Типы и виды фактуры Классификация фактуры (общие принципы и критерии). Фактура музыки Какой бывает музыкальная фактура

Фактура в музыке

(от лат. facere - делать) - манера технической и художественной работы в музыкальном изложении у композиторов, напр. Ф., или работа, контрапунктическая - в сочинении, отличающемся самостоятельностью и рельефностью каждого голоса; Ф. гармоническая - в которой преобладает аккордовое звукосочетание.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Фактура в музыке" в других словарях:

    Латинское слово «facturo» означает обработка, делание, а в переносном значении устройство. Пожалуй, это последнее слово и определит лучше всего, что такое фактура в музыке. Это самый склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов … Музыкальный словарь

    - (лат. factura делание, творение). 1) подробная роспись проданного товара с обозначением цен; накладная или счет. 2) план, обработка частей музыкального произведения. 3) у французов: регистр в органах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. factura обработка) ..1) в музыке конкретный звуковой облик произведения. Компоненты фактуры тембр, регистровое положение, голосоведение и др2)] В изобразительном искусстве характер поверхности произведения … Большой Энциклопедический словарь

    ФАКТУРА, фактуры, жен. (лат. factura произведение). 1. только ед. Своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре (иск.). Подделаться под фактуру пушкинского стиха очень трудно. 2. Препроводительная опись посланного… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. factura изготовление, обработка, строение, от facio делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz склад, Satzweise, Schreibweise манера письма; франц. facture, structure, conformation устройство, сложение; англ. facture, texture,… … Музыкальная энциклопедия

    фактура - ы, ж. 1) только ед. Своеобразие художественной техники в произведениях искусства. Фактура картины. Фактура симфонии. [Ломоносов] первым установил фактуру стиха, ввёл в русское стихотворение метры, свойственные духу языка (Белинский). 2) только ед … Популярный словарь русского языка

    - (от лат. factūra обработка, строение) характер поверхности художественного произведения, её обработки в изобразительных искусствах, своеобразие художественной техники в поэзии, музыке, живописи или скульптуре. Также под фактурой… … Википедия

    Ы; ж. [от лат. factura обработка, строение] 1. Характер обработки, строение какого л. материала, определяющие его внешний вид. Гладкая, ворсистая ф. ткани. Интересная ф. дерева. Ф. стекла, гранита. Воспроизвести фактуру мрамора. Обрабатывать… … Энциклопедический словарь

    - (от лат. factura – обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи Ф. – характер красочного слоя: например, «открытая» Ф. (широкий мазок, неровный слой краски) … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Склад (значения). Склад (нем. Tonsatz, франц. écriture, англ. texture) в музыке принцип сложения голосов или/и созвучий, реферируемых по их музыкально логической и технико композиционной функции.… … Википедия

4 четверть, 1 урок (6 класс)

ТЕМА УРОКА: Пространство фактуры.

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление о полифонической фактуре музыке

Развивающая: на основе эмоционально восприятия и ассоциативного мышления научить отличать многоголосное звучание произведения

Воспитательная: возбудить интерес к анализу музыкальной фактуры

Задачи:

Знать признаки, раскрывающие смысл понятия «фактура»;

Уметь различать фактуру в музыке, изобразительном искусстве, литературе и применять знания на практике;

Развивать эстетическую культуру, мировоззрение.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

Развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Расширение музыкального и общего культурного кругозора;

Тип урока: обобщающий.

Методы: по назначению – применения знаний, творческой деятельности;

по типу познавательной деятельности – частично-поисковый, ИКТ.

Оборудование: ПК, мультимедиа

Музыкальный материал: С. Рахманинова - «Весенние воды»; Ж. Бизе «Утро в горах».

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.

Исполнение (попевка, разучивание песни)

Просмотр наглядного материала.

Ход урока:

Планируемые результаты

1.Организаци-онный момент

Дети заходят под музыку

Организационный момент: представление и музыкальное приветствие.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, учитель!

Личностные результаты

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности,

2.Актуализа-ция опорных знаний.

Сыграть, спеть, сочинить, записать, нарисовать….

Музыкальное произведение….Как их много, и как они разнообразны! Но все они «живут» по одним законам. Как можно воплотить музыкальное произведение в жизнь, что нужно и можно сделать?

художественном и самобытном разнообразии.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

3. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока

о музыкальной фактуре.

Если бы звучание могло материализоваться- оно могло бы стать вот такой тканью- лёгкой, прозрачной, или мягкой, объёмной, либо воплотиться в плотную, многослойную, непрозрачную ткань.

Предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент и определить, к какому типу ткани оно более подходит и отметить в рабочей таблице нужные характеристики.

Итак мы сегодня будем говорить

Метапредметные результаты

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

4. Изучение нового материала

Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень»

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствуют мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально-поэтического развития: «Весна идет, весна идет!»

Слушание

Послушайте еще один романс С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он передает образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Что изображает?

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор, движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и веселому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с ее холодной тишиной и бестрепетностью.

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева – «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Необыкновенной выразительности достигает фактура в произведениях, обращенных к сказочно-фантастическим образам. Ведь область музыкальной фантастики - это мир сказки и сказочной природы, причудливое переплетение лирического и таинственного, это мир сверхъестественной красоты - красоты сказочных лесов и гор, подземных пещер и подводных царств. Все, что только могло создать поэтическое воображение композитора, нашло воплощение в звуках, их переливах и сочетаниях, в движении фактуры - то оцепенело-неподвижной, то бесконечно меняющейся.

У Рахманинова - живая сила живой воды, несущейся, бурлящей, неудержимой.

Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение. Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Предметные результаты

- формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; - развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;

Формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность

Расширение музыкального и общего культурного кругозора

6. Рефлексия деятельности Подведение итогов урока.

Оценки за урок.

Мы видим, что в фактуре непременно запечатлевается все, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, щемящий всплеск пережитого чувства или рисунок весеннего цветка, стремительное движение или крайнее оцепенение – все это, как и многое другое, чем вдохновляется и живет музыка, рождает свою собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Ответы детей

Итак, что же мы видим, что связано в фактурой?

1. Назови различные виды фактуры.
2. Вспомни известные тебе музыкальные произведения, в которых фактура отличалась бы яркой изобразительностью.
3. В каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона? С чем это, по-твоему, связано?
4. Почему слово фактура имеет такие синонимы, как ткань, узор, рисунок?
5. Сравни различные виды фактуры, приведённые в начале данного раздела.

7. Домашнее задание

8. Распевание и разучивание

Работа над песней «Песня про жирафа»

Музыкальная фактура (лат. factura – устройство , строение ) – способ изложения, строение музыкальной ткани, музыкальный склад.

Исторически в музыке сложились три основные типа фактуры :

Полифония (лат. polyphonia от греч. πολυφωνία – многозвучие) – мелодическое многоголосие, складывающееся из одновременного звучания относительно самостоятельных мелодических линий. Полифоническая фактура сложилась в эпоху средневековья. Существует три основные типа полифонии: контрастная, имитационная (канон, мотет, инвенция, фуга), подголосочная (или вариантная гетерофония, характерная для народного многоголосия).

Гомофония или гомофонно-гармоническая фактур а берет начало в полифонии. Отечественный музыковед Асафьев назвал ее «остывшей лавой готической полифонии». В рамках гомофонии различают аккордовую (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую фактуру, которая состоит из нескольких пластов (например, из мелодии и аккомпанемента).

Одним из способов динамизации, расцвечивания гомофонно-гармонической фактуры является гармоническая фигурация – последовательное, а не одновременное изложение звуков аккорда. Разновидностей гармонической фигурации довольно много. Вот некоторые из них:

1) арпеджированное изложение аккордов (И. С. Бах. Прелюдия C-dur, ХТК, том I)

2) вальсообразный аккомпанемент (Ф. Шуберт. Вальс op.77,№2)

3) альбертиевы басы, названные так в честь итальянского композитора Доменико Альберти (1710-1740) в Сонате C-dur, K.545 В. Моцарта

Конспекты по элементарной теории музыки. Содержание
Фактура в музыке (от лат. factura - устройство, строение, обработка, склад)– способ изложения, музыкальный склад, строение музыкальной ткани.

Исторически сложились три типа фактуры :

Существует три основных типа полифонии : контрастная, имитационная (канон, мотет, инвенция, фуга), гетерофония (характерна для народного многоголосия).

3. Гомофонно-гармоническая фактура берет начало в полифонии. Отечественный музыковед Асафьев назвал ее «остывшей лавой готической полифонии». Различают собственно аккордовую фактуру (протестантский хорал) и гомофонно-гармоническую, которая разделяется на несколько пластов (например, мелодию и сопровождение).

May · 15


Фактура

Фактура (factura – обработка от facio – делаю – лат.) – строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Как синонимы применяются термины склад, изложение, музыкальная ткань» (Холопова В.Н.). Фактура рассматривается как явление индивидуальное. Понятие «склад» имеет обобщенное значение.

Основные виды фактур европейской музыки, взятые в хронологическом порядке, таковы: монодия, подголосочность, гетерофония, имитационная полифония, разнотемная полифония, гомофония, аккордовый склад, гомофонно-полифонический склад, полифония пластов, пуантилизм, сверхмногоголосие. Эти виды неодинаковы по своей исторической роли и художественным достижениям.

Монодическая фактура - древнейшая по происхождению. Образцы монодии - древнегреческая музыка, грегорианское и знаменное пение.

Монодическая фактура не всегда одноголосна. Несколько голосов или тембров могут сливаться в удвоениях и дублировках, такая музыкальная ткань все равно воспринимается как однолинейная.

Многоголосие предполагает развитую систему фактурных разновидностей. Полифония – многоголосие, в котором голоса тяготеют к равноправию и самостоятельному выразительному значению. Подголосочность и гетерофония, характерные для народного многоголосия, сходны друг с другом как виды вариантного многоголосия и различны по степени самостоятельности голосов.

Гетерофония (с греческого - другой звук) генетически восходит к унисону, подвергаемому своеобразному «расщеплению». В гетерофонии голоса равноправны. Гетерофония возникает при совместном исполнении мелодии, при котором в одном или нескольких голосах происходят отступления от основного напева. Отступления обусловлены естественными различиями исполнительских возможностей голосов и инструментов, а также фантазией исполнителей.

Подголосочная фактура - самобытное народно-песенное многоголосие, возникшее у славянских народов. При хоровом пении происходит ответвление от основного напева, образуются самостоятельные варианты мелодии - подголоски. Подголосок может поддерживать основную мелодию снизу (басует), может оттенять её, орнаментируя сверху (дишкант, падводчык), может противостоять ей, образуя временный контраст. Для подголосочной фактуры характерно переменное количество голосов, их свободное включение и выключение, одновременное произнесение слогов текста, свободное использование диссонансов при преобладании консонансов, унисонные (октавные) окончания. Русская народная песня «Повадился Иван"

Имитационная полифония основана на поочередном проведении в разных голосах одной и той же мелодии. Несмотря на тематическую тождественность, голоса неравноправны: первый ведущий (proposta , dux - вождь), остальные подчиненные.

Разнотемная полифония предполагает сочетание самостоятельных голосов, достигающих разной степени контраста. Разграничение на имитационную и разнотемную полифонию условно в силу большой текучести, свойственной полифонической музыке.

Музыка XX века пор века породила новые типы полифонической фактуры, которые связаны со сверхмногоголосием. Комплементарно-сонорная полифония складывается из неиндивидуализированных мелодических линий, которые образуют подвижные кластерные тутти. Комплементарно-сонорная полифония может иметь имитационную основу (Шостакович Симфония №8, ч.1, ц.28) или контрапунктическую, неимитационную. Еще одно нововведение музыки XX века – ритмическая полифония . Каждая линия включает минимум звуков, которые постоянно ритмически варьируются. Линейная подвижность создает алеаторно-импровизационный эффект. Ритмическая полифония открыта Стравинским и впервые применена в «Весне священной».

В аккордовой фактуре голоса моноритмично дублируют линию либо верхнего голоса, либо баса. Функций голосов только две: бас и гармонические голоса. В такой фактуре возможны различные формы регистрового расположения аккордов, дублирование аккордовых пластов, различные структуры самих аккордов, контрасты в фактурном следовании аккордовых комплексов.

Гомофонная фактура опирается на ведущую формообразующую роль гармонии, а также на стремление к устойчивому расположению в пространстве мелодического рельефа и аккомпанирующего фона. Нормативными атрибутами гомофонной фактуры являются ведущий солирующий голос, линия баса и наполняющие ткань гармонические голоса. Гомофония открывает эпоху господства индивидуализированного мелоса. Гомофонно-гармонический склад имеет два основных вида:

1. гомофонная фактура с различными типами фигуративного наполнения;

2. гомофонная фактура с участием дублировок.

Фигурация (лат. – придавать вид или форму, образовывать, делать) – фактурный рисунок голосов музыкальной ткани. Три основных вида фигураций: гармоническая, мелодическая и ритмическая, а также многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация – движение голоса по звукам аккорда.

Мелодическая фигурация - движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вспомогательный звук, предъем). Мелодическая фигурация повышает выразительность аккомпанирующих голосов.

Ритмическая фигурация используется для придания своеобразного рисунка аккомпанирующим голосам. Равномерная ритмическая фигурация – одна из типичнейших фактурных формул аккомпанемента вокальной музыки и ее претворения в инструментальной сфере (Рахманинов «Мелодия», Шуман «Я не сержусь»). Наряду с этим жанрово-типизированным применением встречаются ритмические фигурации ярко индивидуальные, характерные, изобразительные. Характерность возникает даже при опоре на равномерные ритмические движения.

Важнейшей особенностью фактуры являются дублировки – удвоения каким-либо созвучием - интервалом или аккордом. Самая распространенная дублировка – это октавное удвоение различных голосов фактуры, которое применяется для усиления звучности, полноты звучания. Дублировка может быть также и многооктавной (Глинка «Иван Сусанин», начало увертюры).

Возникающие при этом параллельные октавы и квинты не воспринимаются как нарушение нормативов голосоведения, так как служат фоническому эффекту. Квинтовые и квартовые дублировки, составляющие сущность раннего многоголосия, лишь к началу XX века вновь стали нормативными вместе с введением параллельных созвучий у Дебюсси и Равеля. Дублировки в диссонирующие интервалы стали нормой XX века вместе утверждением диссонантного стиля в гармонии. Примеры: Скрябин Этюды ор.65 – дублировки в большую нону и большую септиму, Стравинский «Петрушка», «Ах вы сени, мои сени» - дублировка в тритон. Аналогично интервальным дублировкам применяются и аккордовые наслоения. Примеры: Шостакович Симфония№7, одна из вариаций разработки – дублировка мажорными трезвучиями, Прокофьев Третий концерт, ч.1, побочная партия – дублировка неполными большими и малыми септаккордами. Оформление гармонии в виде многозвучных дублировок, не свойственное классическому стилю, стало достоянием европейской гармонии, начиная от рубежа XIX – XX веков и во многих стилях XX века (Пуччини, Дебюсси, Равель, Прокофьев, Стравинский, Барток, Мессиан и другие композиторы).

Гомофонно-полифоническая фактура также опирается на функциональную триаду: главный голос, побочные голоса и бас. Особенностью является богатое развитие побочных голосов, которые могут представлять собой мелодизированные или фигурационные контрапункты, имитирующие голоса, подголоски, гармонические звуки, органный пункт, дублировку, характеристический голос или пласт.

Полифония пластов

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Фактура

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них.

Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.

Фактура - это способ обработки музыкального материала.

Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко выражает область музыкального художества, сочетая в себе линии, рисунки, нотную графику, она получила множество образных определений, пожалуй, больше, чем все другие средства музыкальной выразительности.

«Музыкальная ткань», «узор», «орнамент», «контур», «фактурные пласты», «фактурные этажи» - этот ряд метафор обнаруживает присущее фактуре зрительное, живописное, пространственное начало.

Как и любое другое художественное явление, фактура необычайно многообразна. Ее характер определяется художественным содержанием музыки, обстоятельствами ее исполнения, жанровой принадлежностью, тембровым своеобразием. Естественно предположить, что музыка, предназначенная для звучания в храме, например музыка полифоническая, требует и соответствующего фактурного диапазона, выражающего идею храмового пространства. Лирическое музыкальное высказывание, связанное с передачей личных чувств, как правило, одноголосно. Его звучание - это своеобразное сжатие фактуры до одного единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.

Иногда одноголосное изложение мелодии используется композиторами для выражения красоты или своеобразия тембра: так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки через звучание неповторимо своеобразного народного инструмента.

Однако исключительно одноголосная фактура – явление достаточно редкое. Ведь любое одноголосие – своеобразный рельеф, подчеркивание определенных свойств или состояний, поэтому вводится оно, как правило, по контрасту с предшествующим или последующим, более сложным фактурным развитием. Мир музыки, подобно миру человеческой фантазии, безгранично богат, так что в любом срезе музыкального произведения присутствует обычно сопоставление или взаимодействие различных образных начал.

Так, один из распространенных типов фактуры – мелодия с сопровождением - содержит в себе не только рельеф, но и фон, которые не только сочетаются друг с другом, но и в ряде случаев контрастируют в ритмическом и регистровом отношениях. Такой тип фактуры характерен для всевозможных танцев и песен, романсов и инструментальных пьес. Образное богатство такого типа фактуры зависит не только от яркости мелодического голоса, но и от того, какую роль по отношению к содержанию пьесы играет характер аккомпанемента. Вспомните песню Ф. Шуберта «Маргарита за прялкой»: в ней звучит не только трепетная мелодия Маргариты, но и мерное жужжание веретена, создающее одновременно яркое зрительное впечатление и образный контраст своей унылой монотонностью.

Многогранность музыкального образа имеет и другие способы выражения приемами фактуры. Так, в романсе С. Рахманинова «Сирень» рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка сирени. При этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада:

Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень, где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать...

В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях, на душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.

Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».

Что же еще, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься, то оформляться в пространство, то принимать форму прелестного весеннего цветка?

Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в живом обаянии образа, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное - в том переживании образа, которое вносит в свою музыку сам композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе. Не случайно многие композиторы признавались, что никогда не писали о том, чего не пережили, не прочувствовали сами. Поэтому, когда зацветает сирень или земля покрывается снегом, когда восходит солнце или струи быстрой воды начинают играть разноцветными бликами, художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена. Он так же радуется, грустит, любуется и восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями. Свои чувства он воплощает в звуках, красках и рисунках музыки, наполняя ее дыханием жизни. И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены образы сирени, утреннего солнца или реки, но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой. Поэтому, наверное, не будет преувеличением сказать, что каждое такое произведение, как бы ни были сокровенны чувства, вдохновившие автора, - памятник всем цветам мира, всем его рекам и восходам солнца, всему безмерному человеческому восхищению и любви.

Послушайте еще один романс С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он передает образ стихотворения, одновременно внося в него новую динамику, стремительность, доступную только музыкальному выражению.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор, движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и веселому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с ее холодной тишиной и бестрепетностью.

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов. Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего; в ней почти отсутствуют мелодические повторы, за исключением тех фраз, которые подчеркиваются всем смыслом музыкально-поэтического развития: «Весна идет, весна идет!» Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение. Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас!..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас!..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева – «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Необыкновенной выразительности достигает фактура в произведениях, обращенных к сказочно-фантастическим образам. Ведь область музыкальной фантастики - это мир сказки и сказочной природы, причудливое переплетение лирического и таинственного, это мир сверхъестественной красоты - красоты сказочных лесов и гор, подземных пещер и подводных царств. Все, что только могло создать поэтическое воображение композитора, нашло воплощение в звуках, их переливах и сочетаниях, в движении фактуры - то оцепенело-неподвижной, то бесконечно меняющейся.

«Шествие чуд морских» Н. Римского-Корсакова из VI действия оперы «Садко»- один из примеров необыкновенной фактурной выразительности. Рисуя волшебный мир подводного царства загадочного, невидимого для людей, композитор выбирает такие музыкальные средства, которые подчеркивают именно атмосферу загадочности, романтичности, сказочной красоты. Фрагмент носит название «Шествие...», то есть указывает на момент движения, однако сколь различно это движение в романсе «Весенние воды» и опере «Садко»!

У Рахманинова - живая сила живой воды, несущейся, бурлящей, неудержимой. У Римского-Корсакова во всем огромном подводном царстве не найдешь и капельки воды, «Заряженной» таким радостным, теплым человеческим чувством. Напротив, «Шествие...» необыкновенно статично, даже само движение «чуд» гибко, текуче, замедленно. Это не открытая стихия моря, это неведомые его глубины, не согретые человеческим взглядом.

Плавно скользя перед очами своего владыки, «чуда морские» как будто складывают красочную музыкальную мозаику, состоящую из множества лейтмотивов. К концу «Шествия...» даже и это движение замирает, успокаиваются мелодические фигурации, словно унося последние всплески воды - и на короткое время музыка застывает в созданной ею картине беспредельной сказочной красоты.

Итак, мы видим, что в фактуре непременно запечатлевается все, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, щемящий всплеск пережитого чувства или рисунок весеннего цветка, стремительное движение или крайнее оцепенение – все это, как и многое другое, чем вдохновляется и живет музыка, рождает свою собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Вопросы и задания:
1. Назови различные виды фактуры.
2. Вспомни известные тебе музыкальные произведения, в которых фактура отличалась бы яркой изобразительностью.
3. В каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона? С чем это, по-твоему, связано?
4. Почему слово фактура имеет такие синонимы, как ткань, узор, рисунок?
5. Сравни различные виды фактуры, приведённые в начале данного раздела.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Рахманинов. Весенние воды. Исп. Д. Хворостовский, mp3;
Рахманинов. Сирень (в исполнении Т. Синявской), mp3;
Римский-Корсаков. Первая песня Леля (фрагмент), mp3;
Римский-Корсаков. Шествие чуд морских, mp3;
Шуберт. Маргарита за прялкой, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.