Урок по Урокам гражданственности на тему "Историческая память поколений " (6класс). Интервью с писателем Алексеем Полуботой. Битва за Байкал: что на великом озере делать нам и китайцам

Соблюдение краеведческого аспекта на уроках гражданственности

Мелодии Донбасса

МОУ “Школа №58 г.Донецка”

Учитель начальных классов ЯРЧЕНКО НАТАЛИЯ ПЕТРОВНА


  • Формировать у подрастающего поколения патриотическое самосознание;
  • воспитывать чувство гордости за свой родной Донецкий край и его многонациональный народ;
  • воспитывать чувство уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям Донбасса;
  • развивать гражданственность, патриотизм как важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности.

Прочитайте стихотворение выразительно

  • Музыка всюду живёт

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав, в шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода -

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа.


Тихие слёзы свои ива роняет у брода…!

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей –

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада! ,

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.

Вадим Семернин

- Что значит для тебя музыка? - Какие твои любимые музыкальные произведения?


СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ

  • Где песня льётся, там птица без крыльев.
  • Мир без музыки, что счастливо живут.
  • Где песни поют, там легче живётся.

- Как ты понимаешь смысл этих пословиц, объясни.


ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

  • 1 .Сон и отдых позабыты :

Песню пишет…

(Композитор )

  • 2. Струны гитары, терпенье, талант плюс вдохновенье равно …

(Музыкант)


3. Перед хором я стою

Все молчат, а я пою.,

Кто же я? Что за артист?

Ну, конечно же, …

(Солист )

4. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент. …

(Дирижёр )


Донбасс – шахтёрский край, по э тому значимое место в нашей жизни занимают песни о шахтёрах и для шахтёров.

  • Знакомы тебе такие искусственные горы? Как они называются?
  • Послушай песню «Спят курганы тёмные»

в исполнении Йосифа Кобзона.


СЛОВАРЬ

  • КУРГАН – насыпь над древней могилой.
  • ТЕРРИКОН - конусообразный отвал пустой породы на поверхности земли при шахте, руднике.
  • ЗАБОЙ - поверхность отбитой горной массы (полезных ископаемых

или горной породы).


  • Какие чувства овладевают тобою, когда ты видишь краевиды Донбасса? Слышишь ли ты какие-то звуки, мелодии, музыку?

Донбасс - это не только шахты и заводы. На самом деле у нас есть потрясающе красивые места


Послушай песни: «Земля родная – Донбасс»,

«В светлом небе донецком».


  • ТЕНОР - высокий мужской голос, певец с таким голосом.

Прослушай песни в исполнениии А.Соловьяненко

«Ніч яка місячна», «Дивлюсь я на небо», «Степь да степь кругом», «Ах,ты степь широкая», «Вижу чудное приволье».


«Донбасс Опера» - Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Соловьяненко


  • БАРИТОН - Мужской голос, средний между тенором и басом, а также певец с таким голосом.

Пять песен, прославивших Иосифа Кобзона:

«А у нас во дворе», «День Победы», «Баллада о красках», «Где-то далеко», «Офицеры».

Прослушай песню в исполнении И.Кобзона

«Пусть всегда будет солнце».


Донецкая филармония

  • Знакома ли тебе камерная музыка?
  • Был ли ты когда-нибудь в филармонии?

ФИЛАРМОНИЯ- Музыкальное общество, учреждение, ставящее себе задачей организацию концертов и пропаганду музыкального искусства.


Знаменитым для филармонии в Донецке стал 1991 год – присвоено имя нашего земляка, выдающегося композитора

Сергея Сергеевича Прокофьева


ОРГАН

  • В 1957 году в Концертном зале филармонии был установлен уникальный орган , на котором во время учебы в Петербуржской консерватории играл П.И. Чайковский.

ОРГАН – клавишно - духовой музыкальный инструмент, самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов


Свое исполнительское мастерство в разных классах классической музыки конкурса "Родные просторы» показывают юные музыканты Донецкой Народной Республики

Послушай песню «Подари улыбку миру»

в исполнении Детской группы «Непоседы» (Донецк)


РЕФЛЕКСИЯ

- Чьё имя носит Донецкая филармония?

- Кто из космонавтов взял в полёт диск с песнями А.Соловьяненко?

- Чьё имя носит открытая малая планета?

  • Где и почему написано «Анатолий Соловьяненко – шахтёрский герцог»?
  • Какие песни прославили Йосифа Кобзона?

ОТГАДАЙ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ

  • Слово книжное «вокал»

Как бы проще ты назвал?

  • Как монолог музыкальный зовётся,

Когда он на сцене артистом поётся?

  • Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто - …


Тема голода в Украине и, в частности, на Донбассе, как раз одна из тех, о которой нынче модно поговорить на всех уровнях, раз в год возложить цветочки, обязательно под фотокамеры, непременно сделав, при этом скорбное лицо, будто это тебя на самом деле за что-то там тронуло. Увы, на этом весь интерес к проблематике тает.

После рассекречивания в 1989 году фондов, госархивом Донецкой области, была сделана выставка о масштабах голода, постигшего Донбасс в 1932-1933 годах.

По сводкам райкомов КП(б)У установлено, что за период с 27 февраля по 9 марта по 21 району области зарегистрировано более 4 тысяч голодающих. Только в колхозах Белокуракинской МТС около 2,5 тыс. человек остро нуждались в продовольствии. Особо голодали Марковский, Рубежанский, Ново-Псковский, Старобельский, Ново-Айдарский, Верхне-Теплянский, Старо-Каранский р-ны области.

Приводятся факты массового опухания людей от голода и многочисленных случаях голодной смерти. Только за 10 дней февраля-марта по 12 районам области умерло 267 человек, при этом учитывались далеко не все умершие, реальное их число было значительно выше. В Старобельском колхозе за 2 месяца умерло 150 человек, а в Бело-куракинском за 3 месяца - 578 человек, в Марковском районе - 679.

Поселок Еремовка Шапарского сельсовета лежит поголовно опухший. В селе Лизино 63 смертельных случая. В докладных записках повсеместно отмечается "бездушное отношение населения и даже отдельных руководителей как к голодающим, так и к умершим. Умершие лежали по 3-4 дня и более: "Угрожающе стоит вопрос об элементарной санитарии, в связи с тем, что трупы хоронятся с задержкой, часто в клунях, сараях и сенях квартир".

Повсеместно в пищу употребляли собак, кошек и павшего скота. В с.Куз.Михайловке Старо-Каранского района отмечены случаи употребления в пищу зараженных сапом лошадей. В с.Лызино Ново-Псковского района колхозник Кондратенко около месяца жил и кормил семью падалью со скотского кладбища, собак и кошек и сам замерз на этом кладбище, откапывая конскую ногу.

О крайне бедственном положении людей в этот период свидетельствуют многочисленные факты каннибализма. Колхозник их района Криконенко Мефодий зарезал своего сына 6 лет и вместе с женой в течении 4 дней ели.

В селе Росоховатом Марковского района Руденко Федор имел семью из 5 человек, из них трое детей. Его жена Марина, под принуждением мужа, зарезала двух детей, которые были ими съедены.

Имели место факты трупоедства. В 1933 г. в с.Бончуковке Ново-Псковского района колхозник Веселый Федор со своей женой Евдокией и 14-летним сыном вырыли на кладбище 3 трупа и употребили их в пищу, после чего сразу все умерли. В этом же селе в погребе колхозницы Киященковой была обнаружена половина трупа умершего брата.

А теперь главное!

Все эти опустошенные села нужно было кем-то заполнять. Западная и центральная Украина, также изрядно пострадавшая от голода, не могла предложить людской материал, поэтому на Донбасс, как приграничные районы и хлынула массово российская нищета.

Кроме этого, Донбасс, это все же промышленный, а не сельскохозяйственный регион. Село, как мы увидели выше, было фактически очищено от "украинского элемента" для русских переселенцев, а города, большинство из которых либо строились с нуля, либо значительно расширялись именно во время советской власти, так же массово заселялись "чисто русскими" и, в этом тогда никто ничего плохого не видел.

В те временна, когда, среди советских людей активно гуляли мифы, насаженные российской пропагандой о пятнадцати республиках - пятнадцати равных сестрах, о трех братских славянских народах и еще Бог знает о чем, "лишь бы не было войны" и в голову никому не приходило, что не за горами то страшное время, когда пятнадцать республик распадутся, а брат придет с оружием убивать брата исключительно по национальному признаку.

Хочу передать впечатление русской журналистки из Краматорска, приехавшей сегодня из Димитрова, которая рассказала:
"В 80-е годы в шахтерском Димитрове запустили новую шахту или скорее лаву. Труд шахтера тогда был в почете, хорошо платили. Но рабочих не хватало. Условия были шикарные. Тогда построили целый микрорайон, назвали Даманский. Тому, кто приходил работать на шахту, вручали ключи от квартиры, как только человек напишет заявление. К тому же выдавали 1000 рублей на обустройство. Насколько я помню, холодильник тогда стоил 300, цветной ТВ 400-500. Обратились за подмогой к коллегам с Западной Украины, шахтерам из Львовской области. Те отказались. Пригласили жителей Перми. Их тогда приехало очень много. Заселили целый микрорайон. Говорят сейчас они только и ждут, когда придет россия".

Вот она причина, массовых ожиданий "русского мира". Заходи в этот район и не важно, что он только один такой на весь этот самый Дмитров, а в остальных могут люто ненавидеть упомянутый "русский мир". Важно, что он есть, поэтому, заезжай туда, снимай, как целый район, а в эфир говори - целый город Донбасса, просится в россию, на свою, так сказать, "историческую родину", потому, что здесь "всегда жили русские" и не важно, что это "всегда" проистекает корнями аж в каких-то 30-40 лет. Важно, что это все, реально русские люди не только по духу и крови, а банально, по национальности и паспорту советскому, что для них одно и то же и, что им абсолютно природно хотеть в россию, так же, как и украинцам природно требовать от этих переселенцев оставить в покое их исконно украинские земли, на которых они жили не 30-40 лет, а веками.

Проблема в том, что россия, имея с гулькин нос оснований для обоснований своего вторжения в Украину, использует их по полной на все сто, а Украина, до сих пор, так ничего и не сделала, что сломало бы эту тупую и лживую версию "русского мира" и развеяло бы сомнения, у кого они еще остались, что ни Донецк, ни Луганск никогда не были и не будут российскими только потому, что россия, в свое время, заселила их этничными россиянами.

Анатолий Кравчук, сайт obozrevatel.com

Исторический подход в региональных исследованиях позволяет проследить ход пространственно-временного формирования данной территории с присущими ей производственными, демографическими, этническими, религиозными и др. процессами, изучить тенденции и закономерности развития. Исторически Донбасс был регионом Российской империи, а затем Советского Союза и располагался на территориях Донецкой, Ворошиловградской (Луганской), Днепропетровской и Ростовской областей.

Появление региона в конце 19-го века связано с промышленной разработкой Донецкого каменноугольного бассейна, что позволило Донбассу экономически развиться в крупный центр угольной промышленности, чёрной и цветной металлургии.

Этнически, религиозно, лингвистически и культурно Донбасс был и является частью Русского мира – международного сообщества, объединённого причастностью к России и приверженностью к русскому языку и культуре. В начале 1920-х годов решением В.И. Ленина большая часть промышленно развитого Донбасса была передана аграрной Украине. Этим решением была заложена «мина замедленного действия», которая «взорвалась» в 2014 году.

Традиционно Российская Федерация была основным партнёром Донецкой области во внешней торговле, как товарами, так и услугами. Наиболее точная информация имеется за период по 2012 год включительно.

В 2012 г. в Россию было направлено 22,4% экспорта товаров и услуг региона (в 2011 г. – 22,2%). Общий объём товаров и услуг из Российской Феде-рации составлял 46,2% областного импорта (в 2011г. – 42,7%). Общий объём экспорта товаров и услуг в Российскую Федерацию составил 3314,8 млн. долл. Импорт из России увеличился по сравнению с 2011 г. на 15,6% и составил 2712,7 млн. долл. Т.о. сальдо внешней торговли в 2012 г. было положительным и составило 602,1 млн. долл.

Основу внешнеторговых связей с Российской Федерацией составляла торговля товарами на общую сумму 3089 млн. долл. (21,9% областного экспорта). Импорт российских товаров в 2012 г. составил 2554,2 млн. долл. (48,6% областного импорта).

В 2012 г. экспортировались, в основном, недрагоценные металлы и изделия, что составило 39,4% от общего объёма экспорта в Россию (в т.ч. чёрные металлы – 27,8%, изделия из черных металлов – 9,2%). Другие товарные группы экспорта представляли: транспортные средства – 24,8%, машины, оборудование и механизмы – 10,9%, готовые пищевые продукты – 8,6% (в т.ч. какао и продукты из него – 5,9%), минеральные продукты – 7,6% (в т.ч. соль, сера, земля и камни – 4,3%, топлива минеральные, нефть и продукты её пере-гонки – 3,3%).

Основными статьями импорта в 2012 г. были минеральные продукты, что составило 73,7% от российского импорта (в т.ч. топлива минеральные, нефть и продукты её перегонки – 71,8%). Другими статьями импорта были недрагоценные металлы и изделия из них – 8,9% (в т.ч. чёрные металлы – 6,1%), машины, оборудование и механизмы – 4,5%, транспортные средства – 2,8%, продукция химической промышленности – 2,4%, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них – 2,2%.

Наибольшие объёмы экспорта в 2012 г. обеспечили предприятия городов: Мариуполя (44,8%), Донецка (16,2%), Енакиева (6,9%), Краматорска (6,7%), Макеевки (5,7%), Артёмовска (4,9%), Харцызска (4,3%), Дружковки (3,1%). Российские товары импортировались, в основном, предприятиями городов: Горловки (44%), Авдеевки (17,7%), Донецка (14%), Мариуполя (13,7%), Макеевки (2,4%).

Услуги в Российской Федерации в областном объёме экспорта услуг в 2012 г. составляли 32,9%, импорта из России – 25,4% областного импорта услуг. Сальдо внешнеэкономических услуг было положительным и составило 67,3 млн. долл. (экспорт услуг – 225,8 млн. долл., импорт – 158,5 млн. долл.).

В структуре экспорта услуг в 2012 г. преобладали услуги в операциях с недвижимостью, сдачей в наём и услуги юридическим лицам, что составило 73,4% от общего объёма. Экспорт транспортных услуг составлял 10,5%, услуг, связанных с государственным управлением – 7,3%, услуг в обрабатывающей промышленности – 3,4%, услуг, связанных со строительством – 3,1%.

В импорте услуг 57,5% составляли услуги в операциях с недвижимостью, сдачей в наём и услуги юридическим лицам, 17,6% – услуги, связанные с финансовой деятельностью, 15,4% – транспортные услуги, 3,4% – услуги гостиниц и ресторанов, 2,1% – услуги в добывающей промышленности.

Может показаться, что раны, нанесённые войной, не позволят ДНР в ближайшее время стать экономически развитым регионом с особым статусом. Однако бывает так, что на пустом месте легче строить новое, чем встраиваться в рамки старого. Нашей Республике в кооперации с Россией и другими дружественными странами надо постараться опередить других в формировании 6-го технологического уклада и «оседлать» новую длинную волну экономического роста.

Решить экономические проблемы ДНР крайне затруднительно без решения политических проблем. Для ускорения инвестиционно-инновационного развития ДНР предлагаются следующие меры:

Скорейшее встраивание в вектор опережающего развития экономики России и стран Таможенного Союза;

Заключение экономического союза с самопровозглашёнными государствами – Луганской Народной Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой, Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия, Нагорно-Карабахской Республикой;

Обеспечение экономической безопасности;

Увеличение объёма инвестиций в высокотехнологическое производство за счёт сокращения потребления и внешних заимствований;

Создание условий расширенного воспроизводства человеческого ка-питала и развития интеллектуального потенциала;

Обеспечение реального сектора производства внутренним долгосрочным дешёвым кредитом;

Переход к суверенной денежно-кредитной политике;

Создание институтов и механизмов развития в рамках нового 6-го технологического уклада (нано-, информационно-коммуникационные и биотехнологии);

Каждое суверенное государство должно уметь себя защитить. Как известно, «кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Поэтому для ДНР в кратчайшие сроки необходимо наладить собственное производство оружия. Донецкий казённый завод химических изделий в советское время выпускал боевую спецтехнику.

По своему назначению и профилю завод является предприятием, специализированным по работе со взрывчатыми веществами и взрывоопасными специзделиями. Несмотря на то, что завод подвергался массированным артиллерийским обстрелам, на предприятии сохранились уникальные технологии, оборудование и высококвалифицированные кадры. Завод может выпускать динамическую защиту танков. Она предназначена для защиты бронетанковой войсковой техники от бронебойных средств поражения. Принцип действия динамической защиты состоит в том, что контейнеры со взрывчаткой, которые размещены сверху обычной брони, взры-ваются навстречу снаряду, попавшему в танк. Тем самым существенно уменьшается пробивная способность снаряда.

Кроме того, Донецкий казённый завод химических изделий может обеспечить снаряжение боеприпасов, сборку ракет и выпускать:

Артиллерийские осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды;

Осколочно-фугасные и фугасные авиационные бомбы;

Ручные гранаты наступательные и оборонительные;

Противотанковые управляемые ракеты «Комбат», «Стугна», «Барьер» и др. При необходимости на предприятии «Никитртуть» (г. Горловка) можно наладить переработку ртути Никитовского месторождения для производства оружия.

16.11.2015 18:55

Существует ли «русский мир» как единая система ценностей - наподобие мира евреев или армян? Относится ли к русскому миру воюющий Донбасс? С чем сталкиваются беженцы с Донбасса в приютившей их России? Об этом размышляет севастополец Александр Рогов, чьи зарисовки под общим названием «Сага о Новороссии» мы продолжаем публиковать в «Примечаниях».


Лагерь беженцев

Беженцы с Донбасса жили от меня неподалеку. На одном из пустырей Радиогорки был разбит палаточный лагерь. Высокий бетонный забор. Прожектора. Колючка. Охрана. Внутри — армейские палатки. В палатках — печки-буржуйки и железные кровати в ряд. Умывальники тоже в ряд, но на улице.

Не подумайте, что в таких условиях жили все беженцы из Донбасса. Сюда, в лагерь, попали самые обездоленные, низший социальный слой, поселковая беднота. Те, кто хоть немного с деньгами, сняли квартиры.

Мой друг-бизнесмен, решивший оказать беженцам какую-то помощь, подошел к проходной и спросил, что им привезти — может, какие продукты или товары первой необходимости, ну, там бритвы, мочалки. Ответ был таков: «Не надо мочалок. Заберите нас отсюда хоть куда-нибудь». Люди умоляли взять их на дачи, причем на самых плохих условиях — без воды, света, газа. Лишь бы не в лагере.

То общее впечатление, которое давало о беженцах российское телевидение, соответствовало действительности лишь отчасти.

В лагерях беженцев показывали счастливые лица чудесного спасения вперемежку с восторгом благодарности и слезами радости на глазах. Я не отрицаю, что такая эмоция у некоторых людей была. Но если оценивать эмоцию общей массы беженцев нашего лагеря на Северной, то она была совершенно иная. Среднестатистический лагерный беженец из Донбасса был вял, разочарован, подавлен и интровертивен. И ему все очень сильно не нравилось.

Я, кстати, так и не понял, зачем эти вышки с колючкой для беженцев? Севастополь на 98% за Россию. Бандеровцев у нас и в помине не было. Единственное объяснение, которое я для себя нашел, было такое: лагерь должен быть максимально некомфортным для проживания, чтобы люди в нем не задерживались и побыстрее переезжали подальше на Восток. Лишите человека денег, друзей, дома, перспектив к жизни — и вы получите Стеньку Разина. А зачем Российской Федерации Стенька Разин? Да еще и в проблемном Крыму?

Ольга из Стаханова

В Севастополе я неоднократно встречал людей, воевавших на Донбассе со стороны ополчения. От разговоров о войне они уходили, и у меня в целом не было ясной картины происходящего. Пока я не приехал в Москву. Как это ни странно звучит, но встреча с воюющей Новороссией у меня произошла именно в Москве. Именно там мои знакомые свели меня с женщиной из Стаханова, учительницей лет пятидесяти по имени Ольга, бежавшей от войны к племяннику в столицу.

У племянника она по какой-то причине не прижилась, хотя очень его любила и считала своим сыном. Причину ухода от племянника сама объясняла так:

«Там новая семья. Его мама второй раз замуж вышла. Не хочу им мешать», — говорила и опускала глаза, стыдясь этой ситуации.

А ситуация действительно постыдная. Жить не у родственников, скитаться как изгой по чужим людям… У нас, на юге, это позор. В Москве — норма.

Уйдя от племянника, она несколько месяцев жила на квартире, которую для нее снимал какой-то бизнесмен, целенаправленно помогавший беженцам. Потом он ей отказал без объяснения причин, и Ольга оказалась на улице. Стояла и плакала возле магазина с игрушками. Там мои знакомые ее и подобрали.

Вообще, люди с Донбасса кажутся россиянам какими-то странными. Мне очень многие так и говорили: «Странные они какие-то». Спрашиваю, а в чем их странность? Отвечают: «Ну вот, например, та же Ольга. Постелили ей в маленькой комнате, говорит: «Постель жесткая, мне неудобно». Спрашиваю у своих знакомых, а в чем, собственно, странность? Ну, жестко человеку. Женщина немолодая, может, болит что. «Она должна довольствоваться тем, что ей предлагают». А почему, собственно? «Потому что она и так все бесплатно получает».

Меня эти слова резанули. Отношение как к бездомной собаке или как к человеку второго сорта — хотя приютившие ее люди добросердечны и не жадны; они сами когда-то бежали из своей республики от войны.

Я всегда захожу в тупик, когда слышу подобные ответы. Мое глубокое убеждение состоит в том, что если ты человека принимаешь из милости, то ты должен принять его как равного, не ущемляя ни в чем. В противном случае, ты над ним глумишься, даже если ты ему при этом помогаешь.

С такой позицией «северян», и особенно москвичей, я сталкивался многократно. Помню, как одна столичная дамочка возмущалась поведением бездомной собаки: «Представляете? И она ведь не все ест, что ей дают! Я ей кусок хлеба кинула, а она не берет!». Так и подмывало спросить: «Ну, а сами-то вы все едите?»

Мне было очень интересно поговорить с этой женщиной из Стаханова, и я остался у знакомых на чай. Мои друзья-москвичи предупредительно оставили нас на кухне вдвоем.

Ольга сначала ощущала себя напряженно, но потом, почувствовав, что я интересуюсь «для себя», разговорилась.

Не обидно ли вам, спрашиваю, что все так получилось? События в Крыму и заявления Москвы подстегнули Донбасс, а потом, когда Донбасс восстал и попросился в Россию, ему отказали.

Ольга долго не отвечает, смотрит в сторону:

«Для нас это запретная тема. Стараемся об этом не говорить. Думали, как у вас будет. А теперь выхода не видно».

У Ольги на Донбассе воюет младший брат. На войну он попал так: брата бросила жена, забрала с собой их единственного сына-подростка и уехала в Москву искать лучшей доли. Брат потерял смысл жизни, стал пить, не работал — и тут случилась война. Записался в добровольцы. И поскольку терять в жизни было нечего, стал рваться на передовую. Его отметили. Сначала старшим по группе поставили, потом полевым командиром. Он воспрял духом, с девушкой познакомился. Теперь ждет, когда война закончится, чтобы по-нормальному в ЗАГСе расписаться.

Донбасс и русский мир

Вопрос, собственно, вот в чем: а русский мир есть? Как единый мир-система он существует?

«Единый» я понимаю так: справедливый для всех в каких-то базовых принципах бытия, которые связывают всех узами большой семьи — как это происходит у тех же евреев или армян. Справедливый не в смысле уравниловки, а в смысле общей судьбы. В такой семье старший брат может быть удачливым бизнесменом и иметь шикарный джип, а младший — нищим дурачком и ездить на старом велосипеде. Но единый мир-семья предполагает, что если этого младшего кто-то обидит, то этот «кто-то» будет непременно найден и наказан. По-другому в семьях и не бывает. А иначе это и не семья.

Или в мире все устроено по-другому? И какой-то части русских уготовано чудесное будущее, а какой-то — проклятое настоящее?

Как ощущают себя те люди, которым выпал билет в счастливые миры? О чем они думают? Их совесть не мучает за то, что в их градах нет войны, разрухи и голода? Или они настолько морально затвердели, что им эти вопросы безразличны? Там, под бомбами, другие такие же люди, с такой же широкой душой, общинной психологией, чувством локтя, а главное, с неугасающим ощущением социальной справедливости, остались погибать в изгойском настоящем. Дети, старики, женщины…

Я понимаю, что мой вопрос нелогичен, пафосен и крайне эмоционален, но я, тем не менее, его задам.

Скажите, россияне центральной полосы, Сибири, Дальнего Востока, да и вы, россияне Крыма и Севастополя: люди, погибающие на Донбассе под бомбами — ваши или не ваши?

Только не молчите. Скажите правду. Скажите, что это не ваши люди. Тогда эти люди перестанут вас ждать. Они перестанут на вас надеяться. Они будут надеяться только на себя. И им станет легче.

Из разговора с Ольгой я понял две очень важные вещи.

Вещь первая. Любовь между Донбассом и Россией ассиметрична: Россия Донбассу нужна, а Донбасс России нет.

И вещь вторая: нет никакого единого русского мира в том смысле, в котором существует мир курдов, армян или евреев. А если он и есть, то совсем с иными реалиями.

Трагедия этой асимметрии состоит вот в чем. Русский Донбасс думает, что мы (Россия) и есть их семья. Он считает, что мы самые близкие и самые родные. Просто мы их по каким-то причинам предали. Ведь близкий человек тоже может предать по слабости или глупости. Предать может не просто близкий, а даже самый-самый близкий. И кроме этого близкого никого больше нет в этом мире. И вы продолжаете его любить, неся эту боль в себе. Глубоко ее запрятав. Стараясь никому ее не открывать. И стараясь о ней не думать.

Мне постоянно вспоминается один случай, свидетелем которого я стал в Ленинграде, в начале семидесятых, в глубоком детстве.

Ленинград город особенный, и одна из его особенностей — это пьющие женщины. Пьющая ленинградка — вещь страшная. Она может иметь благородный вид, знать несколько языков, быть хорошо одетой, и носить дворянскую фамилию. И при этом бухать вместе с «синяками» в самых отвратительных пивных и лежать пьяной в самых грязных подворотнях.

Я жил с родителями на проспекте Тухачевского (это за Охтой, в сторону аэропорта). Мне было тогда лет шесть. Выбегаю на улицу. С другой стороны дома — винный отдел. Метрах в тридцати лежит на боку мертвецки пьяная женщина с очень красивой прической, а из-под нее вытекает лужица мочи. Рядом стоит мальчик и тянет ее за руку:

«Мама, вставай. Домой надо, — говорит он тихо».

Но мама не шелохнется. Мальчик снова и снова тянет женщину за руку.

«Мама, пойдем. Прошу тебя. Пожалуйста».

Ватная рука беспомощно падает. Струйка мочи останавливается. Мальчик беспомощно садиться возле мамы и задумчиво смотрит в небо.

Знаете, что меня в этой истории мучило все эти годы?

Меня мучил вопрос: почему тот мальчик не бросил опозорившую его маму?

Прошло уже более сорока лет. И только теперь я начинаю понимать, почему тот мальчик не пнул маму ногой, не плюнул в нее, не обложил матом и не ушел играть с ребятами.

Он не мог от мамы внутренне отречься.

Чтобы бросить человека в таком состоянии, надо внутренне от него отречься. А этот паренек не смог.

Я не знаю, чем закончилась эта история. Возможно, маму лишили родительских прав, а сына отдали в приют. Может, кто-то помог ей подняться. А может, она очнулась сама.

Через пару лет я сам попал в схожую историю и смог в полной мере ощутить безвыходность подобной ситуации.

Я играл возле дома с ребятами и увидел своего отца, который шел домой и постоянно спотыкался и падал, потому что был в дребедень пьян. Он был весь в грязи, а рот и щеки были в крови. Ребята мне сказали:

Вон твой отец идет.

Я зачем-то ответил:

Он не пьяный. Ему с сердцем плохо.

Из игры я вышел, отошел в сторону и больше в этот вечер ни с кем не играл. А потом пошел на каток и зачем-то стал лизать лед. А когда меня спросили взрослые, зачем я лижу лед, я ответил, что шайбу ищу. Я просто не хотел ни с кем общаться. Я мучительно переживал случившееся.

Я надеюсь, что вы, москвичи, и жители других благополучных регионов, теперь наглядно представляете, что переживает современный Донбасс в отношении России — которая Донбассу одновременно и мать, и сестра, и родина. Он переживает глубочайшую внутреннюю трагедию, которую вам со стороны не понять, как не понять мальчику из хорошей семьи, зачем нужна такая мама, которая предаст, забудет, напьется, упадет и опозорит вас на весь мир.

«Революция в США 18 век» - Последовательность событий. Декларация независимости США. Президент. Найдите ошибку в описании. Революции XVIII века. Оцените утверждение. Восстановите последовательность событий. Назовите понятие. Выберите правильный ответ. Историки. Высший исполнительный орган власти. Найдите лишнее. Провозглашение Франции республикой.

«Географическое положение» - Карточки с заданиями. Положение по отношению к 0° меридиану. Флигели; в)м. Площади государств. Челюскин. Задания по контурной карте. Положение на материке, части света. Площади материков. Общие сведения о России. Отрицательные черты: Изучение новой темы. Викторина «Моря России». Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).

«Распутин литература» - Мать – Распутина Нина Ивановна (1911–1995). Родился писатель в крестьянской семье в поселке Усть-Уда Иркутской области. Аталанка – родина писателя. Отец – Распутин Григорий Никитич (1913–1974). Первое здание школы в с. Аталанка, которое строили всем селом.

«Птицы» - Килегрудные птицы. Особенности строения скелета птиц. Зародыши птиц и пресмыкающихся похожи по внешнему виду. Происхождение птиц. Отряды птиц. Задание на дом. Задачи. У пресмыкающихся и птиц кожа почти совсем не имеет желез. Мини-викторина "Птицы". Изучение нового материала. Черты сходства между птицами и пресмыкающимися.

«Литература оттепели» - С 1950 по 1970 журнал "Новый мир" возглавлял А.Т.Твардовский. Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Презентация по истории “Оттепель” в литературе. Литература. Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Выражение «хрущёвская оттепель» связано с названием повести Ильи Эренбурга «Оттепель».

«Сервировка стола к завтраку» - 5. Вилку при сервировке кладут слева от тарелки, а нож справа. Столовый нож. Что необходимо для сервировки стола к завтраку: скатерть, салфетки, приборы, посуда, цветы. Букеты для стола. Варианты складывания салфеток. Столовая ложка. 3.Кашу подают в полупорционной тарелке. Чайная ложка. Приятного аппетита.

Всего в теме 23688 презентаций