Белые ночи достоевский в сокращении. «Белые ночи

Белые ночи - ранняя, сентиментальная повесть Ф. М. Достоевского, созданная в 1848 году.

Она посвящена поэту А. Н. Плещееву – другу молодого писателя.

Сюжет

Всего в повести шесть глав, большая часть которой – описание «ночей». Итак, Мечтатель знакомится с девушкой Настенькой, когда в Петербурге была одна из белых ночей. Герой влюбляется в неё, и она, по-видимому, отвечает ему взаимностью, поскольку видит в нём прямо-таки родную душу.

Как брату, она рассказывает ему историю. Всё детство и раннюю юность она прожила со своей бабушкой, слепой старой женщиной, к которой она попала после того, как умерли её родители.

Бабушка была женщиной странной и ни за что не хотела отпускать девушку от себя; для этого она даже прикрепляла Настеньку за платье булавкой к своему платью. Естественно, что такая жизнь была для юной девушки унылой и безрадостной.

И так она прожила бы, может быть, всю жизнь, однако неожиданно к ним вселяется постоялец. Девушка влюбилась в него и захотела уехать с ним. Молодой человек был не против, однако он был очень беден и поэтому не смог принять её. Он пообещал вернуться через год и забрать Настеньку.

И вот прошёл год. Известно, что этот человек приехал в Петербург, живёт здесь, однако он не является за Настенькой и даже не отвечает на письма, которые она ему пишет. А раз так, то он, наверное, забыл её или полюбил другую.

Тогда Настенька решила окончательно открыться Мечтателю, поскольку заметила, как сильно он её любит. Но вдруг произошло нечто непредвиденное: объявился тот постоялец. Прежние чувства взыграли в девушке, она уходит от Мечтателя к своему долгожданному жениху.

Мечтатель, однако, прощает и понимает её и продолжает любить, несмотря ни на что. В то же время он снова одинок и чувствует себя покинутым. В конце концов, Настенька была самым ярким событием в его жизни и самым близким другом, а он для неё послужил всего лишь опорой в трудной ситуации.

Образ Мечтателя

Примечательно, что главный герой не назван по имени, словно его у него и нет. Сам Мечтатель понимает свою робость и в разговоре с Настенькой объясняет ей, что он как будто даже не человек, а некое «существо среднего рода». Понимая, что в реальном мире он практически никому не нужен, он замыкается от этой реальности в своих четырёх стенах и принимается мечтать, чтобы хоть как-то разогнать тоску.

Настенька видится ему той, которая может вернуть ему чувство реальности, он очень привязывается к ней; однако она тоже покидает его, когда встречает своего жениха. Видно, что это фигуры во многом противоположные:

Настенька в детстве была лишена настоящей жизни и теперь всем сердцем жаждет её; а Мечтатель – человек абсолютно свободный, однако сам запирает себя от окружающего мира.

Она – сильная девушка, способная ждать своего возлюбленного, сколько потребуется, а Мечтатель – человек слабый и безвольный.

Неопределённость героя – это сознательная задумка Достоевского. Однако первые критики повести, в частности, Дружинин, не поняли этого и относили эту неопределённость к недостаткам повести. Тем не менее, в целом повесть была принята благосклонно. Отмечалось почти полное отсутствие «болезненного натурализма», характерного для зрелого Достоевского. Повесть оценили и за лаконичность и точность языка, что для Достоевского тоже было нехарактерно.

«Белые ночи». Краткое содержание произведения

Первая ночь

Героя повести называют Мечтателем, а вот настоящего имени мы так и не узнаем. Он живет в городе на Неве уже около 8 лет, но все еще одинок. Мечтатель - это молодой образованный человек с очень романтическим состоянием души. Бродя по городу в одну из весенних ночей, он случайно встречает девушку, которая склонилась над водой и плачет. Замечая его, она быстро покидает свое место, а Мечтатель продолжает идти за ней. Краткое содержание «Белые ночи» позволит окунуться в загадочную атмосферу произведения.

Следуя за девушкой, Мечтатель начинается радоваться приближающемуся знакомству. Он спасает ее от пьяного мужика и назначает встречу. Она почему-то предупреждает, чтобы он не влюблялся в нее.

Вторая ночь

Наступает следующий день. Молодой человек ждет приближающегося свидания, и вот они уже гуляют по переулкам, а Мечтатель рассказывает ей о себе. Настенька, так зовут девушку, поражена его историей. Она считает, что жить в одиночестве нельзя и обещает, что не бросит его.

Позднее, уже из ее рассказа, он узнает, что вместе с ней живет слепая бабушка. Однажды в доме Настеньки и ее бабушки поселился молодой жилец. Он доставал им интересные романы Вольтера, Пушкина, приглашал девушку в театр. И она понимала, что влюблена, однако жилец начал избегать ее и уехал в Москву на год.

Оказывается, что прошел ровно год, и возлюбленный уже несколько дней в городе. Мечтатель предлагает отнести письмо по указанному адресу.

Третья ночь

Письмо передано адресату. Настенька пришла намного раньше назначенного срока на встречу, она ждала до последнего момента, но молодой человек так и не пришел. Девушка в растерянности. Она говорит Мечтателю: «Почему он не такой, как вы?» Он успокаивает молодую влюбленную девушку и обещает сходить к этому человеку повторно. Белые ночи (краткое содержание одноименной повести изложено выше) продолжают дарить счастье нашему герою.

Четвертая ночь

Настенька вновь ждет своего жильца, но его все нет. Потеряв всякую надежду, девушка начинает плакать. Тут Мечтатель признается ей в любви, а она дает согласие на замужество. Приходит время расставания и неожиданно появляется молодой человек. Наш герой наблюдает, как они оба, счастливые, уходят прочь…

Утром он получает письмо, в котором видит знакомый подчерк. Девушка просит у него прощения, но он не держит на нее зла и желает ей большого счастья.

Повесть «Белые ночи», краткое содержание которой помогает узнать особенности сюжета, была написана в романтическом стиле. Загадочный образ Санкт-Петербурга не мог не свести двух разочаровавшихся в жизни людей, но белые ночи заканчиваются, и люди разбегаются.

  1. Весь сюжет повести вращается вокруг двух главных персонажей. Один из них — это сам автор, который называет себя Мечтателем , он ведет повествование от первого лица. Это довольно необыкновенный человек, с трудом воспринимающий реальность, почти всегда живущий в придуманном им, фантастическом воображаемом мире.
  2. Вторая героиня Настенька , с которой сводит судьба автора, юная девушка, очень милая, не очень образованная, но добродушная и открытая.

Другие герои

  1. Повесть не богата персонажами. Кроме двух главных героев в повести фигурирует бывший постоялец в доме девушки, бабушка и две служанки .

Встреча героев

Живя в реальном мире, главный герой этот мир словно и не замечал. Все настоящее окружение создавало определенную атмосферу для его существования в каком-то своем придуманном мире. Не находясь в тесном контакте с кем бы то ни было в повседневной действительности, автор все же ощущает дискомфорт в тот момент, когда привычное фоновое окружение в виде людей, которых он привык видеть каждый день на улицах города, вдруг изменяется.

Наступают белые ночи, и почти весь Санкт-Петербург становится пустым и одиноким, провожая своих жителей в загородные дома. Но ему ехать некуда, да никто его нигде и не ждет. В одну из таких опустевших ночей герой и знакомится с юной Настенькой.

Милая девушка была очень расстроена и была в такой поздний час совершенно одна. Ему удается защитить ее от преследования случайного прохожего, получив тем самым шанс завязать с ней знакомство.

Эта встреча вырывает главного героя из его воображаемого мира, давая возможность увидеть и красоту реальности. Мечтатель рассказывает Настеньке о своей необычной жизни, делясь мыслями и чувствами. В этот момент он понимает, что он не жил еще такой настоящей реальной жизнью, как в эти минуты. Никогда он не был так счастлив.

Девушка спешит скорее узнать о жизни своего спасителя, о которой он красочно рассказывает. Но не богатыми событиями полна его жизнь, а внутренним, не похожим ни на чей миром. В ответ на историю мечтателя, Настенька делится рассказом о своей жизни.

Жизнь Настеньки

Юная девушка мало что успела повидать на своем веку. Родителей она потеряла рано, а жила она вдвоем со слепой бабушкой, в буквальном смысле привязанной к ней. Все, чем занималась девушка, происходило под ее пристальным неусыпным контролем. Комнату в их стареньком доме снимал некий постоялец.

Он иногда давал почитать девушке книги на французском языке, которым владела Настенька, а иногда брал с собой в театр. Этот ненавязчивый молодой человек и стал большой любовью юной красавицы. Она понимает, что уже безумно влюблена и делает шаг первой, но, не имея возможности предложить ей достойную жизнь, молодой мужчина уезжает уладить все свои финансовые дела в другой город сроком на один год.

По истечении года он обещает вернуться, чтобы быть с Настенькой уже навсегда. Оговоренный срок прошел, молодой человек вернулся в город, но встречи с девушкой в назначенное время так и не произошло.

Всеми силами мечтатель пытался помочь девушке. Он советует написать письмо, которое, по его мнению, помогло бы разъяснить непонятную ситуацию, готов был лично передать его и даже встретиться с его адресатом.

Письмо попытались передать через третьи руки, но отклика оно по каким-то причинам не нашло. Настенька мучилась и переживала, не понимая причины молчания покорителя ее сердца. Мечтатель испытывал не меньшие мучения.

Он осознал, что тоже любит и его любовь к девушке настолько сильна, что ее уже невозможно утаивать.

Признание мечтателя

Главный герой открывает свои чувства своей возлюбленной, прекрасно понимая, что отношения с Настенькой на этом могут закончиться. Но чем большее негодование вызывает у девушки предмет ее любви, тем благосклонней она начинает относиться к мечтателю. И вот уже молодые люди решают соединить свои жизни вместе.

Настенька, совершенно разочарованная в своем предыдущем избраннике, предлагает переехать главному герою к ним в дом, в комнату для постояльцев. Да и бабушка уже очень слаба, так и думает, как поскорее пристроить внучку в надежные руки. Вот тут Мечтатель и смог бы стать в глазах престарелой родственницы завидным женихом.

Возвращение

Вероятно, историю на этом можно было бы благополучно закончить, если бы вдруг не появился главный персонаж Настенькиных страданий. Успев привязаться к мечтателю братской любовью, девушка первые минуты мечется между новоиспеченным избранником и тем, кого успела почти возненавидеть за все свои мучения и переживания.

Но сердцу не прикажешь. Оно рвется к тому, кто год назад пообещал вернуться к ней и навек связать с ней свою жизнь. Настенька пишет письмо мечтателю с мольбой простить ее и с признанием в своей к нему братской любви. Но мечтатель и не может сердиться на ту, которую очень любит. Он боготворит ее и не может ничем обидеть и нарушить ее счастье.

Она подарила ему минуты бесконечного человеческого счастья, любви и блаженства, которые он готов хранить в своей памяти всю свою жизнь, несмотря на то, что их было так мало.

Тест по повести Белые ночи

a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db

Действие повести происходит в 1840-х годах в Петербурге. Главный герой – Мечтатель. Ему 26 лет, и он уже 8 лет живет в этом городе в доходном доме в самой дешевой грязной комнате, стены которой покрыты копотью, а по углам висит паутина. Мечтатель – мелкий чиновник и после работы он очень любит гулять по улицам города, любуясь его домами, среди которых у него уже есть «друзья». А вот среди людей хороших друзей у Мечтателя нет.

Однажды, возвращаясь домой после прогулки, он слышит женские рыдания и видит на берегу канала хрупкую фигурку девушки. Он решает узнать у нее, что произошло, но она пугается и убегает. Но встрече и знакомству все же суждено было состояться – к девушке пристает пьяный похожий и Мечтатель, набросившись на него с палкой, побуждает его к бегству. Он рассказывает девушке о том, что никогда до этого не общался с женщинами, и поэтому робеет. Но и девушке нужен кто-то, кто может выслушать ее и понять. Поэтому молодые люди договариваются о встрече на этом же месте на следующий день.


Следующий вечер Настенька и Мечтатель провели, рассказывая друг другу свои истории. Мечтатель долго говорил ей о том, о какой жизни он грезит – о жизни, полной приключений и волшебства, о той жизни, о которой он читал в книгах. Он рассказал ей, каким одиноким он чувствует себя, когда возвращается из своих грез в реальную жизнь. И Настенька, выслушав его, говорит о том, что теперь у него есть она, а значит, он уже не одинок.

Сама Настенька сирота, живет со старой бабушкой в небольшом доме. Бабушка слепа, и Настенька вынуждена проводить все время около нее. Год назад у них в доме комнату снимал молодой человек, который очень понравился Настеньке. Он тоже полюбил девушку и готов был на ней жениться, но у него не было денег. Поэтому он уехал ровно на год в Москву, и они договорились, что через год встретятся в 10 часов вечера на берегу канала. Год пошел 3 дня назад, но молодой человек так и не появился в условленном месте – поэтому Настенька так горько и рыдала, сидя на берегу. Мечтатель решает помочь девушке и берется передать письмо ее жениху, что и делает на следующий день. Вечером встреча Мечтателя и Настеньки не состоялась, так как шел сильный дождь. На следующий вечер, Мечтатель рассказывает Настеньке о том, что ему удалось передать ее письмо. Она взволнована и боится, что ее жених все равно не придет, и при этом начинает мечтать о будущей жизни. Мечтателю очень грустно слышать это, потому что он понимает, что и сам любит Настеньку. Вместе с тем он чувствует, что у него уже есть то, от чего он не может быть одиноким – ее дружба.


На следующий вечер жених так и не пришел, и Настенька делает вывод, что он ее бросил. Мечтатель хочет снова повидать того молодого человека, но Настенька возражает. И тогда он решается на признание, говоря, что любит ее. И в ответ слышит, что Настенька уже не любит своего жениха, так как он поступил с ней не благородно. Она может полюбить Мечтателя, если он даст ей немного времени, чтобы забыть старые чувства. Они еще долго мечтают о том, как будут жить вместе. И как раз в ту минуту, когда они прощаются, договорившись о следующей встрече, появляется жених Настеньки. Она радостно бросается к нему, и они уходят. На следующее утро Мечтатель получает письмо, в котором Настенька благодарит его за доброту, просит прощения и сообщает о том, что у нее скоро состоится свадьба. Он снова остается один, но в сердце у него уже не так пусто, как прежде.

«Белые ночи»: краткое содержание повести Достоевского

Герой «Белых ночей», от имени которого ведется повествование, — это молодой человек, мелкий чиновник, годового жалованья которого размером всего в тысячу двести рублей недостаточно для того, чтобы позволить себе жениться. Вот такой бедный служивый человек, у которого нет в Петербурге ни собственности, ни связей, является типичным для Достоевского интеллигентом. Достоевский и сам какое-то время вел жизнь мелкого служащего — когда работал чертежником в Санкт-Петербургской инженерной команде. За свою жизнь Федор Михайлович написал около тридцати художественных произведений, в трети из них главным героем выведен чиновник — наверное, оттого, что это был типаж, наиболее известный писателю.

«Бедные чиновники» Достоевского — это люди низкого статуса, их работа неинтересна и скучна. Никто из них не любит ее, они ждут окончания рабочего дня, словно школьники. Вместе с тем эти бедные чиновники — подобно самому Достоевскому и его друзьям — не лишены в душе поэтического чувства, они находятся во власти прекрасных и несбыточных снов, и им нужны понимающие друзья, которым они могли бы излить душу. Начиная с мелкого чиновника Макара Девушкина, героя первого произведения Достоевского «Бедные люди», который мечтает стать поэтом, эта парадигма не меняется. Герой «Белых ночей» тоже «мечтатель», он ненавидит службу — спит и видит, как бы сбежать с нее. После службы он бродит допоздна в полном одиночестве и без всякой видимой цели по летнему Петербургу, над которым стоят белые ночи, — он мечтает обрести друга, который бы выслушал его заветные мысли. Дома при этом оживают, от тех, с кем он в приятельских отношениях, герой слышит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят второй этаж»; «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку» и т. д. Вот такие «разговоры» ведет молодой человек в глубине своей души.

В этом типаже одинокого мечтателя, слоняющегося по городу, тогдашние читатели — молодые российские интеллигенты — узнавали самих себя, и он возбуждал их сочувствие.

И вот однажды вечером этот молодой человек, изголодавшийся по разговору с «другом», вдруг случайно знакомится на берегу канала с Настенькой — семнадцатилетней девушкой, чистой и прекрасной, которой тоже требуется «друг».

В том же месте и в тот же вечерний час они встречаются и на другой день, и на следующий. Молодой мечтатель, которому прежде не доводилось встретить человека, который бы выслушал его, с воодушевлением и без устали повествует о своих мечтах, мыслях и чувствах. Настенька же, будто бы растворяясь в этом монологе, позабыв обо всем на свете, сочувственно выслушивает его признания.

В конце концов и она сама начинает рассказывать о себе. Она живет вместе со своей слепой бабушкой. Какое-то время назад в их доме снимал комнату молодой жилец, который пообещал жениться на ней. Однако по каким-то делам ему пришлось уехать в Москву на год. Он пообещал сразу по возвращении связаться с ней. И вот год прошел, ей точно известно, что он в Петербурге, но он не появляется у нее в доме и даже не дает знать о себе.

Мечтатель, хоть он и страстно влюблен в Настеньку, словно старший брат своей младшей сестры, соглашается доставить письмо Настеньки ее возлюбленному. Однако ответа от него все равно нет. И тогда на четвертый вечер Настенька, вроде бы порывая с ним, предлагает Мечтателю поселиться в их доме в качестве нового жильца. Счастью Мечтателя нет границ. Но в эту самую минуту рядом с ними проходит, словно черная тень, этот самый молодой человек. И тогда Настенька немедленно бросается ему в объятья.
В самом конце повествования Мечтатель, находясь в своей комнате и пребывая в самом мрачном расположении духа, получает послание от Настеньки, в котором она называет Мечтателя своим другом и братом. Мечтатель же обещает молиться за ее счастье и вспоминает счастливые минуты, проведенные подле нее. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — восклицает он.

«Белые ночи»: анализ повести Достоевского

«Белые ночи» — это полное высокой лирики повествование, которое хочется назвать городским вариантом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это еще и прогулка по Петербургу, это еще и «признание в любви», свойственное молодому Достоевскому.

В «Белых ночах» нет привкуса быта; хоть это и любовная история, здесь отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба. Если посмотреть на грязные любовные эмоции, описанные в «Братьях Карамазовых», то задашься вопросом: а одному ли человеку принадлежит авторство этих двух произведений?

Любовь, представленная в «Белых ночах», — это та самая идеальная любовь, о которой мечтали молодой Достоевский и его современники — бедные образованные юноши. Ради любимой женщины ты готов быть мальчиком на побегушках, ты готов принести себя в жертву и издалека молиться о ее счастье — вот такая любовь, как будто списанная с романов для девушек, и представала в качестве идеала любви. Советский литературовед Комарович, отвечая на вопрос, почему Достоевский преклонялся перед таким слащавым идеалом, анализирует идейный фон того времени.

В 40-х годах XIX в. российская интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он оставался верен начиная с молодости и до конца жизни (см.: В. Л. Комарович. «Юность Достоевского»).

После сибирской ссылки Федор Михайлович написал «Униженных и оскорбленных». В этом произведении он вывел писателя, который, несомненно, является его автопортретом. И здесь тоже Достоевский предоставил писателю роль жертвователя, который прилагает все силы для того, чтобы сложились отношения между женщиной, которую он сам любит, и другим мужчиной, т.е. своим соперником. Оттого, что он приносит себя в жертву, писатель испытывает особую тайную сладость. Получается, что принесение себя в жертву является доказательством чистоты любовного чувства.

В Сибири Достоевский влюбился в Марию Исаеву, которая была замужем. Впоследствии они сочетались браком, но в течение какого-то времени их отношения развивались в рамках указанной любовной парадигмы. Федор Михайлович совершенно серьезно отказывался от нее в пользу молодого учителя Николая Вергунова, который ухаживал за ней.

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский несколько занудно пишет о психологических аспектах любви и подчеркивает, что никем не понуждаемая жертвенность есть высшее проявление любви, что нельзя допускать ни малейшего проявления эгоизма.

Поразительно, что, несмотря на ужасную десятилетнюю ссылку и два брака, Федор Михайлович все равно остался верен своему юношескому идеалу жертвенной любви. Причиной такого постоянства является, по всей вероятности, то, что душа Достоевского любила страдание, что и предполагает преклонение перед жертвенной любовью. Как явствует из «Слабого сердца», он преклонялся перед идеалом прекрасной любви-дружбы, но боялся ее осуществления, он страдал некоей «фобией» по отношению к реализации мечты. Когда Мечтатель стоит на пороге своего счастья, является черная тень, и Настенька покидает его. Что это, как не боязнь реализации? Достоевский хотел счастья, но он не хотел, чтобы оно сбылось.

Достоевский не был практическим человеком, который имеет определенную цель, и под влиянием опыта и обстоятельств переделывает себя наново. Нет, у него с самого начала есть некая мечта или идея, он видит мир только через призму своей мечты, и эта навязчивая идея влечет его.

Мечтатель из «Белых ночей» преклоняется перед прекрасной дружбой-любовью, и он обретает друга в лице Настеньки. Но это же самое преклонение заставляет его принести себя в жертву, и он остается один. Он — пленник своих представлений о дружбе и любви, и из этой западни он выбраться не может.