Наталья Попович. Жизнь как счастливый канон. Музыкальная история. В память о Наталье Попович и Евгении Колобове

Прощание с ней состоится 2 апреля в Зеркальном фойе театра, передает ФАН .

«Прощание с Натальей Григорьевной пройдет в зеркальном фойе театра «Новая опера» имени Колобова 2 апреля с 11:00 до 13:00. В этот же день состоятся похороны на Ваганьковском кладбище, где Наталья Григорьевна будет похоронена рядом с мужем, выдающимся дирижером Евгением Владимировичем », — рассказали в театре.

Фоторепортаж: Умерла Наталья Попович

Is_photorep_included11701388: 1

Также, представители театра указали на значительную роль Попович в масштабах всей страны, передает РЕН-ТВ .

«Невозможно переоценить и роль Натальи Григорьевны в становлении многих певцов; своим трудом и талантом они приумножают славу родного театра и родной страны», — сказали в театре.

Попович была главным хормейстером театра с 1991 по 2017 годы. В 1967 году еще студенткой Уральской государственной консерватории Наталья Попович, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером, указывается в сообщении на сайте театра .

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы оперные спектакли, которые высоко оценивались зрителями и прессой: «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей.

С 1981 года Наталья Попович по приглашению дирижера работала хормейстером в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). За время работы в театре Попович участвовала в постановках спектаклей с такими мастерами оперной сцены, как хормейстер , дирижеры Евгений Колобов, и многие другие. В качестве руководителя хора Наталья Попович принимала участие в аудио-записи оперы «Пират» , в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» .

С 1988 по 1991 годы Попович является главным хормейстером Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Здесь она руководила хором в уже существующих репертуарных спектаклях и участвовала в премьерных постановках опер под руководством Колобова. В 1991 году Попович вместе с Колобовым, к тому времени - мужем — создали «Новую Оперу».

«В тяжелый момент ухода Колобова из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Григорьевна получила несколько заманчивых предложений, в том числе из Большого театра. Но она, как и муж, предпочла журавля в небе — мечту о своем театре — синице в руках», — приводит НСН слова коллег Попович.

Со дня основания театра вместе с художественным руководителем Колобовым Попович участвовала в определении идейно-творческого направления развития нового коллектива, его репертуарной политики, в формировании творческих и технических подразделений театра, внедрении контрактной системы.

Одной из заслуг главного хормейстера «Новой Оперы» Попович является воспитание хорового коллектива высокого музыкального уровня, который не только мастерски владеет искусством хорового пения, но и играет активную роль в сценическом действии спектаклей, демонстрируя актерскую раскрепощенность и пластику. В 2003 году, после кончины Колобова, по распоряжению Попович стала председателем художественно-творческой коллегии театра.

Наталья Попович является автором идеи театрализованных представлений, которые стали визитной карточкой Новой Оперы: «Bravissimo!» (к 10-летию театра) и «Все это — Опера!» (к 20-летию театра в 2011 году), гала-концерта «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рождения композитора, в котором звучат фрагменты из всех опер Верди.

За вклад в искусство Наталья Попович была награждена почетными званиями и наградами: Государственной премией РФ за создание театра «Новая Опера», почетным званием Народная артистка России, Орденом Дягилева I степени «За пользу русской культуре» (2008) и другими.




Почти каждая новая постановка Колобова становилась событием в культурной жизни России. О себе и о жизни Колобов сказал:
“У художника должно быть 2 главных качества: честное имя и талант. Если наличие таланта зависит от Бога, то за свое честное имя художник отвечает сам”.
Евгений Колобов окончил два отделения Свердловской консерватории: хоровое и симфонического дирижирования. У него были не только прекрасные вокальные данные, но и актерский талант; он писал стихи, прекрасно знал литературу.
Проработав в ведущих российских музыкальных театрах (Екатеринбургском академическом театре оперы и балета им. А. В. Луначарского, Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский), Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко) , он в 1991 году создал театр “Новая Опера”.
В этом театре Евгений Колобов сумел воспитать оркестр, хор и труппу солистов высокого профессионального уровня, способных воплощать его авторские идеи. Спектакли, созданные Колобовым в «Новой Опере», неповторимы, отличаются современным и оригинальным подходом к оперному жанру.
Наталья Григорьевна Попович - жена и творческий единомышленник Евгения Владимировича Колобова. Сутками напролет вместе с ней обдумывал он, каким быть театру. Наташа сходу понимала идеи своего гениального мужа, под ее твердой хормейстерской рукой многоголосый хор отзывался, как скрипка Страдивари под пальцами виртуоза.

Творческий принцип маэстро - исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений. На сцене театра Евгений Колобов впервые в России поставил оперы «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Гамлет» А. Тома.
Оригинальны и интересны осуществленные им интерпретации «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, «Евгения Онегина» П. И. Чайковского, «Первой любви» А. Головина (дебют Евгения Колобова в качестве режиссера-постановщика спектакля), «Травиаты» и «Риголетто» Дж. Верди, «Сельской чести» П. Масканьи.
На основе оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» и Реквиема В. А. Моцарта Евгением Колобовым был создан особенно любимый зрителями спектакль «О Моцарт! Моцарт…» (режиссер и балетмейстер В. Васильев). Также в репертуаре дирижера имелся целый ряд симфонических и ораториальных программ.

Евгений Колобов родился 19 января 1946 года в Ленинграде в семье военного.
Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки при Ленинградской государственной академической капелле по классу Р. И. Совейко. Поступил на дирижёрско-хоровое отделение Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в класс профессора М. И. Павермана, которое окончил в 1968 году. В 1974 году, пройдя службу в Советской армии, окончил в этой же консерватории отделение оперно-симфонического дирижирования.
В течение семи лет с 1974 года Евгений Колобов работал в Свердловском государственном академическом театре оперы и балета имени А. В. Луначарского, с 1977 года являлся главным дирижёром театра.
В 1979 году удостоен почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1981 году Юрий Темирканов пригласил Евгения Колобова в Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Здесь он дирижировал операми «Травиата», «Риголетто» и «Сила судьбы» Джузеппе Верди, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, балетами «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» Адольфа Адана. В качестве музыкального руководителя и дирижёра участвовал в аудиозаписи оперы «Пират» Винченцо Беллини, в записи телевизионной версии балета «Лебединое озеро».
В 1983 году Евгению Колобову присвоено почётное звание «Народный артист РСФСР».
В 1987 году Евгений Колобов возглавил Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в котором впервые в России осуществил премьеры опер «Пират» Винченцо Беллини и (в 1989) «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (в оригинальной, так называемой «первой», редакции), а также премьеру балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева (в постановке В.В. Васильева). По спектаклю «Борис Годунов» был снят фильм-опера, в котором музыканты театра под руководством Евгения Колобова продемонстрировали не только высокий музыкальный уровень исполнения, но и интересные драматургические решения.
С 1991 года до своей кончины в 2003 году Евгений Колобов являлся художественным руководителем основанного им Московского театра «Новая опера». Творческим принципом маэстро являлось исполнение незаслуженно забытых произведений и новая, современная интерпретация уже известных музыкальных сочинений.
15 июня 2003 года скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен 17 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище города Москвы.
Среди осуществлённых аудио- и видеозаписей - произведения Винченцо Беллини, Модеста Мусоргского, Петра Чайковского.

Советский и российский хормейстер, театральный деятель.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (2.01.1980).
Народная артистка России (27.12.2004).

В 1967 году, еще студенткой Уральской государственной консерватории, как наиболее одаренная ученица курса, была приглашена на должность хормейстера в Свердловский академический театр оперы и балета им. А.В. Луначарского, где впоследствии стала главным хормейстером.

В Свердловском театре оперы и балета, совместно с главным дирижером театра Евгением Колобовым, Натальей Попович были созданы оперные спектакли, которые высоко оценивались зрителями и прессой: «Травиата» и «Сила судьбы» Дж. Верди (первая в России постановка на итальянском языке), «Кармен» Ж. Бизе, «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, «Петр I» А.П. Петрова и еще более 20 премьерных спектаклей.

С 1981 года, по приглашению Ю.Х. Темирканова, работала хормейстером в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский), участвовала в постановках спектаклей с такими мастерами оперной сцены, как хормейстер А. Мурин, дирижеры Ю. Темирканов, Е. Колобов, В. Гергиев, режиссер Б. Покровский. В качестве руководителя хора принимала участие в аудио­записи оперы «Пират» В. Беллини (дирижер Е. Колобов, солисты: Е. Целовальник, К. Плужников, С. Лейферкус), в телевизионной версии спектакля «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (дирижер Ю. Темирканов).

В период 1988–1991 годах была главным хормейстером Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где руководила хором в уже существую­щих репертуарных спектаклях и участвовала в премьерных постановках опер под руководством дирижера Евгения Колобова: «Пират» В. Беллини (первая постановка в России), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (в первой авторской редакции), которые стали легендарными. По спектаклю «Борис Годунов» (дирижер Е. Колобов, режиссер О. Иванова, художник С. Бархин, хормейстер Н. Попович) был снят фильм-опера, в котором хор с большой достоверностью воплотил образ русского народа.

В 1991 году, вместе с мужем Евгением Колобовым, стоя­ла у истоков создания Московского театра "Новая опера". Со дня основания театра участвовала в определении идейно-творческого направления развития нового коллектива, его репертуарной политики, в формировании творческих и технических подразделений театра, внедрении контрактной системы.
Хор "Новой оперы" совершенстввовал свое вокальное мастерство, исполняя духовные музыкальные произведения a capella и сочинения кантатно-ораториального жанра: кантаты «Москва» П.И. Чайковского, «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева, «Весна» и «Три русские песни» С.В. Рахманинова, Реквием Дж. Верди, Реквием В.А. Моцарта и др. Хор "Новой оперы" по праву был признан зрителями и критиками одним из лучших хоровых коллективов Москвы.

В качестве хормейстераучаствовала в записи CD и DVD "Новой Оперы": «Хор театра Новая Опера», «Новая Опера в Карнеги-холле», кантата «Москва» П.И. Чайковского, кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева, «Симфония №13» Д.Д. Шостаковича, «Три русские песни» и кантата «Весна» С.В. Рахманинова, «Иоанн Дамаскин» С.И. Танеева, «Романсы П. Чайковского и С. Рахманинова», опера «Валли» А.Каталани, дивертисмент «Россини», опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, Реквием В.А. Моцарта, Реквием Дж. Верди, The World’s Favourite Opera Choruses (совместно с хором финского Савонлиннского оперного фестиваля), «Шедевры оперной сцены», «Классика через века» и др.

В 2003 году, после кончины основателя театра Евгения Колобова, по распоряжению Правительства Москвы Наталья Попович стала председателем художественно-творческой коллегии театра "Новая Опера" (занимала эту должность до 2013 года).

Автор идеи театрализованных представлений, которые стали визитной карточкой "Новой Оперы": «Bravissimo!» (к 10-летию театра в 2001 г.) и «Все это - Опера!» (к 20-летию театра в 2011 г.), гала-концерта «Viva Verdi!» к 200-летию со дня рождения композитора, в котором звучат фрагменты из всех опер Джузеппе Верди.

В 2003 году - одна из соучредителей Фонда Евгения Колобова, инициа­тор и идейный вдохновитель ежегодного Международного фестиваля «Крещенская неделя в Новой Опере», посвященного Евгению Колобову.

Время бежит быстро. Театру «Новая Опера» в следующем году 25 лет. А совсем недавно серьезный юбилей отметила и одна из его создателей, Наталья Григорьевна Попович - жена и творческий единомышленник Евгения Владимировича Колобова . Сутками напролет вместе с ней обдумывал он, каким быть театру. Наташа сходу понимала идеи своего гениального мужа, под ее твердой хормейстерской рукой многоголосый хор отзывался, как скрипка Страдивари под пальцами виртуоза.

Свердловск 60 х. Весь город охвачен хоровым пением. «Дирижер - профессия не женская, и если ты на нее решилась, то должна забыть о всяких там бабских штучках», - внушала профессор Галина Петровна Рогожникова. И стеснительная Наташа научилась быть волевой, читать с листа клавиры любой сложности, петь любые партии - сопрановые, теноровые, басовые - и любым голосом. Но главное, она поняла: музыка - это мир, который мы постигаем через звуки, и звуки эти должны быть так же богаты, как богат мир. Потому, наверное, ее - одну из немногих - еще студенткой позвали занять должность хормейстера в Свердловском театре оперы и балета. И здесь судьба свела ее с Женей Колобовым, который тоже был приглашен в театр дирижером оркестра. Два столь талантливых человека не могли пройти мимо друг друга. Жизненные пути пересеклись - и уже навсегда. «Новую Оперу» они создавали вместе, идеи рождались у одного и другого. Но доподлинно известно, что Наталья Григорьевна вносила в оперные постановки порой такие находки, которые потом становились изюминкой - мимо них не проходил ни один критик.

К 10 летию театра она сочинила оригинальный спектакль «Брависсимо » - музыкальную историю сада «Эрмитаж» и рожденного в нем Театра. К 20 летию - спектакль-фейерверк оперной музыки «Все это - опера!» До сих пор они в репертуаре театра. К 200 летию Дж. Верди Наталья Григорьевна воплотила давнюю идею: спектакль-концерт «Viva Verdi!». Он получился настолько блестящим, что на премьере в 2013 году в дни фестиваля «Крещенская неделя» зрители пятнадцать минут аплодировали стоя.

Когда ушел из жизни Маэстро, казалось, и жизнь театра остановилась. И тогда коллектив обратился к Н. Г. Попович: не отдавайте нас в чужие руки, возьмите на себя художественное руководство. Но она сочла, что после Колобова занять это место не имеет права. И тогда персонально для Н. Г. Попович Департаментом по культуре г. Москвы была создана должность председателя художественной коллегии и соответственно сама художественная коллегия театра.

Работа оперного театра чрезвычайно многосложна. Сюда входит вся творческая составляющая от замысла до воплощения, от увертюры до оборки на костюме солистки. Организационные вопросы - репертуар, обновление труппы, поиск талантливых постановщиков и дирижеров. Выпуск спектакля. Финансы. Все это, порой даже сложности в расписании, стало повседневной работой Натальи Григорьевны. Плюс репетиции хора (она оставалась главным хормейстером). Фактически она отвечала за все, что возложено на художественного руководителя и даже больше. Ведь это был их с Колобовым театр. Под Колобова он был создан, Колобова назвали Гением прижизненно, о нем Юрий Темирканов сказал: «Он служил. Я тоже служу, но не так поразительно». Она творила живой театр, в котором сберегала живую душу выдающегося Маэстро и память о нем. Фестиваль «Крещенская неделя» им. Е. В. Колобова - праздник для всей музыкальной Москвы. Фонд Е. В. Колобова, учредивший премию имени Евгения Колобова. При нем театр жил по демократическим правилам. Она этот порядок сохранила - двери ее кабинета были открыты для сотрудников в любое время: молодой певец, дирижер, помреж, могли прийти к ней с интересной идеей и получить добро. Возможность развиваться предоставлялась каждому. А вот склок, закулисных интриг в театре не было никогда. Она всеми силами берегла коллектив-семью. Ведь это было одной из черт, присущих театру с момента основания.

Россия прекрасный и вдохновенный труд Натальи Григорьевны заметила и оценила. Она лауреат Государственной премии РФ за создание театра «Новая Опера», кавалерственная дама ордена С. П. Дягилева «За пользу русской культуре», народная артистка России.

Я иногда задумываюсь, откуда она черпала и черпает силы? Наверное, главную роль в этой способности не потерять себя сыграла счастливая уверенность в значимости своего дела, многолетняя общая нерасторжимость жизни тех, кто был предан общему дому, Московскому театру «Новая Опера» им. Е. В. Колобова. Никогда она им не солгала, не унизила, не оскорбила, не присвоила себе что то, обделив соратников. Она - настоящая, а у людей безошибочный нюх на это самое настоящее. Потому и живет «Новая Опера» многие годы как счастливый канон.