Сценарий духовой оркестр ретро концерт. Сценарий концерта Моэстро - народный оркестр.doc - Сценарий концертно-тематического мероприятия "Маэстро - народный оркестр". Не льётся удивительный мотив…

Адолина Аина Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО ЦДТ "Надежда"
Населённый пункт: г. Салехард Ямало-Ненецкий АО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий отчетного концерта объединения по интересам "Студии духовой музыки"
Дата публикации: 23.08.2018
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества «Надежда»

Методическая разработка по теме:

Сценарий отчетного концерта объединения по

интересам

«Студии духовой музыки»

Составитель:

Концертмейстер

Адолина Аина Викторовна

Салехард 2018

«Во все концертные залы мира устремляется публика,

желающая, еще раз послушать любимые произведения музыкальной классики,

чтобы еще раз приобщиться к прекрасному».

Евгений Светланов

Концертная

программа

проведения

итогового

отчетного

мероприятия объединения по интересам «Студии духовой музыки» МАУ ДО

Центра детского творчества «Надежда».

Актуальность

мероприятия:

сегодняшний

детского

творчества,

обладает

значительными

потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и

воспитания детей. Это, прежде всего демонстрация исполнения

музыкальных

произведений,

выученных

учебного

родителями, сверстниками и гостями.

Цель: показать и оценить уровень творческого и исполнительского роста

коллектива за учебный год.

Воспитание музыкальной культуры как важной и неотъемлемой части

всей духовной культуры.

Популяризация искусства игры на духовых и ударных музыкальных

инструментах и творческой деятельности объединения;

Представление творческого репертуара объединения;

Овладение

навыками игры

различных

инструментах (кларнет, саксофон, труба, флейта, ксилофон) в оркестре,

ансамбле и сольном исполнении;

Стимулирование

дальнейшего

исполнительского

мастерства

учащихся;

Воспитание

коллективизма

сплоченности,

взаимопомощи.

Сплочение

разновозрастного

творческого

коллектива

ответственностью в сольном концерте;

Создание для детей атмосферы успеха и праздника.

Целевая аудитория: учащиеся, родители, педагоги.

Методическая

разработка

предназначена

педагогов

дополнительного

образования, преподавателей детских школ искусств, музыкальных руководителей

детских садов, концертмейстеров, педагогов-организаторов, режиссеров, с целью

оказания помощи в организации концертно-просветительской работы.

Сценарий содержит презентацию «Счастье быть вместе».

Ход концерта

Концерт посвящен международному дню семьи

«Счастье быть вместе»

Перед началом концерта на экране слайд №1

Без объявления звучит произведение Б. Беккера «Радость победы» (Слайд

Ведущий: (Слайд №3)

Для вас прозвучало произведение Б. Беккера «Радость победы» в исполнении

Образцового Духового оркестра студии духовой музыки центра детского

творчества

«Надежда»

руководством

почетного

работника

образования РФ Миршата Айтнякова.

приветствовать

собрались

замечательном

услышите

музыкальные произведения в исполнении не только оркестра, но и ансамблей, а

также солистов студии духовой музыки.

«Счастье быть вместе» - так, наш концерт назван не случайно.

Скоро мы все вместе с вами будем отмечать один из самых замечательных

любимых праздников - Международный день семьи! Семья - самое главное в

жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, те, которых мы

любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

трогательную

киноисторию

деревенской

женщины и цыгана, которым пришлось пройти не легкий жизненный путь для

обретения своего счастья.

Валерий Зубков «Встреча», музыка из кинофильма «Цыган» (Слайд №4)

Ведущий:

Нашему творческому коллективу уже более 20-ти лет. За эти годы ребята успели

покорить сцены не только российских городов, но и получить достойные награды

за рубежом. Духовой оркестр достойно представляет наш Салехард на многих

конкурсных площадках, а также радует нас своими выступлениями на городских

концертах. И сейчас в исполнении духового оркестра прозвучит

Вступление из кинофильма «Два капитана» Евгения Птичкина (Слайд№5)

Ведущий: (Слайд №6)

В феврале месяце в ДШИ им. Е. Образцовой прошел V открытый конкурc -

фестиваль для начинающих музыкантов «Первые шаги». Следующим номером

нашего концерта будет трио кларнетистов, в состав которого входят участники

этого конкурса.

Выступают Пономарев Святослав, Тимофеева Анна, Коноплин Юрий.

РНП «Заинька» (Слайд№7)

Ведущий:

музыкальное

произведение

фортепиано

является

шедевром

музыки, оно входит в обязательную программу произведений в музыкальных

школах всего мира. Но его исполняют на других музыкальных инструментах,

например, таких как ксилофон.

Л. Бетховен «К Элизе» исполняет Аскарова Ксения (Слайд №8)

Ведущий:

основанный

кружении

сочетании

поступательным

движением,

распространённых

музыкальных

Наступило

превратился

концертное

инструментальное произведение, которое было популярно не только, в эпоху

классицизма и романтизма, но и в наши времена.

М. Петренко «Вальс» соло для саксофона с оркестром

Исполняет Беликов Эдуард (Слайд №9)

Ведущий:

Чайковский, был первым русским композитором, создавший для детей альбом

инструментальных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и

любил детей. На протяжении многих лет он жил в большой и дружной семье

своей сестры, там Петр Ильич чувствовал себя по-домашнему уютно. Обдумывая

детского

Чайковский

маленьких

отрывков

безусловной

легкости

занимательными

заглавиями».

Ссылаясь

аналогичные

произведения

(немецкого

композитора) он имел ввиду только общую задачу - создать цикл не больших и

технически не сложных пьесок народного характера из детской жизни, которые

были бы доступными для исполнения самими детьми.

П. Чайковский «Неаполитанская песенка» исполняет Ляшенко Илья

(Слайд №10)

Ведущий:

Советский композитор Евгений Крылатов пишет песни всегда на уже готовые

стихи, так было и в этот раз. У поэта Юрия Энтина, с которым он дружил и

больше всего работал, композитор однажды нашел стихотворение на рабочем

столе и заинтересовался. Вдохновившись, музыку на эти стихи он написал не

появилась

знаменитая

кинофильма

«Приключения электроника» - «Крылатые качели».

Е. Крылатов «Крылатые качели»

Исполняют Попова Елизавета и Елобаева Юлия (Слайд №11)

Ведущий:

Скотт Джоплин афроамериканский композитор и пианист, считается крупнейшим

Я приглашаю на сцену ансамбль деревянных духовых инструментов «Кларино -

Арктик», ребята исполнят это знаменитое произведение

Скотт Джоплин «Артист Эстрады» (Слайд №12)

Ведущий:

В марте этого года в городе на Неве Санкт-Петербурге прошел международный

конкурс-фестиваль

«Будущее

планеты».

Санкт-Петербург,

Ульяновск,

Алматы (республика Казахстан) Волгоград, Нижний Новгород и многие другие

конкурсе.

достойно

представили нашу столицу ЯНАО г. Салехард. Результатом кропотливой работы и

серьезной подготовки стали признание, бурные овации

публики и строгого

конкурсе

принимали

педагоги

номинации

Ковальчук

завоевал

Лауреата

музыкальный номер так же стал призером, получившим звание Лауреата 1-й

степени. (Слайды №13- №24)

И. Дунаевский «Ехал я из Берлина» -

исполняет дуэт трубачей Ляшенко Илья и Малярчук Данил (Слайд №25)

Ведущий:

В 1955 году на экраны страны была выпущена картина «Максим Перепелица» -

незатейливая

легкомысленный

беспечный

становится дисциплинированным и сознательным солдатом. Фильм был веселым,

в нем было много музыки, а лейтмотивом через всю картину проходила песня с

призывным и броским рефреном: Солдаты, в путь, в путь, в путь…

Песня эта вскоре стала очень популярной. В ней были полностью соблюдены

признаки армейского походного марша: ровность и четкость поступи, настроение

решительности и удали. И в то же время была в ней и задумчивость, и лирическое

чувство…

В. Соловьев-Седой Марш «В путь» исполняет духовой оркестр (Слайд №26)

Ведущий:

Исполнителем этой песни был кумир нашей эпохи - народный артист СССР -

Муслим Магомаев. Когда Александра Пахмутова сыграла мелодию этой песни

поэту Николаю Добронравову, он сказал: «Аля, не знаю, но мне кажется это

потрясающе». Муслим Магомаев, принял это произведение сразу с любовью и

«Мелодия» исполняет Игорь Мымрик (Слайд №27)

Ведущий:

Композитор

Мокроусов

качестве

мелодической

бытовавший на фронте напев, так была написана песня «Одинокая гармонь», она

распространилась

послевоенные

приобрела

всенародную

популярность.

Б. Мокроусов «Одинокая гармонь» исполняет Игорь Мымрик (Слайд №28)

Ведущий:

А теперь мы предлагаем вам окунуться в атмосферу веселой и жизнерадостной

Б. Карамышев «Мой приятель кларнетист» -

солирует Софья Моисеева (Слайд №29)

Ведущий:

В течение учебного года наши ребята принимали активное участие в концертной и

конкурсной деятельности не только на сцене ЦДТ «Надежда», но и на других

творческих

площадках,

Салехарда,

пределами.

приглашаю на сцену директора ЦДТ «Надежда» Елену Валентиновну Звонарёву

для вручения почетных грамот и благодарностей.

ВРУЧЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЕЙ И ПОЧЕТНЫХ ГРАМОТ

Ведущий:

Что такое юмореска? - этот термин, происходящий от слова юмор, всем, конечно,

понятен без перевода. Так называют небольшие пьесы причудливого, шутливого,

юмористического характера.

В. Полонский «Юмореска» для тромбона с оркестром, соло - Никита

Скурыдин (Слайд №30)

Ведущий:

Следующим музыкальным номером прозвучит еще одна юмореска, но уже для

другого музыкального инструмента, для флейты. Я приглашаю на сцену Елизавету

Черногор

выпускницу

Елизавету

Гниденко,

исполнении которых прозвучит

«Юмореска для флейты с оркестром» композитора М. Готлиба (Слайд №31)

Ведущий: (Слайд №32)

Ежегодно в нашей студии выпускаются ребята, которые с успехом освоили курс

обучения игры на духовых и ударных инструментах. И этот год не исключение.

Мы поздравляем ребят с получением документа об окончании образовательного

учреждения.

Для торжественного вручения свидетельств я приглашаю на сцену директора ЦДТ

«Надежда» Елену Валентиновну Звонареву.

ВРУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ

Ведущий:

Средь сосен суровых, меж темных ракит,

В серебряном платье березка стоит.

Склонились деревья, цветы и кусты

Пред гордым величьем ее красоты.

Евгений Дрейзин Вальс «Березка» (Слайд №33)

Ведущий:

Несколько

отметила

важнейших

праздников День победы, в Великой отечественной войне, в которой советский

народ боролся за свободу и независимость своей Родины.

Давайте люди мирно жить и доброй истине служить

Простой и вечной, человечной, чтоб песню общую сложить!

И надо нам понять сполна мы - люди, мы одна семья.

И нам дана на всех одна звезда по имени - Земля!

И в завершении нашего концерта звучит знаменитое произведение

Давида Тухманова «День победы» (Слайд №34)

Я с большим удовольствием представляю вам педагогов студии духовой музыки:

Почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник культуры

ЯНАО - руководитель оркестра Миршат Хайсаттулович Айтняков.

Почетный работник общего образования РФ - Владимир Николаевич Ковальчук.

Александр

Игоревич

Александрович

Кузнецов,

Михайловна Файзулина, Владимир Аликович Киляков, а также концертмейстер и

ведущая концерта Аина Викторовна Адолина.

Желаем вам всем здоровья, процветания и огромного человеческого счастья! Мы

не говорим вам до свидания! Мы говорим вам до новых встреч!

Екатерина Богданова

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты, дудки и пищалки, относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших «музыкальных инструментов» является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всё больше инструментов, которые использовали люд.

В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче – появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но, как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии!

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного развлечения, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Цель: познакомить и показать детям разнообразие духовых инструментов.

Задачи:

Образовательные:

пробудить интерес у детей к истории возникновения и бытования

музыкальных духовых инструментов.

обогатить знания о духовых инструментах (внешний вид, тембровая

Развивающие:

развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный,

тембровый, творческие способности,

способствовать развитию вокально-хоровых навыков в процессе пения

под аккомпанемент.

Воспитательные:

прививать любовь к музыке духового оркестра.

воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;

способствовать формированию потребности в общении с музыкой.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, металлофон, магнитные доски, карточки с музыкальными инструментами, музыкальные духовые инструменты: кларнет, саксофон, труба.

Прогнозирование результатов развлечения: дети познакомятся с духовыми музыкальными инструментами, узнают названия инструментов, научатся определять их на слух по тембру. Разовьётся сфера чувств, эмоциональная отзывчивость на слушание классической музыки, готовность к творчеству.

Ход мероприятия

Звучит классическая музыка в исполнении духового оркестра (А. Вивальди «Концерт для гобоя с оркестром»). Педагог приветствует детей, приглашает занять места в зале. Дети проходят в зал, садятся на стульчики.

Вводная часть

Музыкальный руководитель: Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.

Сегодня к нам в гости пришёл руководитель духового оркестра Городского Дома Культуры Азарников Михаил Тимофеевич, чтобы вместе с нами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов. Вы готовы?. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом». (Глиссандо на металлофоне).

Основное содержание

Посмотрите, куда мы попали? У этого города нет названия. А что же за музыкальные инструменты здесь живут? Интересно, что здесь делают эти предметы? Какие-то камушки, ракушки, тростинка, лук. Может, вы мне подскажите, в чем здесь дело? Тогда слушайте! Я расскажу вам, в чем секрет! Совсем не случайно эти предметы оказались в музыкальной стране. Все музыкальные инструменты, которые мы с вами знаем, произошли от этих предметов. Ударим камень о камень – получается четкий ритмичный звук. На какую группу инструментов похож звук ударяющихся камней? (ударные) А если натянутую тетиву лука задеть, то она запоет. Какие инструменты начинают звучать также? (струнные) А это морская раковина и если в нее подуть, то она издает протяжный звук. На какие инструменты похожа раковина? (духовые) А это обыкновенная тростинка, внутри она пустая, но если в ней сделать дырочки, то она начинает чудесно петь. Похожа она на деревянные духовые инструменты.

Так камень, тетива, раковина и тростинка стали родоначальниками всех существующих инструментов. Природа сама разделила их на четыре основные группы. Может, мы назовем этот город Древним?

А я знаю самый древний инструмент – это наш голос. И мы с вами можем использовать его в любое время. Давайте споем, используя наш древний инструмент.

Исполняют песню «Зелёные ботинки»

муз. С. Гаврилова сл. Л. Алдониной

Музыкальный руководитель: И вновь мы отправляемся в путь! «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом». (Глиссандо на металлофоне).

Следующий город Духовой. Посмотрите, какие инструменты живут здесь (показ и рассматривание музыкальных инструментов: флейта, кларнет, фагот, тромбон, валторна, гобой, труба). А называются они духовые, потому что звуки получаются лишь тогда…. А когда мы можем услышать звук этих инструментов? (Ответы детей) Правильно! Необходимо подуть в них – «выпустить дух».

«Люди дуют в инструменты,

Звуки льются, как живые.

Мы такие инструменты

Называем духовые.»

Игра «Выбери духовые музыкальные инструменты»

На карточке изображены различные музыкальные инструменты ваша задача – обвести только духовые музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты бывают двух видов: деревянные и медные. Деревянные инструменты, как вы догадались, делают из дерева. Ну, а медные, соответственно, из металла.

Деревянные духовые инструменты

У флейты музыка полна

Какою-то чудесенкой,

Как будто вдаль зовет она

Красивой, нежной песенкой.

А родилась она, ребята,

Еще давным-давно когда-то,

Наверно, в древние века

От дудочки из тростника.

Музыкальный руководитель: Флейта имеет вид длинной трубки. Звук извлекается, когда исполнитель направляет воздух через овальное отверстие. При игре флейту держат поперечно, направляя в правую сторону. Флейта обладает мягким и нежным звучанием. Давайте посмотрим на исполнителя и послушаем голос флейты.

Видеофрагмент

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, флейта непременно изображала бы птичку. (Прослушивание темы Птички из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Я слышу: где-то вдалеке,

Кларнет мелодию выводит

Об очень странном чудаке,

Что счастлив был среди мелодий,

Различных песенок и пьес,

Рождённых им забавы ради…

Он жил один, один, как перст,

Лишь музыка была с ним рядом…

Но он не знал печальных нот.

Минор всегда звучал мажорно…

Вот и сейчас кларнет поёт

Красиво, радостно, задорно

О том, что горя в жизни нет,

Беда, какая б, ни пристала…

Пускай и вам поёт кларнет

Любви божественной хоралы…

(Азарников М. Т. демонстрирует кларнет внешний вид, звук, тембр инструмента.)

Музыкальный руководитель: А прадед кларнета пастуший рожок.

КЛАРНЕТ И РОЖОК

Однажды летом

У речки, за селом, на мягком бережку

Случилось встретиться пастушьему рожку

С кларнетом.

- "Здорово!" - пропищал кларнет.

- "Здорово, брат", - рожок в ответ:

"Здорово!

Как вижу – ты из городских. -

Да не пойму: из бар, аль из каких?"

- "Вот это ново", -

Обиделся кларнет: "Глаза вперед протри,

Да лучше посмотри.

Чем задавать вопрос мне неуместный.

Кларнет я, музыкант известный.

Но за талант я свой в места какие вхож!

Сказать вам, мужикам, и то войдете в страх вы.

А все скажу, не утаю:

Под музыку мою

Танцуют, батенька, порой князья и графы!

Вот ты свою игру с моей теперь сравни:

Ведь, под твою - быки с коровами одни

Хвостами машут!"

- "То так", - сказал рожок: "нам графы не сродни.

Однако, помяни:

Когда-нибудь они

Под музыку и под мою запляшут!"

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, кларнет непременно изображал бы кочешку. (Прослушивание темы Кошки из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Музыкальный руководитель:

Нас приветствует с тобой томный кавалер гобой.

Он то плачет, то смеётся, то заливисто зальётся.

Инструмент представляет собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком) . Обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром. Давайте посмотрим на исполнителя и послушаем голос гобоя.

Видеофрагмент

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, гобой непременно изображал бы уточку. (Прослушивание темы Утки из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Музыкальный руководитель: Грустишь в предчувствии чего-то –

Не то любви, не то разлук.

Душа в покое просит мук,

Как ждёт оркестр хрип фагота.

В разобранном виде фагот напоминает вязанку дров (отсюда и получил своё название, т. к. в переводе с итальянского fagotto - «вязанка дров»). Фагот имеет вид согнутой длинной трубки с клапанами и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Это инструмент басового низкого регистра.

Давайте посмотрим на исполнителя и послушаем голос фагота.

Видеофрагмент

Музыкальный руководитель: Если бы музыкальные инструменты играли спектакль про животных, фагот непременно изображал бы медведя. (Прослушивание темы Дедушки из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк»).

Музыкальная игра

Дети слушают звучание инструментов, движением изображают животных: флейта – птичка, кларнет – кошка, гобой – утка, фагот – медведь.

Музыкальный руководитель: Замираю в восторге, звучит саксофон

И мелодия эта, как сказочный сон.

Звуки музыки льются в ночной тишине,

И чарующим эхом приходят ко мне.

Саксофон все звучит, и волнует меня,

В путешествие к музыке сердце маня.

В эту музыку я окунусь с головой,

И закружится в танце она надо мной.

Саксофон, ты играешь души красоту,

Слышу я в твоих звуках любви чистоту.

Саксофон, ты чудесная сказка в ночи,

Не молчи дорогой, я прошу, ты звучи.

(Азарников М. Т. демонстрирует саксофон внешний вид, звук, тембр инструмента.)

Медные духовые инструменты

Музыкальный руководитель: Нужно протрубить тревогу

Или возгласы победные,

Призывают на подмогу

Духовые группы медные.

Улитка в саду у концертного зала

С учтивой улыбкой валторне сказала:

Мы с вами похожи, как будто родня.

Сыграйте, пожалуйста, вальс для меня.

Валторна произошла от охотничьего сигнального рога. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте - в среднем и верхнем, в связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение.

Я смотрела зачарованно,

Как валторна нарисована,

Через сколько закорюк

У нее проходит звук!

Прослушивание тембра валторны

Музыкальный руководитель: Огромные трубы,

Блестящие трубы –

В оркестре они называются тубы.

И, кажется, нет тяжелее работы,

Чем выдуть из них очень низкие ноты.

Туба – Самый большой из медных духовых инструментов. Обладает суровым низким, массивным тембром. Используется в основном в симфоническом оркестре, где ей принадлежит роль басового инструмента в группе медных духовых. Активно используется в духовых оркестрах. В качестве сольного инструмента туба выступает сравнительно редко.

Прослушивание тембра тубы

Музыкальный руководитель: Ы, - напыжится тромбон. –

Ы, - трубит, как дикий слон. –

Ы, - то воет, то рычит.

Ну когда ж он замолчит?

Тромбон от других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки.

Прослушивание тембра тромбона

Музыкальный руководитель: Но речь сегодня – о Трубе

Не громкой, самой незаметной,

Последней из отряда медных,

О зауряднейшей трубе.

(Азарников М. Т. демонстрирует трубу внешний вид, звук, тембр инструмента.)

Музыкальный руководитель: Какая сила в духовых оркестрах!

Какая сила и какая грусть

В мелодиях забытых и известных,

И вытверженных нами наизусть.

Девочки исполняют музыкальную импровизацию

под вальс «Амурские волны» М. Кюсса

с использованием шарфиков, разноцветных лент.

Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас под Марш «Прощание славянки» пройдите по залу и передайте настроение и характер музыки в движении.

Мальчики под музыку Марша «Прощание славянки» В. Агапкина

встают в колонну и идут маршевым шагом по залу.

Фото на память с Азарниковым М. Т.

Заключительная часть

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в чудесную страну духовых музыкальных инструментов. Вам понравилось? В следующий раз познакомимся с другими странами и жителями этих музыкальных стран! До новых встреч!

СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА
Маэстро – народный оркестр
отделение народных инструментов
(Звучит фонограмма народного оркестра)
Добрый день! Тема нашей с вами сегодняшней встречи «Маэстро – народный
оркестр». А что же такое – Оркестр? Оркестр – это многочисленный коллектив
музыкантов­инструменталистов, исполняющий произведения, специально предназначенные
для данного состава. В зависимости от своего состава оркестры бывают Симфоническими,
Духовыми, Эстрадными, Джазовыми, Народными.
Сейчас вы послушали русскую народную песню «Коробейники» в исполнении
оркестра русских народных инструментов. Народный оркестр преимущественно состоит из
домр и балалаек и баянов. Но так же в его состав могут входить баяны, гусли, жалейки,
рожки, всевозможные ударно­шумовые инструменты народного происхождения. Сегодня
вы познакомитесь с некоторыми из них и сможете послушать музыку как народную, так и
современную.
Вся музыка уходит своими корнями в народное творчество, в фольклор.
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные
наигрыши. В отличии от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства.
Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому,
подчас видоизменяется.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Фольклор это не только народная мудрость, это еще и проявление души народа.
Нельзя спутать русскую песню с грузинской, как нельзя спутать с шотландский наигрыш с
мексиканским танцем.
А сейчас вы познакомитесь с инструментом, который называется аккордеон. У нас
уже сложилась традиция называть аккордеоном инструмент с фортепианной клавиатурой
для правой руки. И вот любопытнейшая деталь: такой инструмент бал сделан впервые не на
Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась ­
рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля, с таким же
чередованием белых и черных клавиш.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Баян когда­то был гармоникой, а гармоника долго не могла встретиться сама с
собой. Все бродили ее части по белу свету, не как соединиться не могли. Давным­давно
люди научили петь разными голосами маленькие медные пластиночки­язычки, те самые,
что звучат в губной гармошке. И кузнечный мех для музыки приспособили много веков
назад. А вот соединить пластиночки и мех догадались далеко не сразу. А когда соединили,
то получился большой, тяжелый инструмент – фисгармония. И не мало пришлось
потрудиться мастерам, чтобы поднять ее с пола, и «взять на руки» эту гармонику.
Мастера многих стран трудились над гармоникой. Но больше всех усовершенствований
придумали русские мастера, назвавшие свой голосистый инструмент именем сказочного
певца Баяна. Баян очень похож на аккордеон, только справа у него не клавиши, а кнопки. В
этом и состоит главное отличие этих двух инструментов.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Ансамбль. Это слово означает «вместе» ­ вместе играть, вместе петь, вместе
танцевать, а можно и это все делать вместе – сразу и играть, и петь, и танцевать. Ансамбли
бывают самые разные. Вокальный ансамбль – это содружество певцов, инструментальный –
это содружество музыкальных инструментов, вокально­инструментальный – это вместе и
певцы и инструменты, в ансамбле песни и пляски одновременно звучит хор, играет оркестр
и идет лихая пляска. Самый большой инструментальный ансамбль – это оркестр. Самый
маленький ансамбль – это дуэт. В дуэте музицируют двое исполнителей.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
В ансамблевых составах часто используют различные ударные шумовые
инструменты. Треугольник. Само название уже говорит о форме инструмента, это
стальной прут, изогнутый в виде треугольника. Инструмент подвешивается на веревке или
струне и при ударе тонким металлическим стержнем, издает прозрачный, нежный,
приятный звук. Трещотки. Старинный русский народный инструмент. Состоит он из сухих
тонких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками.
Играющий на трещотках держит шнур за концы и, по­разному встряхивая его, извлекает
звонкие и сухие звуки в различных ритмах. Бубенцы. Инструмент с неопределенной
высотой звука. Берут свое начало из русского быта, где использовались в лошадиной
упряжке, издавая при движении звонкий, мелодичный звук.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Народная песня, и шире – весь музыкальный фольклор, ­ это основа музыкального
композиторского творчества. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только
аранжируем», ­ сказал когда­то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях
русских композиторов мы слышим напевы народных песен, ритмы танцев. Многие русские
и современные композиторы занимались и занимаются до сих пор переложениями,
обработками народных песен, танцев. Взяв за основу известную народную мелодию, они
обогащают её новыми музыкальными красками, интонациями, вариациями, в которых
неизменно отражаются тенденции того времени в котором творят композиторы.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Многие из вас, наверное, видели этот струнный щипковый инструмент с овальным
корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя­четырмя струнами.
А ещё 100 лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не
существовало в России, и даже рисунков её не сохранилось, потому что в XVII веке домру
казнили. Как преступницу. В средневековой Руси домра была основным инструментов
музыкантов и актёров­скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам, городам, устраивали
весёлые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных
представлениях они высмеивали пороки сильных мира сего, позволяли себе шутки и над
христианской религией. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов.
Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали домру. И
она исчезла. Лишь в самом концеXIX века руководитель первого оркестра русских
народных инструментов В.В.Андреев нашел изображение домры и по нему восстановил
инструмент.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Гитара самый распространённый в нашей жизни музыкальный инструмент. С давних
пор люди привыкли петь под собственный аккомпанемент. И самым подходящим для
такого музицирования инструментом оказалась гитара. Всего несколько аккордов на гитаре
– и песня, которую ты поёшь, сразу звучит по­иному. Гитара – прекрасный
аккомпанирующий инструмент. Но ещё привлекательней и эффектней звучат на гитаре
сольные произведения. Не даром музыку для гитары сочинял великий скрипач Никкола
Паганини. Он был замечательным гитаристом. На гитаре с удовольствием играли великие
композиторы Франц Шуберт и Гектор Берлиоз… Гитару любили слушать Пушкин,
Лермонтов, Толстой.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Произошло это более 100 лет назад в Петербурге. К известному скрипичному
мастеру Иванову пришел молодой музыкант Василий Андреев. Он сказал, что хотел бы
заказать Иванову музыкальный инструмент. Но когда мастер узнал, какой инструмент ему
скрипач Андреев ему заказывает, он страшно рассердился. Балалайку! Ему, уважаемому
мастеру, предлагают сделать шутовской скомороший инструмент. Да ещё просят сделать
это из лучшего дерева, которое он годами высушивал, готовил для благородных скрипок
и виолончелей. А тут – балалайка! Ведь это же недоразумение какое­то, а не инструмент.
Не даром же слово балалайка, балаболка, баловство одного происхождения, от татарского
«бала» ­ дитя. Балалайка – детская забава, баловство. Но Василия Андреева не испугали
слова и гнев мастера, и наконец, Иванов сдался и согласился сделать балалайку.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Василий Андреев, великий русский виртуоз­балалаечник всегда мечтал о том,
чтобы наладить русские народные инструменты, собрать их в небывалый дотоле оркестр.
И он собрал народный оркестр, которому рукоплескала вся Россия. «Простонародные»
инструменты звучали возвышенно и благородно. Это было открытие в мире музыки.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в
отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Он представлял собой особый
синтез русского фольклора и европейского академического искусства и обладал при этом
неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным
символом русской национальной культуры
Оркестр Василия Андреева был первым оркестром народных инструментов в
котором запели домры, балалайки, баяны. Теперь у нас в стране сотни таких оркестров. А
игре на русских народных инструментах обучают в музыкальных школах.
Сегодня вы имели
возможность услышать звучание самых разнообразных
инструментов как в сольном, так и в ансамблевом исполнении. (А кто­то знает, чем
сольное исполнение отличается от ансамблевого? А как называется самый маленький
состав ансамбля?...
из одинаковых
инструментов (например из балалаек, домр, баянов и.т.д) и называются однородными.
Однако, чаще они бывают составлены из разных инструментальных групп. Сейчас перед
вами выступит коллектив, в составе которого будут присутствовать все инструменты, о
которых мы вам сегодня рассказали. Такой состав ансамбля называется смешенным.
)И ансамбли, и оркестры
могут состоять
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР

МБУДО «Детская школа искусств» г.Усинска

Сценарий концерта музыкальной гостиной

«Музыка - волшебная страна»

Место проведения - Д/сад № 16.

Слушатели – воспитанники подготовительной и старшей групп

Организатор мероприятия и сопровождение - Попова И.Ф.

Сценарий и ведущая концерта - Пугина С.В.

«Музыка – волшебная страна»

Музыка - волшебная страна

Мы туда отравимся сейчас

Много разных тайн хранит она

И готова их раскрыть для вас

Но волшебная страна

Только избранным видна (не всегда, не всем видна)

Ее видит тот, кто слышит,
И еще, кто в такт с ней дышит.

В ней танцуют и поют,
В радугу играют,
Звуки дружно там живут,
Красками сверкают.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Как вы уже догадались, мы сейчас отправимся в волшебную страну.

А как называется эта страна, вы мне скажете сами. Это- музыка.

Вы ведь впервые отравляетесь в такое необычное путешествие?

Так вот, чтобы не заблудиться и не попасть в коварные музыкальные ловушки - вам нужен проводник. Таким проводником буду я. Я проведу вас по музыкальным тропинкам, раскрою секреты, как надо слушать музыку, чтобы услышать и увидеть чудеса, и даже помогу вам, как без машины времени перемещаться в будущее и прошлое.

Музыка может рассказать обо всем.

Многие из вас, наверное, подумали, как же она может говорить, если она без слов? И как же мы можем что-то увидеть, если звуки невидимы? И вы правы. Увидеть, пощупать и понюхать музыку нельзя. Но почувствовать и понять ее настроение может каждый. Музыка может быть веселой и грустной, грозной и ласковой, мягкой и грубой. Вместо слов и красок музыка разговаривает с нами звуками, которые сплетаются в мелодии. А говорит она голосами разных инструментов.

В ней можно услышать все, что душе угодно. Пение птиц и шелест листвы, шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход солнца, и даже капризы и шутки детей, а также и многое другое.

Начнет наше путешествие - вокальный ансамбль. Ансамбль, это когда в исполнении участвуют несколько человек. А слово вокальный означает, что номер исполняет человеческий голос. Сопровождает вокальное пение – концертмейстер. Концертмейстер – это музыкант, который играет на фортепиано.

Так вот, наши самые юные музыканты могут предложить вам что-то вкусненькое…

исполнят песенку

А.Петряшова «Булочка с творогом»

Ну что ж, подкрепились, и сейчас перенесемся на радужные острова. Так называется пьеса которую исполнит

2.Якубовский Богдан (3 кл.)

А. Балавлёнков «Радужные острова»

На календаре – золотая осень, а у нас на севере погода уже зимняя: снег и мороз. Колобова Анна исполнит пьесу «Весенний день», которая напомнит звуки весны и то радостное настроение, которое все испытывали при виде журчащих ручейков и пения птичек. Слушайте и представляйте прелестный «Весенний день»

3 . Колобова Анна

П.Шевченко «Весенний день» (2 кл)

А сейчас я хочу вас спросить. Кто из вас любит маршировать? Я так и думала, что это ваше любимое занятие. А теперь скажите, под какую музыку маршировать особенно приятно и радостно (под четкую, бодрую, веселую, но не очень быструю). Совершенно верно. Но мы ведь в волшебной стране.

Попробуйте-ка догадаться, какие животные сейчас будут маршировать? Ни за что не угадаете! Поросята. Давайте послушаем, как у них это получается.

4. Данилюк Олеся (2 кл)

Б.Берлин «Марширующие поросята»

Тот, кто знаетсказку « Три поросенка» без труда отгадает мою загадку. Но у меня одно условие. Если вы догадаетесь с первых моих слов, кто это - не спешите выкрикивать. Дождитесь момента, когда надо будет это слово сказать. И скажете его вы все вместе. У музыкантов, когда в оркестре играют все вместе, это называется - тутти. Вот и мы сейчас, как в оркестре, вместе скажем отгадку. И так внимание.

Всё время он по лесу рыщет,

Он в кустах кого-то ищет

Он из кустов зубами щёлк

Кто скажите это…

(волк)

Молодцы! Именно так будет называться следующая пьеса, которую исполнит

5.Новосёлов Иван

Ю. Весняк «Серый волк»

А сейчас давайте вспомним, что такое вальс. (Ответы). Правильно, танец. Слово “вальс” означает “кружиться”. Как вы думаете, как его танцуют? (Ответ.) Правильно, кружась, легко и плавно. А танцевали его когда-то во дворцах и огромных залах. Дамы были одеты в красивые бальные платья, а кавалеры в строгие черные костюмы, которые называли фраками. А вот попробуйте-ка догадаться, кто в нашем концерте будет танцевать вальс? Ну что ж, не буду вас томить. Это - петушки!

Давайте послушаем, как у них это получается.

6. Ерошин Никита (2 кл)

А.Стриббог «Вальс петушков»

А сейчас мы с вами услышим ещё один вальс, его исполнит Иванов Саша. Саша будет играть на струнном инструменте. А на каком - это и будет моей следующей загадкой. Готовы?

Инструмент этот вечно модный.

Шесть струн играют, что угодно
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем... (гитарой)

7. Иванов Саша

В. Калинин «Вальс»

Что за прелесть эта скрипка!
Звуки нежные плывут,
Дарят людям всем улыбки,
Всех к добру они зовут

Скрипка один из старинных струнный инструментов. Никто не знает точной даты рождения скрипки . Когда-то очень давно, охотник натянул тетиву лука и отпустив ее, услышал звук. С тех пор, как предполагают ученые, и начались эксперименты над созданием скрипки. Играют на скрипке смычком, который появился намного позже. Его делали из волос хвоста лошади.

Скрипка стимулирует работу мозга. Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей.Шерлок Холмс и Эйнштейн).

В исполнении скрипки прозвучит Ария - (итал. aria) . Так в музыке называется номер в опере, который исполняют певцы-солисты в сопровождении оркестра. Но иногда так называют напевные мелодичные пьесы для разных инструментов.

8. Ялиева Александра

А. Пёрсел «Ария»

И снова звучит марш. На этот раз у нас маршируют Гуси

9. Выдрина Виолетта

Р. Петерсон «Марш гусей»

Ребята, а сейчас прозвучит грустная мелодия, про одну очень добрую девочку, отгадайте, о ком идёт речь

Я с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла.

10.Дёмина Юля

М.Малевич «Золушка грустит»

А сейчас прозвучит немного необычный танец Буги-вуги. Это современный танец в котором могут встречаться резкие и даже грубоватые движения. Музыка которая его сопровождает также не отличается нежностью и изяществом.

1. Это парный танец из Северной Америки, свободной композиции, исполняемый в умеренно быстром темпе
2. Стиль джазовой музыки. Буги-вуги - манера фортепьянной игры в сопровождении блюзов, свободная импровизация на характерную, повторяющуюся мелодико-ритмическую модель в басу. Зародилась в США в кон. 19 в.)

11. Барахоева Джумана (2 кл)

Э.Градески «Задиристые буги»

Сейчас мы очутимся в сказочной стране и понаблюдаем за игрой маленьких эльфов. Вы знаете, кто такие эльфы? (Ответы)

Эльфы - это красивые, светлые волшебные существа, духи леса, дружественные человеку. Изображались маленькими и крылатыми, вроде малюток - .

12. Носова Лолита

Б.Фрёде «Танец эльфов»

С инструментом, который вы сейчас услышите, связана очень грустная история. Легенды рассказывают, что в древности был такой бог, который защищал пастухов и домашний скот. Звали его Пан.

Он был похож на лесного демона, получеловек, с козлиными ногами, с козлиной бородой и с рогами. Он вселял в людей «панический» ужас.

Однажды он полюбил прекрасную нимфу Сиринкс, но она так испугалась его вида, что стала убегать от него. Вскоре ее путь преградила река, и она попросила речного бога спрятать ее. Речной бог превратил ее в прибрежный тростник.

Огорченный Пан сделал из этого тростника многоствольную флейту и назвал ее «Сиринкс». Ее также называют флейтой Пана.

Звук этой флейты - печальный, как будто Пан вспоминает прекрасную нимфу.

И вот от этой древней флейты родились все другие флейты, в том числе и эта, в исполнении которой прозвучит пьеса с очень красивым названием Эл е гия, что в переводе означает жалобная песня, (греч. elegeia, от elegos)

13.Шайдурова Анастасия (6кл флейта)

Ю. Должиков «Элегия»

Путешествие продолжается, и сейчас мы отправимся в лето. Попробуйте сами отгадать, как называется следующее произведение. Для этого вам понадобиться отгадать очередную загадку:

Загремел на небе гром,
Сотрясается весь дом
Я зажмурила глаза.
Что на улице?- …..(гроза )

Правильно, конечно – это гроза. Сейчас Гильденбранд Софья продемонстрирует, как музыка простые звуки может превратить в грозу.

14. Гильденбрандт Софья

А. Гедике «Гроза»

Вы так чудесно отгадываете загадки, что я загадаю вам еще одну. Вот, например, отгадайте,

о каком музыкальном инструменте идет речь?
Зубы чёрные и белые выстроились в ряд.
Ты не бойся - не кусаются,
Если тронешь - зазвучат.
(фортепиано)

15. Фахретдинова Рената

В.Игнатьев «Ослик Иа»

Музыка рассказывает о красоте родной земли и позволяет совершать увлекательные путешествия в дальние страны. Сейчас мы с вами побываем в Венеции и покатаемся на итальянской лодочке. Город Венеция, в прямом смысле стоит на воде. Вместо тротуаров - там каналы, и люди передвигаются только на лодках. Эти лодки не похожи одна на другую. Владельцы с большой любовью украшают и наряжают их. Эти своеобразные лодочки называются гондолами. А Гондольер – это тот, кто управляет гондолой. Венецианские гондольеры, славились тем, что были великолепными певцами. А горожане подолгу заслушивались их пением.

16. Артеева Софья

Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

И в заключение нашего концерта прозвучит весёлый танец- полька с необычным названием Трик-трак`.

Трик-трак вовсе не означает игру в трик-трак или нарды, которые в немецком языке называются французским именем `Tric-trac`. `Трич-трач` на венском диалекте это `болтовня` или `сплетни`.

Необычным названием и шаловливым ритмом полька обязана пуделю жены композитора, собаке по кличке Трик-трак (Tritsch-Tratsch).

Немецкое слово «Tratsch» означает «сплетни, болтовня», а слово «трик» не имеет никакого значения. «Музыка польки энергична и я догадывался, что многие танцующие во время её звучания присядут, и будут беседовать, пока заиграют вальс».Название являет собой образец того, как маэстро Штраус играл словами.

17. Михайлова Лера

И.Штраус «Полька трик-трак»

Вот и закончился наш концерт. Юные музыканты детской школы искусств были рады играть для вас. Вы отличные слушатели! Поэтому мы с удовольствием приглашаем вас в нашу волшебную страну, которая называется – Музыка. До новых встреч!

Программа концерта Музыкальной гостиной

«Музыка - волшебная страна»

16.10.2015г. (четверг 10:30)

1. А.Петряшова «Булочка с творогом»

Исполняет вокальный ансамбль учащихся подготовительной группы:

Колобова Маша, Колобанова Ксения

2. А. Балавлёнков «Радужные острова»

Исполняет Якубовский Богдан (3кл.)

3. П.Шевченко «Весенний день» (2 кл)

Колобова Анна(2кл.)

4. Б.Берлин «Марширующие поросята»

Данилюк Олеся (2 кл)

5. Ю.Весняк «Серый волк»

Новосёлов Иван

6. А.Стриббог «Вальс петушков»

Ерошин Никита (2 кл)

7. В. Калинин «Вальс»

Иванов Саша (2кл.)

8. А.Пёрсел «Ария»

Ялиева Александра (2кл.)

9. Р.Петерсон «Марш гусей»

Выдрина Виолетта

10. М.Малевич «Золушка грустит»

Дёмина Юля (3кл.)

11. Э.Градески «Задиристые буги»

Барахоева Джумана (2 кл)

12. Б.Фрёде «Танец эльфов»

Носова Лолита(3кл.)

13. Ю.Должиков «Элегия»

Шайдурова Анастасия (6кл)

14. А.Гедике «Гроза»

Гильденбрандт Софья (6кл)

15. В.Игнатьев «Ослик Иа»

Фахретдинова Рената (2кл.)

16. Ф.Мендельсон «Песня венецианского гондольера»

Артеева Софья

17. Михайлова Лера

И.Штраус «Полька трик-трак»

Сценарий

«Военно-духовой оркестр»

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения духового оркестра, его формированием и развитием.
Задачи:
1. воспитывать интерес к духовному оркестру, к исполнению музыки духовым оркестром;
2. воспитывать интерес к музыке

Оборудование: компьютер, проектор
Музыкальное оформление:
1. Марш прощание Славянки (видеозапись)

2. «солдатушки, бравы ребятушки» (видео, + -)
3. Марш Преображенского полка (видеозапись)

4. Марш Семеновского полка (видеозапись)

5. Фрагмент военно-музыкального фестиваля

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята меня зовут Софья Андреевна внеклассное мероприятие проведу у вас я.

Музыку часто сравнивают с морем, говоря о ней: «Море звуков». И правда, если проследить течение всех музыкальных рек от самых истоков, то выяснится, что все они устремлены к огромному музыкальному морю, имя которому оркестр.

Что такое оркестр сегодня знает любой ребёнок.(Попросту говоря - это «хор» музыкальных инструментов).
Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка достигла относительно высокой ступени развития.
Слово «оркестр»- от греческого орхестра – это площадка, на которой располагался древнегреческий хор. Голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Ну а для того, чтобы му-зыканты не разъехались «кто в лес, кто по дрова», им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный. Этот музыкант был обут в сандалии с железными подмётками и громко, чтобы его слышали артисты хора и ансамбля, отбивал ногой такт. Звали его уважительно – корифей. А в наше время – это дирижёр .

Ребята, как вы считаете, зачем оркестру нужен дирижёр? (Дирижёр с французского управлять, руководить).
- Ребята, как вы думаете, какова главная задача дирижёра? (Одна из главных задач дирижёра – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно).

Как вы думаете чем отличается дирижер духового оркестра и военно-духового оркестра. (У них разные дирижерские палочки)

Подумайте как они называются. (Дирижерская палочка, военные дирижеры управляют оркестрами с помощью традиционной палочки, но жезл в оркестре все-таки остался. Им указывает ритм специальный человек обычно рослый "гренадер " – тамбурмажор)

А теперь я, вам предлагаю посмотреть видеофрагмент «прощанье славянке» - сводный духовой оркестр. (видеофрагмент)

Мы просмотрели видеофрагмент какая музыка была по характеру(Звонкая, задорная, бойкая, танцевальная, праздничная, маршевая…)

Ребята давайте теперь поговорим немного о истории возникновения военно-духового оркестра. Как вы думаете, давно ли существует военно-духовой оркестр. (Да давно)
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр. В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага - морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России - это уникальное явление. Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах. В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны

Ребята, если военно-духовой оркестр возник в годы войны, как предупреждали об опасности. (Когда-то на высоких башнях средневековых городов стояли трубачи-часовые. Различными сигналами они сообщали городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или о приближении врага. А вот этот трубач в пышных одеждах, наверное, ведёт за собой в атаку лихую конницу (фотография военного музыканта-кавалериста). Он весьма почётная фигура в войске. Видите он при оружии. Но клинок в ножнах у таких трубачей - необычный. У него обломан конец. Этим подчёркивалось, что шпага или меч трубача - лишь воинский символ. Трубач тоже воин, но его настоящее оружие – музыкальный инструмент. Ещё полководец А.В.Суворов говорил. «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил».
Возникновение и развитие духовых оркестров всецело связано с историей военных формирований).

Духовые оркестры создавались, главным образом, для использования в войсках, с целью игры в походах и в военных церемониалах.

Теперь я предлагаю немного попеть, а для того что бы попеть нам надо разогреть голосовые связки. Давайте проговорим скороговорки.(приложение)

Для начала прослушаем песню «Солдатушки, бравы ребятушки», а потом разучим движения.(читаю выразительно слова, а потом с движениями поем все вместе).

Молодцы ребята пели вы все дружно.
-В конце 17 века (1693-1698) в России были сформированы регулярные воинские части, получившие название полков Преображенского и Семёновского.

Ребята, а как вы думаете почему первые гвардейские полки русской армии назывались Преображенский и Семеновский?((Преображенский (Полк сформирован царём Петром I в 1691 году из потешных села Преображенского, от которого и получил своё наименование.)
Семеновский (Сформирован Петром I в 1691 году в подмосковном селе Семёновском под наименованием потешных семёновцев; с 1697 года они начали именоваться Семёновским полком, с 1700года - лейб-гвардии Семёновским).

Я вам предлагаю просмотреть и прослушать марш Преображенского и Семеновского полка.

(Дети просматривают видео Преображенского и Семеновского полка.)

Ребята вам понравилась музыка? Какое настроение она передавала нам?

В штат каждого из этих полков были введены небольшие духовые оркестры («хоры») состоявшие из малых флейт, гобоев, труб и малых (военных) барабанов. Этим было положено начало существованию в русских войсках военно-оркестровой службы. С 1698 года началось регулярное и постепенное развитие военно-духовых оркестров.

Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах. Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, площадях, в парках. Звучность духового оркестра особенно мощная и яркая. Да это и понятно, ведь основные инструменты духового оркестра – медно-духовые:
корнеты, трубы, тромбоны, валторны, баритоны, альты, тубы. Есть в составе оркестра и деревянные духовые инструменты – флейта, кларнет, гобой, фагот. Непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.

А теперь я хочу проверить, как вы знаете музыкальные инструменты!(приложение)

- Какие же вы молодцы, все инструменты знаете.

Еще ребята, в городе Москве проходит каждый год военно-музыкальный фестиваль в нём принимают участие российские и зарубежные военные оркестры, фольклорные коллективы, а также подразделения почетной охраны глав государств. Традиционно он завершается масштабным мероприятием на Красной площади. Название фестивалю дала Спасская башня Московского Кремля на Красной площади, возле которой традиционно проходит праздник(смотрят видео).

Ребята, в каком веке появились первые оркестры?(17 веке)
-Какая задача у дирижера? заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно)
-Ребята, какие существуют полка?

(Преображенский, Семеновский, Измайловский)

Спасибо за внимание! До новых встреч!