Тургенев рудин герои. «Творческая история создания романа «Рудин. История создания и публикации

, – роман «Рудин». Замысел писателя навеян ему современной жизнью. Войдя в юности в непосредственное общение с идеалистами 1830-х годов и много раз беседуя и споря с друзьями об отличительных чертах людей этого типа и об их отношениях к жизни, Тургенев вздумал изобразить подобный тип в беллетристическом произведении. Роман «Рудин» и явился попыткой такого рода. Роман имел успех и вследствие того, что он служил откликом на переживаемую жизнь, и вследствие своих художественных достоинств. Так как центр тяжести романа лежит в его герое, Рудине, характер которого исключительно сказывается в словах и рассуждениях, а не в действии, то в романе мало движения, а наоборот, внем персонажи предаются почти сплошь, рефлектированию и рассуждениям. Изображая Рудина, Тургенев хотел вывести в нем не какого-либо чудака, редкое явление современной ему действительности, а, наоборот, лицо типическое, воплощающее в себе характерные черты молодого поколения. В самом Тургеневе были многие из этих черт, кроме того он видел их в большинстве приятелей кружка Станкевича . Общественно-психологический тип этот был в то время весьма у нас распространен и изображая его, Тургенев делал первую попытку отразить момент общественной жизни в её характерных проявлениях.

Рудин. Художественный фильм по роману Тургенева

Общие черты Рудина. Человек 1830-х и 1840-х годов, Дмитрий Рудин воплощает собою типические черты этого поколения. Отличительные особенности этого, типа людей заключаются в том, что в их жизни на первом плане стоят интересы отвлеченные, умственные, имеющие очень мало связи с действительною жизнью. Погруженные в поэзию и философию, пребывая на высотах отвлеченных умозрений, они вырабатывают высокие жизненные идеалы, о которых много и восторженно говорят. Но эти идеалы остаются таковыми в их словах и дружеских письмах и не имеют никакого влияния на их же собственную жизнь. Восторженно веруя в добро и проповедуя свои нравственные идеалы, эти мечтатели не видят, какой грустный разлад обнаруживается между их проповедью и жизнью, и их личной, и окружающей. Все эти черты отличают натуру Рудина, являющегося как бы зеркалом распространенного в то время типа. В истории его жизни есть черты биографии самого автора романа.

Детство. Избалованный сынок, любимец матери, Рудин с детства привык к обожанию и неусыпной заботливости о нем, Мать души не чаяла в своем единственном сынке, предупреждала все его желания. Самолюбивый мальчик привык смотреть на себя, как на предмет обожания, принимая его как естественную дань своей исключительной натуре.

В кружке идеалистов. Поступивши в Московский университет, Рудин, как и Тургенев в юности, попал в литературно-философский студенческий кружок, увлеченный учениями Шеллинга и Гегеля . В центре кружка стоял юноша Покорский, имевший на всех большое влияние и оставивший в памяти друзей воспоминание о своем обаятельном облики. Читая о Покорском, невольно вспоминаешь о Станкевиче. В этом кружке Рудин занял видное место, так как занятие философией облегчали ему способность и любовь к отвлеченному мышлению, склонность к рефлексии, к чисто-головной жизни. Своим даром быстро схватывать основные черты философской концепции, ясно усвоить их и стройно передать слушателям в красноречивой и увлекательной речи – Рудин напоминал одного из членов кружка Станкевича – М. Бакунина . В литературе высказывались взгляды, что Рудин списан автором именно с Бакунина. Горячо отдавшись философии и поэзии, вечно занятый идеями и образами литературы, Рудин в увлекательных речах, в блестящих импровизациях высказывал перед товарищеским кружком свои новые взгляды и убеждения. Его дар красноречия снискал ему большой успех в кругах молодежи. Как-то невольно сам для себя Рудин становится каким-то проповедником, оратором кружковых и случайных вечеров и сборищ, становится человеком слова, всегда готовым на увлекательную речь, на потоки высоких слов о Боге, о правде, о будущности человечества и т. д.

Личные черты Рудина. В конце концов, вся жизнь его сводится к тому, что он, ничем по настоящему не занятый, скитается по чужим углам, не имея своего, и произносит свои тирады и проповеди. Это дает повод в первой части романа трезвому и деловому Лежневу сделать очень не лестную характеристику Рудина, относясь к нему с довольно язвительной иронией. Красноречие и увлечение Рудина действуют по преимуществу на юношей, на молодежь, свято верящих каждому произнесенному с увлечением слову. Но Лежневу ясно, что за словами Рудина нет дела, что они остаются только хорошими словами, не имеющими никакого влияния на жизнь, Лежнев подчеркивает, что Рудину интересны слова ради самых слов, что он любит самый процесс речи, любит производить эффект, победить в споре противника, увлечь красноречием и блеснуть им перед молодежью. Но для самого Лежнева потом становится ясно, что мечтатель и энтузиаст Рудин не мог найти приложения своих сил не только по причине своих личных черт, но и вследствие современных ему условий общественной жизни, и оказался в той роли «лишнего человека», в которой перебывало столько героев русской литературы и между прочим Бельтов в романе Герцена . Рудин вечно находится во взволнованном и беспокойном состоянии, он всегда кипит и увлекается, он – вечный юноша до самой старости, и когда он отдается потоку своего красноречия, то всей душой верит сам каждому своему слову, и в этой искренности его заключается секрет обаятельного действия его речей на молодежь. Натура страстная и внутренне деятельная, Рудин давал почувствовать эту энергию своей внутренней жизни в своих речах. Но между интенсивной внутренней жизнью и жизнью внешней у Рудина непримиримый разлад.

Разлад между словом и жизнью. Будучи деятельным во внутренней своей жизни, Рудин по некоторым свойствам своей натуры и по условиям современной ему жизни обречен был на полную пассивность, на бездействие. Пристрастие к миру отвлеченных интересов делало его человеком идеи и слова, но не практического дела. Между выработкой идеалов и проведением их в жизнь для Рудина была бездна. Он был беспомощен и слаб в практической жизни, и становился ясен резкий разлад между его словом и жизнью. Способный на увлеченье, на вспышки, на мужественный и благородный акт в минуту аффекта, Рудин совершенно не пригоден для систематического жизненного труда, осуществляющего положенные себе цели. Он задает себе задачи, которых не разрешает, он составляет проекты сочинений, которых не пишет. Одной из существенных причин его практической бездеятельности служит полное его незнание окружающей жизни, условий её, в которых можно было бы работать. Погруженный в свою умственную, личную жизнь, Рудин не делает попыток познакомиться с особенностями той жизни, которая протекает вокруг него. Он знает все отвлеченно, теоретически, ибо он не живет подлинной жизнью, а только рассуждает о жизни. Оттого-то малейшие попытки его приняться за что-либо кончаются полнейшей неудачей, и Рудин вынужден сознаться, что у него нет почвы под ногами». Лежнев в своей характеристик подчеркивает, что Рудин не знает России, не знает русской жизни и потому оказывается как бы выброшенным за её борт, чуждым жизни и неприспособленным к ней.

Слабость воли. Этот чисто головной характер жизни, перевес умственных, отвлеченных интересов над всем остальным в жизни служит объяснением проявленной Рудиным слабости воли. Рудин избегает практических шагов инепосредственных действий, избегает активней внешней жизни, ибо ему легче и удобнее в сфере отвлеченных рассуждений и общих фраз. Это – родная душе его стихия. Он волнует душу молодой девушки, Натальи , призывами к полноте непосредственной жизни, но в начинающемся романе обнаруживает стремление избежать решительных действий и остаться в области только слов и рассуждений. Он решителен на словах, но он слаб и беспомощен в жизни. Большую роль играет здесь также то обстоятельство, что склонный к рефлексии и вечному самоанализу, Рудин живет не чувством, а мыслью; он неспособен на захват сильным увлечением и быстро: гаснет в своих порывах, делая и себя и свои чувства предметом мелочного и детального анализа.

Общественное значение типа Рудина. В результате, жизнь Рудина складывается грустно, он называет себя «перекати поле», ибо вечно скитается без угла и пристанища, без любимой работы, вечно волнуясь высокими целями и не имея и не зная, как осуществлять их. Впрочем, теплый угол вряд ли пришелся бы по душе этого беспокойного и вечно ищущего душевно человека. Рудин сам горько раздумывает о своей жизни и подводит ей печальные итоги, называя свою жизнь бесполезной. Но Лежнев правильно объясняет большое жизненное значение таких типов, как Рудин. В противоположность скептику, как в том же романе Пигасов , скептицизм которого мертвит и отравляет все живое и увлекающееся в жизни, в противоположность практицизму и трезвости самого Лежнева, в котором есть некоторая тяжеловатость и сухость и в котором бьет в глаза отсутствие иного начала – энтузиазма, юности, душевного пафоса, – Рудин в избытке наделен именно этим юношеским жаром души и драгоценной способностью самому увлекаться высоким и идеальным и увлекать других. Рудины – это бродильное начало в мире, вносящее в него пафос, одушевление, юношеский подъем жизни. Будучи сам бездейственен и пассивен, Рудин своим увлекательным словом сеет в молодые души добрые семена, которые могут дать хорошие всходы. Возбудитель энтузиазма, душевных порывов, Рудин вносит в молодую жизнь то, что важнее скептицизма и не менее ценно, чем трезвая деловитость: идеализм, ту веру в жизнь, которая сливается с чувством поэзии, красоты и высокой правды жизни. В этом жизненное значение таких типов, как Рудин; они внесли свой вклад в дело развития и просвещения родной страны, подготовив своим нравственным влиянием будущих деятелей литературы и общественной жизни.

В «Записках охотника» Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее роли в жизни страны, что нашло отражение уже в «Запис-ках охотника» («Гамлет Щигровского уезда», 1848). В новых повестях «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856), вни-мание писателя сосредоточено на изображении со-временного человека с его напряженными философ-скими исканиями, углубленным самоанализом, но-сящим даже болезненный характер, оторванным от реальной действительности.

Тема «лишнего человека» не случайно привле-кала внимание Тургенева в 50-е гг., когда особую остроту приобретал вопрос о деталях, способных пробудить русское общество. Тургеневский герой, нарисованный с несомненным сочувствием, — человек мыслящий, образованный. Он глубоко страдает от практической ненужности полученных им когда-то знаний, от одиночества, неспособности и невозмож-ности найти свое место в жизни. Именно от Тур-генева берет свое начало сам термин «лишний че-ловек», который стал определением важного об-щественно-литературного явления, нашедшего свое отражение в ряде художественных произведений рус-ской литературы.

«Рудин» — первый роман Тургенева, запечатлев-ший целую полосу в развитии русского общества 30—40-х гг. XIX в. Сюжет романа сравнительно несложен, да и объем его невелик. Главное в «Рудине» — не описание быта, а воссоздание идеоло-гической картины эпохи. Характеры героев раскры-ваются прежде всего через споры о философии, просвещении, морали. Это становилось одной из характернейших примет русского романа XIX в.

Образ главного героя романа дан неоднозначно. В нем нельзя не отметить подлинную культуру, ши-рокую образованность, бескорыстие. Он мечтает о благе человечества, произносит пламенные речи о высоком звании человека, о значении просвещения и науки. Но, будучи выучеником философского идеа-лизма 30-х гг., Рудин, подобно другим дворянским интеллигентам, оказывается очень далеким от пра-вильного восприятия действительности. Идеальные представления терпят крах при столкновении с ре-альной жизнью. И, высоко ценя героя, Тургенев, тем не менее, неоднократно подчеркивает резкий разрыв у Рудина между словом и делом, что отчет-ливо и наглядно проявляется в любовном конфлик-те, а поведение героя в сфере любовных отношений давно уже стало в русской литературе одним из главных средств его проверки, своеобразным испы-танием.

Не щадя себя, Рудин писал Наталье Ласунской: «Первое препятствие — и я весь рассыпался... прос-то испугался ответственности, которая на меня па-дала, и потому я, точно, недостоин вас».

Лежнев, в ряде случаев высказывающий мысли, близкие Тургеневу, говорит: «Несчастье Рудина со-стоит в том, что он России не знает, и это точно большое несчастье. Россия без каждого из нас обо-йтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится! Космо-политизм — чепуха, космополит — нуль, хуже нуля; вне народности ни художества, ни истины, ни жиз-ни, ничего нет». Эти слова звучат как своеобразная публицистическая декларация; но они многое объяс-няют в художественном строе романа. Да и сам Рудин в конечном счете осознает, что подлинно полезная деятельность возможна лишь для того, кто не потерял связи с народной почвой. Он говорит: «...Если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего народа? Как может он знать, что он может сам делать?..»

И все же Рудин, восторженно провозглашающий идею служения обществу, горячо верит в силу ра-зума и вдохновенную проповедь добра. «В Рудине есть энтузиазм, а это самое драгоценное качество в наше время. Мы все стали невыносимо рассуди-тельны, равнодушны и вялы, мы заснули, мы за-стыли — и спасибо тому, кто хоть на миг расше-велит и согреет»,— говорит о Рудине Лежнев. Так же воспринимал тургеневского героя и Некрасов: «Эти люди имели большое значение, оставили по себе глубокие и плодотворные силы. Их нельзя не уважать, несмотря на все их смешные или слабые стороны». Материал с сайта

В 1860 г., готовя роман к новому изданию, Тургенев прибавил к нему эпилог: смерть Рудина на баррикадах в Париже во время революционных со-бытий 1848 г. Эпилог этот имел для писателя принципиальное значение. В новых условиях, когда на исторической арене уже появились революцион-ные демократы и возник острый идеологический конфликт между «Современником» и Тургеневым, писатель стремился показать историческое значение тех дворянских интеллигентов, которые с его же легкой руки получили название «лишних людей» и были подвергнуты резкой критике в статье Добро-любова «Что такое обломовщина?» (1859). Эпилог призван был возвысить Рудина, доказать его способ-ность на героические поступки. Однако даже на парижских баррикадах Рудин все равно оказывается вечным скитальцем. Подвиг его бесполезен, сама фигура его несколько театральна: «В одной руке он держал красное знамя, в другой — кривую и тупую саблю...» Повстанцы даже не знали, кто такой Рудин, они считали его поляком... Так уходит из жизни и со страниц романа Дмитрий Рудин.

Опыт работы над первым романом во многом пригодился писателю в его последующем творчестве. В «Записках охотника» повествование строилось преж-де всего на авторских описаниях, композиционным центром оказывался охотник, рассказывающий о сво-их встречах, наблюдениях, разговорах. В романе же характер повествования изменяется. Авторское на-чало отходит на второй план. Герои даны объек-тивно, широко используются взаимооценки персо-нажей, исповеди, письма и т. д.

Сюжет «Рудина» охватывает несколько лет, но подробно описывается только несколько дней из жиз-ни героя. В романе в полной мере проявилось пей-зажное мастерство автора: пейзаж образует не просто лирический фон, но и подчеркивает душевное со-стояние Рудина. «Концентрированное» изображение действительности, сжатость и напряженность повест-вования, связанного преимущественно с судьбой од-ного героя, простота композиции, отсутствие каких- либо внешних эффектов, реалистическая мотивиров-ка поступков — все это станет характерными осо-бенностями и других романов великого писателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • «записки охотника» и.с. тургенева. проблематика.
  • рудин роман цитаты
  • проблемы романа рудин
  • краткое сообщение о романе рудин
  • критические статьи рудин

Роман «Рудин» был написан в 1855 г. Главного героя книги можно отнести к типу лишних людей, которые не могут найти своего места в жизни. Конечно, невозможно вместить все тонкости взаимоотношений в краткое содержание. Тургенева роман «Рудин» особо не прославил, но для автора это произведение было очень важным, ведь это был его первый литературный опыт. Книга состоит из 12 глав и эпилога.

Глава 1

Тем, кто не читал роман «Рудин», краткое содержание по главам, точнее, частям, позволит составить максимально полное представление о произведении.

Действие начинается в салоне у Дарьи Михайловны Ласунской - помещицы. У нее большой дом, состояние. Когда-то давно она была известной светской львицей. По старой привычке она все еще организует салон. В день, с которого начинается повествование, у Дарьи Михайловны собралось общество. Гости ожидают барона. Он обещал ознакомить собравшихся со своими научными открытиями.

В романе «Рудин» краткое содержание произведения насыщено описаниями основных действующих лиц. Почти все они собрались в тот день у помещицы:


Глава 2

В ожидании барона проходит много времени, Ласунская занимает гостей разговорами, встреча идет своим чередом. Пигасов критикует женский пол, Басистов развлекает детей и т. д. Однако в назначенное время философ и ученый не появляется. Люди, собравшиеся у помещицы, несколько расстроены. В это время лакей объявляет, что прибыл некий Дмитрий Николаевич Рудин.

Глава 3

В романе «Рудин», краткое содержание которого рассматривается, автор описывает только внешность главного героя. Вошедший человек был очень высок, с неправильным, но выразительным лицом. Одежда на нем была не новая и не по размеру. Тонкий голос не соответствовал его широкой груди. Рудин представился приятелем барона, которого все ждали, извинился за него, что тот не смог посетить лично.

Вначале разговор не идет, гости чувствуют себя скованно. Ласунская расспрашивает вновь прибывшего о его занятиях, образе жизни. Беседа начинает касаться статьи, и тут оживляется Пигасов, он начинает нападать на «высокие материи» и «умствования». Завязывается спор между ним и Рудиным. Последний вскоре находит слабые места в убеждениях Пигасова и ловко на них указывает. Общество с интересом следит за беседой. Все гости просто очарованы эрудицией и логичностью мышления Рудина. Его просят рассказать о своей студенческой жизни, но тот вдруг оказывается плохим рассказчиком, его описания бледны, а шутки не смешны. В скором времени он переходит к общим рассуждениям.

Все гости в восторге, кроме Пигасова, он обижен и уходит до того, как заканчивается встреча. Дарья Михайловна размышляет, как вывести «приобретение» в свет. Она уговаривает Рудина остаться ночевать. Все остальные гости расходятся по домам, т. к. живут неподалеку. Но никто не может заснуть, так взбудоражены их умы речами Дмитрия Николаевича.

Глава 4

Утром Ласунская зовет Рудина к себе в кабинет, чтобы откушать чаю. Она решила, что тот станет «изюминкой» в ее салоне.

За чаем они обсуждают преимущества и недостатки окружения Дарьи Михайловны. Выясняется, что Рудин знаком с некоторыми, например, с ее соседом Лежневым Михайло Михайлычем.

В это же время лакей докладывает о его приезде. Однако при встрече ни Рудин, ни Лежнев не проявляют добрых приятельских чувств, общаются они весьма холодно. После отъезда соседа Дмитрий Николаевич говорит, что тот пытается скрыть отсутствие талантов.

После чая Рудин спускается в сад и встречает там Наталью, дочь Ласунской.

Глава 5

Автор весьма подробно описывает наружность и внутренний мир Натальи в романе «Рудин», краткое содержание которого рассматривается. Девушка была очень хороша собой, и даже чуть крупноватые черты лица не портили общего приятного впечатления. У нее было домашнее образование, она много читала. Мать пыталась следить за образованием и вкусами дочери, но на самом деле была не в курсе истинных увлечений. Вообще они мало понимали друг друга.

Рудин начинает разговаривать с Натальей, долго и горячо проповедует необходимость труда, утверждает, что каждый должен быть занят делом, позорит лень и малодушие современных людей. Эти речи потрясают девушку.

Однако такая заинтересованность не нравится Волынцеву, т. к. он неравнодушен к дочери хозяйки поместья. Он отправляется к своей сестре и застает там Лежнева. Михайло Михайлыч начинает вспоминать студенческую юность. Тогда они много общались с Рудиным. Липиной не понравились многие эпизоды, рассказанные Лежневым. Тот решил прекратить и пообещал рассказать что-нибудь еще в другой раз.

Глава 6

Рудин живет у Ласунской 2 месяца. За это время она ужасно к нему привыкает, во многом с ним советуется, кроме управления хозяйством. Дарья Михайловна в восторге от своего гостя и считает, что он превзойдет всех столичных острословов. Она привыкла к кругу изысканных и умных людей. Рудин, на ее взгляд, как раз из этой категории.

Однако не все разделяют эмоции хозяйки: Пигасов стал появляться гораздо реже, Пандалевскому кажется, что Рудина слишком много, он давит, Волынский ревнует к Наталье.

Басистов же, напротив, жадно слушает речи Дмитрия Николаевича, едва ли не преклоняется перед ним. Однако Рудин практически не замечает учителя.

Впечатление, производимое героем, очень часто в произведении подчеркивает Тургенев. «Рудин», краткое содержание которого приведено, дает полное представление об отношении к главному лицу.

За это время любимец дома дважды пытался уехать, но занимал деньги у хозяев и оставался.

Чаще других его собеседницей становится Наталья. Слова Рудина западают ей в душу, она с жадностью ловит каждое слово и проникается его идеями. У нее появляются новые мысли и ощущения, она поверяет свои тайны гостю.

В беседах Рудин касается различных тем, в том числе и любви. Он утверждает, что в настоящее время нет сильных и страстных натур, способных испытывать всю глубину чувств. Девушка долго размышляет над его словами, а потом начинает рыдать.

Липина, в свою очередь, пытается выяснить, что же представляет собой Рудин. Она долго изматывает Лежнева вопросами и просьбами рассказать подробнее. Тот дает весьма нелестную характеристику герою, рассказывает, как они рассорились. По словам Михайло Михайловича - нехороший человек Рудин. Содержание романа, даже краткое, описывает этот момент. Дмитрий Николаевич любит играть роль оракула, говорить воспламеняющие речи, пожить за счет других, однако сам он не очень разбирается в том, что говорит, эрудиция его поверхностна. Лежнев считает основным недостатком то, что, разжигая огонь в других, Дмитрий сам остается холоден и не задумывается, какие последствия могут постичь впечатлительных молодых людей, которым запали в душу идеи оратора.

Глава 7

Рудин же добивается расположения Натальи. Сначала он говорит, что идеальная пара для нее - Волынцев, что он очень достойный человек, а для него самого уже не существует любви. Свидетелем этой беседы становится штабс-ротмистр. Увиденная сцена неприятна ему.

Вечером того же дня Рудин объясняется в любви Наталье и добивается ответного признания. Этот разговор подслушивает Пандалевский и решает рассказать обо всем хозяйке.

Таков пересказ 7 части романа «Рудин», краткое содержание которого представлено вашему вниманию.

Глава 8

Волынцев в унынии запирается у себя. Его сестра посылает за Лежневым, чтобы посоветоваться, как быть с братом.

Неожиданно приезжает Рудин, чтобы сообщить, что он любит Наталью, а она - его. Волынцев недоумевает, к чему все это и считает такое объявление откровенной наглостью. Рудин пытается объяснить свое появление вежливостью, желанием быть честным. Однако, приехав домой, он винит себя в опрометчивости и мальчишестве.

Вечером Наталья передает ему записку, в которой назначает свидание.

Глава 9

Придя в назначенное место, Рудин увидел опечаленную Наталью. Девушка сообщила, что матери все известно, и та против их брака. Что теперь будет делать избранник, ведь Дарья Михайловна больше и слышать о Рудине не хочет?

Тот, в свою очередь, спрашивает у Натальи, что она собирается предпринять. Оба в замешательстве. Наконец Рудин предлагает покориться судьбе, чтобы насильно не разлучать любимую с семьей. Тем более что он небогат и вряд ли сможет содержать жену.

Наталья считает такой поступок малодушным и горько разочаровывается в своем избраннике. Они ссорятся. Рудин считает, что он ничтожен перед девушкой.

Внутренние переживания героя передает с помощью природы Тургенев. «Рудин», краткое содержание которого приведено, пестрит красочными описаниями природы.

Глава 10

Волынцев решает вызвать Рудина на дуэль, но тут приходит письмо от последнего. Это многословное объяснение того, что автор не намерен оправдываться и уведомление об отъезде.

Глава 11

Рудин зашел в кабинет Дарьи Михайловны и известил ее о том, что вынужден уехать, якобы из-за плохих вестей из его деревни. Внезапное решение удивило всех в доме, Басистов был откровенно расстроен. Рудин оставил длинное письмо к Наталье, которое она прочла и расплакалась. Однако никому она не показывала своих чувств. Жизнь в поместье вернулась в прежнее русло.

Как показывает Тургенев, Рудин при отъезде чувствует себя прескверно.

Глава 12

Прошло 2 года. Липина вышла за Лежнева, у них родился ребенок. Наталья согласилась выйти за Волынцева. Речь зашла о Рудине, о нем мало что слышно.

Как изображает Тургенев, Рудин почти совсем исчез из жизни этого общества.

В тот же день виновник переполоха едет по проселочной дороге. Однако на станции не оказывается лошадей. Но можно уехать в другую сторону. Рудин соглашается.

Эпилог

Роман «Рудин», краткое содержание которого дает лишь сжатое представление о страданиях героя, заканчивается эпилогом.

Спустя несколько лет в гостинице встречаются Рудин и Лежнев. Оба здесь проездом и должны в скором времени уехать каждый в свою сторону. Они решают вместе пообедать. Рудин начинает рассказывать о себе. Он сменил уже много мест работы: был домашним секретарем, мелиоратором, учителем. Однако чем бы он ни занимался, его везде подстерегала неудача. Ему даже начало казаться, что его преследует злой рок, несчастливая судьба.

Лежнев не утешает товарища, но и не критикует. Может быть, говорит он, Рудин исполняет свое высшее назначение - разжигать в сердцах страсть, бороться за истину, убеждать в ней других.

Роман «Рудин» заканчивается трагически. 26 июля 1848 г в Париже, когда восстание «национальных мастерских» было почти подавлено, войска брали одну из последних баррикад. Защитники ее, чувствующие скорое поражение и потерявшие мужество, разбегались. Вдруг на вершине показался высокий седой человек со знаменем в руках. Мгновением позже он упал лицом вниз: пуля прошла сквозь сердце.

«Поляка убили!» - прокричал кто-то. Этим поляком и был Дмитрий Рудин. Краткое описание его гибели дает автор.

Роман «Рудин» написан в 1855 году, когда остро встал вопрос о необходимости перемен в обществе. После позорного поражения в Крымской войне стало очевидно, что стране необходимы реформы. Тургенев всегда чутко реагировал на вопросы, витающие в воздухе. Главное было понять, где в России умные, прогрессивные, образованные люди, способные осуществить перемены. Эти и другие мысли станут более явными после того как мы проведем анализ романа "Рудин".

Образ главного героя романа

Дмитрий Николаевич Рудин впервые в романе появляется в гостиной Ласунских. Тургенев даёт его психологический портрет: через внешние черты персонажа показывает элементы его духовного облика и особенности характера. Герою около тридцати пяти лет, он уже многое повидал в жизни, хотя ещё не стар и способен к действию. Неправильное лицо его названо «выразительным и умным». Автор отмечает «быстрый» и «жидкий блеск» взгляд тёмно-синих глаз, уже этим намекая на некую внутреннюю слабость, неспособность к действию, которые будут раскрыты впоследствии. О потрёпанности жизнью говорит узкое, уже не новое платье, из которого он как будто вырос. Все эти детали очень важны когда мы проводим анализ романа "Рудин".

Рудин производит прекрасное впечатление на окружающих. Он оказывается настоящим оратором, рассуждающим умно и тонко на самые сложные философские темы. Он говорит о судьбе России, об истории и прогрессе, горячо веря в то, к чему призывает. Рудин сумел покорить всех своим обаянием.

Однако Дмитрия Николаевича ждёт испытание, которое проходят почти все герои в русской литературе XIX века – испытание любовью. Именно здесь должен проявиться характер персонажа. Но в решительный момент герой оказывается беспомощным что-либо предпринять, он может говорить, но не готов действовать. Рефлексия, которая не отпускает его даже в минуты счастья, приводит к тому, что ломается не только его собственная судьба, но и жизнь возлюбленной. Он слишком много обдумывает, размышляет, рассуждает – отсюда его нерешительность, неуверенность и робость. Его бездействие становится сродни предательству и обману.

Что еще нам интересно при анализе романа "Рудин"? Тургеневу принадлежит термин «лишний человек», ставший популярным в литературоведении XX века. Так именуют людей, которые полны «благих порывов», однако «свершить» им «ничего не дано». Неспособность действовать, непонимание момента, когда чрезмерная рефлексия мешает совершать поступки, называли болезнью русской интеллигенции.

Но автор не оставляет Рудина в положении никчёмного философа. В романе есть эпилог. Из него мы узнаём, что Рудин погиб, сражаясь на баррикадах во Франции во время революции 1848 года. Таким образом автор показывает, что умные люди в России не находят применения, они привыкли бездействовать под влиянием регрессивного общественного строя. Но эти люди способны героически бороться за то, во что верят.

Образ Натальи Ласунской при анализе романа «Рудин»

К числу открытий писателя принадлежит образ «тургеневской девушки». Героини его произведений: Ася, Лиза Калитина, Наталья Ласунская – романтичные, душевно тонкие, но решительные и готовые пожертвовать всем ради любви.

Наталья Ласунская влюбляется в Рудина, видя в нём значительного, необычного человека. Однако мать, узнав об этом, запрещает ей даже думать о свадьбе с человеком небогатым. Наталья настаивает на том, что любит Рудина и отправляется на свидание с ним для окончательного объяснения. В решительный момент Рудин, который, несомненно, любит Наталью, отвечает, что им следует «покориться судьбе». Он считает, что поступает благородно, отказываясь от счастья, чтобы не повлечь за собой девушку в неизвестное, полное лишений будущее. Эту мысль не упустите, если вы проводите анализ романа "Рудин". Наталья же горячо говорит о том, что готова пойти за ним, не задумываясь ни на минуту. Наталья оказывается духовно выше, сильнее, смелее и решительнее Рудина, отступившего перед жизненными трудностями. Наряду с любовью, мы видим в девушке достоинство, чуткость и ум.

Мы рады, если анализ романа "Рудин" Тургенева оказался полезным для вас и интересным. Найдите больше материалов в нашем

Главные герои романа «Рудин»:

Рудин

Рудин был сыном эпохи бесплодных, но кипучих мечтаний. Люди этой эпохи много читали, думали и убийственно много предавались пылкому красноречию … Но не следует забывать, что в этих разговорах для них выяснялась истина, что Рудин, вечно скитающийся, с горячей и убедительной речью на устах «о позоре малодушия и лени, о необходимости делать дело», — явился одним из первых будильников общественной мысли в дворянских усадьбах, одним из первых глашатаев свободы в рабовладельческой стране … Там, где крепостное право стояло, как скала, где на первом плане были арапники и конюшни, где путной книги нельзя было добыть, а над каждым очнувшимся постоянно висела темная туча, — там Рудины играли нужную роль.

Наташа Ласунская

Наташа Ласунская — это одна из тех цельных женских фигур, которых мы встречаем в произведениях Тургенева. Она серьезна, умна и вдумчива: отличительными чертами ее характера являются крайняя замкнутость и энергия, с которой она приводит в исполнение свои решения. Она наружно всегда одинаково спокойна и сосредоточена; между тем она обладает чуткой и впечатлительной душой, способна сильно и глубоко чувствовать. Она заинтересовалась Рудиным, а затем и полюбила его сильно и серьезно; раз «уверовав» в него, в силу твердости своего характера, она готова на все. Как должно было велико быть ее разочарование, когда она поближе узнала Рудина. Печально кончилась для нее ее первая любовь, и «темна стала жизнь перед нею». Она вышла замуж за Волынцева. Чем руководствовалась она в данном случае и что чувствовала, неизвестно; во всяком случае, разочарование, которое постигло ее при первом, вероятно, самом сильном увлечении, сильно отразилось на ней, оставив в душе ее глубокие следы.

Лежнев

Лежнев внешне производит впечатление человека невзрачного, неотесанного, даже грубоватого, одет он небрежно. Портрет, речь и лишенные изысканности манеры Лежнева подчеркивают, что он чужд внешнего лоска высшего общества, что это человек совсем другого склада, чем Ласунская и ее окружение. Он не афиширует своей образованности, но в действительности серьезно образован, он не щеголяет умом, но по настоящему умен и проницателен.

Басистов

Кроме Натальи, в романе нарисован еще один персонаж, которым подчеркивается значение рудинской пропаганды. Это Басистов. Его описанию отдано не много места, но перед глазами встает образ молодого представителя разночинной интеллигенции в ее лучших качествах. Для этого прямого И честного человека, который любил «хорошую книгу, горячую беседу» и ненавидел подхалимство и приспособленчество, Рудин на протяжении всего романа является непререкаемым авторитетом. Басистову нет дела до слабостей характера Рудина, до мелочных сторон его поведения; он слушает речи Рудина, они захватывают его целиком, они открывают ему смысл жизни и широкие перспективы деятельности, и в душе его растет и крепнет сочувствие и благодарность Рудину. Образ Басистова не разработан детально, он остается на втором плане. Тургенев не показывает, как шел процесс внутреннего роста Басистова под влиянием Рудина. Но значение этого влияния страстно утверждается самим Басистовым. «А что касается до влияния Рудина, клянусь вам, этот человек не только умел потрясти тебя, он с места тебя сдвигал, он не давал тебе останавливаться, он до основания переворачивал, зажигал тебя!» Так рисуя образ разночинца Басистова в отношении к Рудину, Тургенев подчеркивает историческую непрерывность развития передовых идей в русском обществе и значение для молодого поколения той работы мысли, которая проделана лучшей частью дворянской интеллигенции 30-40-х годов.

Ласунская (мать Натальи)

Дарья Михайловна Ласунская — женщина умная, но чопорная; более всего она дорожила светскими знакомствами и старалась играть важную роль в обществе. Она приглашала к себе выдающихся в светском обществе людей, слушала их ученые рефераты и старалась слыть либеральной, но все это делалось отчасти для того, чтобы поддержать за собою славу передовой женщины. Научные теории, которые излагались в ее гостиной, не проникали дальше ее ушей и не проводились в жизнь. Дарья Михайловна была самолюбива и тщеславна. Она любила похвастаться знакомствами с замечательными людьми. Судя по ее рассказам, можно было подумать, что все замечательные люди только о том и мечтали, как бы повидаться с ней, как бы заслужить ее расположение. Несмотря на свой ум, она держала при себе негодяя и прихлебателя Пандалевского лишь потому, что он ей льстил и шпионил за всеми в доме.