Дидактика - это что такое? Дидактика обучения

Дидактика как теория обучения .

История педагогики свидетельствует о том, что долгое время наряду с термином «педагогика» в том же значении использовался и термин «дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики ».

Предметом дидактики является общая теория обучения всем предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский определил дидактику как « всеобщее искусство учить всех всему» .В начале XIX века немецкий педагог И.Ф.Гербарт придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

В настоящее время ДИДАКТИКА рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.

Функции дидактики:

1- Теоретическая
2 – практическая.

Основные категории дидактики :

Преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
(отсюда получаем краткое определение: дидактика- наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов. )

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) , обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее сопроцесс) , в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретённые.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально-ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4)организационные формы, 5) результаты.

Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения – овладения способами (приёмами, действиями) применение усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведённые до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения связанна с числом учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство, учебники, классное оборудование и т.д.

Результаты – то, к чему приходит обучение, следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Предмет и задачи дидактики:

термин дидактика происходит от греч. “ didactikos” - обучающий.

В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения.

Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая вопросы теории образования и обучения.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение новых знаний, умений, навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Образование - та сторона воспитания, которая включает в себя систему культурных и научных ценностей, накопленных человечеством.

Дидактика отвечает на вопросы:

- чему учить

- как учить

- где учить

- в каких организационных формах

Основные понятия дидактики:

Учебный процесс

Принципы обучения

Методы обучения

Формы организации учебной работы и др.

Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами прошлого (Сократом, Демокритом, Платоном,Аристотелем)

Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку, разработал ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ. На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд « Великая Дидактика » (1657).

Крупный вклад в развитие теории обучения внесли педагогические и психологические работы П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Л.С.Выготского.

Существенно обогатили теорию начального обучения психолого-педагогические исследования В.Давыдова, Д.Б.Эльконина - =о возрастных возможностях усвоения знаний, Л.В.Занкова = о путях формирования общего уровня развития младших школьников, П.Я.Гальперина = о формировании умственных способностей.

Определённый вклад внесли и румынские дидакты - Чергит, раду, Никола, Банташ, и др.

Современную дидактику обогатили педагоги-практики -

Шалва Амонашвили
С.Н.Лысенкова
М.Шаталов
Н.Ильин
С.Потапова и др.

Задачи дидактики на современном этапе .

1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности

2. Формирование познавательной активности и самостоятельности

3. Активизация общего уровня развития младших школьников

4. Развитие и формирование умственных способностей

5. Проблемный характер изложения учебного материала

6. Индивидуализация и дифференциация обучения

7. Демократизация и гуманизация обучения

8. Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся

9. Програмирование и компьютеризация обучения

10. Работа с одарёнными детьми

11. Формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения

Специальные дидактики – частные методики .

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности, свои закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики преподавания.

Все частные методики являются педагогическими дисциплинами, основывающихся на тех же принципиальных положениях, которые раскрываются в общей дидактике.

Таким образом, общая дидактика является теоретической базой для всех частных методик.

Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве. Большая роль принадлежит самообразованию.

САМООБРАЗОВАНИЕ - систематическая познавательная деятельность, направленная на удовлетворение потребности в знаниях, возникших у человека.

Этапы становления дидактики .

I Этап – традиционной дидактики (XVII - XIXв.) акцент на преподавании, основной источник знаний: восприятие, авторитарное руководство обучением.

II Этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний, личностный подход, психологическое управление

III Этап - постсовременный - курикулум (вторая половина XX в.), акцент на деятельности преподавание- учкение – оценка знаний - основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная. В основе – педагогика сотрудничества, с учётом требований времени, личностного развития и творчества.

Основные тенденции развития современного образования

Нормативная и учебно-материальная база образования.

Основные типы учебных заведений, их характеристика.

Характеристика образования в Украинœе.

Сущность содержания образования, его исторический характер и основные характеристики

Предмет дидактики.

Сущность и СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 14.

Отрасль науки, изучающая проблемы обучения и образования, принято называть дидактикой . Это относительно самостоятельная наука, которая изучает общие закономерности обучения, его принципы и организационные формы. Термин дидактика заимствован из греческой терминологии (didaktikos-поучительный). Впервые данный термин был введен в педагогику в XVII веке немецким ученым Вольфгангом Ратке, который под дидактикой понимал научную дисциплину, занимающуюся изучением теории обучения. Фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики как науки, стала ”Великая дидактика” (1633 ᴦ.), которую написал чешский ученый-педагог Я.А.Коменский, рассматривающий дидактику как всœеобщее искусство всœех учить всœему.

Значительный вклад в развитие и разработку дидактики внесли И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, О. Ф. Остроградский, Н. А Корф и др.

Дидактические идеи К. Д. Ушинского развивали такие его по-следователи, как П.В. Коптерев, В. П. Бехтерев, В. И. Водовозов, Н. Ф. Левицкий, Ал. Герд, X. Д. Алчевская. Их заслуга состоит в том, что они создали методическую систему первоначального обуче-ния, равной которой не было в мировой педагогике.

В Украинœе А. В. Духнович (1803-1865) написал ряд таких заме-чательных дидактических трудов, как ”Книжица читальная для начинающих”, ”Краткий землепис для молодых русинов”, ”Народная педагогия” и др.

Во второй половинœе XIX века в Западной Европе были известны работы по дидактике, написанные немецким педагогом, общественным деятелœем Фридрихом Дистервегом (1790-1866). Он, как и К.Д.Ушинский, выдвигал прогрессивные дидактические идеи и выступал за на-родную школу.

В начале XX века мировая дидактика развивалась на базе праг-матизма. Здесь следует назвать американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), который создал педагогичес-кую теорию педоцентризма (руководство практическим опытом на базе детской и учительской самодеятельности). Его называют так-же основателœем деятельностного подхода в обучении.

Достойный вклад в развитие дидактики в 50-60-х годах XX века внес В.А.Сухомлинский. В своих трудах он показал образцы дидак-тического подхода к обучению. Особое внимание он уделял идее ум-ственного развития детей, а также индивидуальному подходу как в ходе учения, так и в практической деятельности.

В 50-80-х годах XX века в дидактику внесли свой вклад и такие известные теоретики, как М. Н. Скаткин, М. А. Данилов, Ю. К. Бабанский, Л. В. Занков, в Украинœе - С. X. Чавдаров, В. И. Памагайба, А. М. Алексюк, В. А. Οʜᴎщук, И. Т. Федоренко и др.

Большое значение для разработки проблем дидактики имеет прак-тическая деятельность учителœей-новаторов, участников движения педагогики сотрудничества, таких как И. П. Волков, Е. Н. Иль-ин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, Н. П. Гузик и др.

Сегодня ДИДАКТИКА воспринимается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования, их закономерности, принципы, цели, содержание, средства, организацию, достигаемые результаты.

Функции дидактики:

1- теоретическая;

2 – практическая.

Основные категории дидактики : преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения (отсюда получаем краткое определœение: дидактика- наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатов.)

Задачи дидактики на современном этапе.

1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых качеств личности

2. Формирование познавательной активности и самостоятельности

3. Активизация общего уровня развития младших школьников

4. Развитие и формирование умственных способностей

5. Проблемный характер изложения учебного материала

6. Индивидуализация и дифференциация обучения

7. Демократизация и гуманизация обучения

8. Межпредметная связь, опора на жизненный опыт учащихся

9. Программирование и компьютеризация обучения, внедрение новых технологий

10. Работа с одарёнными детьми

11. Формирование личностных взаимоотношений, высокая культура общения

Специальные дидактики – частные методики.

Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности, свои закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики преподавания.

Все частные методики являются педагогическими дисциплинами, основывающихся на тех же принципиальных положениях, которые раскрываются в общей дидактике.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общая дидактика является теоретической базой для всœех частных методик. Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве.

Этапы становления дидактики.

I Этап – традиционной дидактики (XVII — XIXв.) акцент на преподавании, основной источник знаний: восприятие, авторитарное руководство обучением.

II Этап – современная дидактика (конец XIX — первая половина XX в.) акцент на деятельности преподавание-учение – основной источнок знаний, личностный подход, психологическое управление

III Этап – постсовременный – курикулум (вторая половина XX в.), акцент на деятельности преподавание – учение – оценка знаний – основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная. В корне – педагогика сотрудничества, с учётом требований времени, личностного развития и творчества.

  • — Предмет дидактики

    Основные тенденции развития современного образования Нормативная и учебно-материальная база образования. Основные типы учебных заведений, их характеристика. Характеристика образования в… [читать подробнее].

  • Дидактика - отрасль педагогики, которая изучает теоретические основы обучения и его содержание. Термин «дидактика» происходит от греческих слов didaktikos - «поучающий» и didaskо - «изучающий». Известно, что немецкий педагог Вольфганг Ратке (Ратихий) (1571-1635 гг) назвал свой курс лекций «дидактикой», «искусством преподавания» (1613 г.). Чешский педагог Я. А. Коменский (1592-1670 гг). представил дидактику как систему научных знаний. Его труд «Великая дидактика», содержащая универсальную теорию учить всех всему, (1657 г) является одним из первых научных произведений по дидактике. Я.А. Коменский сформулировал важнейшие принципы и правила обучения, не потерявшие своего значения и в настоящее время. В дальнейшем большой вклад в развитие дидактики внесли многие зарубежные и отечественные педагоги: И.

    ЛЕКЦИЯ № 61. Дидактика. Предмет и задачи дидактики

    Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), И. Ф. Гербарг (1776-1841 п.), А.Ф. Дисгервег(1790-1866 гг). К.Д. Ушинский (1823-1870 т), К.Ф. Каптерев (1849-1922 т), Дж.Дьюи (1859-1952 гг), М.Н. Скаткин (1900-1991 гг), И,Я. Лернер (1917-1996 гг.), Ю.К. Бабанский (1927-1987 гг) и другие.

    Методологической основой обучения является гносеология - теория познания. Дидактика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, формальной логикой, социологией, культурологией, кибернетикой, информатикой, историей педагогики, эстетикой, методиками преподавания конкретных учебных предметов. Поэтому правомерно говорить о физиологических, психологических, социокультурных, информационных основах дидактики. Нормативные основы дидактики связаны с тем, что содержание обучения регламентируется образовательными стандартами и нормативными документами.

    Предметом дидактики являются закономерные связи между деятельностью обучающего и обучаемого, а также между компонентами процесса обучения. Дидактика является одновременно теоретической и нормативно-прикладной наукой.

    Задачи дидактики:

    1. Определяет задачи обучения, то есть отвечает на вопрос «Для чего обучать?»

    2. Изучает наиболее общие закономерности обучения, формулирует на их основе принципы и правила обучения.

    3. Определяет содержание обучения, разрабатывает образовательные стандарты, учебные программы и учебно-методические комплексы, отвечая на вопрос «Чему обучать?»

    4. Разрабатывает вопросы о формах, методах, технологиях обучения, о внедрении их в педагогическую практику, организации обучения в целом, решая проблему «Как обучать?»

    5. Формулирует общие принципы создания и применения средств обучения, отвечая на вопрос «С помощью чего обучать?»

    6. Изучает вопросы, связанные с методологией исследования проблем обучения.

    7. Анализирует и обобщает передовой педагогический опыт, изучает новации и инновации процессе обучения.

    Объём и содержание основных категорий дидактики: «образование», «обучение», «преподавание», «научение», «учение».

    Обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками, развитию их творческих способностей (Кодекс Республики Беларусь).

    Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

    Сообщая ученикам те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие качества. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитательном процессе всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая — обучаем.

    Образование - обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося (Кодекс республики Беларусь).

    В буквальном смысле означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Образование - система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик. Именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений характеризует образованного человека. Начальная школа дает своим выпускникам начальное (элементарное) образование. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления. Ученик, получающий систему знаний, способен самостоятельно мыслить, восстанавливать недостающие звенья с помощью логических рассуждений.

    Весьма важно понимать, что образование - это не то, что дается, а то, что берется, добывается каждым самостоятельно. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…», - писал А. Дистервег.

    В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

    Начальное (элементарное) образование имеет своей целью заложить основы для будущего образования человека, которое в современных условиях продолжается всю жизнь. Ребенка следует научить читать, писать, считать, связно и грамотно выражать свои мысли, логически рассуждать, делать правильные выводы. Обучение грамоте сопровождается интенсивным воспитанием - нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, правовым, экономическим, экологическим. Воспитание в этом возрасте яв-ляется превалирующим и подчиняет себе обучение и образование. Если человек не воспитан, как должно, давать ему знания и бесполезно, и опасно, ибо знания без воспитанности - меч в руках сумасшедшего.

    Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности, позволяет понять основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные прак-тические навыки.

    Профессиональное образование вооружает знаниями, умениями и навыками в определенной, избранной человеком области. В профессиональных учебных заведениях готовят рабочих, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях - специалистов средней и высшей квалификации для раз-личных отраслей народного хозяйства.

    Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вооружает навыками обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

    Преподавание - один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только врезультате тесного взаимодействия собучаемым как в непосредственной, так и опосредованной форме. Но, в какой бы форме это взаимодействие ни выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения. Таковым же он выступает при условии, когда деятельность учащихся обеспечивается, организуется и контролируется учителем, когда в процессе обучения осуществляется целенаправленное формирование у обучающихся готовности к самообразованию, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. На практике процесс обучения реализуется:

    - в отборе, систематизации, структурировании учителем учебной информации (в проекте обучения) и предъявлении ее учащимся в педагогической действительности;

    - в восприятии, осознании и овладении этой информацией и методами работы с нею учащимися;

    - в организации в целостном педагогическом процессе рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого ученика по овладению системой знаний и методов оперирования ими в учебной и производственной работе.

    Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся в рамках того содержания образования, которое предопределяется задачами гармонического развития интеллектуальных, нравственных и физических сил и способностей подрастающего поколения. Педагогическое руководство со стороны преподавателя складывается из планирования им собственной деятельности и деятельности учащихся на уроке, организации этих деятельностей, стимулирования активности и сознательности деятельности школьников по усвоению знаний и способов деятельности, контролям регулирования качества обученности и выполнения учащимися учебных действий, анализа результатов обучения и прогнозирование дальнейших сдвигов в личностном развитии учащихся. В этом контексте мы имеем в виду такое педагогическое воздействие, которое носит не только и не столько корректирующий, сколько формирующий характер и имеет своей целью преобразование самого субъекта действия и формирование у него различных структур умственной, нравственной деятельности и структур личности. Для управления этой деятельностью субъекту преподавания необходимо, прежде всего, четко представить ее разновидности и механизмы, ее продукты, уметь правильно формулировать цели и измерять их достижения, обеспечить как внешнюю, так и внутреннюю регуляцию деятельности.

    Руководство познавательной деятельностью в процессе обучения иногда понимается слишком узко, как управление усвоением в рамках отдельных познавательных задач. Например, управление процессом открытия неизвестного в различных типах проблемных ситуаций, управление процессом выхода из проблемной ситуации и т.п. Средствами управления в таком понимании (уровень оперативного управления) являются "наводящие задачи", подсказки разной интенсивности, переформулировка задачи и т.д. С нашей точки зрения все эти средства должны быть элементами целостного процесса предъявления учащимся такой системы задач, которая предусматривала бы постепенное продвижение школьников по ступеням познания. Эти ступени предусматривают переход от задач низкого уровня проблемности и познавательной самостоятельности учащихся в ходе их решения к задачам творческим, исследовательским и тем самым проектируют сознательное усвоение определенного уровня сформированности свойств, качеств знаний (системности, динамичности, обобщенности и т.п.). Направленность преподавания при такой организации обучения заключается в том, чтобы выявить те необходимые условия организации учебной деятельности ученика на уроке, соблюдение которых позволит ему овладевать в органическом единстве предметной и организационной сторонами деятельности. В частности: а) сознательно ориентироваться в предмете учебной деятельности (таковыми для ученика являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой в ходе преподавания тем или иным мотивом); б) включать усвоенное содержание предшествующего действия в свои последующие действия в качестве способа достижения их цели; в) соотносить самостоятельно предпринимаемые действия по выявлению фактов, выделению существенных связей и раскрытию закономерностей с действиями по определению целей и разработки программы деятельности, включающей соответственно и действия контроля за выполнением данной программы.

    В качестве важнейшего условия в данной ситуации выступает система типовых задач. Ее применение, в конечном счете, способствует целенаправленному формированию у учащихся умения и потребности систематически пользоваться в своем учебном познании и практической деятельности обязательным минимумом знаний как инструментом получения новых знаний. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как предмет деятельности преподавания в структуре обучения характеризуется в данном случае, прежде всего, тем, что при организации учебной деятельности школьников исходное задание для сиюминутного выполнения сталкивает ученика с целью, которую ему необходимо достичь в конце изучения темы урока и системы уроков по теме в целом. Чтобы достичь такого уровня управления (организации учебной работы учащихся), учитель, организуя обучение, каждый раз определяет, в какую деятельность учащихся надо включать знания, подлежащие усвоению. Выбор деятельности определяется теми задачами, которые предусмотрены целями обучения. В этом и выражается руководящая роль учителя в процессе обучения. Ее назначение как раз и состоит в том, чтобы осуществлять управление активной и сознательной деятельностью по усвоению учебного материала. Для этого необходимо: ставить обоснованные учебные задачи; создавать благоприятные условия для принятия этих задач учащимися; давать четкое инструктирование им о способах предстоящей деятельности; оказывать обучающимся своевременную необходимую и достаточную помощь; побуждать у них любознательность, любопытство, чувство долга и ответственности.

    Каждый акт преподавания призван вносить определенные изменения, как в сам характер, деятельности школьника, так и в процесс его становления как личности. Для этого учитель, осуществляя деятельность преподавания, проводит тщательный анализ целей обучения применительно к конкретным ситуациям обучения, к конкретному изучаемому учебному предмету и каждому его разделу в отдельности. И каждый раз цели обучения на уроке должны быть доведены доуказания типовых задач, ради решения которых организуется обучение. Без определения таких задач цели обучения (цели урока) оказываются недостаточно конструктивными, их достижение затруднено, они не поддаются педагогическому контролю. Не имея четкого представления о том, для решения каких задач предназначаются знания, учитель как субъект преподавания не может определить, какую деятельность должны совершать учащиеся при обучении этим знаниям. Вот почему до начала обучения "чему-то" учитель должен не только иметь четкую программу того "чему учить", но и сформулировать те задачи, в которых учащиеся должны будут использовать усваиваемое содержание.

    При разработке таких программ учитель должен оценить, какие знания, с какой целью и в какой степени он предполагает сформировать у учащихся в результате изучения ими данного материала. Для этого ему необходимо учесть особенности отдельных видов учебных занятий и определить совокупность различных видов деятельности учащихся, которая обеспечит достижение поставленных целей в деле формирования умственных и психических качеств обучающихся. При этом важнейшую роль играет установление последовательности действий обучающихся, структура операционного состава действия (определение исполнительских, оценочных и ориентировочных действий), нахождение способов поднятия мотивации школьников к участию в процессе познавательной деятельности. Такова первая задача преподавания в структуре обучения.

    Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познавательной деятельности учащихся. Она заключается в такой организации учебных занятий, при которой преподаватель с помощью программ обеспечения и организации учебно-познавательной деятельности направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика по овладению основ теории и методов ее применения при решении учебно-познавательных задач. Если процесс обучения построен верно и направляемая целеустремленная работа учащихся приносит запланированный и ожидаемый ими результат, если усваиваемые знания преобразуются школьником в лично для него значимую систему, то у него появляется стойкий интерес к тому, что он делает, стимул к самостоятельной учебной деятельности. А это способствует еще большему подъему эффективности процесса обучения.

    Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 461 | Нарушение авторского права страницы

    studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

    Выше мы приводили разные определения объекта дидактики. Но более или менее общепринятым является представление о главных сферах дидактического анализа - содержание и процесс (методы, организационные формы) обучения. Хотя само понимание обучения тоже неоднозначно.

    А вот суждения относительно Предмета дидактики настолько многообразны, что с трудом поддаются учету. К тому же зачастую объект и предмет науки даже и не различаются.

    Приведем некоторые из имеющихся определений. Одни выделяют в качестве предмета дидактики обучение как средство образования и воспитания; другие - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения; третьи - взаимодействие преподавания и учения в их единстве; четвертые считают, что предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания-учения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства и т. д.), а также различные относительно устойчивые результаты реализации этих условий (Г.Куписевич).

    Такой разброс трактовок предмета этой научной дисциплины объясняется нерасчлененностью методологических категорий: "объект" и "предмет" науки. Чаще всего обозначается то, что попадает в поле зрения дидактического анализа, то есть выделяются разные объекты изучения. Если сложить все эти определения, получится, что дидактика изучает цели, содержание, закономерности, методы и принципы обучения. Этим обобщенным определе-

    нием охвачена объектная сфера, на которую направлены дидактические исследования. Оно дает представление о том, чем дидактика занимается. Но этим же занимается не только дидактика. В целях обучения воплощаются потребности и запросы общества в сфере образования, его. требования к образованию. Они отвечают на вопрос - что должен знать и уметь человек с точки зрения этих требований. Дидактика переводит общие цели образования на язык педагогики применительно к условиям обучения. Но в определении и формировании таких целей участвует не только дидактика, но и другие науки: философия, социология, психология и т.д.

    Далее, в обучении действуют не только дидактические закономерности, но и другие, например психологические, физиологические. Наиболее общие закономерности обращения информации изучают информатика, кибернетика, синергетика.

    Ничего непонятно?

    Принципы обучения устанавливаются на основе исследования явлений обучения многими науками.

    Если же мы хотим обозначить то, чем занимается только дидактика, нужно пойти дальше. Полезно так представить предмет этой науки, чтобы в нем отдельные части большого и сложного объекта - обучения были отражены в их единстве и взаимосвязи и нашли выражение в системе дидактических понятий. Для этого необходимо рассмотреть обучение под особым углом зрения, дидактическим. При этом следует учесть все знания об обучении, накопленные педагогикой, определить современный научный уровень дидактики, ее функции, возможности, а главное - задачу научного обоснования практики обучения, то есть практической деятельности учителей. Тогда получится такое представление о предмете дидактики, которое позволит направить исследовательскую работу в единое русло так, чтобы такая работа одновременно и обогащала педагогическую науку, и помогала правильно организовать педагогическую практику.

    Обучение может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и специалиста по теории информации, кибернетике. Но каждый из них выделяет для изучения в этом объекте свое, ставит разные цели и форму-

    лирует эти цели, а также и результаты исследования по-разному. Это значит, что каждый из них работает в своем предмете. Эти специалисты могут, допустим, вместе прийти на урок. Они увидят одно и то же, но каждый будет смотреть на происходящее сквозь призму своей науки. Дидакт будет думать о том, какие общедидактические методы применяет учитель, какие общие принципы он реализует. Методист обратит внимание на соответствие способов преподавания и содержания учебного материала целям обучения данному учебному предмету в школе. Психолога преимущественно могут интересовать особенности усвоения материала школьниками как проявление общих закономерностей усвоения, а перед кибернетиком обучение предстанет как система управления с прямой и обратной связью.

    Таким образом, для определения предмета дидактики ограничиться простым указанием на то, что изучает дидактика вместе с другими науками, не удастся. Нужно хотя бы кратко ответить на ряд вопросов: в каком виде предстает перед дидактикой ее объект - обучение в его современном состоянии? Какими научными средствами располагает сейчас дидактика для научно достоверного отражения явлений обучения? Как она должна отражать свой объект, используя имеющиеся его описания в свете задачи научного обоснования педагогической практики? Иными словами, определить предмет дидактики нельзя без учета ее функций, анализа ее объекта и познавательных средств, которыми она пользуется.

    Следующий шаг на пути к определению предмета дидактики предполагает выявление педагогической сущности обучения. Поскольку дидактика - наука теоретическая, а предмет теории предстает перед исследователем как система отношений, нужно раскрыть главное, специфическое для обучения отношение. Вообще отношения, возникающие в деятельности обучения, многообразны: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие учащиеся. В педагогической литературе можно встретить разные суждения по поводу того, какое из них следует считать главным для дидактики. Достаточно распространена точка зрения, согласно которой таким главным отношением является отношение ученика к учебному материалу, то есть отношение познавательное.

    Действительно, учебное познание - неотъемлемая характеристика процесса обучения. Если рассмотреть обучение с точки зрения психологии, то есть обращать основное внимание на то, как ученик воспринимает и усваивает материал, это отношение окажется главным, как говорят, сущностным. Но если посмотреть на обучение глазами педагогики, то есть выделить главное в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта, то главным и специфическим для этой деятельности окажется другое отношение - отношение между двумя деятельностями - преподавания и учения. Преподавание - это деятельность тех, кто обучает, а учение - тех, кто обучается.

    Познание может осуществляться и вне обучения, а вот взаимосвязанные деятельности преподавания и учения протекают только в обучении. Их единство определяет и организует всю систему дидактических отношений, в том числе и познавательных. Этим характеризуется предмет дидактики. Реально при изучении явлений обучения необходим учет зависимостей между тремя объектами: учителем, учеником и учебным материалом.

    Нужно иметь в виду* что содержание образования реально существует в процессе обучения.

    В каждой частице этого процесса присутствует частица содержания образования. В каждую минуту урока ученики усваивают определенные знания, умения, навыки, отношения - то, что составляет содержание образования.

    Существенно и то, что обучение выступает перед дидактикой в двух аспектах - как объект изучения и как объект построения, конструирования. Учитывать это - значит сознательно направлять дидактическое исследование на совершенствование практики обучения, иметь в виду, что без ее изучения исследование может оказаться умозрительным, бесплодным. В то же время без разработки теории рекомендации, адресованные школе, будут недостаточно обоснованными и не повлекут за собой серьезных улучшений.

    Дидактика рассматривает свой объект - обучение в первую очередь как особый вид деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям культуры, или, что в определенном смысле то же самое, социального опыта.

    Специфическим для этой деятельности отношением, лежащим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как

    действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика.

    Для дидактического угла зрения характерно рассмотрение содержательной и процессуальной сторон обучения в их единстве. Например, знания изучаются не изолированно, не сами по себе, а вместе с методами их передачи и усвоения.

    Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием.

    Имея в виду задачу преобразования и совершенствования практики, дидактика рассматривает обучение не только как объект изучения, но и как объект научно-обоснованного конструировании.

    Здесь мы изложили лишь основные характеристики предмета дидактики. Можно его представить и в очень краткой формулировке, имея в виду, что эти характеристики приняты и учтены: предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

    Для полного прояснения содержания понятия "дидактика" полезно дать краткий исторический обзор развития этой научной дисциплины.

    Исторически сложилось так, что наряду с термином "педагогика" долгое время в том же значении использоаался и термин "дидактика". Впервые авел его в научный обиход немецкий педагог В.Ратке (1571-1635), назвавший свой курс лекций "Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия. В том же значении пользовался этим понятием и великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657 г. в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика".

    По своему происхождению термин "дидактика" восходит к греческому языку, в котором "didaktlkos" означает " поучающий", a "didasko" — изучающий. Видимо, это и побудило Я.А. Коменского определить дидактику как "всеобщее искусство всех учить всему". В ее структуре он рассматривал и вопросы воспитания, которые, как и обучение, трактовал как необходимое уело-,

    вие "формирования нравов в направлении всесторонней моральности".

    По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать свое внимание на аопросах теории образования и обучения. Значительный вклад в разаитие мировой дидактики внесли Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), ИХ. Песталоцци (1746-1827). АДистерввг (1790-1816), К.Д. Ушинский (1824-1870), Д-Дьюи (1859-1952), Г.Кершенштейнер (1854-1932), В.Лай (1862-1926) и др.

    На развитие отечественной дидактики в конце Х!Х — начале XX веков большое влияние оказали своими трудами П.Ф. Каптерев, СТ. Шацкий, П.П. Блонский, А.К. Гастев, А.П.Пинкевич, ЬЛМ. Пистрак и другие. Особенно плодотворно в отечественной дидактике периода СССР работали П.Н. Груздев, Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, Л.В. Занков, 5.П. Есипоа, М.А. Данилов, М.Н. Скатки н и др. Существенный вклад в научное обоснование обучения, определение объекта и предмета дидактики, выявления ее связей с непедагогическими науками, разработку методологии дидактических исследований, методов обучения и по ряду других актуальных проблем дидактики внесли B.C. Ильин,В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др. Их вклад в дидактику, как и вклад многих других исследователей позволяет находить ответы на актуальные аопросы, возникающие сегодня в педагогике.

    Объект и предмет дидактики

    Выше мы приводили разные определения объекта дидактики. Но более или менее общепринятым является представление о главных сферах дидактического анализа - содержании и процессе (методы, организационные формы) обучения. Хотя само понимание обучения тоже неоднозначно.

    А вот суждения относительно предмета дидактики настолько многообразны, что с трудом поддаются учету. К тому же зачастую объект и предмет науки даже и не различаются.

    Приведем некоторые из имеющихся определений. Одни выделяют в качестве предмета дидактики обучение как средство образования и воспитания; другие - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения; третьи — взаимодействие преподавания и учения в их единстве; четвертые считают, что предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания-учения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства и т.д.), а также различные относительно устойчивые результаты Реализации этих условий.

    Такой разброс трактовок предмета этой научной дисциплины объясняется нерасчлененностью методологических категорий: «объект» и «предмет» науки. Чаще всего обозначается то, что попадает в поле зрения дидактического анализа, то есть выделяются разные объекты изучения. Если сложить все эти определения, получится, что дидактика изучает цели, содержание, закономерности методы и принципы обучения. Этим обобщенным определением охвачена объектная сфера, на которую направлены дидактические исследования. Оно дает представление о том, чем дидактика занимается. Но этим же занимается не только дидактика. В целях обучения воплощаются потребности и запросы общества в сфере образования, его требования к образованию. Они отвечают на вопрос - что должен знать и уметь человек с точки зрения этих требований? Дидактика переводит общие цели образования на язык педагогики применительно к условиям обучения . Но в определении и формировании таких целей участвует не только дидактика, но и другие науки: философия, социология, психология и т.д.

    Далее, в обучении действуют не только дидактические закономерности, но и другие, например психологические, физиологические. Наиболее общие закономерности обращения информации изучают информатика, кибернетика, синергетика. Принципы обучения устанавливаются на основе исследования явлений обучения многими науками.

    Если же мы хотим обозначить то, чем занимается только дидактика , нужно пойти дальше. Полезно так представить предмет этой науки, чтобы в нем отдельные части большого и сложного объекта - обучения - были отражены в их единстве и взаимосвязи и нашли выражение в системе дидактических понятий. Для этого необходимо рассмотреть обучение под особым углом зрения, дидактическим. При этом следует учесть все знания об обучении, накопленные педагогикой, определить современный научный уровень дидактики, ее функции, возможности, а главное - задачу научного обоснования практики обучения, то есть практической деятельности учителей. Тогда получится такое представление о предмете дидактики, которое позволит направить исследовательскую работу в единое русло так, чтобы такая работа одновременно и обогащала педагогическую науку, и помогала правильно организовать педагогическую практику.

    В настоящее время специалистами по методологии науки достаточно последовательно проводится различие между понятиями «объект науки» и «предмет науки».

    Объект - это область действительности, на которую направлена познавательная деятельность исследователя, а предмет — посредующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиций науки, которую он представляет.

    Представители разных наук видят один и тот же объект по-разному, в разных системах понятий, свойственных каждой науке, выделяют в нем разные стороны, разные связи и отношения.

    Обучение может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и специалиста по теории информации, кибернетике. Но каждый из них выделяет для изучения в этом объекте свое, ставит разные цели и формулирует эти цели, а также и результаты исследования по-разному. Это значит, что каждый из них работает в своем предмете. Эти специалисты могут, допустим, вместе прийти на урок. Они увидят одно и то же, но каждый будет смотреть на происходящее сквозь призму своей науки. Дидакт будет думать о том, какие общедидактические методы применяет учитель, какие общие принципы он реализует. Методист обратит внимание на соответствие способов преподавания и содержания учебного материала целям обучения данному учебному предмету в школе. Психолога преимущественно могут интересовать особенности усвоения материала школьниками как проявление общих закономерностей усвоения, а перед кибернетиком обучение предстанет как система управления с прямой и обратной связью.

    В настоящее время все чаще требуется объединение усилий ученых разных специальностей для решения сложных задач, стоящих перед теорией и практикой образования. Именно поэтому так важно, чтобы каждый участник этой работы четко представлял себе свой предмет изучения, его особенности и правильно определил свое место в общей работе.

    Смысл всех этих рассуждений не сводится к размежеванию дидактики с другими областями знания. Такое разграничение не самоцель. Необходимость существования этой научной дисциплины определяется в конечном счете влиянием ее результатов на практику. Именно для повышения эффективности дидактических исследований нужно четко представлять себе научный статус этой отрасли педагогики.

    Таким образом, для определения предмета дидактики ограничиться простым указанием на то, что изучает дидактика вместе с другими науками, не удастся. Нужно хотя бы кратко ответить на ряд вопросов: в каком виде предстает перед дидактикой ее объект - обучение в его современном состоянии? Какими научными средствами располагает сейчас дидактика для научно достоверного отражения явлений обучения? Как она должна отражать свой объект, используя имеющиеся его описания в свете задачи научного обоснования педагогической практики? Иными словами, определить предмет дидактики нельзя без учета ее функций, анализа ее объекта и познавательных средств, которыми она пользуется.

    Дидактика рассматривает обучение как средство передачи социального опыта. В результате обучения та часть опыта, которая входит в содержание образования и составляет содержательную сторону обучения, становится достоянием ученика. С помощью обучения осуществляется подготовка молодежи к жизни.

    Дидактика все в большей степени становится теоретической дисциплиной. Этому способствует развитие науки, средств научного познания в целом. Все большее применение находят такие методы теоретического исследования, как моделирование, идеализация и т.д. Применение системного подхода позволяет рассматривать содержание образования и процесс обучения как единое целое. Именно благодаря повышению теоретического уровня дидактика получает возможность более эффективно воздействовать на практику, совершенствовать и преобразовывать ее.

    Следующий шаг на пути к определению предмета дидактики предполагает выявление педагогической сущности обучения. Поскольку дидактика - наука теоретическая, а предмет теории предстает перед исследователем как система отношений, нужно раскрыть главное, специфическое для обучения отношение. Вообще отношения, возникающие в деятельности обучения, многообразны: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие учащиеся .

    § 2. Объект, предмет, задачи и функции дидактики

    В педагогической литературе можно встретить разные суждения по поводу того, какое из них следует считать главным для дидактики. Достаточно распространена точка зрения, согласно которой таким главным отношением является отношение ученика к учебному материалу, то есть отношение познавательное.

    Действительно, учебное познание - неотъемлемая характеристика процесса обучения. Если рассмотреть обучение с точки зрения психологии, то есть обращать основное внимание на то, как ученик воспринимает и усваивает материал, это отношение окажется главным, как говорят, сущностным. Но если посмотреть на обучение глазами педагогики, то есть выделить главное в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта, то главным и специфическим для этой деятельности окажется другое отношение - отношение между двумя деятельностями - преподавания и учения . Преподавание - это деятельность тех, кто обучает, а учение - тех, кто обучается.

    Познание может осуществляться и вне обучения, а вот взаимосвязанные деятельности преподавания и учения протекают только в обучении. Их единство определяет и организует всю систему дидактических отношений, в том числе и познавательных. Этим характеризуется предмет дидактики. Реально при изучении явлений обучения необходим учет зависимостей между тремя объектами: учителем, учеником и учебным материалом.

    Другой характеристикой предмета дидактики является необходимость рассмотрения обучения в единстве с воспитанием. Воспитательная функция обучения состоит в том, что ученик не только усваивает знания. Оно должно способствовать становлению личности в целом, формированию определенных моральных качеств, черт характера. Воспитательный аспект обучения отражается в содержании образования, и его необходимо учитывать в дидактическом анализе.

    Нужно иметь в виду, что содержание образования реально существует в процессе обучения. В каждой частице этого процесса присутствует частица содержания образования. В каждую минуту урока ученики усваивают определенные знания, умения, навыки, отношения - то, что составляет содержание образования.

    Существенно и то, что обучение выступает перед дидактикой в двух аспектах — как объект изучения и как объект построения, конструирования. Учитывать это - значит сознательно направлять дидактическое исследование на совершенствование практики обучения, иметь в виду, что без ее изучения исследование может оказаться умозрительным, бесплодным. В то же время без разработки теории рекомендации, адресованные школе, будут недостаточно обоснованными и не повлекут за собой серьезных улучшений.

    Подводя итог сказанному, можно выделить следующие характеристики предмета дидактики.

    Дидактика рассматривает свой объект - обучение - в первую очередь как особый вид деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям культуры или, что в определенном смысле то же самое - социального опыта.

    Специфическим для этой деятельности отношением, лежащим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика.

    Для дидактического угла зрения характерно рассмотрение содержательной и процессуальной сторон обучения в их единстве . Например, знания изучаются не изолированно, не сами по себе, а вместе с методами их передачи и усвоения.

    Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием .

    Имея в виду задачу преобразования и совершенствования практики, дидактика рассматривает обучение не только как объект изучения, но и как объект научно-обоснованного конструирования .

    Здесь мы изложили лишь основные характеристики предмета дидактики. Можно его представить и в очень краткой формулировке, имея в виду, что эти характеристики приняты и учтены: предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие .

    К этому следует добавить, что в поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса, а также условия, благоприятствующие активному и творческому труду учащихся и их умственному развитию.

    Дидактика (от греч. «дидактикос» - «обучающий») представляет собой отрасль педагогического знания, изучающую проблемы обучения и образования (основные категории дидактики) в педагогике. Дидактика, педагогика, психология являются смежными дисциплинами, заимствующими друг у друга методы исследования, основные принципы и т.д. Также свою специфику имеют основы дидактики специальной педагогики, направленной на процесс обучения и образования детей, имеющих аномалии развития.

    Дифференциация понятий

    Одним из ключевых в дидактике является понятие обучения и его компоненты - учение и преподавание, а также Основным критерием дифференциации (как определяет дидактика это в педагогике) является соотношение целей и средств. Так, образование представляет собой цель, обучение же является средством достижения данной цели.

    В свою очередь, обучение включает в себя такие компоненты, как преподавание и учение. Преподавание представляет собой систематическое руководство педагогом учебной деятельностью учащихся - определение объема и содержания данной деятельности. Учение является процессом усвоения учащимися Оно включает в себя как деятельность педагога (инструктаж, контроль), так и деятельность самих учащихся. При этом процесс учения может проходить как в форме непосредственного контроля со стороны преподавателя (на уроке), так и в форме самообразования.

    Основные задачи

    В современной дидактике принято выделять следующие задачи:

    • гуманизация процесса обучения,
    • дифференциация и индивидуализация процесса обучения,
    • формирование межпредметной связи между изучаемыми дисциплинами,
    • формирование познавательной активности учащихся,
    • развитие умственных способностей,
    • формирование нравственно-волевых качеств личности.

    Таким образом, задачи дидактики в педагогике можно разделить на две основные группы. С одной стороны, это задачи, ориентированные на описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации; с другой - на разработку оптимальной организации данного процесса, новых обучающих систем и технологий.

    Принципы дидактики

    В педагогике дидактические принципы направлены на определение содержания, организационных форм и методов учебной работы в соответствии с целями и закономерностями процесса воспитания и обучения.

    В основе данных принципов используются идеи К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского и др. При этом речь идет исключительно о научно обоснованных идеях, на которые опирается дидактика в педагогике. Так, например, Я. А. Коменским было сформулировано так называемое золотое правило дидактики, согласно которому в процессе обучения должны быть задействованы все органы чувств ученика. Впоследствии данная идея становится одной из ключевых, на которую опирается дидактика в педагогике.

    Основные принципы:

    • научности,
    • прочности,
    • доступности (посильности),
    • сознательности и активности,
    • связи теории с практикой,
    • систематичности и последовательности
    • наглядности.

    Принцип научности

    Он направлен на формирование у учащихся комплекса научных знаний. Принцип реализуется в процессе анализа учебного материала, его основных идей, которые выделяет дидактика. В педагогике это учебный материал, отвечающий критериям научности, - опора на достоверные факты, наличие конкретных примеров и четкого понятийного аппарата (научные термины).

    Принцип прочности

    Данный принцип также определяет дидактика в педагогике. Что это такое? С одной стороны, принцип прочности обусловлен задачами учебного заведения, с другой - закономерностями самого процесса обучения. Для опоры на приобретенные знания, умения и навыки (зуны) на всех последующих этапах обучения, а также для их практического применения необходимо их четкое усвоение и длительное удержание в памяти.

    Принцип доступности (посильности)

    Акцент делается на реальных возможностях учащихся таким образом, чтобы избежать физических и психических перегрузок. При несоблюдении данного принципа в процессе обучения, как правило, происходит снижение мотивации учащихся. Также страдает работоспособность, что приводит к быстрой утомляемости.

    Другая крайность - чрезмерное упрощение изучаемого материала, что также не способствует эффективности обучения. Со своей стороны, дидактика как определяет принцип доступности как путь от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к общему и т.д.

    Методы обучения, согласно классической теории Л. С. Выготского, должны ориентироваться на зону «ближайшего развития», развивать силы и способности ребенка. Иными словами, обучение должно вести за собой развитие ребенка. При этом данный принцип может иметь свою специфику в определенных педагогических подходах. Например, в некоторых системах обучения предлагается начинать не с близкого материала, а с главного, не с отдельных элементов, а с их структуры и т.д.

    Принцип сознательности и активности

    Принципы дидактики в педагогике направлены не только непосредственно на сам процесс обучения, но также на формирование соответствующего поведения учащихся. Так, принцип сознательности и активности подразумевает целенаправленное активное восприятие учащимися изучаемых явлений, а также их осмысление, творческую переработку и практическое применение. Речь идет прежде всего об активности, направленной на процесс самостоятельного поиска знаний, а не на обычное их запоминание. Для применения данного принципа в процессе обучения широко используются различные методы стимулирования познавательной активности учащихся. Дидактика, педагогика, психология в равной степени должны ориентироваться на личностные ресурсы субъекта обучения, в том числе на его креативные и эвристические способности.

    Согласно концепции Л. Н. Занкова, решающими в процессе обучения является, с одной стороны, осмысление учащимися знаний на понятийном уровне, а с другой - понимание прикладного значения данных знаний. Необходимо овладение определенной технологией усвоения знаний, что, в свою очередь, требует от учеников высокого уровня сознательности и активности.

    Принцип связи теории с практикой

    В различных философских учениях практика издавна выступала критерием истинности знания и источником познавательной деятельности субъекта. На данный принцип опирается и дидактика. В педагогике это является критерием эффективности полученных знаний учащимися. Чем больше полученные знания находят свое проявление в практической деятельности, тем интенсивнее проявляется сознательность учеников в процессе обучения, тем выше их интерес к данному процессу.

    Принцип систематичности и последовательности

    Дидактика в педагогике - это прежде всего упор на определенную систематичность передаваемых знаний. Согласно основным научным положениям, субъект может считаться обладателем действенного, настоящего знания только в том случае, когда у него присутствует в сознании четкая картина окружающего внешнего мира в форме системы взаимосвязанных между собой понятий.

    Формирование системы научных знаний должно проходить в определенной последовательности, заданной логикой учебного материала, а также познавательными возможностями учащихся. При несоблюдении данного принципа скорость процесса обучения значительно замедляется.

    Принцип наглядности

    Я. А. Коменский писал о том, что процесс обучения должен строиться на личном наблюдении учащихся и их чувственной наглядности. При этом дидактика как раздел педагогики выделяет несколько функций наглядности, варьирующихся в зависимости от специфики определенного этапа обучения: изображение может выступать в качестве объекта изучения, в качестве опоры для осмысления связей между отдельными свойствами предмета (схемы, рисунки) и т.д.

    Таким образом, в соответствии с уровнем развития учащихся выделяют следующие виды наглядности (классификация Т. И. Ильиной):

    • естественная наглядность (направлена на предметы объективной реальности);
    • экспериментальная наглядность (реализуется в процессе экспериментов и опытов);
    • объемная наглядность (использование моделей, макетов, различных фигур и т.д.);
    • изобразительная наглядность (осуществляется при помощи рисунков, картин и фотографий);
    • звуко-изобразительная наглядность (посредством кино- и телематериалов);
    • символическая и графическая наглядность (использование формул, карт, схем и графиков);
    • внутренняя наглядность (создание речевых образов).

    Основные дидактические концепции

    Понимание является основным моментом, на который направлена дидактика. В педагогике это понимание рассматривается прежде всего с позиции доминирующей цели обучения. Можно выделить несколько ведущих теоретических концепций обучения:

    Как уже упоминалось выше, дидактика - это раздел педагогики, изучающий проблемы процесса обучения. В свою очередь, основные дидактические концепции рассматривают процесс обучения с точки зрения доминирующей образовательной цели, а также в соответствии с определенной системой взаимоотношения педагога и учащихся.

    7.1. Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики

    Срок дидактика происходит от греческого слова didaktikos - обучающий и didasko - изучающий. Впервые термин дидактика был введен в использование в Германии в 1613 Именно тогда Кристоф Хельвиг и Иохим Юнг, анализируя деятельность известного языковеда и сторонника обучение на родном языке Вольфганга Ратке (1572 - 1635), подготовили "Краткий отчет по дидактике, или Искусство обучения Ратихия" . Уже из названия работы следует, что авторы трактовали дидактике как искусство обучения.

    Аналогичным образом трактовал это понятие и Я.А.Коменского (1592 - 1670) в своем знаменитом произведении "Великая дидактика, или Универсальное искусство учить всех всему". Однако, Коменский считал, что дидактика является не только искусство обучения, но и воспитания.

    Такое понятие сохранялось до начала XIX в., Когда Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841), известный немецкий педагог и философ, разработал теоретические основы дидактики, сделав Ее внутренне целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения, подчиненной педагогике. Учитывая роль, которую И.Гербарт и его последователи отводили процесса овладения учебным материалом, важнейшей задачей дидактики, в соответствии с гербартианською концепцией, должен был стать анализ действий учителя, направленных на ознакомление учащихся с новым материалом.

    Такое понимание предмета и задач дидактики не устраивало сторонников различных вариантов так называемого "нового воспитания", живая педагогическая деятельность которых развернулась на рубеже XIX и XX вв. Крупнейшие представители этого направления, в частности американский ученый Джон Дьюи (1859 - 1952), отводили ученикам более активную роль в процессе обучения по сравнению с гербартианцямы. В этой связи они отказались от гербартськои концепции "передачи знаний", которая предусматривала преимущественно обогащения памяти учеников и потребовали формирования и развития у них способностей и интеллектуально? деятельности, а также навыков практической деятельности. Эта концепция не могла не повлиять на способ понимания как предмета, так и задач дидактики, которую начали отождествлять не столько с теорией преподавания, сколько теории обучения. Важнейшей задачей такой дидактики стал уже анализ действий ученика, а не учителя. При этом считалось, что преподавание является функцией обучения, а действия учителя обусловлены познавательной деятельностью учащихся, а не наоборот.

    В наше время эти два вида деятельности не противопоставляются друг другу. Преподавание неразрывно связано с обучением, эти два аспекта процесса образуют интегрирующую целостность в виде процесса обучения. Среди факторов, обеспечивающих единство процесса обучения, является не только общая цель образования, но и используемые при этом методы, организационные формы и методы обучения.

    Таким образом, на современном этапе дидактике понимают как науку о преподавания и обучения, о закономерностях, действующих в сфере предмета Те исследования, о зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения; на этой основе она устанавливает соответствующие закономерности, определяет методы, организационные формы и средства обучения учащихся. Другими словами - дидактика - это наука об обучении и образовании, их цели и задачи, содержание, методы, формы, средства, организацию, достигнутые результаты.

    Заметный вклад в развитие мировой дидактики внесли также Й.Песталоцци (1746 - 1827), А.Дистервег (1790 - 1866), К. Ушинский (1823 - 1870), Г.Кершенштейнер (1854 - 1932), В.Ла (1862 - 1926).

    На развитие отечественной дидактики в конце XIX - начале XX в. заметное влияние имели труды П.Ф.Каптерева, Н.К.Крупской, С.Т.Шацького, П.П.Блонського, А.П.Пинкевича, М.М.Пистрака, Г.Г.Ващенка, И.Л. Огиенко, И.М.Стешенка, С.Ф.Русовои, Я.Ф.Чепигы и многих других.

    В советский период плодотворно работали в области дидактики П.Груздев, Ш.Ганелин, Е.Голант, Л.Занков, Б.Есипов, М.Данилов, М.Скаткин, В.Онищук, А.Алексюк, В.Краевський, В. Загвьязинський, И.Лернер, М.Махмутов и другие.

    Предметом дидактики являются процессы образования и обучения, которые неразрывно связаны с воспитанием и является его органической составляющей. Общество постоянно заботится о том, чтобы накопленный предыдущими поколениями опыт, знания, умения, навыки, которыми оно обладало на достигнутом ступени развития, наиболее надежными и плодотворными путями и средствами усваивались молодыми подрастающими поколениями. Этой цели и служит образование и обучение как планомерно осуществляемые процессы вооружение людей знаниями, умениями и навыками, отражающие накопленный и обобщенный опыт человечества.

    Задача дидактики на всех этапах ее исторического развития состояла в том, чтобы: а) определять содержание образования новых поколений; б) находить наиболее эффективные пути вооружение их полезными знаниями, умениями и навыками; в) раскрывать закономерности этого процесса. Поэтому понятно, что дидактика определяется как теория образования и обучения. Учитывая, однако, то обстоятельство, что процесс обучения всегда связан с воспитанием, прежде всего умственным и нравственным, есть основания означуваты дидактике как теорию образования и обучения, а, вместе с тем, и воспитание. Сюда относится, прежде всего, формирование мировоззрения учащихся.

    Предметом дидактики на современном этапе ее развития с процесс образования и обучения, взятый в целом, то есть содержание образования, реализуется в учебных планах, учебниках, методы и средства обучения, организационные формы обучения, воспитательная роль учебного процесса, а также условия, способствующие активной творческой деятельности учащихся и их умственном развитии.

    Различают общую и предметные дидактики.

    Предметом исследования общей дидактики является процесс обучения, взятый в целом, а главной задачей - раскрытие общих закономерностей процесса обучения, имеют объективный характер, и характеристика условий их обнаружения. Современная дидактика доказала, что истинным показателем эффективности учебного процесса является не только объем усвоенных знаний, умений и навыков, безусловно, важно, но и высокий уровень умственного развития учащихся, их непрерывное проникновение в сущность учебных предметов, процессов и явлений и преобразования среднего и даже слабого по успеваемости ученика в более сильного и изготовление этого.

    Дидактика призвана исследовать осуществляемую в процессе обучения взаимодействие преподавания и обучения и выяснить условия, при которых это взаимодействие обеспечивает движение сознания учеников от возникновения познавательной задачи к ее решению, переход от незнания к знанию, от неумения или несовершенных навыков к формированию рациональных умений и быстрых навыков использования знаний на практике.

    Перед дидактикой, изучающая общие закономерности процесса обучения, возникает вопрос: что общего в процессе обучения различных учебных предметов? Таким общим элементом является закономерные связи между преподаванием и обучением. При изучении любого учебного предмета под влиянием деятельности учителя осуществляется осознание познавательной задачи, выявление учебных объектов окружающей действительности, формирование представлений об их признаки и свойства, установление связей этих объектов с другими предметами и явлениями и формирование понятия о них Анализ способов использования этих понятий и переход их в новые понятия.

    В исследованиях закономерностей процесса обучения общая дидактика использует достижения многих наук, в частности, философии, психологии, возрастной психологии, кибернетики и др. Именно кибернетика в значительной степени обусловила разработку в дидактике программированного обучения, алгоритмизации и системно-структурный подход в организации учебно-воспитательного процесса.

    Пользуясь данным психологии, дидактика осуществляет чрезвычайно сложный анализ внутренних аспектов обучения, закономерностей в области познавательной деятельности учащихся, условий формирования мотивационно-потребностной сферы учащихся. Педагогическая психология изучает закономерности психологического развития учащихся в условиях воспитания и обучения, раскрывает психическое содержание этих процессов и обеспечивает психологический анализ требований, предъявляемых в учебно-воспитательном процессе в личности ученика.

    Возрастная и педагогическая психология помогает педагогу организовать обучение и воспитание с учетом закономерностей психики ребенка.

    Возрастная физиология обеспечивает дидактике пониманием механизмов чрезвычайно сложных процессов, которые стали результатом обучения (интеллектуальных, эмоциональных, волевых).

    Философия служит почвой для разработки дидактикой личностно-ориентированного обучения, а теория познания является методологической основой процесса обучения, в структуре которого формируется характер и направленность познавательной деятельности учащихся.

    Общие закономерности обучения, исследуются общей дидактикой, не охватывают конкретных особенностей преподавания и изучения отдельных учебных предметов. Между тем, для преподавателей этих дисциплин именно конкретные особенности проявления общих закономерностей обучения имеют чрезвычайно важное значение. Более того, сама дидактика, как общая теория процесса обучения, не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всех учебных предметов во всем богатстве их конкретного содержания.

    Раскрытие этих закономерностей, как и определение содержания, методов и форм организации обучения отдельных учебных предметов, включая воспитательные проблемы, реализуемых в процессе обучения, является прерогативой особых педагогических наук - предметных дидактик. До недавнего времени эти науки назывались методиками преподавания отдельных учебных предметов. Однако, такой практический аспект не отражает содержания этих наук.

    Нетрудно заметить взаимосвязь между общей дидактикой, педагогической психологией и предметными дидактики в зависимости от развития каждой из этих отраслей педагогической науки от успехов соседней области. Особый эффект научных достижений имеет место в условиях комплексного исследования актуальных проблем теории и практики обучения.

    Основными понятиями общей дидактики как науки являются: "преподавание", "обучение", "учебный предмет", "учебный материал", "учебная ситуация", "метод обучения", "учитель", ученик "," урок "и др. Это - специфические понятия дидактики как науки. Дидактика оперирует и другими понятиями, а именно, "образование", "просвещение", "самообразование", "воспитание" и другие.

    Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию целей обучения (образовательные задачи), обеспечение информированности, воспитания, осознания и практического использования знаний.

    Учения (обучения) - процесс, в котором на основе познания, упражнений и приобретения опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

    Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленная на достижение определенной цели. Учебный (дидактический) процесс включает следующие главные звенья взаимодействия:


    Деятельность педагога

    1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения.

    2. Сообщение новых знаний.

    3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений.

    4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов.

    5. Управление процессом перехода от теории к практике.

    6. эвристической и исследовательской деятельности.

    7. Проверка, оценка изменений в обучении и развитии учащихся.

    Деятельность учащихся

    1. Создание положительной мотивации учения.

    2. Восприятие новых знаний, умений.

    3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация.

    4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей.

    5. Приобретение умений и навыков, их систематизация.

    6. Самостоятельное решение учебных проблем.

    7. Самоконтроль, самодиагностика
    достижений.


    Напомним вкратце сущность некоторых других категорий дидактики.

    Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

    Знание - совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение определенным предметом.

    Умение - овладение способами (приемами, действиями) использовать усвоенные знания на практике.

    Навыки - умение, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

    Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение; будущее, которое направлены все усилия.

    Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации определенных задач.

    Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма, в первую очередь, связана с количеством учащихся, местом и временем обучения, порядком его осуществления и др.

    Метод - путь достижения цели и задач обучения.

    Средство - предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) учителя, его мастерство в широком смысле, учебники, школьные принадлежности и т.д.

    Результат (продукты обучения) - это конечные последствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

    В связи с интенсивными процессами дифференциации и интеграции в современной науке, дидактика оперирует понятиями, заимствованными из других областей знания, такими как "система", "структура", "функция", "элемент" и другие.

    В дидактических исследованиях часто можно встретить такие понятия психологии, как "восприятие", "усвоение", "умственное развитие", "мышление", "запоминание". С кибернетики вошли в оборот дидактики понятия "обратная связь", "динамическая система" и др.

    Широкое использование категорий и понятий из других наук в дидактике не означает, что ее понятийный аппарат является неупорядоченной совокупности. Все отношения и понятия дидактики группируются вокруг главных категорий "преподавание" и "обучение". Заимствованные и используемые в дидактических исследованиях понятия из других наук отражают лишь отдельные аспекты, явления обучения и способствуют более глубокому теоретическому осмыслению ее собственного предмета и объекта.

    Дидактика, как и другие науки, находится в стадии непрерывного обновления и становления ее научной терминологии. Выработка четкой и однозначной системы терминологии является необходимым условием дальнейшего развития дидактики как науки. Это позволит анализировать процесс обучения по элементам и в системе их взаимодействия, исследовать системно, полнее и глубже сущность образования и обучения.

    Кроме того, на основе упорядоченной собственной понятийной системы можно понять сущность существующих дидактических концепций и разрабатывать конкретные современные обучающие системы, проектировать учебный процесс с определенными характеристиками.

    Как можно представить нормальную человеческую жизнь без обучения? Особенно это касается нашего с вашим времени. Школа обязательно должна присутствовать как в крупных городах, так и в маленьких деревнях. Качество образования в каждом учреждении, естественно, отличается. Но при этом никто не отрицает необходимость включать учеников в процесс освоения новых знаний. Что такое вообще обучение? Есть специальная наука, которая занимается вопросами обучения людей. Называется она дидактикой.

    Что такое дидактика?

    Дидактика - это наука об обучении и один из разделов педагогики, который изучает оптимальные методы обучения детей. Важная цель - чтобы им было комфортно поглощать новые знания. Естественно, это очень трудная затея. И пусть уже четыре века образовательная система существует как таковая, а все равно попробуй детей заставить работать, если они не хотят! Поэтому педагогика, и дидактика в частности, ставит своей основной целью вопросы мотивации детей к обучению. И иногда даже получается использовать достижения науки в самом образовательном процессе.

    Не следует путать такие понятия, как андрагогика и педагогика. Первая касается взрослых, а вторая - детей. Разница в обучении этих членов социума просто колоссальная. Судите сами: дети обычно страшно неусидчивые. У них не хватает порой волевых качеств, чтобы обучаться. Поэтому задачей педагогов является в том числе их формирование у детей, чтобы они могли ответственно подходить к процессу обучения.

    В случае же со взрослыми оные идут обучаться с конкретной целью. Им важно иметь знания. И в отличие от детей, которые не ценят бесплатное образование, взрослые даже готовы платить деньги, чтобы их обучали. Так что андрагогика по своей природе значительно проще. Впрочем, там также есть проблемы. Но мы сейчас говорим о дидактике - важном подразделе педагогики.

    Что это за наука? Она являет собой базу, на которой строится педагогическое знание. Достаточно трудно представить современного человека, который никогда в своей жизни не становился предметом деятельности людей, занимающихся дидактикой. Мы же немножко отклонимся от проблемы данной науки и перейдем непосредственно к истории.

    Дидактика Коменского: кратко

    Если говорить о разных науках, то каждая из них ассоциируется с именем определенного ученого. Педагогика ассоциируется с таким известным лицом, как Ян Коменский. Современная дидактика - это наука, которая основана именно на его работах, хоть со времени их написания уже прошло очень много лет. Коменский ввел еще четыре века назад ту систему обучения, к которой привыкли мы с вами. Например, школьные классы - это именно его изобретение.

    Также данный ученый предложил ввести такие понятия, как учебный год и учебная программа. Как видим, все очень похоже на всемирную систему образования. То есть Коменский - это настолько великий ученый, что он ввел теорию, которая активно используется не только в определенных странах, но и во всем мире. Вот что интересно: Коменский еще был сторонником мнения, что детей нужно поощрять и активно их мотивировать.

    Процесс обучения для них должен строиться таким образом, чтобы у них не возникало желания забросить учебу на полпути. Каждый учитель должен стимулировать его. К сожалению, многие так не поступают. Например, кричать на учеников и унижать их никто не должен. Но в нашей стране это можно встретить повсеместно.

    Каждая наука имеет свои базовые положения, из которых исходят научные исследования. Такие положения называются принципами. Они являются очень важным пунктом, который изучают в любой науке. Какие же основные положения имеет дидактика? Ведь именно в принципах дидактика Коменского кратко показывает, чем она является.

    Принцип объективности

    Данное правило говорит, что процесс образования должен полностью соответствовать последним научным данным. И своеобразным посредником между наукой и школой должна выступать учебная программа. К сожалению, наша учебная программа нередко отстает от того, что появляется в науке сегодня.

    Причин этому много. Первая - это Министерство образования, которое не стремится менять программу. Вторая - это учебники, которые нередко не соответствуют даже самым старым программам. А третья - это очень большой темп научного прогресса, что также способствует нарушению этого принципа. А ведь он основной в данной науке. Так что далеко не всегда информация является объективной.

    Принцип связи теории с практикой

    Великая дидактика Коменского, кратко излагаемая здесь, имеет еще один очень важный принцип, которого следует придерживаться. Это принцип связи теории с практикой. Любая наука, которая преподается в учебных заведениях, должна давать отчетливое представление ученику о том, зачем ему она нужна. И вот с этим достаточно большие проблемы. Потому что в наших школах редко кому нужна физика или химия. Она необходима разве что тем людям, которые в дальнейшем хотят связать свою жизнь с ней. И на это в основном направлен данный принцип в школах.

    Принцип последовательности

    Согласно этому принципу, обучение в школах должно производиться по определенной системе. Желательно, чтобы это был принцип "от общего к конкретному". И это правильная система, так как общее обычно значительно проще изучается. Но без него нельзя продолжить обучение. Роль выполнения данного принципа берет на себя школьная программа. Дидактика Коменского, краткое содержание которой мы сейчас излагаем, начала предусматирвать данный принцип очень рано. Но он настолько эффективный, что сейчас невозможно представить школьное обучение без него.

    Принцип доступности

    Данный принцип дидактики в какой-то степени сопряжен с предыдущим. Ведь для того чтобы процесс обучения был максимально эффективным, изучаемый материал уже должен иметь связи с тем, что было в голове человека раньше. Здесь мы видим, что каждая наука является системой, в которой один принцип тесно связан с другим. И это прекрасно, так как только благодаря этому обеспечивается эффективность образовательного процесса.

    Принцип наглядности

    Дидактика обучения - очень старая наука. А данный принцип является основным. Сам Коменский говорил, что это золотое правило обучения. И он был прав. Ведь дети не имеют способностей к восприятию абстрактной информации, развитых в той же мере, что у взрослых. Процесс обучения может быть только конкретным. Особенно это касается детей, которые не могут самостоятельно обобщать информацию, излагаемую учителем. Все это приводит к такому результату: ребенку не только трудно правильно воспринять поданный материал, и у него существенно снижается самооценка, что негативно сказывается на дальнейшей эффективности обучения.

    Принцип активности обучаемых

    Согласно данному принципу обучения, оба участника педагогического процесса должны быть активными и не лениться. Учителю нужно делать все возможное, чтобы ребенок хорошо усвоил информацию. Последнему также нужно делать все возможное для достижения этой цели. Дидактика - это наука, которая предусматривает обоюдную ответственность людей за процесс обучения.

    И нужно делать все возможное для того, чтобы данный процесс был эффективным. Вот такая наука - дидактика. Это не просто какая-то теория обучения без особого предмета - это эффективное средство обеспечения взаимодействия между учителем и учеником. Не просто так дидактика является основополагающей научной дисциплиной в педагогике. В западных странах даже последней науки нет. У них только дидактика - настолько она важная.