Моя школа игры на скрипке. Звукоизвлечение и работа над штрихами в классе скрипки

Штрихами называются различные приемы движения смычка. Ими передается смысловое значение исполняемой музыки, и поэтому их можно с полным правом считать главнейшими средствами музыкальной выразительности при игре на смычковых инструментах.


За длительный период времени богатейшая практика игры- в первую очередь на скрипке и на виолончели-накопила множество разнообразнейших штрихов, между которыми в отдельных случаях трудно бывает провести определенную грань, классифицировать их. Поэтому ниже мы остановимся на самых основных штрихах и лишь вскользь коснемся некоторых наиболее употребительных их разновидностей.


Основными штрихами следует считать detache, legato, различные виды staccato и spiccato, а также tremolo. Detache (фр.) - штрих с отчетливой attacc"ой, явно выраженного декламационного характера. Этим штрихом исполняют энергичные фразы, требующие большой полноты и сочности тона:

В быстром движении штрихом detache могут быть сыграны также построения моторного порядка, в том числе довольно стремительные пассажи (если нужно достичь достаточной полноты звучания):

Если detache исполняется наибольшей для данного темпа длиной смычка, вплоть до использования всего его размаха, то данный прием обычно называют grand detache:

Как видно из всех приведенных выше примеров, главнейшим отличительным признаком detache, независимо от темпа, силы звучания и размаха смычка, является исполнение одной ноты на каждое движение смычка в одном направлении. По данному признаку этот и другие подобные ему штрихи (например, описанное ниже sautille) носят название разделенных.
Наоборот, legato представляет собой штрих, включающий несколько нот на один смычок. В противоположность декламационному характеру detache, плавное движение legato в наибольшей степени воспроизводит именно песенную, ариозную сторону человеческого пения.


В записи legato каждая лига обозначает одно направление смычка. Вот примеры мелодических фраз, исполняемых legato:

Отрывистые штрихи - staccato и spiccato - отличаются друг от друга тем, что staccato исполняется без отрыва смычка от струны, в то время как spiccato основано именно на подпрыгивании смычка после каждого его соприкосновения со струной.

Сущность staccato заключается в энергичном толчке смычком, после чего наступает мгновенное ослабление звучания. В приведенном отрывке staccato исполняются все восьмые и уж конечно шестнадцатые ноты (каждая из шестнадцатых играется движением смычка в том же направлении, что и отделенная от нее паузой предыдущая восьмая):

Что же касается четвертей с точками над ними, то в данном случае протяженность самого звучания (толчка смычком) значительно короче периода затухания звучности (почти полной остановки движения смычка). Кроме того, перед каждым новым толчком возникает реальная остановка для перемены направления движения. Подобный способ игры staccato подчеркнуто акцентированным разделенным штрихом называется martele. Его иногда обозначают удлиненными остроконечными клинышками над нотами или же словесным указанием.
Каждая нота обычного staccato может быть сыграна как в том, так и в противоположном направлении движения смычка по отношению к предшествовавшей (предшествовавшим).

В приведенном ниже примере на пунктированное staccato могут быть указаны два способа его исполнения: разделенным штрихом (то есть путем чередования ∏ и V) и по две ноты staccato на одно направление смычка:

Следовательно, в одном направлении можно сыграть две и больше нот staccato. Каждой из них соответствует свое особое легкое движение (толчок) смычком.

Приведем, например, довольно распространенный в виртуозной практике прием исполнения значительного числа нот staccato в одном направлении смычка (легче вверх); следует только оговорить, что при групповой игре штрих этот не применяется:

Как уже было сказано выше, spiccato является основным подпрыгивающим штрихом. Главная особенность таких штрихов - их легкость, воздушность.
Приведем несколько примеров различного применения spiccato. Грациозный, в умеренном темпе исполняемый отрывок из увертюры «Щелкунчика»:

Sautille отличается от обычного spiccato тем, что с увеличением скорости исполнитель перестает управлять отдельными движениями смычка и с этого момента начинает преобладать механическая, моторная природа штриха, регулируемая упругостью смычка, его способностью отталкиваться от струны.

Примером sautille может служить «Полет шмеля» из «Сказки о царе Салтане»:

Но и при переходах со струны на струну, например, при исполнении арпеджированных группировок на трех-четырех струнах:

С помощью прыгающих моторных штрихов невозможно достичь сколько-нибудь значительной силы звучания.

Одним из употребительнейших оркестровых штрихов является tremolo. Оно представляет собой повторение одной ноты путем быстрого попеременного движения смычка в разные стороны без отрыва его от струны (так называемое tremolo правой руки). Чем более громкую звучность нужно извлечь при игре tremolo, тем больший размах приходится делать смычком. Громкую звучность извлекают серединой смычка при большом размахе его движения; наоборот, едва слышное tremolo (буквально - шорох) можно получить лишь у конца смычка, почти незаметным его движением.

5. Гаммы

Зачем вообще нужны гаммы, инструктивный материал?

Чтобы ответить на этот вопрос, начнём издалека.
Управление игровым процессом требует некоторого количества внимания.
Очевидно, что однородный процесс проще, чем процесс, содержащий в себе изменения (смены позиций, смычков, etc.). Чем больше их на единицу времени, тем труднее. Сложен для контроля также процесс, совмещающий одновременно несколько факторов (трудности в правой и левой руках, двойные и переходы и т.д.).

Упростить задачу можно, расчленив её на составляющие . Этот приём – один из самых эффективных. Мы как бы выделяем различные элементы музыкальной ткани (очень часто находя при этом то слабое звено, которое создавало проблему), прорабатываем каждый приём в отдельности, после чего вновь собираем в единое целое. В общем, "разделяй и властвуй" .

Так вот, гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения. Не стоит воспринимать эти слова буквально, хотя гаммы и в чистом виде встречаются сплошь и рядом. Я имею в виду и аппликатурные группы, и стандартные переходы, и ощущение позиции. Это как конструктор.

Теперь расшифрую, что, собственно, я включаю в понятие "гамма" :

Во-первых, не ограничивайтесь одной гаммой Ля мажор. Играйте все гаммы – по одной в день, и скоро вам станет всё равно, какую гамму сыграть.

Во-вторых, начинайте гаммы Ре и выше как со струны Ре, так и с Соль и как с 1 пальца, так и со 2-го.

В-третьих, длительности: включите в стандартный набор триоли, квинтоли, секстоли.

Всегда играйте гамму хорошим, качественным меццо-форте! Хорошо сделать небольшое крещендо к верхней точке.

Дополнительные упражнения:

  1. Гамма только 1-2 (или 2-3, или 3-4) пальцами – с сохранением большого пальца "на якоре" (серединное положение, позволяющее доставать обе позиции). Очень полезно для раскрепощения руки и интонации в двойных.
  2. Упражнение на чёткое падение-поднятие пальцев:

Арпеджио

Я предлагаю три арпеджио: Т3/5, VI6, S6/4 + два септаккорда: УмVII7 и D6/5 в тональности, а не от пальца, это полезнее, слух воспитывается в тональности.

NB: При исполнении IV6, S6/4, 7A возможна оптимизация движений пальцев ЛР:

Интервалы, отмеченные скобкой, ставятся одновременно.

Требует привычки, но повышает надёжность интонации и сокращает количество пальцевых движений. Этот приём одномоментной постановки можно использовать в самых разных пассажах. Не пренебрегайте им, окупится сторицей.

Двойные ноты

Тут всё обычно: терции, сексты, октавы обычные и фингерированные и децимы.

Кроме уже упоминавшегося приёма - большого пальца на "якоре" – можно обратить внимание на следующее:

Добивайтесь звучания "третьего звука" – обертона, возникающего при чистом взятии двойной и достраивающего аккорд.

Не пережимайте пальцами левой руки.

В секстах переходите с ноты на ноту переезжая-перекатываясь пальцами, почти не поднимая их.

В октавах и децимах особое внимание к переходам. Они должны быть мягкими, движение чем-то напоминает вибрационное, рука непрерывно готовит переход в новую позицию. В октавах должны звучать обе ноты .

При растянутом положении руки (фингерзация, децимы) не выпячивайте запястье, наоборот, попробуйте забрать его под гриф.

В фингерированных октавах отчётливо поднимайте 4 палец в округлое положение.

Длительности в двойных: восьмые (по 4 на смычок), шестнадцатые и пассаж (вся гамма в одну сторону на один смычок).

6. Штрихи смычка

Этюды играют роль гамм для правой руки, т.е. для штриховой техники, а также для некоторых форм деятельности левой руки – особые виды переходов, трели etc. Полезно учить (культивировать) штрихи именно на гаммах и арпеджио. Хорош также Крейцер №1, знакомый каждому с детства и не отвлекающий в силу этого от основной задачи.

Когда штрих-приём достаточно освоен – а критерием тут является способность варьирования – динамики, темпа, характера – рекомендую переходить к "эпизодам из жизни" – отрывкам из музыкальных произведений, где в чистом виде встречается тот или иной приём. Выберите себе несколько отрывков на каждый вид техники и шлифуйте. Так, говорят, работал над штрихами Давид Фёдорович. Полезно использовать как эпизоды из уже пройденных произведений (не будете отвлекаться на текст и пьеса сохранится "в боевой готовности"), так и штудировать трудности из того, что только предстоит сыграть.

Чем мельче штрих, тем мельче часть руки, его выполняющая.

Внутри самого короткого штриха должна быть маленькая чёрточка.

Некоторые замечания с списку штрихов:

Длинный звук. Параллель: наберите полную грудь воздуха, надуйте щёки и медленно-медленно выпускайте воздух через малюсенькую щёлочку в губах – туго и очень ровно.

Деташе . Здесь вариантов очень много, вот лишь некоторые из них:

  • Grand detache (широкое деташе) с удлинняющим дополнительным движением кисти в ТОМ же направлении, что и штрих.
  • фингерштрих . Попробуйте играть его медленно, в кантиленном характере, максимально используя пальцевой резерв.
  • максимально широкое и быстрое деташе на весь смычёк. Чтобы он не прыгал – следите, чтобы соотношение горизонтального и вертикального момента было очень выверенным.

Мартле – следить, чтобы штрих не сводился к одной атаке – после неё должно следовать тело звука.

Чем резче движение смычка, тем жёстче рессора пальцев.

Идентичный штрих у колодки, так называемые "качели" . Мизинец отпускает смычёк, тот падает на струну и в момент падения совершается кистевое горизонтальное движение. Смычёк отскакивает от струны, и цикл повторяется вверх.

Спиккато. Крупное – практически всей рукой, мелкое – кисть, пальцы.

  • легато+спиккато : 2+2, 3+3.
  • Только вверх , кисть совершает круговые движения. При ускорении этого штриха он превращается в
  • летучее стаккато на одном месте – очень эффектный приём.

Стаккато.

  • "Шпоровское". Один из алгоритмов нахождения (возникновения) ощущения: 1.Кистевое тремоло (кисть расслаблена, подвешена, упор на указательный палец, минимальный смычёк) – 2. Тремоло в одну сторону (остаётся только движение вверх). Сохранять подвешенное состояние кисти, не идти пальцами, задирая кисть и, в конце концов, запирая себя..
  • Летучее – не стараться прыгать, идти от струны, от лежачего.

Сотийе – Маленький очень плотный смычёк в определённой, довольно узкой зоне близко к середине – не в самом конце. Упругая природа смычка заставляет его самопроизвольно отскакивать от струны. В этом принципиальное отличие от спиккато – штрих идёт от струны , а не бросок НА струну. Правильно отрегулированный приём отличается стабильностью, устойчивостью, звучностью.

Рикошет – завершающая нота вверх кистью, тогда как сам рикошет - всей рукой. Опять-таки меньше прыгать, стремиться к звучности штриха.

Соединение струн – обратить внимание на подготовленность и, как следствие, плавность выполнения. Как и в смене позиций – сначала подготовка – потом игра. Никогда одновременно!

При повторяющихся фигурациях – усреднённое положение локтя; плавность, восьмёрки и кружки.

Хрестоматийный Крейцер №11.

Переход на нижние струны – всей рукой, особенно у колодки – иначе проваленное запястье чревато хрипом.

Аккорды. Сначала арпеджиато, затем более цельно. Собранная рука. Дополнительное движение кисти-пальцев важно, но не должно переходить в расхлябанность. Возвратное движение кисти-пальцев.

Не стараться продавить среднюю струну, всегда, в самом быстром темпе круговое движение.

Играть вверх и вниз.

И напоследок одно замечание касательно левой руки – после каждого аккорда расслабляйте пальцы!

Трели – активизация на короткое время – расслабление. Помогать вибрационным движением, но не подменять им работу пальцев.

Главной, конечной целью в работе над штрихом является его образное наполнение, содержательность извлекаемого звука. Поэтому:

Не играйте штрих, играйте характер.

7. Как учить?

Как учить, как заниматься? Этот один из самых часто задаваемых вопросов.

Большое значение для оптимизации домашних занятий имеет момент осознанности повторений. Между двумя повторами должна быть пауза для анализа и осознания сыгранного и корректировки сиюминутной задачи для нового повторения. В процессе занятий должна уставать голова, а не руки. Это спасёт их от переигрывания, сэкономит вам время, разовьёт аналитические способности и сбережёт нервы окружающим. Сколько плюсов! Ради этого стоит постараться.

Важно соблюсти два момента – предслышание того, что собираешься сыграть и контроль над сыгранным. Это не так просто. Слышание вперёд, чёткое ясное представление о последующем развитии фразы (и – как следствие – об игровых приёмах, необходимых для достижения цели) является для нас той путеводной звездой, по направлению к которой нам нужно двигаться. При её отсутствии занятия превращаются в поиск наугад. Чем точнее наше внутреннее представление, тем больше мы имеем шансов добиться цели. В то же время это идеальное внутреннее звучание не должно заглушать в нас то, что выходит из-под смычка, ибо в противном случае мы рискуем из исполнителя превратиться в сам-себя-слушателя, а остальная аудитория может не разделить нашего восторга. Это случается, когда, страстно увлечённый чьим-нибудь исполнением того или иного произведения, стремишься повторить его. Отдельные характерности тогда затмевают собой общую, объективную картину, и с увлечением музицирующий не отдаёт отчёта в несоответствии слышимого внутри и возникающего из-под смычка.

Сказанное не исключает возможности неожиданных колористических, технологических находок, идущих от сенсорной стороны занятий. Но совершенно очевидно, что путь проб и ошибок, метод коррекции “постфактум” гораздо менее эффективен, чем тот, при котором каждое следующее повторение скорректировано в соответствии с тем идеальным звучанием, которое непременно должно присутствовать и присутствовать активно в ушах каждого исполнителя.

Предслышание далеко вперёд вообще является необходимым условием соблюдения пропорциональности формы, логики построения фразы, но особое значение приобретает в быстрых, моторных эпизодах, когда нет времени думать о каждой ноте. Мышление блоками (ритмическими, аппликатурными, штриховыми) повышает надёжность исполнения, освобождая внимание. Чем быстрее темп, тем крупнее блок, расстояние от одного “опорного пункта” внимания до следующего. Объединять в блоки лучше начиная с небыстрого темпа, предвидя темп окончательный.

Итак:

Первый этап: Предельно ясно услышать то, что собираетесь сыграть – нота, мотив, фраза.

Второй этап: Не издавая ни звука, представьте в голове и в руках , что уже играете. Почувствовали? Ещё раз.

Половина работы сделана. Осталось воплотить ясно видимое-слышимое в жизнь, повторить пару раз, внося необходимые коррективы и "вбивая в руки".

Ещё:

Способ первый: медленно, ноту за нотой осваивать материал, не спеша, контролировать свободу аппарата, успевать думать обо всём, хорошо слышать вперёд. Ускорение до темпа в этом случае происходит по следующей схеме:

1) медленно мыслим – медленно играем, 2) быстро мыслим – медленно играем, 3) быстро мыслим – быстро играем.

Способ второй: берётся небольшая группа нот и сразу играется довольно быстро – пауза - ещё раз. Всё это с анализом – что плохо и как это “плохо” исправить (собственно, это актуально для всех способов). Группировать эти ячейки можно по разным принципам: аппликатурному, позиционному и т.д.

Отдельно можно просмотреть все элементы, из которых состоит музыкальная ткань и соединения этих элементов. Каждый из них, взятый в чистом виде, скорее всего не вызовет особых проблем. Трудность, как правило, заключается именно в их соединении. Наша задача – отыскать место, вызывающее сбой, расчленить его на элементарные составляющие, прочистить их и собрать всё воедино – невольно напрашивается аналогия с починкой какого-нибудь агрегата J

2009 © Все права защищены. Перепечатка статьи только с письменного разрешения автора и администрации сайта с ссылкой на источник.

В. Григорьев — Штрихи
(из книги «Методика обучения игре на скрипке»)

Штрих (нем. Strich — черта, линия) — выразительный способ исполнения, извлечения смычком того или иного характера звучания, музыкальной артикуляции. Свое название этот вид смычковой техники получил от тех черточек и линий, которые стали ставить над нотами для обозначения способа проведения смычка, С. Фейнберг писал, что «штрихи смычковых инструментов можно назвать «видимым дыханием» музыки. Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов».

В основе штрихов лежит не деташе , как это часто неверно полагают, — ведь оно само является штрихом, а соотношение пяти различных элементов движения правой руки: 1) проведение смычка; 2) характер начального импульса и заключительное филирование звука; 3) нажим или ослабление давления смычка на струну; 4) использование сил упругой эластичности, заложенных в самом смычке (в частности, вибрация трости); 5) автоматизированные (дрожательные, колебательные) природные движения мышц руки. Эти элементы в той или иной степени присутствуют в каждом штрихе, но их сочетание и баланс различны.

Штрихи можно классифицировать по нескольким признакам. Наиболее плодотворно пользоваться все же двумя основными принципами и объединять их по музыкально-художественной выразительност и или по характеру исполнения, то есть по двигательным элементам .

В первом случае выделяются следующие группы:

1. Протяжные, певучие, плавные — деташе, легато, выдержанный звук (son file), портато, все виды мягких акцентов, вибрато смычком. Они несут основную художественную нагрузку, передают главные оттенки выразительности.

2. Отрывистые, ударные, маркированные — мартле, твердое стаккато, пунктирные штрихи, штрих Виотти, отрывистые, резкие акценты и др., выражающие энергию действия, напор, блестящие, героические образы, кульминационные моменты.

3. Острые, блестящие, полетные — спиккато, сотийе, рикошет, летучее стаккато, тремоло, сальтандо, передающие легкость, блеск, изящество, веселость, игру, радостное возбуждение, фантастические видения и т.п.

4. Смешанные штрихи, соединяющие качества первых трех групп.

По характеру исполнения штрихи можно объединить в четыре другие группы: 1) основанные на лежащем смычке; 2) акцентированные, отделенные в той или иной мере друг от друга; 3) бросковые; 4) отскакивающие от струны. Представляется, что первая классификация штрихов, базирующаяся на выявлении их типологической выразительности, гораздо более органична, ибо непосредственно связана с музыкой, со слуховой и двигательной сторонами одновременно, а не только с одной технологической, как во втором случае. Рассмотрим скрипичные штрихи в соответствиии с данной классификацией.

Муниципальное бюджетное образовательное

Учреждение дополнительного образования

«Симферопольская детская музыкальная школа №3

Им. Ю. Богатикова»

Республика Крым

ДОКЛАД

" Штриховая техника скрипача".

Составила и провела: Cоловьёва Н.Г.

преподаватель по классу скрипки детской музыкальной

школы № 3 им.Ю.Богатикова

Г. Симферополь

ПЛАН

1. Введение.

2. Освоение штриха Detashe.

3. Работа над штрихом Legato.

4. Работа над штрихом Martelle.

5. Прыгающие штрихи:

1) Spiccato,

2) Sautille.

ШТРИХОВАЯ ТЕХНИКА.

(DETAСHE ,LEGATO,MARTELLE,SPICCATO,SAUTILLE)

При работе над штрихами важно обратить внимание ученика на те положении правой руки, которые целесообразны пред началом штриха и после его з авершения, что нередко опускается педагогом из поля зрения. Однако - это имеет чрезвычайно большое значение как для выработки высоко совершенной штриховой техники,так и для артистизма исполнения.

Перед началом штрихового движения правая рука скрипача должна быть не просто свободной, а находиться в определённом состоянии мышечной готовности и в положении из которого удобно естественно начать штриховое движение без каких бы то ни было добавочных перемещени Педагог должен знать, что первым условием правильной постановки является свободное состоянии всех мышц. При о свобождённых мышцах уч-ся без особых трудностей с помощью педагога найдёт наиболее рациональное, естественное положение рук при держании инструмента, а также в игровых навыках. По этому вопросу освобождение мышц от излишнего напряжения педогог должен уделять самое с ерьёзное и пристальное внимание. Следует п остоянно следить за состоянием мышц корпуса и рук,контролировать это состояние и,главное научить ребёнка

управлять своими мышцами. В э той связи следует указать на целесообразность придварительных упражнений без инструмента.Цель этих упражнений:

1) Освободить корпус, плечевой пояс, предплечие, кист ь и пальцы обеих рук от излишнего напряжения,

2) Развить в ученике навыки самоконтроля над мышцами, т. е. умение различать состояние напряжённости и свободы этих мышц.

3) Максимально приблизить движения левой и правой рук к игровым движениям на скрипке.

Для освобождения физ. Состояния большое значение имеет дыхание. Нарушения ритма дыхания утомляет исполнителя,и в конечном счёте, отрицательно скажется на исполнении.

В просцессе выполнения штриховых движений, работа мышц должна быть наиболее экономной. Желательно, чтобы в рамках движения мышцы напрягались импульсивно и кратковременно. Тогда возможно максимально использовать движение по инерции, а также естественный вес смычка, пружину его трости. При этом не только между штрихами,но и внутри одного штрихового движения мышцы могут получить время на отдых. Усталось мышц и их "переигрывание" получается именно из - за переутомления их не столько часами занятий, сколько физиологически неправильным режимом, отсутствием необходимого отдыха.

В процессе работы над штрихом следует исходить именно из их художественной цели. Художественная цель должна быть ясной и доступной для возраста уч-ся форме поставлена перед ним. Разумное осознание её желательно ещё до начала изучения штриха. Тогда не будет исключено из практики встречающего иногда стремления педагога выработать у ученика а бстрактный штрих без раскрытия его

музыкальной цели. Для у спешной выработки штриха большое значение имеет наличие опережающего художественного представления, т.е. внутреннего слышания того высокохудожественного звукового результата,которого следует достичь. Ести это внутренний художественный идеал будет высок, то нет преграды к постепенному совершенствованию реального исполнения, его "подтягиванию" к нужному уровню.

Представление о каждом отдельном штрихе не ограничевается его однозначным определением: legato - связный, detaсhe - раздельный, spiccato - прыгающий и т. д. - эти определения весьма условны и далеко не исчерпывают возможностей выражения бесконечного разнообразия тончайших муз ыкальных оттенков, присущих каждому штриху.

Detaсhe – один из наиболее часто применяющихся штрихов. В качестве общей характерной черты следует выделить волевую действенность,поступательность движения, активность развития, которые выявляются и подчёркиваются этим штрихом.

Наиболее масштабным видом штриха является так называемое grand detashe – целым смычком. Его хорошо использовать при движении четвертями в героических, величественных эпизодах.

Виды деташе могут отличатся не только скоростью исполнения, использованием колличества смычка, звуковыми нюансами, но и различными степенями слитности, декламационности, маркированности.

При исполнении detashe должно быть видно «погружение» волоса в струну в начале штриха и ослабление нажима волоса в конце. При движении вверх, особенно целым смычком, важно сознательно сильнее совершать акценты вверх смычком, а у колодки в большей

степени снимать нажим смычка с омощью мизинца и облегчение плотности прилегания к трости указательного пальца.

При игре detaсhe поочерёдно на разных струнах локоть лучше держать на уровне нижней струны, а верхние «доставать» кистью, и некоторым опусканием предплечья. Следует также учитывать, что на нижних струнах нажим в «струну» н еобходимо делать глубже и дальше по времени,ч ем на верхних.

Данный штрих целесообразно изучать сначала частями смычка, а затем целым. Следует постоянно следить за равномерностью движения смычка по струнам и его распределением.

ШТРИХ LEGATO – один из с амых широко распостранённых приёмов и гры, он выявляет сущность природы скрипки – е ё возможность плавно, выразительно петь бесконечную мелодию.

Необходимо важно, чтобы ученик с самого начала постиг импульс свободного ведения смычка в legato . При игре необходимо следить за равномерным движением смычка по струне. Во время атаки второго звука не должно быть рывка смычком и дополнительного нажатия на него.С целью ослабления хватательного движения и напряжённости левой руки ученику можно предложить совершить перенос руки в более высокие позиции (до пятой). Плавное течение звука в legato бывает нарушено резкими вибрационными импульсами каждого залигованного звука. Также влияет на качество звучания подготовка и задержание пальцев левой руки при соединении штрихом струн. Влияние оказывает характер постановки пальцев левой руки и вибрации. Так, фразами мягкого напевного характера должна соответствовать округлая постановка пальцев.

При и зучении штриха легато желательно добиться того, чтобы движение смены смычка совершалось одинаково легко и незаметно в различных его частях,при перемене направления движения в любую сторону.

В числе штрихов, широко представленных в сольной, камерной и оркестровой литературе, следует назвать МARTELE, SPIKKATO и SAUTILLE.

Martelle - (буквальный перевод –отбиваемый молотком) озачает острый. Акцентированный штрих, исполняемый раздельными движениями смычка вверх и вниз. Martelle - исполняется по принципу detashe с остановками, но начинается с резкого "укола" струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью небольшого вращательного движения предплечья, одновременно с импульсом горизонтального проведения смычка. Приготовление нажима в паузе перед звуком, как правило нежелательно, так как оно мешает свободному окончания штриха и освобождению руки перед новым дижением. Острота атаки достигается плотной опорой смычка о струну в момент начала движения смычка и его быстрого проведения. При этом должно сохранятся направление двтжения,параллельное подставке.Движение осуществляется как бы рывком хорошо амортизирующими пальцами правой руки.Большую выразительность штриху придаёт сочетание атаки с вибрационным импульсом, совершаемым левой рукой. Остановки между сменами смычка должны возникать как бы сами собой: после рывка движение руки продолжается по инерции и не поддерживаемое мыщцами – разгибателями, естественно прекращается.Отсюда и возникает остановка.”Правильное исполнение штриха, - пишет А.В.Броун, - возможно при предельно свободном состоянии плечевого

сустава. Нажим должен исходить только от пронирующего предплечья” . Во время паузы подготавливается следующий звук падением пальца на струну и установкой смычка в нужном месте. Изучение штриха martelle начинается на открытых струнах,затем подключются упражнения на одной струне, а после уже с перходами на другие струны.

В зависимости от художественной задачи martelle может по характеру звучания приближаться к маркированному detashe, spiccato и portato.

Темп целесообразо использовать сначала медленный. По мере овладения штрихом темп может быть увеличен при внимательном контроле за сохранением рельефных качеств, без которых martele теряет свои выразительные особенности. Первоначальное martele целесообразно изучать в верхней половине смычка.

Spiccato - наиболее распостранённый прыгающий штрих. Spuccato возможно исполнять, начиная от самого медленного т емпа и до определённого предела.

Добиваясь чистого, без призвуков звука в штрихе spiccato нужно найти подходящий для данного материала и ньюанса угол прикрсновения смычка к струне и размер отрезка смычка проводимого по струне.

Наиболее удобно место для исполнения штриха - зона центра тяжести смычка. Здесь прекрасно п олучается spiccato средней длины в ньюансе mf . При игре на f используется нижняя часть смычка, а для мелкого в p - его середину. Недостаточно активный бросок приводит к рыхлому " мазаному " штриху, не имеющего должного рельефно - звонкого звучания. При исполнении spiccato огромное значение имеет свобода кисти. Её скованное состояние здесь ещё в большей степени, чем в

других штрихах, отрицательно сказывается на результате. При достижении хороших результатов при игре по отдельности в каждую сторону, можно перейти к изучению последовательности spiccato вверх и вниз, но в начале с большими паузами.

SAUTILLE - представляет собой мелкое s piccato в быстром темпе, но не следует его считать просто быстрым вариантом spiccato , так как способы исполнения различны.

В sautille исходным положением смычка является его опора на струну, от которой происходит его отскок, а в spiccato смычок удерживается над cтруной. Sautille исполняется в быстром темпе в середине смычка или немного выше,а в более спокойном - ближе к центру тяжести.

Так же часто наблюдается неровность и ритмическая неустойчивость штриха из - за разницы в атаке звука вниз и вверх смычком, рекомендуется тренироваться на триольном рисунке, где сильные доли чередуются вниз и вверх.

Наиболее целесообразно добиться соединения в штрихе движения предплечья (мелкого detashtе) c добавлением небольшого, но сознательного движения кисти, следует научиться переходить с detashe на sautille как постепенно, так и контрастно.

Останавливаясь на выразительной роли штрихов, можно рассматривать их как средство расчленённого и слитного произнесения звуков. Значение этого приёма для музыкального воплощения того или иного характера можно использовать на примере превращения одного и того же музыкального материала на основе изменения штриха.

Список литературы:

1. Кюхлер Ф. "Техника правой руки скрипача".К.,1974г.

2. Ширинский А. А. "Штриховая техника скрипача".М.,1983г.

3. Юрьев А. Ю. "Виражальнi можливостi скрипкових штрихiв”.Л.,1973г.

4. Полянский Ю. А.,Меламед П.Р.,Мурзина Е.И. " Воспитание и

Обучение в ДМШ,скрипка виолончель".К.,"Музична Украiна",1988г.

5. Шульпяков О.Ф. "Техническое развитие музыканта

Исполнителя".Л.,1973г.


«Штриховая техника скрипача»

На современном этапе музыкальная практика требует от скрипача - исполнителя высокосовершенного универсального владения штриховой техникой не только в сольном, ансамблевом, но и оркестровом исполнительстве. Это свидетельствует о необходимости постоянного повышения уровня подготовки скрипачей. Штрих (применяемый при игре на скрипке и других смычковых инструментах) можно определить как конкретную форму движения смычка, дающую нужный звуковой результат для воплощения данного художественного намерения.

Существуют четыре группы штрихов: протяжные, маркированные, прыгающие и смешанные.

Кпротяжённымштрихамотносятся detache, son file, legato, portato, variolage.

Кмаркированным - martele, « твёрдое» staccato штрихВиотти, пунктирныештрихи.

Кпрыгающим - spiccato, sautille, staccato, volant, ricochet, tremolo.

Смешанные штрихи могут соединять приёмы групп.

Совершенное овладение штриховой техникой и подчинение её художественно – выразительным задачам – одно из самых сложных проблем скрипичного искусства. То есть, исполнительный уровень скрипача в большей мере зависит от того, как он решит для себя эту проблему и справится с ней. Если у человека нет физиологических или технических дефектов, то практически, при правильном подходе, можно овладеть любым штрихом.

Для успешной выработки штриха большое значение имеет наличие опережающего – художественного представления, т.е. наличие художественного идеала, звукового представления, к которому исполнитель будет стремиться, т.е. «подтягиваться» к нужному уровню.

Высокие художественные требования следует предъявлять уже с детского возраста, с начала обучения. Формировать развитые художественные представления о различных штрихах могут показы преподавателя, игра старших учеников, посещение концертов скрипачей, прослушивание грамзаписей.

Полезно слушать выступления любых скрипачей, не обязательно только самых лучших, так как у каждого исполнителя можно чему-нибудь научиться, в том числе и тому, что не следует делать.

И.Ю. Янклевич говорил: «Красивое движение рождает красивый звук». Это особенно верно в том смысле, что для достижения высококачественного звукового результата штриховое движение должно быть в высшей степени отточено, выверено и свободно от всех лишних элементов. При этом внешне оно приобретает эстетическую гармоничность, красоту, производит ощущение свободы и лёгкости.

Свободу штрихового движения следует понимать как отсутствие лишнего сковывающего напряжения, его отточенность, «очищенность» то ненужной «работы». В штрихе не может быть абсолютной свободы руки (в таком состоянии она расслабленно висит и не может выполнить ни одного движения), а есть необходимая степень минимального напряжения определённых мышц, совершающих данное движение. Если эта степень превышается или же напрягаются лишние мышцы, то мы со стороны легко отмечаем, что движение скрипача зажато.

В классе отбор результатов помогает сделать преподаватель. Но необходимо, чтобы в процессе самостоятельной работы учащийся был бы не менее требователен к себе и прощал погрешности в игре, проходя мимо них. В противном случае занятия штрихом могут превратиться в повторение и зазубривание недостаточно качественного движения с теми же ошибками и, как отмечает Д.М. Цыганов, «в их совершенствование».

Когда работа контроля, движение над штриховым движением производится без должного контроля, движение тоже может стать лучше, но путём подсознательного отбора. В этом случае мозг сознательно не зафиксирует оптимальные его варианты, и ученик не будет знать, как далее работать над штрихом, а в дальнейшем не сможет объяснить это другим.

Работать над штрихами советуют по-разному: на открытых струнах, на материале гамм, этюдов, пьес. Бывает, что ученик задаётся сочинением, а он ещё незнаком со штрихом, который там используется. Это безусловно неправильно и может испортить исполнение этого произведения. Даже тогда, когда ученик уже овладел штрихами, в минуты волнения при ответственном исполнении могут непроизвольно всплыть старые ощущения неверного исполнения штриха, появиться зажатость или даже срыв в игре.

Работа над штрихами должна несколько опережать их использование в художественных произведениях, где штрих желательно применять устоявшийся отшлифованный, и работать над ним уже в свете конкретно – художественных задач данного произведения.

Первоначально работать над штриховым движением целесообразно на отдельных звуках (причём лучше не на открытой струне, а на прижатом звуке в первой или третей позициях, чтобы не терять координацию обеих рук) - сначала на струне Ля, а затем на других струнах и в различных регистрах.

Только тогда, когда уже установились само штриховое движение и представление о его различии в зависимости от струн и их диапазонов, можно изучать штрих на материале гамм. Однако в гамме легко потерять художественный смысл штриха и более производить на этюдах.

При изучении штриха целесообразно дальнейшую работу над штрихом цель, отрабатывается множество полезных и необходимых вариантов сочетания струн, регистров и музыкальных интонаций. Поистине незаменимым в работе над штрихами является этюд № 1 Р. Крейцера; его подробное изучение во многих штриховых вариантах может принести прекрасные результаты.

Только после тщательной дошлифовки штриха на этюдах следует применять его в художественном произведении. Здесь следует находить более тонкие особенности и разновидности штриха, связанные со стилем и характерными индивидуальными чертами сочинения.

При исполнении смешанных штрихов каждый приём выполняется в целом таким же образом, как и в отдельности. Основная трудность заключается в достижении органического переключения правой руки с одного вида деятельности на другой.

Важнейшее значение приобретают точно выверенное распределение частей смычка, подготовка целесообразного положения руки со смычком перед началом нового штриха. Необходимо, чтобы предшествующий штрих завершился в той точке смычка, где нужно начать следующий.

Detасhe

Штрих detасhe подразумевает исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, поочерёдно вниз и вверх. Detасhe - один из наиболее часто применяющихся штрихов. Он может исполняться в пределах всей темповой зоны. В связи с этим художественно - выразительное значение штриха dеtасhе весьма широко. Наиболее масштабным видом штриха является так называемое grand dеtасhе – целым смычком.

При убыстрении темпа штрих dеtасhе исполняется в отдельных частях смычка. Самый быстрый вид dеtасhе – мелкий тремолирующий штрих в районе середины смычка или немного выше неё (применяется, к примеру, в коде финала концерта Чайковского).

Виды dеtасhе могут отличаться друг от друга не только скоростью исполнения, использованием количества смычка, звуковыми нюансами, но и различными степенями слитности, декламационности и маркированности.

Маrtеlе

Маrtеlе - (буквально – «отбивая») – резкий, отрывистый – представляет собой острый звук с паузой, равный ему по длительности. Как и dеtасhе, mаrtеlе исполняется движениями смычка по струне поочерёдно вверх и вниз.

Характерные качества, которые подчёркивает этот штрих воля, мужественность, героика, а также упругая танцевальная ритмика. Чёткое исполнение штриха mаrtеlе возможно лишь до определённых темповых границ, так как при ускорении он фактически превратиться в маркированное dеtасhе.

Примеры: «Охотник» Потоловский, И.С. Бах Концерт а – mоll.

Пунктирные штрихи

Пунктирные штрихи – широко применяются в скрипичной литературе для создания образов и характера героической маршевности (Берио № 9, Акколай, Данкеля – Вариации) изящной скерцозности, танцевальности (Бетховен «Менуэт»).

Один из видов пунктирных штрихов – это такой, в котором короткая нота исполняется поочерёдно разными частями. Другой вид – наиболее виртуозный и быстрый.

Son filе

Son filе (выдержанный звук) – важнейшее выразительное средство, приближающее звучание струнных инструментов к протяжному пению человеческого голоса.

В скрипичной литературе чрезвычайно широко используются выдержанные звуки. Они могут быть различными по длительности – от нескольких ритмических долей до нескольких тактов, в различных диапазонах струн и всевозможных динамических нюансах.

Степень эмоциональной напряжённости son file (помимо влияния гармонической основы) от динамического нюанса, характера вибрации.

Legato

Legato – один из самых широко распространённых приёмов игры, он выявляет сущность природы скрипки – её возможность плавно, выразительно петь бесконечную мелодию. Штрих legato подразумевает слитное исполнение нескольких звуков при ведении смычка по струне в одном направлении. Обычно чем больше скорость звуков, тем больше нот используется на ведение смычка в одну сторону.

Основное выразительное качество legato – плавная подвижность, вносящая текучую действенность во времени; интенсивность её прямо пропорциональна скорости чередования звуков.

При звучании штриха legato желательно добиться того, чтобы движение смены смычка совершалось одинаково легко и незаметно в различных его частях, при перемене направления движения в любую сторону.

В штрихе legato из-за постоянной смены высоты звуков точка звукоизвлечения на струне даже в одном нюансе должна меняться. При свободном состоянии правой руки это легко удается, так как смычок как бы сам стремиться лечь в удобную для него точку струны.

Бариолаж - особый вид скрипичного legato – быстрое чередование смежных струн (Комаровский «Пойду лъ я», этюд Фиорилло).

Portato

Portato – занимает промежуточное место между legato и staccato. Штрих представляет собой как бы мягкое staccato в кантилене. Достигается путём усиления нажима волоса смычка в начале каждого звука legato и дальнейшим отпусканием его с помощью мягких движений кисти при сохраняемой скорости ведения смычка («Грустная песенка» Чайковского, «Ария» Г. Мари).

Bariolage

Штрих bariolage представляет собой быстрое чередование соединения струн в legato и в основном встречается в виртуозно – скрипичной литературе (например, во второй вариации Каприса № 24 Паганини). В быстром темпе он придаёт исполнению изящную виртуозность (на этом штрихе построен весь Каприс № 12 Паганини).

При исполнении штриха необходимо добиться того, чтобы смена струн в производилась исключительно наклоном кисти с движения, при спокойном положении локтя на уровне любой части смычка минимальной амплитудой нижней струны.

Комбинированные штрихи из legato и dеtасhе

Основные задачи в комбинированных штрихах – нахождение наиболее целесообразного распределения смычка, степени плотности и акцентировки отдельных звуков.

Staccato

Staccato также «твёрдое staccato» широко применяется в виртуозной скрипичной литературе. По характеру он родственен штриху martele, исполняемого в одну сторону.

Способы исполнения твёрдого staccato различны, во многом индивидуальны, а также зависят от требуемого темпа.

Различаются управляемый вид staccato, который может быть исполнен в широкой темповой зоне, и неуправляемые – существующие только в определённом темпе (неуправляемое staccato часто проявляется в форме «врождённого»).

Spiccato

Spiccato – наиболее распространённый прыгающий штрих, достигаемый путём броска смычка на струну и его отскакивания.

Заключение

При овладении скрипачом различными штриховыми приёмами и их разновидностями над художественно выразительными задачами штрихов не должна прекращаться. В процессе творческого поиска исполнитель должен постоянно стремиться находить всё новые оттенки их выразительности в связи с изучением новых произведений, а также пересматривать некоторые методы их использования, найденные им ранее. Этой работе, как и общему совершенствованию исполнительского искусства вообще, не может быть предела, так как выразительные возможности штриховых приёмов практически неисчерпаемы и каждый, их них может служить выявлению широчайшей гаммы различных образных оттенков.

Используемая литература

1. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М.: «Музыка», 1985

2. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М.: «Музыка», 1983

Пожалуйста, подождите