Саногенное и патогенное мышление. Патогенное мышление - ошибочное. Надо знать, как работает наша умственная машина

САНОГЕННОЕ И ПАТОГЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

В психологии мышлением принято называть совокупность умственных действий2, с помощью которых в уме решается определенная проблема, задача.

Мышление включается с того момента, когда под влиянием потребностей определяется цель и в определенной ситуации возникает препятствие к ее достижению: не хватает или средств или знаний или способностей, для того, чтобы достичь целей и удовлетворить потребности.

Это мышление представляет собой оперирование в уме образами, символами, знаками для того, чтобы принять правильное решение.

Когда мы решаем проблемы внутренние (например, как ослабить боль, страдание от обиды, или ревность, или пережитые неудачи), то это тоже мышление, но оно имеет свой характер, так как преследует не внешние, а внутренние цели. Например, достижение более полной интеграции нашего представления о себе и нашего реального поведения; а в некоторых случаях оно направлено на то, что бы повысить радость и удовлетворение существованием, или достичь смысла жизни.

Целью «непроизвольного» мышления, обусловленного защитными механизмами, является снижение страдания.

В «саногенном» мышлении этот процесс протекает сознательно, произвольно. Цель такого мышления также определена сознательно. Я, например, могу размышлять над ситуацией с целью не обижаться на других, или не ревновать жену. Но этому мышлению нас никто никогда не обучал. Поэтому познакомимся с тем, как оно устроено.

Чтобы лучше это понять, давайте познакомимся с представлениями о патогенном мышлении. Образное представление о ситуации, в которых происходили определенные события жизни, позволяет «проигрывать» их в голове. Тот, кто часто проигрывает в голове ситуацию неудачи, которую он, например, испытал на прошедшем экзамене, невольно повторно переживает напряжение. Такое отрицательное подкрепление собственных мыслей является проявлением патогенного мышления, рождающего болезнь и невроз. Патогенное мышление умножает страдания человека: ведь с помощью своего мышления от воспроизводит ситуацию стресса бесчисленное множество раз. Вводит себя в ситуацию хронического стресса, разрушающего организм.

Саногенное же мышление, гасит «отрицательный заряд» заключенный в воспоминание о ситуациях, в которых человек переживал страдания. Оно освобождает образы от этого заряда и тем самым снижает напряженность, вызванную им. Это происходит за счет использования эффекта угашения, когда ситуации бывшие в прошлом очень неприятными, «проигрываются» в воображении в состоянии покоя и отстранения. В результате возрастает терпимость к ситуациям, которые раньше травмировали, и снижается чувствительность к ним. Это не значит, что человек станет подобным дереву, и на него обычные стимулы не будут действовать. Но его особенность состоит в том, что в ситуации, когда ему обидно, он будет переживать обиду, но зато после, он устранит эту обиду намного быстрее, чем тот, кто не владеет этим мышлением.

Для саногенного мышления характерны некоторые особенности:

Во-первых, динамизм связи нашего «Я» с мором образов, в котором отражаются жизненные ситуации. С одной стороны, способность «Я» полностью «сростаться» с ними и заряжать энергией и активностью, когда требуется эффективная деятельность, полное погружение в деятельность, в общение, в творчество, в результате чего исчезает все, кроме предмета деятельности. Эта сосредоточенность и погруженность приводит к повышению эффективности и устраняет побочные эмоции, вносящие помеху в деятельность. А с другой стороны, наше «Я» характеризуется отделением от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии или интроспекции, в которой наше «Я» делает объектом рассмотрения именно сами образы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их. Это отделение «Я» от чувств способствует ослаблению переживаний, освобождает образы от их эмоциональной энергии. Попробуйте представить себе со стороны, как у вас протекает радость, и вы почувствуете, что радость ослабела или исчезла вовсе. Разумеется, когда дело касается радости, мы огорчаемся тем, что она исчезла. Но важен сам факт, что переживание ИСЧЕЗЛО. Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если мы сделаем его объектом умственного наблюдения со стороны.

Если мне удастся рассмотреть самого себя обижающимся, представить внутреннюю структуру обиды, которая возникла в конкретной ситуации, то постепенно переживание обиды исчезнет. Это наблюдение со стороны и проигрывание ситуации обиды, может быть выполнено и в письменном виде, чем часто пользуются психотерапевты.

ПРИМЕР. Клиентам предлагается во всех подробностях написать оскорбления и ситуации скандалов или во всех подробностях образы, рождаемые чувством ревности. В этих случаях творческий процесс ослабляет или гасит сами реакции на ситуацию.

Почему это происходит? Ответ лежит в признании того, что переживание всегда «занимает» сознание, а в момент рассмотрения, например, своей обиды, сознание направлено не на обстоятельства и образы, которые ее вызывают, а та то, как она «устроена». И естественно, происходит ее устранение из сознания.

Во-вторых. При саногенном мышлении, интроспекция или размышления, направленная внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя, в результате чего субъект воспроизводит, проигрывает ситуации стрессов, пережитые ранее на фоне релаксации (расслабления). Такого рода мышление создает угасающий эффект. Образы, насыщенные аффектом, как мы показали ранее, постепенно освобождаются от эмоционального содержания, и воспроизведение их в сознании не вызывает стресса.

Когда мы на фоне покоя воспроизводим стрессовую ситуацию, происходит приспособление к подобным ситуациям, так, что когда они повторяются, то острые и сильные чувства уже не возникают.

Наиболее трудным является достижение покоя и мира в моменты размышления над эмоциональными ситуациями. Нужно научиться приводить себя в состояние покоя и мира путем тренировки путем тренировки в релаксации и методами медитации. Полезно вспоминать какую-либо жизненную ситуацию, когда вам было мирно и спокойно, представив это как можно более реально. Постепенно это представление приобретает релаксирующее значение.

В третьих. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения тех психических состояний, которые контролируются. Так, размышление об обиде, предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура. Такого рода наблюдения не возможны без знания основ психологии, чувств, психологии личности.

Лишь усвоив основы саногенного мышления, приобретая соответствующие умственные навыки, человек может в дальнейшем самостоятельно продолжать работу по самосовершенствованию и оздоровлению своей психики.

В четвертых. Овладение саногенным мышлением предусматривает расширение кругозора, внутренней культуры, которая прежде всего состоит в понимании истоков происхождения стереотипов, программ культурного поведения, истории культуры, особенно строение Архетипа. Когда мы думаем что «он поступил не справедливо», то что это означает? Что такое «справедливость»? Откуда в нас появляется чувство «справедливости»? Такого рода понимание позволяет правильно осмыслить обиду, которая возникает от «несправедливого» поступка другого. Почему он так поступил? Для ответе на данный вопрос не достаточно иметь представление о «справедливом» и «несправедливом». Нужно знать также и то, чем определяется поведение в широком смысле, чтобы понимать конкретное поведение другого, который обижает вас. Если мы думаем о «пороке» или «долге», то должны понимать подлинное понимания данных понятий, их внутреннюю структуру.

В пятых. Саногенное мышление не возможно без достаточно развитого уровня сосредоточенности и концентрации внимания на объектах размышления. Процесс интроспекции невозможен, если ваше внимание «плавает», рассеивается и не может сосредоточиться на умственных объектах интроспекции. Поэтому формирование саногенного мышления имеет своей предпосылкой концентрацию внимания.

Для развития способностей концентрацией внимания полезны упражнения, практикуемые йогой. Способности концентрировать и вызывать необходимые образы достигается практикой визуализации объектов, как реальных, так и умственных. Чем яснее и отчётливее вы представляете конкретную ситуацию, которую хотите размыслить, чем она ближе к реальности, тем эффективнее осуществляется процесс «угашения».

Однако в этом есть опасность. Человек, слабо владеющий своими эмоциями и потребностями, при отчетливом представлении тех или иных образов, может сильно вовлекаться в эту ситуацию и получить патогенные результаты.

Работая над обдумыванием своих обид, с соблюдением принципов саногенного мышления, вы становитесь более зрелыми, чем были ранее.

Обижаться не следует даже на любимых, а надо признать их свободными. Ведь всегда можно установить действительные причины того, что они ведут себя в рассогласовании с нашими ожиданиями. Но не каждый раз эти причины нам известны. Поэтому заранее надо признать эти причины существенными, раз они препятствовали исполнению действия, которое вызвало нашу обиду. Чтобы не обижаться, надо принимать, что поведение другого определяется им, а не мной.

Преодоление обидчивости всегда способствует повышению уровня общения.


Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о такой концепции как саногенное мышление. В ней определенно есть рациональное ядро. Даже если вы не согласны с некоторыми ее позициями, все равно кое-что полезное можно получить. А что полезное – это уже определяется индивидуальность.

Что это такое?

Понятие саногенного мышления ввел в обиход Ю.М. Орлов – философ, психолог, медик. По его определению, эта система соединяет многовековую мудрость человечества с современными открытиями психологии. Данный тип мышления представляет один из способов достижения житейской мудрости, здоровья души и тела.

Интересно, что вопросами познания и передачи мудрости ученый увлекся очень давно, еще когда защищал диссертацию по теме поиска истины. После успешной защиты он показал текст своему отцу, а тот отметил, что ничего в этой работе не понял и ничему мудрому не научился. С тех пор Ю.М. Орлов начал искать средства, как привнести немного мудрости в нашу повседневную жизнь.

Суть саногенного мышления можно изложить очень простым, понятным языком. Для начала необходимо понять, что в основе мировоззрения человека лежит его философия (не наука, а собственная, индивидуальная). Именно она формирует стиль человеческого мышления. В случае, когда философия негативная – люди страдают, позитивная – находятся в хорошем состоянии и радуются жизни.

Вот и все. Фактически нам нужно избавиться от привычки мыслить патогенным образом. Тогда автоматически мы избавимся от стрессов, внутренних и внешних проблем. Звучит привлекательно, не так ли?

Получается, что саногенный образ мыслей создает чистоту у нас внутри, обладает оздоравливающим действием. Но как этого достичь на практике?

Эмоции: хорошие и плохие

Пожалуй, в каждой культуре есть замечания о плохом и хорошем. Все мы знаем, какие эмоции несут негативную направленность. Это страх, гнев, раздражение, гордость, ревность, зависть (ряд можно продолжать долго, но суть вы поняли). Эти эмоции принято укрощать или подавлять. Но для здоровья это очень вредно.

Наши мысли провоцируют разные чувства и разные реакции тела. Например, мысль, связанная с гневом, вырабатывает гормоны, которые готовят организм к драке. Получается, что гнев подавляется, драка не случается. Что происходит с гормоном, ведь он уже в крови? Он не находит применения, превращается в яд и загрязняет наш организм.

Таким образом, идея подавить эмоцию не очень хорошая. Именно теория саногенного мышления предлагает, как избавиться от эмоциональной зависимости.

Не нужно избавляться от самой эмоции. Без чувств мы потеряем вкус к жизни, впадем в пассивность, как при депрессии. Нужно правильно обойтись с эмоцией. Переживать даже негативные чувства так, чтобы они развивали нас.

На самом деле, классифицировать эмоции на плохие и хорошие несправедливо. Психологи уже отказались считать какой-нибудь тип темперамента лучшим: у каждого свои плюсы и недостатки. Эмоции следует воспринимать как реакцию организма на окружающий мир. Создается ситуация опасности – мы чувствуем страх. И он полезен, потому что является сигналом: «Пора уносить ноги». Правильно распознать сигнал – задача развитого человека.

Хронические негативные эмоции

Благодаря памяти, наше мышление может вспоминать события, ставшие причиной стресса. Такая реакция будет усиливать стресс, делать его продолжительным. Негативная эмоция появляется в любой момент с помощью ассоциативной связи. Это происходит автоматически, именно поэтому и вредно. Если мы поймем, причину появления эмоции, мы сможем управлять процессом.

Как ум воспроизводит эмоцию?

Чтобы эмоция зафиксировалась в нашем подсознании, чтобы она стала запускаться автоматически, ей нужно несколько повторений, во время которых произойдет научение. Все начинается с детства (в этом З. Фрейд точно был прав). Вот только психоанализ заявлял, что, осознав свои травмы, человек сможет исцелиться, но не предлагал никакого конкретного решения этой задачи, а концепция саногенного мышления предлагает способы поведения по отношению к вредным хроническим чувствам.

Как работать с ненужными эмоциями?

В этом нам поможет метод интроспекции – то есть, самонаблюдения. Когда человек задает себе вопросы о том, почему он поступил именно так в определенной ситуации, он старается понять, какая эмоция побудила его к действию.

Рассмотрим на примере. Для наглядности возьмем обиду. Что такое обида?

Предположим, что у вас есть друг, с которым вы давно не общались. По правде сказать, вы соскучились и решили ему написать обычное сообщение по типу: «Привет! Как дела? ». Казалось бы, простой вопрос. Но друг прочитал сообщение, ничего не ответив. Что произойдет? Скорее всего, вы почувствуете обиду. Откуда она взялась?

В большинстве ситуаций обида появляется тогда, когда кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Вы ожидали, что друг ответит на сообщение, вы сможете продолжить общение. Но этого не произошло. Чем ближе нам человек, тем сильнее и дольше мы будем обижаться.

Размышляя о том, что мы чувствуем, делая это привычным, мы уменьшаем интенсивность чувства, уменьшаем обиду. Таким образом человек получает иммунитет к другим потенциальным обидам. Заметьте, что мы не подавляем чувство (это вредно), а делаем его более кратковременным. Как только обида выполнила свою роль, она исчезает.

Как вы думаете, если кто-то обидел вас год назад, а вы до сих пор об этом думаете, это полезно или нет для вашего организма? Очевидно, что эта мысль принадлежит к патогенному мышлению. С подобными мыслями необходимо бороться. Как? Осознанием. Ведь страдать от обиды в тот момент, когда вас никто не обижает – это так… по-человечески. И абсолютно бессмысленно при этом.

Чтобы достичь радости и гармонии, нужно научиться правильно проживать негативные эмоции: правильно обижаться, стыдиться, ревновать, испытывать чувство вины. Эти чувства должны не мучить, а повышать саморегуляцию.

Если вернуться к состоянию обиды и посмотреть, какие операции проделывает наш мозг, мы увидим следующее:

  1. Определяем, к какой категории принадлежит данный человек (тот, что обидел). На основе этого придаем ему значение (близкий или нет).
  2. Строим определенные ожидания от его действий в конкретной ситуации.
  3. Наблюдаем за реальным поведением.
  4. Оцениваем, сравнивая свои ожидания с реальностью.

Что происходит после оценки? Возникает обида. Потому что придуманное не совпало с действительностью. На каких этапах проще скорректировать появление эмоции? Определенно на втором (не строить программу вообще) или на четвертом (поменять оценку).

На практике это может быть не так уж и просто. Если вы хотите узнать, как обходиться с другими негативными чувствами и какие мыслительные операции они проходят, советую обратиться к книгам Ю.М. Орлова, первой из которых может стать «Саногенное мышление».

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Мышление как философия определяет результат человеческой и поведения, отношение к происходящему, мироощущение и состояние души. Мышление, служащее причиной негативных и пагубно влияющее на здоровье, называют патогенным. Его противоположность – саногенное, или оздоравливающее мышление. Автор концепции – Ю. М. Орлов.

Саногенное мышление предполагает самостоятельную регуляцию человеком своих эмоциональных состояний. В результате этого повышается стрессоустойчивость.

Суть саногенного мышления состоит в адекватном переосмыслении прошлого опыта, выявлении и коррекции стратегий поведения и рефлексии, приводящих к страданиям, изменении жизненной философии. Это не бегство от негатива, а сознательное его рассмотрение и проработка.

Для осознания работы концепции важно вспомнить функции :

  • корректировка поведения в связи с изменениями внешних условий (информирование);
  • объяснение причин изменения условий (тут и начинают формироваться эмоции в зависимости от того, как человек характеризует сложившуюся ситуацию).

Важно не подавлять эмоции, а учиться контролировать их силу и не давать перейти в статус хронических. Патогенное мышление не позволяет завершить эмоцию, что вызывает хронический стресс, и окружением. Саногенное мышление предполагает обучение правильному мышлению для завершения каждой негативной эмоции ( , гнев, обида, раздражение).

Не стоит путать позитивное мышление и саногенное. Позитивное имеет краткосрочный характер и совершенно другие характеристики. Среди общего у них только смена взгляда на травмирующую ситуацию.

Сравнительный анализ патогенного и саногенного мышления

  • Патогенное мышление вызывает страдания и болезни. Саногенное ведет к благополучию и счастью.
  • Патогенное мышление основано на привычках и его можно отнести скорее к бессознательному. Саногенное мышление – сознательное. Оно позволяет рационально оценивать преемственность используемого поведения.
  • Каждое мышление предполагает одни и те же операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Но при патогенном типе операции используются неуместно.

Принципы саногенного мышления

  1. Необходимо признать реальность эмоций. Их зависимость от нашего мышления.
  2. Следовать уместности мыслительных операций.
  3. Развивать .
  4. Поддерживать и понимать единство теории и практики, философии и психологии, житейской психологии и научной. Важно понимать психологические особенности эмоций и мышления.
  5. Следовать научности, то есть понимать работу мозга при выработке эмоций.

Структура эмоции как устойчивого переживания

Для распознавания застоявшейся эмоции нужно знать ее структуру:

  1. Наши ожидания в отношении поведения другого человека. Наше восприятие и трактовка его поведения. Разница между этими показателями.
  2. Сила, содержание и продолжительность эмоции.
  3. Сила и специфика, с которой мы говорим о своих эмоциях и принимаем их от других.
  4. Включение в работу гормонов, обеспечивающих поддержание, течение и разрешение эмоции.
  5. Поведение, направленное наружу ради разрешения или усиления эмоции.

Методы саногенного мышления

Саногенное мышление предполагает обучение методам распознавания корней эмоций, выработку умений и навыков этого распознавания, формирование привычек рационального мышления.

Ведение дневника

Освоить саногенное мышление позволит ведение дневника. Рассмотрим ситуацию на примере такой негативной эмоции, как обида.

  1. Вспомните последнюю обиду. Детально запишите условия ситуации, облик обидчика, свои мысли на тот момент.
  2. Составьте список обидчиков. Напротив каждого имени зафиксируйте ситуации, вызывающие обиды.
  3. Каждую ситуацию разберите по следующему плану:
  • Какого поведения вы ждете от этого человека?
  • Опишите реальное поведение, обидевшее вас (в том числе мимику, жесты, речь).
  • «От чего должен отказаться этот человек, чтобы я не обижалась?»
  • Опишите черты характера обидчика, которые вас расстраивают.
  • Каким должен быть обидчик, чтобы перестать быть таковым?
  • Оцените силу обиды по 10-бальной шкале.
  • Определите свой стиль поведения и психологические защиты во время обиды.
  • Возьмите чистый лист и краски. Выберите цвет, который кажется привлекательным, и рисуйте произвольные фигуры. Это лист вашей обиды, негативных эмоций. Вложите его в дневник.
  • Возьмите другой лист. Цветом, который привлекателен, теперь тоже нарисуйте произвольную картину. Сложите лист (как хотите), разверните, добавьте белой краски.
  • Оцените силу обиды теперь.
  • Если значение меньше 3, то вы почти проработали обиду. Повторите действие с другими ситуациями (не обязательно в этот раз).

При значении меньше 3 можно переходить к аутопсихоанализу.

Аутопсихоанализ

Основной метод саногенного мышления – аутопсихоанализ мышления, вызвавшего негативные переживания, то есть угашение эмоции с помощью размышления. Угашение эмоции – это повторное проживание ситуации без подкрепления, то есть отстраненный рассказ об эмоции, высмеивание, взгляд со стороны (проигрывание ситуации). Важно разобрать собственную эмоцию: ее причины, силу.

  1. Вспомните ситуацию, когда вы были счастливы и спокойны.
  2. Выберите одну из проработанных в дневнике ситуаций.
  3. Прочитайте ее и оцените свои эмоции. Если вы смогли остаться спокойным, то можно анализировать. Если обида снова проснулась, то нужно вернуться к четвертому пункту из предыдущего списка.
  4. Проанализируйте ситуацию по плану:
  • Как человек должен был вести себя, чтобы я не обиделась?
  • Откуда берутся мои ожидания?
  • Они реальны? Партнер может им соответствовать?
  • Он знает о них?
  • Какие стереотипы руководят мной?
  • Какие проекции я использую?

Повторюсь, что это актуально не только для обиды, но и любой другой негативной эмоции: злости, гнева, зависти. Подробнее о проработке обид можно прочитать в статьях и .

Продолжим разговор о мышлении, сегодня поговорим о саногенном мышлении (лат. sanus - здоровый).

Считаю, что сначала нужно научиться избавляться от влияния эмоций , а затем уже учиться логическому, критическому и прочим видам мышления (можно параллельно). Иначе эмоционально окрашенные «логические» решения могут представлять из себя гремучую смесь, не имеющую ничего общего с действительностью.

Если есть злоба или обида, то решения и мысли будут окрашены этой эмоцией, и соответственно поступающая информация будет отфильтровываться так, чтобы эти эмоции поддержать.

Саногенное мышление , которое будем рассматривать, — действует на пользу адекватности восприятия и снижения эмоциональной зависимости.

Но сначала несколько типовых жизненных ситуаций :

Человек поссорился с соседом. В чем-то разошлись во мнениях. Взаимные оскорбления и чувство обиды.

Ситуация прошла, но человек мысленно возвращается к ней и прокручивает ситуацию снова и снова. Опять эмоциональное потрясение, хотя спор уже закончился давным давно.

Хочет ли этого человек, хочет ли он страдать по новому? Вряд ли. Но эмоции возникают автоматически, достаточно какой- то ассоциативной связи вызвать образ или соседа или спорного вопроса, а иногда любой другой детали, ассоциативно связанной.

Другой пример: человек видит на улице какую-то несправедливость (по его убеждению), например – нецензурная брань. Эмоция раздражения – но откуда она появилась? Ведь человек понимает, что нужно сдержаться, но ничего с собой поделать не может, эмоция захлестнула. Прошел мимо, а эмоция все давит и давит.

Вот и вопрос – кто управляет нашим поведением ? Неужели мы сами действуем себе во вред.

Чтобы разобраться с этим предлагаю познакомиться с саногенным мышлением.

Создателем теории и практики СаноГенного (оздоравливающего) Мышления (СГМ) является Ю.М. Орлов.

Юрий Михайлович Орлов (1928—2000 гг) - доктор психологических наук, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, где он в течение 20 лет заведовал кафедрой педагогики и медицинской психологии, кандидат философских наук, практикующий психолог, автор книг по психологии личности.

Саногенное мышление — путь к житейской мудрости

Попробую кратко изложить суть.

Для более глубокого изучения стоит обратиться непосредственно к книге Ю.М. Орлова «Саногенное мышление».

Расширить знания по СГМ можно посетив Официальный сайт СаноГенного Мышления: http://radarsgm.ru/ .

Саногенное мышление (СГМ ) – это один из самых надежных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела, так написано в книге. Мне уже этого было достаточно, чтобы заинтересоваться этим видом мышления. Думаю, что и мои также читатели проявят интерес.

СГМ – это философия обыденной жизни .

Философия – это основа мировоззрения человека и определяет стиль его мышления. Если философия плохая – мы страдаем, хорошая философия – и наше состояние хорошее. Все так просто.

Но почему-то большинство людей обладает патогенной философией жизни, которое порождает эмоциональный стресс, конфликты с самим собой и с окружением.
СГМ дает философию, которая позволяет вывести человека из состояния, когда ему плохо.

Итак, возможно патогенное мышление и саногенное мышление . Патогенное ведет к внутренним и внешним конфликтам. Саногенное – оздоравливающее, создающее чистоту. Наши мысли можно очистить и следовательно оздоровиться.

Учителя человечества всегда говорили об укрощении таких эмоций как гнев, зависть, гордость, страх. Но опыт показывает, что человек не может устранить эмоцию . Он может лишь не выражать ее.

Но для здоровья важно не подавить эмоцию, а добиться чтобы эмоция была не сильная и не перерастала в хроническую. Важно, чтобы эмоции не программировали наше поведение.
СГМ предлагает пути уменьшения эмоциональной зависимости.

Не нужно избавляться от эмоций, без них нет жизни, но нужно правильно адаптироваться к нашим эмоциям – правильно обижаться, правильно стыдиться. Оскорбляться так, чтобы этот опыт переживания способствовал личностному росту и саморегуляции.

Наши мысли вызывают разные переживания и разные реакции организма. Мысль, вызывающая гнев – вырабатывает соответствующие гормоны, нужные для драки, мысли страха – гормоны для бегства.

Если выработанные гормоны, попадая в кровь, не используются, то они загрязняют организм и превращаются в яды для организма. Ведь нормальная реакция, например при страхе – убежать, но человек существо воспитанное – оно сдерживает себя и гормонам некуда деваться, кроме как гормонально загрязнить организм.

«Хроническое оскорбление»

Наше мышление устроено так, что может поддерживать стресс, вызывая из памяти события его вызвавшие. Оно может вызвать негативную эмоцию в любой момент, из памяти и память воспроизведет эмоциональную ситуацию. При этом организм отреагирует также как и в реальной ситуации.

Эмоция и вызываемые ею стресс, становится хроническим – отсюда собственно и берутся болезни и подавленное состояние.

Почему же эмоции вызываются и действуют без спросу и нашего желания, т.е. автоматически?

Ведь достаточно что-то ассоциативно связать, как воспоминание вновь нахлынет. Обида, гнев, раздражение – начинают свое вредоносное дело.
Но если человек осознает, как его ум вырабатывает эмоцию – то он становится способным контролировать этот процесс.

Именно на понимание этого механизма и направлено СГМ.

Процесс научения

Как же формируется эмоция в нашем подсознании, что она становится запускающим механизмом?

Если что-то часто повторяется – происходит научение – и это дальше действует автоматически – независимо от наших желаний. Из подсознания вызывается эмоция, обусловленная научением.

Бессознательное – это информационный автомат, отработанный за тысячелетия и обеспечивающий наше выживание.

И это идет с детства. Фрейд не Фрейд, но законы природы неумолимо действуют, как бы нам не хотелось.

И хотя З. Фрейд утверждал, что, если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступит исцеление, но он не предложил никакой концепции решения проблемы, поскольку не описал какие умственные операции задействованы.

А начинается все с присвоения значения некоему событию, которое откладывается в бессознательное и уже затем вызывает эмоции, присущие этому событию.

Эти автоматизмы или умственные привычки действуют непроизвольно и бессознательно. Есть полезные — «горячо – не трожь», но есть и вредные вызванные психической защитой.

Расширяя сознания человек начинает осознавать те элементы поведения которые при автоматизме не осознавал.

Как это можно осознавать?

Задавая вопросы или записывая – человек осознает почему так проявило себя его поведение в той или иной ситуации.

Например, обида — и он становится способным контролировать свою обиду.

Ведь обида часто связана с тем, что кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Если же мы это осознали, то мысль обиды теряет свою энергию. Человек прекращает автоматическую реакцию ума и нейтрализует эмоцию. Стоит только начать правильно думать об эмоции, а не следовать ей.

Понимая, мы снижаем энергию эмоции и она быстро заканчивается, не имея продолжения.

В основе же патогенного мышления лежат умственные автоматизмы, которые активизируются, но уже не соответствуют обстоятельствам при которых они зарождались. Ситуации меняются, а автоматизмы остаются.

Саногенное мышление приводит к осознанию этих автоматизмов и делает возможность приспосабливаться к новым ситуациям.

Кто же управляет нашим поведением?

Ум? Мозг?

Нет, нашим поведением управляют наши потребности . Мозг, ум, личность лишь обслуживают наши потребности.

Потребность запускает нужную программу, посредством мозга, а личность лишь обслуживает эту программу.

Аналогично любая эмоция может управлять нашим поведением, взяв на себя эту роль. Иногда даже в ущерб потребности.

Пример, страх запускает поведение бегства, хотя до этого была потребность – голода и жажды. Эмоция оказывает большее влияние, чем потребность.

Если программа запущена, то ее остановить труднее, чем выполнить до конца. Если же эмоция удовлетворена, то управление берет на себя наше сознание и мы начинаем думать – что же наделали и главное — зачем .

Автоматизмы, порождаемые эмоцией ведут к особому состоянию человека – «не в своем уме», «вне себя» .

Функции эмоций

Эмоции важны. Эмоции дают возможность социального выживания человека. Ведь мы общаемся, а эмоции позволяют достигать большего согласия с другим человеком.

Например, обида, побуждает к реальному восприятию другого человека. Т.е. нужно как-то перестроить свое поведение, чтобы учесть возникшее чувство обиды.

Но эмоции могут превратиться в навязчивые и длительные, что в свою очередь и ведет к патогенному мышлению, а далее к болезням и прочим неприятностям для человека.
Ведь обиженный человек, все видит через свою обиду . Или человек с чувством гнева, раздражения.

Такой человек становится просто ненормальным, и мы говорим – он в состоянии аффекта. Причиной же являются эмоции, порождающие неправильные мысли и запускающие программы. Это вредные мысли, превращают нас в автоматы, и человек теряет связь с реальностью.

Какие программы запускаются при этом?

Внутренние , в результате нашего научения, а также это могут быть коллективные программы, обусловленные стереотипами, культурой общества.

Программа – это как код поведения.

Прозвучала фраза – запустилась программа. Несколько слов упакованных во фразе – сигнал к запуску программы.

Фраза «человек создан для счастья » — и начинает реализовываться программа. И если оказывается, что что-то идет не так, то возникает эмоция стремящаяся восстановить «справедливость» программы например — раздражение.

Хорошо если есть согласие программы с поведением окружающих, а если нет, что бывает чаще всего – отсюда гнев, стыд, обида и тд.

В культурных стереотипах – нет ничего плохого. И очень важно чтобы люди разделяли культурные и моральные ценности и следовали им.

Но когда эти стереотипы начинают автоматически определять поведение человека, а ведь у него есть еще и свои индивидуальные стандарты поведения, то возникает конфликт индивидуального с общественным. Возникает ситуация не сбалансированности понятий — «для себя» и «для других».

Автоматизмы мышления

Автоматизмы играют двойную роль: с одной стороны облегчают решение задач, с другой – способствуют возникновению эмоционального стресса.

Автоматизмы полезны в том плане, что не заставляют думать в определенных типовых ситуациях, а поступать так, как велит программа и это часто правильно.

И человеку не надо долго думать и другие ожидают от него типичного поведения. На этом держится культура. И это хорошо.

Но часто автоматическое следование программам вызывает стресс.

Виновный должен быть наказан (общественное), но я люблю виновного (мое индивидуальное).
Как быть? Действовать по любви или в соответствии с моральными требованиями общества.
Мышление в данной ситуации порождает чувство вины. Вы действуете как автомат, эмоции зашкаливают.

Саногенное мышление позволяет без ущерба достигать баланса индивидуального и общественного.

Пока мы находимся во власти желаний, потребностей, эмоций, стереотипов и тд – мы их рабы.

Освобождение лежит не в укреплении силы воли (сдерживать себя), а в приобретении способности осознавать и управлять своими желаниями и эмоциями.

Любое поведение, присоединяясь к эмоции ослабляет ее. Курение, например, носит защитный характер. Когда человек переживает – оно забирает часть энергии эмоции. Поэтому в состоянии тревоги человек много курит.

Стресс – ведет к физическим сокращениям в организме, поэтому страдает желудок. Он забирает часть энергии, сжимаясь под чувством вины. Т.е. тело само забирает на себя энергию эмоции и страдает от этого.

Страх – это скованность в верхней области спины. Непонимание – комок в горле. И тд.

Избавиться от этого можно только научившись размышлять саногенно о своей вине и другом чувстве.

Первое что нужно сделать: это научиться различать какие наши привычки ведут к патогенному мышлению, какие к саногенному. От первых отказываться, вторые культивировать.

Чтобы различать — нужно научиться интроспекции

Это один из главных навыков саногенного мышления – объективный умственный акт – объективизация.

Когда человек ведет дневник и объясняет появление и действие той или иной эмоции, то он повторяет умственные действия интроспекции, которые приводят к облегчению от эмоции.
Так закрепляется правильное мышление, которое нужно обратить в привычку.

****
Если патогенные мысли повторяются, то они препятствуют развитию СГМ.

Например, мысли: он этого не сделал, хотя и обещал, значит он плохой. Эти мысли становятся привычными и автоматически запускаются в ситуации обиды.

И наоборот, если же мысли при размышлении (интроспекции ) по поводу эмоции обиды, станут привычными, то они будут возникать сами собой в ситуации обиды и уменьшать ее. Так человек приобретает иммунитет и к другим возможным обидам. И наступит момент, когда вас обидеть будет уже невозможно.

Т.е. эмоция не подавляется, а делается кратковременной на тот момент, когда она выполнила свою функцию.

Если же действовать в рамках патогенного мышления, то эмоция действует гораздо дольше и иногда в течении года человек не может забыть обиду. Какое уж тут здоровье.

Делить эмоции на отрицательные и положительные, по мнению Ю.М. Орлова ненаучно, это вроде деления насекомых на вредных и полезных. Причем биологи отказались от такого деления, а психологи до сих пор не могут. Любые эмоции выполняют определенную функцию для выживания, поэтому их нельзя так просто делить. Нужно научиться правильно их использовать.

Вот такая философия саногенного мышления .

Поэтому если кто-то вас обидел год назад, а вы продолжаете об этом думать, и страдаете от этих воспоминаний, то это следствие патогенного мышления.

Кому от этого лучше? Непонятно, но мы продолжаем мысленно вызывать эту ситуацию из памяти и страдать, страдать. Страдать…..., хотя вас уже никто не обижает.

Или вы причинили страдание другому человеку – и чувство вины засело в вашей памяти.

Если возникают такие проблемы по жизни, то думаю, что стоит обратить внимание на саногенное мышление и формировать здоровую философию обыденной жизни.

В помощь приведу книги Ю.М. Орлова:

1. «Саногенное (оздоравливающее) мышление».
2. «Самопознание и самовоспитание характера» (1987 г).
3. «Восхождение к индивидуальности» (1991 г).
4. «Как беречь любовь».
5. «Исцеление философией».
6. «Обида. Вина».
7. «Стыд. Зависть».
8. «Научение. Становление человека».

Надеюсь, что заинтересовал вас возможностями саногенного мышления, будут вопросы, пишите в комментариях, с удовольствием отвечу.

Не забывайте, также про социальные кнопки , надеюсь на Вашу помощь в продвижении блога.

С уважением, Медведев Николай.