Тот самый мюнхгаузен день. Тот самый Мюнхгаузен (8). История создания фильма Тот самый Мюнхгаузен

Когда мне задают вопрос: «Какой мой любимый отечественный фильм?», я не задумываясь отвечаю – «Тот самый Мюнхгаузен». Почему? Точно даже не скажу. Мне в нём нравится всё Великолепный сюжет Григория Горина, в котором много тонкого, доброго, душевного и острого юмора. Почти каждая фраза – бриллиант! Блестящая игра актёров. И каких актёров! Созвездие! Ну и конечно, замечательная постановка Марка Захарова.

История этого фильма начинается с театральной постановки – пьесу «Самый правдивый», для создания которой использовались сюжеты произведений немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе о приключениях легендарного барона Мюнхгаузена, Григорий Горин написал по просьбе актёра Владимира Зельдина которому очень хотелось сыграть роль барона Мюнхгаузена. Спектакль шёл в Театре Советской армии и пользовался у зрителей невероятным успехом. Марк Захаров посмотрел этот спектакль и решил перенести его на большой экран.

Вот как сам режиссер рассказывает о том, как у него родился замысел сделать телевизионную версию пьесы: «Тот самый Мюнхгаузен» начался для меня с замечательной пьесы Григория Горина, когда я увидел премьерный спектакль по ней в Театре Советской Армии. Мюнхгаузен – мудрый и умелый шут, который вселяет в людей радостную веру в то, что чудеса могут становиться реальностью. Но встречает непонимание большинства. А люди, которые не вписываются в большинство, лично меня всегда интересовали».

Однако и у членов худсовета были сомнения относительно правильности выбора режиссера. Захарову говорили, что Янковский не подходит по возрасту и годится барону в сыновья. Сценарист Григорий Горин тоже сомневался по поводу Янковского, писал в воспоминаниях: «Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей – волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен – умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!»

Тем не менее, Захарову удалось отстоять кандидатуру Янковского. «В приглашении на роль барона Мюнхгаузена Олега Янковского был элемент риска, - вспоминал режиссер - Он все-таки сложился как актер совсем не комедийного толка. Но к чести Олега, в его актерской палитре нашлись и комедийные краски, которые в фильме, особенно в первой его части, нашли достойное воплощение».

А вот выбрать актрису, которая сыграет Марту, оказалось делом непростым. Среди претенденток на роль возлюбленной барона были Ирина Мазуркевич и Галина Золотарева, но Захаров склонялся к тому, чтобы снимать в картине Татьяну Догилеву. Сделать выбор в пользу Елены Кореневой, которая, в конце концов, и была приглашена на съемки, помогло то, что Коренева, в отличие от Догилевой, а также более чем от половины исполнителей ролей в картине, не являлась актрисой руководимого Захаровым «Ленкома». «Если всех забрать на съемки, кто же в театре будет играть?» – заметил Марк Анатольевич.

В роль Феофила «вживался» актер Театра сатиры Юрий Васильев, но утвердили Леонида Ярмольника.

На роль Рамкопфа пробовался актер из МХАТа Колесников, но большинство на худсовете проголосовали за Александра Абдулова. Говорили, что хоть в нем и нет иронии, но есть юность, обаяние, у него – симпатии зрителей.

Зато Леонида Броневого утвердили без проб.

В начальной сцене разговора Мюнхгаузена с охотниками вместе с Олегом Янковским и Юрием Катиным-Ярцевым снимались немецкие актеры, которых потом озвучили русские. Если приглядеться, можно заметить, что их артикуляция не совпадает с текстом.

Оленя с вишневым деревом на голове, который выходит из леса в подтверждение слов Мюнхгаузена, изобразить оказалось непросто. «Когда мы пришли в зоопарк снимать зверя, оказалось, что олени в то время как раз сбрасывали рога, поэтому крепить дерево было не к чему, – рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. – Пробовали снимать чучело, но у него были пустые глаза. Тогда прибегли к комбинированной съемке. На зообазе студии «Центрнаучфильм» нашли марала, которого можно было выдать за оленя, задекорировали решетку вольера под лес, положили дерн. Выпустили марала, а он вместо того, чтобы пройти перед камерой, начал кататься по земле Тогда мы решили попробовать приманить марала лакомством. Сработало. Он прошел за ним по нужному маршруту. Затем мы взяли на биостанции МГУ ствол вишни и прикрепили к нему искусственные цветы. Наш знакомый балетмейстер из Театра оперетты, внимательно изучив проход марала, повторил его движения с деревом на голове. После чего дерево вырезали и совместили с оленем».

Комбинированная съемка использована и в сцене проезда Марты и баронессы Якобины в карете. «Снимали этот эпизод в павильоне «Мосфильма», и в окно кареты нужно было поместить городской немецкий пейзаж, – рассказывает Всеволод Якубович. – Оказалось, что кадры, снятые в Германии, не подходят: камера была поставлена на высокий штатив, и окна кареты оказались на уровне второго этажа. Пришлось сильно увеличить изображение и использовать только нижнюю часть кадра».

«В фильме есть сцена: слуга Мюнхгаузена смотрит в подзорную трубу и, когда видит подлетающих уток, дает барону знак, – рассказывает оператор комбинированных съемок Всеволод Якубович. – Тот стреляет в дымоход, и из камина выпадает жареная утка. По задумке слуга должен был увидеть в трубе уток, летящих на него. Когда мы стали искать в фильмотеках такой пролет, нашли множество кадров, где утки улетают от камеры , а чтобы они летели в другую сторону – ни одного. Пришлось устроить киноохоту на уток и гонять их в сторону камеры. А еще в съемках фильма участвовал медведь – по сюжету он выходил из леса во время герцогской охоты. Чтобы зверь шел в нужном направлении, его приманивали баночкой с килькой – когда по ней стучали, медведь шел на знакомый звук».

В съемках принимал участие немецкий каскадер, этакий германский мачо. В перерыве к нему подошел лихой Абдулов и предложил помериться силами: узнать, у кого сильнее пальцы. Скрестили они указательные пальцы и начали друг на друга напирать. «Вдруг слышу хруст, смотрю, палец Абдулова как-то неестественно вывернут, – рассказывает Долинский. – Я ему говорю: «Кажется, он тебе его сломал». «Не кажется, а точно», – отвечает Абдулов. Как потом ругался Захаров! Александру наложили незаметный гипс, с ним он продолжил съемки. Но на этом его приключения не закончились. Прямо на съемках Абдулов еще и палец на ноге умудрился сломать».

Об этом рассказал уже Марк Захаров: «Не сломал, вывихнул. Абдулов – очень азартный человек и уговаривал меня разрешить ему прыгнуть с четырехметрового забора без дублера. Второй режиссер – человек более опытный – сказал, что нужно сделать специальную яму, смягчающую удар о землю, еще что-то. Я отнесся к этому легкомысленно. В результате Александр Гаврилович сиганул и повредил себе ногу. Я очень сожалел, что уступил ему. Был еще один эпизод, сопряженный с риском для Янковского, когда его герой лезет по веревочной лестнице. Я сам сначала попробовал, ступеньки из-под ног уходят, страшно. Но Янковский без дублера и страховки поднялся на приличную высоту»

«Тот самый Мюнхгаузен» менее остальных лент Захарова пострадал от цензуры - к примеру, при сдаче на худсовете «Обыкновенного чуда» каждую фразу приходилось отстаивать с боем. Из «Мюнхгаузена» же была вырезана одна-единственная малозначительная сцена: «Режиссер Марк Захаров поставил передо мной задачу написать слова к песне о Мюнхгаузене, которую должна будет петь героиня Любови Полищук, – рассказывает поэт Юрий Энтин. – Записала ее Жанна Рождественская. Когда фильм выходил на экран, я сел у телевизора в надежде услышать свою песню, смотрю первую серию, вторую – песни нет, хотя в титрах указана моя фамилия. Потом выяснилось, что песню запретили из-за Полищук, которая в то время по каким-то причинам была в опале на телевидении. Я смирился, не стал включать «Того самого Мюнхгаузена» в свою фильмографию, но через несколько лет песню вернули в фильм».

Сам режиссер считает, что обязан таким везением тому, что сдавался фильм в преддверии Нового года, и у принимавших картину чиновников от кино было уже предпраздничное настроение, вследствие чего они не так придирчиво отнеслись к его новому творению. С первого же показа по телевидению фильм стал пользоваться большой популярностью, и сейчас, по прошествии уже более тридцати лет со дня премьеры, он, приобретя статус культовой картины, остается любимым огромным количеством зрителей.

Выше. - Вот. Вот. "Сообщения из-за границы: ...Англия признала независимость Америки". Так! Без 10 минут 4. Успели. Их счастье. Честь имею! - Это немыслимо! Он его отпустил. - А что он мог сделать? Это же чудовищное совпадение! Неужели не ясно? Нет. Это не герцог. Это тряпка! Сударыня, что вы от него хотите? Англия сдалась. Почему продолжается война? Они что у вас газет не читают? Вспомнил! Он действительно стрелял в оленя. Но через дымоход. Браво! Тебе очень идет подвенечный наряд. - Он идет каждой женщине. - Тебе особенно! - Жаль, что его одевают только раз в году. - Ты его будешь носить каждый день. Мы каждый день будем венчаться. Хорошая идея? Отличная. Только сначала нужно развестись. Ты не забыл, что через пол часа начнется бракоразводный процесс? Он начался давно. С тех пор, как я тебя увидел. Если бы ты знала, какой подарок я тебе приготовил! - Сколько дней в году? - 365. Не торопись с ответом. Трудно говорить, когда на тебя смотрит столько сочувствующих глаз. Развод отвратителен не только потому, что разлучает супругов но и потому, что мужчину при этом называют свободным, а женщину - брошенной. Нет. Не надо жалеть меня, господа. Не унижайте меня жалостью, пожалейте лучше себя. Мой муж, господа, опасный человек! 20 лет моей жизни отдано ему! 20 лет я усмиряла его. Я удерживала его в границах семейной жизни. И тем самым спасала жизнь. Вашу жизнь. Жизнь общества от него! Но вы сами разрываете наши узы. Что ж... Потом вините только себя. Не страшно. Не страшно, что я брошена. Не страшно. Страшно, что он свободен! Подумайте об этом, господа судьи! - О чем это она? - Барона кроет. - И что говорит? - Ясно что, подлец, говорит. - Псих ненормальный, врун несчастный. - И чего хочет? - Ясно чего, чтоб не бросал. - Логично. ...Он должен находиться под наблюдением или государства или семьи! Я думаю, что семья надежнее! - Карл, ну почему так поздно? - По-моему рано, не все глупости еще сказаны. - Карл, я тебя умоляю. - Я понял. Ни одного лишнего слова. - Кстати, я сделал удивительное открытие. - Что, опять?! Вы все ахнете! Это перевернет жизнь в нашем городе. Барон, я тебя умоляю, просто умоляю, только не сегодня! Ответь только на один вопрос: Сколько дней в году? 365. Ладно. Остальное потом. Вызывается барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен! Я здесь, господин судья. Господин барон, что вы можете сообщить суду по существу дела? - Смотря что вы считаете существом. - Как что? Объясните, почему разводитесь? Как же это: 20 лет все хорошо было и вдруг такая трагедия? Извините, господин судья, 20 лет длилась трагедия... - И только теперь должно быть все хорошо. - Объясните подробнее. Объясняю подробнее. Уважаемые судьи, дамы и господа! Есть пары, созданные для любви. Мы же были созданы для развода. Наше супружество, как это не странно, началось задолго до нашего рождения. Род Мюнхгаузен всегда мечтал породниться с родом фон Дуттен. Поэтому, когда у них родилась девочка я, в свою очередь, родился не только мальчиком, но и мужем. Якобина с детства не любила меня и, нужно отдать ей должное сумела вызвать во мне ответные чувства. В церкви на вопрос священника хотим ли мы стать мужем и женой мы дружно ответили "нет" и нас тут же обвенчали. После венчания мы с супругой уехали в свадебное путешествие. Я - в Турцию, она - в Швейцарию и три года жили там в любви и согласии. Я протестую! Вы оскорбляете мою подзащитную! Правдой нельзя оскорбить, уважаемый адвокат. Вообще, мне кажется, вы несколько ограничены в своем понимании жизни. Господин Рамкопф. Развод - одно из высочайших достижений человечества! Чтобы влюбиться достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить 20 лет вместе. Это были трудные 20 лет, но я о них не жалею! В свое время, Сократ как-то мне сказал: женись непременно. Попадется хорошая жена - станешь счастливым. Плохая - станешь философом. Не знаю, что лучше. Во всяком случае, я

«…Чудак не всегда частность и обособление, а напротив бывает так, что-он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи – все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…»

(Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)

Часто так бывает, что книга, прочитанная еще в детстве и поразившая нас своею глубиною, или фильм, многократно пересмотренный и разобранный на цитаты, для нас являются только милым воспоминанием о ярких эмоциях, пережитых давным-давно. Эти воспоминания греют душу, навевают приятные ощущения, но, увы, уже не дают той пищи для ума и сердца, которую мы так ценили в них прежде. Такое отношение к любимым источникам вдохновения отчасти понятно и оправданно: сюжет их нам хорошо знаком, диалоги выучены наизусть и кажется, что больше они не смогут освежить наше мировосприятие новыми открытиями. Однако даже при такой степени знакомства с произведением от нашего взора могут ускользать некоторые существенные детали, а иногда и сама суть излюбленного шедевра. Происходит это оттого, что гениальные плоды вдохновения несут в себе настолько большой интеллектуальный, мировоззренческий и духовный потенциал, что его трудно исчерпать человеческим умом. Ибо такого рода труды создаются не столько непосредственным творцом, сколько божественным озарением, которое всегда выступает в качестве соавтора у таланта.

К вышеозначенным творениям, безусловно, относится киношедевр Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Снятый в период советской атеистической цензуры, в своих недрах он таит второй сюжет, который имеет множество параллелей с Евангельским повествованием. И если попытаться посмотреть на этот фильм сквозь призму христианской традиции, можно легко увидеть в главном герое образ не того самого Мюнхгаузена, к которому привык кинолюбитель с «замыленным» взглядом, то есть не просто экстравагантного чудака, немного грустного и отчасти смешного оригинала со склонностью к фантазиям, а трагический образ апологета, противопоставляющего свою высокую истину утилитарному сознанию толпы и готового своей кровью засвидетельствовать верность божественным идеалам.

Ведь если Мюнхгаузен Захарова всего-навсего простой мечтатель, рыцарь печального образа, то сюжет этот давно известен — еще один эксцентрик положил все силы на борьбу с ветряными мельницами и погубил себя из-за своих вздорных причуд. Однако, взгляд внимательного кинозрителя, направленный на главного героя, исключает подобные умозаключения. Нам открывается личность совершенно иного порядка, которая юродствует не по своенравию, но имеет неоспоримый мандат на юродство. И дабы мы не сомневались в этом праве, автор наполнил свое творение аллюзиями, которые отсылают нас к Евангельской истории.

Основная трагедия данного произведения заключается в том, что барон Мюнхгаузен находится в окружении самых близких ему людей, в среде которых он родился, вырос и прожил всю жизнь, однако, не смотря на такую тесную связь, между главным героем и кругом его знакомых ощущается непреодолимая стена непонимания. Во многом это объясняется тем обстоятельством, что барон и правда в некотором смысле «не от мира сего», так как еще до своего рождения имел честь быть другом великих людей, среди которых Софокл, Сократ, Шекспир и другие гении, жившие гораздо раньше времени, в котором разворачивается действие кинокартины. Поэтому лучше говорить не о рождении Мюнхгаузена, сколько о пришествии или явлении в мир для выполнения какой-то своей особой задачи. Эту задачу в общих чертах можно определить, как возвещение Правды, ради которой барон восстает против поработившей его окружение лжи, ненавидимой им больше всего, по его собственному признанию.

Оригинальная проповедь и способность совершать поступки, не укладывающиеся в рамки разумного понимания мира (чудеса, которые даже благочестивый пастор откровенно называет шарлатанством, оттого что его рациональное мышление не позволяет верить в сверхъестественное) приводит к тому, что барон приобретает себе репутацию довольно славного малого, умного, с чувством юмора, «который может стать примером для молодежи», однако есть одно условие — ему нужно измениться. Этот ультиматум становится главным искушением на пути его служения. Мюнхгаузена не хотят принимать за того, кто он есть на самом деле, ибо в этом виде он не удобен для своих сограждан, поэтому все без исключения пытаются изменить его, сделать похожим на себя. Искушение из уст самого дорого ему человека: «стань таким как все», звучит как прекословие апостола Петра, узнавшего о неизбежности смерти своего Учителя.

Все это ставит главного героя перед трагическим выбором: отречься от своих идеалов, поддавшись на настойчивый призыв толпы: «присоединяйтесь барон, присоединяйтесь», или добровольно взойти на свою Голгофу, где его ждет чудовищный смертельный эксперимент, цель которого осмеять подсудимого и проверить справедливость его заявлений о том, что он и есть «тот самый Мюнхгаузен»: если бы ты был бароном, то доказал нам это чудом.

Ничего не меняется и спустя столетия, чтобы доказать, что человек жив, его непременно нужно сначала убить. Толпе трудно понять, что не чудом проверяется подлинность свидетельств, а тем высоким идеалом, который они в себе несут. Поэтому барон не тем хорош, что летал он или не летал на луну, а тем, что никогда не врет. И не согласен поступиться даже в мелочах, если твердо убежден в незыблемости открытой для него истины 32-го марта (невольно приходит на ум, что Воскресный День, как День Господень – это тоже выход за рамки устоявшегося календаря), то даже ради своей любви, ради самого дорогого и близкого человека, он не может поступиться этим откровением. Это ли не есть воплощение максимы Христа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37)?

Однако эта формула не может быть принята жителями Ганновера, то есть типичными обывателями, каждый из которых поглощен своим собственным фарисейством: неискренней набожностью — пастор, карьерой — бургомистр, материальным благополучием и тщетной славой — баронесса и ее любовник, герцог — одеждой, Марта — своей чувственной привязанностью к барону. Но остается один, тот, кто верен до конца своему хозяину — это верный и благоразумный слуга Мюнхгаузена Томас, чей восторг, возвещающий «воскресение» его хозяина, звучит как исповедание: «Я знал. Я не верил, что вы умерли. Даже когда в газетах сообщили. Не верил. И когда отпевали — не верил. И даже когда закапывали — сомневался».

Такая искренняя вера является подлинно христианской: остаться со своим хозяином до конца, даже когда факты со всей своей очевидностью говорят об обратном, когда все вокруг предали, руководствуясь каждый своим резоном: лучший друг из-за страха, Марта из-за маловерия (засвидетельствовав свое отречение поцелуем в щеку), его родственники из-за того, чтобы он просто не мешал им, не претендовал на их власть в доме, потому что, как известно, «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк 6:4). Они-то и делают все, чтобы скомпрометировать его в глазах равнодушных сограждан, лживого синедриона и верховного правителя, который просто руководствуется старым принципом: «раз уж все так сложилось, так пусть уж идет как идет…», умывает руки и не препятствует расправе над праведником.

Но судьи будут посрамлены. Этот ужасный приговор приведет осужденного не к погибели, не к осмеянию, но к славе. Ведь для него этот эксперимент — торжественное восхождение на небо. Причем временное, ибо барон снова придет, но только когда он в следующий раз вернется, тех, осудивших его жителей Ганновера, уже не будет, все потому, что «время на небе и на земле летит неодинаково: там — мгновения, тут — века».

Конечно, неправильно будет полностью отождествлять евангельского Христа с образом барона Мюнхгаузена, воплощенного в кинокартине Марка Анатольевича. Скорее это образ Сократа, известного нам из Апологии, написанной Платоном, или образ христианских мучеников и непринятых миром юродивых, пострадавших, отстаивая свою истину. Ведь в конечном итоге цель их всех подняться на небо. Поэтому весьма символична и концовка трагической истории ганноверского чудака: после долгих испытаний барон Мюнхгаузен медленно поднимается по лестнице, ведущей в небеса, указывая тем самым вектор, куда должны быть устремлены все силы каждого человека…

Александр Бойко, студент 3 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии.

Журнал «НЕвский БОгослов» №11

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас 30 сентября 2017 года, в эфире Первого канала идёт интереснейшая игра, которая называется . Все ответы в игре от 30 сентября 2017 года можно узнать в обзоре игры, в статью можно попасть по ссылке выше. Но завтра не буде 31 сентября, ведь у нас нет барона Мюнхгаузена, к сожалению он был в единственном числе.

Какой день, если верить фильму «Тот самый Мюнхгаузен», подарил родному городу заглавный герой?

К сожалению игроки не смогли верно ответить на одиннадцатый вопрос сегодняшней игры и ушли ни с чем. Вопрос оказался действительно сложным, я сам не знал точный ответ. Ведь нас путал фильм, под названием "31 июня".

«31 ию́ня» - советский двухсерийный телевизионный фильм-мюзикл в жанре фэнтези по мотивам одноимённой повести английского писателя Джона Бойнтона Пристли, снятый в 1978 году. Существенно отличается от книги. Это одна из самых значительных работ режиссёра Леонида Квинихидзе и композитора Александра Зацепина.

Как видим, это фильм не то, что нам нужно для того, чтобы правильно ответить на этот вопрос. Для ответа на вопрос нам нужно обратиться к нужному тексту.

32 мая - еще один день весны...

― Стойте! Остановитесь! Наш суд превращен в постыдный фарс.
Господин судья, прочтите, пожалуйста, еще раз
разводное письмо барона фон Мюнхгаузена.

― Я, барон Карл фон Мюнхгаузен...
― Вы дату читайте!
― 1779 год, 32 мая. Господин барон, вы ошиблись, такого числа не бывает.
― Бывает!
― Если вчера было 31 мая, то сегодня какое?
― 32-е. Этот день - мое открытие. Это мой подарок родному городу.

― Я вам сейчас все объясню!
― Господа, господа!
― Я вам сейчас все объясню.
― Не может этого быть, не может этого быть!
― Браво.

― Тридцать какое?
― 32, Ваше Высочество.
― Куда он его предлагает вставить?
― Вот сюда.
― 29-е, 30-е, 31-е...
― 32-е.
― Здесь же нет места.
― Поэтому суд и счел себя глубоко оскорбленным, ваше высочество. Мы просим отменить решение о разводе.
― 29-е, 30-е, 31-е...
― И так далее.

"Самый правдивый ".

Сюжет фильма Тот самый Мюнхгаузен

Главный герой картины "Тот самый Мюнхгаузен " Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен (Олег Янковский), известный всем как фантазер и враль, каких мало, после двадцати лет супружества встретил дочь аптекаря Марту (Елена Коренева), в которую влюбился с первого взгляда. И вот уже два года барон жил не с законной женой Якобиной (Инна Чурикова), а со своей возлюбленной.

Мюнхгаузен и Марта мечтали обвенчаться, но по светским и церковным законам они не могли этого сделать, пока барон и баронесса состояли в браке.

С просьбой позволить ему оформить развод Мюнхгаузен обращался в различные инстанции - к пастору (Владимир Долинский), бургомистру (Игорь Кваша), герцогу (Леонид Броневой). В конце концов, ему было разрешено подать иск, чтобы в судебном порядке развестись с нелюбимой и не любящей его Якобиной . Но против этого выступают не только сама баронесса, но сын Мюнхаузена Феофил (Леонид Ярмольник), и адвокат и любовник Якобины Генрих Рамкопф (Александр Абдулов) - они решили объявить барона сумасшедшим, чтобы завладеть его состоянием и имуществом.

Когда желанная свобода была уже почти достигнута, и оставалось только подписать бумаги, Мюнхгаузен из-за своей неспособности «быть как все» все испортил. Увидев на документах дату «32 мая», поставленную бароном, судья (Всеволод Ларионов) счел это неуместной шуткой и, оскорбившись, аннулировал свое решение о разводе. Напрасно Мюнхгаузен утверждал, что в результате своих расчетов он обнаружил в календаре ошибку и «открыл» новый день, который собирался подарить горожанам.

Расстроенная произошедшим Марта со слезами на глазах уговорила барона принести суду извинения и попросить решить его дело о разводе положительно.

Члены городского совета во главе с герцогом решили дать Мюнхгаузену второй шанс, но с условием, что барон должен все рассказанные им истории, которые он выдавал за чистую правду, признать ложью и пустыми выдумками.

История создания фильма Тот самый Мюнхгаузен

За основу сценария Григорий Горин взял собственную пьесу "Самый правдивый ", для создания которой использовались сюжеты произведений немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе (Rudolf Erich Raspe) о приключениях легендарного барона Мюнхгаузена .

Спектакль по пьесе, главную роль в котором исполнял Владимир Зельдин , с большим успехом шел в Театре Советской Армии . Постановка очень понравилась Марку Захарову , который, посмотрев ее, загорелся идеей экранизировать ее.

Вот как сам режиссер рассказывает о том, как у него родился замысел сделать телевизионную версию пьесы:

««Тот самый Мюнхгаузен » начался для меня с замечательной пьесы Григория Горина , когда я увидел премьерный спектакль по ней в Театре Советской Армии . Мюнхгаузен - мудрый и умелый шут, который вселяет в людей радостную веру в то, что чудеса могут становиться реальностью. Но встречает непонимание большинства. А люди, которые не вписываются в большинство, лично меня всегда интересовали».

Кроме драматургической основы, при создании фильма была использована также музыка к спектаклю, написанная известным композитором Алексеем Рыбниковым .

Марк Захаров с самого начала в роли барона Мюнхгаузена собирался снимать Олега Янковского , сыгравшего главного персонажа в его предыдущем фильме "Обыкновенное чудо ". Однако и у членов худсовета, и у Григория Горина были сомнения относительно правильности выбора режиссера.

Горин позже писал в своих воспоминаниях:

«Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей - волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен - умный, ироничный, тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!»

Тем не менее, Захарову удалось отстоять кандидатуру Янковского , в карьере которого ранее комедийных ролей не было.

«В приглашении на роль барона Мюнхгаузена Олега Янковского был элемент риска, - вспоминал режиссер. - Он все-таки сложился как актер совсем не комедийного толка. Но к чести Олега , в его актерской палитре нашлись и комедийные краски, которые в фильме, особенно в первой его части, нашли достойное воплощение».

А вот выбрать актрису, которая сыграет Марту , оказалось делом непростым. Среди претенденток на роль возлюбленной барона были Ирина Мазуркевич ("Сказ про то, как царь Петр арапа женил ", "Трое в лодке, не считая собаки ", "О бедном гусаре замолвите слово ") и Галина Золотарева ("Мать ", "Маска и душа "), но Захаров склонялся к тому, чтобы снимать в картине Татьяну Догилеву . Сделать выбор в пользу Елены Кореневой , которая, в конце концов, и была приглашена на съемки, помогло то, что Коренева , в отличие от Догилевой , а также более чем от половины исполнителей ролей в картине, не являлась актрисой руководимого Захаровым "Ленкома ". «Если всех забрать на съемки, кто ж в театре будет играть?» - заметил Марк Анатольевич .

На роль Феофила пробовался актер Театра сатиры Юрий Васильев , ("4:0 в пользу Танечки ", "И примкнувший к ним Шепилов ", "Спецкор отдела расследований "), а на роль Рамкопфа - мхатовец Сергей Колесников , экс-ведущий программы "Фазенда ", сыгравший одну из ролей в боевике "Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть " («A Good Day to Die Hard»). Однако решением худсовета роли были отданы Леониду Ярмольнику и Алексагдру Абдулову соответственно.

"Тот самый Мюнхгаузен " менее остальных лент Захарова пострадал от цензуры - к примеру, при сдаче на худсовете "Обыкновенного чуда " каждую фразу приходилось отстаивать с боем. Из "Мюнхгаузена " же была вырезана одна-единственная малозначительная сцена. Сам режиссер считает, что обязан таким везением тому, что сдавался фильм в преддверии Нового года, и у принимавших картину чиновников от кино было уже предпраздничное настроение, вследствие чего они не так придирчиво отнеслись к его новому творению.

С первого же показа по телевидению фильм стал пользоваться большой популярностью, и сейчас, по прошествии уже более тридцати лет со дня премьеры, он, приобретя статус культовой картины, остается любимым огромным количеством зрителей.

В 1980 году фильм Тот самый Мюнхгаузен стал обладателем Приза жюри журналистов и Приза за режиссуру (Марк Захаров ) на Международном телевизионном фестивале "Злата Прага " в Праге (Чехословакия) и в 1981 году приза «За высокое мастерство и оригинальный творческий поиск» (Марк Захаров) на Всесоюзном телевизионном фестивале в Ереване.

Съемки фильма "Тот самый Мюнхгаузен " проходили в ГДР, в городе Вернигероде, старинные улочки и интерьеры домов которого, а также окрестные леса и луга стали великолепными декорациями для телевизионной версии истории о самом правдивом человеке на свете.

Съемочная группа фильма Тот самый Мюнхгаузен

Режиссер фильма Тот самый Мюнхгаузен: Марк Захаров
Автор сценария фильма Тот самый Мюнхгаузен: Григорий Горин
В ролях: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов, Леонид Ярмольник, Юрий Катин-Ярцев , Владимир Долинский, Леонид Броневой, Семен Фарада и другие
Оператор: Владимир Нахабцев
Композитор: Алексей Рыбников