Диета николая баскова, или почему оперные певцы толстые. Почему оперные певцы толстые

Великий итальянский тенор Лучано Паваротти запомнился публике не только своим лучезарным голосом, но и «необъятной» талией. Не уступает ему по этому показателю Монсеррат Кабалье (она изрядно повеселила публику в роли Саломеи в одноименной опере Р. Штрауса, скромно скрывшись за кулисами на время Танца семи покрывал и уступив место худенькой балерине). Отнюдь не «пушинка» Любовь Казарновская, утратила с годами грацию юной Кармен несравненная Ирина Архипова… так почему же лишний вес становится сущим бичом оперных певцов?

В объяснениях недостатка нет. Говорят, что именно жировые отложения вокруг гортани придают голосу красивый тембр – но ведь не бывает так, чтобы на одной части тела они были, а на других – нет. Говорят, что пение – серьезная физическая нагрузка (и это правда), поэтому певцам постоянно хочется кушать. Полноту певцов связывают и с шириной грудной клетки, которая обеспечивает хорошее дыхание изначально или развивается в процессе...

Может, и можно было бы этому всему поверит, но… посмотрим на Анну Нетребко. Эта оперная дива, за право пригласить которую соперничают лучшие театры мира, а билеты на концерты стоимостью в несколько сотен долларов распродаются за считанные часы, хрупкостью фигуры, пожалуй, поспорит с балеринами. Очень стройной была в молодости Ольга Бородина, много лет не меняла размер костюмов Галина Вишневская, не был толстяком Сергей Лемешев, не страдает лишним весом Пласидо Доминго… примеры можно продолжать, но и так уже ясно, что мысль о «естественной» полноте оперных певцов можно отнести к разряду мифов. Но откуда взялся этот стереотип?

Пожалуй, один из его источников – непреходящее желание прикоснуться к тайне гениальности. В попытке разгадать секрет в ход идут любые факты из биографий великих – привычки, причуды, болезни, пороки, любые обстоятельства – только и слышится: Мусоргский алкоголик, ванн Гог психопат, Шопен туберкулезник, Паганини отец в детстве бил… ну, и «Лучано Паваротти толстый» – из той же «оперы».

Разговоры о полноте оперных певцов можно сопоставить с такими же разговорами о полноте священников. В действительности, лишний вес – это проблема современного общества в развитых странах в целом, певцы и священники – не исключение. Полные люди встречаются среди тех и других не чаще и не реже, чем среди прочих людей, но под пиджаком среднестатистического гражданина «животик» не так заметен, как под рясой священника на амвоне – или под обтягивающим костюмом Герцога Мантуанского или кимоно Чио-Чио-сан на сцене оперного театра.

К тому, же артисты всегда на виду: нам в принципе все равно, какая окружность талии у продавщицы в магазине или сколько весит медсестра, которая делает нам уколы – но когда на сцену выходит пышнобедрый пастушок Лель или романтичный юноша Ленский с брюшком и двойным подбородком – это в лучшем случае смешно. Конечно, персонажи в операх бывают разными – старому степенному царю Береднею или пьянице Варлааму, который горя не знает с тех пор, как «утек из монастыря», некоторая полнота, пожалуй, будет даже к лицу – но есть роли в которых она действительно нетерпима (так, немалую роль в провале премьеры «Травиаты» сыграла «могучая» комплекция певицы, исполнявшей роль сгорающей от чахотки Виолетты).

Таким образом, утверждать, что большинство оперных певцов имеет лишний вес, было бы опрометчиво. Люди с лишним весом среди оперных певцов попросту более заметны – и поистине нужно обладать талантом уровня Лучано Паваротти, чтобы публика могла это простить.

До недавнего времени оперная примадонна ассоциировалась у нас с большой звучащей бочкой, что было вечным поводом для иронии. Из этого правила всегда были исключения, но сейчас исключения стремительно превращаются в правило. Оперные певицы худеют на глазах, становятся редкостью. "Известия" расследует эту загадку природы.

Равнение на Каллас

Джоконда - 92 кг, Аида - 87 кг, Норма - 80 кг, Медея - 78 кг, Лючия - 75 кг, Альцеста - 65 кг, Елизавета - 64 кг. Этот перечень женских оперных тел относится к сезону 1953/54, который стал поворотным в легенде о Марии Каллас. С "Джоконды" Понкьелли до вердиевской Елизаветы она похудела на 28 кг, превратившись в абсолютно новое, бесплотное существо, самой заметной частью в котором были огромные, сильно подведенные глаза...

По сей день это похудение остается самым знаменитым в истории искусства, хотя без фирменной трагической мимики, пластики рук и прочего магнетизма, предельно обнажившегося после диеты, потерянным килограммам была бы грош цена. Тем не менее о них знают даже те, кто никогда не ходил в оперу, не слышал и не видел Каллас. Именно после них, как принято считать, выяснилось, что женщина с голосом совершенно не обязательно должна быть женщиной в теле.

Не секрет, что идеалом Каллас была Одри Хепберн. У них даже был общий визажист, Альберто де Росси, делавший им сходный макияж. В 50-е годы представление о женской красоте формировали киномир и набиравшая обороты высокая мода. А для того чтобы влезть в диоровский корсет, приходилось задумываться о цифрах, которые показывают весы.

Сбавили громкость

В наше время причин быть худой у оперных певиц прибавилось. Точнее - почти не осталось оправданий для лишних килограммов. Главным оправданием всегда была сила голоса.

Конечно, астеническая красотка явно не является вместилищем огромных легких, соответственно на галерке двухтысячного зала ее не будет слышно. Но если в этом традиционном утверждении и есть какая-то правда, то она разбивается о тот факт, что теперь "громко" нужно не всем. Помимо опер Верди, Пуччини и Вагнера в правила хорошего тона каждого уважающего себя западного театра входит исполнение старинной музыки. А там вовсе не обязательно перекрикивать четверной состав оркестра. Гораздо важнее быть на "ты" со стилем, виртуозной техникой и прочими тонкостями, а также чувствовать барочный драйв.

Именно на этих умениях построена слава Чечилии Бартолли, у которой совсем небольшой голос. Впрочем, по современным оперным меркам эта женщина нормального телосложения тоже считается чуть ли не толстушкой.

Режиссеры любят постройнее

Главные враги жировых отложений - режиссеры. Шаг за шагом они становятся все более важными и определяющими фигурами в современном оперном процессе, тесня в этом деле дирижеров и превращая певцов в строительный материал для своих концептуальных затей.

Тип примадонны, которая "сама знает, какой должна быть Тоска" и которая "в гробу видала эту вашу современную режиссуру", постепенно уходит в прошлое. Теперь вся режиссура становится более-менее современной, и представителям молодого поколения певцов уже не приходит в голову негодовать, когда надо петь вверх ногами или стоя под душем. Да и раздевание догола - уже далеко не самое рискованное, что предлагает сегодняшний оперный театр.

Понятно, что и режиссеры, и зрители, и сами певцы предпочтут, чтобы в такой постановке в глаза не бросались лишние килограммы.

Никто уже не скрывает, что внешние данные и артистизм являются для кастинга не менее важными моментами, чем умение правильно взять верхнее ми-бемоль. Даже Московская консерватория не берется учить петь девиц больше 48-го размера. Зачем время тратить? Все равно они потом в вечном проигрыше будут. Пусть уж сразу на какую-нибудь другую профессию переключаются.

Худеем правильно

Вообще-то, если вдуматься, в стремлении следить за собой и не сильно выпирать из ходовых размеров одежды в современном мире успеха, гламура и фитнеса нетрудно уличить не только оперных солистов. Бег по утрам и отказ от сытного ужина - требование времени, уравнявшего певцов со всеми остальными людьми. Но в отличие от остальных, певцы вынуждены следить за правильностью своей диеты. Потому что иначе можно лишиться главного орудия производства - голоса.

Для связок нужны углеводы - на этом, наверное, держатся все старые мифы о том, что примадонна должна непрерывно поедать пирожные. Непрерывно - не надо. Но какая-нибудь "кремлевская диета", которая как раз и заключается в отказе от углеводов, тут не подойдет. Если, конечно, солистка не собирается после нее петь исключительно в микрофон.

Примадонны нового типа

Удобнее всего в наше время быть правильного телосложения с самого рождения. Модельный ряд оперных див нового типа в последнее время все шире. Безусловной королевой красоты считается румынка Анжела Георгиу.

Еще есть француженка Натали Дессей, итальянка Стефания Бонфаделли, чешка Магдалена Кожена, латышка Элина Гаранча...

Непонятно, где они были раньше. Скорее всего раньше таким просто не приходило в голову петь в опере. Самый очевидный пример - наша Анна Нетребко, которая начинала с титула "Вице-мисс Кубань", потом два года работала уборщицей в Мариинке, пока Гергиев не услышал, как она поет. В ее феерической карьере нога об ногу шли гламур и отточенный вокальный профессионализм. Настоящий ее взлет начался с партии Донны Анны в зальцбургском "Дон Жуане", где Нетребко бегала босоногой девочкой в коротком платье, и продолжился записью видеоклипов на классические арии, которые раскупались как горячие пирожки. А кульминацией стал стадионного толка суперпроект с темпераментным мексиканским тенором Роландо Вилазоном, на пару с которым Нетребко демонстрирует всему миру, что в наше время опера - это красиво, молодо и сексуально.

Пять громких историй про оперный вес

1. Считается, что последней каплей для Марии Каллас стала рецензия, написанная в 1952 году на "Аиду" Верди в "Арена ди Верона", в которой ехидный критик писал, что ноги певицы можно спутать с ногами слонов. Каллас всю жизнь не могла забыть пролитых по этому поводу слез: именно тогда она приняла решение сбросить вес.

2. В 60-е годы Герберт фон Караян предложил Монтсеррат Кабалье , уже вполне знаменитой, спеть Донну Эльвиру в моцартовском "Дон Жуане" в Зальцбурге, но с условием похудения на 20 кг. Та порвала письмо и отправила его в таком виде обратно по почте. Этот инцидент стал началом долгой ссоры двух мировых легенд.

3. Несколько лет назад разразился знаменитый скандал между лондонским "Ковент-Гарденом" и американкой Деборой Войт . Певица должна была петь заглавную партию в опере Рихарда Штрауса "Ариадна на Наксосе". Но этого не случилось из-за того, что примадонна не влезла в приготовленное для спектакля платье.

Певица, долго и безуспешно боровшаяся с лишним весом, получила компенсацию за досрочное прекращение контракта и попыталась отделаться ироничными комментариями. Но вскорости все же решилась пойти на крайнюю меру - лечь под нож хирурга и сделать себе резекцию желудка, после чего наступило долгожданное похудение.

4. Существует легенда, что американская чернокожая дива Джесси Норман подала в суд на некое издание, описавшее следующую картину из ее жизни: певица не могла пролезть в дверь, ведущую на сцену, а на предложение оказавшихся поблизости сочувствующих "попробовать бочком" отвечала, что "у нее нет бочков".

5. На расспросы о стройности фигуры Анна Нетребко рассказывала про свою чудодейственную "диету с гамбургером". Один гамбургер в день без картошки фри - и больше ничего не есть. Но только дело должно происходить в Америке - там, по мнению звезды, гамбургеры самые качественные, с настоящим мясом.

Что говорят о еде в своих интервью сами оперные дивы

Анна Нетребко: "Главное - свежесть дыхания"

"У певицы должно быть хорошее дыхание. Когда ты больше, легче удерживать дыхание. Пение - огромная физическая нагрузка. Но я видела певцов худее и меньше меня. Поют - великолепно!

И еще: в оперной музыке есть эротика. И разгадать, увидеть ее не так уж трудно. Классическая музыка может быть очень эротичной".

"Что вы так смущаетесь? Думаете, мы бутылку не выпьем? И блины с икрой. В нормальном таком количестве.

Чтобы не плевок был, а чтоб наесться хватило... Так. А пирожки у вас есть? Нет? Как же так, пирожков нет..."

Любовь Казарновская: "Толстые певцы - просто обжоры"

"Разговоры о том, что вес помогает оперным певцам петь, - полная ерунда!.. После того как ты отпел концерт, появляется ощущение голода: диафрагма очень активно работает и давит на желудок. Чтобы это ощущение пустоты заполнить, певцы и начинают много есть. Причем обычно предпочитают пищу очень калорийную.

От этого они и прибавляют в весе. На самом деле качество пения не зависит от массы тела. Хороший вокал - это правильная техника и энергия, которая от тебя идет. Все остальное - оправдание своего обжорства.

В день концерта я вообще ничего не ем! Максимум, что могу себе позволить, - это один банан... Через сытое тело энергия не проходит, она идет на переваривание пищи. И если певец съел курочку или мясо, такого певца скучно слушать: чувствуется, что он курочку переваривает. А публике нужен певец, у которого горит глаз и который энергетически насыщает зал. Это мое твердое убеждение. Или вам напомнить пример Марии Каллас?"

Елена Образцова "Я сбросила 28 килограммов!"

"Актеры все были такие стройные, молодые. И я подумала - а как же я? Мне захотелось похудеть, и я сбросила 28 килограммов. Мне было жалко Диму Бозина - он такой хрупкий, а по роли ему приходилось таскать меня на руках, хотя я весила тогда 96 килограммов... Во мне столько жажды жизни, что хочется подольше оставаться в форме. Издеваюсь над собой - отказываю себе в роскошных пиршествах, делаю подтяжки, операции у моего любимого хирурга-пластика. Все это со страданиями, муками, которые никто не видит. В душе я еще очень молода - почему я должна идти на поводу у времени?"

Диета Николая Баскова, или Почему оперные певцы толстые

Проблема лишнего веса уже достаточно давно беспокоила молодого певца Николая Баскова. Еще в 2002 гаду бульварные газеты сообщили, что Николай решил кардинально подойти к ее решению и записался на операцию в одну из элитных швейцарских клиник, где ему должны были убрать "жировые отложения в области живота и бедер". Неизвестно, то ли швейцарские врачи-кудесники помогли, то ли российская оперная звезда справился с лишним весом иным способом, но за 3 года с той поры он заметно постройнел.

Однако, коллеги певца по цеху утверждают: в случае с Николаем мы скорее имеем место с нездоровой и опасной худобой, которая может отразиться на его карьере.

Как пишет "Московский Комсомолец", у Николая Баскова сейчас одна большая проблема. На своей оперной сессии в Мадриде с подругой сцены Монтсеррат Кабалье он исхудал на 8 кг. Диетил. Для рэпа в Кремле это, может, и подходит. Но мадам Кабалье в истерике. Она умоляет своего визави набрать растраченное, ибо под угрозой срыва большие концерты в Кельне.

Дело в том, как объясняют врачи, что диафрагма - главный инструмент оперного певца - очень чувствительна к давлению на нее мышц желудка. Чем больше желудок и прочнее мышцы, тем сильнее давление на диафрагму и, как следствие, зычнее голос у певца. Скукожившийся желудок Баскова создает проблему. Николай вынужден будет пожертвовать изящностью стана, сесть на активную белковую диету, чтобы ублажить оперных эстетов в Кельне бархатистостью своего голоса.

Ждем возвращения пышнотелого блондина.

12 октября 1935 года родился известный оперный певец Лучано Паваротти. Его называют одной из суперзвезд оперной сцены двадцатого столетия. Мы решили вспомнить и других известных лирических теноров из Италии

Энрико Карузо

Когда Энрико пришел учиться в музыкальную школу, то его преподаватель была уверена, что у мальчика нет ни слуха, ни голоса. Сейчас же принято говорить, что Карузо – это символ бельканто, который прославил на весь мир Неаполь . Его дебютом считается партия Энцо из оперы «Джоконда ». Энрико выступал с гастролями по всему миру, 17 лет проработал в театре «Метрополитен-опера». Во время выступлений в Америке к нему и пришла мировая слава и известность. Он был самым высокооплачиваемым оперным певцом своего времени. Когда Карузо участвовал в спектакле, то дирекция повышала цены на билеты по своему усмотрению. После смерти оперного певца в 1921 году на средства поклонников изготовили восковую свечу, которую на протяжении 500 лет должны зажигать раз в год перед ликом Мадонны в память о певце.

Беньямино Джильи

Итальянский оперный певец и киноактер, считается «наследником» Энрико Карузо. Будучи мальчиком, он обучался пению в кафедральном соборе, потом выступал в церковных мессах, позже в составе городского оркестра играл на саксофоне. В 1914 году состоялось его дебютное выступление – это была партия Энцо из оперы «Джоконда». Джильи приглашали работать во многие театры Италии. Как и Энрико Карузо, Джильи работал в «Метрополитен-опера». Он много снимался в кино. В основном это были о музыке: «Аве Мария», «Джузеппе Верди », «Страницы из опер».

Франко Корелли

Он дебютировал в 1951 году, через 2 года выступал на фестивале «Флорентийская весна», где исполнил партию Пьера Безухова в итальянской премьере "Войны и мира" Прокофьева . На его счету лучшие роли в операх «Пирате» Беллини , «Гугенотах» Мейербера. В 1967 году в «Метрополитен-опера» он исполнил заглавную партию в «Ромео и Джульетте» Гуно. Про Франко Корелли можно услышать, что «…этот голос возвышается над всем: голос грома, молнии, огня и крови…».

Андреа Бочелли

Андреа начал учиться играть на фортепиано в 6 лет, потом освоил флейту и саксофон. В 12 лет после несчастного случая, он полностью ослеп. Музыка поначалу была для него простым увлечением. Даже когда он учился на адвоката, он подрабатывал в ресторанах, исполняя песни Пиаф и Азнавура. Но однажды он набрался смелости и пришел на прослушивание к Франко Корелли, когда тот был проездом в Турине . Корелли взял молодого человека в ученики. На этом Андреа закончил с карьерой юриста. В 1994 году на музыкальном фестивале в Сан Ремо состоялся дебют Андреа – он исполнил песню «Il mare calmo della sera». В этом же году Лучано Паваротти пригласил Андреа участвовать в концерте Pavarotti International в Модене . Про Андреа Бочелли говорят, что это единственный певец, которому удалось слить воедино поп-музыку и оперу: «Он поет песни, как оперу, и оперу, как песенки».

Алессандро Сафина

Алессандро начинал строить свою карьеру как классический оперный певец: учился в консерватории, исполнял партии в операх «Севильский цирюльник», «Русалка», «Евгений Онегин », «Капулети и Монтеки». А потом стал выступать в новом жанре, который называет «оперный рок». Не зря же своими любимыми исполнителями он называет группы U2, Genesis, Depeche Mode и The Clash. Сейчас на счету Алессандро несколько альбомов. Сафина постоянно гастролирует. Почти каждый год ездит с сольными концертами по городам России . Кроме того певец снимается в кино. Он сыграл самого себя в бразильском сериале «Клон» и исполнил роль художника Марио Каварадосси в вольной экранизации оперы Джакомо Пуччини «Тоска».