Тургенев бежевый луг краткое содержание. "Бежин луг": характеристика мальчиков. Произведение И.С. Тургенева "Бежин луг"

И. С. Тургенев, дворянин по происхождению, имел превосходное барское воспитание. Между тем, известность ему принес цикл рассказов «Записки охотника», главными героями которого стали простые крестьяне. Его издание в 1852 году стало причиной изгнания Тургенева в родовое имение Спасское-Лутовиново. Причина довольно проста: писатель показал, насколько интересны, душевны и талантливы были многие представители низших слоев, что стало необычным явлением в русской литературе. В состав сборника вошел и рассказ «Бежин луг».

Повествователь, возвращавшийся с охоты, заблудился и долго бродил по окрестностям. Уже в сумерках он вышел на Бежин луг и различил невдалеке два огонька. Выбора не оставалось, и рассказчик направился - как он полагал - к гуртовщикам, суетившимся у костра. Однако перед ним оказались пятеро крестьянских ребятишек, вышедших в ночное сторожить табун лошадей. Немного поговорив с новыми знакомыми, рассказчик прилег чуть поодаль и сделал вид, что уснул. Сам же наблюдал за ребятишками, которые, чтобы скоротать время, стали рассказывать «былички». Неторопливый детский разговор лишь однажды нарушил лай собак, и один из мальчиков, Павлуша, бросился вслед за ними в темноту. Вскоре он вернулся, ловко спрыгнул с лошади и на вопрос, что там, махнул рукой: «Я думал, волки…» Лишь к утру ребятишки уснули крепким сном, а рассказчик отправился дальше.

Тургенев завершает произведение «Бежин луг» сообщением о смерти одного из мальчиков: Павлуша в том же году упал с лошади и разбился.

Герои рассказа глазами автора

Ребятишек, имена которых рассказчик узнал по ходу разговора, было пятеро. Автор дает подробное описание каждого из них, а также передает содержание разговора, пытаясь сохранить особенности речи, интонацию каждого из героев.

Внимание сразу же привлекает самый старший - Федя, лет четырнадцати. Он выделялся из числа других внешним видом и поведением. Добротная одежда подсказывала, что Федя был из зажиточной семьи и случайно попал на Бежин луг. Краткое содержание всех его реплик (он ловко управлял разговором, но сам участия в рассказывании быличек не принимал) выражает чувство превосходства над другими.

Второй, Костя, привлек внимание своим взглядом. Его большие блестящие глаза, казалось, скрывали какую-то тайну, а сам он выглядел человеком довольно интересным.

Ничем особым не выделялся Ильюша, но именно он оказался самым талантливым рассказчиком.

Семилетнего Ванюшу (столько ему дал на вид повествователь) он сразу и не заметил. Из-за своего малого возраста мальчик только слушал старших товарищей. Однако именно он тонко чувствует природу: «… гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!»

Наконец, пятый - Павлуша. Из рассказа «Бежин луг» он запоминается больше других. Только его рассказчик называет полным именем - Павел, а также сообщает в конце рассказа о его трагической судьбе. Чем же интересен Павлуша автору и читателю?

Внешне его трудно было назвать привлекательным, но все в нем было правильно. Глаза излучали ум, а во всем облике сквозила невероятная сила. Если остальные мальчики слушают рассказы со страхом, то Павлуша всему дает правдивое объяснение - опыт житейский подсказывает. Он один мчится в ночь вслед за собаками, а потом незначительно машет рукой, будто ничего не произошло. Рассудительные реплики, в том числе комментарии к быличкам, и поступки - лучшая его характеристика.

«Бежин луг» - путешествие в мир сказочных поверий

Детские характеры раскрываются благодаря необычным историям, которые поочередно рассказывают Костя и Ильюша, остальные больше слушают и высказывают свое отношение к описываемым событиям.

Былички - произведения фольклора, в которых делается установка на правдивость происходящего. Так же, как сказки, поверья, мифы и т. п., они выражают представления людей об устройстве мира. Если говорить о быличках, которые звучат в произведении «Бежин луг», краткое содержание их можно свести к рассказам о нечистой силе и сказочных героях (это леший, водяной, домовой, русалка), о покойниках и гаданиях. Всеми ребятами, кроме Павлуши, они воспринимаются как реальные, потому никто не сомневается в их правдивости. Особенно интересен Ильюша: его речь эмоциональна, насыщена повторами и просторечными словами, что делает рассказ убедительным. Возникает ощущение, что мальчик действительно был свидетелем всех своих историй.

Совпадение или предзнаменование?

Интересно вписывается в происходящее история Павлуши. В то время, как он ходил к реке, Костя рассказывает об утопленнике Васе. Его мать, якобы, предчувствовала смерть сына и всячески старалась уберечь его от воды. Возвратившийся Павлуша к удивлению и страху ребят произнес: «Я Васин голос слышал». И далее рассказал, как кто-то из реки все звал его: «Подь сюда…» На слова Ильюши, что это примета плохая, Павлуша лишь ответил, что «своей судьбы не минуешь». Так обозначает еще одну тему своего повествования И. Тургенев. «Бежин луг» - это еще и рассказ о человеке и его судьбе. Не случайно в финале кажется, что трагедия в жизни Павлуши была предсказана в ту темную ночь.

Изображение природы

Необходимо отметить еще одну особенность рассказа «Бежин луг». Краткое содержание произведения будет неполным без определения в нем роли природы. Она занимает важное место и показана в динамике.

Довольно объемная пейзажная зарисовка в начале повествования дана в золотистых и серебристых спокойных тонах. Контрастно первому изображен рассвет второго дня, в котором все краски (золотая, алая, красная, зеленая) яркие, насыщенные. Они символизируют радость (в том числе от наступления нового дня, разогнавшего тьму), смелость (вспоминается поступок Павлуши), жизнеутверждающую силу, которую почувствовал рассказчик после встречи с ребятишками.

Величественная картина рисуется и с наступлением ночи, и здесь важно, что окружающую красоту смогли увидеть и дворянин-повествователь, и крестьянские детишки. Пейзаж помогает понять их душевное состояние и способность видеть и ценить прекрасное. А еще подчеркивает непременную связь человека и природы, которая для крестьян является неотъемлемой частью жизни.

Значение рассказа

Крестьяне - талантливые, самобытные, тонко чувствующие природу, - это люди, заслуживающие уважения. Именно на это обращает внимание в рассказах цикла «Записки охотника» И. С. Тургенев. «Бежин луг» выделяется из их числа тем, что в нем взор писателя обращен к удивительному миру детей, эмоциональных, чистых, искренних. Но, к сожалению, восторженное состояние от общения с героями сменяется и для рассказчика, и для читателей тревожными мыслями об их непростом будущем.

Бывают такие литературные произведения, относительно которых неуместно звучат слова «краткое содержание». «Бежин луг» Тургенева - одно из них. Если сравнивать этот рассказ с живописным полотном мастера, то вы не увидите там плотных мазков насыщенной масляной краски, тщательно «выписанных» деталей. Все прозрачно, мимолетно, как сама жизнь.

Не случайно таких изменяющихся, взрослеющих персонажей подобрал в свой рассказ Иван Тургенев. «Бежин луг» - это и вольница, и огромный мир детства для мальчишек: Вани (7 лет), Ильюши (12 лет), Кости (10 лет), Павлуши (12 лет) и Феди (14 лет). Отдельными штрихами мастера индивидуализирует Иван Сергеевич ребят: Федя - стройный, красивый мальчик из зажиточной семьи; Павлуша - с обычной внешностью, но с ощутимой внутренней силой; подслеповатый и горбоносый Ильюша закомплексован и ведомый по своей сути; Костя - задумчивый и печальный; Ваня же, самый маленький, устав, засыпает, не участвуя в разговоре.

Писатель - безусловно, фаталист, поэтому он создает романтическое ощущение неповторимости и необратимости этого летнего вечера. Ведь мальчишки вырастут, станут другими. Не в этой ли грации «рисунка на песке» таит рассказ свое краткое содержание?! «Бежин луг» Тургенева запечатлел словами охотника, волей случая подслушавшего детский разговор у костра, эту ночь, отблески пламени, одухотворенные лица маленьких рассказчиков, развевающиеся на ветру гривы коней, звезды, догорающие у них в зрачках. Позже впечатление мимолетности, «акварельности», усилится от того, что, читая мини-эпилог рассказа, мы узнаем - Павел вскоре убьется, упав с лошади.

Проследуем же за замыслом рассказа, представив его краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева начинается с того, что рассказчик «от автора», охотясь под Тулой в Чернском уезде, заблудился и к вечеру вышел на степной простор. Он увидел вышеперечисленных ребят, выведших ночью коней пастись в степь (в ночное). Мальчишки рассказывали разные наивно-таинственные истории. Ильюша - о домовом, которого слышал, ночуя на бумажной фабрике. Костя - о встрече плотника Гаврилы с русалкой. Ильюша - инфернальные «страшилки» про псаря Ермила и про бабу Ульяну. Ильюша - о Тришке, являющемся при солнечном затмении. Все это мальчишкам кажется загадочным и значительным. Уже под самое утро, проговорив ночь, они пытаются определить разницу между лешим и водяным. Костя повествует о мальчике, которого утащил водяной. Только под утро ребята засыпают. Формально вышеперечисленной последовательностью историй автор определяет краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева, таким образом, предстает своеобразной поэмой в прозе - о природе, о детстве, а в широком смысле - о красоте Родины.

Возвратимся же к аналогии рассказа Тургенева с акварелью, - легкой, мимолетной и потому - прекрасной. Произведение не несет в себе документальности. В нем нет аналитических рассуждений. Но оно, безусловно, несет в себе настроение. Взрослый читатель наверняка ощутит тоску о том, что детство прошло, и он находится уже далеко от бесхитростных и чистых мальчишечьих грез и фантазий, о том, что не укрыться ему ночью степной ковыльной травой, не вскочить посреди ночи на коня и не помчаться по степи навстречу ветру вслед за мальчишками. Ему станет грустно от того, что детство ушло, словно растаявший под утренними лучами солнца ночной туман.

Про рассказ Тургенева «Бежин луг», наверное, можно сказать словами великого Пушкина, что в нем пронзительно чувствуется «русский дух». И в описании ночной степи, и в приглушенном разговоре мальчишек неуловимо и по-тургеневски гармонично «Русью пахнет». Примерно так же о Тургеневе писал Салтыков-Щедрин, заметивший, что после знакомства с произведениями Ивана Сергеевича «легко верится», «легко дышится», жизнь кажется гармоничней и совершеннее.

И.С. Тургенев - великий русский писатель XIX века, произведения которого вошли в золотой фонд мировой литературы. В своих книгах он описывает красоту русской природы, духовное богатство и нравственные устои родного народа. Примером такого повествования может служить рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого приведено в этой статье.

Произведение «Бежин луг», краткое содержание которого дано в статье, - это яркий пример восхищения автора великолепием родного края. В нем он рассказывает о том, как однажды охотился в лесах целый день, а когда пришло время возвращаться домой - заблудился. В темноте он увидел огонь костра и, идя на его свет, вышел к Бежину лугу. У костра сидели крестьянские дети - пятеро мальчиков: Федя, Илюша, Ваня, Костя и Павлуша. Охотник присел к костру и прислушался к тому, о чем они говорят. Разговор шел о Мальчики с увлечением рассказывали о таинственных случаях, произошедших с ними или их знакомыми.

Так, Костя рассказал о слободском плотнике Гавриле, который, заблудившись в лесу, увидел на дереве русалку с серебристым хвостом, которая звала его к себе. Гаврила выбрался из леса, но с тех пор стал невеселым. В народе говорят, что это русалка его так заворожила.

В книге «Бежин луг», краткое содержание которой не может передать всю красоту произведения, Илюша поведал историю о человеке, утонувшем в местном пруду несколько лет назад, и о псаре Ермиле, который нашел барашка, способного говорить человеческим голосом. В темноте, при свете костра, эти истории вызвали у слушателей трепет и страх. Ребята вздрагивали от посторонних шорохов и криков но, успокоившись, продолжали разговаривать о покойниках, оборотнях, леших, о грядущем страшном пришествии Тришки.

Мальчики рассказывали о том, что люди видели, как покойный барин из окрестного села бродил по земле и искал разрыв-траву, чтобы избавиться от могильной тяжести. Илюша поведал об одном народном поверье, когда на у церкви на паперти можно увидеть тех, кому суждено в этом году умереть. Так, бабка Ульяна однажды увидела на паперти мальчика, умершего в прошлом году, а потом и себя саму. С тех пор, говорят, она стала болеть и хиреть. В рассказе «Бежин луг», краткое содержание которого отражает его основную идею, подробно описаны древние народные предания о нечистой силе.

Вскоре разговор зашел об утопленниках. Павлуша поведал о том, как в позапрошлом году от рук воров погиб Аким-лесник - они его утопили. С тех пор стали слышны стоны в том месте, где это произошло. А Илюша предостерег товарищей о том, что нужно быть очень осторожным, когда смотришь в воду - может утащить водяной. Тут же вспомнили историю мальчика Васи, который утонул в реке. Его мать, предчувствовавшая гибель сына,

В это время Павлуша собрался за водой на реку. Когда он вернулся, поведал ребятам о том, что слышал на реке голос Васи, но не испугался, а набрал и принес воды. Илюша замечает, что это плохая примета, что так Павлушу звал водяной.

В этой статье дано лишь краткое содержание. «Бежин луг» - рассказ о богатом внутреннем мире простых крестьянских детей. В нем также говорится о красоте природы, которая их окружает. Написал Тургенев «Бежин луг», краткое содержание которого здесь приводится, во времена существования крепостного права в России. Именно ненавистью и непримиримостью к крепостной зависимости, угнетающей развивающуюся человеческую личность, пронизано это произведение.

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невеселый нрав объясняется случаем, про-изошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал поддеревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в «весельи», теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль – о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить «Бяша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша». В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались – то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв-траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илыоша отвечает, что год еще не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что «Тришка придет». На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать – ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали на улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними – надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как ее утащил на дно водяной н там «испортил». Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем – картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, по он не утонул, а ушибся, упав с лошади.

Краткое содержание Бежин луг

Однажды, когда автор охотился на тетеревов, а было это в Тульской губернии Чернского уезда,­ он заблудился. Ему пришлось долго ходить в лесной чаще, пока уже к самой ночи он все же не вышел на большую равнину в окружении обрывистых холмов. Равнина называлась Бежин Луг. Вдруг он увидел в сгущавшейся,­ кромешной темноте какие то отблески света и сразу же пошел к ним. Это был горевший костер, вокруг которого сидели крестьянские дети, их было пятеро.­ Познакомившись с ними, автор попросил разрешения заночевать вместе с ними у огня. Мальчику Феде было лет четырнадцать, он казался самым старшим, Илюше и Павлуше лет по двенадцать, Косте - около десяти, а самому младшему Ване и вовсе лет семь. ­

Автор, соорудив себе подстилку у костра, неподалеку от мальчишек, прислушался к их разговору. Мальчики, перебивая друг друга, рассказывали разные страшные истории: про русалок, домовых и т.д. Описывая ночь, писатель акцентирует внимание на особую атмосферу таинственности, опускающейся в это время на все: и на детей, и на лес, и на костер. Им подробно описываются детали и особенности одежды ребят, их внешность. По этим мелким штрихам мы можем увидеть разницу в их характерах и интересах. Когда ребята начали варить картошку в котелке на угольках костра, автор притворился спящим, и крестьянские дети снова продолжили свой разговор. Он понимает, что предмет их обсуждения - это нечистая сила и разные истории, которые с ней связаны. Илюша начал рассказ о том, как он со своими­ приятелями как будто бы видели самого настоящего домового около бумажной фабрики. Костин рассказ о всем знакомом слободском плотнике с невеселым нравом, который был очень угрюмым. Все думают, что это из-за случая, который произошел с ним, когда он ходил за орехами в лес. Находившись в лесной чаще, он заблудился и присел под деревом отдохнуть, да так и задремал. И вдруг, он сквозь сон услышал, что его зовут, а когда встал, то увидел перед собой русалку. Плотник, будучи верующим, сразу же перекрестился, а русалка, перестав смеяться, горько заплакала. Мужчина спросил, почему она плачет, а русалка ответила, что раз он перекрестился, то теперь не сможет жить с ней весело до конца своих дней, поэтому она и рыдает. Но еще она сказала, что теперь он все время будет угрюмым и печальным. И вот с той поры плотник Гаврила никогда не улыбается и не смеётся.

Мальчики живо обсуждают этот рассказ, вспоминая, слышал ли кто-нибудь, чтобы в их местности жили когда-нибудь русалки, и только один Федя, будучи самым старшим в этой веселой мальчишеской компании, не очень доверяет услышанным рассказам.

Следующим рассказчиком был Илюша, который поведал всем быль об утонувшем в местном пруду человеке. Затем говорили об оборотнях, волках, о покойниках. Даже затронули тему светопреставления (совсем недавно было солнечное затмение). Долго наверное еще продолжался бы их разговор, но через некоторое время поднялся сильный собачий лай, это собаки мальчиков подняли тревогу, и­ ребята, быстро поднявшись, побежали в темноту. Павлуша тоже вскочил, он сел на коня и ускакал за всеми, посмотреть, что там случилось. Он очень быстро вернулся и совершенно спокойно сообщил автору, что это скорее всего волки ходят вокруг и что бояться их совсем не стоит.­ Павлуша очень понравился автору своими смелыми и разумными рассуждениями. Он понял, сто именно этот мальчик является душой всей компании.

Вернувшиеся остальные мальчишки, поговорив еще немного, уснули, согревшись у костра. Рано утром, когда только забрезжил рассвет, авто проснулся. Он оказывается не один уже встал, проснулся и Павлуша. Они распрощались, и автор пошел искать обратную дорогу.