Иван франко сообщение. Прозаические произведения. Который рвется к солнцу из берлог

Франко Иван Яковлевич (1856-1916) – украинский писатель и поэт, учёный. Руководил революционным движением в Австро-Венгерской империи. По его инициативе была создана «Русско-украинская радикальная партия» на территории Австрии. За свои творческие достижения в 1915 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но по причине смерти писателя его кандидатура не рассматривалась. В его честь на Украине назван город Ивано-Франковск (ранее Станислав) и посёлок городского типа Ивано-Франково (ранее Янов).

Детство

Иван появился на свет 27 августа 1856 года в зажиточной крестьянской семье в селе Нагуевичи Львовской области. Отец работал кузнецом. Мама принадлежала шляхетскому роду Кульчицких, была младше своего супруга на 33 года.

Раннее детство Иван описывал потом в своих произведениях как самые счастливые годы. В 1865 году скончался отец. Мама второй раз вышла замуж. Отчим, Гринь Гаврилик, относился к маленькому Ване как к родному сыну и фактически заменил ему папу. С отчимом Франко потом дружил до конца жизни.

Школа и гимназия

Учиться маленький Ваня начал в 1862 году в сельской школе в Нагуевичах, но потом его перевели в школу соседнего села Ясеница-Сольная.

Спустя два года мать с отчимом отправили Ивана в город Дрогобыч, где он продолжил обучение в школе при Василианском монастыре. На окраине Дрогобыча проживала их дальняя родственница Кошицкая, мальчик поселился у неё на квартире. Хозяева имели столярную мастерскую, и Ивану нередко приходилось ночевать в деревянных гробах.

В 1867 году Франко поступил в гимназию (сейчас это Дрогобычский педагогический университет). Весь период обучения в школах и гимназии впоследствии нашёл яркое отображение в автобиографических рассказах писателя:

  • «Карандаш»;
  • «В столярке»;
  • «Чистописание»;
  • «Грицева школьная наука».

В них писатель показал атмосферу школ того времени, когда применялись телесные наказания и моральные унижения учащихся. Из произведений Франко видно, насколько трудно было получить образование одарённому мальчику из простой крестьянской семьи.

В 1872 году умерла мама Ивана. Он её очень сильно любил и в дальнейшем посвятил этой женщине свои воспоминания в стихах: «Гадки на межі», «Пісня і праця».

Дальше Ивана воспитывали отчим и мачеха. К ним подросток приезжал на летние каникулы, помогал в полевых работах, пас скот. И хоть эти люди фактически были ему чужими, Ивану пребывание у них казалось раем по сравнению с гимназией. На всю жизнь ребёнок получил душевную травму от необразованных и грубых учителей, потакавших детям богачей и истязавших простых деревенских мальчишек. Навсегда Франко вынес из гимназии ненависть к притеснению человека.

Несмотря на все издевательства со стороны педагогов, и в школе, и в гимназии Франко был первым среди учеников. Уже во время учёбы проявились его феноменальные способности: знал наизусть всего «Кобзаря» Тараса Шевченко, мог дословно после урока повторить ребятам часовую лекцию преподавателя, домашнюю работу по польскому языку делал в поэтической форме.

Иван много читал, в основном книги по истории и культурологии, естественнонаучные сочинения, европейскую литературу. Содержание прочитанных произведений он усваивал очень глубоко, и, как потом оказалось, помнил все книги до конца жизни. Франко собрал довольно приличную для гимназиста библиотеку, в ней насчитывалось около 500 экземпляров книг на разных языках.

Ещё во время учёбы в гимназии Иван занялся стихотворными переводами западноевропейских (польских, немецких, французских) и античных писателей (Еврипида и Софокла), Библии, выполнял эти работы на родном малорусском языке. Большое влияние на подростка оказали галицкий поэт Марианн Шашкевич и украинский поэт Тарас Шевченко. Через их стихи он постиг всю красоту и богатство украинского языка. Франко стал собирать народные песни и легенды, в 1874 году он совершил своё первое самостоятельное путешествие по Подкарпатью, где записывал образцы фольклора.

Университет

В июле 1875 года Франко на «отлично» окончил гимназию, получил аттестат зрелости и отправился во Львов для продолжения учёбы в университете. Здесь он поступил на философский факультет. В силу своих возможностей Ивану помогали отчим и мачеха. Также материальную помощь ему оказывал галицкий учёный-языковед, профессор украинского языка Емельян Осипович Партицкий, который на тот момент работал во Львове в учительской семинарии.

В этот период Франко писал много стихотворений, которые начал печатать в университетском студенческом журнале «Друг»:

  • «Моя песня»;
  • «Народная песня»;
  • «Петрії і Довбущуки» (первая его большая повесть).

Иван вступил в студенческий академический кружок, а в журнале «Друг» стал не только автором, но и сотрудником. Вскоре в редакции журнала он был самой влиятельной персоной.

Начав сотрудничество со львовским журналом «Друзья», Франко опубликовал в нём перевод произведения Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Такая демократическая деятельность не понравилась властям, и в 1877 году он вместе с членами редакции был арестован, в тюрьме провёл около девяти месяцев.

После ареста Иван не смог продолжать учёбу в университете, окончил он учебное заведение лишь спустя пятнадцать лет, когда защищал диссертацию.

Творческая и общественная деятельность

Выйдя из тюрьмы, Франко с товарищами начал издавать новый журнал «Общественный досуг».

Здесь поэт печатал свои патриотические стихи:

  • «Товаришам із тюрми»;
  • «Патріотичні пориви»;
  • повесть «Boa constrictor»;
  • «Каменярі»;
  • «Моя стріча з Олексою»;
  • «Дума про Наума Безумовича».

В 1878 году Франко возглавил рабочую газету «Praca», где были опубликованы социальная программа «Чого хоче Галицька робітницька громада?» и его знаменитое стихотворение «Гимн» («Вечный революционер»).

В 1880 году Иван дважды побывал в Дрогобычской тюрьме, которую описал позднее в рассказе «На дне».

С 1881 года Франко работал в журналах «Свет», «Дело», «Заря». В них он публиковал свои повести «Захар Беркут» и «Борислав сміється», а также революционную поэзию, которая позднее вошла в его знаменитый сборник «З вершин і низин».

Поэт очень мечтал о собственном журнале, два раза ездил в Киев в надежде получить от литературной громады материальную помощь. Но киевские либералы лишь обманывали его, давая пустые обещания.

В 1889 году Франко вновь был арестован, его обвинили в попытке отделить часть Галичины от Австрии и присоединить к России.

В 1893 году поэт защитил диссертацию и получил степень доктора философии. Во Львове он открыл «научную читальню», где сам проводил лекции по вопросам политэкономии и истории революционной борьбы.

В 1898 году Иван стал редактором львовского журнала «Літературно-науковий вісник».

При этом ни на минуту не забывал о своём основном призвании – писать стихи. Каждые два года выходил его новый поэтический сборник:

  • 1896 – «Зів’яле листя»;
  • 1898 – «Мій Ізмарагд»;
  • 1900 – «Із днів журби» и замечательная повесть «Перехресні стежки».

В 1905 году в честь революции Франко написал знаменитую поэму «Мойсей» и стихотворение «Конкістадори».

Личная жизнь

В 1885 году Иван впервые приехал в Киев. Он много знал и слышал о Киево-Печёрской лавре, Софиевском соборе, Андреевской церкви и теперь увидел всё это своими глазами. Он гулял по городу с друзьями и рассказывал им историю Киевской Руси. Франко приехал в Киев, чтобы выбить средства на новый литературный журнал. Но получилось так, что именно здесь он встретил свою супругу.

Ольга Хоружинская – сирота из обедневшей семьи дворян, родом из Харьковской губернии, ярая «толстовка» по убеждениям. Училась в Харьковском институте благородных девиц. Оля была хорошенькой и смешливой, полной энергии и весёлого юмора, отлично играла на фортепиано и знала несколько языков (английский, немецкий, французский).

Она показалась Франко достойной кандидатурой на роль жены. Тем более, что уже почти десять лет он не мог подыскать себе супругу среди галицких девушек. Слишком высокие требования определял он к своей будущей жизненной спутнице: прежде всего украинка и с высшим образованием, хороша собой и имеющая передовые взгляды на семью и брак, и обязательно она должна быть ему помощником и другом.

Хоружинская сразу обратила внимание на его западную культуру и глубокий интеллект. Перед отъездом Франко написал ей большое письмо, в котором поделился своими взглядами на семейную жизнь. А уже в следующем письме предложил Оле стать его женой, при этом не написал ни слова о любви.

В мае 1886 года Франко обвенчался с Хоружинской в Киеве в Павловской церкви. Сразу же после застолья молодые отправились во Львов и первую брачную ночь провели в поезде.

Осенью 1887 года родился их первенец Андрюша. Потом один за другим появились Тарас, Петрусь и Гандзя.

Четверо детей нужно было одевать и кормить, а денег постоянно не хватало. Многолетняя нищета привела в итоге к сильнейшим психическим расстройствам у Ольги. А в 1913 году погиб их первый сын Андрей. В детстве он получил травму головы, но, несмотря на это, окончил Львовский университет и защитил докторскую диссертацию, помогал по работе отцу. Однако последствия детской травмы сказались позднее, Андрей скончался во время эпилептического приступа. После этого мать попала в психиатрическую клинику.

Франко разочаровался в семейной жизни, своему другу он написал, что будь у него другая жена, и жизнь сложилась бы совсем по-иному. Он завёл любовницу – пани Зигмунтовскую, вдову с двумя детьми, которую полностью взял на содержание. Но вскоре расстался и с ней.

Болезнь и смерть

В 1908 году поэт заболел. Тяжёлые нагрузки и нервные перенапряжения привели к отказу обеих рук. Он поехал на лечение в Хорватию, наступило улучшение. Но как только Иван возвращался к работе, здоровье ухудшалось. Периодически он проходил лечение в Одессе, Киеве, Карпатах. Когда наступало облегчение, он сразу же хватался за работу.

В 1915 году здоровье ухудшилось настолько, что поэт стал предчувствовать свою смерть. В марте 1916 года он написал завещание, согласно которому просил передать всю его библиотеку и рукописные сочинения научному обществу имени Тараса Шевченко.

Умер Иван Франко 28 мая 1916 года. Кончина была тяжёлой, рядом не оказалось никого. Шла Первая мировая война, сын Тарас находился в плену, Петрусь на фронте, а дочь Ганна работала в Киеве в госпитале. Похоронили писателя во Львове на Лычаковском кладбище. На могиле установлен памятник с высеченным каменяром.

Прозаические произведения И. Франко подаются по авторитетным источникам: отдельным книгам (преимущественно сборникам), вышедшим при жизни И. Франко и под его надзором, по прижизненным публикациям в альманахах, газетах, журналах, где они печатались с ведома и с согласия автора. Неопубликованные произведения подаются по автографам.

При жизни И. Франко при его непосредственном участии появились такие сборники произведений писателя:

Борислав . Картины из жизни подгорского народа. Львов, 1877. Содержание: Вступительное слово. – Нефтяник. – На работе. – Обращенный грешник.

Галицкие образки . Львов, 1885. Содержание: Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben.

В поте лица. Образки из жизни рабочего люда. Львов, 1890. Содержание: М. Драгоманов. Предисловие. – Отрывок из письма к М. Драгоманову. – Рассказы: Лесишина челядь. – Два приятеля. – Каменщик. – Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben. – На дне. – Сам виноват. – Слизняк. – Хороший заработок. – Мужицкая комиссия. – История моей соломорезки. – Цыгане. – Леса и пастбища. – Довбанюк. – Домашний промысел. – Манипулянтка. – К свету! – Между добрыми людьми.

Obrazki galicyjskie . Lwów, 1897. Содержание: Nieco o sobie samym. – Dwaj przyjaciele. – Historja mojej sieczkarni. – Hawa. – Jeden dzień z życia uliczników lwowskich. – Pantałacha. (Часть тиража вышла без предисловия).

Когда еще звери говорили . Сказки для детей. Львов, 1899. Содержание: Предисловие. – Осел и Лев. – Старое добро забывается. – Лисичка и Журавль. – Лисичка и Рак. – Лис и Дрозд. – Заяц и еж. – Королёк и Медведь. – Волк войтом. – Заяц и Медведь. – Ворона и Гадюка. – Три мешка хитростей. – Волк, Лиса и Осел. – Лисичка-монахиня. – Мурко и Бурко. – Лисичка-кума. – Война между Псом и Волком. – Крашеный Лис. – Вороны и Совы. – Басня о басне.

Полуйка и другие бориславские рассказы . Львов, 1899. Содержание: Полуйка. – Нефтяник. – Овчар.

Семь сказок . Львов, 1900. Содержание: Рубач. – Сказка о благосостоянии. – Звериный бюджет. – История кожуха. – Свинская конституция. – Острый-преострый староста. – История одной конфискации.

Хороший заработок и другие рассказы . Львов, 1902. Содержание: Предисловие. – Хороший заработок. – Каменщик. – Сам виноват. – Слизняк. – История моей соломорезки. – Домашний промысел. – Довбанюк. – В кузнице.

Панталаха и другие рассказы . Львов, 1902. Содержание: Предисловие. – Панталаха. – Мужицкая комиссия. – В тюремном госпитале.

Из бурных лет . Львов, 1903. Содержание: Предисловие. – Резуны. – Гриша и паныч.

Малый Мирон и другие рассказы . Львов, 1903. Содержание: Предисловие. – Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben. – Отец юморист. – Горчичное зерно. – Борис Граб.

Манипулянтка и другие рассказы . Львов, 1904. Содержание: Манипулянтка. – Лесишина челядь. – Между добрыми людьми. – Одурела, что ли?

На лоне природы и другие рассказы. Львов, 1905. Содержание: На лоне природы. – Никитичев дуб. – Яндрусы. – Дриада. – Щука. – Odi profanum vulgus. – Мавка. – На сеновале. – Мое преступление. – В столярной мастерской. – Поединок. – Пока тронется поезд. – Крыло сойки.

Миссия. Чума. Сказки и сатиры . Львов, 1906. Содержание: Миссия. – Чума. – Сказки и сатиры: 1. Куда деваются старые годы. – 2. Как господин себе беды искал. – 3. Как русин толкался по том свете. – 4. Наша публика. – 5. Свинья. – 6. Как Согласие дом строило. – 7. Доктор Бессервиссер. – 8. Из галицкой «Книги бытия». – 9. Бодяки. – 10. Фома с сердцем и Фома без сердца.

Родина и другие рассказы . К., 1911. Содержание: Вступительное слово. – Родина. – Угольщик. – Вильгельм Телль. – Гений. – Гершко Гольдмахер. – Ворона и Вовкун. – Пироги с черникой. – Ради праздника.

Барщинный хлеб и другие рассказы . Львов. 1913. Содержание: Вступительное слово. – Барщинный хлеб. – Леса и пастбища. – Цыгане. – История кожуха.

Рутенцы. Типы галицких русинов из 60-х и 70-х гг. Львов, 1913. Содержание: Вступительное слово. – I. Молодая Русь. – II. Обычный человек. – III. Разочарованный. – IV. Патриотические порывы.

Как отдельный сборник, изданный тремя выпусками, можно рассматривать и «Древнерусские рассказы » Франко, опубликованные в 1900 г. в трех книгах общества «Просвита». Содержание:

Вып. 1: Вступительное слово. – 1. Рассказ о смертной трубе и четырех ящиках. – 2. Рассказ об однолетних царях. – 3. Рассказ о царе Аггее. – 4. Рассказ о лакомом опекуне;

Вып. 2: 5. Рассказ о половчине. – 6. Рассказ о мужчине, который одалживал богу;

Вып. 3: 7. Рассказ о разбойнике Флавиане. – 8. Рассказ о каменщике Евлогии.

Из названных выше сборников оригинальными по составу, т.е. такими, которые образованы из рассказов, впервые печатавшимися вместе в отдельном издании, является «Борислав» (1877), «Галицкие картинки» (1885), «Когда еще звери говорили» (1899), «Семь сказок» (1900), «Древнерусские рассказы» (1900), «Из бурных лет» (1903), «На лоне природы» (1905), «Миссия. Чума. Сказки и сатиры» (1906), «Родина и другие рассказы» (1911), «Рутенцы» (1913). Остальные сборников представляет собой выбор рассказов из предыдущих сборников с добавлением нескольких произведений, публиковавшихся впервые в составе сборника.

В данном издании выдержан хронологический принцип расположения рассказов И. Франко. Исключение составляют сборники «Борислав», «Когда еще звери говорили», «Древнерусские рассказы», «Из бурных лет», «Рутенцы», которые подаются целостно, вместе с предисловиями.

Окончив школу, обучался в гимназии, попутно работал, чтобы обеспечить себе жизнь после смерти родителей. Высшее образование в биографии Ивана Франка было начато в 1875 году в университете Львова. Там присоединился к «москвофильсков партии».

В 1877 году был арестован, 9 месяцев провел в заточении, так и не смог доучиться в университете. В дальнейшей биографии Франко еще дважды находился под арестом – в 1880, 1889.

Во время заточения собрал значительный материал для своих произведений. В душе писателя разгорелся огонь борьбы с несправедливостью, который нашел отражение в его романах. С 1885 по 1887 Франко работал главным редактором издания «Зоря». Большую популярность среди народа получили его сборник «З вершин i низин», повесть «Миссiя», «Чума».

Также биография Ивана Франка известна как активного общественного, политического деятеля. Вместе с Павликом он организовал партию строгих демократов – Русско-украинскую радикальную партию, долгое время публиковал издание «Народ». В 1893 году вышел лирический сборник Франка «Увядшие листья». Примерно с того же года вновь посвящает себя обучению.

За исследования о Мицкевиче Ивану Франко запретили печататься в Польше. Став сотрудничать с обществом Шевченко, Франко начал работать редактором «Лiтературно-Наукового Вiстника».

С тех пор издал множество ученых сочинений. Умер великий украинский писатель в 1916 году в бедности.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Направление декаданс Жанр стих , повесть , роман , новелла , рассказ , пьеса Язык произведений украинский , язычие , русский , польский , немецкий Произведения на сайте Lib.ru Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Ива́н Я́ковлевич Франко́ (укр. Іван Якович Франко ; 27 августа - 28 мая ) - украинский писатель, поэт, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения в королевстве Галиции и Лодомерии (Австро-Венгерской Империи). В 1915 году был выдвинут на получение Нобелевской премии , но преждевременная смерть помешала рассмотрению его кандидатуры.

Один из инициаторов основания «Русско-украинской радикальной партии » (позже «Украинская радикальная партия» - УРП), действовавшей на территории Австрии .

В честь Франко город Станислав переименован в Ивано-Франковск , а во Львовской области пгт Янов - в Ивано-Франково .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Обзор банкнота УКРАИНА, 20 гривен, 2005 год, Иван Франко, Львовский Оперный Театр, бона, купюра, кол

    ✪ КАПИТАН КУК. КРУГОСВЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ. ВВС Документальное кино.

    ✪ ПоЗнания и Жизнь! Львовский Ставропигийский Университет. Ученые София Бланк и Ярослав Кмит!

    ✪ Открытие Флоринского Арийская раса в Сибири

    ✪ Люди и Образование. Ученье - Свет! Доктор София Бланк, профессор Ярослав Кмит, Майкл Мелихов.

    Субтитры

Биография

Родился в семье зажиточного крестьянина-кузнеца; мать, Мария Кульчицкая, происходила из обедневшего русинского шляхетского рода Кульчицких, герба Сас , была на 33 года моложе мужа. Первые годы детства описал в своих рассказах самыми светлыми красками. В 1865 году умер отец Ивана. Отчим, Гринь Гаврилик, внимательно относился к детям, фактически заменил мальчику отца. Франко поддерживал дружеские отношения с отчимом в течение всей жизни. В 1872 году умерла мать Ивана, воспитанием детей стала заниматься мачеха.

Учился сначала в школе села Ясеница-Сольная (1862-1864), затем в так называемой нормальной школе при василианском монастыре Дрогобыча (1864-1867). Окончив Дрогобычскую гимназию в 1875 году (ныне Дрогобычский педагогический университет), вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством. Из своего заработка выделял деньги на книги для личной библиотеки.

Во многих автобиографических рассказах Франко («Грицева школьная наука», «Карандаш», «Schönschreiben») художественно воссоздана атмосфера тогдашнего школьного образования с его схоластикой , телесными наказаниями, моральным унижением учеников. По ним видно, насколько трудно было получать образование одарённому крестьянскому парню. Франко жил на квартире у дальней родственницы Кошицкой на окраине Дрогобыча, нередко спал в гробах, которые изготавливались в её столярной мастерской («В столярке»). Уже учась в гимназии, обнаружил феноменальные способности: мог почти дословно повторить товарищам часовую лекцию учителя; знал наизусть всего Кобзаря ; домашние задания по польскому языку нередко выполнял в поэтической форме; глубоко и на всю жизнь усваивал содержание прочитанных книг. Круг его чтения в это время составляли произведения европейских классиков, культурологические, исторические труды, популярные книги на естественнонаучные темы. В целом личная библиотека Франко-гимназиста состояла из почти 500 книг на различных языках. В это же время Франко начал переводить произведения античных авторов (Софокл , Еврипид); под влиянием творчества Маркиана Шашкевича и Тараса Шевченко увлекся богатством и красотой украинского языка, начал собирать и записывать образцы устного народного творчества (песни, легенды и т. п.).

Осенью 1875 года стал студентом философского факультета Львовского университета . Во время обучения материальную помощь Франко оказывал Емельян Партицкий . Входил в русофильское общество, которое в качестве литературного языка пользовалось «язычием ». На язычии написаны первые произведения Франко - стихотворение «Народная песня» (1874) и длинный фантастический роман «Петрии и Довбущуки» (1875) в стиле Гофмана , опубликованные в печатном органе студентов-русофилов «Друг». Одним из первых, кто обратил внимание на творчество молодого Франко, был украинский поэт Кесарь Белиловский , который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко»,и во львовском студенческом журнале «Друг» под псевдонимом Джеджалык впервые появляются стихи восемнадцатилетнего Франко - «Моя песня» и «Народная песня».

Заключение

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа; таким образом русинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Старые русофилы, особенно редактор «Слова» Венедикт Площанский , обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». В 1877 году все члены редакции были арестованы, и Франко провёл 9 месяцев в тюрьме, в одной камере с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось всё галицкое консервативное общество - не только русофилы, но «народовцы», то есть украинофильские националисты старшего поколения. Франко должен был оставить и университет (окончил курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году, и ещё одно в 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведённых нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из них выделяются цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе ; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и «бывших» людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев.

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, по оценкам ряда критиков, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя » (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). В украинских губерниях Российской империи этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на большинство деятелей культурного движения королевства Галиции и Лодомерии, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами Российской империи.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для «народцев» побуждением искать сотрудничества Франко в их органах.

1885-1892 годы

Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашён ими в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Малороссии, а примирительное своё отношение к униатскому духовенству выразил своей поэмой «Панські жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою «за овцы своя». Тем не менее в 1887 году наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), которую галицкие националисты считали москвофильством.

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов «З вершин і низин» («С высот и долов», 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В поті чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица»,Москва, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссія» («Ватра», 1887). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 году соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных русинов Галичины отделиться в совершенно особую партию.

По соглашению 1890 года (это так называемая «новая эра») русинский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «Русько-украінська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890-1895), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); впоследствии вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагала другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Житті і Слові») английское фабианство . В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался русинского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для украинской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Німеччина», «Ослячі вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 году издавался сборник «Зівяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht («Будь человеком и не бери с меня пример»)).

1893 год и далее

25-летний литературный юбилей Франко торжественно отпразднован в 1895 году украинцами всех партий и стран. Лучшие украинские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привіт» (1898). При жизни Франко некоторые его сочинения переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в конце его жизни - русский язык.

Франко, покинув политику, умер во время Первой мировой войны в бедности и был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове. Сыновья И. Я. Франко, старший Тарас и младший Пётр , который раньше работал в СССР в химической отрасли по контракту, стали писателями. В 1939 поддержали присоединение Галиции к СССР . Пётр, был избран в Верховный Совет УССР, однако подозревался советской властью в нелояльности, в июне 1941 года был арестован и пропал в застенках НКВД при приближении немецких войск ко Львову . Тарас в послевоенные годы преподавал литературу и писал воспоминания об отце. Внучка Франко, Зиновия Тарасовна, упорядочила том сочинений Франко, не прошедших цензуру.

Фильмография

Экранизации произведений

Произведения Ивана Франко неоднократно экранизировались в кинематографе, сказки - в мультипликации

Год Страна Название Режиссёр Примечания
СССР «Борислав смеётся» Иосиф Рона Второе название - «Восковые короли». Фильм не сохранился
СССР «Захар Беркут» Иосиф Рона
СССР «Украденное счастье» Исаак Шмарук
Гнат Юра
Фильм-спектакль
СССР «Крашеный лис » Александр Иванов Мультипликационный фильм
СССР «Если бы камни говорили…» Юрий Лысенко По мотивам «Бориславских рассказов»
СССР «Заяц и Ёж» Ирина Гурвич Мультипликационный фильм
СССР «К свету!» Борис Шиленко
Василий Лапокныш
Николай Ильинский
Киноальманах по мотивам рассказов «К свету!», «Маляр», «Панталаха»
СССР «Для домашнего очага» Б. Мешкис
Юрий Суярко
СССР «Захар Беркут » Леонид Осыка
СССР «Украденное счастье» Юрий Ткаченко Телефильм
Украина «Ради семейного очага» Борис Савченко
Украина «Западня » Олег Бийма Телевизионный пятисерийный фильм по мотивам романа «Перекрёстные тропинки»
1993 Украина «Преступление со многими неизвестными » Олег Бийма Телевизионный семисерийный фильм
Украина «Остров любви » Олег Бийма Новелла «Кошечка» по мотивам рассказа «Родина»
Украина «Украденное счастье» Андрей Дончик Современная адаптация классической драмы
Украина «Лис Никита » Анимационный многосерийный фильм

Фильмы об Иване Франко

Год Страна Название Режиссёр Иван Франко Примечания
СССР «Иван Франко » Тимофей Левчук Сергей Бондарчук Художественный биографический фильм
СССР «Иван Франко» Научно-популярный фильм
СССР «Семья Коцюбинских » Тимофей Левчук Ярослав Геляс Художественный фильм
СССР «Иван Франко» Е. Дмитриева Документальный фильм
Украина «Иван Франко» М. Лебедев Документальный фильм, студия «Кинематографист»

С. Нагуевичи, Дрогобычский повет, Галиция - 28 мая , Львов) - писатель, поэт, беллетрист, учёный, публицист и деятель революционного социалистического движения на западе Украины . Один из инициаторов основания Русско-украинской радикальной партии , действовавшей на территории Австрии .

В честь Франко город Станиславов переименован в Ивано-Франковск .

Биография

Родился в семье крестьянина-кузнеца; первые годы своего детства он в своих рассказах изображает самыми светлыми красками. Отец умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую «нормальную» школу. Отчим, тоже крестьянин, заботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Франко, так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей; по признанию Ивана Франко, ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом в гимназии, он шёл первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, писал на народном украинском языке.

Поступив в 1875 году во Львовский университет , Франко присоединился к студенческому кружку партии так называемой «москвофильской », которая тогда была в Галиции ещё сильна; эта партия пользовалась в качестве литературного языка «язычием », то есть смесью церковнославянского со словами польскими и украинскими. На таком язычии Франко стал помещать в органе студентов-москвофилов «Друг» свои стихотворения и длинный фантастический роман «Детріи и Добощуки», в стиле Гофмана. Одним из первых кто обратил своё внимание на творчество молодого поэта Ивана Франко был украинский поэт Белиловский Кесарь Александрович , который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко».

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова , молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа - украинский; таким образом украинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор «Слова» В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». Члены её в 1877 году были все арестованы, и Иван Франко провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое консервативное общество - не только москвофилы, но и так называемые народовцы, то есть украинофильские националисты старшего поколения, с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными. Франко должен был оставить и университет (он окончил университетский курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).

Как это пребывание в тюрьме, так и вторичное заключение в 1880 году и ещё одно и 1889 году близко познакомили Франко с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления; они-то составили главную славу Франко и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни воров и «бывших» людей; чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (переведено на русский язык несколько раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды).

Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, по оценкам ряда критиков, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Франко проявил талант и в области объективного исторического романа: его «Захар Беркут» (1883, из времен татарского нашествия XIII века) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала «Зоря», который не усмотрел в нём «натурализма Золя » (псевдоклассики и схоластики - галичане всегда выставляли против Франко этот упрек). В украинских губерниях Российской империи этот роман привлек серьёзное внимание читателей к его автору, столь непохожему на большинство деятелей культурного движения Галиции, и положил начало более близкому общению Ивана Яковлевича с украинцами России.

За «натуралистическими» и «радикальными» произведениями Франко галичане тоже не могли не признать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Франко в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для «народцев» побуждением искать сотрудничества Франко в их органах.

Дом Ивана Франко во Львове, ныне музей писателя

‎ Понемногу между Иваном Франко и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 году он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа «Зоря». Два года Франко вел «Зорю» очень успешно, привлек в сотрудники её всех талантливейших писателей из Украины российской, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой «Панські жарти» («Барские шуточки»), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее в 1887 г. наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Франко от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Франко к русским писателям (Франко и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой украинскому шовинизму чуялась «москалефильство».

Высшую симпатию Франко нашёл зато у украинцев Российской империи. В то время в силу Эмского указа в России публикация произведений на украинском языке была сильно ограничена, поэтому его сборник стихов «З вершин i низин» («С высот и долов», 1887; 2-е изд., 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда: «В поті чола» (1890); есть русский перевод «В поте лица», Санкт-Петербург, 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в «Киевской Старине», под псевдонимом «Мирон»; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, например, его антииезуитскую повесть «Миссія» («Ватра», 1887). Её продолжение, «Чума» («Зоря», 1889; 3-е изд. - «Вик», Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Франко, так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Франко в националистическом журнале «Правда» тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Франко, Павлика и всех прогрессивных украинцев Галичины отделиться в совершенно особую партию.

По соглашению 1890 г. (это так называемая «новая эра») украинский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе, до университета включительно, но зато на украинскую интеллигенцию возлагалось обязательство жертвовать интересам крестьян, поддерживать унию с Римом и подавлять русофильство. Партия строгих демократов, организованная Франко и Павликом для противовеса «новой эре», приняла название «Русько-украінська радикальна партия»; её орган «Народ» (1890-95), в котором Франко писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); впоследствии вместо «Народа» эта очень усилившаяся партия располагала другими газетами и журналами.

«Народ» проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крестьянского благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись «Народу» нередко чем-то казарменным, «вроде Аракчеевских военных поселений» (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Франко кончил тем, что стал популяризовать (в «Житті i Слові») английское фабианство . В религиозном отношении «Народ» был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении «Народ» так же крепко держался украинского языка, как и «новоэристы», и считал употребление его обязательным для украинской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике «Народа» против узконационалистической «Правды» наиболее едкие статьи принадлежали Франко; изданный им том политических стихотворений («Німеччина», «Ослячі вибори» и т. п.) ещё более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Франко совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. Поэтому в первые два года издания «Народа» почти прекратились беллетристическое творчество Франко и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Франко разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. издавался сборник «Зівяле листье» - «Увядшие листья» - нежно-меланхолического любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht («Будь человеком и не бери с меня пример»)).

Около 1893 г. Франко вдруг отдаётся преимущественно учёным занятиям, вновь записывается во Львовский университет, где намечается профессором Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и украинской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у академика Ягича, издает (1894) обширное исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: «Варлаам и Йоссаф», издаёт (с 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал «Життье i Слово», печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной вступительной лекции Франко в Львовском университете, профессорский сенат избрал его на кафедру украинской и старорусской литературы, и Франко мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя «ярмо барщины» (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, «который три раза сидел в тюрьме».

Тяжёлое пессимистическое настроение Франко выразилось в его сборнике стихотворений: «Мій Ізмарагд» (1898, составленного по образцу древнерусских «Измарагдов»); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Франко обрисовал в романах «Основи суспільности» = «Столпы общества», «Для домашнього огнища» = «Ради семейного очага» 1898) и др. Такие произведения, как «Основи суспільности», истолковывались польскими врагами Франко в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа.

Всего больше Франко поплатился за своё исследование о Мицкевиче, по случаю его юбилея: «Der Dichter des Verraths» (в венском журнале «Zeit»). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских («Киевская Старина», «Северный Курьер»), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от тёмной квартиры и голодная смерть с семьей.

Как раз к этому времени «Учёное общество имени Шевченко во Львове» получило, под председательством профессора М. С. Грушевского , прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечён Франко С 1898 г. он был редактором «Літературно-Наукового Вістника», украинского журнала, издаваемого обществом имени Шевченко; здесь печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман «Перехресні стежки» = «Перекрестные тропинки» (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: «Із днів журби» = «Из дней скорби» (1900). Учёные сочинения Франко по истории, литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в «Записках» учёного общества имени Шевченко и - монографиями - в многочисленных «Трудах» секции общества, в одной из которых Франко состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Франко, составленный М. Павликом, образовал объёмистую книгу (Львов, 1898).

Франко был знаком с лидерами венского модерна Артуром Шницлером, Гермонам Баром, чешским философом и будущим президентом Чехословакии Томашем Масариком, оснавателем сионизма Теодором Герцлем, главой польских символистов Станиславом Пшибышевским.

25-летний литературный юбилей Франко торжественно отпразднован в 1899 г. украинцами всех партий и стран. Лучшие украинские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Франко сборник: «Привіт» (1898). При жизни Франко некоторые его сочинения Франко переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в конце его жизни - русский язык.

Франко, покинувший политику в 1904 г., умер во время Первой мировой войны в бедности и был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове.

Литература

  1. предисловие Драгоманова к «В поті чола» (Львов, 1890), где помещена автобиография Франко;
  2. обстоятельная биография и анализ произведений - в «Истории малороссийской литературы» профессора Огоновского;
  3. статья О. Маковея в «Літ.-Н. Вістн.» (1898, книга XI); 4) «I в. Франко» - обзор профессора свой А. Крымского (Львов, 1898). См. статью Дегена в «Нов. Слове» (1897, книга III) и предисловие Славинского к русскому переводу «В поте лица» (Санкт-Петербург, 1901). Об этнографических трудах Франко - у профессора Мусцова, во II тому «Современной малороссийской этнографии».

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иван Франко" в других словарях:

    - «ИВАН ФРАНКО», СССР, КИЕВСКАЯ киностудия, 1956, цв., 100 мин. Историко биографический фильм. Об украинском поэте, писателе, публицисте и общественном деятеле Иване Франко (1856 1916), за пропаганду идей русских демократов трижды подвергшемся… … Энциклопедия кино