Вспомогательные алгоритмы с аргументами

Русский писатель А.И.Куприн рассматривает проблему отношения к выдающимся личностям.

Автор рассказывает, как он видел уезжавшего из Ялты на теплоходе Л.Н.Толстого. Вместо громадного старца Куприн увидел небольшого старичка, который производил трогательное впечатление. Во внешности Толстого автор обратил внимание на его глаза, которые как бы «вбирали в себя… души всех нас…» Люди освобождали перед ним дорогу. Это было «добровольное преклонение», связанное с «властью творческого гения».

Автор гордится тем, что жил в эпоху, когда творил этот гений, что «мыслил и чувствовал с ним на одном и том же прекрасном русском языке». Л.Н. Толстой властвует над людьми как писатель: заставляет их « и плакать, и радоваться, и умиляться…». А.И.Куприн желает ему жить долго «на пользу и радость человечеству».

С авторскими мыслями я согласна. Действительно, выдающихся людей уважают, восхищаются их делами, берут с них пример. Великие люди есть в каждой стране, и остальные благодарны им за то, что они сделали, и гордятся ими.

Образцом воинской славы был для князя Андрея Болконского Наполеон. Болконский хотел стать известным в военной среде.

Участвуя в Аустерлицком сражении, он подхватил знамя, потом был тяжело ранен. Впоследствии князь Андрей разочаруется в Наполеоне. Величие французского военачальника исчезло, когда раненый Болконский увидел небо и переосмыслил свою жизнь. Л.Н.Толстой хотел показать в романе «Война и мир» то, как передовая часть дворянской интеллигенции была увлечена свободолюбивыми идеями Наполеона - мнимого кумира.

Стал примером для многих мальчишек того времени и следующих поколений космонавтов первый космонавт Вселенной Юрий Алексеевич Гагарин.

Учителем, кумиром для Аркадия Кирсанова был Евгений Базаров, главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Аркадий уважал Базарова за стойкую преданность принципам нигилизма, за спартанский образ жизни, за умение заниматься самовоспитанием, хотя и не разделял с ним отношение к природе, к искусству. Писатель показал, как постепенно Базаров перестал быть для Аркадия кумиром. У них разные дороги. У дворянина Аркадия Кирсанова - создание семьи, любовь. У разночинца Евгения Базарова, будущего лекаря, – бобыльная жизнь, с преодолением многочисленных препятствий, например, таких, как любовь, с готовностью всегда оставаться верным нигилизму.

Итак, по-настоящему выдающаяся личность заслуживает особого внимания, интереса к ней, уважения и даже преклонения за то, что они делает что-то очень значительное, полезное для всей страны. Люди гордятся великими личностями, деятельность которых наполнена идеями гуманизма, которые внесли значимый вклад в развитие цивилизации.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-02-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Проблема отношения к поэтам, к их творчеству. (Как люди относятся к поэтам, к их творчеству?)

Авторская позиция: люди не всегда способны по достоинству оценить поэтов и их творчество, порой осуждают и отторгают творческую личность, в то же время такие поэты, как Есенин, заслуживают подлинного уважения.

    1. Ю. Нагибин «Заступница» (Повесть в монологах). Автор 1 монолога повести Леонтий Васильевич Дубельт говорит об отношении к творчеству Пушкина современников, которое проявилось в их поведении после гибели поэта: «Свет поделился на две неравные части. Большинство осуждает Пушкина и оправдывает Дантеса…, меньшинство же оплакивает Пушкина и проклинает его убийцу». Однако, самое важное то, что «смерть Пушкина вдруг обнаружила, что есть не только свет…, а такое странное, неощутимое и не упоминаемое в России образование, как народ…. Не холопы, не смерды, не дворня,…не голытьба, не мещане, а именно народ. Иначе как назовешь те тысячи и тысячи, что осаждали дом Пушкина во дни его агонии, а затем по одному прощались с покойным, целуя его руку?» Почему масса неимущих стала народом, хотя не было революции? Видимо, национальное самосознание было разбужено словом. Словом Гения.
    Дубельт считает, что государство держится на таких, как он, ревностных слугах власти, а история доказывает, что властью на самом деле обладает поэтическое слово.

  • 2. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием» . Поэма «Реквием» А. Ахматовой самим своим появлением свидетельствует об отношении общества к поэту. В годы сталинских репрессий люди боялись даже своих мыслей, не то что слов, и только отчаяние могло заставить их желать справедливости любой ценой. Женщина, стоявшая вместе с А. Ахматовой в тюремных очередях, попросила поэта описать все то, что пережили люди, приходящие туда узнать о судьбе близких:
    • Подымались как к обедне ранней,
    • По столице одичалой шли,
    • Там встречались, мертвых бездыханней,
    • Солнце ниже, и Нева туманней,
    • А надежда все поет вдали.

    Ахматова правдиво рассказала о происходившем словами тех самых матерей, жен, сестер, с которыми стояла в очередях:

    • Для них соткала я широкий покров
    • Из бедных, у них же подслушанных слов.

    Драгоценные строки были спасены благодаря друзьям А. Ахматовой, которые хранили их в своей памяти долгие годы. Эти слова – свидетельство преступлений тех, кто был уверен в своей безнаказанности, эти слова – вечный памятник безвинно осужденным и тем, кто боролся за их оправдание.

  • 3. А.А.Блок. Поэма «Двенадцать». Поэма «Двенадцать» А.А. Блока – свидетельство неоднозначного отношения к поэту читателей. Это произведение сам автор считал лучшим, однако эту точку зрения разделяли далеко не все. Так, И. Бунин зло отозвался о поэме, возмущала она и Вяч. Иванова, и З. Гиппиус. Имеющие предубеждение относительно революции писатели не замечали действительных достоинств произведения. А вот А.М. Ремизов восхищался «музыкой уличных слов и выражений». Сама улица «приняла блоковскую поэму», «запестрели на плакатах близкие к лозунгу строки». А. Блок тревожился за судьбу революции, потому что видел, что к ее пламени примешивалось нечто чужеродное. «Двенадцать» — это не только попытка передачи сути происходящего с Россией, ее народом, но и пророческое предвидение будущего. Каждый читающий поэму по-своему понимал его смысл, отсюда – разнообразие взглядов и оценок.
  • Обновлено: Август 7, 2017
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

1. Проблема душевных переживаний, душевной боли, страдания поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Герой этого произведения Родион Раскольников испытывает глубочайшие душевные муки, источником которых стало его собственное мировоззрение, теория, придуманная им и тщательно проверяемая. Душевная борьба Раскольникова растет, становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Душевное воскресение героя намечается лишь в Сибири на каторжных работах.
2. Проблема «униженных и оскорбленных», проблема нищеты, крайней бедности поднимается в романе Достоевского «Преступление и наказание». В глубокой нищете изображена семья Мармеладовых. Потеря работы, болезни, невозможность содержать жену и детей приводят Семена Мармеладова к пьянству. Причины падения человека Достоевский видит в его слабости, неспособности противостоять ударам судьбы, а также в отсутствии поддержки со стороны других. Семья Мармеладова обречена на гибель.
3. Проблема появления философских псевдотеорий поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников в своей статье высказал принцип разделения людей. Главная мысль его идеи состоит в том, что люди по закону природы делятся на два разряда: на низших, обыкновенных и собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать новое слово. Эта теория преступна. Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои ошибочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе: физически он убил другого, а духовно – себя.
4. Проблема добра и зла поднимается в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» . Герой романа Родион Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать, жалеет Мармеладовых и помогает им, не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм и жестокость. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», в которой определяет, кому жить, а кому умереть. Герой, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство. Добро и зло соседствуют в душе Раскольникова.
5. Проблема неуважительного отношения к старости и старикам, проблема одиночества поднимается в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» . Это произведение посвящено проблеме бездушного отношения к одиноким пожилым людям, к их безрадостной жизни. Как могло случиться, что заботящаяся о других девушка Настя не находит время навестить родную мать? Над этим вопросом задумывается автор рассказа. Чувство непоправимой вины, невыносимой тяжести навсегда поселяется в душе главной героини.
6. Проблема одиночества поднимается в рассказе Потеряв любимого человека, детей, Матрена остается совсем одна. Казалось бы, человек в такой ситуации должен озлобиться, отвернуться, спрятаться от других. Но героиня находит способ чувствовать себя нужной людям. Она неустанно трудится, помогает по хозяйству сестрам и соседям. Труд избавляет Матрену от одиночества.
7. Проблема значимой роли слова в жизни человека всегда волновала людей творческих, неравнодушных. Поэт В. Шефнер в стихотворении «Слово» писал: «словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…» Огромной энергетике слова он посвятил свое произведение, призывая людей помнить это и быть тарпимее к окружающим.
8. Проблема воспитания молодого поколения посредством активной работы внутреннего мира человека, его душевных сил поднимается в повести В.Г. Распутина «Уроки французского» . Формирование личности главного героя, подростка, происходит в трудные военные годы. Огромную роль играет пример поступка учительницы, ее личностные качества: душевная щедрость и искреннее участие в судьбе мальчика. Все это рождает жажду знаний, нравственную стойкость, чувство собственного достоинства – те качества личности, которые способны поднять культурный и нравственный уровень человека нового поколения, развить его индивидуальность.
9. Проблема жертвенности поднимается в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня – открытый для других, чистый человек. Не было у Матрены любви, все дети умерли, муж пропал на войне. Вот и она себя труду, заботе об окружающих. Но искренняя жертвенность довела героину до гибели. Люди не смогли понять ее внутренний мир, душу. Они использовали ее помощь в собственных целях, не проявив даже уважения. Конечно, прав автор, говоря, что без такого праведника «не стоит село».
10. Проблема чести, долга и достоинства поднимается в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Старый гвардейский офицер Андрей Гринев рассматривает понятие чести по-своему, считая, что ее суть в верном служении «тому, кому присягнешь». Гринев-сын, учитывая наставления отца, старается следовать народной мудрости «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной императрице, а, выбирая между жизнью во лжи и предательстве и смертью, он предпочитает второе.
11. Олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения стал «неизвестный цветок» из одноименного рассказа А. Платонова . Герой сказки-были – маленький цветок, который вырос на пустыре между камнем и глиной, жил, преодолевая невзгоды, ночью копил росу, чтобы не умереть от жажды, дремал, когда было особенно тяжело, стойко держался днем и благоухал. Пример его удивительной жизненной силы будит особые чувства детей, пришедших на пустырь, - милосердие, участие, желание помочь тому, кто нуждается в этом. Коротенькая жизнь неизвестного цветка рождает мечту, мечту о таком близком, реальном преображении мира.
12. Проблема жизненной стойкости и несгибаемой воли в полной мере раскрывается в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Ни горькие потери родных людей, ни ранения, ни плен и лишения военных лет не смогли сломить волю главного героя Андрея Соколова. Жизнеутверждающим пафосом проникнуто произведение донского писателя. Бросив вызов судьбе, герой побеждает, ведь в его жизни вновь появляется любовь к ближнему, надежда на обретение счастья, душевной гармонии и вера в светлое будущее.
13. Проблема истинного и ложного патриотизма раскрывается в романе Льва Толстого «Война и мир». По мнению автора, истинными патриотами являются крестьяне, сжигающие сено, чтобы оно не досталось врагу, жители Москвы, покидающие жилища, чтобы не остаться под властью самозванцев, солдаты, спокойно, просто и уверенно делающие свое дело. Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой, где «надо было делать большие усилия, чтобы осознать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ». Свет продолжал жить своими интересами даже в минуту всенародного бедствия.
14. Проблема добра и зла, нравственности и безрассудства лежит в основе романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Героиня произведения Элен Безухова – это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Пьера Безухова поражает ее внутренняя грубость. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Элен хороша внешне, но она является олицетворением безнравственности и порочности.
15. Проблема семьи, материнства, особого предназначения женщины раскрывается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Мир семьи, по мнению писателя, - основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Княжна Марья и Наташа Ростова – прекрасные матери и жены. Гармония их семей заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением. Героини Толстого самоотверженно любят своих близких, свою семью.
16. Проблема патриотизма поднимается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Так, герой произведения Петя Ростов ушел на войну совсем юным и не пожалел своей жизни ради отечества. Наташа Ростова готова бросить все ценности только потому, что хочет помочь раненым. С любовью и уважением рисует писатель и героев партизанской войны. Страстно ненавидит захватчиков Тихон Щербатый, который называет французов «миродерами». Мысль Толстого о глубокой патриотичности русского народа является ведущей в романе. С явной симпатией и гордостью за свой народ рассказывает нам писатель о его горячем патриотизме и беззаветной преданности.
17. Проблема искания смысла жизни поднимается в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Наиболее близкими и дорогими для автора становятся лишь те герои, которые находятся в постоянном нравственном поиске, душа которых трудится над проблемой выбора, над решением извечного вопроса о смысле жизни. Пьер Безухов всегда искал решения этого вопроса. Он искал это в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. В итоге он приходит к выводу: цель жизни состоит в том, чтобы сводить «независимых» и «деятельных» людей в общество против социального и политического зла.
18. Проблему деградации человеческой личности раскрывает И.А. Гончаров в романе «Обломов» . Апатия, лень, отсутствие жизненной цели и интереса к жизни, равнодушие к себе – главные черты характера его героя, Ильи Ильича Обломова. Большой диван, удобный халат, мягкие туфли определяют характер жизни героя. Пытаясь избавиться от этих символических деталей, Обломов через некоторое время вновь возвращается к любимому образу жизни.
19. Проблема деятельного, трудолюбивого человека, готового к самопожертвованию , раскрывается в образе Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов» . Для этого героя смысл жизни – в труде, он необычайно работоспособен, предприимчив, это активный человек, сильный мужчина, способный постоять за себя и справиться со всеми трудностями. Гончаров любуется его кипучей энергией.
20. Проблема особенного характера русской женщины (новой женщины, равенства женщин) раскрывается в романе И.А. Гончарова «Обломов». Незаурядные черты характера женщины воплощены в образе Ольги Ильинской, главной героини произведения. Это и стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, неудовлетворенность собой и жизнью. Деятельная, страстная натура, Ольга много сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Эта девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы.
21. Проблема противоборства двух поколений поднимается в романе По мнению писателя, «дети» принимают в наследство от «отцов» весь их духовный опыт. Но они не должны рабски копировать «отцов», наоборот, необходимо творчески переосмысливать их жизненные принципы. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей происходит гораздо более жестко. Отсюда и непонимание между «отцами» и «детьми». Конфликт двух поколений представил Тургенев в своем романе.
22. Проблема противопоставления человека обществу, проблема одиночества поднимается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды, и это проявляется в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, другом, любимой девушкой. Читатель сразу чувствует, что перед ним человек одинокий, так как он принадлежит к миру, отличному от мира окружающих.
23. Проблема нигилизма (отрицания всех принципов и авторитетов) поднимается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, религию, самодержавие. Это отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Тургенев понимал нигилизм Базарова как революционность.
24. Проблема одиночества человека в обществе поднимается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения Евгений Базаров – бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. Жизнь в одиночестве – сознательный выбор героя, делающий его избранным. Базаров – необыкновенно сильная личность, внутренне свободная, но одинокая.
25. Проблема преодоления жизненных невзгод поднимается в повести Герой произведения Иван Флягин, обладая огромной физической силой, отличается поразительной нравственной мощью, отчаянной храбростью. Ему присущи необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Богатырство и внутренняя безмерная сила помогают ему оставаться живым и невредимым.
26. Проблема любви к отечеству, умения видеть красоту родины поднимается в повести Лескова «Очарованный странник». Чтобы быть готовым мужественно отстаивать свое отечество, надо иметь видеть и ценить его красоту. Ивану Флягину, главному герою произведения, это дано в полной мере. Он с любовью вспоминает о курской ночи, даже в плену любуется степью, восхищается и всякой живностью. Для него все это – Отчизна, достойная очарования.
27. Проблема истинной цены личности, бездуховности общества поднимается в повести Главный герой произведения - миллионер, который долгие годы работал не покладая рук, чтобы стать похожим на богатых людей. Добившись этого, он упивается своим положением и богатством, но презрительно относится к бедным. Бунин с иронией говорит о господине из Сан-Франциско и оставляет его без имени, подчеркивая свое критическое отношение к бездуховности буржуазного общества.
28. Проблема разделения общества на богатых и бедных затрагивается в повести И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Основное действие произведения разворачивается на огромном пароходе, не случайно названном в честь легендарной погибшей цивилизации «Атлантидой». На верхних палубах протекает спокойная сытая и праздная жизнь «верхов» общества. Ей противопоставлен адский труд в «подвалах», непосильное напряжение у «исполинских топок». Бунин создает картину рая и ада.29. Проблема трагической любви поднимается в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» . Любовью полна душа купринского героя Желткова. Но это безответная любовь, неразделенная. «Да святится имя твое», - повторяет в своих письмах влюбленный. Однако объект его пылкой страсти, княгиня Вера, слишком поздно осознает свою ошибку. Самоотверженная любовь Желткова разбудит душу героини, заставит ее страдать от осознания горькой потери.
30. Проблему кумира в жизни человека затрагивают и русские писатели. Так герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Ситников считает себя учеником Базарова. Он пытается также, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. Для Ситникова нигилизм Базарова – способ преодоления своих комплексов. Он по-собачьи предан своему кумиру, но тот его откровенно презирает.
5

В данной подборке мы собрали интересные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся личности и ее взаимоотношений с окружающим миром. К каждой проблеме подобраны литературные аргументы к сочинению для ЕГЭ по русскому языку. Все они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи). Приятного просмотра!

  1. Общество всегда стремится подавить личность. Подобный пример можно найти на страницах комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» . Чацкий — едва ли не единственный здравомыслящий человек, который открыто говорит о его пороках и лживых идеях. Для него Молчалин – пустой и лицемерный карьерист; Фамусов – эгоистичный и порочный барин; Скалозуб – невежественный солдафон. Однако все вокруг не хотят слушать его разоблачений, напротив – собеседники убеждают гостя в том, что это у него не все в порядке, а уж они-то живут праведно. Александр не в силах вытерпеть «политику» дома Фамусова, поэтому он покидает это болото ограниченных людей, тем самым отстояв право личности на индивидуальность. Его пример доказывает, что не стоит идти на поводу у большинства, даже если ты – один в поле воин.
  2. Однако далеко не каждый человек может быть силен душой. Иногда общество все же выигрывает в борьбе за право «обладания личностью». Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» , попал в круг эгоизма, пошлости и лжи, именуемый «ценностями уездной жизни». Из приятного и доброго юноши Дмитрий превращается в подобие человека, которого принято называть «Ионычем». Он теряет не только свое имя, но и свою личность, забывая о том, что мечтал он об ином уделе – служении науке и людям. Поэтому в финале он разочаровывается и в себе, и в своих прежних идеалах, находя мир вокруг себя пустым и банальным. Вот, что бывает, если личность поддалась давлению большинства.
  3. Погубить право человека на индивидуальность – еще не самая страшная вещь, гораздо ужаснее – убить в нем возможность следовать зову сердца. Так, например, героиня повести А. Куприна «Олеся» — девушка, которая всю жизнь прожила вдали от крестьянской деревни, не зная ни поведения, ни быта живущих там людей. Она встретила настоящую любовь, но предпочла отказаться от своих чувств, столкнувшись с угрозами бушующей толпы. Избив «ведьму», которая пришла в церковь, люди подумали, что она в качестве мести послала им стихийный разгул, погубивший урожай. Тогда они решили пойти на штурм жилища «колдуньи». Олеся вынуждена была бежать. Но она знала, что не может связать жизнь с барином, ведь крестьяне обратят свой гнев и на него тоже, поэтому она ушла без прощания. Повинуясь условностям и предрассудкам, она потеряла личное счастье.

Проблема становления личности

  1. Чувство ответственности помогает человеку развить в себе способность к самопожертвованию и уверенность в собственных силах. Такими качествами обладает главный герой повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» . Алексей Ястребов воспитал в себе мужество и требовательность под гнетом опасности. Алексей прекрасно осознает тот факт, что настоящая личность способна спасти не только Родину, но и право на личные интересы и убеждения — именно поэтому он поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не столько над ним, сколько над своим «Я».
  2. Становление личности — процесс трудный и долгий, но заветный «финиш» стоит затраченных сил и терпения. Путь ошибок, утрат и нравственных переживаний пережил главный герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — Пьер Безухов. Он метался из стороны в сторону, словно ветер, который не знает какое направление ему нужно для достижения цели. Пьер пережил предательство, плен и войну, но это не просто не сломило его, а закалило его характер на новые победы. В финале он возмужал, остепенился и нашел счастье в любви, а свое предназначение открыл в семье и доме, где судьба жены и детей зависит от его умения вести курс в большом плавании.

Роль личности в истории

  1. Зачастую проблема личности в истории представляет двоякую ситуацию: с одной стороны, человек может быть героем, а с другой – злодеем. Однако в обоих случаях он совершает неоценимый вклад в историю, или же ряд действий, повлекших за собой целое скопище различных толкований. Так, например, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Емельян Пугачев для восставших крестьян является освободителем, а для дворян и солдат императрицы – убийцей. Жестокость, с которой он расправляется с дворянством, совсем не согласуется с милосердием, проявленным к Маше Гриневой – в этом и заключается основная проблема роли выдающейся личности в истории. Ее сложно оценить объективно и однозначно, ведь власть бунтовщика была порою гуманнее, чем тирания императрицы, а в своих подходах к врагам они и вовсе неотличимы. Но хроники прошедших лет пишут победители, и образ кровавой пугачевщины выписан рукой Екатерины Великой.
  2. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» раскрывает проблему роли личности в истории на примере Кутузова и Наполеона. Нет сомнений в том, что оба военных руководителя отличались невиданной храбростью и мужеством, однако их различала общность с народом. По мнению Толстого, Кутузов был един с интересами общества, тогда как Наполеон думал только о собственном величии. Кроме того, в случае с российским полководцем видна точка зрения автора на поставленную проблему: историю вершит народ, а не его предводитель. Русский фельдмаршал лишь выражает общую для всех волю к победе, он не стремится лично попасть в первые ряды исторической арены. А вот французский император пытается вершить судьбу мира в одиночку и терпит заслуженное поражение. Толстой решающую роль всегда отдавал социуму, коллективу, этносу, а не одному представителю рода людского. И это правильно, ведь воевали и одерживали победы не два военачальника, а два народа.
  3. В поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» любимец царя оскорбил жену купца Калашникова. Тогда мужчина вступается за честь семьи и наносит удар еще перед боем, говоря Кирибеевичу о предстоящей битве. Естественно, он побеждает в поединке, но гибнет от «правосудия» царя, отказавшись выдать причину своего возмездия, дабы не порочить жену. В данном примере видно, что личность не может переломить ход истории, она идет своим чередом: суровое время делает честного купца жертвой произвола. Однако героизм и мужество таких людей в течение десятилетий все-таки меняют вектор развития общества, ведь теперь нравы гораздо мягче, а суд менее пристрастен. Значит, личность может внести свой вклад в историю, только он будет скромен, а результат постепенен.

Одиночество индивидуума в толпе

  1. Личность может взбунтоваться против общества и сделать это крайне успешно, если смотреть на это со стороны «обывателя». Так, например, Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон» — идет против устоев того общества, где правят «отцы», а не молодое поколение; где брак и труд ценятся превыше всего, а измена считается непозволительной «выходкой». Григорий нарушает все то, что строила его семья, не признавая ни моральных устоев, ни жизненных ценностей. Он одинок в своих взглядах, но не в жизни. Однако судьба, перемолотая войной, все же приводит его к трагедии одиночества: он лишается всех, кто был ему дорог. Из-за вечных метаний он не смог уберечь ни одну из женщин, да и его в финале мы видим загнанным и разочаровавшимся во всем человеком.
  2. Далеко не все «отлучившиеся» от общества люди способны быть счастливыми. Об этом пишет на станицах своего романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев , противопоставляя «старым» взглядам на устройство жизни «новые», которые разделяет Базаров. Он не находит поддержки ни среди дворянства, ни среди такого «близкого» ему крестьянства. Базаров был одиноким не только во взглядах, но и в личной жизни, получив отказ от любимой женщины, отдалившись от семьи и потеряв друга. На смертном одре Евгений осознает, что и стране он не нужен.
  3. На примере Печорина – главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» — можно увидеть, как одинок выдающийся, но лишний человек. Печорин — действительно личность исключительная, но далеко не простая: он играет судьбами других людей, не беря во внимание ни их чувства, ни возможность изменения их судеб. И все эти действия он совершает лишь для того, чтобы отлучится от понятий и стереотипов общества. Он развлекает себя в попытке унять потребность в действительно близком и понимающем его человеке. Он очень одинок, и подтверждение мы видим в сцене, где Григорий бросается на колени и рыдает, потеряв Веру навсегда. Конечно, он сам во многом является причиной своих несчастий, но все же нам жаль этого потерянного скитальца, невиновного в своей роковой исключительности, отделяющей его от социума.

Свобода и вседозволенность личности

  1. Есть ли у человека шанс вырваться из порочного круга общественных зол? Такой вопрос поставил в пьесе «На дне» М. Горький . Противопоставив защитника правды – Сатина – и нового обитателя ночлежки – Луку, автор заявляет о высоком предназначении людей, об их силе, которая открывается только при наличии истины. Если бы бедняки открыли глаза на то, что привело их на дно, что не отпускает их наружу, то они бы выбрались на свет. Но, утопая в фантазиях и утешениях, они становятся рабами выдумок и собственного бессилия. По Горькому, необходимо трезво оценивать ситуацию, искать выходы из нее, а не тешить себя иллюзиями и оправданиями, выдумывая иные шансы и миры. Только так личность обретает свободу и гордое право назваться «человеком».
  2. Повесть В. Быкова «Обелиск» содержит в себе историю настоящего человека, готового отстоять свои моральные убеждения, несмотря на жизненные обстоятельства. Преподаватель Мороз, всегда учивший детей честности и справедливости, стоит на грани добра и зла, где зло – отказ от своих же слов, а значит и от самого себя. Если возможность спастись означала ограничение его принципов, то смерть, которую он предпочел, явилась ничем иным как «нравственной свободой личности». Он перешагнул свои страхи, победил сомнения и стал тем, кем всегда хотел быть.
  3. На вопрос о свободе и вседозволенности личности ответил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» , где главный герой – Родион Раскольников – убил старуху-процентщицу для того, чтобы доказать правильность своей теории. Он полагал, что имеет право распоряжаться судьбами мира сего, однако писатель не признает такого права даже за талантливым юношей, ведь такое своеобразное правосудие на крови открывает личности просторы вседозволенности, анархии, которая губит не только самого человека, но и мир вокруг него. Независимость заканчивается там, где начинается свобода другого живого существа. Это золотое нравственное правило, определяющее границы нашей воли.
  • Люди, не читающие книг, лишают себя мудрости предыдущих поколений
  • Литературные произведения учат человека думать, анализировать, искать скрытые смыслы
  • Идеологическое влияние книги может пройти через всю жизнь человека
  • Читая, человек становится умнее и интеллигентнее
  • В книгах можно найти отраду даже в самые тяжелые времена
  • Книги – это собрание всей человеческой мудрости, накопленной за многие века
  • Без книг человечество обречено на гибель

Аргументы

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Для Татьяны Лариной, главной героини произведения, книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и, фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых произведений. Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке.

Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. Значение книг в жизни человека трудно переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных произведений. Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с “родственниками”. Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию развлекательного характера. Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что читать их не нужно. Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Библия оказала огромное влияние на жизнь Родиона Раскольникова, главного героя произведения. Соня Мармеладова читает герою эпизод, смысл которого окажется важным для его дальнейшей жизни. Отрывок, повествующий о воскрешении Лазаря, несет идею всеобъемлющей милости Бога и прощения грешников: искреннее покаяние ведет к возрождению души. Находясь в остроге, Родион Раскольников читает именно Библию. Книга помогает герою встать на путь духовного воскрешения.

Джек Лондон “Мартин Иден”. Чтение книг помогло Мартину Идену превратиться из малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени. Герой не жалел времени и сил на чтение: одновременно он читал и изучал грамматику, восхищался прекрасными стихотворениями, изучал труды Герберта Спенсера. С помощью книг Мартин Иден получил всестороннее образование, не проводя время в школе и университете. Читая, герой жалел, что в сутках настолько мало времени. История жизни Мартина Идена подтверждает, что именно книги – это огромный багаж знаний человечества, в котором можно найти ответ на любой вопрос.

К. Паустовский “Сказочник”. В качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.