Толстой после бала анализ произведения кратко. «После бала» анализ (идея, тема, жанр). «После бала» анализ

Цель:

1) изучить произведение; выяснить степень эмоционального воздействия произведения на учащихся.

2) формирование навыков и умения определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, давать характеристику героев;

3) раскрыть идейный замысел Толстого;

4) развить понятия о сюжете и композиции; об антитезе (как способе построения произведения); о контрасте (как приеме, помогающем раскрыть идею рассказа);

5) развитие устной речи учащихся.

Оборудование: репродукция портрета Л.Н. Толстого, опорные листы работы Н.Н. Ге (1884), рисунки учащихся, записи вальса, мазурки; сценка, свечи; малая наглядность.

Учащиеся располагаются как в школе Л.Н. Толстого: на окнах, на полу, лавках; некоторые за столами; звучит музыка.

Л.Н. Толстой (1828-1910) "После бала"

  • Портрет работы Н.Н. Ге 1884 г.
  • Не зная Толстого - нельзя считать... себя культурным человеком. А.М. Горький

Слово учителя

I. На прошлых уроках мы прочитали и изучили с вами повесть И.С. Тургенева "Ася". Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Невозможно не заметить общие черты в биографиях героев повести "Ася" и рассказа "После бала", в их характерах. И в том и в другом произведении о днях своей веселой, беззаботной молодости рассказывают пожилые люди. Оба героя потерпели неудачу в любви и остались неприкаянными бобылями. Сходны и жизненные проблемы, волновавшие авторов. Есть общее в построении произведений, в повествовании от I-го лица; и примерно одно и то же время - 40гг XIX века.

Но хотя "Ася" написана в 1857 году, а "После бала" в 1903 г. (через полвека), ни о каком влиянии Тургенева на творчество Толстого говорить не приходится. Оба произведения совершенно оригинальны. Что же пробудило Льва Николаевича на закате своих дней (смотреть портрет Н.Н. Ге 1884) обратиться к давно ушедшему времени? Что за случай, происшедший в далекие годы юности, вспомнил Лев Николаевич Толстой и положил в основу рассказа "После бала"?

а) В Варвару Андреевну Корейш, дочь воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейш, был влюблен С.Н., брат писателя. Наутро после одного из балов он увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй солдата.

б) Встреча Льва Николаевича с 95-летним стариком, служившим простым солдатом в русской армии.

Актерская группа

Старик: Я тогда служил при Николае. Тогда разве такая, как нынче служба была! Тогда что же было? У! Вспоминать, так ужасть береть. Я еще Александра застал. Александра того хвалили солдаты, говорили - милостив был.

Толстой: Я вспомнил последние времена царствования Александра, когда из 100 - 20 человек забивали насмерть. Хорош же был Николай, когда в сравнении с ним Александр милостивым казался.

Старик: При Николае на 50 палок и порток не снимали, а 150, 200, 300: насмерть запарывали. А уж палками - недели не проходило, чтоб не забивали человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Солдаты Николая Палкиным прозвали. Унтер-офицера до смерти убивали солдат молодых. И никогда взыску не было. Помрет от убоя, а начальство пишет: "Властию божиею помре:"

в) Был и еще один случай в жизни художника слова. В 1866 г. недалеко от Я. П. был казнен солдат, ударивший офицера, постоянно издевавшегося над ним. Л.Н. пытался защитить солдата перед судом, но ничего не получилось.

Л.Н. Толстой: Случай этот имел на всю мою жизнь больше влияния, чем все кажущиеся более или менее важными события жизни: потеря или поправление состояния, успех или неуспех в литературе, даже потеря близких людей.

II. Доклад учащихся о жизни Л.Н. Толстого.

Л.Н.Толстой прожил долгую жизнь. Многое испытал. Был и студентом Казанского университета, и военным (на Кавказе и в Севастополе), и путешественником, и педагогом (в Я.П. у него была своя школа для крестьянских детей), и общественным деятелем, и писателем, и философом, размышляющим над прошлым, настоящим и будущим. Он создал огромное количество произведений. Его рассказ "После бала" также явился осмыслением прожитого, настоящего и будущего.

Разберемся в прочитанном.

III. "После бала" - рассказ, в котором Толстой восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, бесчеловечностью - цепко держит Россию.

1. Сюжет? (очень простой)

2. Композиция?

Как начинается рассказ?

В рассказе 2 рассказчика: Иван Васильевич, главный герой, и тот, кто знакомит нас Иваном Васильевичем. Перед нами рассказ в рассказе. Повествование начинается сразу, внезапно, без развернутой экспозиции. (на доске записано определение).

Экспозиция - вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Как завершается рассказ?

Сразу без всяких выводов и поучений. Главное сказано, добавить уже нечего.

Перед вами отрывок, фрагмент из жизни, разговор о роли общественных условий в изменении взглядов и поведения человека, о том, всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть.

Эта проблема поставлена в самом начале произведения. Давайте ее решать.

Как композиция служит раскрытию идейного содержания рассказа?

Какая особенность построения предложения сразу бросается в глаза? (наличие противопоставления, т.е. антитеза)

3. Антитеза как способ построения предложения. Докажите. Что противопоставляется? I и II части рассказа.

а) 2 сцены (бал и наказание солдата)

б) Сравните (I и II ч) поведение и внешность полковника на балу и после бала.

в) Сравните описание зала у предводителя и описание улицы.

г) Сравните душевное состояние Ивана Васильевича на балу и после.

д) С помощью каких языков средств писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.

Какими эпитетами обрисован праздник?

Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые.

Какой музыкальный мотив звучит (мотив мазурки звучит почти непрерывно).

Как выглядит Варенька?

Она в белом платье, в белых перчатках в белых башмачках, у нее - "сияющее разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза".

Отец Вареньки - красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит на танцующих с восторженным умилением, нежным чувством.

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает "с восторженным умилением" (он влюблен) он был бесконечно "счастлив", и счастье его "все росло и росло".

Он захвачен атмосферой праздника, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты.

Во II ч. рассказа краски резко темнеют, хотя студент вначале еще радостен и счастлив: в весеннем мокром тумане движутся пешеходы, ломовые с дровами на санях, лошади под глянцевитыми дугами с мокрыми головами; покрытые рогожками извозчики шлепают по талому снегу; кузнец в засаленном полушубке и фартуке несет какую-то ношу; в конце поля виднеется что-то большое, черное: Раздается неприятная визгливая мелодия. И перед наблюдателем разворачивается странная картина экзекуции.

Полковник все тот же. Но теперь с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядит почти кощунственно:

Ощущения героя?

Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты тоску. Ощущение счастья сменяется ощущением ужаса. Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Л.Н.Т. передает повторением одних и тех же слов: ":все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым". (что-то механическое звучит в ритме слов - почти и не человек полковник)

Почему Л.Н. использует антитезу как способ построения предложения?

На белом фоне черное всегда заметнее, чем на любом другом.

5. Контраст как прием, помогающий раскрыть идейное содержание рассказа.

Почему Толстой противопоставляет друг другу 2 части рассказа и в описании использует контрастные краски? Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они живут, позволяет писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России. Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2-х миров.

Творческая группа (критики)

№3 Почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Докажите!

Был ли он двуличным человеком, лицемером? (На балу он в маске?)

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Искренен он в отношении дочери и других участников бала? По отношению к людям определенного круга он мил и добр, и там он на самом деле красив. Он внимательный, заботливый отец (носит домодельный сапоги, чтоб одевать и вывозить любимую дочь.) И Варенька его любит и гордится им. ("с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей")

Какие (и почему) качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

Спесь и пренебрежение к людям низшего сословия. Он старый служака, привыкший повиноваться вышестоящим и приказывать нижестоящим. Он ревнитель порядка и закона. Он искренне убежден: все должно быть по закону: совершил побег солдат - должен пройти через строй, должен быть наказан. Система наказаний придумана не им: он просто не дает себе труда задуматься над ней. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга, как он его понимает, и шевелится какое-то человеческое чувство (недаром он, вероятно стыдясь, делает вид, будто не узнал Ивана Васильевича, и поспешно отворачивается).

И это не умаляет его вины. Это лишь объясняет мотивы его поступков. Он верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. И считает своим долгом наказать "малорослого солдата", за недостаточное старание при наказании беглого татарина. /Бьет его по лицу за нанесенный слабый удар/

Понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника?

Он искренне добр (на балу), он искренне зол (на плацу). И эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. "Очевидно, он что-то такое знает, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня", - размышлял Иван Васильевич. И смутно приходит к выводу, что в этом алогизме жизни повинно общество (алогизм - нелепость). Герой так и не дошел до корня. Он лишь догадывается, что дело в каких-то социальных причинах.

Л.Н., являясь носителем гуманистической идеи, не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности, искажающих натуру человека.

Л.Н. ведет нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.

Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям. Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?

Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.

Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой еще и принес обществу пользу: "мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было". То есть главный герой осознает свою личную моральную ответственность за все происходящее.

Почему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке?

Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).

Л.Н.Т. не мог в силу своего характера и убеждений оставаться в стороне от борьбы с общественным злом. Он считал, что и его время полно "теми ужасами, теми же пытками, которые для следующих поколений будут так же удивительны по своей жестокости и нелепости".

"Триста тысяч человек в острогах и арестантских ротах... гибнут физически и нравственно"

Льва Николаевича всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания шпицрутенами.

А теперь вернемся к вопросу о композиции.

Вечер и утро, то есть символы противопоставляются: вечер затуманивает, искажает видение автором жизни (ему все кажется прекрасным). Утро невольно срывает флер ночного очарования, пелену с глаз героя. И ему открывается иная сторона жизни.

Домашнее задание

  • Сочинение-миниатюра
  • Почему рассказ назван "После бала", хотя большая его часть посвящена описанию праздника?

Рассказ «После бала» написан Л.Н.Толстым в 1903 году, впервые опубликован в 1911 году.

В его основе лежат реальные жизненные события, отражено время 40-х годов XIX века. Братья Толстые — Сергей Николаевич и Лев Николаевич — с 1841 года жили и учились в Казани и были знакомы с воинским начальником Андреем Петровичем Корейшем и его дочерью Варенькой.

Сергей Николаевич был влюблён в Вареньку, но чувство молодого человека угасло после того, как он, весело танцевавший с нею вечером на балу, утром увидел, что её отец распоряжался наказанием шпицрутенами бежавшего из казармы солдата.

Провинившегося человека прогоняли сквозь строй солдат, бьющих его шпицрутенами, длинными, гибкими папками из лозняка, — такое наказание применялось в царской армии,
особенно при Николаем Ш, за что он был прозван Николаем Палкиным.

Осуждая жестокое отношение к солдатам армейских начальников, Толстой в статье «Николай Палкии» (1886) писал: «Что было в душе тех полковых командиров: я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием насмерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью…»

Сам Толстой экзекуции не наблюдал, описал её по рассказам очевидцев. Реальная жизненная основа рассказа подтверждается замечаниями самого автора: «То, что я хочу рассказать, было в сороковых годах. Был я в то время студентом в университете… » Сохранилось имя прообраза героини — Варенька, упоминается портрет рассказчика (такой портрет брата писателя Сергея Николаевича Толстого хранится в музее Л.Н.Толстого).

Вопросы для беседы

— Кто ведёт повествование?

— Какая проблема поднимается в рассказе?

В рассказе поднимается важная проблема: кто виноват в торжестве зла и насилия — законы
общества или сам человек? С постановки этой проблемы и начинается рассказ.

— На какие эпизоды делится рассказ?

Рассказ строится как последовательное повествование, завязка действия начинается с первых же строк. Но в то же время рассказ состоит из двух контрастных эпизодов: бал у губернского предводителя и наказание сбежавшего солдата.

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, явления, предмета другому. Использование контраста даёт писателю возможность резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, пейзажа, портрета, интерьера, вещи.

— Как переданы веселье и блеск бала, какие тона преобладают в его описании?

В описании бала преобладают светлые, радостные краски: белая, розовая, серебристая, золотая. Звучит прекрасная бальная музыка, вызывающая радостное настроение, которое передают оценочные эпитеты: «радостная, ласковая улыбка», «прекрасная зала», «чудесный бал», «сияющее лицо», «сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые глаза».

— Что говорит Иван Васильевич о полковнике как об отце Вареньки и как о воинском начальнике? Какое чувство испытывает к Вареньке, её отцу и ко всем людям во время бала?

Полковник — красивый статный человек, у него гордая военная выправка (его трудно назвать стариком). Свежее румяное лицо, «та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».

Полковник любит свою дочь, трогательно заботится о ней. Влюблённый в Вареньку молодой человек не без основания решает, что отец носит немодные старинные опойковые сапоги, чтобы вывозить девушку в свет. Вместе с тем «старинные сапоги», «зачесанные височки» полковника и его характеристика: «он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» — это художественные детали, подводящие ко второй части рассказа.

Чувство любви Ивана Васильевича к Вареньке распространяется на её отца и на всех людей.

— Как Иван Васильевич воспринимает утреннюю пасмурную природу?

Описание пасмурной утренней природы и сцен городской жизни контрастирует с блеском, яркими красками бала. Преобладает бытовая лексика: «дрова», «сани», «ломовые извозчики», «рогожки». Уже перед сценой расправы с несчастным солдатом исчезает восприятие жизни как праздника.

— Какие краски преобладают в описании жестокой экзекуции?

В описании расправы с солдатом господствуют серые, чёрные и красные цвета. Слышна совсем другая, «жёсткая, нехорошая музыка», Иван Васильевич называет мелодию «неприятной», «визгливой». Он слышит всхлипывания солдата: «Братцы, помилосердствуйте».

— Каким человеком предстал теперь полковник, какое чувство он вызывает у Ивана Васильевича?

Молодой человек стал свидетелем жестокого наказания сбежавшего солдата. Полковник, отец Вареньки, исполняет свой служебный долг, не испытывая в душе ни сомнений, ни сострадания к другому человеку, ни стыда. Его не трогают всхлипывания солдата. Более того, он бьёт «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

— Подать сюда свежих шпицрутенов! — крикнул он».

Ивану Васильевичу жалко солдата, вина которого и наказание за неё несоизмеримы. Ему стыдно за человека, с таким пристрастием исполняющего закон, и за сам жестокий закон. Он не может понять, «почему дурное дело … признавалось всеми необходимым».

Для Ивана Васильевича приемлемы только такие законы, которые основаны на высоких нравственных началах любви и уважения к людям. И теперь в душе молодого человека вновь соединяются чувства к отцу и дочери, и любовь к Вареньке проходит.

— Какой нравственный выбор сделал для себя Иван Васильевич?

Молодой человек отказывается от военной и государственной службы вообще. О последующей жизни Ивана Васильевича автор ничего не сообщает, но, как отмечает один из персонажей, она — пример нравственности для других; иными словами, герой выбирает путь добра.

0 / 5. 0

«После бала» - это яркий протест против неестественности внутреннего мира человека, не разделяющего добро и зло. Это сожаление о невозможности обрести счастье в том мире, который эту неестественность порождает.

Композиционное разрешение направлено на возможность полного самораскрытия героя: произведение построено как рассказ в рассказе. В рамочном обрамлении повествование ведется от умудренного годами и жизненным опытом Ивана Васильевича. Это мудрый человек, в силу того, как сложилась его судьба, много передумавший о цели человеческого существования.

А в центральной части произведения вновь его голос, но пока еще молодого, богатого, жаждущего новых впечатлений, эмоций. Все его существо пронизано восторгом первого чувства, любви к Вареньке. Потому обычный губернский бал, с которого начинается повествование, видится герою как что-то прекрасное и удивительное. «Я был счастлив и блажен… Я обнимал в то время весь мир своей любовью»

И насколько прекрасно кружащее, как хорошее шампанское, голову чувство, настолько и прелестна Варенька, грациозная и воздушная. Ее царственная стать обворожительно чудесна, а сопровождающие ее образ розовый и белый цвета создают ощущение полета.

Также обворожителен и отец Вареньки, «полковник с серебряными эполетами» . Они с дочерью очень похожи, и Толстой, намеренно используя одинаковые детали портрета, максимально сближает эти образы, делая их неразделимыми в глазах читателей.

Несмотря на внешнюю легкость событий, некоторые детали уже подготавливают читателя к тому, как будут развиваться дальнейшие события. Например, в полковнике подспудно раздражает рассказчика его желание походить на Николая Первого и натянутая на руку во время танца замшевая перчатка, потому что того требуют правила. Пылкий и восторженный влюбленный не отдает себе отчета в том, что есть раздражающие его вещи, но их четко понимает человек, много раз переосмысливший тот самый вечер.

Резкой антитезой звучит вторая часть рассказа Ивана Васильевича. Первое столкновение с реальной, неприукрашенной жизнью жестоко преподает урок юноше, мечтавшему о счастье. Кульминация рассказа – описание жестокой казни, этот момент становится переломным в судьбе героя. Среди черных мундиров ярко выделяется исполосованная спина наказываемого солдата, это зрелище показывает всю мерзость жизни, неостановимую и невозможную. Чувство горького стыда, испытанного за невольное соучастие в этой безумной жестокости Иваном Васильевичем, противопоставлено чувствам полковника, для которого эта казнь - дело вполне заурядное.

Страшное зрелище и понимание того, что гармония недостижима в том мире, где один человек по закону имеет право истязать другого, полностью меняют героя. Вся его жизнь – мучительный поиск смысла существования и горькое разочарование, потому как он не в силах ничего изменить.

Иван Васильевич выбирает путь непротивления насилию , его нравственный выбор заключается в оберегании своей души от зла.

  • «Детство», анализ повести Льва Толстого
  • Образ Левина в романе «Анна Каренина»
  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»

История создания . Происходящее в рассказе имеет прямое отношение к событиям, происходившим в семье Льва Толстого. В студенческие годы писатель вместе с братом Сергеем жил в Казани. Брат был влюблён в Варвару - дочь высокопоставленного военного Корейша.

Он часто бывал в семье своей избранницы. Однако однажды он увидел, как под руководством этого начальника полк издевается над солдатом. И тогда Сергей разочаровался в своей любви и бросил Варвару.

Эта история настолько глубоко запала в душу писателя, что он пронёс её через всю свою жизнь, пока уже в преклонном возрасте не сделал её основой для своего рассказа. Сначала рассказ назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите». В конце концов Толстой остановился на том названии, под которым рассказ известен сегодня.

Сюжет . Композиционно рассказ разбит на две части. В первой части изображена прямо-таки идиллическая картина. Главный герой влюблён в Вареньку - дочь генерала; генерал устраивает пышный бал, на котором присутствует и герой. Он знакомится с отцом своей возлюбленной, который ему очень понравился.

Генерал - красивый, здоровый и бодрый, несмотря на пожилой возраст. А главное - он настолько любит свою дочь, что ради её благополучия экономит на себе; например, заказывает для себя обувь у простого армейского сапожника, вместо того чтобы приобрести новую. Вторая часть резко контрастна первой.

На следующее утро герой видит, как генерал, этот прекрасный душой и телом человек, осуществляет жестокую расправу над солдатом-татарином, попытавшимся совершить побег. Когда солдат, осуществлявший экзекуцию, недостаточно сильно ударил провинившегося, то генерал начал его бить. Это показалось герою настолько диким, что его чувства к Вареньке совершенно угасли. Видимо, генерал только казался добрым и любящим, а в «рабочей обстановке» показал своё истинное лицо.

Проблематика . Рассказ имеет несколько смысловых пластов. И лицемерие и порочность генерала - только самый верхний пласт, некая вершина айсберга. Cначала бал - свет и роскошь, улыбки и хорошее настроение, красивая музыка. А на утро - серое туманное небо, бой барабана и флейты, суровый полковник. Две разные сцены - бал и плац, где раскрывается образ и характеристика отца Вареньки. Был идеальный, любящий отец, а превратился в жестокого офицера.

Рассказчик поражен таким поведением, он как будто прозрел, увидев поведение человека в разных ситуациях. Еще больше ему противно, что полковник сделал вид, что не узнал его. Став свидетелем мерзкой сцены, ему стыдно и тошно.

Характерно, что в рассказе изображено время молодости писателя - годы Николая I. Видимо, Лев Толстой созданием своего произведения хотел намекнуть, что через многие десятилетия после описываемых событий в обществе ничего не поменялось. Отказался ли герой от любви, расставшись с Варенькой? Очевидно, что нет. Наоборот, он расстался с ней для любви, поскольку понял, что в отношениях с ней никакой любви уже быть не может.

Жанр произведения. «После бала» - это небольшое прозаическое произведение, рассказ. На первый взгляд, он продолжает традиции русского реализма XIX века. Однако весьма глубокий символизм рассказа вкупе с некоторой поверхностностью и «памфлетностью» внешнего плана роднит его с литературой новой эпохи. Описание длительной любовной истории укладывается всего в несколько страниц, а резкая контрастность между первой и второй частями композиции только усиливает символический смысл повествования.

Смысл названия . Примечательно, что рассказ называется «После бала». Это уже вносит некую интригу в первую половину произведения, где описывается сам бал. Само событие, на котором акцентирует внимание автор, происходит в заключительной части повествования, однако лишь оно содержит главную его идею: всё, что происходило до события, произошедшего после бала, оказалось просто суетой.

Герои . В рассказе имеется три главных персонажа. Во-первых, сам рассказчик - Иван Васильевич. Это молодой человек, влюбленный, не лишенный сострадания и порядочности. Истинная любовь для него - чувство всеобъемлющее. В образе Ивана Васильевича, таким образом, Лев Толстой изобразил в том числе и себя.

Во-вторых, это генерал. Счастливый любящий отец, хороший семьянин. Долгое время генерал вызывает восхищение, Иван Васильевич его прямо-таки боготворит. Однако в конце концов выясняется истинная сущность этого социума.

Варенька, возлюбленная рассказчика. Она олицетворяет собой христианские добродетели - веру, надежду и любовь. В какой-то момент эти христианские установки оказываются лишёнными настоящего смысла, что выражается в угасании любви рассказчика к Вареньке.

Лев Толстой написал произведение «После бала» в 1903 году, но впервые оно было напечатано в 1911 году, уже после смерти великого русского писателя. В основе рассказа лежит подлинная история, случившаяся со старшим братом писателя - Сергеем. Еще будучи студентом, Лев Николаевич жил с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич был влюблен в Варвару - дочку военного градоначальника Андрея Петровича Корейши и часто приезжал к ним в гости. Но однажды Сергей Николаевич увидел, как под руководством отца Вари избивали беглого солдата. Вся картина так потрясла его, что желание жениться у молодого человека сразу же исчезло. А теперь, собственно, можно взяться за краткое содержание «После бала». Итак, несколько человек ведут светскую беседу и обо всем размышляют.

«После бала». Краткое содержание

Многоуважаемый Иван Васильевич был большой мастак на всякие рассказы. И вот, однажды, будучи среди своих друзей, он завел разговор о том, что человек не всегда может понять, что хорошо, что дурно, так как для его усовершенствования необходимо сменить его среду, мол, она человека заедает. И тут же добавил, что в его ситуации, о которой он расскажет далее, большую роль в судьбе сыграл случай, а не среда.

Иван Васильевич описывает две картины. На первой - все красиво, счастливые и наряженные гости танцуют на балу, приехав почтить дань уважения губернского предводителя, которого автор описывает очень милым и добродушным человеком, постоянно заботившимся о своей дочке Вареньке. Старик действительно очень бережно к ней относится и даже ради нее экономил на себе. Краткое содержание «После бала» отмечает то, что Танец «мазурка» отца и дочери вызывает глубокое умиление и восхищение у всей присутствующей на балу публики. Праздничную атмосферу дополняет точно перед самым Постом последний день Масленицы.

Любовь

Краткое содержание «После бала» дальше рассказывает о том, что тогда еще очень молодой Иван был по уши влюблен в красавицу Вареньку. Он и минуты не мог без нее находиться. Тогда после бала он долго не мог заснуть и все теребил в руках подаренное ею перо от веера. Однако ситуация меняется, когда он решает прогуляться по свежему воздуху. Вдалеке виднелся дом Вареньки, оттуда послышались какая-то непонятная музыка и шум. Иван решил подойти поближе и увидел там жестокую картину. Под руководством отца Вареньки происходит кровавая расправа солдат с палками над беглым солдатом-татарином, который стонал и корчился от боли, и уже представлял собою что-то красное, мокрое и неестественное.

Анализ произведения

Краткое содержание Толстого «После бала» указывает на то, что писатель в этом произведении передает свое состояние перед расставанием с формальной верой, ведь он был предан анафеме из-за своих религиозных убеждений. Писатель делает акцент на то, что казнь происходит в Прощеное Воскресенье. Этим он подчеркивает совсем немилосердный и нехристианский характер социума, так как избивается мусульманин. В этом случае христианская вера преподается в форме насилия для инаковерующих. Толстой во многом хотел видеть идеал, от этого и мучился всю жизнь со своими мыслями и желаниями. Смирение и раскаяние не было для него главным приоритетом в его христианской жизни, и он решил выбрать свой путь.