Литературные аргументы к егэ по русскому языку. Вера как проблема или почему человеку хочется во что-то верить

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Христианские проблемы»

Текст из ЕГЭ

(1) В первой редакции «Мастера и Маргариты» встреча московских литераторов с иностранным специалистом по белой и чёрной магии изображена не совсем так, как в том варианте, который мы привыкли читать. (2) Берлиоз объясняет молодому поэту Антоше Безродному (позже автор исправит на Ивана Бездомного), какую стихотворную подпись надо сочинить к уже готовому рисунку в журнале «Богоборец». (3) Поэт слушает своего наставника и при этом выводит прутиком на земле лик. (4) В этот самый момент в их разговор вмешивается загадочный иностранец. (5) Его приводит в горячий восторг воинствующий атеизм московских литераторов, но он желает удостовериться в прочности их безбожия. (6) Проверка на прочность исключает всякую двусмысленность: он предлагает молодому поэту растоптать ногами нарисованный на земле лик. (7) Слабо? (8) Поэт конфузится, ему кажется такое предложение нелепым: действительно, с какой радости он должен отплясывать под чужую дудочку?

(9) Но Воланд, шпион душ человеческих, знает, как подобрать ключик к этому нехитрому замочку: он хихикает над трусостью лжеатеистов, которые только на людях богохульствуют, а глубоко в душе припрятали веру в Бога! (10) Так, на всякий случай! (11) Иванушка начинает топтать рисунок, чтобы у иностранца не оставалось никаких сомнений в отваге и партийной принципиальности постоянного автора журнала «Богоборец».

(12) Позже Булгаков серьёзно переработал эту сцену, очевидно посчитав подобную провокацию представителя нечистой силы чрезмерно демонстративной, тенденциозной, почти фарсовой. (13) Но думается, что в черновом варианте очень явственно, чётко обнажена важная для Булгакова мысль: человека без веры легко обольстить, легко сбить с праведного пути, легко подчинить чужой воле. (14) Поэт, скорее всего, сам бы стёр свой механически начертанный рисунок, но Воланду важно было придать непроизвольным движениям глубоко нравственный, символико¬ритуальный смысл. (15) Лёгкая насмешка, хохоток, щелчок по самолюбию - и Иванушка под беззвучный смешок беса исполняет свой обрядовый танец: подошва его сандалий удаляет с поверхности Земли очертания священного лика.

(16) Кажется, ничего особенного не случилось! (17) Ведь не икону бросили в огонь, ведь не крестик швырнули на тело убитой старухи, как это сделал Раскольников… (18) Что тут такого? (19) Созданное на пыли и вернулось в прах! (20) Но за внешней пустячностью происшедшего таится роковой смысл, неоглядную глубину которого не может прозреть человек. (21) Нет, Солнце по-прежнему восходит на востоке, по-прежнему Волга впадает в Каспийское море, по-прежнему время с той же постоянной скоростью стекает в вечность. (22) Но что-то изменилось в глубинных пластах человеческой истории. (23) На каком-то важном изгибе жизнь круто изломилась, и всё пошло не так, как должно было пойти.

(24) Понтий Пилат, отправивший на казнь безвинного человека, Иванушка Безродный, стёрший ногами скорбный лик… (25) Один совершил своё преступление под влиянием страха, другой поддался капризам умело раззадоренного самолюбия. (26) Если бы они могли знать, чем обернутся их действия! (27) Перед людьми, лишёнными веры, истина предстаёт как неизбежность, как необратимое последствие только тогда, когда уже поздно что-либо менять, когда утраченного уже не воротить. (28) Вера позволяет человеку видеть дальше собственного носа, вера даёт человеку силы жертвовать ради высокого и великого, вера даёт человеку духовность, приподнимающую его над обычным животным. (29) Только что теперь об этом говорить: трясущийся за свою жизнь Понтий Пилат уже утвердил приговор, поэт уже сплясал свой дикий танец… (30) Теперь поздно что- либо менять. (31) История свернула на тот смутный путь, куда её увлекло слепое и бездушное, как древний ящер, безверие.

(По В. Захарову)

Вступление

Что такое вера? Нужна ли она человечеству? Об этом размышляют многие писатели, философы, ученые. Чем отличается человек верующий от неверующего? Так ли велики эти различия и стоит ли их анализировать?

Проблема

В этом пытается разобраться В. Захаров, писатель-публицист, на примере анализа одного из отрывков романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В тексте поднимается проблема веры в бога и ее значения для жизни общества.

Комментарий

В. Захаров начинает текст со сравнения двух редакций романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. В первой редакции Ивана Бездомного звали Антошей Безродным. Берлиоз пытался объяснить ему, какую надпись написать к иллюстрации в журнале «Богоборец». Выслушивая его, поэт рисует прутиком на песке лик Богоматери. Загадочный иностранец, вмешавшись в беседу, выказывает восторг атеизму литературоведов. Чтобы убедиться в силе их убеждений, Воланд просит молодого поэта растоптать лик ногами.

Сначала молодой человек сомневается, но глядя на усмешку незнакомца и его предположения в неискренности их отречения от бога, все же топчет рисунок.

В последующих редакциях сцена значительно переработана. Булгаков решил, что такая провокация нечистой силы слишком очевидна и вульгарна. Но здесь позиция автора выражается очень ясно: Булгаков считает, что без веры человека очень легко соблазнить, спутать, сбить с пути, подчинить чужой воле. Всего лишь усмешка Воланда заставила Бездомного плясать под чужую дудку, растоптать святой лик.

С одной стороны, ничего особенного не случилось. Но за незначительностью поступка кроется иной глубокий смысл. Жизнь течет своим ходом, но что-то изменилось в глубинах сознания человечества, что-то сменило привычный, правильный ход времен.

Далее автор вспоминает грех Понтия Пилата, отправившего невинного на казнь, сравнивает этот поступок с деянием Ивана Бездомного. Именно их поступки привели к утрате веры, а за этим последовало иное восприятие истины.

Авторская позиция

Позиция автора предельно ясна. Он говорит о том, что вера помогает человеку заглянуть в будущее, надеяться на лучший исход, дарует человеку силы на самопожертвование ради чего-то великого, дает духовность, отличает человека от животного.

Потеря веры лишает человека надежды на возможное изменение существующего жизненного сценария.

Своя позиция

Соглашусь с мнением В. Захарова. Человек должен обладать верой, чтобы иметь надежду на чудо, на преображение будущего. Она дарует дополнительные силы для преодоления жизненных неурядиц и сложностей, и тогда просветление в жизни станет неизбежным.

Аргумент 1

Жизнь Сони Мармеладовой из романа Ф.М. Достоевского сложно назвать спокойной или счастливой. Она находится в постоянном напряжении, в постоянной тревоге за отца-пьяницу, за мачеху, больную смертельной болезнью, за их детей, которых никто кроме нее не накормит и не умоет. Чтобы хоть как-то справляться с упавшими на ее плечи обязанностями, эта молодая девушка идет работать по желтому билету, продавать свое тело, чтобы прокормить свою большую семью.

Не упасть духом, не потерять окончательно свое человеческое достоинство ей помогает вера в бога, чтение Библии, а именно чтение легенды о воскресении Лазаря. Эта же притча помогла и другому герою романа — Родиону Раскольникову — обрести себя и выбрать правильный путь в жизни. Вера во спасение способна наделить человека необъятной силой, дающей ему толчок вперед.

Аргумент 2

В начале 20 века произошел настоящий перелом в сознании людей, философы кричали «Бог умер!» (Ф. Ницше), писатели и поэты вторили им. Осознание, что люди сами управляют жизнью, повергло человечество в шок, и в обществе все чаще начали возникать упаднические настроения. Все это связано с утратой веры.

Заключение

Человек верующий ощущает себя менее одиноким, чувствует постоянную защиту и оберег. Утратив веру, человек остается один на один с самим собой, полагается только на себя, и все окружающее кажется ему имеющим неизбежный конец.

Любая деятельность человека, освоение новой профессии, или перемены в жизни и мышлении требуют, прежде всего, веру в это. То, что известно и делается каждый день не требует уверенности, человек и так уже не сомневается, чаще действует по привычке и уже прошёл все этапы колебаний между сомнением и уверенностью на ранних стадиях той или иной деятельности, когда ему было ещё не известно, как может повернуть жизнь, и каков будет результат. Именно то, с чем сталкивается каждый ступая в неизвестное будущее. Так по мере освоения деятельности укрепляется вера в себя и свои действия, до полной убеждённости по завершению.

Допустим, человек решил освоить новую профессию, заключающуюся в работе с людьми, тесно общаясь с большим количеством народу, притом незнакомыми и малознакомыми. Он подумал и решил, что ему сейчас необходимо культивировать уверенное и позитивное восприятие мира, которое приведёт его к успеху гораздо быстрее, чем робкое и неуверенное. Так и есть, однако даже самые уверенные действия и позитивное восприятие ситуации не принесут результатов, если в глубине души он будет безразличен, или неуверенным в своих действиях. Вся его напускная уверенность и позитив будут внешними и люди на тонком уровне почувствуют это. Человеку в таком случае, лучше оставить этот вид деятельности. Только, если он не найдёт для себя интерес.

Ведь, если он в глубине своего сердца будет, по каким либо причинам, ненавидеть свою новую работу и связанную с ней деятельность, или относиться с равнодушием, либо испытывать чувство неудачника, то ничего не выйдет из освоения этой деятельности. На уровне подсознания люди-клиенты, или партнёры будут чувствовать проявление действительных, внутренних убеждений и соответствующих побуждений.

Важно то, что влияние мыслей, убеждений и чувств не проходит с концом рабочего дня, если он в нерабочее время взволнован неустойками на работе и сомнениями, то как бы он не старался на работе выглядеть позитивным и респектабельным, он обречён на провал. Находясь периодически и немалую часть жизни в подобных мыслях и чувствах такой человек запускает намерение на поражение. Его чувства и мысли после работы полностью противоречат чувствам и внутреннему настрою на работе. Так часто происходит в жизни обычных людей на работе и в других аспектах жизни.

Этот пример позволяет увидеть какое влияние на жизнь оказывают мысли и чувства. Если человек желает добиться успеха в любом деле, в том числе и в технике не-делания*, ему необходимо постоянно быть бдительным, чтобы контролировать свои мысли и чувства каждый миг своей жизни, а не только действия. Обычно все начинания и действия людей терпят крах из-за отлаживания решения на время, до понедельника и т.д., либо непринятия его вообще, бездействия по причине неуверенности в себе.

Человек конечно же может бездействовать, предпочитая не идти определённым путём и воздержаться от какого либо рода деятельности, что может оказаться разумным. Однако если он бездействует терзая себя сомнениями добиться успеха, он уже инициирует поражение.

Отношение к себе и миру формируют взгляд на мир, на его ощущения и восприятие. Мир в точности таков, каким его каждый воспринимает, а жизнь соответствует. Восприятие построено на сознательном или бессознательном выборе. Всё, что происходит в жизни мы выбираем сами. Если человеку любые обстоятельства видятся безвыходными и мрачными, то он просто выбрал мнить их тупиковыми и непреодолимыми. В то время как другой увидит прекрасную возможность, что приведёт его к способу решения вопроса, а первый окажется не в силах найти способ решения вопроса. Все открытия за историю человечества делались по такому же принципу, пока человек не верит в возможность чего либо ему в голову не придёт идея, но стоит поверить и он наполнится идеями и увидит способ исполнить. Так вынашивались идеи самолётов, автомобилей и всех окружающих нас открытий.

Человек же в основном больше склонен верить в предрасположенность и судьбу, только нет жертв обстоятельств. Тому есть множество примеров, как инвалиды ведут более богатую и насыщенную жизнь, чем полностью здоровые люди. Примеров множество, даже мировых масштабов. Например Хелен Келлер .

«Хе́лен А́дамс Ке́ллер - американская писательница, лектор и политическая активистка. В возрасте девятнадцати месяцев Келлер перенесла заболевание (предположительно, скарлатину; осматривающий педиатр классифицировал расстройство как «воспаление мозга»), в результате которого полностью лишилась слуха и зрения. В те годы только начала проводиться работа с подобными детьми. Когда Хелен достигла семилетнего возраста, её родители решились подыскать для дочери учителя. Директор школы Перкинса для слепых прислал им молодого специалиста Энн Салливан. Салливан сумела найти подход к девочке, что стало существенным прорывом в специальной педагогике...»

Если бы Хелен не верила, в себя и свои способности, то не достигла бы никогда такого развития и образования, с другой стороны преподаватель Энн Салливан взращивала мечту, подкрепляя её своей верой, видя девочку в будущем в том образе, который получился в итоге. Родители, не выбрали ограничения социальной обусловленности, диктующей невозможность дальнейшего развития ребёнка, а выбрали верить, что есть возможность и нашли преподавателя для дочери.

Второй пример , из наиболее известных Николас Вуйчич родившийся в 1982 году в Мельбурне без рук и ног. Медики не смогли предвидеть такое, несмотря на три сонограммы. Семья Вуйчич приняла этот вызов и с достоинством прошли его, воспитав сына не дозволившему физическому недостатку испортить дальнейшее, ограничивая стиль и образ жизни. Он объездил весь мир, собирая стадионы, делясь своим опытом и достижениями. Сегодня этот динамичный молодой евангелист достиг большего, чем многие люди достигают за всю жизнь. Он писатель, музыкант, актер. Его хобби включают рыбалку, живопись и плавание. По последним сведениям 7 августа он стал отцом. Его супруга Канаэ Миахаре подарила ему второго ребенка. А первенец Кийоши Джеймс Вуйчич родился в феврале 2013 года.

Наведите курсор мышки на изображение и посмотрите слайд-шоу


В первой редакции «Мастера и Маргариты» встреча московских литераторов.

Вступление

"Во что сейчас верить? И нужна ли она?" - многие сейчас задают себе это вопрос. Возможно вера вовсе не нужна и человечество способно на многое, исключив понятие "веры" из жизни?! Подобные вопросы дали пищу для размышления публицисту Виктору Захарову, который отразил это в своих статьях. Ведь проблема веры и ее отсутствия встала перед человеком издревле.

В. Захаров, рассказывая о первой редакции "Мастера и Маргариты", отметил, что сам автор М. Булгаков в своем романе выделил поступки, которые совершаются при отсутствии веры. И совсем не затронул тему атеизма.

Проанализировав данное произведение, публицист с болью от осознания сделал заключение, что не имея веры, человек - опасен.

При отсутствии веры, каждый человек может совершить настолько страшные поступки, даже не отдавая себе в этом отчет. И, даже спустя время, ощутив раскаяние, будет слишком поздно. Прошлое не вернуть и придет время ответа за поступки.

Ваша позиция по проблеме

Сложно не согласиться с позицией автора. Поскольку, не имея веры, человек, словно слепец во мраке, что-то делает, с чем-то борется. И встает вопрос: "А ради чего все это сделано? Что является его конечной целью?". Такой человек никогда не увидит последствий своих "творений".

А. С. Пушкин очень точно отразил в своем стихотворении "Бес" картину-метафору, в которой человек потерял дорогу в чистом поле.

Повсюду ему мерещатся бесы, так и норовящие сбить его с пути. Главной мыслью поэта было: "Если человек лишится святого - веры, то бесы заполнят его душу".

Аргументы из литературы

В истории можно наблюдать множество фактов, подтверждающих поглощение целых народов бесами от безверия. К одним из таких фактов относится нацизм. Убежденные в своем великолепии, охваченные бесовской верой, они натворили столько зла, что помнит человечество по сей день.

А как в СССР расправлялись с теми, кто не разделял коммунистических взглядов о светлом будущем, наверняка помнит старшее поколение. Ведь многие были сосланы или казнены. И все это явило отсутствие веры.

Так страшен не тот, кто живет в безверии, подобно Раскольникову. А количество таких раскольниковых, их тысячи.

Толстой «Война и мир». Наталью одолевала нравственная болезнь, после того как она хотела сбежать с Курагиным. Девушку не мог излечить ни один врач. Она считала себя падшей женщиной и думала, что никто никогда не возьмет ее в жены. Пьер навещал Ростову, уверял, что все у нее в жизни сложится и что, если бы он не был человеком женатым, то он бы женился на Наталье. Безухов верил в Наташу и тем самым помог ей поправиться.

Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Убив старуху-процентщицу, Раскольникова мучила совесть, поэтому он решил во всем признаться Соне, так как считал ее тоже преступницей. Девушка смогла объяснить Родиону, что он не имеет право убивать человека, даже если считает его «вошью». Соня пожалела не убитых, а убийцу! Она посоветовала Раскольникову выйти на перекресток и попросить у людей прощение. Соня верила, что Родион откажется от своей теории, что и случилось на каторге.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что автор никоим образом не ставит целью всех приобщить к церкви и заставить поверить в бога. Он пытается донести до людей, что вера должна быть нравственным ориентиром в жизни и присутствовать в каждом человеке.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2015-04-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

И ни церковь, ни кабак -

Ничего не свято!

Нет, ребята, всё не так!

Всё не так, ребята...

В.С. Высоцкий

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых значительных произведений русской литературы XX века. Таким это произведение делают его неоспоримая художественная ценность и широкая проблематика. Автор ставит перед читателем вечные философские вопросы: что такое истина, что такое добро и зло, выбор между милосердием и справедливостью, поступки и внутренняя свобода человека и многие другие. Одной из самых интересных, на мой взгляд, проблем романа является проблема веры человека в Бога.

Вопрос веры поднимается в первой же главе, и задает его, как это ни парадоксально, дьявол, вмешавшийся в разговор двух атеистов. Отвергая доказательства «бытия божия», Берлиоз, по словам Воланда, повторяет Иммануила Канта. Но, разрушив все пять доказательств, Кант «как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое». Строго говоря, Кант не создавал никакого доказательства бытия Бога, но в тоже время он считал, что вера содействует улучшению нравственности, тогда как атеизм обычно приводит к падению морали. Именно эта мысль, на которую в романе содержится лишь намек, развивается на протяжении всей его московской части.

Булгаковеды считают, что второй визит сатаны Воланда в Москву состоялся примерно в 1936 году. Прошло почти двадцать лет с момента октябрьского переворота. В безбожии успело вырасти целое поколение. Каким же предстает перед читателями современное автору общество?

Целая галерея образов демонстрирует все мыслимые пороки: пьянство и распутство (Лиходеев, Семплеяров), взяточничество (Босой), зависть (писатели МАССОЛИТа), самодурство и подхалимство (заведующий городским зрелищным филиалом и его подчиненные), скаредность (Соков), ложь (Бенгальский, Лапшённикова, литературные критики), хамство (Варенуха), трусость («боров» Николай Иванович, Римский), необразованность (Бездомный), приспособленчество (Арчибальд Арчибальдович), корысть и доносительство (Майгель, Могарыч), склочность и нездоровое любопытство (Аннушка).

Люди отвергли Бога, для них нет ничего святого. Их вера подобна найденной Бездомным забытой иконе, висящей в пыли и паутине на грязной кухне. Зато там, где нет Бога, есть, где разгуляться сатане. Нечистая сила является в Москву, чтобы напомнить ее жителям о существовании если не бога, то хотя бы дьявола.

Потусторонний характер происходящего в романе подчеркивается частым употреблением таких устойчивых выражений, как «бросить все к черту», «фу ты черт», «какого черта», «черт возьми», «черт побери», «черт знает что». И, как мы видим, именно дьявол лучше всех знает, что именно происходит и будет происходить. Люди чертыхаются, не задумываясь над истинным смыслом слов, не подозревая, что их невольные пожелания могут исполниться буквально. Стоило председателю Зрелищной комиссии Прохору Петровичу произнести «черти б меня взяли», как Бегемот ему это устроил, оставив исполнять должностные обязанности его костюм. Как только Маргарита подумала о том, что заложила бы душу дьяволу за информацию о мастере, так тут же появился Азазелло с «приглашением в гости» к Воланду.

И все же в людях осталось еще что-то хорошее, «и милосердие иногда стучится в их сердца». «Ради бога, не мучьте его!» - просит за Бенгальского женский голос на представлении в Варьете. Бога москвичи вспоминают так же неосознанно, как и черта, хотя делают это намного реже, и в основном после столкновения с проделками нечистой силы. Часто это выглядит весьма комично, как, например, явление полуодетого Бездомного с иконкой и зажженной венчальной свечой в Грибоедове. Вера в дьявола - обратная сторона веры в бога. Не случайно эпиграфом к роману взята фраза Мефистофеля из «Фауста» Гёте: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». И действительно, в «Мастере и Маргарите» Воланд и его свита вершат справедливость, карая и награждая людей за их деяния, воздавая каждому по его вере.

В эпилоге романа описывается дальнейшая жизнь тех, кто оказался вовлеченным в невероятные события. Кто-то вспоминает о них со страхом и ненавистью, кто-то с сожалением. Трудно сказать, поверили ли они в Бога, но в существовании сатаны убедились на собственном опыте. Автор с иронией пишет об «исправлении» Лиходеева и Варенухи, первый из которых «совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку», а второй теперь никогда не врет по телефону.

Позиция автора схожа с постулатом Канта о том, что атеизм - это зло, которое пагубно влияет на нравственность. Но постижение Бога совершается у Булгакова через доказательство бытия дьявола: «По-верьте хоть в то, что дьявол существует! О большем я уж вас и не прошу». Вера в дьявола - это боязнь наказания за грехи, возможно, единственный сдерживающий фактор для невежественных, не имеющих четких моральных ориентиров людей - низшая ступень на нелегком пути к настоящей духовности.
  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • А.С. Пушкин-стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны». Это стихотворение является поэтическим пере­ложением молитвы Ефрема Сирина. Пушкин здесь говорит о благотворном воздействии молитвы на человеческую душу, о том, что молитва способна укрепить сердце, спасти человека в дни жизненных невзгод.
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «Когда волнуется жел­теющая нива». Пейзаж в этом стихотворении - несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Лири­ческий герой наблюдает, «как волнуется желтеющая нива», свежий лес задумчиво шумит, «студеный ключ играет по ов­рагу». И эта красота и гармония окружающего мира усмиря­ют волненье лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все его мысли и чувства. Душа его устрем­ляется к Богу, и «сколько веры, сколько любви душевной ска­зывается тогда в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем»! (Висковатов)
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «Молитва». В этом стихотворении лирический герой говорит о молитве, о той ми­нуте, когда человек впадает в тоску и отчаяние и обращается к Богу. И молитва эта - «чудная», она обладает «благодатной силой», спасая в минуты сомнений. В финале стихотворения уходит томленье, тоска, раздирающие душу сомнения - ос­тается лишь мир, покой, надежда.
  • Ф.М. Достоевский - роман «Преступление и наказание».

Очень важной является тема веры в романе Ф.М. Достоевско­го. Раскольников своим преступлением хотел разрешить себе «кровь по совести». Однако затем стал мучаться содеянным, почувствовал отчуждение от окружающих. И только вера, искреннее покаяние, любовь, к чему его исподволь подводит Соня, могут спасти его заблудшую душу.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики) . В этой книге писатель размышляет о вере, ее значении в нашей жизни. Он считает, что верующий чело­век не способен к насилию, поэтому не будет стремиться к коренным изменениям в стране. Человек же неверующий и честолюбивый в этом плане может быть очень опасен для стра­ны и народа.