Культовые сооружения волжской булгарии. Ранние булгары

В далеком 921 году из Багдада по поручению Аббасидского халифа Аль-Муктадира Биллах в центр Азии, в Булгарские земли отправилось религиозно-политическое посольство, чтобы познакомить местных жителей с религией Пророка (мир ему и благословение). Представительство состояло из различных деятелей в сферах правоведения, политики и истории, а возглавлялось Ахмедом ибн Фадланом, который по праву считается первым арабским послом в России. С тех пор религиозные, культурные и исторические связи между народами двух государств только крепли.

С приходом Ислама на земли древних булгар, возникли новые задачи, началось постепенное приобщение местного населения к ирано-арабской мусульманской культуре, которая на тот момент признавалась самой передовой культурой всего Востока. Именно под влиянием быстро распространяющейся культуры у волжских булгар формируется не только собственная литература, поэзия, просвещение, но и различные науки, распространяется письменность, основанная на арабской графике, пришедшей на смену древнетюркскому руническому письму. Параллельно началось и расширение системы начальных учебных заведений (речь идет о мектебах, медресе), увеличение количество человек, получивших образование в именитых городах мусульманского Востока - Багдаде, Исфахане, Дамаске, Бухаре. Среди этих просвещенных мужей были и известные по всему миру ученые, среди которых философ Хамид ибн Идрис аль Булгари, поэт Кул-Гали, Мирхаджи Оглы.

Однако элита Волжской Булгарии не ограничилась одними учеными, историками, богословами и философами. Особенную прослойку населения того периода составляли зодчие, строители, художники, искусные ремесленники, каллиграфы, чьи творения не только являлись яркими примерами цвета булгарского искусства, но и демонстрировали самобытность художественной культуры средневековой Булгарии вплоть до пришествия Чингисхана. Характерно, что развитие духовной культуры и искусства во всех его вариантах проявления шло параллельно с распространением Ислама на территории государства Волжской Булгарии.

Сегодня мы расскажем Вам, нашим дорогим читателям, об особенностях культовой архитектуры государства волжских булгар с момента принятия Ислама до нашествия монгол (речь идет о домонгольском историческом периоде).

Эта историческая веха в истории Волжской Булгарии – то время, когда складываются основные типы не только оборонных строений и жилых построек, но и культовых религиозных сооружений, то есть мечетей. Нельзя упускать из внимания тот факт, что мечетям, помимо непосредственно религиозного значения, придавалось и большое политическое: ведь именно в этих стенах демонстрировалось торжество власти централизованного государства, воплощалась сама идея мусульманства. Параллельно со столь высокими целями религиозные постройки являли собой наглядное и неоспоримое свидетельство высокой инженерной и художественной одаренности булгарских мастеров и зодчих, достижений цивилизации народа, выражением его высокой культуры. Согласно историческим письменным источникам, во всех крупных городах средневекового государства булгар – Булгаре, Биляре, Суваре, Ошеле - наряду с квартальными действовали и соборные мечети.

До сегодняшних дней дошли лишь остатки подземных частей соборной мечети Биляра (а именно фундамент, некоторые фрагменты оснований стен), которая в свое время была величественной, притягивающей путников. Рядом с мечетью также были найдены остатки древнего мавзолея. Время строительства мечети относят к началу X века. Культовое сооружение в Биляре представляло собой местный вариант классического типа многоколонной арабской мечети.

Стоит отметить, что поначалу после появления Ислама для архитектуры Волжской Булгарии была свойственна многоколонная мечеть, рассчитанная на довольно большое количество молящихся. Лишь с X века начинают появляться характерные архитектурные типы мечетей, которые можно различить по их форме в странах Ближнего и Среднего Востока. Культовые мусульманские сооружения имели присущие раннесредневековым монументальным зданиям черты суровой крепостной архитектуры. Это была своеобразная перестраховка на случай нападения на город (мечеть, как и любое другое строение, за долю секунды превращалась в защитную крепость). С этим и был связан обороноспособный характер стен и само устройство минаретов как боевых башен. Тот факт, что при археологических раскопках на месте мечети были найдены облицовочные изразцы синего и зеленого цветов, говорит о том, что интерьер мечети был декорирован.

На первых порах мусульманский храм в Биляре представлял собой обширную и довольно высокую конструкцией, которую строители возвели из сосновых бревен, с громадной прямоугольной по форме многоколонной залой. Ровно посередине залы билярской мечети был помещен искусственный бассейн, традиционный для религиозных сооружений Востока. В одной из коротких стен залы была сделана ниша, обозначающая направление на Каабу. В противоположной стене залы располагался парадный вход в мечеть. Безусловно, имелись иные входы в мечеть, а сама их система возводилась в соответствии с использованием каждого направления молельной залы. С левой стороны от главного входа можно было увидеть деревянный минарет.

Особенную, ни с чем несравнимую роль в создании и дальнейшем развитии булгарской архитектурно-строительной школы, в том числе и в постройке культовых сооружений, сыграли мастера из стран Ближнего Востока и Закавказья. Однако стоит отметить, что все архитектурные каноны напрямую повиновались системе булгарской школы зодчества, исходя из местных климатических, природных и архитектурно-строительных особенностей.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

12 и 13 августа на территории Болгарского музея-заповедника пройдет фестиваль средневекового боя «Великий Болгар». В рамках мероприятия ежегодно проводятся соревнования по историческому средневековому бою, мастер-классы народных ремёсел и музыкальные выступления. Enter посмотрел на обширную программу фестиваля и рассказывает, чего ждать от «Великого Болгара».

Что это за фестиваль?

Фестиваль «Великий Болгар» представляет собой масштабную реконструкцию средневековых реалий с рыцарскими боями, аутентичной кухней и музыкой. В этом году фестиваль впервые получил статус международного, благодаря включению в программу Клубного Чемпионата Европы по боям 5 на 5. В прошлом году фестиваль собрал в Болгаре около 40 тысяч человек. В этот раз на нескольких площадках пройдут конные турниры, средневековые бои, детские развлечения и насыщенная музыкальная программа, которую представят фолк-группы России. Вход для всех гостей мероприятия будет свободным.

Бугурт и конные турниры на Центральном Ристалище

Турниры по историческому средневековому бою проводятся с использованием настоящего затупленного оружия на специально оборудованных площадках - ристалищах. В рамках фестиваля пройдёт множество таких состязаний в различных номинациях и форматах. Одним из них станет «Битва Дворов», где двадцать человек, закованных в латы, сразятся в формате 10 на 10. Следом за ней, на центральной боевой площади, пройдут поединки пять на пять. В состязании на гран-при Европы будут участвовать бойцы из Франции, Чехии, Германии и стран бывшего СССР. Другой возможностью понаблюдать за тем, как проходили настоящие сражения несколько веков назад, станет Бугурт или по-привычному - стенка на стенку. Заранее оговорённого сценария здесь нет - это настоящая битва - поэтому наблюдать за боем становится гораздо интереснее. Любители личных первенств оценят бои в рамках турнира на Кубок Донжона, где представители различных клубов сразятся один на один. Помимо средневековых боев, гостей будет ждать и конный турнир, в ходе которого участники постараются столкнуть соперника с лошади. Все эти бои будут проходить оба дня на Центральном Ристалище.

Средневековая кулинария и бусы из стекла

Помимо агрессивных боев, гостей ждут и более мирные развлечения. Например, ремесленные мастер-классы по оружейному и гончарному делу, средневековой кулинарии и изготовлению музыкальных инструментов той эпохи. На площадке средневековых ремесел в дни фестиваля будет проходить мастер-класс «лэмпворк» или горновое бусоделие. Оно предполагает изготовление украшений из выдувного стекла. Под присмотром мастера любой желающий сможет самостоятельно сделать украшение и после остывания забрать его с собой. Также одним из главных атрибутов средних веков являлись музыкальные инструменты - пищики, жалейки, панфлейты, флейты, сурны. Первостепенной задачей станет их сделать, а уже потом - научиться играть. Еще один мастер-класс, проводимый на площадке, касается кулинарного мастерства. В аутентичной обстановке всех желающих будут учить делать бездрожжевые лепешки и сбитень.

Мечевые бои и чеканка монет для детей

На площадке детского средневекового мира будет своя насыщенная программа . Гостей помладше ждет чеканка булгарских монет. Помимо того, что дети сами изготовят собственные монеты, они узнают о том, как это делали в средних веках и как зародилось древнее искусство. Под руководством мастера все любители кукол смогут сделать себе свою обережную куклу на память, а на следующий день - сплести себе венок на мастер-классе по их изготовлению. Не обойдется и без «взрослых» развлечений - мечевых боев. Только вместо тяжелых стальных орудий, дети будут сражаться при помощи специальных мягких спортивных мечей - тямбар.

Фолк-метал в музыкальной программе

В течение всего фестиваля на главной сцене и площадке «Средневековых танцев и музыки» будут выступать гистрионы и шпильманы, то есть средневековые музыканты. Одними из ярких представителей станет московская группа Teufelstanz, которая выступает на всех значимых исторических фестивалях России. Они исполняют техничную средневековую музыку. Также на сцене появится группа Alkonost, являющаяся старейшей и одной из самых узнаваемых групп России в жанре фолк-метал. Следующим коллективом в музыкальном списке стала Mystterra & Cyber Piper, сочетающая «рамштайновский» рок с волынкой, что и определяет название группы. И последней группой в сет-листе стал московский проект Schellen, прославившийся звучанием европейского средневековья. Помимо музыкальной части, гости смогут пройти мастер-класс по танцам, на котором всех желающих обучат французским, шотландским и русским народным танцам.

Пешие прогулки и экскурсии

Также в программе фестиваля есть две экскурсии. Прогулка «Все по-настоящему» пройдет по основным площадкам мероприятия. Экскурсовод расскажет о предметах быта, гардероба, орудиях труда и боевых действиях и покажет, как работает фестиваль изнутри. Для интересующихся историей будет организовано посещение исторического лагеря, на территории которого также будут проходить отборочные бои. Экскурсоводы в лице участников фестиваля познакомят с походным бытом средневековых лагерей, а также помогут собственноручно снарядить Ордынского воина.

Питание и проживание

На время фестиваля гости могут не возвращаться домой, а жить прямо в Болгаре. Специально для этого будет организован палаточный лагерь, который выглядит как двух и трехместные домики в полный рост с кроватями и постельным бельем. На территории лагеря также есть санузел, душ и умывальники. Цена одного места 350-400 рублей. Другим вариантом станет туристический палаточный лагерь, который будет организован неподалеку от фестивальной площадки. Там можно остановиться с собственной палаткой, а рядом будет проведен санузел. Цена на период размещения - 300 рублей. Кроме того, на территории фестиваля предусмотрена зона питания, где будут расположены палатки с разным меню: стандартная кухня, условно историческая кухня с современным переосмыслением средневековых блюд и вечерняя палатка, в которой можно будет перекусить в конце фестивального дня.

Как добраться?

До Болгара ходят прямые автобусные рейсы из Казани, а также организованы специальные трансферы из Набережных Челнов, Нижнекамска, Ульяновска, Альметьевска и Елабуги. Важно, что билеты нужно покупать заранее, потому что на месте этого сделать не получится. Информацию о расписании автобусов и покупке билетов можно уточнить на официальном сайте мероприятия. Кроме того, до Болгара из Казанского речпорта каждый день в 8:00 отправляется теплоход, а в выходные дни, на которые приходится фестиваль, введен дополнительный рейс в 9:00. Также во «Вконтакте» есть специальная

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Раннебулгарский период был связан с появлением в Поволжье булгарских племен. Основными источниками их изучения являются археологические памятники, оставленные булгарскими племенами, и в первую очередь могильники - Больше-Танкеевский в Тетюшском районе и Кайбельский в Ульяновской области.

Обряды захоронения ранних булгар

Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в культуре булгарских племен много европеоидного «материала», но определяющими являются восточноазиатские элементы. Об этом свидетельствуют хозяйственный уклад и образ жизни раннебулгарских племен, нормы и традиции быта, отправления религиозных ритуалов.

Своих умерших соплеменников они хоронили, как правило, в глубоких ямах. Захоронения обкладывали костями лошадей, собак и других домашних животных, орудиями труда (железными ножами, иглами, глиняными пряслицами), оружием, украшениями (бусами, бисером, бронзовыми и серебряными нагрудными и поясными подвесками, накладками на ремни, браслетами, серебряными, реже золотыми серьгами и серебряными перстнями с сердоликом и цветным стеклом).

Обязательными элементами сопровождения в загробный мир были предметы быта - деревянные чаши, окованные медными и серебряными пластинами, костяными и бронзовыми пуговицами, бронзовыми зеркалами, а также керамические горшки и сосуды, изготовленные на ручном гончарном круге.

Погребальный обряд, большинство предметов и особенно керамика могильников раннебулгарского периода представляют собой один из самых северных вариантов средневековой салтово-маяцкой археологической культуры, созданной еще болгарами, аланами, савирами и другими тюркоязычными племенами во времена Хазарского каганата. Памятники Танкеевского и других могильников скорее всего принадлежат присоединившимся к тюркоязычным эсегелам, обитавшим ранее в Верхнем Прикамье и Вятско-Камском междуречье.

Результаты исследований убеждают в том, что различные группы раннебулгарского населения имели четко выраженные антропологические отличия. Так, большинство захороненных в Танкеевском и Тетюшском могильниках были людьми с явно выраженными европеоидными чертами, в отличие от погребенных на Болыпе-Тарханском и Кайбельском кладбищах.

История ранних булгар

На ранних этапах булгарской истории прослеживается серьезная конкуренция местных племен за местообитание и источники жизнедеятельности, поэтому важным содержательным материалом ранне-булгарского периода стала достаточно длительная борьба эсегелов с угро-венгерскими кочевыми племенами, располагавшимися в VIII- IX веке в левобережье Волги и Прикамье.

Это противоборство (военное, экономическое и культурное) завершилось в связи с уходом венгров на юго-запад. К тому времени конкурирующими сторонами уже был накоплен значительный опыт взаимодействия, взаимовлияния.

В IX-X веке численность булгарских племен в Среднем Поволжье заметно увеличивается, активизируется их хозяйственная деятельность по освоению новых земель и внедрению в жизненную практику прогрессивной технологии.

Социально-хозяйственной революцией стал переход булгар к оседлому образу жизни и освоению плужного земледелия. Оно заметно потеснило кочевое скотоводство. Принесенные болгарами из Причерноморья и с Северного Кавказа навыки ремесла, металлургии, строительства, кузнечного и оружейного дела, ткачества и обработки кож, гончарного и ювелирного искусства органично соединились с местными промысловыми традициями.

В условиях интенсификации хозяйственной деятельности булгар и усиления конкуренции с соседними племенами возросли роль и влияние булгарской военно-племенной знати, возглавившей в свое время переселение болгарских племен на Волгу. С ускорением процесса социальной дифференциации классообразования в обществе складываются предпосылки объединения племен и формирования раннефеодального государства.

Предпосылками этого процесса были переход к оседлому типу хозяйственной деятельности; освоение и закрепление за булгарскими племенами постоянных территорий; ускоренное развитие ремесла и торговли не только с соседними, но и с отдаленными племенами; усложнение социальной структуры общества; активизация и актуализация роли базовых элементов духовной жизни: научных знаний (в том числе исторических, философских, медицинских), образования, письменности, литературы, поэзии и искусства.

По политическим параметрам раннебулгарский период можно характеризовать как этап дружинной истории. Шла конкурентная борьба между различными группами военно-племенной знати. Заметную роль в этой борьбе играло ближнее военное окружение конкурирующих князей. К X веку конкуренция двух главных центров - Биляра и Сувара завершилась объединением булгарских племен в булгарскую конфедерацию. Создание конфедерации стало важным и необходимым шагом на пути к образованию единого и сильного Булгарского государства.