Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации. Использование игр - драматизаций в дошкольном возраста

Особенности использования игры-драматизации при работе над сказкой

Игры-драматизации значительно отличаются от остальных игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Подлинным общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.

Для умственно отсталого ребенка необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то же время следует подготовить самих детей к изображению персонажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происходящему. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр.

Рассмотрим проведение игры-драматизации с умственно отсталыми дошкольниками на примере использования адаптированной сказки «Колобок». Для проведения игры-драматизации можно взять три эпизода: «колобок встретил зайку», «колобок встретил мишку» и «колобок встретил лису».

Первый подготовительный этап - знакомство с персонажами сказки.

Цель: Уточнить представления детей о зайце, медведе, лисе; вызывать эмоционально положительное отношение; учить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль).

1. Знакомство с зайкой.

Оборудование. Игрушка зайка, шапочки для зайцев по числу детей, барабан, миска с морковью.

Ход игры. Педагог приносит в группу новую игрушку зайку, рассматривает его с детьми, рассказывает о том, что он добрый, веселый, хорошо прыгает, умеет играть на барабане. Педагог выполняет с игрушкой соответствующие действия. Затем спрашивает, что любит есть зайка (морковку, капусту). Педагог говорит, что зайка никого не обижает. После этого достает шапочки с ушками и предлагает детям попрыгать, как зайки. Дети надевают шапочки, бегают по комнате, прыгают, Педагог говорит, что зайки, наверное, проголодались, и вносит миску с морковью и угощает ею детей.

2. Знакомство с мишкой.

Оборудование. Игрушка мишка, шапочки для мишек.

Ход игры. Педагог показывает игрушку мишку, рассматривает его с детьми, говорит о его походке, что он любит ягоды, мед. Педагог предлагает поиграть: все дети надевают шапочки и изображают медведей.

3. Знакомство с лисой.

Оборудование. Игрушка лиса, шапочка с лисьей мордочкой или ушками для одного из детей, шапочки, изображающие птичек, цыплят, зайчиков,- для всех детей.

Ход игры. Педагог вносит в группу новую игрушку лису. Рассматривает ее с детьми, обращая внимание на то, какая она красивая, рыжая, хвост пушистый, большой, ушки маленькие, ходит тихо, она хитрая, может утащить к себе в нору маленьких зайцев, мышек, цыплят и курочек, петушков. Педагог предлагает детям поиграть, назначает одного ребенка лисой (надевает ему шапочку, показывает, как ходит лиса). Остальным детям раздает другие шапочки. Лиса уходит в уголок и засыпает, а птички и зайки веселятся, прыгают на лужайке. Педагог ударяет в бубен, лиса просыпается и тихо крадется к детям. Они замечают лису и разбегаются, стараясь успеть сесть на стул (спрятаться в домики). Опоздавших лиса ловит и уводит к себе в уголок. Игра повторяется.

4. Знакомство с колобком.

Цель: Познакомить с игрушкой колобком; вызвать эмоционально положительное отношение к колобку; обратить внимание на внешний вид колобка (круглый, быстро катится, веселый, улыбающийся, поет радостную песенку).

Оборудование. Игрушка колобок, игрушечные кошка, собака, ежик.

Ход игры. Игра проводится в виде кукольного театра. На столе педагога появляется Колобок.

Колобок (катится и поет). Я колобок, колобок...

(С другой стороны стола появляется заяц.)

Зайка (к Колобку). Здравствуй.

Колобок . Здравствуй.

Заяц. Кто ты?

Колобок. Я Колобок.

Заяц (рассматривает). Какой ты круглый, румяный. Что ты умеешь делать?

Колобок. Я умею петь песенку и быстро бегать.

Зайка (удивленно). Как это ты бегаешь, если у тебя ног нет?

Колобок. Я умею катиться. (Показывает).

Зайка. Спой мне свою песенку.

Колобок (поет).

Я Колобок, Колобок,

На сметане мешон,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от бабушки ушел.

Я от дедушки ушел

И от тебя уйду! (Катится.)

Заяц. Ты куда?

Колобок (протяжно). В лес.

Зайка тоже уходит. Колобок появляется снова, но с другой стороны. Теперь навстречу ему выходит Мишка.)

Проводится аналогичная сценка встречи. При повторении игры колобок появляется с другой стороны и говорит, что теперь он пришел к детям. Они подходят к столу воспитателя, берут колобок в руки, рассматривают его. Дети поют песенку колобка вместе с ним. Колобок прощается с детьми и уходит.

Второй этап - знакомство со сказкой «Колобок».

Цель. Продолжать формировать эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки; обратить внимание на то, как разные звери общаются с Колобком; в эмоциональной форме повторить текст диалогов между Колобком и Зайкой, Колобком и Мишкой, Колобком и Лисой.

Ход занятия.

1-й вариант.

Педагог (рассказывает эпизоды из сказки и включает в свой рассказ действия с игрушками). Бабушка испекла колобок и положила его на окошко. Колобок лежал, лежал, ему стало скучно, и он убежал в лес. (Появляется Колобок, он катится по столу.) Катится Колобок, катится, а навстречу ему Зайка. (Появляется Зайка, останавливается напротив Колобка.)

Зайка.

Колобок. Не ешь меня, Зайка! Лучше послушай, какую я тебе песенку спою. (Поет.)

Я Колобок, Колобок, Я от дедушки ушел,

На сметане мешон, Я от бабушки ушел,

В печку сажен, От тебя, Зайка, не хитро уйти!

На окошке стужен.

Зайка. Ушел! Укатился! (Уходит.)

Педагог. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Медведь. (Появляется Медведь, останавливается напротив Колобка.)

Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Я Колобок, Колобок, Я от Зайца ушел.

Я от бабушки ушел, От тебя, Медведь, не хитро уйти!

Я от дедушки ушел,

(Колобок катится и исчезает. Медведь уходит.)

Лиса. Здравствуй, Колобок! Какой ты хорошенький да пригоженький.

Колобок. Здравствуй, Лиса! Хочешь, я спою тебе песенку?

Лиса. Спой, дружок!

Колобок (Поет).

Я Колобок, Колобок, Я от Зайца ушел,

Я от бабушки ушел, От Медведя ушел.

Я от дедушки ушел. От тебя, Лиса, не хитро уйти!

Лиса . Какая славная песенка! Только я к старости плохо слышать стала. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок!

Колобок (садится лисе на нос и снова запевает свою песенку).

Я Колобок, Колобок...

Лиса. Ам! (Колобок быстро спрыгивает с носа Лисы и убегает.)

Педагог. Лиса хотела съесть Колобка, но он успел спрыгнуть и убежать, и Лиса его не поймала.

2-й вариант.

Игра проводится повторно по такому же принципу, как и в первом варианте, но игрушками-персонажами сказки действуют дети. Вначале они выполняют это с помощью педагога: он показывает каждому ребенку, как двигается его персонаж, а ребенок подражает. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка. Педагог помогает каждому ребенку и при усвоении речевого материала в процессе общения от имени своего персонажа.

Воспитатель заранее вызывает детей к своему столу и раздает им игрушки: одному - колобка, другому - зайку, третьему - мишку, четвертому - лису, Педагог рассказывает сказку, а дети должны внимательно слушать и вовремя начать двигать свои игрушки, а затем и вступать в разговор за своих персонажей. Если ребенок затрудняется в произнесении нужного текста, воспитатель помогает ему. Не следует требовать дословного повторения текста в тех случаях, когда ребенок соблюдает смысловую сторону диалога.

Третий этап - игра-драматизация.

Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения; стремиться к тому, чтобы дети, произнося готовый текст, вступали в подлинное общение, т. е. не формально произносили слова, а действовали эмоционально.

Оборудование. Шапочки Колобка, зайки, мишки и лисы.

Ход игры. Воспитатель распределяет между детьми роли (колобка, зайки, мишки, лисы) и раздает им шапочки. Затем педагог рассказывает сказку, а дети ее изображают, действуя примерно так, как действовали игрушки в кукольном театре, и вступая в разговор по тексту сказки. Диалог должен быть эмоциональным, передавать взаимоотношения колобка с разными зверями. Так­же не следует стремиться к дословному повторению текста.

После окончания игры воспитатель еще раз рассказывает сказку и уточняет текст диалогов. Игру можно повторить несколько раз, при этом дети меняются ролями.

Методическая разработка по использованию игры-драматизации

Введение. Актуальность игры-драматизации в работе с дошкольниками.
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет
он жизненной тропой.
Г.Попова

Педагоги дошкольного образования уделяют большое внимание творческому развитию дошкольников. Развитию творческой личности способствует считать знакомство с народными потешками, прибаутками стихотворениями, и, конечно сказками. По мнению В.А. Сухомлинского, «сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап - инсценирование».
Сказки являются ключом в волшебный яркий мир театра, где детям представляется широкое творческое поле деятельности. Некоторые старые, всем знакомые сказки дети проигрывают на новый лад, переживают приключения любимых героев, помогают им выйти из трудных ситуаций. Детей привлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и всегда победа добра над злом. Маленькие фантазеры порой сами сочиняют новые сказки и с интересом в них играют.
Если знакомство со сказкой происходит в раннем возрасте, стремление изобразить персонажей, яркое эмоциональное реагирование на представленные события, характерны для детей младшего возраста и часто возникает спонтанно. При систематически организованной работе, в процессе которой взрослый поддерживает интерес ребёнка, обращает его внимание на эмоциональную сторону выражения мимикой, голосом, происходит не только эмоциональное обогащение опыта ребёнка, но и оказывает влияние на психологическое развитие в целом, развивая концентрацию и объём внимания, память, мышление.
Инсценированные сказки (короткие сценки, этюды и целые спектакли), а также игры и загадки на основе сказок, способствуют сплочению, дружбе, дети приобретают новые знания и умения. Работа над ними не только объединяет детей, но и зарождает у них чувства партнерства, взаимовыручки, ускоряется процесс овладения навыками выступлений, поверить в себя. Зачастую, это настоящий праздник, как для детей, так и для взрослых, эмоциональный всплеск, восторг, от участия в общем деле.
Дети - прекрасные актеры, и такие непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда их выступления происходят перед близкими им людьми! Такое возможно только в театрализованном действе, спектакле, представлении, потому что театр - всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки - это чудесное приглашение в этот загадочный мир.
Необходимые условия при организации работы с детьми
В ходе подготовки к драматизации необходимо соблюдать несколько основных правил:
1) не перегружать детей;
2) не навязывать своего мнения;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.
Всю работу с дошкольниками по драматизации сказки мы разделили на этапы:
1. Подготовительный,
2. Деятельный, в процессе которого осуществлялось:
- Чтение (рассказывание) сказки В. Г. Сутеева «Под грибом».
- Обсуждение сказки с детьми.
- Условное деление сказки на эпизоды и событийные изменения.
- Пересказ детьми сказки.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Инсценировка сказки.
- Переход к тексту сказки, работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи, пластики и подлинностью поведения в сценических условиях.
- Репетиции отдельных эпизодов в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
3. Результативный, на котором осуществлялся анализ проделанной работы, сделаны практические выводы по использованию данной сказки, эффективности приёмов и методов, игр и упражнений в достижении поставленных целей.
Планирование работы над сказкой «Под грибом» с воспитанниками среднего дошкольного возраста
Наименование работы «Драматизация сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»
Вид работы организованная деятельность, творчество
Цель работы Формирование творческой отзывчивой личности ребенка средствами театрализации сказки.
Задачи работы 1. Обогащать духовный мир детей;
2. Воспитать чувство ответственности;
3. Развить речь, пластическую выразительность движений;
4. Развить основные психические процессы и качества: восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, чувство ритма, смелость публичного самовыражения;
5. Раскрыть индивидуальные способности ребенка, эмоционально – образное восприятие окружающего мира.
6. Снижать психо-эмоциональные напряжения через игру-драматизацию.
Описание работы Представлена системная технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.
Содержание работы включает в себя: анализ содержания произведения; обсуждение с детьми; деление на эпизоды; рассказывание с помощью иллюстраций и различных видов театра; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету; постановочная работа над целостным действием сказки. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость.
В процессе работы предполагается совместная деятельность детей с помощью педагога, дополнительно возможно участие родителей, разработка конспектов игровых занятий по сюжету сказки, беседы о театре с целью повышения интереса детей и родителей к предлагаемой деятельности, побуждению к активному участию, театрализованные, речевые, творческие практико-обучающие психологические игры и задания.
Представлена работа по вовлечению родителей в реализацию совместной деятельности:
- консультационный материал, советы, рекомендации.
Для эффективной реализации поставленных задач необходимы условия, которые представлены методическими рекомендациями, материально-техническим обеспечением.
Методическая разработка универсальна, может быть использована воспитателями, психологами, родителями, педагогами-организаторами детских театрализованных центров, работающих с дошкольниками. Представленная разработка может использоваться как в основной, так и кружковой работе при драматизации любой сказки.

Этапы работы над сказкой I этап (подготовительный).
- Знакомство со сказкой «Под грибом» (чтение, просмотр по видео);
планирование деятельности с детьми и родителями (беседы, игры, направленные на развитие и демонстрацию эмоциональной выразительности в движениях, мимике, голоса, развитие наблюдательности, чувства эмпатии, навыков взаимодействия, поэтюдное разыгрывание эпизодов сказки, рассматривание иллюстраций, кукольный театр, моделирование сказки, проведение родительского собрания);разработка методического сопровождения.
II этап (деятельный)
- Работа над игрой-драматизацией;
- Создание декораций, атрибутов, моделей персонажей
III этап (результативный)
- Постановка театра по сказке «Под грибом».
- Драматизация сказки «Под грибом». Обсуждение со детьми.
- подготовка выставки рисунков детей по содержанию сказки «Под грибом».
Место проведения работы группа МДОУ
Участники воспитанники средней группы (количество детей - подгруппа)
Условия осуществления работы над игрой-драматизацией
интерес детей к произведению;
материально-техническое обеспечение;
использование разнообразных приёмов и методов работы над содержанием произведения;
использование музыкального сопровождения
Продукты детской деятельности:
Рисунки на тему «Под грибом», выставка детских рисунков по сюжету сказки, лепка из пластилина персонажей сказки.
Формы и методы работы
- Игровые занятия;
- Творческие беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- Чтение и разыгрывание сказки;
- Театрализованные, творческие, речевые игры с детьми;
- Создание и обыгрывание вместе с детьми ситуаций–моделей, этюдов;
- Метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в создании новые образы);
- Музыкально-ритмические, подвижно-расковывающие игры и упражнения;
- Изготовление атрибутов к спектаклю;
- Рисование по сюжету спектакля-сказки;
- Лепка сказочных героев.
Ожидаемые результаты
- У воспитанников развит интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в игре-драматизации по сюжету сказки.
- Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию голоса).
- Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики.
- Пополнение атрибутами центра театрализованной деятельности, персонажами кукольного театра.
- Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Учёт возрастных и индивидуально – личностных особенностей воспитанников при организации игры-драматизации «Под грибом».
Для среднего дошкольного возраста характерно возникновение и совершенствование умения планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В свою очередь, эмоционально окрашенная двигательная деятельность детей становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Это ещё раз напоминает о возможности создания условий для такой разгрузки через игру и особенно игру-драматизацию. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Так, ознакомившись со сказкой и распределив роли, дети думают над тем, как изобразить с помощью мимики, пластики, голоса характер героя, его настроение и т.д. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. Педагог активно помогает в этом детям, не имеющим достаточного опыта в разыгрывании. Сказка В. Г. Сутеева «Под грибом» вполне соответствует этим требованиям. Во – первых, сюжет сказки доступен для понимания и осмысления, во-вторых, героев сказки не много и их образы хорошо знакомы детям, фразы немногословны и логичны. Между тем, в содержании сказки поднимается сразу две главных проблемы, нередко имеющих место в жизни: возможность договориться, принять другого, «потеснить своё пространство и интересы», иногда вопреки собственным удобствам и возможность заступиться, защитить кого-то, осознавая некоторые преимущества соперника.
Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки. Учитывая это, необходимо стимулировать проявление доброжелательности в отношениях между детьми, изучать общение детей со сверстниками, создавать условия для совместных игр, что наиболее целесообразно осуществить в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек). Работа над сказкой «Под грибом» соответствует этим задачам. Взрослый знакомит детей с новыми играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями. В ходе таких игр осваивается умение действовать по правилам и по очереди, по простому алгоритму, схеме, модели. Игры, связанные с исходной инициативой взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, Дети учатся действовать соответственно сюжету и правилам (до трёх правил); сдерживать себя: начинать движение после определённых слов, останавливаться в указанном месте и пр.
Педагогическая позиция в отношении к ребёнку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия.
Основной стиль общения педагога с детьми – личностно ориентированный (учёт интересов и потребностей детей, предоставление ребёнку права выбора деятельности, партнёров по совместной деятельности, безоценочное принятие каждого ребёнка, создание условий эмоционального комфорта и психологической защищённости).
Исследователями А. Г. Гогоберидзе и С. Г. Машевской была предложена классификация игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. Действительно, внимательно понаблюдав а воспитанниками в процессе работы, несложно заметить, что ребёнок охотнее выбирает ту позицию, в которой чувствует себя наиболее комфортно, что следует учитывать взрослому при организации игры драматизации:
- Ребенок - “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
- Ребенок -“актер” - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
- Ребенок -“зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
- Ребенок - “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Это условное разделение не даёт право педагогу ограничить действия ребёнка наиболее комфортной для него ролью, необходимо предоставить возможность представить себя в различных ролях и ситуациях, не используя предложенную классификацию как некий штамп. Напротив, желательно показать ребёнку то многообразие, которое позволяет ощутить смена ролей и позиций участников.
Примерный план работы с воспитанниками средней группы над содержанием сказки «Под грибом».

№ п/п Содержание Цель Пояснения, оборудование
1 Беседа «Волшебство театра». Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности. Раскрыть основные понятия, связанные с театром.
2 Игра «Волшебные превращения» в героев сказки «Под грибом» Развивать внимание, зрительную память, координацию движений, умение с помощью мимики и жестов передавать образ сказочных героев. Мультфильм, ободки с изображением персонажей
3 Д/игра «Узнай по силуэту». Отгадывание загадок про персонажей сказки. Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки по которым их определили. Учить угадывать персонажей по описанию. Силуэты персонажей.
4 Рассматривание иллюстраций Учить рассказывать о сюжетах сказки по иллюстрациям. Слайды или иллюстрации эпизодов сказки
5 Музыкальная минутка.
Игра «Прячем зайчика».
Игра «Животные весёлые и грустные». Учить воспринимать музыку веселого и грустного характера, слышать её выразительные средства, соотносить музыку со сценками и эпизодами сказки, определять при помощи музыки настроение персонажей.. Развивать творческую самостоятельность в передаче сказочного образа, используя песенную и танцевальную импровизацию. Музыкальное сопровождение
6 Игра-драматизация сказки «Под грибом» Побуждать детей принимать участие в театрализованной игре-драматизации по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты. костюмы, маски и атрибуты
7 Лепка «Одну простую сказку» Учить создавать настольный пластилиновый театр сказки, проявляя творческую самостоятельность в создании пластилиновых героев сказки обыгрывании их. пластилин
8 Речевая игра «Слова-родственники» на основе сказки Учить подбирать родственные слова. Иллюстрации или театральные фигурки персонажей
9 Театрализованная игра «Под грибом» Поддерживать желание активно участвовать в театрализованной игре. Развивать творческие способности в передаче художественного образа. Кукольный театр «Под грибом»
10 Игровое занятие «Мы веселые ребята», игра «Доскажи словечко» Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей.
11 Разыгрывание сказки (стендовый и пальчиковый театр) Учить разыгрывать отрывки сказки используя пальчиковый и стендовый театр. Фигурки для театра
12 Речевая игра «Слова наоборот». Игра: «Если да - похлопайте». Упражнять в подборе антонимов, развивать внимание, скорость мышления.
13 Двигательное упражнение «Лесные жители», «Покажи и угадай» Развивать общую моторику, снижать телесные напряжения, развивать наблюдательность, мышление.
14 Сказка по кругу Учить рассказывать сказку, передавая мяч друг другу. мяч
15 Игровое задание «Представьте себе» Развивать творческое мышление детей. Иллюстрации, сказочная мелодия
16 Игровое занятие «Мы любим сказку» Продолжать работу над эпизодами сказки «Под грибом». Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Объединить в единое целое картины третью и четвертую часть театрализованной игры с использованием декораций костюмов. Костюмы, маски, ободки
17 Занятие по изодеятельности «Рисуем сказку» Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. Цветные карандаши, краски, листы бумаги
18. Изготовление коллективной работы «Создаём сказку» Учить последовательно рассказывать и изображать эпизоды сказки, располагать персонажей на пространстве листа, дополнять необходимыми деталями и декорациями Листы бумаги формата А3, рисунки детей или подготовленные изображения персонажей сказки «Под грибом», клей-карандаш, краски, кисти

Взаимодействие с родителями
№ п/п Форма работы Тема
1 Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр»
«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
4 Информация в уголке для родителей «В помощь родителям» «Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок.
5 Выставка детских рисунков «Любимый персонаж сказки»

Заключение.
Развитие творчества дошкольников через игру-драматизацию – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех основных направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета).
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Ожидаемые результаты.
В процессе осуществления работы предполагаются следующие результаты:
- У дошкольников развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в игре по сюжету сказки.
- Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
- Дети выразительно исполняют ролевые действия, реплики, песни.
- У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
- В группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, видами театра, персонажами кукольного театра.
- Дети становятся дружнее, сплочение, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Перспективы распространения методической разработки.
Все мероприятия данной разработки направлены на развитие творческой личности ребёнка, обогащение эмоционального опыта ребёнка, социально-коммуникативных навыков, развитие психических функций, раскрепощение, но в то же время развитие навыков саморегуляции, внимательного отношения к окружающим.
Разработку можно использовать как в дошкольном учреждении, при организации кружковой работы, а так же семейном воспитании. Указанные игры и упражнения можно использовать также при работе с любым другим литературным материалом при соответствующей корректировке содержания. Помимо этого, разработка может быть полезна при организации работы с детьми различных возрастных категорий и уровня развития как базовая схема построения ряда занятий. Рекомендуется при этом соблюдать последовательность этапов работы над произведением, тогда как игры и упражнения, входящие в содержание, можно менять местами, дополнять, усложнять или упрощать в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников.

Поговорим об играх драматизациях

Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм-драматизациям

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игра - драматизация в воспитании дошкольника».

Поговорим об играх драматизациях

Ни одна сторона педагогической работы не вызывает у воспитателя столько трудностей, сколько руководство играми детей. Они возникают иногда из-за одностороннего понимания роли игры, преувеличения ее дидактического значения и недооценки влияния на воспитание детей. Это относится к играм-драматизациям

В отдельных дошкольных учреждениях игры-драматизации похожи на подготовительные инсценировки с разученными заранее ролями или отсутствуют совсем. При отборе конкретного содержания, приемы педагогического руководства воспитатели не всегда помнят, что творчество дошкольника имеет свои, специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носит особый игровой характер, который сохраняется даже в том, случае, если дети разыгрывают спектакль на литературный сюжет.

Игра драматизация - это своеобразный и самостоятельно существующий вид игровой деятельности. Она отличается от обычной сюжетно-ролевой деятельности тем, что создаётся по готовому сюжету, взятому из книги. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действия, требуется и определенный запас знаний, умений, навыков, поэтому данный вид игровой деятельности приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте.

При целенаправленном руководстве воспитателя эти игры имеют большое значение. Они обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировке представляет участниками широкий простор для проявления инициативы и творчества, так как игровые действия следует создать, воплотить у каких-то движениях, мимике, интонациях - ведь они не даны в произведении в готовом виде. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуть его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц в сочетании с поисками событий, действующих лиц приемов передачи образа выбывает чувство сопереживания, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир, учить различать добро и зло в человеческих отношениях, т. е. активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок.

Руководство воспитателя играми детей должно быть направлено на развитие у них способностей, на обучение их умениям и навыкам, необходимым для этой деятельности.

При отборе литературных произведений для игры-драматизации необходимо учитывать, что детей дошкольного возраста, прежде всего, привлекают динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, яркий художественный язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения; важно, чтобы в них были выражены переходы от одного события к другому, чтобы персонажи были наделены активными действиями.

Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Дети старшего дошкольного возраста с большим удовольствием драматизируют такие сказки, как «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Волк и семерок озлят» «Теремок» и др.

Очень привлекают детей произведения с веселым сюжетом, где главными действующими лицами являются животные-детеныши, например «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу», «Мышонок и карандаш»,.

Целесообразно на первых порах отбирать для драматизации произведения, требующие ограниченных действий. Для детей средней группы хороши народные потекши, например, «Кисонька-мурысенька», «Где мой пальчик? » и др. Переживания, несложные действия этих произведений близки жизненному опыту детей, что облегчает произведение игры на первых порах.

Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации должна осуществляться поэтапно.

Вначале на занятиях по развитию речи в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Затем воспитатель предлагает им прослушать его записи на пластинке. Это помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов (с детьми не стоит заучивать тест, так как это затормаживает их свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления).

Задачей воспитателя на этом этапе является формирование у детей желания принять участие в игре, интереса к нему, к тому, что надо делать, куда идти, что говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, экскурсии, прогулки, в процессах которых дошкольники имеют возможность присмотреться к повадкам собаки, прислушаться к крику петуха, заметить особенности поведения кошки и т. д. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к другим участникам игры, а также видеть собственные недочеты и достижения.

Однако при наблюдении за детьми в процессе игры выявляется большой разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Ребята подробно описывают его внешние признаки. В исполнении же дети не могут передать те качества литературного героя, о котором сами с таким увлечением говорили.

Опыт показал, что неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки: отчетливо говорить, регулировать силу и высоту голоса, изменять темп речи; правильно ходить, бегать, прыгать; ловко и уверенно действовать.

Речевые и двигательные умения у детей развиваются на разных занятиях и направлены на выполнение «Программы воспитания в детском саду». В процессе самостоятельной деятельности, в часы досуга они углубляются и совершенствуют свои знания, упражняются в освоении выразительных средств исполнения.

Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому так важна индивидуальная работа с каждым ребенком при подготовке его к исполнительской работе, деятельности.

Формирование выразительных средств, для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирования чувства партнерства.

Учим детей, модулируя голосом, говорить громко, тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Например, детям можно дать такие задания: передать голосом игривость и веселость главных персонажей из сказки С. Михалков «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят».

Помогает и следующие упражнение: одни ребенок произносит слова разных персонажей.

Воспитатель придумывает целый комплекс творческих заданий, направленных на развитие двигательной активности детей. Задача педагога состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку.

Детям можно предложить игры-упражнения такого типа: представьте, а за тем покажите, как умывается кошка, как тяжело и неуклюже передвигается медведь, после зимней спячки, как бежит по лесу осторожная хитрая лиса и т. д.

В дальнейшем творческие задания приобретают более сложный характер, например, самостоятельно выбрать и представить какое-нибудь животное, птицу в определенном состоянии, движении. Окружающие должны догадаться, кого ребенок представляет. Детям обычно нравиться коллективное обсуждение в разыгрываемых сценах, где происходит подробный анализ поведения героев.

Практика показала, что совмещение в игре речи и движений, речи и жестов сложно для дошкольников, при этом у них нарушается согласованность действий. Помощь в преодолении этих затруднений помогут следующие задания; представить себя кем-нибудь, показать и рассказать о себе, например; «Я медвежонок, хожу, переваливаясь (показать, я маленький неуклюжий (показать, люблю, есть малину и очень люблю мед». Представить рассказать, как бабушка печет колобок; что делают дедушка и бабушка после того, как колобок от них укатился и т. д.

Эти задания помогут детям предать настроение, характер образа, дают возможность найти связь между словами и действиями, глубже войти в роль, передать образу индивидуальные, неповторимые черты.

Детям можно предложить коллективное воспроизведение текста, когда каждый участник произносит слова только своей роли. В этом случае большое значение имеет сохранение размеренного темпа чтения текста по ролям. Перед детьми ставится задача произносить свой текст, своевременно, без промедлений и неоправданных пауз. Это задание помогает им приобрести навык совместных действий.

Учитывая, что дошкольники очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять их, но необходимо следить за тем, чтобы дети не искажали главной мысли и сути произведения. Импровизируя, дети самостоятельно распределяются по группам, выбирают конкретный эпизод им знакомой сказки, рассказа, распределяют между собой роли и показывают

Сценку друг другу. Таким образом, они постепенно подготавливаются к драматизации того или иного произведения.

Игра-драматизация требует обдуманной организации детей. Их следует

Делить на небольшие группы по числу персонажей, действующих в произведении. Игра проводится с каждым составом участников. Как показала практика, этот способ удобен и рационален, способствует активизации детей. Одна группа действует, другие в это время следят за ними.

Как уже было отмечено выше, знакомство с текстом, обыгрывание отдельных сценок диалогов, исполнение творческих заданий на развитие речевой и двигательной выразительности, а также рисование декораций, изготовление костюмов, атрибутов - все это осуществляется в самых различных видах детской деятельности: на занятиях по развитию речи, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности вне занятий.

При подготовке к спектаклю на первых порах воспитатель сам в присутствии детей выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, изготавливает элементы костюмов, распределяет роли, упражняет детей в диалогических сценках. Но позже, к концу года, старшие дошкольники под руководством взрослого выбирают хорошо знакомый сюжет, решают вопрос о ведущем, подробно уточняют возможные атрибуты, костюмы, декорации.

В подготовительной к школе группе дети учатся самостоятельно выбирать сказку, распределять между собой обязанности, решать, кому быть ведущим, самостоятельно обсуждать, какие атрибуты и декорации необходимы для той или иной игры-драматизации, и подготавливают их. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в своих силах, они

Начинают творчески комбинировать и применять полученные знания, умения и навыки.

Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы поддержать у детей интерес к будущему представлению, своевременно и осторожно напоминать, умело регулировать их самостоятельную деятельность.

Таким образом, игра-драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их художественных способностей.


Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

Следует отличать игры-драматизации от сюжетно-ролевых игр. Отличительной особенность первых является не только сюжет, но и характер игровой деятельности. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Однако и те и другие имеют определенные отличия. Театрализованные игры, в отличие от игр-драматизаций имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Имеются различия и в уровне самостоятельности ребенка.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Вырошниной, Н. Карпинской, Е. Трусовой, Л. Фурминой и др., было установлено следующее.

Самостоятельно в игры-драматизации даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают театрализованные игры по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фурмина). Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте игра-драматизация возможна как самостоятельная деятельность (Сигуткина). Этому предположению существует несколько подтверждений.

Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное (Н.Карпинская). А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно-образной выразительности (Кофман).

В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Вырошнина).

Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов (Е.Трусова).

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Выделяют несколько уровней игр-драматизаций:

1. Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей.

2. Ролевые диалоги на основе текста.

3. Инсценировки произведений.

4. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

5. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

На каждом из перечисленных уровней могут использоваться несколько видов игр-драматизаций (Л.П. Бочкарева):

1. Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.

2. Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами - это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально в условиях ДОУ.

3. Настольный конусный театр. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты - геометрические фигуры. Голова - круг, туловище и конечности - конусы, ушки - треугольники, а усы - прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная фигурка "скользит" по столу. Так как поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей.

4. Игры-драматизации с пальчиками. Они особенно полезны для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5 - 6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. В таком театре все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол - мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей - характерные черты того или иного животного. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано. В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации.

5. Театр марионеток. Марионетка - это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы.

6. Театр теней. Этот театр справедливо считается одним из самых условных театров. В нем нет, по словам Нины Яковлевны Симонович - Ефимовой, "никаких рассеивающих внимание впечатлений (красок, рельефа). Именно поэтому он доступен и хорошо воспринимаем детьми. Именно потому, что силуэт - обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено. Рисунки детей всегда красивы, всегда приятны. И рисуют дети "эмблемами".

Становится очевидным, что виды театрализованных игр многообразны. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

По мнению известного психолога А.Н.Леонтьева "Развитая игра-драматизация - это уже своеобразная "предэстетическая" деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей"

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции. Однако необходимо помнить и о санитарно-гигиенических требованиях к театральному инвентарю. Так, например, врачи-педиатры считают, что не все виды кукольных театров могут использоваться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Длительные действия ребенка с вытянутой и поднятой над головой рукой противопоказаны в этом возрасте, тогда как театр марионеток, при котором дети действуют сидя, признан одним из самых психо-физиологичных видов театра для детей этого возраста. Немаловажную роль играет и внешний облик кукол.

Значительный вклад в решение этого вопроса внесла художница Наталья Васильевна Поленова, дочь выдающегося русского художника В.Д. Поленова. Куклы Натальи Васильевны были очень оригинальны. У них отсутствовал профиль, благодаря чему возникала условность, близкая к культуре древней ритуальной маски северных народов Сибири, и куклы как бы превращались в произведения пластического искусства с присутствующей в них мерой условности.

Эта идея Натальи Васильевны была высоко оценена художниками, но не подхвачена педагогами. Куклы для пальчикового театра, марионеток и др. делались и делаются массивными партиями, с лепной головой, в которой четко обозначены застывшие в одном выражении черты лица, которых, кстати, часто не видно маленькому зрителю.

Зато Вальдорфский детский сад в своем кукольном театре широко использует пластичность и условность образов кукол. Фрея Яффке пишет об этом так:

"Внешний облик куклы не меняется на протяжении всего действия: смеется она или сердится, спешит или никуда не торопится, - лицо ее остается неизменным. Поэтому в спектаклях для дошкольников нужно отказываться от кукол с карикатурными формами (например, ведьма с длинным носом); тогда дети из наблюдателей превращаются в активных участников представления. Характер куклы во всей глубине может быть выражен, прежде всего, через цвет одежды. Так, например, желто-золотое одеяние короля с пурпурной мантией излучает достоинство, а красно-фиолетовое платье старой мудрой женщины вызывает благоговение. Злые образы никогда не окружаются нежными светлыми тонами, для них используются приглушенные темные цвета".

Мы согласны с подходами вальдорфских педагогов в вопросах, связанных с организацией этой работы, с технологией изготовления кукол. Но считаем, что при этом большее внимание надо уделять художественному развитию детей.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется ряд качеств, ценных для дальнейшего эстетического развития: активность, сознательность, самостоятельность, целостное восприятие содержания и формы, способность к соучастию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения. Благодаря этим качества ребенок уже в состоянии сам сделать куклу для своего выступления и через цвет одежды передать ее образ. Так, например, на занятиях по художественному труду дети из конусов делают основание куклы-марионетки, а затем с помощью прорисовки лица, одежды, внесения различного рода дополнительных деталей создают желаемый образ. В другом случае, основание для кукол из ткани могут сделать педагоги и родители. А множество разнообразных плащей и накидок и других атрибутов в состоянии изготовить сами дети. При подготовке к спектаклю с помощью одежды и дополнительных атрибутов дети могут создавать любой образ по своему усмотрению.

При этом мы не согласны с подходом Ф. Яффке относительно цвета, при котором желто-золотистый цвет связывают с достоинством, а красно-фиолетовое платье - с мудростью. Это формирует цветовые стереотипы. Гораздо важнее организовать работу с детьми таким образом, чтобы каждый ребенок сумел найти для своего замысла соответствующий ему видимый образ.

Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности.

Поэтому, осуществляя работу с детьми в театрализованной деятельности, нельзя ограничиваться развитием только исполнительского творчества. Мера собственной активности ребенка может быть очень разной.

Для одних спектаклей они могут все сделать сами:

Обдумать содержание спектакля;

Определить в нем роль для себя;

На основе собственных представлений изготовить для спектакля куклу или сделать для себя костюм.

В других - выступать только в роли костюмеров и исполнителей.

В третьих - быть просто зрителями и участниками спектакля, который для них подготовят педагоги и родители.

Но какую бы меру самостоятельности и активности не выбрал ребенок, ведущую роль всегда играет педагог. Именно от его профессионального мастерства и личной заинтересованности зависит степень вовлеченности ребенка в игру, сохранение его интереса и творческой активности на протяжении всей игры, грамотное достижение поставленных педагогических и психологических целей. Существуют особые требования к методике проведения и руководства играми-драматизациями на разных этапах дошкольного возраста. Эти требования мы рассмотрим в следующем параграфе нашей работы.

Драматизация - инсценирование, разыгрывание по ролям литературных произведений, с сохранением последовательности эпизодов. Игра-драматизация - игра, которая строится с опорой на сюжетную схему литературного произведения или сказки.

На страницах этого тематического раздела собраны готовые планы-конспекты и сценарии таких мероприятий, полезные советы по их организации, иллюстрированные фотографиями отчёты об их проведении. Инсценирование сказок с детьми имеет смысл проводить регулярно. Чтобы эта игровая деятельность была разнообразной, обращайтесь к позитивному опыту коллег в области драматизации.

Здесь - всё для успешной работы «детского театра драмы».

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 876 .
Все разделы | Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации

Автономная некоммерческая организация Дошкольная образовательная организация «Акварель» «ДВА КОЗЛИКА» Игра-драматизация по произведению К .Ушинского для детей старшей группы Разработала : воспитатель Балашова Ю.С. г.Котельники 2018г. Конспект игры- драматизация по произведению «Два...


Драматизация сказки «Муха-Цокотуха» в средней группе. Цель : формирование интереса к театральной деятельности; развитие у детей выразительности речи, диалогической речи; формирование желания творчески передавать образы героев сказки через художественное слово, музыку,...

Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации - Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей дошкольного возраста «Теремок на новый лад»

Публикация «Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей...» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида» Драматизация сказки с применением платковых кукол для детей дошкольного возраста Теремок на новый лад Музыкальный...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


«Путешествие в музыкальную сказку» конспект ООД с элементами драматизации по художественно-эстетическому развитию (раздел музыка) в подготовительной к школе группе Цель: Развитие творческого воображения и творческой активности у старших дошкольников. Продолжать знакомить...


Танцевальные эскизы. Дорогие, мои коллеги! Сегодня, как и всегда, я опять возвращаюсь к своему любимому направлению в творческой деятельности - эскизы в танце. Чем, казалось бы, для меня они особенно интересны? Своими маленькими надуманными фантазийными сюжетными историями, где...

Игра-драматизация по сказке «Репка» Тема: Игра драматизация по сказке «Репка» Цель: 1. Совершенствовать диалогическую речь детей: развивать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы. 2. Закрепить правильное произношение согласных звуков «Ж», «З», «Ш». 3. Развивать умение детей имитировать...

Драматизация. Конспекты проведения игр с элементами драматизации - Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

Ход деятельности: Воспитатель: Ребята вот загадка интересная Что за сказочка известная? Жили-были семь ребят – Белых маленьких. (козлят. Мама их любила, Молочком. (поила. Тут зубами щёлк да щёлк, Появился серый. (волк. Шкуру белую надел, Нежным голосом. (запел. Как коза...


«Использование игры – драматизации для личностного развития ребенка 4-5 лет» Слайд: Добрый день, я работаю воспитателем средней группы. И так дети наши выросли на год. Какой стал малыш в 4 года? Уважаемые коллеги, у вас на столах лежать лучики, я попрошу вас написать качества...