Topic художник айвазовский картины с названиями. Как айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере. Шторм и кораблекрушение

Публикации раздела Музеи

Дюжина морей Ивана Айвазовского: география по картинам

В споминаем известные полотна Айвазовского и изучаем по ним морскую географию XIX века .

Адриатическое море

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного, получило название в античности по древнему порту Адрия (в области Венеция). Ныне вода отступила от города на 22 километра, и город стал сухопутным.

В XIX веке об этом море в справочниках писали: «…наиболее опасный ветер - северо-восточный - борей, также юго-восточный - сирокко; юго-западный - сиффанто, реже и менее продолжителен, но часто очень силен; он в особенности опасен вблизи устьев По, когда внезапно изменяется в южно-восточный и переходит в сильный шторм (furiano). Между островами восточного берега эти ветры вдвойне опасны, ибо в узких каналах и в каждой бухте дуют различно; наиболее страшны борей зимой и горячий «юг» (словенск.) летом. Уже древние часто говорят об опасностях Адрии, а из многочисленных молитв о спасении и обетов моряков, сохранившихся в церквах итальянского берега, явствует, что издавна изменчивая погода была предметом жалоб каботажных пловцов....» (1890).

Атлантический океан

Наполеон на острове Святой Елены. 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Свое имя океан получил в античности, в честь мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод где-то у Гибралтара.

«…Время, употребляемое в последнее время парусными судами по различным указанным направлениям, выражается следующими числами: из Па-де-Кале в Нью-Йорк 25–40 дней; обратно 15–23; в Вест-Индию 27–30, до экватора 27–33 дня; из Нью-Йорка к экватору 20–22, летом 25–31 день; из Ла-Манша в Бахию 40, в Рио-де-Жанейро 45, к мысу Горну 66, в Капштадт 60, в Гвинейский залив 51 день. Конечно, продолжительность переправы меняется в зависимости от погоды; более подробные указания можно найти в «Passage tables», публикуемых лондонским «Board of Trade». Менее зависимы от погоды пароходы, в особенности почтовые, снабженные всеми усовершенствованиями новейшего времени и пересекающие теперь Атлантический океан по всем направлениям…» (1890).

Балтийское море

Большой рейд в Кронштадте. 1836. ГРМ

Море получило название либо от латинского слова balteus («пояс»), поскольку, по мнению античных географов, опоясывало Европу, либо от прибалтийского слова baltas («белый»).

«…Благодаря малому содержанию солей, малой глубине и суровости зимы, Балтийское море замерзает на большое пространство, хотя и не каждую зиму. Так, например, проезд по льду от Ревеля в Гельсингфорс возможен не каждую зиму, но в суровые морозы и глубокие проливы между Аландскими островами и обоими берегами материка покрываются льдом, и в 1809 году русская армия со всеми войсковыми тяжестями перешла здесь по льду в Швецию и в двух других местах через Ботнический залив. В 1658 году шведский король Карл Х перешел по льду из Ютландии в Зеландию…» (1890).

Ионическое море

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова

По античным мифам, море, являющееся частью Средиземного, получило название в честь возлюбленной Зевса царевны Ио, которая была превращена в корову его супругой богиней Герой. Вдобавок Гера наслала на Ио огромного овода, спасаясь от которого бедняжка переплыла море.

«…На Кефалонии есть роскошные оливковые рощи, но вообще Ионийские острова безлесны. Главные продукты: вино, масло, южные плоды. Главные занятия жителей: земледелие и овцеводство, рыболовство, торговля, корабельное дело; обрабатывающая промышленность в зачаточном состоянии…»

В XIX веке это море было местом важных морских сражений: об одном из них, запечатленном Айвазовским, мы рассказывали .

Критское море

На острове Крит. 1867. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Еще одно море, являющееся частью Средиземного, омывает Крит с севера и названо в честь этого острова. «Крит» - одно из древнейших географических названий, оно встречается уже в микенском линейном письме «Б» II тысячелетия до н. э. Смысл его неясен; возможно, на одном из древних анатолийских языков оно значило «серебро».

«…Христиане и магометане находятся здесь в страшной взаимной вражде. Промыслы в упадке; гавани, бывшие в цветущем состоянии при венецианском господстве, почти все обмелели; большинство городов в развалинах…» (1895).

Мраморное море

Бухта Золотой Рог. Турция. После 1845 года. Чувашский государственный художественный музей

Море, расположенное между проливами Босфор и Дарданеллы, соединяет Черное море со Средиземным и разделяет европейскую часть Стамбула с азиатской. Оно названо так в честь острова Мармара, где в древности находились знаменитые каменоломни.

«…Хотя Мраморное море находится в исключительном владении турок, но как топография его, так и физико-химические и биологические свойства исследованы преимущественно русскими гидрографами и учеными. Первая подробная опись берегов этого моря сделана на турецких военных судах в 1845–1848 годах гидрографом русского флота капитан-лейтенантом Манганари…» (1897).

Северное море

Вид Амстердама. 1854. Харьковский художественный музей

Море, являющееся частью Атлантического океана, омывает берега Европы от Франции до Скандинавии. В XIX веке в России его называли Немецким, позже название сменили.

«…За исключением вышеупомянутого очень узкого пространства больших глубин у берегов Норвегии, Немецкое море - самое мелкое из всех береговых морей и даже из всех морей, за исключением Азовского. Немецкое море вместе с Ла-Маншем - моря, наиболее посещаемые кораблями, так как через него идет путь из океана к первой гавани земного шара - Лондону…» (1897).

Северный Ледовитый океан

Буря на Ледовитом океане. 1864. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Нынешнее имя океана было официально утверждено в 1937 году, до этого его называли по-разному - в том числе и Северное море. В древнерусских текстах даже встречается трогательный вариант - Дышащее море. В Европе его называют Арктическим океаном.

«…Попытки достигнуть Северного полюса до настоящего времени успеха не имели. Ближе всего к Северному полюсу подошла экспедиция американца Пири, отправившаяся в 1905 году из Нью-Йорка на специально для нее выстроенном пароходе Roosevelt и возвратившаяся в октябре 1906 года» (1907).

Средиземное море

Порт Ла-Валетта на острове Мальта. 1844. ГРМ

«Средиземным» это море стало в III веке н. э. благодаря римским географам. В состав этого большого моря входят множество мелких - кроме названных здесь это Альборан, Балеарское, Икарийское, Карпафийское, Киликийское, Кипрское, Левантийское, Ливийское, Лигурийское, Миртойское и Фракийское.

«…Плавание по Средиземному морю в настоящее время, при сильном развитии парового флота, не представляет особых затруднений, вследствие сравнительной редкости сильных штормов и благодаря удовлетворительному ограждению отмелей и берегов маяками и другими предостерегательными знаками. Около 300 больших маяков распределено по берегам материков и островов, причем на последние приходится около 1/3, а из остальных 3/4 расположены на европейском берегу…» (1900).

Тирренское море

Лунная ночь на Капри. 1841. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного и располагающееся к северу от Сицилии, получило название в честь персонажа античных мифов, лидийского царевича Тиррена, который утонул в нем.

«…Все латифундии [большие имения] Сицилии принадлежат крупным собственникам - аристократам, живущим постоянно или в континентальной Италии, или во Франции и Испании. Измельчание земельной собственности доходит нередко до крайности: крестьянин владеет одной землянкой на клочке земли в несколько квадратных аршин. В приморской долине, где частная собственность заключается в плодовых плантациях, нередко встречаются такие собственники из крестьян, которые имеют только по 4–5 каштановых деревьев» (1900).

Черное море

Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. ГТГ

Это имя, связанное, вероятно, с цветом воды во время бури, море получило только в Новое время. Древние греки, которые активно обживали его берега, называли его сначала Негостеприимным, а потом - Гостеприимным.

«…Срочное пассажирское и грузовое пароходное движение между портами Черного моря содержится русскими судами (преимущественно Русского общества пароходства и торговли), австрийским Ллойдом, французскими Messageries maritimes и Frayssinet et C-ie и греческой компанией Courtgi et C-ie под турецким флагом. Иностранные пароходы посещают почти исключительно порты Румелии, Болгарии, Румынии и Анатолии, тогда как пароходы Русского общества пароходства и торговли - все порты Черного моря. Состав судов Русского общества пароходства и торговли в 1901 году - 74 парохода…» (1903).

Эгейское море

Остров Патмос. 1854. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Эта часть Средиземного моря, располагающаяся между Грецией и Турцией, названа в честь афинского царя Эгея, который бросился в него со скалы, подумав, что его сын Тезей убит Минотавром.

«…Плавание по Эгейскому морю, лежащему на пути судов, идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно, благодаря хорошей, ясной погоде, но осенью и ранней весной нередки штормы, приносимые циклонами, идущими от Севера Атлантического океана через Европу в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки…» (1904).

Бесспорно, популярнейшей картиной мариниста является «Девятый вал» (1850 г.), сейчас это полотно хранится в Русском музее. Пожалуй, в нем сильнее всего передана романтическая натура художника.


Бушующий океан, группа моряков, жаждущих спасения на обломках мачт… И первые утренние лучи солнца, дарящие надежду на лучшее. Айвазовский будто говорит: «Посмотрите, что пришлось пережить этим людям, какое крушение потерпел их корабль». Он рисует отвагу моряков на фоне лучезарных волн и сильного ветра. Картина полна света, тепла и воздуха. Живописец не пожалел ярких красок и в полной мере выразил всю мощь как водной стихии, так и людей.

«Море. Коктебель» - одна из красивейших картин Айвазовского, наполненная роскошью ярких красок.


На ней художник изобразил свою родину, Феодосию, где он провел лучшие годы жизни. Эта работа хранится в картинной галерее Айвазовского в том же курортном городе Украины . Утонченное сочетание оранжевого, розового, лилового цветов дают этой картине неповторимое тепло. Нежное небо, переданное в перламутре заката, переплетается со светлыми волнами. Благодаря этому картина играет, от нее веет жизненной силой, необычной пленительной красотой Черного моря. Здесь Иван Айвазовский достиг подлинного мастерства мариниста.

В 1848 году Айвазовский выдал еще один шедевр маслом - «Чесменский бой».


Художник показал на полотне одно из самых героических сражений в истории российского флота, происходившего в ночь на 26 июня 1770 года. Как точно он передает то, чего не видел сам, но пережили моряки. Кругом горят и взрываются корабли, вспыхивают мачты, взлетают в воздух их обломки. Алый огонь смешивается с серой водой, как наши, русские, моряки с турецкими. Светлая луна глядит на сражение свысока, как бы предсказывая предстоящую победу над турецким флотом.

Еще один подвиг русских моряков был показан в картине 1848 года «Наварринский бой».


Это бой между объединенным англо-французско-русским и турецко-египетским флотом. Русские корабли в самом центре сражения принимают на себя главный удар противника. Айвазовский показывает, как линейный корабль «Азов» во главе с капитаном Лазаревым уничтожают пять неприятельских кораблей. Флагман «Азов» сильно поврежден, однако экипаж корабля берет на абордаж судно турков, перебирается на их палубу и побеждает их. Тогда весь мир восхищался смелостью и твердостью духа русских моряков.

Еще одна знаменитая работа мариниста «Радуга» (1873 г.), вывешенная в Третьяковской галерее, - написана на излюбленную тему живописца.


Страшный шторм, попытка спастись после кораблекрушения. Зрителя тотчас забрасывает в эпицентр урагана. Ливень не прекращается, дует сильный пронизывающий ветер. Кажется, эту маленькую шлюпку ждет гибель от стихии. Темные скалы впереди вселяют ужас, но внезапно появившаяся радуга дарит каплю надежды на спасение. Где-то небо уже начало проясняться, осталось подождать еще немного, и море прекратит свое волнение.

Художник работал до последних дней своей жизни. В 1881 году он написал картину «Черное море».


Еще одно название работы «На Черном море начинает разыгрываться буря». Кто-то считает эту картину самой простой из представленных в Третьяковке . На большом холсте изображено темное море и пасмурное небо над ним. Несмотря на сдержанность красочной гаммы, на многих она действует эмоционально. Почему-то зрители не могут оторвать от него глаз.

И. Крамской о картине «Черное море» как-то сказал, что «на ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода - это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю".

Картина «Волна», написанная Айвазовским в конце жизни до сих пор считается одной из самых сильных работ художника. Бурное море в зимний ветреный день – довольно простой сюжет, но сколько в этой картине силы и мощи.


Серое свинцовое небо, грозовые тучи и глубокое море, покрытое пеной, – все говорит о едином печальном образе картины. И даже корабли с убранными парусами, держащиеся на якорях, не ждут чуда. Моряков ничто не спасет, больше нет надежды –.

Биография и картины Ивана Айвазовского с названиями.

Биография

Автопортрет

Иван Константинович Айвазовский - знаменитый русский художник. Известен, как непревзойдённый мастер живописи в жанре «марина » (морские пейзажи, батальные сцены на море). Во всём мире известен, как один из самых выдающихся русских художников, представляющих как российскую живопись в целом, так и высший уровень маринистического жанра. Если Ивана Шишкина можно назвать лучшим русским пейзажистом, который создавал непередаваемые пейзажи русского леса, то Иван Айвазовский - это лучший пейзажист, главное внимание которого было приковано к морю.

Иван Айвазовский имеет армянское происхождение. Родился 29 июня 1817 года в Феодосии. Настоящее имя - Ованнес Айвазян. С раннего детства обладал творческими способностями. Особые таланты наблюдались в музыке и рисовании. Обучался в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. Здесь его способности были оценены по достоинству. За свои картины он неоднократно получал высшие награды.

По причине высокой успеваемости, Айвазовский закончил обучение на два года раньше срока, после чего Академия отправила его в Крым. После он путешествовал по странам Европы, где на протяжении шести лет занимался самостоятельной живописью. За границей его творчество также было оценено по достоинству. После возвращения в Россию стал художником Главного морского штаба России, а затем профессором Академии художеств в Петербурге.

Главными сюжетами Ивана Айвазовского были морские пейзажи, батальные сцены на море (морские сражения). Кроме того, в его творчестве немало пейзажных картин, городских пейзажей, жанровой живописи.

За свою жизнь Айвазовский написал более 6000 картин . Последней картиной Ивана Константиновича Айвазовского стала работа под названием «Морской залив». В последний день своей жизни приступил к написанию картины « », которая так и осталась незаконченной.

Великий русский художник умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в Феодосии. Художнику было 82 года. Похоронен в Феодосии, во дворе армянской церкви Сурб Саркис.

Иван Айвазовский является одним из величайших художников мирового значения. Спустя более ста лет после того, как не стало живописца, его картины ценятся всё так же высоко, представлены в крупнейших музеях, считаются бесценным достоянием мирового искусства. Вклад Айвазовского в мировую культуру и живопись сложно переоценить. Для многих последующих художников его искусство - это пример высшего уровня мастерства, к которому стоит стремиться.

Здесь вы можете увидеть собрание картин Ивана Айвазовского . Самые известные полотна. Естественно, представить несколько тысяч картин художника не представляется возможным, но и нескольких десятков, что вы можете увидеть в галерее на нашем сайте, достаточно для того, чтобы понять, насколько талантливым и гениальным был художник, который вошёл в мировую историю, как один из тех, чей талант будет удивлять, радовать и вдохновлять всегда.

Иван Айвазовский картины с названиями


Вид Константинополя при лунном освещении
Буря на море ночью
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
Берег моря ночью. У маяка
Берег моря. Штиль Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г.


Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой
Бурное море ночью
Буря над Евпаторией
Бухта Золотой Рог. Турция
Великая Пирамида в Гизе
Венеция
Ветряная мельница на берегу моря
Взрыв турецкого корабля
Вид на Везувий в лунную ночь
Вид на венецианскую лагуну
Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог
Волна Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе
Всемирный потоп
Выборгское морское сражение
Галатская башня в лунную ночь
Гурзуф ночью
Девятый вал Зимний пейзаж
Зимняя сцена в Малороссии
Кораблекрушение
Корабль Императрица Мария во время шторма
Кронштадтский рейд
Ледяные горы в Антарктиде
Лунная ночь в Крыму
Лунная ночь на Капри
Море. Коктебель
Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 г.
Морской вид с часовней на берегу
Морской залив
Неаполитанский залив в лунную ночь
Неаполитанский залив
Переход евреев через Красное море
Петербургская биржа
Петр I при Красной горке Прощание Пушкина с морем
Радуга
Синопский бой 18 октября 1853 г.
Синопский бой
Баржи у морского берега
Башни на скале у Босфора
Чумаки в Малороссии
Чёрное море
Утро на море
Тифлис
Сцены из каирской жизни
Сумерки в бухте Золотой Рог
Спасающиеся от кораблекрушения
Сошествие Ноя с горы Арарат Хаос. Сотворение мира
Среди волн Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 г.

Свои лучшие картины художник писал не на заказ, а по вдохновению. Шедевры создавались быстро - в течение одного дня, иногда двух. Эмоции и чувства художника стремились излиться на холст незамедлительно. Увидев интересный сюжет, Айвазовский делал схематичный набросок будущей картины, указывая основные элементы и источники света. А основная работа проходила уже в мастерской, где по памяти восстанавливались все краски и их оттенки. Точно также появилась на свет в 1853 году картина «Море. Коктебельская бухта» - одно из лучших произведений великого мариниста.

Именно в Коктебеле поэзия морских волн вдохновила Айвазовского на создание картины с таким сюжетом, потому что в этом месте все пропитано такой близкой его сердцу чувственной природой. Край голубых холмов (пусть не совсем верный, но самый красивый вариант перевода названия «Коктебель» с крымско-татарского языка) никогда не оставлял художника равнодушным, оставаясь в душе с самого детства и до последних лет жизни.

На картине изображено море, взволнованное и уже уставшее от раздражающих его целый день порывов ветра. С одной стороны оно обрамлено берегом, с другой – огромным, занимающим большую часть картины, небом. Вдалеке в закатной дымке высятся могучие прибрежные скалы древнего массива Кара-Даг, за которым скрывается заходящее солнце, пытающееся своей позолотой успокоить разгоряченные волны. Уже появился молодой месяц, а облака спешат вслед закату спрятаться за скалами или поскорее уплыть за горизонт, но лишь бы уже оставить в покое вскипевшее от дневной непогоды море.

Только маленький кораблик, судьбой занесенный почти к самому берегу, продолжает бороться с ветром, упрямо разворачиваясь в открытое море – к свободе. Паруса убраны, но трепещущие на ветру вымпел и серп на мачте и не собираются сдаваться волнам. А те, все еще взбудораженные, с гневными пенными гребнями переваливаются через палубу, скрывая судно от глаз стоящих на берегу моряков. Зрителям остается только смотреть на развевающееся красное полотнище на мачте и ждать, когда вновь на волне поднимется ввысь неутомимый в своей жажде жить корабль.

На берегу терпеливо ждет хорошей погоды рыбацкая лодка, уговаривая стальные от бесконечной борьбы волны успокоиться и отдохнуть. Ей тоже хочется гордо поднять свой единственный парус и поплыть по морю, не боясь быть разбитой в гневе о прибрежные скалы. И море, как бы соглашается с убегающими облаками, заходящим солнцем и месяцем в чистом вечернем небе, разглаживая свою рябь в солнечной дорожке к закату. Только напоследок оно еще, поругиваясь, отправляет к берегу вспененные волны, говоря свое последнее слово в борьбе стихий за первенство.

Картина «Море. Коктебельская бухта» (холст, масло, размер 82,5 на 118 см)
находится в выставочном зале Феодосийской галерее имени Айвазовского.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.
Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчество Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени.
Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).
Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией.
Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.
В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.
В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.
В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.
В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).