Виталий горяев. Горяев Виталий Николаевич (1910–1988) Горяев виталий николаевич художник

Виталий Николаевич Горяев (14 (1 по ст. ст.) апреля 1910 г. - 12 апреля 1982 г.) - советский график, заслуженный художник РСФСР. Родился в г. Кургане в семье банковского служащего. В 1921 году семья переехала в Читу, где Горяев начал художественную карьеру, опубликовав первые рисунки в газете «Забайкальский рабочий».

Как вспоминает Вера Церетели на сайте «Старый Крокодил», он приехал поступать в МВТУ им. Баумана в 1929 г. Случайная встреча с В. Маяковским увидевшим его рисунки перевернула его судьбу. В. Маяковский сказал, что он прирожденный художник и отвез его в ВХУТЕИН, где после проверки его способностей в рисовании приняли на учебу. Учился в московском ВХУТЕИНе и Московском полиграфическом институте \ 1929-34\ у С. Герасимова, Д.С. Мора, и В.Фаворского . Автор сатирических рисунков и бытовых сценок на международные и социальные темы. Прошел хорошую школу политического рисовальщика - в боевых «Окнах ТАСС», в сатирических еженедельниках «Фронтовой юмор» \1942\ , в журнале «Крокодил», с которым сотрудничал с 1936 года. Став одним из постоянных художников журнала « Крокодил» он создал свой особый, индивидуальный стиль, по которому читатели легко узнавали автора. Да в его стиле угадывается гротеск Кукрыниксов, и мягкий юмор Б. Ефимова , но это все же свой стиль изображения. В своих работах автор часто рисовал быт и нравы воротил капиталистического мира, а так же жизнь и борьбу за существование простых людей в странах капитала. « Для стиля горяевских рисунков характерны тонкая, изящная выразительная линия в сочетании с ярко- декоративным и лаконичным цветовым решением листов».

Художник много путешествовал: Америка, Франция, Финляндия, Цейлон и т.д., откуда привозил массу впечатлений и зарисовок, что дало искусно спародировать, его коллеге по журналу И. Семенову нарисовав его шарж. Член КПСС с 1951 г.

Ярко проявил себя В.Н. Горяев и в книжной иллюстрации. Он иллюстрировал, как советских, так и зарубежных авторов. Его иллюстрации к М. Твену , считаются по мнению некоторых критиков, одними из лучших в мире, где ему удалось передать не только дух времени, но и сущность юных героев Твена.

Особо хочется отметить работы Горяева к книге Ю. Олеши «Три толстяка». Два раза подступался к данной теме. И если по мнению Б. Галанова первая попытка издания 1956 года, была не слишком удачной. Где автор иллюстраций, поддавшись влиянию иллюстраторов 50-х годов так называемых « школьных» повестей, создал выхолощенные, сарафанные изображения. Но даже в этом издании в отдельных рисунках, проявился его талант, автора колючих рисунков, как бы снятых с натуры с улиц и площадей города

«Трех толстяков». Некоторые из них он перенес в более позднее издание, но уже туда добавил новый взгляд на образы Тибула, как- бы сложенного из острых узлов и линий, с яркими цветными мазками костюма. А образ Суок, из слащаво- альбомной, девочки- куклы, стал более живым и появилось движение изображения. Но в основном художник остался верен своей манере письма- плакатной броскости, обобщенности, даже шаржу в духе сатирических журналов. Но это не еще один взгляд на героев прекрасной сказки

Источники:

Большая энциклопедия карикатуры

В. Костин. Предисловие. В.Горяев, Москва, Издания «Крокодила», 1961

Б. Галанов. Платье для Алисы Москва, Книга, 1990, стр 121- 133

Сайт «Старый Крокодил»

---Интересные факты

Именем В. Горяева названа одна из улиц в Кургане.

С 17 до 30 января 2012г. в ЦДХ впервые за последние 30 лет пройдет крупная ретроспективная выставка графики и живописи выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР Виталия Горяева (1910-1982).


ГОРЯЕВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

«Карандаш - это свет мысли»

горяев графика иллюстратор

Тверское областное отделения Союза художников России совместно с Московским областным отделением Союза художников России впервые представляют в Твери выставку графики выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР, лауреата государственной премии СССР Виталия Горяева (1910-1982). Она проходила в Городском музейно - выставочном центре 20 апреля. Выставка продлилась до 13 мая 2012 года.

Виталий Николаевич Горяев был знаковой фигурой своего времени, его искусство - глубокомысленное, изящное, самобытное, порой парадоксальное, - сегодня является предметом пристального исследования; его искусство с присущими ему эмоциональной выразительностью, ритмикой живописной гармонии и уникальной предельно выразительной техникой оказало огромное влияние на его друзей и молодых художников, которые его окружали.

В экспозицию выставки вошло более 60-ти работ мастера - это иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя и Достоевского, которые вошли в золотой фонд отечественной книжной графики. Десятки тысяч рисунков, набросков, зарисовок с натуры сделал за свою жизнь Виталий Горяев - один из самых известных советских книжных графиков.

Были представлены:

Иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя. 1965г. (Бумага, офорт, белила)

Портреты А.С.Пушкина.

Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина1974г.(Офорт)

Иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 1974г.(Офорт)

Иллюстрации к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» 1974г.(Офорт)

Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»1974г.(Офорт)

Иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Нос» 1965г. (бумага, тушь, акварель, белила)

Н.В.Гоголь 1965г.(Бумага,офорт,белила)

Иллюстрации к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»(1974 -1977г.)

Иллюстрации к повестям и поэмам А.С.Пушкина1974г.

Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Подросток»1981г(Бумага, угольный карандаш)

Л.Н.Толстой 1973г.

Чаадаев - друг А.С.Пушкина1974г.(Бумага, итальянский карандаш)


А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»1973г.(Офотр)


Иллюстрации к роману Ф.М.Достоевского «Идиот»(1971 - 1973г.)


А.С.Пушкин в Михайловском1974г(бумага, офорт, пастель)


Легкие, как бы альбомные рисунки Горяева из пушкинской серии сохраняют аромат великой Александровской эпохи, эпохи победы в Отечественной войне 1812года и первого бурного расцвета и искусства Российской империи. По- другому построены иллюстрации к «Петергбургским повестям» и «Мертвым душам» Н.В.Гоголя и к великим романам Ф.М.Достоевского. Н.В.Горяев создает атмосферу литературного произведения специфическими изобразительными средствами 6 композицией, ритмом линий и пятен, контрастами, всей архитектоникой графического листа. Магия его иллюстраций в непередаваемом словами чувстве творческой свободы, с какой он живет и работает. У него чувствуется великая школа, но нет ничего школьного, вымученного, механического. Это вольное соединение фантазии и эмоциональных впечатлений.

Виталий Николаевич Горяев умел найти такой незабываемый образ, поэтому, наверное, его графика современна всегда.

Биография

Советский график, иллюстратор, карикатурист. Член СХ СССР. Заслуженный художник РСФСР, Народный художник РСФСР. Народный художник СССР.

Виталий Николаевич Горяев родился в городе Кургане. Детство провёл в Кургане. В 1921 году переехал с родителями в Читу. В 1929 – переехал в Москву. Учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) и Московском полиграфическом институте. В годы учёбы делал иллюстрации для журналов «Безбожник», «Пионер», «Смена», участвовал в выставках молодых художников.

С 1934 года Виталий Николаевич работал в издательстве ИЗОГИЗ, затем художником на агитпароходе «Пропагандист». С 1937 – начал сотрудничать с журналом «Крокодил». В течение нескольких лет возглавлял художественный отдел, долгие годы был одним из ведущих художников, публиковал в журнале сатирические рисунки и карикатуры на бытовые и международные темы.

В период Великой Отечественной войны Горяев был главным художником и ответственным секретарём журнала «Фронтовой юмор», принимал участие в выпуске плакатов «Окна ТАСС». В условиях фронтовой жизни он не только работал в области сатиры, но и непрерывно рисовал с натуры, делал жанровые зарисовки, вошедшие впоследствии в серии: «По дорогам войны», «Бездомные», «По следам отступающего врага». Виталий Николаевич был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В послевоенные годы большое место в творчестве Виталия Николаевича занимает детская книжная иллюстрация. С его рисунками вышли книги А. Л. Барто, С. Я. Маршака, В. В. Маяковского, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского. Самая значительная работа этой серии – рисунки к произведениям Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

Особая глава в творчестве Горяева-иллюстратора – работа над произведениями Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. В иллюстрациях к «Петербургским повестям» художник отразил мир гоголевских фантасмагорий, сочетающийся с истинным драматизмом жизни маленького человека. В 1967 году за эту серию иллюстраций ему была присвоена Государственная премия СССР. В иллюстрациях к поэме Гоголя «Мёртвые души» Виталий Николаевич создал совершенно новую изобразительную концепцию, заставив всех по-новому взглянуть на известный текст. Много лет работал Горяев и над иллюстрациями к произведениям Достоевского «Идиот» и «Подросток», которые утвердили за ним славу одного из лучших интерпретаторов произведений великого писателя. Был членом редколлегии журнала «Юность» (1955–1981).

Художник много ездил в зарубежные страны, побывал в Финляндии, Болгарии, Румынии, ГДР, США, Франции, Чехословакии, Польше, на Цейлоне и во многих других странах. Результатом поездки в Америку в мае-июне 1958 года стала серия произведений станковой графики «Американцы у себя дома». Эта серия, состоящая из 40 работ, неоднократно экспонировалась на выставках и была частично опубликована в журналах «Юность» и «Культура и жизнь».

Виталий Горяев был награждён словацким орденом «Дружба», золотой медалью Чехословацкого союза международных связей, большой золотой медалью международной выставки книжного искусства (ИБА) в Лейпциге, дипломами Всесоюзного конкурса «Лучшие книги» и Международной выставки книги в Братиславе.

Творчество В. Н. Горяева представлено в Третьяковской галерее, Курганском областном художественном музее.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ровно 105 лет назад родился художник-карикатурист Виталий Горяев, чьи работы все так же актуальны, как и в годы Великой Отечественной войны.

Виталий Горяев родился 14 апреля 1910 года в городе в семье банковского служащего в городе Кургане. В 1934 году он закончил Московский полиграфический институт и начинает

Работал как карикатурист, а с конца 1935 года сотрудничал с журналом карикатур «Крокодил», в котором прослужил три десятилетия. Карикатуры Горяева публиковались не только в журналах, но и выходили отдельными изданиями.

С началом Великой Отечественной войны Горяев в офицерском звании служил главным художником журнала «Фронтовой юмор». В 1941-1942 гг. Виталий Горяев работал в знаменитых «Окнах ТАСС». Потом художник отправился на фронт. Капитан Горяев был награждён орденом Красной Звезды.

На страницах «Фронтового юмора» фельетоны, стихи и проза, присланные в редакцию прямо с передовой, соседствовали с очерками К.Симонова и Ц.Солодаря, стихотворениями Д.Бедного, А.Суркова и М.Матусовского; любая публикация профессионального литератора или артиллериста-любителя - сопровождалась лирическими рисунками или, напротив, едкими карикатурами В.Горяева, О. Верейского, Кукрыниксов.

Не удивительно, что самые первые натурные графические серии будущего знаменитого иллюстратора и карикатуриста связаны с военной тематикой. Это репортажные листы с новых, только что присоединённых западных территорий: Западной Украины, Северной Буковины и Бессарабии. Уличные зарисовки, люди, магазины, вывески… Советская пропаганда называла этот процесс «освобождением» и «воссоединением»; польская армия потеряла при этом три с половиной тысячи убитыми и 450 тысяч пленными. Художник не изображает явные физические страдания; но в его лаконичном, немного нервном рисунке чувствуется сильнейшее психологическое напряжение. Тут и рисунки 1930-х гг., и начала 1940-х «Вокзал в Западной Украине», «Новости», «Газеты», «Встречи», «На Смоленщине», «Пленные на дорожных работах», «Портрет молодого офицера», «Почта».

Всем фронтовым писателям, художникам, фотографам, - всем газетчикам приходилось работать не только в дальнем или ближнем тылу, но и буквально на передовой. Вспоминают, как в октябре 1942-го редакционный поезд стоял на спецстоянке недалеко от станции «Обнинская», - для него провели отдельную ветку в берёзовую рощу, - для того, чтобы быть как можно ближе к читателям «Красноармейской правды» и «Фронтового юмора».Возможно, именно при близком контакте с противником, Горяев и заработал свою солдатскую медаль «За отвагу», - самую чтимую среди фронтовиков. Кроме того на его орденской планке располагались Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией» и другие.

Принято считать, что «жизнь часто сближала Горяева с талантливыми, неординарными людьми, под стать ему самому, выразителями своего времени, с теми, кто формировал историю и культуру эпохи». Но стоит признать, что и сам Виталий Николаевич Горяев был «выразителем своего времени, талантливым человеком, оставившим по себе творческое наследие, интересное и ценное десятилетия спустя.

И еще одно имя в нашей серии "Классика Речи"
Виталий Горяев
Его, как и Дементия Шмаринова, сегодня помнят, но почему-то практически не издают. Выходит немного детских книг, причем не всегда лучшие. И всё. А самые знаковые работы, сделавшие имя художнику, забыты...

Мы очень хотим вернуть это имя сегодняшним читателям, издав роман Федора Достоевского "Идиот" с иллюстрациями Виталия Горяева

Виталий Горяев - очень непростой художник, он никогда не иллюстрировал просто сюжет, дублируя писательский текст, механически переводя словесные образы в графические. Своей задачей он видел передать несказанное напрямую: передать чувства, образы, осмыслить психологическую составляющую, визуализировать внутренний мир героев.

"Много раз отмечалось в литературе, что проза Достоевского внешне не изобразительна, не пластична, что главное в ней - столкновение сильных человеческих характеров, страстей, постоянный, непрекращающийся диалог, в котором участвует множество людей, и каждый со своим взглядом на мир, со своим жизневосприятием, отношением к происходящему. Борение идей и страстей - вот стихия прозы Достоевского.

Но как изобразить это в графике? Горяев нашел оригинальный, по своему убедительный путь решения задачи: он передает атмосферу романа, насыщенную страстями, взлетами и падениями человеческого духа, борьбой темных и светлых сил, идеально-высокого и низкого, борьбой-единством, ибо отталкивание тоже есть форма взаимодействия."

Вл. Воронов из книги "Виталий Горяев. Графические серии. Пушкин. Гоголь. Достоевский"

Каждый герой романа представлен художником абсолютно по-разному. Рогожин всегда черный и угловатый, подчеркнуто объемный, много теней, рельефов

А князь Мышкин всегда светлый, прозрачный и подчеркнуто плоский, на его лице нет полутеней

Настасья Филипповна. Она в рисунках Горяева то белая, то черная, то объемная, а то опять подчеркнуто плоская, а иногда и вот так

Знаменитая сцена первая знакомства Мышкина и Настасьи Филипповны, когда она, приняв князя за слугу, сьрасывает ему шубу

Иллюстраций в книге много, они очень разные: отдельные фигуры, сцены нка разворот, "разрезанные" развороты, портреты. Всего в книге будет 104 иллюстрации , что-то в предыдущем издании 1971 года не публиковалось.
И еще у нас даже немного осталось невошедшего: например Горяев нарисовал 5 (пять!!!) разных портретов Достоевского к книге. У нас вошел только один

Цикл работ полностью хранится в Русском музее, мы воспроизводим книгу по оригиналам (исключая две картинки из ста четырех: желающие могут их поискать;)))

Картинки очень сложные, поскольку нарисованы карандашом, очень легкие прозрачные линии. Но рискнули сделать на офсете, поскольку делать такой томище на меловке не очень уважительно к читателю, а иллюстрации здесь вписаны в текст, что исключало вариант с вклейками (да и слишком много рисунков для вклеек).
Печатает Латвия

"Идиот" с рисунками Горяева ранее выходил лишь дважды: хорошее издание 1971 года (Худ.лит в 2 томах) и очень упрощенное, плохо напечатанное на газетной бумаге в 1981 году в "Правде".
И вот, теперь лишь в 2017 году (причем ни одно из предыдущих изданий мы, как обычно, не повторяем - в т.ч. и по составу иллюстраций). И не факт, что кто-то из издателей еще возьмется в следующие сорок лет...