Кнут гамсун рассказы. Возвращение в Норвегию. Экранизации Кнута Гамсуна

Гамсун Кнут Га́мсун Кнут

(Hamsun), настоящая фамилия Педерсен (Pedersen) (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспел труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) - ницшеанские мотивы. В романах 20-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920, «Кольцо замыкается», 1936) - мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. В творчестве Гамсуна - сложное переплетение реализма, иррационализма и мистики. Нобелевская премия (1920).

ГАМСУН Кнут

ГА́МСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859-1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь человеческого сердца, воспел красоту и силу любви. Городской жизни противопоставлял патриархальный крестьянский уклад жизни, близкий к естественному круговороту природы; в романе «Соки земли» (1917) воспет труд земледельца. В драматической трилогии «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898) - ницшеанские мотивы. В романах 1920-30-х гг. («Женщины у колодца», 1920; «Кольцо замыкается», 1936) - мотивы одиночества и беспомощности человека в современном мире. Нобелевская премия (1920).
* * *
ГА́МСУН (Hamsun; наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (4 августа 1859, Лом - 19 февраля 1952, Норхольм), норвежский писатель.
Детство и годы странствий
Родился в многодетной крестьянской семье. Детство провел на севере страны, на острове Хамарей, в 1862-1867 - на хуторе Гамсунд (отсюда его писательский псевдоним). Четырнадцати лет Кнут начинает самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, но, главным образом, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по всей северной Норвегии.
Выпустив в провинциальном издательстве первые сентиментально-романтические произведения - повесть «Загадочный. Любовная история из Нурланна» (1877), балладу «Свидание» (1878) и повесть «Бьергер» (1878), окрыленный успехом юноша отправляется на юг и совершает короткую поездку в Копенгаген, где тщетно ищет издателя для новой повести «Фрида». Он добивается встречи с влиятельным норвежским писателем Б. Бьернсоном (см. БЬЕРНСОН Бьернстьерне Мартиниус) , но тот, не обнаруживая в нем таланта, советует ему: «Вы такой большой и красивый. Вам следует стать актером».
В последующие два года Гамсун безуспешно пытается утвердить себя в журналистике и влачит полуголодное существование на случайные заработки. Исчерпав, как казалось, на родине все возможности, Гамсун уезжает в США, где от профессора Р. В. Андерсона, к которому послал его с рекомендательным письмом Бьернсон, получает совет: «В Америке каждый устраивается, как может». Некоторое время он работает батраком на фермах, приказчиком в магазине, позже - помощником проповедника в Миннесоте. К осени 1884 здоровье Гамсуна ухудшается настолько, что друзья, собрав деньги, отправляют его на родину, но уже ранней осенью 1886, потерпев в Осло очередное литературное фиаско, Гамсун возвращается в США. Работает кондуктором омнибуса в Чикаго и батраком на большой ферме в долине Ред-ривер, после чего опять обосновывается в Миннеаполисе, где выступает с лекциями и статьями о современной скандинавской литературе.
«Голод»
Летом 1888 Гамсун едет на родину, но, не сходя в Осло (из-за связанных с этим городом болезненных воспоминаний), тем же пароходным рейсом отправляется далее в Копенгаген. Там он пишет и публикует роман «Голод» (1890), выход которого обозначает его настоящий дебют в литературе. Отныне творчеству Гамсуна сопутствует постоянный успех.
«То, что я описал в «Голоде», действительно пережито мной. Боже, как мне досталось! Но я выжил». Бедность, нищета и голод доводят оказавшегося в столице героя до экстатического состояния - чуждый всем, он воспринимает действительность через дымку обостренных до крайности чувств. Но полностью владеет собой, или, вернее, языком, при помощи которого фиксирует тончайшие, иногда парадоксальные движения души - единственную для него реальность. В романе пунктиром намечена любовная интрига: герой не хочет, чтобы любимая делила его отчаяние, и покидает ее.
Почти через 30 лет Гамсун напишет, что завершая роман, читал «Бесов» и «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) , влияние которого прочитывается и в следующей его книге «Мистерии» - прежде всего в более объективной манере повествования.
«Мистерии» (1892)
Мистерии, или таинства, совершаются в душе Нагеля, человека ниоткуда, самовлюбленного и ненавидящего самого себя, склонного к необъяснимым переменам настроения, восстающего против общепризнанных понятий типа «прогресса», «свободомыслия», «веры в науку и демократию». Нагель исповедует ницшеанскую «религию жизни», законы которой одинаково глубоки и непостижимы в природе и в человеке. Его идеал - цельная лишенная сомнений личность, только в таких людях происходит великая самореализация жизни. Однако к ним Нагель причислить себя не может. Воплощение его слабости - это Минутка, человек с извращенным самомнением и нечистой совестью, герой видит в нем свое отражение и избавляется от него, покончив с собой.
«Пан»
В 1894 Гамсун выпускает самую известную свою книгу - повесть «Пан», своего рода поэму в прозе. Ее главный и очень верный в деталях образ природы одушевлен противоречивыми порывами чувств героя, одиночки и поэта, ищущего мистического слияния с мирозданием. Примечательно, что постижения тайны жизни лейтенант Глан ищет не за счет опрощения или приближения к примитиву - оно требует высокого интеллекта. И далеко не всегда познание радостно: нелепо погибает любовница лейтенанта, дочь кузнеца, Ева, заканчивается поражением его любовь, более походящая на поединок гордости, к Эдварде, дочери купца Мака. Природа в изображении Гамсуна - не только идиллия, она также оборачивается мучительной загадкой.
Виктория
В мае 1898 Гамсун в возрасте 46 лет женится на 25-летней Бергльот Бек, осенью того же года он заканчивает свой лучший роман о любви «Виктория». Герой ее, сын мельника Юханнес, настойчиво, как Гамсун, пробивает себе дорогу в жизни и становится писателем. Но он теряет свою любимую, ибо главное для него в любви - это чувство гордости. С бескомпромиссной одержимостью персонажей Достоевского романтический герой Гамсуна готов скорее отказаться от счастья, чем потерять свободу воли, выступающую у него под маской гордости. Юханнес обретает Викторию лишь после того, как та умирает: его победа с большой буквы - мертва.
Завершение романтического периода
Романы и повести 1890-х гг.: «Голод», «Мистерии», «Пан» и «Виктория» - это самые известные и значительные произведения Гамсуна. Но они - лишь часть его литературного наследия, создававшегося на протяжении 72 лет. На рубеже веков писатель публикует ряд других художественно значительных произведений - драматическую трилогию о борьбе ученого Карено, ницшеанца и антилиберала, за свои идеалы («У врат царства», 1895; «Игра жизни», 1896; «Вечерняя заря», 1898), антицерковную драматическую поэму («Мункен Вендт», 1902), драму о любви («Царица Тамара», 1903), интересные путевые записки о путешествии по России и Кавказу («В сказочной стране», 1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и написанный в новом реалистическом ключе роман о рыбацком поселке в родном Нурланне («Мечтатель», 1904).
Старость
В 1906 брак Гамсуна распался, а в 1909 он женился на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой прожил большую часть жизни. Одна из проблем, волновавших писателя в это время, - старость. В романе «Под осенней звездой» (1907) его вымышленный герой (хотя имя его - Кнуд Педерсен) предпринимает попытку вернуться в мир молодости: он скитается по хуторам, перебивается случайными заработками, влюбляется, водит дружбу с другими бродягами - он сравнивает свое прошлое и настоящее. Увы, возвращение в молодость невозможно. В продолжении романа «Странник играет под сурдинку» (1909) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции - ненужная мелочь. Теме старения посвящена также пьеса «У жизни в лапах» (1910).
«Мне не остановить чумы»
С конца 1910-х гг. писатель все активнее работает в жанре публицистики: защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, или «американизм», - против него Гамсун выступал еще в 1889 после возвращения из США. Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-буржуазных ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества, в частности, в романах «Последняя радость» (1912), «Дети века» (1913), «Местечко Сегельфосс» (1915), она же прослеживается в романе «Соки земли» (1917), по-библейски сильно воспевающем основу существования человека - патриархальное земледелие. В эпоху революций и войн эта книга идеально отвечала чаяниям уставших от политических потрясений европейцев - в 1920 Гамсун получил за нее Нобелевскую премию.
Следующие два романа, «Женщины у колодца» (1920) и «Последняя глава» (1923), явились, по-видимому, следствием кризиса - в них утверждается пессимистический взгляд на природу человека и обреченность общества. Впрочем, не свойственный Гамсуну нигилистический пессимизм скоро опровергается его трилогией об Августе («Бродяги», 1927; «Август» , 1930; «А жизнь идет», 1933) - панорамной картиной Норвегии за предшествующие мировой войне 50 лет. Герой романов, бродяга и авантюрист, воплощает собой дух предприимчивости, он переживает взлеты и падения, подвигает людей на технические и общественные нововведения, он обманывает, обманывается и благодетельствует, и его предприятия чаще всего оборачиваются разорением и бедой. В то же время движет Августом не стяжательство, а неуемная жажда деятельности и желание изменить жизнь: возможно, поэтому, наставительно осуждая его, писатель не может не относиться к нему с сочувственным юмором, хотя в конце концов заставляет пасть жертвой собственного начинания - Августа увлекает за собой в пропасть его собственное образцовое стадо овец.
«Англосаксы пустили жизнь под откос»
Драматические для Норвегии события Второй мировой войны не оставили Гамсуна безучастным. Он публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи недовольным режимом В. Квислинга (см. КВИСЛИНГ Видкун) , Гамсун пытался во время визита к Гитлеру повлиять на смещение норвежского премьер-министра, но фюрер аудиенцию оборвал. Тем не менее, Гамсун опубликовал в прессе 7 мая 1945 некролог Гитлеру, в котором воздал ему должное как борцу за «права всех народов».
На сторону нацизма Гамсуна могло склонить несколько факторов: его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и Германии, где его много печатали (как, впрочем, и в России), его принципиальная ориентация на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм (вспомним, как трудно далось ему вхождение в литературу), наконец, главное - стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.
26 мая 1945 Гамсун был арестован за пособничество нацистам и помещен под домашний арест, затем переведен в больницу и позднее в дом для престарелых, после чего был подвергнут психиатрическому обследованию, констатировавшему у него «лишь незначительное возрастное ослабление умственных способностей». В декабре 1947 Гамсун был осужден, его присудили к штрафу и аресту имущества. Последние годы он провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством.
«По заросшим тропам»
В 1949 Гамсун в девяносто лет выпустил последнюю свою книгу, об ослаблении умственных способностей отнюдь не свидетельствовавшую. В ней описываются его переживания с момента ареста до подтверждения приговора Верховным судом в 1948 и отражены чувства горечи и обиды. Автор считает, что заслуживает если не сочувствия соотечественников, то хотя бы большего уважения. Но он не впадает в пафос и не обличает, чаще всего снимая вопросы иронией и самоиронией. Гамсун по-прежнему превосходно владеет стилем и, описывая совершенно глухого человека, демонстрирует, как всегда, абсолютный стилистический слух. В последней его книге читатель встречается не с осужденным политиком, а с уникальным по таланту писателем, которого подарила миру Норвегия.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Гамсун Кнут" в других словарях:

    Гамсун, Кнут - Кнут Гамсун. ГАМСУН (Hamsun) (настоящая фамилия Педерсен) Кнут (1859 1952), норвежский писатель. В психологических романах “Голод” (1890), “Мистерии” (1892), “Пан” (1894), “Виктория” (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ГАМСУН (Hamsun) Кнут (1859 1952), норв. писатель. В кн. «В сказочной стране» («In eventyrland», 1903), написанной после путешествия на Кавказ, Г. говорит о Л., относя его к числу «величайших гигантов поэзии, известных всему миру великих русских… … Лермонтовская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Кнут. Кнут Гамсун Knut Hamsun … Википедия

    Гамсун (Hamsun) (псевдоним; настоящая фамилия Педерсен, Pedersen) Кнут (4.8.1859, Лом, 19.2.1952, Норхольм), норвежский писатель. Сын деревенского портного, Г. с 14 лет вёл скитальческую жизнь, менял профессии. Литературную деятельность начал в… … Большая советская энциклопедия

    - (Hamsun, Knut) (1859 1952), норвежский писатель. Кнут Педерсен (наст. фамилия) родился в семье деревенского портного 4 августа 1859 в приходе Лом в Гудбрандсдалене. С девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с… … Энциклопедия Кольера

    - (наст. фам. Педерсен; 1859–1952) – норв. писатель. Род. в семье деревенского портного. В детстве жил на С. Норвегии (Нурланн), где отец занимался сельским хозяйством в маленькой усадьбе Гамсун (отсюда пс.). Литер. деятельность начал в 1877. В… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    ГАМСУН Кнут - ГАМСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859—1952), норвежский писатель. Ром. «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898), «Под осенними звездами» (1906), «Бенони» (1908), «Странник играет под сурдинку»… … Литературный энциклопедический словарь

(настоящая фамилия - Педерсен) (1859-1952) норвежский писатель

Кнут Педерсен родился в семье портного в небольшой деревушке Лом, находившейся в самом сердце Гудсбранс-далленской долины, главного сельскохозяйственного района Норвегии. Он был младшим из четырех детей. Когда ему исполнилось три года, семья перебралась на север страны и поселилась на хуторе Гамсунд, расположенном неподалеку от городка Хаморой. Хутор принадлежал дяде Кнута по материнской линии, который предоставил жилье семье своей племянницы, обязав их работать вместо наемных батраков. До девятилетнего возраста Кнут прожил в традиционной обстановке северной деревни: помогал братьям пасти коров, ходил за водой, чистил хлев. После смерти отца семья оказалась в долгах. Чтобы рассчитаться с дядей, Кнуту с братьями пришлось трудиться не покладая рук. Впоследствии он вспоминал эти годы как самый тяжелый период в своей жизни.

Когда ему исполнилось четырнадцать лет, он убежал из дома к родственникам в Лом. В течение нескольких месяцев мальчик прожил у них, но потом вернулся к матери. Правда, он отказался жить в доме дяди и начал работать помощником продавца в сельском магазине. Поскольку у него впервые появилось свободное время, Кнут начал учиться. За два года он освоил программу начальной школы. Получив аттестат, Кнут стал бродячим торговцем, но ожидаемого заработка не получил.

Тогда он снова изменил профессию: переехал в норвежский город Буде и поступил в сапожную мастерскую. В течение двух лет Кнут работал подмастерьем и одновременно учился на курсах сельских учителей. Тогда он и написал свое первое произведение - повесть «Загадочный человек». Ее удалось напечатать на средства богатого благотворителя, но она осталась практически не замеченной критиками. Однако читатели охотно раскупали незатейливое повествование о любви сельского учителя и дочери священника. Первый небольшой заработок позволил Кнуту продолжить занятия литературой. Всего за несколько недель он написал стихотворную балладу «Свидание», которая была напечатана в городской газете. Кнут стал известной личностью в городке и получил должность помощника шерифа. Теперь у него появился не только стабильный заработок, но и возможность бесплатно заниматься в городской библиотеке, где он проводил все свободные вечера.

За три последующих года Кнут написал свое первое большое произведение - роман «Бьергер», в котором рассказал о жизни выходца из простого народа. Готовя его к публикации, Педерсен подписал роман псевдонимом Гамсунд, в память о месте, где прошло его детство, но по вине печатника «д» отпало, и Кнут Педерсен стал Гамсуном.

Скопив немного денег, он решил попытать счастья в столице и в 1878 г. отправился в Христианию (современный Осло). Там Кнут Гамсун предлагал свои произведения столичным издателям. Но никто не хотел печатать прозу начинающего автора. Гамсуну удается передать свой роман видному норвежскому писателю Б. Бьернсону. Прочитав произведение, тот откровенно признался автору, что у него есть литературный талант, но необходимо работать над стилем.

Но Кнут Гамсун не смог продержаться на случайные литературные заработки, поскольку ему удавалось печатать лишь небольшие газетные статьи и рецензии. Истратив все сбережения, он решил отправиться в Америку. Друзья снабдили его рекомендательными письмами, и в 1882 г. Гамсун приехал в США, где поселился в штате Висконсин.

Он не чурается никакой работы: служит приказчиком в лавке, конторщиком, разводит на свиноводческой ферме, но все свободное время посвящает литературному труду. Ему удается напечатать несколько очерков о жизни в США. На полученные деньги он даже смог совершить небольшое путешествие по стране. Через два года от тяжелого труда и недоедания Гамсун серьезно заболевает тяжелой формой бронхита и по совету врача возвращается на родину. В Норвегии он поселяется в усадьбе своих знакомых. Постепенно его состояние улучшается, и писатель возвращается к работе.

В 1885 г. Кнут Гамсун печатает книгу о творчестве Марка Твена и переводы нескольких его рассказов. На полученные деньги он снова отправляется в США. Поселившись в Чикаго, зимой Гамсун работает кондуктором трамвая, а летом ездит по стране, перебиваясь случайными заработками. По вечерам он работает над новой повестью. Но так и не сумев обустроиться в Америке, писатель возвращается в Норвегию. По совету знакомых он посещает Копенгаген, где показывает начатую повесть редактору ежедневной газеты Э. Брандесу. Тот приходит в восторг от прозы Гамсуна и убеждает его написать роман на данном материале.

Кнут Гамсун приступает к работе, и через несколько месяцев в одном из копенгагенских издательств выходит его роман «Голод». В нем писатель рассказывает историю становления художника. Главный герой во многом напоминает персонажей Достоевского, под влиянием которого в то время находился Гамсун. Писатель наделяет своего героя богатым воображением, он живет в мире, полном видений и снов.

Критика восторженно оценила роман, который был переиздан большим тиражом. Гамсун становится профессиональным писателем и теперь уже может позволить себе сосредоточиться только на литературной работе. Издатели наперебой приглашают его выступить со статьями, обзорами, критическими эссе. Кнут Гамсун печатает книгу впечатлений о США «Духовная жизнь Америки» . Через два года выходит его второй роман «Мистерии», в котором рассказано о жизни небольшой норвежской деревушки, все жители которой занимаются рыболовством.

После выхода романа в творчестве Гамсуна четко определились две линии: почвенническая и психологическая. Первая предполагала рассказы о жизни норвежской глубинки, а вторая - глубокое исследование психологии личности. В романе «Пан» (1894) Гамсун рассказывает о жизни философа и художника Т. Глана. Тот покидает город и живет кочевой жизнью охотника в прибрежных районах Норвегии. Писатель поэтически описывает норвежскую природу, которая становится полноправным художественным персонажем романа. Гамсун показывает, что нельзя абстрагироваться от окружающего мира, иначе наступает душевный надлом. Поэтому главный герой в конце романа и кончает жизнь самоубийством.

Параллельно с прозой, Кнут Гамсун пишет и драматургические произведения, в частности трилогию, в которой показывает пессимистические настроения героя, принадлежащего к высшему обществу. Внешне его жизнь благополучна, но на самом деле, как и другие герои писателя, он страдает от неразрешимых противоречий, приводящих его к гибели. Хотя пьесы Гамсуна были поставлены в нескольких театрах, они не имели такой популярности, как его романы.

В 1898 г. Кнут Гамсун женился на своей давней знакомой Б. Бех, вскоре у них родилась дочь. Правда, брак продолжался недолго: в 1906 г. супруги развелись. Через два года писатель женился на известной норвежской актрисе М. Андерсен, в браке родилось четверо детей: два сына и две дочери. Супруги счастливо прожили почти сорок лет, но в 1947 г., во время судебного разбирательства, они поссорились. Гамсун покинул семью и в течение трех лет не встречался со своей женой. Только в 1950 г. супруги вновь стали жить вместе.

В начале XX в. писатель создает объемные романы, действие которых происходит на хуторах и в селах Норвегии. После развода с первой женой он приобретает небольшую ферму на юге страны в местечке Гримстаад. Там писатель ведет уединенный образ жизни, занимаясь сельскохозяйственным трудом.

Гамсун вновь возвращается к истории Т. Глана. Но теперь он ведет повествование в подчеркнуто элегическом тоне, изображая норвежскую деревню как идеальное общество. В романе «Городок Сегельфос» он рассказывает историю двух богатых норвежских семейств. Сюжет произведения - приключенческая история о поисках клада - является лишь фоном, на котором писатель разворачивает перед читателями панораму жизни провинциального городка. Каждая глава романа представляет собой законченный эпизод с локальной интригой.

Одновременно Кнут Гамсун работает над своим самым крупным произведением - романом «Соки земли» (1917). В нем писатель рассказывает историю любви двух норвежских крестьян, основой сюжета становится эпизод из библейской Книги Руфи. Главная героиня романа Ингер нанимается работницей в богатое имение, а затем становится женой хозяина. Гамсун показывает, что только связь с землей помогает героям выстоять в сложных жизненных обстоятельствах.

После выхода «Соков земли» Гамсун ненадолго переехал в Осло. Вскоре он приобретает усадьбу Нерхольм и навсегда уезжает из города. В. Нерхольме Гамсун прожил почти безвыездно до конца своих дней. Он писал и работал в поле. Известность его продолжала расти. Сразу же после публикации в Норвегии роман «Соки земли» был переведен на многие европейские языки.

В 1920 г. Кнут Гамсун был отмечен Нобелевской премией по литературе. В постановлении о награждении говорилось, что премия присуждена за «монументальное произведение, в котором рассказывается о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился». К этому времени у Гамсуна нарастает отчуждение от мира. Он пытается отгородиться от происходящих в нем перемен и даже отказывается выступить с традиционной нобелевской лекцией.

Со временем, начинают меняться и политические убеждения Кнута Гамсуна. Из сторонника прогрессивных взглядов он превращается в приверженца фашизма. В 1934 г. писатель публикует статьи, в которых приветствует приход фашистов к власти в Германии и призывает к установлению подобного режима в Норвегии. Поступок Гамсуна вызывает яростные протесты со стороны его читателей, из многих стран ему приходят бандероли с книгами, которые возвращают писателю разочарованные поклонники.

Хотя Кнут Гамсун никогда не состоял в фашистской партии, после начала оккупации Норвегии он активно сотрудничает с немецкими властями. Писатель выступает в профашистской печати, призывает прекратить сопротивление новой власти. В 1943 г. он совершает поездку в Германию по личному приглашению Гитлера. Он встречается с Геббельсом и Гитлером и выступает с восторженными статьями, в которых одобряет то, что происходило в Германии.

Осенью 1945 г. Кнута Гамсуна и его жену арестовали по обвинению в сотрудничестве с фашистами. Писатель пробыл в тюрьме четыре месяца, но после инсульта его перевели в психиатрическую клинику, а затем в дом для престарелых. В 1947 г., когда врачи нашли состояние здоровья Гамсуна удовлетворительным, он предстал перед судом, был признан виновным и приговорен к штрафу в 500 000 норвежских крон (около 100 000 долларов). После Гамсун вернулся в свое имение, где возвратился к литературной работе. В 1949 г., когда писателю исполнилось 90 лет, он выпускает свою последнюю книгу - «По заросшим тропам», в которой рассказывает о собственном судебном процессе.

Кнут Гамсун был полон творческих планов и даже начал работу над новым романом, но последовавшие один за другим два инсульта помешали ему завершить задуманное. В начале 1952 г. Гамсун скончался. На его похоронах присутствовал весь цвет норвежской интеллигенции. Кнут Гамсун является третьим норвежским писателем (наряду с Г. Ибсеном и С. Унсетт), которого считают классиком мировой литературы.

Исаак Башевис-Зингер как-то назвала Кнута Гамсуна отцом модернистской литературы. Но его смело можно назвать также и отцом постмодернистской литературы. После выхода в свет в 1890 году романа «Голод», Кнут Гамсун дал жизнь первому в серии романов, предполагающих всё: от ужасающей абсурдности Кафки до сухой апатии экзистенциалистов, и даже автобиографические исследования Чарльза Буковски.

Несмотря на это, Кнут Гамсун сейчас считается писателем, которого старается избегать литературный истеблишмент. И не потому, что его книги со временем утратили свою значимость, а из-за его крайне правых политических взглядов, которые пришли ему в голову во время Второй мировой войны. Тогда он открыто поддержал Гитлера и норвежское нацистское марионеточное правление.

Мы не будем защищать политические взгляды Гамсуна. Он не только предал свою страну, но, что важнее, человечество в целом, и заслуживает каждую минуту презрения, которые на него свалились. Но литература Гамсуна это совсем другое дело. Хотим мы этого или нет, но игнорировать значимость работ Кнута Гамсуна просто нелепо. Он сыграл важную роль в литературной эволюции, и отрицание этого лишь усложнит ваше восприятие других писателей и литературы в целом.

«В современной литературе я не вижу никого, равного ему по оригинальности творчества»

Максим Горький, 1928 год

Что касается литературной эволюции Гамсуна, очень трудно описать, что именно пришло за писателем. В отличие от любого другого писателя, Гамсун, кажется, возник совершенно сформированным, свободным от любой задаваемой литературой традиции и даже явного влияния. Кнут Гамсун родился в бедной семье в сельском районе Норвегии, будущий писатель занимался самообразованием, но ему не доставало социального и интеллектуального фона, который часто ассоциировался с европейскими писателями того времени. Он начал писать с 17 лет. После долгого периода написания юношеских произведений, к тридцати годам Гамсун нашел свой истинный голос, который не был похож ни на что известное до этого.

По словам Гамсуна, в литературе в те времена преобладали старательно прописанные тома, заполненные разговорами в гостиной и высокопарной прозой, в которой было мало психологического и эмоционального содержания. Гамсун выступал против такой концепции. Используя стиль, который был бы бескомпромиссным и на удивление лирическим, он писал небольшие истории, часто от первого лица, построенные больше на запутанности, чем на действии, противоречивые и зачастую содержащие брутальные махинации человеческого сердца и разума. Как результат, появилась серия захватывающих психологических романов, которые поразили как критиков, так и писателей.

«Гамсун не создаст школы. Он слишком оригинален, а подражатели его всегда будут смешны. Он пишет так же, как говорит, как думает, как мечтает, как поёт птица, как растёт дерево. Все его отступления, сказки, сны, восторги, бред, которые были бы нелепы и тяжелы у другого, составляют его тонкую и пышную прелесть. И самый язык его неподражаем — этот небрежный, интимный, с грубоватым юмором, непринуждённый и несколько растрёпанный разговорный язык, которым он как будто бы рассказывает свои повести, один на один, самому близкому человеку и за которым так и чувствуется живой жест, презрительный блеск глаз и нежная улыбка».

Александр Куприн, «О Кнуте Гамсуне», 1907 год

Некоторые спорят с тем, что Кнут Гамсун создал свои лучшие произведения в первой половине своего творчества, когда были написаны романы «Мистерии», «Пан», «Виктория» и вышеупомянутый «Голод». В этом есть доля правды. С возрастом Кнут Гамсун стал отворачиваться от многих своих инноваций и начал писать эпосы в традициях таких писателей как Толстой и Достоевский. И, тем не менее, в течение этого позднего периода творчества Гамсун создал несколько замечательных произведений, включая романы «Плоды земли», за который он удостоился Нобелевской премии в 1927 году, и «Круг замкнулся», преступно недооцененное размышление о значении работы и жизни, которое является одной из истинных жемчужин западной литературы.

В последние десятилетия жизни Гамсуна его политические взгляды, которые на протяжении многих лет тяготели к правым, выкристаллизовались в странном видении «пан-Тевтонского единства» и достигли своего идеала в поддержке нацистской партии, что привело к падению писателя как общественного человека. Как бы это до сих пор не было грустно для многих, это всё же не отменяет значимости Гамсуна как писателя и его влияния на следующее поколение писателей.

Роман, в современном понимании, во многом состоит сегодня из того, что вложил в него Кнут Гамсун , и никакие концепции этого уже не изменят. Сегодня книги Гамсуна и его имя постепенно возвращается в литературную среду, оставляя его политику позади, где ей и место.

Knut Hamsun , настоящее имя Кнуд Пе́дерсен (норв. Knud Pedersen ); -) - норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1920 год .

Биография

О своем творчестве Гамсун писал так: «Как современный психолог, я должен осветить и исследовать душу. Я должен исследовать её вдоль и поперек, со всех точек зрения, проникнуть в самые тайные глубины» .

После войны Гамсун некоторое время жил в доме для престарелых, а в 1950 году вернулся в Нёрхольм.

Год Оригинальное название Название Жанр
норв. Den Gaadefulde. En kjærlighedshistorie fra Nordland
под именем Кнуд Педерсен (норв. Knud Pedersen )
«Загадочный человек. Любовная история из Нурланна» повесть
норв. Et Gjensyn
норв. Knud Pedersen Hamsund )
«Свидание» баллада
норв. Bjørger
под именем Кнуд Педерсен Гамсунд (норв. Knud Pedersen Hamsund )
«Бьергер» повесть
норв. Lars Oftedal. Udkast
(11 статей, которые ранее печатались в Dagbladet (англ.) русск. )
норв. Fra det moderne Amerikas Aandsliv «Духовная жизнь Америки»
норв. Sult «Голод » роман
норв. Mysterier «Мистерии» роман
норв. Redaktør Lynge «Редактор Люнге» роман
норв. Ny Jord «Новые всходы» роман
норв. Pan «Пан» повесть
норв. Ved Rigets Port «У врат царства» пьеса
норв. Livets Spil «Игра жизни» пьеса
норв. Siesta «Сиеста» рассказы
норв. Aftenrøde, Slutningsspil «Вечерняя заря» пьеса
норв. Victoria. En kjærlighedshistorie «Виктория» роман
норв. Munken Vendt. Brigantines saga I «Мункен Вендт» («Монах Вендт») пьеса
норв. I Æventyrland. Oplevet og drømt i Kaukasien «В сказочной стране» путевые заметки
Dronning Tamara Царица Тамара
Kratskog
Det vilde Kor Дикий хор
Sværmere Мечтатели
Stridende Liv. Skildringer fra Vesten og Østen
Under Høststjærnen. En Vandrers Fortælling Под осенними звёздами
Benoni Бенони
Rosa. Af student Pærelius" Papirer Роза
En Vandrer spiller med Sordin Странник, играющий под сурдинку
Livet i Vold Воинствующая жизнь
Den sidste Glæde
Børn av Tiden Дети века
Segelfoss By Местечко Сегельфосс
Markens Grøde Плоды земли
Sproget i Fare
Konerne ved Vandposten Женщины у колодца
Siste Kapitel Последняя глава
Landstrykere I Бродяги / Скитальцы
August Август
Men Livet lever А жизнь идёт
Ringen sluttet Круг замкнулся
Paa gjengrodde Stier По заросшим тропам

Киновоплощения

  • Макс фон Сюдов («Гамсун (фильм) (англ. )», Дания-Швеция-Норвегия-Германия, ).

Библиография

  • Кнут Гамсун. Полное собрание сочинений в пяти томах.. - «Издание А. Ф. Маркса», 1910 г..
  • Кнут Гамсун. Соки земли.. - «Красная новь», 1923 г..
  • Кнут Гамсун. Избранные произведения в двух томах.. - Москва.: «Художественная литература», 1970 г..
  • Кнут Гамсун. Избранное.. - Ленинград.: «Лениздат», 1991 г.. - 608 с. - ISBN 5-289-00946-9 .
  • Кнут Гамсун. Собрание сочинений в шести томах.. - Москва.: «Художественная литература», 1991-2000 гг..
  • Кнут Гамсун. На заросших тропинках.. - «Старт», 1993 г.. - ISBN 5-85215-023-1 .
  • Кнут Гамсун. Скитальцы.. - «АСТ, Астрель», 2011 г..

Напишите отзыв о статье "Гамсун, Кнут"

Примечания

Литература

  • Ерхов, Б. Фиорды: Скандинавский роман XIX - начала XX в. : [Переводы / Послесловие: Б.Ерхов]. - М. : Московский рабочий, 1988. - 528с. : цв.ил. - (Однотомники классической литературы: ОКЛ) Содерж.: Нильс Люне / Й. П. Якобсен; Тине / Г.Банг; Пан; Смерть Глана; Виктория / К.Гамсун; Доктор Глас / Я.Сёдерберг.
  • Гамсун, Т. Спустя вечность. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006.
  • Будур Н. Гамсун. - М.: Молодая гвардия, 2008.

Ссылки

  • Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Гамсун, Кнут

– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

"А жизнь идет..." - третий роман трилогии лауреата Нобелевской премии К. Гамсуна, великого норвежского писателя. Книги объединяет образ Августа - бродяги, исколесившего весь мир.
Август наделен кипучей энергией, которая почти всегда расходуется впустую. Голова его полна всевозможных проектов, которые должны оживить город, обогатить жителей, превратить Полен в крупный промышленный центр. Но из его затей ничего не выходит.

"Безумный норвежец". Лауреат Нобелевской премии. Один из величайших писателей XX столетия. Гений не только скандинавской, но и мировой литературы. Судьба его была трудной и неоднозначной. Еще при жизни ему довелось пережить и бурную славу, и полное забвение, и новое возвращение к славе - на сей раз уже не всенародной, но "элитарной".

"Август" - вторая книга трилогии великого норвежского писателя, лауреата Нобелевской премии К. Гамсуна. Главный персонаж романа Август - мечтатель и авантюрист, столь щедро одаренный природой, что предосудительность его поступков нередко отходит на второй план. Он становится своего рода народным героем, подобно Пер Гюнту Г. Ибсена.

В романах "Бенони" и "Роза" нашло свое отражение сформировавшееся как раз к этому моменту твердое убеждение автора в необходимости для современного человека вернуться к патриархальным формам жизненных отношений.
Гамсун в дилогии вновь встречается с персонажами своих ранних произведений, с торговцем Фердинандом Маком, уже знакомым читателям по роману "Пан".

История о сильной неслучившейся любви, где переплелись честь и гордыня, болезнь и смерть. И где любовь осталась единственной, мучительной, но неповторимой ценностью...

Кнут Гамсун - Воинствующая жизнь (cборник)

Кнут Гамсун (настоящая фамилия - Педерсен) родился 4 августа 1859 года, на севере Норвегии, в местечке Лом в Гюдсбранндале, в семье сельского портного. В юности учился на сапожника, с 14 лет вел скитальческую жизнь.

Три самых известных произведения Кнута Гамсуна, в которых наиболее полно отразились основные темы его творчества.
"Голод" - во многом автобиографичный роман, принесший автору мировую славу. Страшная в своей простоте история молодого непризнанного писателя, день за днем балансирующего на грани голодной смерти.