Квасные патриоты. На внимание

Выражение, иронически определяющее упрямую, тупую приверженность к мелочам национального быта (русскому квасу, одежде и проч.); этот «ура-патриотизм», восхваляющий все свое и порицающий чужое, противоположен подлинному патриотизму. Выражение это впервые употребил П. А. Вяземский. В «Письмах из Парижа», напечатанных в 1827 г. в журнале «Московский телеграф» (ч. XV, с. 282), он говорит: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна». Включив «Письма из Парижа» в собрание сочинений, Вяземский к выражению «квасной патриотизм» сделал следующее примечание: «Здесь в первый раз явилось это шуточное определение, которое после так часто употреблялось и употребляется» (Полн. собр. соч., т. I, СПб. 1878, с. 244), Письма Вяземского были напечатаны в «Московском телеграфе» за подписью Г. Р.-К., чтобы, как он пишет, «сбивать с толку московских читателей»; подпись эта должна была означать приятеля Вяземского, Григория Римского-Корсакова, «очень всем в Москве известного» (там же, с. 258). В. Г. Белинский в статье «Стихотворения Лермонтова», пользуясь выражением «квасной патриотизм», называет его «счастливым выражением» Вяземского (Полн. собр. соч., изд. Академии наук СССР, т. IV, М. 1954, с. 489). Тем не менее автором этого выражения часто называют издателя «Московского телеграфа» Н. А. Полевого (см. напр., П. И. Лебедев- Полянский, В. Г. Белинский» Литературно-критическая деятельность, М. 1945, с. 27), Выражения «квасной патриотизм», «квасной патриот» получили с 20-х годов прошлого века широкое хождение и стали применяться для характеристики реакционных взглядов лиц, которые истинную любовь к своей родной стране и стремление к ее развитию подменяли тупым преклонением перед отсталыми формами ее жизни и быта.

После… всякого рода холодных газетных возгласов, писанных слогом помадных объявлений, и всяких сердитых, неопрятно-запальчивых выходок, производимых всякими квасными и неквасными патриотами, перестали верить у нас на Руси искренности всех печатных излияний… (Н. В. Гоголь, О лиризме наших поэтов).

Впрочем, он поболел квасным патриотизмом недолго (И. С. Тургенев, Воспоминания о Белинском).

Алексей Тимофеевич не почувствовал себя сильно обиженным. Он часто говорил: «На то и газетки, чтобы быль с небылицей мешать». В статейке имени его не стояло, но намеки были ясные.

Подсмеивались над славянолюбием и «квасным» патриотизмом и его племянника и его самого (П. Д. Боборыкин, Китай-город, 2, 6).

Это выражение впервые употребил князь Вяземский в своих «Письмах из Парижа» :

Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre . У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом . Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна.

«Письма из Парижа» в первый раз были напечатаны в 1827 году в журнале «Московский телеграф », и некоторые исследователи ошибочно приписывают авторство выражения редактору журнала Н. А. Полевому .

Квас имел с древних времён самое широкое распространение в России и считался «народным» напитком. В разгоревшемся в XIX веке противостоянии славянофилов и западников выражение «квасной патриотизм» было быстро подхвачено последними для иронизирования над оппонентами. Последовательный западник Белинский называл это «счастливым выражением» Вяземского . В письме Кавелину (1847) Белинский пишет: «Терпеть не могу я восторженных патриотов, выезжающих вечно на междометиях или на квасу да каше».

Так квас стал напитком «патриотическим» и стал символизировать «коренное», «истинное» славянство , отечестволюбие и восторженный патриотизм . Именно в таком контексте читались строки в рассказе Тургенева «Два приятеля »: «Квас любил он, по собственному выражению, как отца родного, а вина французские, особенно красные, терпеть не мог и называл их кислятиной».

См. также

Напишите отзыв о статье "Квасной патриотизм"

Примечания

Отрывок, характеризующий Квасной патриотизм

Вдруг прямо передо мной возникла другая картина...
В той же маленькой каменной «келье», где на полу всё ещё лежало окровавленное тело Магдалины, вокруг неё, преклонив колени, стояли Рыцари её Храма... Все они были непривычно одеты в белое – снежно белые длинные одежды. Они стояли вокруг Магдалины, опустивши свои гордые головы, а по суровым, окаменевшим лицам ручьями бежали слёзы... Первым поднялся Волхв, другом которого когда-то был Иоанн. Он осторожно, будто боясь повредить, опустил свои пальцы в рану, и окровавленной рукой начертал на груди что-то, похожее на кровавый крест... Второй сделал то же самое. Так они поочерёдно поднимались, и благоговейно погружая руки в святую кровь, рисовали красные кресты на своих снежно-белых одеждах... Я чувствовала, как у меня начали вставать дыбом волосы. Это напоминало какое-то жуткое священнодействие, которого я пока ещё не могла понять...
– Зачем они это делают, Север?.. – тихо, будто боясь, что меня услышат, шёпотом спросила я.
– Это клятва, Изидора. Клятва вечной мести... Они поклялись кровью Магдалины – самой святой для них кровью – отомстить за её смерть. Именно с тех пор и носили Рыцари Храма белые плащи с красными крестами. Только почти никто из посторонних никогда не знал их истинного значения... И все почему-то очень быстро «позабыли», что рыцари Храма до гибели Магдалины одевались в простые тёмно-коричневые балахоны, не «украшенные» никакими крестами. Рыцари Храма, как и катары, ненавидели крест в том смысле, в котором «почитает» его христианская церковь. Они считали его подлым и злым орудием убийства, орудием смерти. И то, что они рисовали у себя на груди кровью Магдалины, имело совершенно другое значение. Просто церковь «перекроила» полностью значение Рыцарей Храма под свои нужды, как и всё остальное, касающееся Радомира и Магдалины....
Точно так же, уже после смерти, она во всеуслышание объявила погибшую Магдалину уличной женщиной...
– так же отрицала детей Христа и его женитьбу на Магдалине...
– так же уничтожила их обоих «во имя веры Христа», с которой они оба всю жизнь яростно боролись...
– так же уничтожила Катар, пользуясь именем Христа... именем человека, Вере и Знанию которого они учили...
– так же уничтожила и Тамплиеров (Рыцарей Храма), объявив их приспешниками дьявола, оболгав и облив грязью их деяния, и опошлив самого Магистра, являвшегося прямым потомком Радомира и Магдалины...
Избавившись от всех, кто хоть как-то мог указать на низость и подлость «святейших» дьяволов Рима, христианская церковь создала легенду, которую надёжно подтвердила «неоспоримыми доказательствами», коих никто никогда почему-то не проверял, и никому не приходило в голову хотя бы подумать о происходящем. Выражение "квасной патриот" ("квасной патриотизм") - означает слепое, лицемерное, фальшивое, модное, показное преклонение перед своей страной; мелочное русофильство; саркастическое словосочетание, которое обозначает тех, кто восхваляет всё "наше", исконное; склонность к бытовым мелочам национального уклада.

Чем-то напоминает происходящее нынче на Украине. Квасные патриоты дружно сменили комсомольские значки и пионерские галстуки на вышиванки и платочки. На улицах проходят шествия радостных граждан с фашисткой символикой и бандеровскими лозунгами. Хохлы вдруг поняли, что если они будут громче всех кричать "москаляку на гиляку " то у каждого из них наступит благоденствие и зарплаты в 1000 евро. А кто не верит, тот москаль ! Так и живём.

Выражение "квасной патриотизм" появилось в конце двадцатых годов девятнадцатого века. Оно являлось ироничным и презрительным наименованием казённого, официального патриотизма, то есть тех кто поддерживал политику Бенкендорфов и Уваровых, которые считали лозунг "народность, самодержавие, православие" не пустым звуком


Читайте ещё: что такое Итальянская забастовка

Кто является автором фразеологизма "квасной патриотизм"?

Пётр Андреевич Вяземский (1792-1878)

Доподлинно установить кто всё-таки впервые произнёс фразу "квасной патриотизм" сейчас уже нельзя. Однако существует множество свидетельств того, что им является Пётр Андреевич Вяземский - переводчик, литературный критик, публицист, историк, поэт. Историки приводят в доказательство записки самого князя датируемые 1878 годом.
Вяземский упоминает, что впервые он использовал этот фразеологизм в изданном в журнале "Московский телеграф" его критике на труд Франсуа Ансело о Российской Империи. Вяземский рассуждает:
"Большинство людей считает, что патриотизм, это похвальба своего родного. В своё время Тюрго навал это "du patriotisme d’antichambre " ("лакейским патриотизмом"). В России это носит название "квасной патриотизм ".
Кроме того, к данному словосочетанию был дан пространный комментарий:
"Здесь я впервые употребил это саркастическое выражение, которое затем стало настолько популярным, что до сих пор часто употребляется и вероятно будет ещё употребляться "
Популярный в узких кругах литературный критик В. Белинский подтверждает авторство Вяземского. В своей рецензии на книгу "Славянский сборник" за авторством Савельева-Ростиславича он отмечает:
"...ироничное это наименование "квасной патриотизм" которого многие опасаются, было изобретено самим князем Вяземским, и я считаю, что придумать наименование квасного патриотизма есть большая заслуга, чем издать научный труд, пускай и в 1000 страниц "

Первоисточники фразеологизма "квасной патриотизм"

ВЯТСКИЙ КВАС

(Квасной патриотизм)

Покупайте «Вятский квас»,
Граждане России!
«Вятский квас»?!
Да, «Вятский квас» –
Лучший квас России.

«Вятский квас» –
Высший класс,
Удовлетворит любого.
А вот от «Коко-колы»
Толка никакого.

Путин тоже «Вятский квас»
Ох, как уважает!
Без прикрас - этот квас
Дух наш укрепляет.
(Борис Киря)

Сенсации и замечания г-жи Курдюковой

"Патриот иной у нас
Закричит: «дюквас, дюквас,
Дю рассольник огуречный»,
Пьет и морщится сердечный;
Кисло, солоно, мове,
Ме се Рюс, э ву саве:
Надобно любить родное,
Дескать, даже и такое,
Что не стоит ни гроша!"
(поэт И. П. Мятлев)

"Им квас как воздух был потребен"
("Евгений Онегин" Пушкин)

"...дома вдруг сразу наполнились патриотами, кто отказался от коньяка и принялся за кислые щи ; кто предал огню несколько французских книжонок; кто-то высыпал из своей табакерки французский табак и заменил его отечественным. Все надоело разговаривать на французском"
("Рославлев" Пушкин)

"Многие люди считают себя патриотами, потому что их детишки одевают красные рубахи и кушают ботвинью"
("Отрывки из писем, замечания и мысли" Пушкин)

"Наевшись щей, напившись квасу,
Их разобрал патриотизм.
Хоть в двести семьдесят два гласа,
Но безопасен сей цивизм"

(Сергей Александрович Соболевский поэт)

Применение фразеологизма "квасной патриотизм" в литературе

"...я впервые вышел на подмостки театра в "Ревизоре" в московском театре. Меня встретили очень хорошо... Но на всём протяжении комедии возникали всяческие шиканья, и я понял, что это квасной патриотизм москвичей"
(из переписки актёров Каратыгина и Дюра)

"В то время я переписывался с редакцией журнала "Московский телеграф" и самым любимым предметом моих нападок было выражение квасной патриотизм"
(показания по делу о "Философических письмах" Н. Надеждин)

"...Иначе патриотизм превратится в китаизм , который обожает только своё за то, что оно своё, и не любит всё чужое, только за то, что оно чужое. И принимает все свои уродства и безобразия. Книга "Хаджи-Баба" английского писателя Морьера верная и показательная картина такого вот квасного (как выразился князь Вяземский) патриотизма"
(Белинский)

"Увы, наш читатель не любит ничего русского, не понимает и никак не желает понимать даже любви к своей Родине, и называет её квасным патриотизмом!"
("Клятва при гробе Господнем" Н. Полевой)

"Я не хочу понимать квасного патриотизма. При любой удобной возможности сбегу отсюда, даже моего кончика носа не увидите!"
(Из воспоминаний Авдотьи Панаевой)

Квасной патриот видео

– короткое, бьющее точно в цель ироничное определение для псевдопатриотов. Появлению этого меткого выражения мы обязаны другу А. С. Пушкина поэту Петру Андреевичу Вяземскому, который писал:

Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго (французский государственный деятель XVIII века) называл это лакейским патриотизмом... У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом.

Да, действительно, квас на Руси является национальным напитком и стоит в одном ряду с такими символами России, как валенки, водка, матрешка, рубль, кремль… Квас был широко распространен среди основной массы российского народа – крестьян, мещан, купцов и даже помещиков.

В первой главе «Евгения Онегина» читаем описание быта семьи Лариных:

В день Троицын, когда народ

Зевая, слушает молебен,

Умильно, на пучек зари,

Они роняли слезки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам.

Так, казалось бы, ничего зазорного в подобном сравнении быть не должно – квас прекрасный напиток, вреда от него никакого, сплошное удовольствие, всему народу нравится… Откуда же тогда нотка пренебрежения в выражении «квасной патриотизм»?

Дело, конечно, не в самом квасе, а в том, что не гоже определять «самоопределение» народа, государства и любовь к отечеству только по примитивному правилу: да здравствует то, что нравится нам, мы, дескать, не такие, как другие, поэтому мы лучше всех, и тому подобное.

Хорошо квасной патриотизм трактует Википедия:

«Квасной патриотизм - чрезмерная любовь ко всему своему, родному, хоть худому, и о своеобразном понимании истинного патриотизма: упрямая, тупая приверженность к мелочам национального быта».

У любой страны есть вещи, которые являются ее символами в глазах как ее жителей и иностранцев. Германия - пиво и сосиски. Англия - овсянка и пудинг. Франция - вино и женщины. Испания - коррида. Турция - турецкие бани. Финляндия - сауны. Россия - русская парная баня, которая существует столько, сколько существует сама Россия. Русская баня, кстати, гораздо древнее таких привнесенных символов России, как водка (читайте В. Похлебкин История водки), гармошка - середина позапрошлого века, матрешка (1890-е годы...) Поставить поставить себе рубленную баню мог даже небогатый человек, и вообще, представить себе нашу страну без бань просто невозможно!

Настоящий патриотизм состоит не в том, чтобы хвалить свое и хулить чужое. Настоящий патриот тот, кто любит свое отечество и старается трудиться для его блага и процветания. При этом он может любить квас, а может и не любить. Прекрасный напиток квас от этого не пострадает!

Другие интересные выражения из русской речи:

Фимиам – это общее название благовоний, которые курили не только перед алтарями

Интересное выражение – козел отпущения . Фраза недосказана, но все ее прекрасно

Интересное выражение – купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно

Соловей – самая приятная певчая птица, живущая на просторах России. Почему из всех

Кузькина мать (или показать кузькину мать) – устойчивое словосочетание непрямого

Выражение круговая порука – это выражение прямого значения, то есть означает то,

С древнейших времен у многих народов существует поверье, что крокодил плачет, когда

Крепкий орешек – это выражение принято связывать со взятием Петром Первым шведской

выражение красной нитью не имеет к идеологии никакого отношения. А имеет отношение

Великая Китайская Стена – самое большое архитектурно-строительное произведение

Выражение кесарю-кесарево библейского происхождения, как и многие другие

Пусть вас не смущает эта идиотская формулировка, составленная специально для

Китайские церемонии – этот фразеологизм мы нередко используем в разговоре. Как

По выражению лить колокола совершенно невозможно догадаться, какое еще значение

Верста – русская мера длины, существовавшая в России до введения метрической

Колосс на глиняных ногах – это своего рода характеристика или оценка чего-то

Про происхождение выражения колумбово яйцо разные источники сообщают примерно

Интересное выражение – купить кота в мешке. Его можно отнести к разряду интуитивно

Если это выражение пустить красного петуха прочитает иностранец, изучающий

Выражение костей не собрать для нашего российского уха достаточно привычное. Его

Издревле, еще до появления геометрии, люди привязывали меры длины к частям своего

Казалось, известное всем выражение, на кривой козе не подъедешь . Означает оно тот

Сирота казанская

Сирота казанская – очень интересное выражение. Сирота – понятно, но почему именно

Оказывается, возникновение этого фразеологизма напрямую связано с религией, точнее с

Попал как кур во щи говорят тогда, когда неожиданно попадают в крайне неприятную

Как от козла молока (получить) – говорят о человеке, от которого нет никакой пользы,

Калиф на час говорят про руководителей или начальников, которые оказались у власти

Выражение кануть в лету знакомо и понятно всем. Означает оно – исчезнуть из памяти,

Название города-государства Карфаген известно нам еще из учебников истории

Таскать каштаны из огня – это выражение обретет полную ясность, если добавить к

Это выражение – квадратура круга , наверняка вам где-то встречалось. А вот что оно

Как в воду глядел – выражение понятное по значению, но не сразу понятное по

Выражение во всю ивановскую, точнее, орать во всю ивановскую, известно очень

Выражение, или словесный оборот и на солнце есть пятна подчеркивает, что в мире

Выражение и на старуху бывает проруха говорит само за себя. Согласно словарю

И ты, Брут! – выражение знакомое практически каждому образованному человеку, даже

Иван, не помнящий родства – чисто русское выражение, уходящее корнями в нашу

Слово свечи в русском языке имеет несколько значений: прежде всего это свечи для

Выражение делать из мухи слона совершенно понятно, не содержит каких-то

Прописать ижицу - выражение из разряда ушедших из нашего обихода в прошлое. Но

На букву Г

В этом же словаре указано, что выражение вошло в оборот в 20-х годах 19 столетия.

Выражение поэта Петра Андреевича Вяземского (1792-1878) из сочинения «Письма из Парижа» (1827 г.). Впервые опубликовано в журнале «Московский телеграф» под псевдонимом «Г. Р.-К. »*: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d"antichambre (буквально «патриотизм прихожей»). У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».

В собрании своих сочинений Вяземский, в примечании к «Письма из Парижа», пометит этот отрывок сноской, где специально отметит свое авторство выражения «квасной патриотизм»: «Здесь в первый раз явилось это шуточное определение, которое после так часто употреблялось и употребляется» (Поли. собр. соч.Т. 1. СПб., 1878).

В своих «Записных книжках» Вяземский описывает разновидности псевдопатриотизма: «Выражение квасной патриотизм шутя было пущено в вход и удержалось. В этом патриотизме нет большой беды. Но есть и сивушный патриотизм; этот пагубен: упаси Боже от него! Он помрачает рассудок, ожесточает сердце, ведет к запою, а запой ведет к белой горячке. Есть сивуха политическая и литературная, есть и белая горячка политическая и литературная».

* Псевдоним «Г. Р.-К. » Вяземский выдумал, чтобы «сбивать с толку московских читателей». Под этим псевдонимом поэт подразумевал своего приятеля Григория Римского-Корсакова, «всем в Москве известного».

Примеры

(1892 - 1968)

«Повесть о жизни» (Начало неведомого века) (1956 г.) - "У каждого народа есть свои особенности, свои достойные черты. Но люди, захлебывающиеся слюной от умиления перед своим народом и лишенные чувства меры, всегда доводят эти национальные черты до смехотворных размеров, до патоки, до отвращения. Поэтому нет злейших врагов у своего народа, чем квасные патриот ы."

(1878 - 1939)

(1930 г.) (): "Пусть меня обвиняют в квасном, географическом патриотизме, но, чтобы остаться правдивым до конца, я должен не только сказать, но воскликнуть: "Только на Волге, только в Хлыновске бывают такие весны"."