Сочинение Некрасов Н.А

Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Предлагаем вам анализ этого образа, который дает ключ к пониманию всей поэмы.

Произведение является художественным исследованием общественной жизни, современной писателю, ее коренных проблем. Главное место в композиционном отношении занимает изображение двух миров - помещичьего и чиновничьего. Однако именно трагическая судьба народа является идейным стержнем произведения.

Писатель, беспощадно бичуя существовавший в стране общественный порядок, был твердо убежден в том, что русской земле уготовано славное будущее. Он верил в ее грядущий расцвет. У Николая Васильевича эта убежденность появилась из живого ощущения огромного творческого потенциала, который таится в недрах русского народа.

Образ Руси в поэме "Мертвые души" представлен как олицетворение того великого, на что только способен народ, того важного исторического дела, которое, как верил автор, могут совершить его соотечественники. Образ России возвышается над всеми образами и картинами, нарисованными в произведении. Он овеян любовью автора, который посвятил свою жизнь, свое творчество служению родной стране.

Характеризуя образ Руси в поэме "Мертвые души" кратко, необходимо сказать пару слов и о "хозяевах жизни". Ведь Гоголь не случайно ввел их в свое произведение.

Обличение "хозяев жизни"

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, "хозяев жизни". Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, - носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении "Мертвые души".

Утверждение прогресса

Формы жизни, которые утверждают все вышеперечисленные персонажи, резко противоречат нуждам и запросам исторического развития страны. Для иллюстрации этой мысли автор рисует величественный образ Руси в поэме "Мертвые души". Эта страна, как считает Гоголь, обладает громадной мощью. Образ Руси в романе "Мертвые души" является олицетворением основной идеи поэмы, которая заключается в отрицании общественного застоя, социального порабощения, в утверждении прогресса.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм - вот основная идея "Мертвых душ". Критик понимал под словосочетанием "субстанциальное начало" богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии - все это воплощает образ Руси в поэме "Мертвые души". Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме "Мертвые души". Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над "порядками" - проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль - во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Оценка поэмы Герценом

Патриотический пафос "Мертвых душ" высоко оценил Герцен. Он с полным основанием отмечал, что это произведение - удивительная книга. Герцен писал, что это "горький упрек современной Руси", однако не безнадежный.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: "Русь, куда ж несешься ты?". Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, "рыцарей" наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя "Мертвые души", был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

"Мертвые души" - революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Гоголь - патриот

Посвященные России, русскому народу лирические страницы являются, пожалуй, лучшими в "Мертвых душах". Чернышевский, говоря о высоком патриотизме Николая Васильевича, писал, что Гоголь считал себя человеком, который должен служить отечеству, а не искусству. Образ Руси в поэме "Мертвые души" свидетельствует о том, что будущее страны, действительно, волновало писателя. Безусловно, Николай Васильевич Гоголь является истинным патриотом.

Эту поэму Некрасов начал писать в 1863 году, в сложный для России пореформенный период. Герои поэмы, путешествующие по русским деревням в поисках счастья, - временнообязанные крестьяне. Несмотря на перемены, происшедшие в стране, жизнь обитателей деревень (Некрасов дает им красноречивые названия - Не- елово, Разутово, Неурожайка, Дырявино) осталась по-прежнему тяжелой и голодной. Куда ни приходят Семь Странников, всюду они видят одну и ту же печальную картину. Народ живет в жестоком мире несправедливости, рабства и бесправия. Однако крестьяне не впадают в беспросветную тоску и уныние и видят в своей жизни не только темную сторону. «Совесть спокойная» и «правда живучая» дают им силы выстоять в борьбе с невзгодами и угнетением и преодолеть многочисленные испытания.
Некрасов посредством своих героев рассказывает нам о судьбах крестьян, и каждый такой рассказ может послужить примером ве-
личайшего смирения, самоотверженности и силы духа. Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна Корчагина «несут свой крест с терпением», хотя бремя это - как убедительно показывает Некрасов - непосильно. На долю Матрены выпало пережить смерть любимого сына, трудный голодный год. «За всех, про всех работаю», «Всему я покорилася», - говорит она о себе. Савелий, ее земляк, утешает ее: «Терпи, многострадальная, терпи, многокручинная». Савелий, по мысли Некрасова, воплощает лучшие качества русского богатыря, однако его мужество проявляется не в ратных подвигах, а в силе духа, в подвиге смирения и терпения:
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы
Все терпит богатырь!
Многое пришлось испытать в жизни Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое обращение помещика, который «до нитки разорил» своих крестьян. Однако Некрасов, отвергавший идею христианского смирения ради загробной жизни, показывает, что, как бы велико ни было терпение крестьян, оно тоже имеет свои границы. «Наши топоры лежали до поры», - говорит Савелий. Не выдержав откровенных издевательств барина, мужики поднимают бунт и убивают злодея и кровопийцу. Теперь у них впереди - каторга, Сибирь... Савелий с горечью смотрит в будущее:
Недотерпеть - пропасть!
Перетерпеть - пропасть!
...
Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог да каторга.
Схожа с судьбой Савелия и история покаявшегося разбойника, который, замолив свои грехи, решил жить честно. И здесь Некрасов снова вступает в спор с христианскими принципами прощения и любви к своим врагам. Поэт рассказывает нам, что после долгих лет отшельничества и праведного труда он встречает грешника и злодея пана Глуховского, который без тени смущения и раскаяния говорит ему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю.
Отшельник, потрясенный бесстыдством злодея, расправляется с ним, а крестьяне оправдывают его поступок, ибо в душе их кроме смирения и покорности живет «искра сокрытая», которая вот-вот разгорится в пламя...
Русский народ терпит до поры до времени, бунтарство лишь подспудно бродит в его могучей, но пока еще пассивной и не разбуженной душе, но он уже ждет того «сеятеля», который посеет семена новой жизни, ибо «сила народная» с неправдой не уживается.
Выразителем этих настроений в поэме выступает Гриша Доброскло- нов. Его нельзя назвать героем поэмы, поскольку он пришел из другой жизни, из мира грядущего, но именно он возвещает о новой жизни «всесильной матушки-Руси» и призывает жить не ради смирения, но во имя счастья и справедливости!

Создал своего рода «Войну и мир» в стихах - легендарную поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо».

Совершенно заслуженно этот труд поэта называют эпохальным. Сам Некрасов считал его главным своим произведением, венцом творчества. К сожалению, поэма так и не была закончена, однако в опубликованных четырёх частях и прологе уже чётко вырисовалась авторская революционная задумка. Если «Евгения Онегина» называли «энциклопедией русской жизни», то произведение Некрасова можно назвать энциклопедией русской крестьянской жизни.

Долгие годы поэт посвящал лиру «народу своему». Даже Муза Некрасова, «кнутом иссеченная», представлялась ему в образе прекрасной женщины-крестьянки, сильной, несломленной и непокорной. Николай Алексеевич был уверен в том, что отмена крепостного права станет своего рода точкой отсчёта, после которой неисчислимая человеческая сила Руси окрепнет, восстанет из небытия.

Однако после того как император подписал указ об освобождении крестьян, поэт с удивлением и ужасом увидел, что жизнь закабалённых людей не изменилась в лучшую сторону. Это подтолкнуло Некрасова к жестокой и безумной мысли о необходимости революции и даже свержении самодержавия. Но об этом чуть позже.

Итак, поэт разочаровался в результатах отмены крепостного права, к которому он так долго призывал власти и народ. В его голове теперь зреет другая мысль, и он, подобно Гоголю с его «Мёртвыми душами», собирается показать всю Русь - но не с одного боку, а со всех сторон. Именно поэтому мужики, ищущие ответ на вопрос «кому живётся весело, вольготно на Руси», собираются обойти всю империю, расспросив о счастье от попа до царя. Интересно, что путники не ищут счастливых среди крестьян, поскольку сами понимают, что таковых нет. Так, в главе «Счастливые» герои подносят водку каждому, кто докажет, что он счастлив. И оказывается, что благодать крестьян - суметь выжить среди всех невзгод и иметь силы работать. Солдат, например, счастлив тем, выжил в двадцати боях, бывал бит палками и много голодал, но всё равно выдюжил, справился с горестями.

Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!

Непривлекательная картина, не правда ли? Горько от осознания такого «счастия». А ещё горше поэту от того, что свободные люди не сумели «выдавить из себя раба». Именно поэтому он в неприглядном свете изображает раболепствующих крестьян, не решающихся постоять за себя: например, «Якова верного» — человека, который отомстил барину… собственной смертью! Такие персонажи не вызывают симпатии у Некрасова.

Особое место в поэме занимает история русской женщины, крестьянки Матрёны Тимофеевны. Сама эта тема проходит красной нитью в творчестве поэта, так что неудивительно, что именно национальной героине посвящена целая часть поэмы.

Некрасов рисует Матрёну Тимофеевну как красивую женщину, статную, работящую, очень сильную, верную и преданную. В первую очередь она мать, которая готова вынести все трудности ради собственных детей.

Крестьянка не сразу соглашается поведать историю своей жизни путникам, но всё же рассказывает, что до замужества она жила счастливо, хоть и проводила дни в трудах и заботах. После свадьбы ей пришлось худо: муж бил её, свекровь «в три погибели гнула», а труды стали почти нестерпимыми. Поэт без прикрас показывает, как тяжела женская доля: Матрёна Тимофеевна теряет первенца, переживает голод, рабский труд, боли и обиды, но не сдаётся. Как истинная мать, она принимает наказание розгами за собственного сына. В конце концов судьба улыбается ей, и сама губернаторша Елена Александровна становится заступницей Матрёны Тимофеевны.

Сама поэма написана белым стихом, ритмично, но без рифмы. Кроме того, Некрасов пользуется традиционно сказочными зачинами («В каком году — рассчитывай, /В какой земле - угадывай, /На столбовой дороженьке/Сошлись семь мужиков»), прибегает к сказочным символам, поэтому, например, в тексте появляется скатерть-самобранка. Своеобразный стиль поэмы призван сделать её близкой по духу к песенной и сказочной традициям Древней Руси, сохранившимся до наших дней. Художественными средствами достигается «народность» произведения.

Плач и слёзы - один из символов поэмы, мотив, встречающийся в каждой главе. Наверное, именно он ярче всего отображает жестокость реальности, в которой живут освобождённые крестьяне. В их среде господствуют предрассудки, голод, нищета, боль, рабский труд. Н.А. Некрасов пытается найти для этих людей выход, помочь им справиться с невзгодами. Именно поэтому в поэме появляются такие персонажи, как Ермил Гирин, честный крестьянин, отказавшийся усмирять бунтующих крестьян, или Савелий - «богатырь святорусский». Именно из его уст звучит удивительно точная фраза, отражающая, пожалуй, авторское отношение к действительности: «Клейменый, да не раб!».

При этом Некрасов совершает ужасную ошибку, оправдывая так называемое «разрешение крови по совести» (по терминологии Ф.М. Достоевского). Так, в поэме оправданы и Савелий, закопавший живьём немца-управляющего, или жестокий атаман Кудеяр, получивший отпущение своих грехов Господом за… убийство пана Глуховского! При этом поэт будто бы забывает, что самому христианскому духу противоречит мысль об убийстве, ведь это - один из семи смертных грехов. Именно поэтому, несмотря на свою кажущуюся близость к народу, Некрасов оказывается чрезмерно далёк от него. Он демонстрирует полнейшее незнание русской культуры, религии, которая являлась основой крестьянской жизни.

Некрасов уподобляется либералу-Белинскому, писавшему: «Я начинаю любить человечество маратовски (Марат - один из лидеров Великой Французской революции - прим. автора). Чтобы сделать счастливою малейшую часть человечества, я огнём и мечом перебил бы оставшуюся. Но смешно и думать, что это может сделаться само собой, временем, без насильственных переворотов, без крови. Люди так глупы, что их насильственно надо вести к счастию». Таким образом, Некрасов в образе своих положительных героев, в том числе и Гриши Добросклонова, становится идеологом философии крови, насилия, не понимая, что добросердечного русского человека, нравственного, духовного, невозможно «привести к счастию» людоедством, страданиями. Получается, что Некрасов, без прикрас нарисовавший жестокую действительность жизни русского крестьянства, толкает народ на неправильный путь избавления, тем самым укореняя господствующую в их мире жестокость.

Над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности:

Мы мужики степенные,

Из временно обязанных,

Подтянутой губернии,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Несытова, Неелова,

Заплатова, Дырявина,

Горелок, Голодухино,

Неурожайка тож.

Некрасов показывает Россию как бы с двух сторон. Он осуждает нищую, забитую, голодную страну. Но, с другой стороны, у этой страны есть хозяин земли, он внутренне и духовно богат, его нельзя ни убить, ни закабалить. Это простой русский народ. В убогой и забитой стране, так же убоги и забиты и многие крестьяне, бедняки, которые привыкли жить под гнетом своих господ, терпеть унижения и оскорбления. Они даже не допускают мысли, что возможна другая, человеческая жизнь – без издевательства. Лакей князя Утятина – Ипат с умилением говорит:

Приехал в отпуск князюшка,

И, погулявши, выкупал,

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да так чудно! Две проруби:

В одну опустит в неводе

В другую мигом вытянет –

И водки поднесет.

Я князей Утятиных холоп –

И весь тут сказ!

Лакей князя Переметьева тоже не имеет чувства собственного достоинства. Он относит себя к счастливчикам, с гордостью говорит:

У князя Переметьева

Я был любимый раб

За столом у светлейшего

Я сорок лет стоял,

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал

Напитки иностранные

Из рюмок допивал.

Он счастлив от того, что заболел той же болезнью, что и господин:

Болезнью благородною,

Какая только водится

У первых лиц в империи,

Я болен, мужичье!

Подагрой именуется!

Но в поэме, как и в жизни, основная масса крестьянства состоит из истинно русских мужиков, которые стремятся к свободе, к освобождению от барского гнета. Издевательства барина не может больше терпеть «холоп примерный – Яков верный». Он всю свою жизнь только и делал, что своего «барина холил, берег, ублажал». Но всему бывает предел. Яков мстит барину своей же собственной смертью, когда тот отправляет в солдаты любимого племянника Якова, польстившийся на его невесту. Только таким образом Яков смог выразить свой протест. Даже среди забитых крестьян, которые ради обещанных лугов согласились подыграть сыну умирающего князя, выдавая себя за крепостных, были и такие, в ком пробудилось чувство собственного достоинства, в их словах слышится явный протест.

Агап Петров говорит в лицо князю Утятину гневные слова:

…по милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка, и кончен бал!

Особенно ярко отражено пробуждающееся сознание крестьянских масс в образе Якима Нагого. Он страстно говорит, что мужик на Руси – это настоящий богатырь. Ему приходится кормить и одевать всю страну, а самому прозябать в голоде, нищете, нужде. Он уверен, что русский мужик готов выплеснуть свою ненависть и гнев, выразить открытый протест, поднять революционную бурю.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная –

Гневна, грозна, – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

Но Яким не знает как нужно добиваться лучшей жизни, поэтому и глушит свою боль в вине. Главные виновники его страданий и страданий народа – это «три дольщика: Бог, царь и господин!» – считает он.

К другим людям, которые побороли в себе страх перед властью господ, относятся те, кто борется за счастье народное. Это Ермил Гирин. Он справедливый и честный человек. За это его уважал и любил народ. Ермил Гирин благодаря помощи крестьян смог отстоять мельницу. Этот поступок говорит о том, что только совместная борьба крестьян может улучшить их существование.

Тяжелой и бесправной показана судьба русской крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она была рабой в семье своего мужа. Сколько страданий вынесла она:

Нет косточки не ломаной,

Нет жилочки не тянутой.

Вечные унижения и оскорбления, угроза голода и нищеты – вот ее женская доля. И все же Матрену называют счастливой, потому что она, несмотря на рабство и произвол, сумела отстоять свое человеческое достоинство.

Центральное место в поэме отводится Савелию – «богатырю святорусскому». Он обладает огромной силой, он будто создан для революционной борьбы. Савелий не смог смириться со своей судьбой, с вечными издевательствами, унижениями. Вместе со своим товарищем он убивает управляющего, за что попадает на двадцать лет на каторгу. Эти годы не сломили дух русского богатыря: «Клейменый, да не раб!» Он ясно понимает, что свободу можно добыть не смирением, а топором. Савелий больше не верит в божью помощь и доброго царя: « высоко бог, далеко царь» – говорит он.

Гриша Добросклонов – это народный герой, который знает, что его ждет впереди:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника

Чахотку и Сибирь.

Это не пугает его, он уверен, что после тяжелой борьбы наступит освобождение, счастливое время:

В минуты унынья, о родина‑мать!

Я мыслью вперед улетаю,

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

В своей песне «Русь»

Добросклонов знает точно – народ встанет на борьбу за свое счастье:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Его называют настоящим счастливцем, потому что он знает, за что борется, в этом заключается смысл всей его жизни.

Не перевелись на Руси такие люди, а это значит, скоро придет светлое будущее, которое построит для себя сам народ.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Страдания народа в творчестве Некрасова

Лирика классика русской поэзии Николая Алексеевича Некрасова вся посвящена народу. Юношей увидел он измученных каторжным трудом бурлаков, один из которых, запредельно уставший и больной, надеялся умереть к утру, чтобы избавиться от каторжного труда. Эта встреча настолько поразила юного поэта, что он написал стихотворение «На Волге»

Увидев, как
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик -
И сердце дрогнуло во мне…»

Поэт никогда больше не забывал о том, как тяжко приходится простым людям. Всем сердцем поэт сострадал им, и все, о чем писал поэт, было о русском народе, страдающем непрерывно. Но Некрасов твердо верил, что настанут для русского человека лучшие времена.

Некрасов осознавал свою ответственность, как поэта, перед своим народом, в тот миг, когда встал в один ряд с величайшими мастерами слова: Пушкиным , Лермонтовым , Гоголем . Каждым словом поэт нес человеку, и в его лице – всему народу - свет истины, правды, добра, справедливости. Он также говорил о том, что победа добра не придет сама по себе, впереди долгая и трудная борьба, в которой можно погибнуть, но он был готов к такой участи.

В стихотворении «Пророк» Н.А. Некрасов не просто присоединил свой голос к великим классикам, он принес торжественную клятву своему народу в верности. А верность эта зиждется на высокой жертвенной любви к Отечеству.

Главной причиной страданий народа поэт справедливо считал крепостное право. И узнав об отмене этого права, Некрасов в искренней радости воскликнул:

Я видел красный день: в России нет раба!…

Но буквально через строку он сомневается: «…Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Это главный из вопросов, на который поэт так и не нашел ответа. В самом бедном и изможденном крестьянине или работнике он видел живую душу, страждущее сердце – не существует безликого народа, он имеет множество лиц, конкретные люди жаждут счастья и отдыха.

Жизнь тяжела, но большинство людей привычно терпят, старясь не думать о том, насколько тяжело им живется. Высокие духом, избранные должны найти выход и научить простых людей изменить свою судьбу: за талант строго спрашивается и нужно исполнить свое предназначение.

Некрасов понимал, что он слишком мало делает для того, чтобы общая борьба за счастье людей достигла цели, во имя которой он не всегда был готов «сжигать себя на костре». Совесть мучила его за эту слабость, поэт каялся и просил прощения:

…Мои вины, о Родина! Прости!..

Символом страдания поэта стал целый ряд стихотворений и поэм: «Коробейники» , «Мороз, Красный нос», «Железная дорога» и ставшая образцом сострадания русскому народу-труженику «Кому на Руси жить хорошо» . Каждой строкой Некрасов сильно и ярко повествует о трагической судьбе человека, которого поэт глубоко уважает.

Строки Некрасова сделали непримиримыми борцами за лучшую участь народа множество людей, которые разделили неутихающую тревогу поэта о том, вечно ли быть русскому народу таким забитым, бесправным и темным. Сам поэт ответил на это в стихотворении «Железная дорога»:

…народ вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все и широкую, ясную
грудью дорогу проложит себе

Кроме анализа темы страдания народа в творчестве Некрасова, ознакомьтесь также с другими статьями:

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова