Аргумент телеграмма на тему опыт и ошибки. В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой». по подготовке к написанию

Начиная читать рассказ «Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского, я предположила, что речь пойдёт о какой-нибудь истории на войне, так как произведение было написано в послевоенное время, в 1946 году. Но я ошиблась, на самом деле Паустовский поднимает вечную тему отношения родителей и детей.

В произведении рассказывается об одинокой старушке Катерине Петровне, которая всё ждала свою ненаглядную доченьку Настю в скучном Заборье. «Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». Сердце матери не винит ни в чём свою родимую кровинку, она просто ждёт её и верит!

А Настю тем временем поглотила обыденность. Настя помогает другим, например Тимофееву, но упускает самое главное, самое дорогое, маму. Эту девушку сам писатель показывает как добрую, отзывчивую, красивую и чувствительную. Я даже сказала бы, что он её не осуждает, если бы не одна деталь - строгий взгляд Николая Васильевича Гоголя. Этот взгляд видит все насквозь, он словно сама совесть героини: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока!» или «Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»»

В конце концов Катерина Петровна прекращает верить в лучшее, прекращает верить в то, что увидит перед смертью свою дочь. Она не поверила и словам Тихона, который по доброте души своей написал выдуманное письмо от Настасии Семёновны. Мама Насти умирает не дождавшись: «- Не дождалась, - пробормотал Тихон. - Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» Смерть этой одинокой старушки послужила уроком для Манюшки и молодой учительницы, у которой в областном городе такая же маленькая и совершенно седая мать.

В Заборье Настя приехала на второй день после похорон матери. Тем и кончается рассказ.

После прочтения рассказа « Телеграмма» мне захотелось уделить больше внимания родным и близким людям. Просто так взять их обнять и сказать им, как я их сильно люблю, захотелось их беречь и никогда не бросать. Не оттого, что раньше я любила своих родных меньше, а оттого, что я задумалась над тем, что они вложили в меня свою душу, свои силы, свою любовь и я просто обязана отблагодарить их тем же. «Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье».

Советую всем прочитать это сильное и трагичное произведение! Жаль, что мы переосмысливаем свои принципы, поступки, слова, когда уже поздно. Мы понимаем самое главное слишком поздно, но у нас с вами ещё есть надежда. А если у вас нет мамы или вы уже упустили свой шанс и не были рядом с ней, когда ей так это было необходимо, то подарите свою любовь и вниманание тем, кто вас воспитывал или тем, кто с вами рядом сейчас!

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».


Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.


Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского « » Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина

Вина – чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского « ». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Опыт и ошибки»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Опыт и ошибки».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Опыт и ошибки».

  • Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
  • Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
  • Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Аргументы для итогового сочинения 2016 «Опыт и ошибки»

  • «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

В романе в стихах «Евгений Онегин» наглядно демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгойв доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

  • «Преступление и наказание» Ф. М.Достоевского

Центральным вопросом для героя произведения Ф. М.Достоевского становится желание понять свою способность действовать, вершить судьбы людей, пренебрегая нормами общечеловеческой морали - «Тварь я дрожащая, иль право имею?» Родион Раскольников совершает преступление, убив старуху-процентщицу, и позже осознает всю тяжесть совершенного поступка. Проявление жестокости и бесчеловечности, огромная ошибка, повлекшая за собой страдание Родиона, стали для него уроком. Впоследствии герой становится на путь истинный, благодаря душевной чистоте и состраданию Сонечки Мармеладовой. Совершенное же преступление остается для него горьким опытом на всю жизнь.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

Пример сочинения

На своем жизненном пути человеку приходится принимать большое количество жизненноважных решений, выбирать, как поступить в той или иной ситуации. В процессе переживания различных событий человек приобретает жизненный опыт, который становится его духовным багажом, помогая в дальнейшей жизни и взаимодействии с людьми и обществом. Однако зачастую мы попадаем в непростые, противоречивые условия, когда не можем гарантировать правильность своего решения и быть уверенным, что то, что мы считаем верным сейчас, не станет для нас большой ошибкой.

Пример влияния на жизнь человека совершенных им поступков можно увидеть в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В произведении демонстрируется проблема непоправимых ошибок в жизни человека, которые могут привести к серьезным последствиям. Так, главный герой - Евгений Онегин своим поведением с Ольгой в доме у Лариных спровоцировал ревность своего друга Ленского, который вызвал его на дуэль. Друзья сошлись в смертельной схватке, в которой Владимир, увы, оказался не таким проворным стрелком, как Евгений. Недостойное поведение и внезапная дуэль друзей, таким образом, оказалась большой ошибкой в жизни героя. Также здесь стоит обратиться к любовной истории Евгений и Татьяны, чьи признания Онегин жестоко отвергает. Лишь спустя годы он понимает, какую роковую ошибку совершил.

Также стоит обратиться к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», где раскрывается проблема ошибки в непоколебимости взглядов и убеждений, что может привести к плачевным последствиям.

В произведении И.С. Тургенева Евгений Базаров - прогрессивно мыслящий молодой человек, нигилист, отрицающий ценность опыта предыдущих поколений. Он говорит о том, что совершенно не верит в чувства: «Любовь - это белиберда, непростительная дурь». Герой встречает Анну Одинцову, в которую влюбляется и боится признаться в этом даже себе, ведь это значило бы противоречие собственным убеждениям всеобщего отрицания. Однако позже он смертельно заболевает, не сознаваясь в этом родным и близким. Будучи тяжело больным, он, наконец, понимает, что любит Анну. Только на исходе жизни Евгений осознает, насколько сильно ошибался в своем отношении к любви и нигилистическом мировоззрении.

Таким образом, стоит говорить о том, как важно правильно оценивать свои мысли и поступки, анализируя действия, которые могут привести к большой ошибке. Человек постоянно находится в развитии, совершенствует свой образ мыслей и поведение, и поэтому он должен действовать обдуманно, полагаясь на жизненный опыт.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Тематическое направление

« ОПЫТ И ОШИБКИ »


Универсальное вступление

По словарю Д.Ушакова, ошибка – это неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях, погрешность. И в том же словаре читаем: «Опыт – это совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» Как видим, между этими понятиями очень тесная связь. И действительно, наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.


Возможное вступление

  • Человек в течение своей жизни пытается добиться определённых целей, хотя часто при этом допускает ошибки, промахи. Люди по-разному переносят трудности: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается смысл человеческой жизни.
  • Жизнь - это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в борьбе за достижение цели появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния, потому что это наши собственные ошибки, на которые мы имеем право и, преодолевая которые, мы приобретаем бесценный жизненный опыт.

Пословицы, которые могут быть использованы во вступлении

«На ошибках учатся»,

«Все, что ни делается, к лучшему»,

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»,

«Знать бы, где упасть, обязательно соломки

бы подстелил»


Возможные тезисы

  • Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок.

(Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь)


Аргументы

Обратимся к рассказу А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки, которую зовут Валентина…

Вспомним рассказ «Каникулы» Рэя Брэдбери , герои которого пожелали остаться в мире одни. Что же из этого получилось?...

А в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» говорится о девушке Насте, которая слишком занята делами и почти не вспоминает о матери, доживающей свой век в деревне.

Николай Дмитриевич Телешов «Белая цапля» (сказка)



Возможные тезисы

2. Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. Делая ошибки, человек приобретает опыт.

(Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой, именно благодаря ошибкам, он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится)


Аргументы

  • Обратимся к рассказу В. А. Осеевой «Почему?» . В нем говорится о маленьком мальчике, который ….
  • Иногда требуется много времени, чтоб понять свою ошибку, и хорошо, если это происходит до того, как станет слишком поздно ее исправить. Героине рассказа Б.Екимова «Говори, мама, говори» потребовались годы, чтоб осознать, как важно для ее матери внимание дочери.

Возможные аргументы

3. Опыт, предотвращающий ошибки.

( Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт, который помогает избежать ошибок в дальнейшем)


Аргументы

В рассказе Б.Екимова «Ночь исцеления» автор повествует о подростке Грише, который приезжает на каникулы к бабушке…

Автор как будто хочет сказать нам: необходимо прислушиваться к голосу сердца, поступать в согласии с добрыми чувствами. Это именно тот жизненный опыт, который направляет нас по верному пути, помогает избежать многих ошибок.


Аргументы

В рассказе А.Масс «Трудный экзамен» говорится о девочке по имени Аня Горчакова, которая сумела выдержать непростое испытание…

Именно этот случай научил героиню владеть собой, своими чувствами. Первый опыт преодоления трудностей помог девочке добиться своей цели – впоследствии она стала известной актрисой.


Аргументы

Делая тот или иной выбор, мы многому учимся. Однако для нас ценен не только собственный опыт, важную роль в нашей жизни играют другие люди, чьи поступки оказывают влияние на наше мировоззрение. Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице …

Думается, такой жизненный опыт поможет мальчику вырасти чутким человеком, убережет от равнодушия.


Возможные тезисы

4. Опыт человечества. Исторический опыт. Война.

(Люди, знающие свою историю, знают и о великой трагедии войны. Горький опыт суровых военных лет учит нас не забывать о том, сколько горя и страданий может принести война. Мы должны помнить об этом, чтобы трагедия не повторялась вновь и вновь)


Аргументы

Трагедия войны показана и в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»…

Андрей Соколов, вспоминая недавнее прошлое говорит: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Так война вмешивается в жизнь человека, разрушает его дом, его судьбу.


Аргументы

  • В основу повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами в своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Аргументы

  • Л.Н.Толстой «Война и мир» (эпизод гибели Пети Ростова)
  • Б.Васильев «В списках не значился»

Возможные тезисы

5. Опыт человечества. Отношение к природе.

(Чему учит нас опыт человечества, вся наша история? Один из важнейших уроков – это урок бережного отношения к Земле, к природе.)


Аргументы

Н. Н. Носов «Кукла»;

В.П.Астафьев «Царь-рыба»;

В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»;

Рэй Брэдбери «ЗЕЛЕНОЕ УТРО»


Домашнее задание (к понедельнику) – на выбор

  • Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
  • Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
  • Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
  • Возможна ли жизнь без ошибок?
  • Родители и дети: дружба или вражда.

Подготовила учитель МБОУ «Рощинская СОШ» Выборгского района Ленинградской области

Федорова Тамара Ивановна

Использованы материалы сайта

http://sochitog.ru/obshee/obshee.html

*
Итоговое сочинение.
Тематическое направление
Опыт и ошибки.
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Братска

Список рекомендуемой литературы:
Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
«Слово о полку Игореве.»
А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин».
М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени»
И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо».
Ф.Достоевский «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение».
А.Чехов «Крыжовник»; «О любви».
И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи».
А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет».
М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Д.Киз «Цветы для Элджернона».
В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу».
А.Алексин «Безумная Евдокия».
Б.Екимов «Говори, мама, говори».
Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

Официальный комментарий:
В рамках направления возможны рассуждения о ценности
духовного и практического опыта отдельной личности,
народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути
познания мира, обретения жизненного опыта. Литература
часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок:
об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без
которых невозможно движение по жизненному пути, и об
ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации:
«Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени
подразумевается четкое противопоставление двух полярных
понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта.
Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и
приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает
на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку
действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый
жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником
жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена
которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых
героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое
решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на
жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом
сказаться на судьбах других.
В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые
затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно
подойти к анализу данного тематического направления.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая
ошибка - это лишать себя опытности.
Люк де Клапье Вовенарг
Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним
путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко
промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель
Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и
ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд
Поппер
Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за
него будут думать другие. Аврелий Марков
Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам
одним.
Франсуа де Ларошфуко
Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн
Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле
признания своих ошибок.
Готхольд Эфраим Лессинг
Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться
к следующим произведениям.
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и
признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь
трагизм совершенного им преступления, не признает
ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог
преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу
избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не
просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в
убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния.
Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои
ошибки, способен измениться, он достоин прощения и
нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с
героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример
человека сострадательного).

М.А. Шолохов «Судьба человека»,
К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных
произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть
о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению,
ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт,
отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее
слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а
выходит все
наоборот: он возвращается, а
семья погибает. Эта потеря для
него – страшное горе, и сейчас
он винит себя за каждую мелочь
и с невыразимой болью говорит:
"До самой смерти, до последнего
моего часа, помирать буду, а не
прощу себе, что тогда её оттолкнул!"

Рассказ К.Г. Паустовского – это повествование об одинокой
старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина
пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть
на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя
успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива».
Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого
скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И
лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о
человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит
телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает
слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться?
Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не
будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы
она меня увидела, лишь бы простила».
Дочь приезжает, но прощение просить
уже не у кого. Горький опыт главных героев
учит читателя быть внимательным к близким
«пока не стало поздно».

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок
в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова.
Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым
людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни.
Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека:
один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и
судит его". Лермонтовский персонаж – энергичный, умный
человек, но он не может найти применения своему уму,
своим знаниям. Печорин – жестокий и равнодушный эгоист,
потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и
его не волнует состояние других людей.
В.Г. Белинский называл его "страдающим
эгоистом", потому что Григорий
Александрович обвиняет себя за свои
поступки, он осознает свои действия,
переживает и ничего не приносит ему
удовлетворения.

Григорий Александрович – очень умный и рассудительный
человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при
этом научить других сознаваться в своих, как, например, он
все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей
вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же
проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых
попыток разрядить обстановку на дуэли
и призвать Грушницкого к совести сам
же предлагает стреляться на опасном
месте, чтобы кто-то из них погиб.
При этом герой пытается обратить
все в шутку, несмотря на то, что
существует угроза как жизни молодого
Грушницкого, так и его собственной
жизни.

После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось
настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает,
насколько день прекрасный, то после трагического события
день он видит в черных цветах, на душе его – камень.
История разочарованной и гибнущей печоринской души
изложена в дневниковых записях героя со всей
беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и
автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит
и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей
души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои
ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить,
свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на
то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он
разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных
контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой
продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя
несчастным.

Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова,
осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и
нравственного совершенствования, то любимым героям
Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При
рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к
анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей
Болконский резко выделяется из великосветской среды
своей образованностью, широтой интересов, мечтает
совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир
– Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в
самых опасных местах сражения. Суровые военные события
способствовали тому, что князь разочаровывается в своих
мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело
раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский
переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним
открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи,
а есть только самое чистое, высокое, справедливое.

Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное,
чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему
мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события –
появление ребенка и смерть жены – Болконский приходит к
выводу, что ему остается жить для себя и своих близких.
Это лишь первый этап эволюции героя, не только
признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше.
Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет
разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но
понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу
правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них.
Он искренен, доверчив, слабоволен.

Эти черты характера ярко проявляются во
взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной – Пьер
совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой
понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе
свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии
глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер
верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой
жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь
ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят
героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает,
что жить надо ради людей, надо стремиться приносить
пользу Родине.

М.А.
Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт
военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку
своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу
Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на
стороне красных, он понимает, какая чудовищная
несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки,
приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в
своей жизни: «…моим рукам пахать надо». Дом, семья – вот
ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, –
ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек
понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у
порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что
был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные
метания от белых к красным.

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте
как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления
экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в
определенных условиях с целью исследования», то
практический опыт профессора Преображенского для
«выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в
дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у
людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере. С
научной точки зрения он весьма успешен.
Профессор Преображенский проводит
уникальную операцию. Научный
результат получился неожиданным
и впечатляющим, но в бытовом,
житейском плане он привел к
самым плачевным последствиям.

Появившийся в доме профессора в результате операции тип,
“маленького роста и несимпатичной наружности”, ведет
себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует
отметить, что появившееся человекоподобное существо
легко находит себя в изменившемся мире, но
человеческими качествами не отличается и вскоре
становится грозой не только для обитателей квартиры, но и
для жильцов всего дома.
Проанализировав свою ошибку,
профессор понимает, что
собака была гораздо
«человечнее», нежели
П.П. Шариков.

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный
гибрид Шариков – это скорее неудача, чем победа
профессора Преображенского. Он и сам понимает это:
“Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда
исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и
ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает
завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей”. Филипп
Филиппович приходит к выводу, что насильственное
вмешательство в природу человека и общества приводит к
катастрофическим результатам. В повести “Собачье
сердце” профессор исправляет свою ошибку – Шариков
снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и
самим собой. Но в жизни подобные эксперименты
трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает
Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести
разрушительного начала. Главная мысль писателя в том,
что голый прогресс, лишенный нравственности, несет
людям гибель и подобная ошибка будет необратима.

В.Г.
Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об
ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только
каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом,
можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века.
Это не просто произведение о потере родного дома, но и о
том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы,
которые обязательно скажутся на жизни общества в целом.
В основе сюжета повести лежит реальная история. В
процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены
окрестные деревни. Переселение стало болезненным
явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС
строят для большого количества людей.

Это важный хозяйственный проект, ради которого надо
перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли
назвать это решение однозначно верным? Жители
затопляемой Матеры переезжают в построенный не полюдски поселок. Бесхозяйственность, с которой
расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя.
Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на
северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего
не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно
повлечет за собой экологические проблемы. Но для
писателя важны не столько они,
сколько духовная жизнь людей.
Для Распутина совершенно ясно,
что крушение, распад нации,
народа, страны начинается с
распада семьи.

А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том,
что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со
своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния.
Умудренное жизненным опытом старшее поколение не
желает покидать родной остров не потому, что не может
оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что
за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое
прошлое. И страдания стариков – это тот опыт, который
должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен
человек отказываться от своих корней. В рассуждениях по
данной теме можно обратиться к истории и тем
катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная»
деятельность человека. Повесть Распутина – это не просто
рассказ о великих стройках, это трагический опыт
предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI
века.

Сочинение. «Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь)
По мере взросления человек учится, почерпывая знания из
книг, на школьных занятиях, в беседах и
взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того,
немаловажное влияние оказывают окружение, традиции
семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много
теоретических знаний, но умение применить их на
практике необходимо для того, чтобы приобрести навык,
набраться собственного опыта. Иными словами, можно
прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой
вопрос, однако в реальности научиться жить поможет
только лишь личный опыт, то есть практика, и без этого
уникального опыта человек не сможет прожить яркую,
полноценную, насыщенную жизнь. Авторы очень многих
произведений художественной литературы изображают
героев в динамике, чтобы показать, каким образом
происходит у каждого человека становление личности и
прохождение собственного пути.

Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети
Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы»,
«Прах и пепел». Перед взором читателя проходит
нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В
начале повествования это отзывчивый парень, отличник,
выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в
свой правоте, в своем завтрашнем дне, в партии, своих
друзьях, это открытый человек, готовый прийти на
помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства
справедливости он и страдает. Сашу отправляют в
ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа,
совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по
политической статье. На протяжении всей трилогии
читатель наблюдает за становлением личности Саши.
От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари,
которая самоотверженно ждет его, помогая его матери
преодолеть трагедию.

Известно, что Анатолий Рыбаков
задумал написать трилогию,
но после выхода третьего романа
ему приходило много писем с вопросом:
«Неужели Саша и Варя так и
не встретятся?».
Так и родился четвертый роман «Прах и пепел». Перед
нами – мрачный человек, не решающийся громко
высказывать свое мнение. Он осторожен и скрытен.
Именно так можно было выжить
в СССР 1930-1940-х годов.
Юношеская восторженность
героя оборачивается сдержанностью
и угрюмостью. Ссылка оказывается
учителем реальной, суровой жизни.

В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история
девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою
малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень
плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как
хозяева баловали и любили собственных дочерей,
которые были нарядно одеты, весь день играли и
озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела
играть, однако ее заставляли убираться в харчевне,
ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она
была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под
лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не
жаловаться, а молча выполнять приказы тетки
Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал
девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала,
чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться,
заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в
будущем именно этот горький опыт помог Козетте
стать скромной, с чистым сердцем и открытой душой.

Таким образом, наши рассуждения позволяют
сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт
учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт,
горьким либо благостным, он является собственным,
пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер
и воспитывая личность.