Эпоха возрождения 19 века. Возрождение (Ренессанс), эпоха Возрождения. Научная мысль Эпохи Возрождения

Возрождение

Возрожде́ние , или Ренесса́нс (фр. Renaissance , итал. Rinascimento ) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV- последняя четверть XVI века.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское ВозрождениеIX века.

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.

Высокое Возрождение

Второй период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.

Северное Возрождение

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители - Ян ван Эйк (ок. 1390-1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400-1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569).

[править]Человек эпохи Возрождения

Основная статья : Ренессансный гуманизм

Наука

Развитие знаний в XIV-XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мираНиколая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты [источник не указан 522 дня ] , многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

Философия

Основная статья: Философия Возрождения

В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.

Философы эпохи Возрождения

  • Леонардо Бруни
  • Марсилио Фичино
  • Лоренцо Валла
  • Манетти
  • Жан Боден
  • Мишель Монтень
  • Томас Мор
  • Эразм Роттердамский
  • Мартин Лютер
  • Томмазо Кампанелла
  • Джордано Бруно

Литература

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет - лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран...

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне»Боккаччо, «Дон Кихоте»Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле»Франсуа Рабле.

С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.

Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Эпохальному периоду в истории мировой культуры, который предшествовал Новому времени и сменил дали название Ренессанс, или Возрождение. История эпохи берет свое начало на заре в Италии. Несколько столетий можно охарактеризовать как время становления новой, людской и земной картины мира, имеющей по своей сути светский характер. Прогрессивные идеи нашли свое воплощение в гуманизме.

Годы эпохи Возрождения и понятие

Поставить конкретные временные рамки для данного феномена в истории мировой культуры достаточно сложно. Объясняется это тем, что в эпоху Возрождения все страны Европы вступили в разные сроки. Одни раньше, другие позже, в связи с отставанием в социально-экономическом развитии. Примерными датами можно назвать начало 14 и конец 16 века. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры, ее гуманизацией, расцветом интереса к античности. С последним, кстати говоря, и связано название этого периода. Происходит возрождение ее внедрение в европейский мир.

Общая характеристика эпохи Возрождения

Данный виток в развитии культуры человечества произошел в результате изменения европейского общества и отношений в нем. Важную роль играет падение Византии, когда ее граждане массово бежали в Европу, принося с собой библиотеки, различные античные источники, неизвестные ранее. Увеличение количества городов привело к усилению влияния простых сословий ремесленников, купцов, банкиров. Активно стали появляться различные центры искусства и науки, деятельность которых церковь уже не контролировала.

Первые годы эпохи Возрождения принято отсчитывать с ее наступлением в Италии, именно в этой стране началось данное движение. Начальные его признаки стали заметны в 13-14 веках, но твердые позиции оно заняло в 15 веке (20-е года), достигнув максимального расцвета к его окончанию. В эпохе Ренессанса (или Возрождения) выделяют четыре периода. Остановимся на них более подробно.

Проторенессанс

Данный период датируется приблизительно второй половиной 13-14 века. Стоит заметить, что все даты касаются Италии. По сути, данный период представляет собой подготовительный этап Возрождения. Его условно принято делить на два этапа: до и после смерти (1137 год) Джотто ди Бондоне (скульптура на фото), ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника.

Последние годы эпохи Возрождения данного периода связаны с эпидемией чумы, которая обрушилась на Италию и всю Европу в целом. Проторенессанс тесно связан со средневековьем, готическими, романскими, византийскими традициями. Центральной фигурой принято считать Джотто, который наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло ее развитие.

Период раннего Возрождения

По времени он занял восемьдесят лет. Ранний годы которого характеризуются весьма двояко, пришелся на 1420-1500 гг. Искусство еще не отреклось окончательно от средневековых традиций, но активно добавляет элементы, позаимствованные у классической древности. Словно по нарастающей, год за годом под влиянием меняющихся условий социальной среды, происходит полный отказ художниками от старого и переход к античному искусству в качестве основной концепции.

Период высокого Возрождения

Это вершина, пик Ренессанса. На данном этапе эпоха Возрождения (года 1500-1527) достигла своего апогея, и центр влияния всего итальянского искусства переместился в Рим из Флоренции. Произошло это в связи со вступлением на папский престол Юлия II, который имел весьма прогрессивные, смелые взгляды, был человеком предприимчивым и честолюбивым. Он привлек в вечный город самых лучших художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время настоящие титаны эпохи Возрождения создают свои шедевры, которыми весь мир восхищается и поныне.

Позднее Возрождение

Охватывает временной отрезок с 1530 по 1590-1620 годы. Развитие культуры и искусства в данный период настолько неоднородно и разнообразно, что даже историки не сводят его к одному знаменателю. По мнению британских ученых эпоха Возрождения окончательно угасла в тот момент, когда произошло падение Рима, а именно в 1527 году. погрузилась в Контрреформацию, которая поставила «крест» на всяком свободомыслии, в том числе и воскрешении античных традиций.

Кризис идей и противоречия в мировоззрении в итоге во Флоренции вылились в маньеризм. Стиль, который характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, свойственного эпохе ренессанса. К примеру, у Венеции была своя собственная дорога развития, там до конца 1570-х годов работали такие мастера, как Тициан и Палладио. Их творчество осталось в стороне от кризисных явлений, характерных для искусства Рима и Флоренции. На фото полотно Тициана «Изабелла Португальская».

Великие мастера эпохи Ренессанса

Три великих итальянца - это титаны эпохи Возрождения, ее достойный венец:


Все их произведения - это лучшие, отборные жемчужины мирового искусства, которые собрала эпоха Возрождения. Года идут, сменяются столетия, но творения великих мастеров - вне времени.

Под термином «Ренессанс» обычно понимают период, начавшийся в XIV и за-вершившийся примерно в XVII столетии, — что-то вроде моста между европей-ской культурой Средневековья и Нового времени. Хотя термин сегодня воспри-нимается как нечто само собой разумеющееся, самоназванием эпохи он не был. Историк и художник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знамени-тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) термином rinascita (дословно «воз-рождение») противопоставлял новое искусство, идущее от Джотто к Брунел-лески, Альберти, Леонардо, Рафаэлю, Микеланджело и прочим мастерам, «вар-варскому» готическому стилю. При этом он имел в виду художественный про-рыв, а отнюдь не возвращение к античным истокам. Зато Франческо Петрарка, которого традиционно считают первым ренессансным литератором, призывал прежде всего воскресить античный канон, а главное — классическую латынь, очистить язык от наслоений варварских Средних веков. Несложно увидеть, что два этих автора под «ренессансом» имели в виду принципиально разные вещи.

В середине XIX века, после выхода книги Жюля Мишле «История Франции в XVI веке: Ренессанс», историки начали называть на французский манер весь период с XIV по XVI век. Термин прижился: уже через пять лет вышел хресто-матийный труд Якоба Буркхардта «Die Kultur der Renaissance in Italien» («Куль-тура Италии в эпоху Возрождения»). Постепенно слово «ренессанс», или «воз-рождение», стали при-менять более широко, имея в виду любой интерес к воз-обновлению утрачен-ного знания. Например, расцвет литературы, теологии, юриспруденции и про-чих знаний при Карле Великом и его потомках (VIII-IX века) нередко описыва-ется как Каролингское возрождение, а Возрождением XII века называют взлет науки, философии и поэзии в Европе, связанный с переводом на латынь множества прежде неиз-вестных текстов — не только с греческого, но и с арабского языка.

Франческо Петрарка. Гравюра Франческо Аллегрини. 1761 год Rijksmuseum, Amsterdam

Некоторые современные историки считают, что эпоху от Петрарки до XVII века честнее называть ранним Новым временем (early modern period). Во-первых, такой термин вбирает в себя реалии, затронувшие все слои населения (низшие сословия вряд ли читали греческих авторов или изучали древние архитектур-ные ордеры). Во-вторых, представление о Средневековье как о временном про-вале в тьму, после которого вновь воссиял свет классической культуры, давно устарело. Впрочем, термин «раннее Новое время» не вытеснил «Ренессанс». Подтверждением тому служит, к примеру, Ренессансное общество Америки — ассоциация, в которую входит около четырех тысяч специалистов по культуре, истории, науке Ренессанса, проводящая ежегодные конференции с сотнями участников. Можно смело заключить, что релевантны оба термина: один боль-ше относится к социальной и экономической истории, второй — к истории культуры.

2. Когда был Ренессанс

Точно обозначить границы эпохи невозможно; дебаты по этому поводу ведутся десятилетиями и вряд ли когда-нибудь завершатся. За символическую началь-ную точку чаще всего принимают 1341 год, когда Франческо Петрарка был ко-ронован лавровым венком на Капитолии. В античные времена венок по-лагался победителю поэтических состязаний, но в XIV веке Петрарка оказался вне кон-куренции: он был по праву признан бесспорным триумфатором, на-следником античной словесности, призванным возродить чистую латынь. 1341 год — дата более чем условная, однако в науке существует консенсус, что Ренессанс начался в Италии XIV века, а его первым и главным центром была Флоренция. Когда наступил конец — вопрос еще более спорный. Финальным аккордом Ренессанса можно считать и открытие Америки (1492), и начало Ре-формации (1517), и казнь философа Джордано Бруно (1600), и конец Тридцати-летней войны (1648). Последней даты, в частности, придерживается автор «Ци-вилиза-ции Возрождения» Жан Делюмо, и с ним, пожалуй, можно согласиться: подпи-сание Вестфальского мира обозначило собой принципиально новый этап в ис-тории европейских государств. Международные отношения утратили стро-гую иерархичность: короли, курфюрсты, князья и ландграфы Европы переста-ли считать императоров Священной Римской империи богом данными сюзере-на-ми. Возникла и утвердилась идея суверенных государств и невмешательства в их внутренние дела, появилось представление о веротерпимости. Новые нормы означали наступление новой эпохи.

3. Ренессанс и Средневековье

Согласно распространенным представлениям, Ренессанс отбросил средневеко-вые суеверия в пользу науки и обратился вместо Бога к человеку. Принято счи-тать, что первым делом Возрождение отказалось от схоластики, то есть систе-мы строгих философских доказательств существования Бога, на которой стро-илась работа первых университетов (schola ). Теперь это слово считается чуть ли не ругательством, но изначально схоластика была одним из величайших дости-жений европейской интеллектуальной культуры. Именно она научила европей-ского человека логически мыслить; немалую роль в этом процессе сыграли со-чинения Аристотеля, которые в XII веке вернулись в научный оборот в перево-дах с арабского.

Если схоластика опиралась на Аристотеля, то ренессансная философская систе-ма во главу угла возводила другого античного автора — Платона. Его сочине-ния впервые перевел на латынь флорентиец Марсилио Фичино. Это была боль-шая европейская сенсация: в конце XV века греческого почти никто не знал, тексты считались утерянными и восстанавливались по отрывочным цитатам.

В действительности Ренессанс никогда не порывал с традицией , Ансельма Кентерберийского и других великих теологов-схоластов. Но-вые, оригинальные и интересные, комментарии на переводы Аристотеля продолжали писаться и издаваться до XVII века. Кроме того, Средние века ни-когда не пренебрегали человеком и его местом в структуре мироздания, а ре-нессансные авторы не отказывались от Бога. Наоборот, именно богословие они считали главным делом своей жизни. Тот же Марсилио Фичино стремился подчинить идеи Платона христианской доктрине. Его младший современник Джованни Пико делла Мирандола в своих богословских трактатах и философ-ских сочинениях стремился доказать общность всех учений мира и свести их в единую христианскую систему.

4. Ренессансный гуманизм


Беноццо Гоццоли. Прибытие волхвов в Вифлеем. Роспись в капелле палаццо Медичи — Риккарди. Флоренция, 1459-1460 годы В образе волхвов и участников процессии изображены члены семьи Медичи и их современники. Getty Images

Чуть ли не единственным направлением ренессансной мысли считается гума-низм, который даже не был полноценной философской системой. Ученые-гуманисты Колуччо Салютати, Леонардо Бруни, Никколо Никколи только предложили новую образовательную программу — studia humanitatis, то есть, по словам Бру-ни, «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и совершенст-вуют и украшают человека» Цит. по: Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. . Программа концентрировалась вокруг изучения древних языков — латыни, древнегреческого, а чуть позже и древнееврейского.

Формального центра у гуманистов также не было: платоновская академия в Каре-джи, скорее всего, позднейший миф. Козимо Медичи действительно подарил Марсилио Фичино виллу в холмах Кареджи, но жаждущие знаний юноши не стекались туда на регулярные занятия. Академия была не учебным заведением, а скорее виртуальным понятием — вольным объединением едино-мышленников и собеседников, почитателей и комментаторов Платона. В ранг фактически государственной институции ее возвели уже в XVI веке. Зато ди-настия Медичи успела сполна воспользоваться тем, что Платон впервые был переве-ден в их городе — Флоренция стала считаться культурной столицей Ренессанса.

5. Наука и магия в эпоху Ренессанса

Обычно в суевериях обвиняют Средневековье, тогда как Ренессанс считается временем победы разума над предрассудками. Однако магия играла важней-шую роль и в ренессансной картине мира, и в трудах отцов так называемой «научной революции». Изобретатель карданного вала Джироламо Кардано и физик Галилео Галилей составляли гороскопы; астроном и математик Иоганн Кеплер пытался одновременно реформировать астрологию; астроном Тихо Браге, помимо астрологии, увлекался алхимией, так же как и Исаак Ньютон. Разве что Николай Коперник магией не интересовался — зато астрологией профессио-нально занимался его единственный ученик Иоганн Ретик.

6. Революция в искусстве

Искусство Ренессанса произвело настоящую революцию, но начали ее не хре-стоматийные Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Одним из важнейших художественных нововведений эпохи стала масляная живопись. Со времен Вазари принято было считать, что изобрел ее нидерландский мастер Ян ван Эйк (1390-1441). На самом деле в Афганистане разведенные в расти-тельном масле пигменты использовались в VI веке (археологи обнаружили это уже в наши дни, когда стали исследовать пещеры, открывшиеся за спинами взорванных талибами бамианских Будд), а до Северной Европы масляная живо-пись дошла к XII веку (она упоминается в трактате пресвитера Теофила «О раз-личных искусствах»). Однако именно ван Эйк довел эту технику до вир-туозного со-вершенства.

В Италию масляная живопись проникла как заморская мода: фер-рарец Козимо Тура изучал ее по работам фламандца Рогира ван дер Вейдена из собрания своего патрона, герцога Лионелло д’Эсте, а Антонелло да Мессина осваивал азы при неаполитанском дворе, куда Альфонсо Арагонский свез мастеров со всех концов Европы, в том числе и из Нидерландов. Вместе с маслом оттуда в Ита-лию пришли многие композиционные новинки, которыми мы теперь лю-буемся на полотнах Беллини, Карпаччо и других известных мастеров, — опти-ческие и световые эффекты, скрытый символизм, обыгрывание интерьеров, утверждение светского портрета как самостоятельного жанра.

Мазаччо. Троица. Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, около 1427 года Wikimedia Commons

Законы перспек-тивы первым применил Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, вошедший в историю под прозвищем Мазаччо. Самый известный при-мер — «Троица» из флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (1425-1427), но эксперимен-тировать Мазаччо начал уже в первой своей работе — «Триптих Сан-Джовена-ле». Считается, что науку перспективы Мазаччо осваивал под руководством Филиппо Брунеллески — человека, впервые с античных времен замахнувшегося на сооружение купола (техника эта была полностью утеряна). Флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре, завершенный Брунеллески, стал одним из главных строений эпохи.

7. Что изобрели в эпоху Ренессанса

Страница Библии, напечатанной Гутенбергом. 1454-1456 годы Wurttemberg State Library

Помимо печатного станка (Иоганн Гутенберг, 1440-е), телескопа (Галилео Га-лилей, 1609), микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель — конец XVI ве-ка) и устойчивого к качке магнитного компаса, Ренессанс дал миру еще одно важнейшее устройство, определившее судьбы человечества, — унитаз со смыв-ным бачком. Изобретателем механизма был придворный поэт Елиза-веты I, переводчик Ариосто сэр Джон Харингтон: свое творение он окрестил «Аяксом», а из руководства по сборке умудрился сделать политическую сатиру. Один из первых экземпляров (1596) был презентован королеве, но та не оценила ни подарок, ни оригинальную форму его описания — автор на несколько лет был изгнан со двора.

8. Что открыли в эпоху Ренессанса


Америго Веспуччи открывает Америку. Гравюра Теодора Галле по оригиналу Страдануса. XVI век Rijksmuseum, Amsterdam

Прежде всего, конечно, Америку. Старый Свет внезапно осознал, что он ста-рый, а за морями есть еще новый, который предстоит разведать, покорить, поделить и как следует исследовать. Помимо золота, в порты Португалии, Италии, Испании и Англии хлынули экзотические сокровища: одушевленные трюфели (известные нам как картошка), декоративные плоды любви (так поэт сэр Уолтер Рэли презентовал королеве Елизавете помидоры), а заодно по-пугаи, подсолнух, индейки, какао, кукуруза и морские свинки. А без карто-феля, к примеру, радикальный прирост населения Европы в XVII-XVIII веках вряд ли стал бы возможен. Но Великие географические открытия на этом не закончились: пор-тугальцы высадились в Китае (1513), голландцы — в Австралии (1606), Тасма-нии и Новой Зеландии (1642); они же исследовали Арктику (Виллем Баренц, 1594-1597) и вывели принципы современной карто-графии (Герард Меркатор в 1540-е научил весь мир применять равноугольную цилиндрическую проек-цию — так карты обрели свой привычный вид, с парал-лельными линиями долготы и широты). Тем временем еще один уроженец Нидерландов, Андреас Везалий, досконально разобрался во внутренностях человека: он установил, что у мужчин и женщин одинаковое число ребер и зубов (до Везалия врачи были уверены, что мужчинам положено 32 зуба, а женщинам — 28), и выяснил, как устроены скелет, мышцы и сосудистая система. Кстати, иллюстрации к анато-мическим атласам Везалия рисовал ученик Тициана — Ян Юст ван Калкар.

  • Hankins J. Plato in the Renaissance.

    Leiden, NY, 1990.

  • Kristeller P. O. Renaissance Thought and Its Sources.
  • Westman R. The Copernican Question. Prognostication, Skepticism, and Celestial Order.

    Berkeley, Los Angeles, 2011.

  • Witt R. In the Footsteps of the Ancients: the Origins of Humanism from Lovato to Bruni.

    Каждый период истории человечества оставил что-то свое – уникальное, непохожее на других. Европе в этом отношении повезло больше – на ее долю выпали многочисленные изменения в сознании человека, культуре, искусстве. Закат античного периода ознаменовал собой приход так называемых «темных веков» — средневековья. Признаемся, это было тяжелое время -церковь подчинила себе все аспекты жизни европейских граждан, культура и искусство находились в глубоком упадке.

    Любое инакомыслие, противоречащее Священному Писанию, строго каралось инквизицией – специально созданных судом, преследующим еретиков. Однако любая беда рано или поздно отступает – так получилось и со средними веками. На смену тьме пришел свет – Ренессанс, или эпоха Возрождения. Ренессанс был периодом европейского культурного, художественного, политического и экономического «возрождения» после Средневековья. Он способствовал новому открытию классической философии, литературы и искусства.

    Некоторые из величайших мыслителей, авторов, государственных деятелей, ученых и художников в истории человечества творили в эту эпоху. Совершались открытия в науках и географии, исследовался мир. Этот благословенный для ученых период длился почти три столетия с 14 по 17 века. Расскажем о нем более подробно.

    Ренессанс

    Ренессанс (от фр. Re – заново, снова, naissance – рождение) ознаменовал собой абсолютно новый виток истории Европы. Ему предшествовали средневековые периоды, когда культурное образование европейцев находилось в зачаточном состоянии. С падением Римской империи в 476 году и разделением ее на две части – Западную (с центром в Риме) и Восточную (Византия) пришли в упадок и античные ценности. С исторической точки зрения все логично – 476 год считается датой окончания античного периода. Но с культурной – такое наследие не должно было просто так исчезнуть. Византия шла по своему пути развития – столица Константинополь вскоре стала одним из самых красивых городов мира, где были созданы уникальные шедевры архитектуры, появлялись художники, поэты, писатели, создавались огромные библиотеки. В целом Византия ценила свое античное наследие.

    Западная же часть бывшей империи подчинилась молодой католической церкви, которая, боясь потерять влияние на столь большую территорию, быстро запретила как античную историю и культуру, так и не давала развиваться новой. Этот период стал называться Средними веками, или Темными временами. Хотя, справедливости ради отметим, что не все было так плохо – именно в это время на карте мира появляются новые государства, процветают города, появляются торговые унии (профсоюзы), расширяются границы Европы. И самое главное – происходит всплеск развития технологий. В период средневековья было изобретено больше предметов, чем за предыдущее тысячелетие. Но, безусловно, этого было недостаточно.

    Саму эпоху Возрождения принято делить на четыре периода – Проторенессанс (2 половина 13 в. – 15 в.), Раннее Возрождение (все 15-ое столетие), Высокое Возрождение (конец 15 в. – первая четверть 16 в.) и Позднее Возрождение (середина 16 в – конец 16 в.). Конечно, эти даты весьма условны – ведь для каждого европейского государства Возрождение было свое и по своему календарю и времени.

    Появление и развитие

    Здесь нужно отметить следующий любопытный факт – в появлении и развитии (в большей степени в развитии) Ренессанса сыграло свою роль роковое падение в 1453 году. Те, кому посчастливилось спастись от нашествия турок, бежали в Европу, но не с пустыми руками – люди брали с собой множество книг, произведений искусства, античных источников и рукописей, до сей поры неизвестных Европе. Родиной Возрождения официально считается Италия, но и другие страны также попали под влияние Ренессанса.

    Этот период отличает появление новых течений в философии и культуре – например, гуманизм. В 14 веке, культурное движение гуманизма начал набирать обороты в Италии. Среди его многочисленных принципов гуманизм продвигал идею о том, что человек является центром своей собственной Вселенной, а разум обладал неимоверной мощью, способной перевернуть мир. Гуманизм способствовал всплеску интереса к античной литературе.

    Философия, литература, архитектура, живопись

    Среди философов появлялись такие имена, как Николай Кузанский, Николо Макиавелли, Томазо Кампанелла, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер и многие другие. Ренессанс дал им возможность создавать свои произведения, согласно новому веянию времени. Изучались более глубоко природные явления, появлялись попытки их объяснения. И в центре всего этого, конечно, находился человек – главное творение природы.

    Литература также претерпевает изменения – авторы создают произведения, прославляющие гуманистические идеалы, показывающие богатый внутренний мир человека, его эмоции. Родоначальником литературного Возрождения стал легендарный флорентиец Данте Алигьери, создавший свой самый знаменитый труд «Комедия» (позже названный «Божественная комедия»). В довольно свободной манере он описал ад и рай, что совсем не понравилось церкви – только она должна знать это, чтобы влиять на умы людей. Данте легко отделался – его всего лишь выслали из Флоренции, запретив возвращаться назад. А могли и сжечь, как еретика.

    Среди других авторов эпохи Ренессанса можно назвать Джованни Бокаччо («Декамерон»), Франческо Петрарка (его лирические сонеты стали символом раннего Возрождения), (в представлении не нуждается), Лопе де Вега(испанский драматург, самое знаменитое его произведение – «Собака на сене»), Сервантес («Дон Кихот»). Отличительной чертой литературы этого периода стали произведения на национальных языках – до Возрождения все писалось на латыни.

    И, разумеется, нельзя не упомянуть техническую революционную вещь – печатный станок. В 1450 году в мастерской печатника Иоганна Гутенберга был создан первый печатный станок, позволивший издавать книги в большем объеме и сделать их доступными широким массам, таким образом повысив их грамотность. Что оказалось чревато для них самих — по мере того, как все больше людей учились читать, писать и интерпретировать идеи, они начали внимательно изучать и критиковать религию, в том виде, в каком они ее знали.

    Живопись эпохи Возрождения известна на весь мир. Назовем лишь несколько имен, которые знает каждый – Пьетро делла Франческо, Сандро Ботичелли, Доменико Гирландайо, Рафаэль Санти, Микеландело Боунаротти, Тициан, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер. Отличительной чертой живописи этого времени является появление пейзажа на заднем фоне, придание телам реализма, мускулатуры (касается и мужчин, и женщин). Дамы изображены «в теле» (вспомним знаменитое выражение «Тициановская девушка» — полная, в самом соку девушка, символизирующая собой саму жизнь).

    Меняется и архитектурный стиль –на смену готике приходит возвращение к римскому античному типу постройки. Появляется симметрия, вновь возводятся арки, колонны, купола. В целом архитектура этого периода дает начало классицизму и барокко. Среди легендарных имен можно назвать Филиппо Брунеллески, Микеланджело Боунаротти, Андреа Палладио.

    Эпоха Возрождения закончилась в конце 16 века, уступив место новому Времени и его спутнику – Просвещению. В течение всех трех столетий церковь боролась с наукой, как могла, пуская в ход все, что можно, но окончательно победить так и не получилось – культура все равно продолжала процветать, появлялись новые умы, бросавшие вызов могуществу церковников. А эпоха Ренессанса до сих пор считается венцом европейской средневековой культуры, оставив после себя памятники-свидетелей тех далеких событий.

    XIV-XV век. В странах Европы начинается новая, бурная эпоха – эпоха Возрождения (Ренессанса – от французского Renaissanse). Начало эпохи связано с освобождением человека от феодально-крепостнической зависимости, развитием наук, искусств и ремёсел.

    Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила свое развитие в странах северной Европы: Франции, Англии, Германии, Нидерландах, Испании и Португалии. Позднее Возрождение датируется серединой XVI – 90-ми годами XVI века.

    Влияние церкви на жизнь общество ослабело, возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностям развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы. Буржуазия не удовлетворилась религиозным мировоззрением, которое господствовало в средние века, а создала новую, светскую науку, основанную на изучении природы и наследия древних писателей. Так началось "возрождение" античной (древнегреческой и римской) науки и философии. Ученые стали разыскивать и изучать древние памятники литературы, хранившиеся в библиотеках.

    Появились писатели и художники, осмелившиеся выступить против церкви. Они были убеждены: самую большую ценность на земле представляет человек, и все его интересы должны быть сосредоточены на земной жизни, на том, чтобы прожить ее полно, счастливо и содержательно. Таких людей, посвятивших свое искусство человеку, стали называть гуманистами.

    Для литературы Возрождения характерны гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, "реализм Возрождения" (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического. Произведения эпохи Возрождения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала.

    Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Джованни Боккаччо становится законодателем нового жанра – новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. Этот жанр рожден характерным для Возрождения ощущением удивления перед неисчерпаемостью мира и непредсказуемостью человека и его поступков.


    В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

    Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге "Утопия". Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень ("Опыты") и Эразм Роттердамский ("Похвала глупости").

    В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника "Гептамерон".

    В изобразительном искусстве эпохи Возрождения человек предстал самым прекрасным творением природы, сильным и совершенным, гневным и нежным, задумчивым и весёлым.

    Наиболее ярко мир человека эпохи Возрождения представлен в Сикстинской капелле Ватикана, расписанной Микеланджело. Библейские сюжеты образуют свод капеллы. Основной их мотив – сотворение мира и человека. Эти фрески полны величия и нежности. На алтарной стене находится фреска "Страшный суд" , которая была создана в 1537–1541 гг. Здесь уже Микеланджело видит в человеке не "венец творения", а Христос представлен гневным и карающим. Потолок и алтарная стена Сикстинской капеллы представляют собой столкновение возможности и реальности, возвышенности замысла и трагизма осуществления. "Страшный суд" считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения.