Тихая моя родина рубцова история создания. Анализ стихотворения «Тихая моя родина» Рубцова
Это одно из самых заветных, самых светлых и пронзительных стихотворений Николая Рубцова, каждое слово которого пропитано любовью автора к своей малой родине.
Стихотворение было написано в 1964 году после посещения Н.Рубцовым маленького северного города Няндомы, в котором он прожил первых 6 лет своего детства. Возвращение на малую родину проникнуто светлой грустью, автор сетует, что многое здесь изменилось. Время течет, и вот ему самому не найти погост, на котором похоронена его мать, покрылся травой купол церковной обители, заросло тиной то место, где в детстве мальчишкой купался автор.
Но не смотря на изменения автор чувствует любовь к своей родине, ему многое знакомо и дорого: «ивы, река соловьи», «зеленый простор», «новый забор» перед школой. Все это ощущается дорогим и близким, и именно поэтому Н. Рубцов говорит о том, что чувствует неразрывную и жгучую связь между собой и своей родиной, которая прекратится только со смертью. А время не замедлит свое течение ни на минуту и будет бежать дальше:
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
Стилистические средства помогают передать настроение автора. Стихотворение начинается с риторического восклицания «Тихая моя родина!», оно передает трепетное, любовное отношение к своему родному краю. Риторические восклицания в середине стихотворения передают восторг автора, вернувшегося домой и узнающего картины знакомые о детства.
Главным приемом данного стихотворения являются описания и перечисления, именно они делают образ родины Николая Рубцова зримой и осязаемой. Это Стихотворение необычайно лирично, в нем воссоздана красота русских пейзажей. Образ родного края помогают создавать лексические повторы. Так, в стихотворении пять раз встречается однокоренные слова «тихо» и «тихая». Именно они помогают испытать то чувство умиления, трепета по отношению к увиденным картинам, которое ощущает автор.
Анализ стихотворения Тихая моя родина по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс
Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение
- Анализ стихотворения Чары Есенина
Оторванность от природы свойственна существенной части городских жителей, но Есенин был родом из деревни и всегда отличался не просто чувством природы, но чувством подлинного единства со всем живым
Конспект урока литературы
«Тихая моя родина».
Анализ стихотворения Николая Рубцова
6 класс.
Цели урока:
Познакомить учащихся со стихотворением «Тихая моя родина» - программным в творчестве Н. Рубцова.
Выявить художественный мир произведения – образ малой родины поэта.
Сформировать мысль о роли малой родины в жизни ученика, в жизни каждого человека.
ХОД УРОКА
I . Тема урока – название стихотворения – вынесена на доску.
Словарная работа
1). О чем пойдет речь на уроке? (о родине)
Слово родина может быть употреблено в двух значениях. Каких?
(в большом значении – Россия, в малом – место, где человек родился)
О каком значении пойдет речь? (слово в малом значении, место, где родился поэт – моя родина )
Придумайте ряд однокоренных слов к слову родина. Оформите их как эпиграф урока.
Родина – родился,
родители, родной,
родственники,
родня, род
2). Запишите ряд ключевых слов – понятий, который образуют вашу родину, понятий, главных для вас, дорогих сердцу конкретных предметов, обозначающих людей, место, где вы любите бывать, деталей пейзажа.
Мама – дом – семья – деревня бабушки – река
Родители – друзья – школа – парк отдыха – цветы
Мама – беседка в саду – березы – река - друзья в школе и т. д.
Вывод: общими для многих учащихся будут слова: мама, река, школа
II . Прослушивание текста стихотворения.
2). Слово встречается в тексте 5 раз (тихая, тихо, тихо, тихо, тихая). Почему оно необходимо поэту?
В деревне тихо. Людей мало. Кругом тишина.
В минуты, когда тихо, когда кругом тишина, автор задумывается о своей родине, о себе.
3). Стихотворение имеет посвящение: В. Белову.
Василий Белов – известный русский писатель. В одном из своих рассказов именно он употребил эти слова «тихая моя родина». Николая Рубцов специально обратился к нему с просьбой разрешить использовать их в стихотворении.
4). Где же она, малая родина поэта?
Слайд № 1. К северу от Москвы – Вологда. От Вологды по реке Сухоне к старинному русскому городу Тотьме. 90 километров от Тотьмы в глубь лесов к маленькой речке Толшме. На берегу реки село Никольское, или Никола, как говорят местные жители. Здесь прошли детские годы Николая Рубцова. Здесь он закончил 7 классов школы. В 14 лет он уехал из деревни. Вернулся в родную деревню через 8 лет.
Слайд № 2. Фотографии детства Коли Рубцова. Группа детдомовцев у здания школы. Ясноглазый мальчик среди одноклассников. Похвальная грамота за хорошую учебу.
III . Работа по тексту стихотворения.
1). Давайте мы с вами как будто вслед за поэтом войдем в деревню Николу – малую родину поэта. Старая дорога шла в Никольское через реку, мост. Далее – дорога в гору:
С моста идет дорога в гору,
А на горе – какая грусть –
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь.
В первых строчках – детали пейзажа: ивы, река, соловьи.
Родина поэта начинается с реки. Это естественно: река – главное в жизни деревенских мальчишек.
2). Поднимаемся в гору, к развалинам храма. Когда-то здесь, рядом с церковью, было кладбище. Но после того как церковь разрушили, хоронить на кладбище запретили. Его перенесли на другой берег реки, в низкое, заболоченное место. Поэтому следующие строки:
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.
3). Наше внимание обращено на Никольский храм.
Следующие слайды презентации «Разрушенный храм».
Видим оставшиеся целыми своды, изображения апостолов (по ним когда-то стреляли, в глаза целились!), круглое отверстие вверху.
И стихотворная строчка:
Купол церковной обители яркой травою зарос.
4). Следующие строки – и снова недоумение поэта. Снова перемены:
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал.
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Река Тотьма возле села Никольского делает крутые повороты. Ее извилистое русло хорошо видно на фотографиях. Слайды № 5-8
В пятидесятые годы вблизи села шла заготовка древесины. Целую зиму заготавливали бревна, укладывали их на берегу реки. С весенним половодьем начинался сплав: бревна плыли по реке, пока не попадали в реку Сухону. Очень часто там, где берега были извилистые, возникал затор – бревна наползали друг на друга, перегораживали реку. Вот поэтому и был вырыт между речными изгибами канал.
Тина теперь да болотина
Там, где купаться любил.
5). Увидел вернувшийся поэт все перемены в родной деревне. Перемены вроде бы печальные. Но каково его настроение? Ищем ответ в тексте.
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Радость встречи с родиной велика. Перед поэтом проходят дорогие сердцу картины: школа, тот же зеленый простор, забор , на котором когда-то сидел, словно ворона . Поэт возвращается в страну детства, где не было никаких печалей и бед.
6). Каковы же детали тихой родины Николая Рубцова?
Ивы - река – соловьи – мама – храм – избы – школа.
Почему этот ряд похож на ваш?
Это вечные понятия. Они почти у всех одинаковы.
IV . Какова же основная мысль стихотворения? Она в последних четверостишиях. Поэт уедет из деревни, он живет теперь далеко. Но каким бы далеким ни был путь, «речка за мною туманная будет бежать и бежать ».
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Изба на земле, гром в небе. Земная и небесная жизнь слиты воедино. И эпитеты: связь эта жгучая, смертная. Даже самая жгучая и самая смертная.
Вывод:
Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет поддерживать его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем.
Невозможно прожить без таких слов: родина, родился, родители, родня, родной.
Д/З: выучить стихотворение наизусть. Своими словами сформулировать идею стихотворения.
План
Введение
Н. Рубцов писал о природе, родном крае.
Основная часть
Образ Родины в стихотворении создаётся:
- описанием картин родного края;
- воспоминаниями детства, юности, матери.
Художественно-выразительные средства:
- эпитеты;
- метафоры.
Лирический герой чувствует свою связь с родимой стороной.
Заключение
Стихотворение привлекает своей лиричностью.
Николай Рубцов - лирик двадцатого века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.
Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю двадцатого века В. Белову, который так же, как и Н. Рубцов, был выходцем из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому в стихотворении больше невосклицательных предложений. Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи...», «новый забор перед школою». Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
В данном лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет тихая, с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Данный эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Поэтическое стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.
Николай Рубцов - лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.
Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, был выходцем из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому в стихотворении больше невосклицательных предложений. Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи...», «новый забор перед школою»ГЛирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной. Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
В данном лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос», «зеленый простор», «речка за мною туманная будет бежать и бежать». Ключевым словом становится эпитет тихая, с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Данный эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!
Поэтическое стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.
Н. Рубцов — стихотворение «Тихая моя родина!»
В этом стихотворении лирический герой возвращается на свою родину, в край, где он не был много лет. Все ему здесь близко и знакомо: купол церковной обители, «речка туманная», деревянная школа, крестьянские избы. Он обращается к родине, извлекая прошлое из глубин памяти, раскрывая свою сыновнюю любовь. Родина героя Рубцова — «тихая», неторопливая, кроткая, смиренная. Характерные детали пейзажа: «ивы, река, соловьи». Каждая из них символична. Так, плакучие ивы передают печаль русских полей; река — это дорога жизни лирического героя и каждого человека вообще, быстро текущее вперед время; пение соловья воплощает собой красоту души русского человека, тонкое восприятие его, интуитивное понимание им искусства, глубокое поклонение музыке.
Параллельно в стихотворении продолжает развиваться тема сыновней любви. Герой здесь обращается не только к родине, но и к матери, которая здесь похоронена. И первый порыв его — поклониться могиле матери, сходить на погост. Если в деревне своим чередом идет жизнь («тихо проехал обоз», «сено гребут в сеновал», «новый забор перед школою»), то кладбище — «на том берегу». Вечное противопоставлено у Рубцова суетному, преходящему. Лирический герой проходит по родным местам, словно пытаясь впитать эти знакомые и близкие ему картины, понимая, что они навсегда останутся в его душе. В финале стихотворения он признается в своей любви к родине: «С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь».