое отношение позволяет всегда находить массу необычных решений для собственного бизнеса.

Где черпать идеи?

Стать настоящей изюминкой может необычная упаковка товара, его подача или любые другие фишки. Главное – это изучить потребности своих потребителей и подстроиться под них. Простой пример: одно из изданий выпустило книги классической литературы небольшого формата и в мягкой обложке, чтобы их было удобней читать в дороге. Продажи моментально увеличились вдвое.

А одна пиццерия оборудовала все автомобили, которые доставляют заказы клиентам, небольшой духовкой. Так клиенты начали получать горячую еду, что очень хорошо отразилось на прибыли компании.

Нестандартные решения в бизнесе, если их правильно преподнести, могут совершить настоящий переполох. Найти их бывает очень и очень непросто, но такой ход позволит моментально вывести вас на уровень выше по сравнению с конкурентами. Можно даже попытаться , не создавая ничего нового, но для этого тоже нужен талант.

Простые и оригинальные идеи некоторых компаний

Компания «Puma» точно знает, что ни один футбольный матч не обходится без большого количества рекламы. Но вместо того, чтобы пускать ролик во время трансляции или размещать рекламные плакаты, специалисты поступили по-другому. Заплатив футболисту Пеле, они попросили его перед началом матча завязать на стадионе шнурки.

Действия самого футболиста и его кеды от «Puma» были показаны по всем телевизорам и на большом экране стадиона крупным планом. Не сложно догадаться, что такое решение в бизнесе принесло компании намного больший доход, чем если бы они увешали весь стадион плакатами.

Colgate

Компания «Colgate» всегда производила зубную пасту в тюбиках с маленьким отверстием и выдавливать ее было неудобно. А когда прошел конкурс идей от потребителей с целью усовершенствовать продукт, один покупатель предложил увеличить отверстие. Идея была принята не очень хорошо, ведь специалисты так и не смогли уловить связь между размером отверстия и продажами их продукции.

Но пробную партию все же выпустили и на удивление уровень продаж резко скакнул. В результате исследований выяснилось, что за раз потребитель выдавливал больше пасты, чем ему было нужно, что приводило к тому, что тюбик кончался быстрее и нужно было отправляться в магазин за новым. Как вы видите, иногда достаточно лишь прислушаться к своим потребителям, чтобы бренд получил большую востребованность и популярность.

Сеть гостиниц Scandi

Что касается сферы гостиничного-ресторанного бизнеса, очень оригинальный подход к своим клиентам нашла сеть гостиниц Scandi. Ее посетители получают возможность не только выбирать для себя номер, но и его местоположение. Так необходимо указать место отдыха и время, чтобы на этом месте вас ждал персональный мини-отель с вашей комнатой.

В номере есть все необходимые для проживания условия: большие кровати, санузел, терраса, а также завтраки. Заплатить придется около 320 долларов за ночь, но преданных клиентов это не пугает. Сложно назвать более необычную идею гостиницы, которая могла бы предоставить желающим такой индивидуальный отдых.

BlackBerry

Компания BlackBerry провела очень простую и ненавязчивую маркетинговую компанию. В конце любого сообщения, отправленного через мобильную почту, добавлялась фраза «Отправлено с моего BlackBerry». Это позволило выполнить сразу несколько функций:

  1. Уведомить собеседника о том, что письмо отправлено с мобильного, поэтому небольшие ошибки в тексте можно простить;
  2. Рассказать, что человек имеет возможность пользоваться мобильной почтой, соответственно все узнавали о том, как удобно использовать этот мобильный для работы.

Выводы


Креативные идеи для продвижения вашего бизнеса позволят достичь истинного успеха. Конечно, использование традиционных методов тоже оправдано, но поступать как все очень невыгодно. Лучше взглянуть на ситуацию совершенно под иным углом и выбрать лучшее решение. Это позволит достичь успехов в любом начинании, а происходить это будет очень легко и без лишних напрягов.

Сегодня в любой среде есть масса конкурентов, поэтому единственным способом пробиться в такой тяжелой борьбе станут оригинальные и не заезженные идеи. А самые креативные без преувеличения могут стать именно тем толчком, который выведет вновь созданный бизнес на мировой рынок.

Ознакомьтесь с предложениями банков

РКО в Точка банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Открытие счета – бесплатно за 10 минут;
  • Обслуживание – от 0 р./мес.;
  • Бесплатных платежек – до 20 шт./мес.
  • До 7% на остаток по счету;
  • Возможен овердрафт;
  • Интернет-банкинг – бесплатно;
  • Мобильный банк – бесплатно.
РКО в Райффайзенбанке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Открытие счета – бесплатно за 5 минут;
  • Обслуживание – от 490 р./мес.;
  • Минимальные комиссии.
  • Оформление зарплатных карт - бесплатно;
  • Возможен овердрафт;
  • Интернет-банкинг – бесплатно;
  • Мобильный банк – бесплатно.
РКО в Тинькофф банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Бесплатное открытие Р/С за 10 мин.;
  • Первые 2 месяца бесплатное обслуживание;
  • После 2 месяцев от 490 р./мес.;
  • До 8% на остаток по счету;
  • Бесплатная бухгалтерия для ИП на Упрощенке;
  • Бесплатный интернет-банкинг;
  • Бесплатный мобильный банк.
РКО в Сбербанке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Открытие р/с – 0 р.;
  • Обслуживание – от 0 р./мес;
  • Бесплатный «Сбербанк Бизнес Онлайн»;
  • Много дополнительных услуг.

Подробнее о расчетном счете

  • 0 руб. открытие счета;
  • 0 руб. интернет-банк и мобильный банк для управления счетом;
  • 0 руб. выпуск бизнес-карты для внесения и снятия наличных в любом банкомате;
  • 0 руб. первое внесение наличных на счет;
  • 0 руб. налоговые и бюджетные платежи, переводы юрлицам и ИП в Альфа-Банке;
  • 0 руб. обслуживание счете если нет оборотов.
РКО в Восточном банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Открытие счета бесплатно;
  • Резервирование за 1 минуту;
  • Интернет-банк и мобильное приложение бесплатно;
  • 3 месяца обслуживания бесплатно;
  • после 3 месяцев от 490 р./мес.
РКО в ЛОКО Банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Открытие счета – бесплатно;
  • Резервирование за 1 минуту;
  • Обслуживание – от 0 р./мес.;
  • Снятие наличных от 0,6%;
  • Бесплатный терминал для эквайринга;
  • Интернет-банкинг и мобильное приложение – бесплатно.
РКО в Эксперт Банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Выдача наличных (до 700 тыс. руб.) - бесплатно
  • До 5% на остаток денег на счету
  • Стоимость платежки - от 0 руб.
РКО в УБРИР Банке. Открыть счет

Подробнее о расчетном счете

  • Обслуживание счета - от 0 руб./мес.
  • Подключение эквайринга - бесплатно
  • Бонусы от партнёров
  • Межбанковские платежи - от 0 руб./3 мес
РКО в Банке Открытие.

Уговаривать кого-то мыслить нестандартно бессмысленно, как заставлять взлететь пингвина. Но так же не имеет смысла ожидать другого результата от повторяющихся действий. Если вы устали наступать на грабли, попробуйте взглянуть на вещи под другим углом.

Вся наша жизнь - это сплошной выбор. Мы выбираем, встать на рассвете или поспать подольше, выпить чай или кофе, прогуляться пешком или поехать автобусом, купить или не купить, учиться или жениться...

Простой выбор мы делаем, не напрягаясь. Над сложным мучаемся, порой призывая на помощь друзей. От выбора, сделанного нами, зависит наша судьба. Как в сказке: направо пойдешь - ?.. Налево пойдешь - ?.. Прямо пойдешь - костей не соберешь.

Опасаясь совершить ошибку, человек, перед которым стоит выбор, обычно следует за большинством. Ведь существует мнение, что большинство не ошибается. Однако немецкий философ Гегель говорил: «Когда все думают одинаково, значит особенно никто не думает».

Думать, как все, - это значит мыслить стандартно, в соответствии со стереотипами. Пример стереотипного мышления: нужно непременно получить высшее образование, потому что люди без диплома - лузеры. Или: если девушка красивая, значит она тупая. Или: успешный человек обязательно должен иметь машину престижной марки.

Сами ли мы так думаем или так положено думать? Большинство людей старается не отставать от других, а при несоответствии стереотипам их самооценка снижается. Стереотипы загоняют людей в рамки, ограничивают их возможность думать, анализировать и делать выводы самостоятельно.

Людям проще мыслить стереотипами, образно говоря, ехать по накатанным рельсам - это и будет стандартное мышление. Нестандартное же мышление можно сравнить со стрелкой, переводящей состав на другой путь.

В наших учебных заведениях дают знания, но не учат мыслить, ведь людьми, которые мыслят стандартно - как все, легче управлять. (Кстати, большинство из отвечающих на просьбу назвать русского поэта, домашнюю птицу, плод и часть лица, называют , курицу, яблоко и нос. Их ответы не отличаются оригинальностью. Многие ли смогут ответить на вопрос: что первично - семя иди дерево? Конечно же, семя, скажет большинство. Но откуда же возьмется семя, если не будет дерева?)

Знания можно назвать сырьем для принятия решений, но без неумения мыслить нестандартно от них будет мало пользы. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «для того чтобы четко видеть, иногда достаточно посмотреть с другой точки зрения». Думать иначе, чем все, - значить мыслить нестандартно, самому быть хозяином свой судьбы.

Зачем мыслить нестандартно

Почему одним удается «поймать Жар-птицу», раскрыть свой потенциал, стать успешными и счастливыми, а о других говорят, что они «ни богу свечка, ни черту кочерга», а сами они ноют об упущенных возможностях и «судьбе-злодейке»? Разница в судьбах первых и вторых - в способности или неспособности выходить за рамки стандартного мышления.

Человек, мыслящий иначе, чем все, - это творец, искатель, вырвавшийся из плена шаблонов и стереотипов. Смогли бы сделать открытия, реализовать себя, оставить свой след на Земле , наш выдающийся современник и другие великие люди, если бы они мыслили стандартно? Конечно же, нет.

Серые посредственности, которым удобно думать, как все, - стереотипами, а значит, не думать вовсе, составляют серую массу, слепо идущую за человеком, которого они выбрали лидером. Даже если он ведет их в тупик.

Серая жизнь, серые мысли и постепенная деградация - вот что такое неспособность мыслить нестандартно. Вред стереотипов в том, что они расслабляют мозг, который уже не хочет ничего делать, а расслабленный мозг - значит деградирующий.

И наоборот, жизненный драйв, радость творчества, ощущение собственной силы и внутренней свободы, гордость за себя, признание и уважение - все это получает человек, вырвавшийся из плена стереотипов.

Люди, мечтающие состояться как личность, должны научиться мыслить нестандартно, перевести стрелки своей жизни на другой путь - подальше от шаблонов, рутины и скуки.

Тем не менее, люди, которые мыслят стереотипами, были, есть и будут. И они даже могут стать профессионалами в какой-то узкой отрасли. Но, как правило, жизнь им видится в мрачном свете, и они не любят ни себя, ни людей. Они идут по узкому коридору жизни, не представляя, что за его стенами бурлит яркая интересная жизнь.

Перезагружаемся на нестандартное мышление и ломаем шаблоны

Насколько мы готовы мыслить нестандартно, можно проверить с помощью вопросов вроде: «Охотно ли мы выходим из зоны комфорта или предпочитаем этого не делать? Занимаемся нелюбимым делом, но не решаемся сменить работу? Бурчим, как все достало, но ничего не меняем? Как мы воспринимаем новое - сразу отвергаем или сначала обдумываем?».

Люди, мыслящие стереотипами, очень не любят покидать свою зону комфорта. Они будут ныть, что все плохо, но и пальцем не пошевельнут, чтобы выйти из привычного застоя. Всяческие перемены их пугают. Кто-то шутливо от их имени заметил: «Меня звали мечты, приключения, великие дела. Но диван кричал громче всех».

Каждый день мы совершаем одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Многие вещи мы делаем уже «на автомате», и наш мозг привыкает не думать, расслабляется. Простые способы «включить» его - это:

1. Делать нестандартные вещи

Мы привыкли добираться на работу одной и той же дорогой, знаем все светофоры, кочки и выбоины, едва ли не здороваемся с незнакомыми людьми, которых привыкли встречать каждое утро? Изменим маршрут - это заставит наш мозг пробудиться, взбодриться, включить внимание.

После работы мы спешим домой, но если там нас не ждут срочные дела, попробуем изменить привычному распорядку - пригласим жену или мужа, друга или подругу, не дожидаясь выходных, пройти через парк, заглянуть в кафе. А может, сходим в бассейн или на тренировку, совершим пробежку, если не делали этого раньше.

Ждем отпуска, чтобы отправиться в недалекое путешествие на дачу или же на привычный курорт? Изменим себе и отправимся в незнакомое место, страну, в горы, а не на море. Возьмем отпуск зимой, а не летом, как обычно, и освоим какой-нибудь зимний вид спорта. Попробуем путешествовать автостопом или на велосипедах.

Привыкли к одежде в нейтральных тонах? Купим себе что-то яркое - посмотрим на себя в новом цвете! Избегаем людей и не любим общаться? Заведем новые знакомства. А может, стоит сменить работу? На лучшую, разумеется.

Если какие-то идеи кажутся нам бредовыми, не негодуем, не говорим сразу «нет», а анализируем, есть ли в них рациональное зерно. В любом случае наш мозг должен не дремать, а работать. Как писал поэт Николай Заблоцкий: «Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!»;

2. Нарушить привычную последовательность действий

Все наши действия отработаны до автоматизма: проснулись, умылись, позавтракали, собрались, побежали на работу? В перерыв сидим, уткнувшись в компьютер? После работы - домой? Один день похож на другой? Только был понедельник - и вот уже пятница, а там выходные. В выходные - уборка, прогулка. И опять все сначала: понедельник - пятница, выходные. За продуктами ходим в один и тот же магазин, общаемся с одними и теми же людьми, ходим в одно и то же кафе по одним и тем же дням.

Значит, выбиваемся из привычного ритма и нагружаем мозг новыми задачами. Конечно же, на работу в выходной не пойдешь, и в понедельник его себе не устроишь. Но попробуем иногда пересесть с машины на общественный транспорт, не полениться пройти несколько остановок пешком, начать делать уборку не в привычном порядке и не в выходные, а понемногу в течение всей недели.

Покупка продуктов в разных магазинах, походы в незнакомые кафешки, Дегустация незнакомых блюд, смена рациона и нарушение привычного порядка действий - все это заставляет мозг «не спать»;

3. Нагрузить работой правое полушарие мозга, отвечающее за талант, креативность и нестандартное мышление

Существует мнение, что среди левшей больше людей, мыслящих нестандартно, а все потому, что у них больше развита правая половина мозга. Поэтому привлекаем к работе и левую, нерабочую, руку, устраиваем для нее тренировки в письме и рисовании.

Совершенствуют нестандартное мышление и танцы: они развивают координацию, моторику, умение различать музыкальный ритм и следовать ему. Учимся видеть необычное в обычном: представляем, что нам напоминает облако, узор из листьев.

Тем, кто всерьез хочет заняться развитием правого полушария, можно порекомендовать книгу, написанную психоаналитиком Мэрили Зденек «Развитие правого полушария». Автор предлагает 67 упражнений, которые нужно проделать в течение недели, и интервью с известными людьми, рассказывающими, как они развивают нестандартное творческое мышление;

4. Прочитать книгу Дэвида Шварца «Искусство мыслить масштабно»

Американский профессор Дэвид Шварц - известный автор книг о мотивации считает, что для того чтобы мыслить нестандартно, нужно прежде всего забыть об отрицательной частице «не». Слова «невозможно», «не получится», «мы так никогда не делали» нужно выбросить из своего лексикона и не произносить их даже в мыслях.

Чтобы не думать стереотипами, нужно иметь широкий кругозор. Дэвид Шварц советует общаться с людьми разных профессий, из разных социальных групп, потому что общение с ними наполняет нас новыми идеями, благодаря которым мы можем по-новому посмотреть на ситуацию и найти новые способы решения проблем.

Чтобы избежать застоя, мы должны периодически спрашивать себя: могу ли я сделать больше, могу ли я сделать лучше?

10 увлекательных задач для развития нестандартного мышления

Ответы смотрите в комментариях, внизу страницы.

  1. В отеле 7 этажей. На первом этаже разместились восемь человек, на каждом последующем - на 2 больше, чем на предыдущем. На каком этаже отеля лифт вызывают чаще всего?
  2. Вам дали это, оно и сейчас принадлежит вам. Вы его никогда никому не передавали, однако им пользуются все ваши знакомые. Что это?
  3. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
  4. На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?
  5. На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать?
  6. Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?
  7. Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
  8. На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?
  9. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?
  10. Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?

Любые решения принимаются в ответ на возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация, как правило, является следствием неопределенности самой ситуации. Неопределенность при выработке решения является следствием недостаточности информации или ее избыточности, а также ее противоречивости. Часто проблемная ситуация в принятии решения обусловлена наличием неопределенности, объективных трудностей, слабой профессиональной подготовкой и недостатком опыта управленческой деятельности.

Проблемная ситуация в принятии решения представляет собой противоречие между действительным, необходимым и возможным. Решения призваны снимать подобного рода противоречия. Для классификации проблем и связанных с ними решений принципиальное значение имеет их отнесение: к стандартным и нестандартным, к категориям и уровням принимаемых решений.

Стандартные решения – решения, которые уже известны из прошлого опыта и являются рутинными, стереотипными, а соответствующие действия субъектов и объектов управления сразу же применяются или рассчитываются по заданному алгоритму.

Нестандартные решения – творческое решение проблем, которое требует новой информации, поиска других комбинаций принятия решений, разработки и оценки ранее неизвестных альтернатив и т.п.

В соответствии со стандартной (нестандартной) проблемой можно выделить адекватные им ситуации принятия управленческих решений. Они могут быть также стандартными или нестандартными.

Стандартная ситуация в принятии управленческого решения – ситуация, которая типична для деятельности руководителя, часто повторяется в условиях управленческой деятельности, имеет одни и те же источники и причины.

Нестандартная ситуация в принятии управленческого решения – ситуация, которая является нетипичной для обычного хода управленческой деятельности, как правило, возникает неожиданно, внезапно, сопровождается наличием дефицита времени, неопределенности и других психогенных факторов. Причем процесс принятия стандартного решения представляет собой наиболее распространенный тип управленческого решения, и аналитические действия, которые используются для его принятия.

Выбор управленческого решения в нестандартных ситуациях характеризуется следующими трудностями:

· наличием многоаспектного характера оценок качества управленческих альтернатив (экономических, социальных, психологических и социально-психологических);

· необходимостью выявления вариантов сравниваемых управленческих решений;

· сложностью сопоставления рассматриваемых альтернатив управленческих решений;

· часто субъективным характером существующих оценок качества управления;

· организацией эффективного взаимодействия в процессе работы экспертов;

· отсутствием возможности проверки актуальной эффективности принимаемых решений из предлагаемых альтернатив.

Процесс принятия решения не заканчивается выбором альтернативы. В действительности, реальная ценность решения становится очевидной после его осуществления. Проблемная ситуация, которая ставит субъекта, принимающего решения, перед дилеммой - действовать «быстро» или «наилучшим образом», может быть представлена как динамическая проблемная ситуация. Поэтому иногда выделяют динамическое решение, которое вырабатывается на фоне постоянно изменяющейся ситуации и предполагает лабильность субъекта, способность к переключению, отсутствие у него стресса от вынужденного и достаточно напряженного темпа деятельности.

Под категориями принимаемых решений понимаются обозначение различных групп управленческих решений, которые классифицированы на основе уровня детализации и глубины проработки. Под категориями принимаемых решений принято понимать: контурные, структурирующие и решения-алгоритмы.

Контурные управленческие решения – решения, характеризующиеся определением лишь общих контуров предстоящих действий исполнителей по их реализации.

Структурирующие управленческие решения – решения, которые определяют относительно строгие рамки деятельности исполнителей по их реализации.

Решения-алгоритмы – решения, предусматривающие строгую последовательность действий, операций или процедур, направленных на достижение цели.

По уровню принимаемые решения могут быть индивидуальными или организационными, бинарными или многовариантными.

Индивидуальные решения – уровень принятия решений, который включает в себя наличие у руководителей умений, способности классифицировать решения, предупреждать возможные ошибки, стабильные стилевые особенности управления, готовности рисковать и осуществлять альтернативный выбор решений и пр.

Организационные решения – уровень принятия решений, который характеризуется созданием соответствующей среды, состоянием определенности за счет группового принятия решения, вовлеченностью всех уровней управления и временными ограничениями.

Бинарные решения – решения, процесс принятия которых сводится к предпочтению одной из альтернатив, чаще всего взаимоисключающих друг друга, и предполагает выбор одного из двух очевидных вариантов в определенный момент времени.

Многовариантные решения – решения, в которых каждая альтернатива равноправна по возможности ее реализации, но при этом важно отдать предпочтение наиболее оптимальной по затратам. Для этого разрабатывается единая шкала критериев, ранжированных по значимости, и каждый вариант возможного решения оценивается по этим критериям.

Таким образом, многовариантное решение основывается на применении ранжированных критериев к оценке предпочтительности вариантов возможного решения, что позволяет отсеивать те, которые не удовлетворяют предъявляемым требованиям, установленным ограничениям.

«Большая часть моих проблем не имеет решения -
или решение хуже самой проблемы»
Эшли Бриллиант

В перечне проблем, периодически возникающих в нашей повседневной жизни, встречаются достаточно необычные, когда мы просто не знаем с какой стороны к ней подойти или к какому специалисту обратиться для ее решения.

Могу привести пример такой проблемы.

Одна из предпринимательн иц купила по доверенности машину у молодого человека. Через некоторое время он позвонил ей и сказал, что хочет расторгнуть сделку, вернуть ей деньги и забрать машину обратно. При этом он дал ей понять, что не стоит противиться этой просьбе, так как он состоит в одной из группировок и всегда сможет настоять на своем. Дама, заподозрив неладное, решила обратиться за помощью. В правоохранительн ые органы обращаться она побоялась, так как опасалась возможных последствий и решила попросить совета и помощи у нас.

После общения с клиентом мы навели справки и выяснили, что указанная группировка действительно специализируется на мошенничестве с автотранспортом. Используемая схема была проста и эффективна – покупателю продавали по доверенности автомобиль, а через какое-то время настоятельно требовали расторгнуть сделку и вернуть машину владельцу, пообещав вернуть ранее уплаченную сумму. Вот только с получением денег при проведении встречи чаще всего были проблемы – забрав обратно автомобиль и документы на него, продавцы могли всучить «куклу» или фальшивые купюры. Попытки восстановить справедливость, как правило, были безрезультатны, потому что с продавцом обычно приезжали трое-четверо мускулистых ребят, которые давали понять, что не стоит протестовать или обращаться к кому-либо за помощью.

Наша задача была достаточно необычна – надо было не позволить обмануть нашу клиентку при проведении сделки и при этом исключить какое-либо провоцирование конфликта и его дальнейшее силовое развитие.

По разработанному нами и одобренному клиентом плану, встреча с продавцом была назначена в центральной части города рядом с одним из отделений Сбербанка. Вместе с клиентом находился наш сотрудник, который должен был вести все переговоры и указания которого клиент должна была выполнять без всяких обсуждений. Продавцу и сопровождающим его ребятам он был представлен как «персональный консультант» клиента. Его стильный костюм, отменная вежливость, хорошая физическая форма, умение вести переговоры и правильно поставить себя в общении с данным контингентом (что достигалось большим опытом предыдущей службы в одной из специализированн ых организаций) сразу производили впечатление и переводили общение в совершенно иную плоскость. Он предложил для продолжения переговоров зайти в просторный холл банка, а после того как это было сделано, заявил, что все документы подготовлены, автомобиль стоит рядом с банком и после передачи денег продавец получит все обратно. Только передача денег должна состояться следующим образом – продавец отдает наличные деньги операционистке банка с реквизитами счета, куда они должны быть перечислены и затем в обмен на квитанцию получает документы и ключи от машины. Вот тут и возникла «мхатовская пауза». Как выяснилось, у продавца при себе была только половина суммы. Пытаться силовым образом решить эту проблему мешало наличие «персонального консультанта» и удачно выбранное место, где находилась охрана и видеокамеры. Посовещавшись с «группой сопровождения», продавец попросил отсрочку на 15 минут и через четверть часа вернулся с оставшейся суммой. Еще через несколько минут сделка была завершена к удовольствию нашего клиента и явному неудовольствию противоположной стороны.

Теперь можно перейти ко второй части заголовка – к решению сложных проблем.

По нашему мнению, сложная проблема представляет собой такую проблему, для решения которой необходимо привлечение профессионалов самого разного профиля – юристов, экономистов, психологов, экспертов, специалистов по безопасности и пр. Решение таких проблем сопровождается рядом сложностей – во-первых, клиенту надо найти таких специалистов и правильно оценить уровень их профессионализма. Во-вторых, надо собрать из них команду, направленную на достижение единой цели, что, согласитесь, не так просто, учитывая межличностные отношения, амбиции и многое другое. В-третьих, нужно выбрать руководителя данной команды, который возьмет на себя не только координацию действий, но и ответственность за конечный результат.

Может ли все это сделать сам клиент? Конечно, может – в том случае если у него масса свободного времени или его не очень интересует конечный результат. В конце концов, когда у нас выходит из строя дорогой японский телевизор, мы же не лезем в него с отверткой и паяльником – мы приглашаем мастера. А у наших клиентов проблемы на порядок серьезнее японского телевизора.

В качестве примера.

Один из клиентов обратился к нам для решения очень сложной и острой для него проблемы. Как ему стало случайно известно, его сын задолжал крупные суммы нескольким физическим лицам. После того как он составил с ним серьезный разговор, выяснилось, что его сын, пытаясь заниматься бизнесом, брал деньги у своих знакомых под проценты. Бизнес не получился, а долги составили достаточно крупную сумму – порядка 10 млн. руб. Видя, что должник не расплачивается, часть кредиторов готовилась обратиться в суд, а другая часть – перешла к откровенным угрозам в адрес должника и его семьи. Ситуация накалилась настолько, что клиент для решения проблемы был готов собрать часть денег, но их не хватало на оплату даже половины указанной суммы. Кроме того, развитие такого скандала могло негативно отразиться на положении самого клиента, занимавшего на то время достаточно высокую должность в одной из правоохранительн ых структур. По совету своего друга, он решил обратиться к нам за консультацией, а если получится, то и за помощью.

Первое, что мы предложили – не допустить перехода конфликта в острую стадию и для этого провести переговоры со всеми кредиторами. При этом, проведение этих переговоров должно быть поручено абсолютно постороннему лицу, который не может представлять в данном конфликте интересы ни одной из сторон. Он должен участвовать в этом процессе в качестве профессионала, приглашенного для решения проблемы. И только по итогам переговоров с каждым кредитором, после выяснения их позиций и намерений появится возможность определить возможные направления действий, составить план с указанием специалистов, услуги которых будут востребованы и т.д.

Немного подумав, клиент сообщил, что хотел бы, чтобы решением его проблемы занялись мы. После заключения договора один из членов нашей команды занялся проведением предварительных переговоров с каждым из кредиторов в отдельности. Основные тезисы, которые были изложены кредиторам сводились к следующему:

  • каждый кредитор имеет документально подтвержденную задолженность перед ним и может в любой момент обратиться в суд. То, что суд примет решение в его пользу, не вызывает никаких сомнений. А вот то, что данное решение будет исполнено – вызывает очень большие сомнения, так как официально должник не владеет никаким имуществом. Поэтому кредитор может рассчитывать только на часть ежемесячно удерживаемой из зарплаты должника суммы;
  • родители должника, сознавая свою моральную ответственность за действия сына готовы выделить некоторую сумму для покрытия его долгов;
  • попытка перевода проблемы в криминальную плоскость сразу меняет статус кредитора, делая его возможным соучастником уголовно наказуемых деяний.

После первоначальных переговоров, которые были проведены профессионально и максимально доброжелательно 15 из 18 кредиторов выразили желание решить проблему в досудебном порядке. Трое оставшихся остались при своем решении обратиться в суд.

Дальше началась кропотливая работа. Была достигнута договоренность, что ввиду ограниченности средств для погашения задолженности будет учитываться только сумма основного долга (без учета процентов), что сразу потребовало привлечения экономистов, которые должны были по распискам, разрозненным черновым записям кредиторов и должника определить те суммы, которые подлежали возмещению.

Часть расписок вызвала сомнения должника в их подлинности и для проверки нами были привлечены эксперты, которые дали заключения о подлинности тех ли иных документов.

Так как последствия этой проблемы отражались и на семье должника, пришлось привлекать к решению проблемы психологов.

На первом этапе работы нам пришлось решать вопросы обеспечения безопасности должника и его семьи.

Через три месяца работы проблема клиента была снята. После уплаты согласованных сумм кредиторы отказались от своих претензий.

Причем, что интересно – кредиторы тоже остались довольны нашей работой, хотя получили всего по 40% от заявленных сумм. По их мнению, если бы не наша работа, у них не было бы другого пути кроме обращения в суд или к услугам криминальных структур. Что никоим образом не гарантировало решение проблемы задолженности, а во втором случае могло привести к появлению новых проблем.

Можем ли мы решить все проблемы или есть нерешаемые? Точно можно сказать только одно – любую проблему надо пытаться решить, или же она так и останется в разряде нерешаемых.

Любая жизненная задача имеет несколько вариантов развития. Как уйти от шаблонов и найти нестандартное решение проблемы? В книге «Латеральное мышление» мальтийский врач Эдвард Де Боно объясняет, как творчески подойти к решению своих проблем. Главная предпосылка книги состоит в том, что человеческая мысль в высшей степени обусловлена предсказуемыми линейными закономерностями, которые приводят к ограниченному набору выводов. Для того чтобы рассмотреть все аспекты проблемы, Де Боно предлагает использовать метод «шести разноцветных шляп». Шляпы символизируют различные способы , которые надо применять поочередно. На самом деле мы постоянно надеваем такие «шляпы» и меняем их в зависимости от ситуации: они представляют собой наш менталитет.

Итак, способы решения проблем.

Первый метод - метод Эдварда Де Боно.

Задайте себе 6 вопросов и записывайте все мысли, которые приходят вам в голову.

1. Какими фактами вы располагаете? (белая шляпа).

Ответ на этот вопрос не должен содержать никаких собственных мнений и догадок: исключительно факты и достоверная информация. «Фильтруйте» данные, чтобы увидеть максимально четкую картину (насколько это возможно). Подумайте, каких сведений вам не хватает.

2. Что говорит ваша интуиция? (красная шляпа).

3. Каковы опасности и отрицательные моменты? (черная шляпа).

Надо тщательно рассмотреть все аспекты возможного негативного развития событий и выбрать способ защиты.

4. Какие потенциальные выгоды может принести данная ? (желтая шляпа).

Как известно, даже в плохой ситуации есть что-то полезное. Подумайте о положительных моментах, отсекая негативные мысли.

5. Каким образом можно разрешить проблему? (зеленая шляпа).

Это мозговая атака, во которой надо записывать абсолютно все способы, не думая, хорошие они или плохие.

6. Достаточно ли полно вы ответили на предыдущие пять вопросов? (голубая шляпа).

Просмотрите свои ответы и проверьте, насколько и подробно вы рассмотрели каждый пункт.

Эффективность упражнения обусловлена тем, что вы не думаете обо всем сразу, а направляете свои мысли в определенное русло. Это позволяет увидеть проблему со всех сторон.

Второй метод

Он также представляет собой ответы на вопросы, но их всего четыре, и они немного другие:

1. Что мне это даст?

Формулировка может быть разной («Как это повлияет на мою жизнь?» или «Что я получу?»), но смысл один - внутренний истинный мотив.

2. Будет ли это работать?

Сколько сил нужно затратить, чтобы получить результат? И будут ли оправданы затраты?

Для принятия действительно следует учитывать, какие ресурсы имеются в наличии, и как создать условия, при которых «это действительно сработает».

3. Есть ли в этом логический смысл»?

Отсекайте составляющую и «включайте» логику. Попробуйте оценить свое решение не с точки зрения «хорошо или плохо», а с позиции «есть ли в этом смысл». Беспристрастное, тщательное исследование даст истинное знание.

4. Как это повлияет на других»?

Вопрос задают те, кто не хочет потерять с внешним миром. Если для вас важно эмоциональное взаимодействие, и вы сможете хорошо себя чувствовать только тогда, когда ваши близкие, то решение во многом будет определяться с позиции гармонии.

Здесь важно «не перегибать палку», так как это может выразиться в чрезмерном контроле («я лучше знаю, как сделать так, чтобы всем было хорошо»). Для достижения истинной гармонии иногда необходим . Кроме того, вы также являетесь частью целого, и игнорирование собственных потребностей никак не поможет создать полную гармонию. Проявите внимание и к себе, и к другим, и тогда найдете верное решение.

Наверняка вы замечали, что чужие проблемы кажутся более легкими, чем свои собственные. Все потому, что у нас часто бывает искаженное представление о том, что с нами случилось. Другие люди пытаются придумать рациональный выход из ситуации, а мы хотим защитить себя от последствий проблемы и не вникаем в ее суть. С этим связан еще один метод поиска решения, который является, пожалуй, самым легким.

Третий метод

В 90-е годы в США среди верующих подростков были очень популярны браслеты с надписью «Что сделал бы Иисус?». С таким же успехом можно представить себе, что сделал бы любой авторитетный для вас человек (отец, любимый герой, общественный деятель). Это позволит выйти за пределы собственного эмоционального взгляда на проблему и придумать более здравое решение.

Когда человек полон , он не всегда способен трезво рассуждать. Более того, он может принимать в штыки все посторонние советы, забывая, что людям, которые видят его ситуацию «с другого берега», гораздо легче различить путь, по которому надо плыть.

Попробуйте послушать то, что говорят ваши друзья, или подумайте, что сделал бы на вашем месте любимый герой. Успехов!