Дизайн в декоративно-прикладном искусстве

декоративное прикладное творчество оригами

Под декоративно-прикладным искусством подразумевается специфическая форма художественного творчества в сфере создания предметов быта, которая основана на ручном художественном труде . Именно ручной художественный труд служит тем водоразделом, который помогает, с одной стороны, отделить дизайн от декоративно-прикладного творчества, а с другой - в самом искусстве выделить две сферы, которые характеризуют его современное состояние: его ремесленную и промышленную формы.

Создание произведений декоративно-прикладного творчества очень трудоемкий и многоэтапный процесс. Он отличается от труда живописца, скульптора, композитора, актера не только иным материалом художественного творчества, но ещё и иным объемом процесса реализации художественного замысла. В отличие от живописцев, музыкантов, актеров, пользующихся готовым материалом, художник-прикладник, прежде чем создать изделие должен подготовить материал, продумать технологию его обработки. Художнику декоративно-прикладного творчества требуется множество прикладных знаний и навыков, без которых задуманное не может быть реализовано. Мастер должен помнить, что между замыслом и исполнением лежит длительный и сложный технологический процесс.

Если представить себе весь творческий процесс в виде трех этапов: замысла, процесса реализации, результата творчества, то станет ясно, что именно на промежуточной стадии процесса реализации происходят все метаморфозы современного искусства. Все более совершенная техника начинает диктовать художнику свои условия. Эти требования, вклиниваясь в обычный творческий процесс, все дальше отодвигают самого художника от результата его труда, увеличивая разрыв между ними. Степенью отчуждения художника от продукта его труда и различается деятельность дизайнера и деятельность художника декоративно-прикладного творчества.

В своей практической деятельности дизайнер не имеет возможности по причине сложности тех предметов, которые он должен проектировать, осуществлять весь процесс самостоятельно. Он всего лишь одно из многих лиц, работающих над усовершенствованием предмета. Процесс реализации общего замысла дизайнера уточняется, рассчитывается целым рядом лиц. Тем самым происходит как бы «обезличивание» предмета деятельности дизайнера. Что же касается прикладника, то здесь процесс творчества и его реализация имеют более непосредственную связь. В декоративно-прикладном творчестве художник участвует на всех трех этапах создания предмета. Это участие может выступать как в плане непосредственного участия, так и в плане рекомендаций для производства, на котором осваивается предложенным им образец изделия. Кроме того, целью творчества художника - прикладника является создание произведения определенного вида искусства, целью же дизайнера - обновление форм предмета в соответствии с современными эстетическими нормами, усовершенствование его конструктивных и функциональных свойств. В этом состоит основное различие декоративно-прикладного творчества и дизайна. Но, кроме различий, между ними существует и особая преемственность.

Долгие годы до появления дизайна декоративно-прикладное творчество создавало базу, подготавливало его приход. Формирование способа творчества в дизайне идет пока за счет накопленных декоративно-прикладным творчеством знаний, приемов художественного творчества. Таким образом, между ними как бы осуществляется своеобразный взаимообмен: от дизайна и декоративно-прикладное творчество приходит все более совершенная техника и технология; в свою очередь, декоративно-прикладное творчество открывает для дизайна большие художественные возможности.

Графический дизайнер специализируется на оформлении окружающей среды средствами графики. Он работает с вывесками, рекламными щитами, плакатами, указателями, знаками и схемами, которые мы видим в большом количестве вокруг, а также заботится об удобочитаемости необходимой нам информации, такой как интернет-сайты, журналы, газеты, листовки, обложки книг и дисков, меню в ресторане, каталоги товаров, визитки, а также упаковка продуктов, промтоваров и графическое оформление витрин.

Дизайнер интерьера - это специалист по созданию новых проектов гармоничной среды для улучшения условий жизни человека.

Дизайнер одежды - специалист лёгкой промышленности, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.

Дизайн шрифта - самая незаметная и в то же время самая ответственная работа в области графического дизайна и визуальных коммуникаций. Создавать знаки, кодирующие и передающие информацию - это мастерство высокого класса.


Дизайнер-визуализатор работает в сфере архитектуры и интерьерного дизайна. Но также достаточно часто эта специальность встречается и в области графического дизайна, особенно в студиях дизайна упаковки. Дизайнер-визуализатор разрабатывает проект и, помимо прочей документации и чертежей, предоставляет заказчику его визуализацию, выполненную с помощью трехмерных программ.

Искусство красивого письма, которым владеет каллиграф, по-прежнему находит своих ценителей.


Ландшафтный дизайнер — специалист по художественной организации садов, парков, приусадебных участков.

Макетчик - мастер по созданию макетов существующих или планирующихся строений, конструкций.

Ремесло мастера кукол - это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.


Мастер машинной вышивки - специалист по работе на вышивальной машине.

Плетение из лозы - старинная профессия, переживающая новый расцвет.


Ручная вышивка - вид прикладного искусства, в котором изображение выполняются вручную иглой или крючком.

Мозаичист - художник или мастер декоративно-прикладного искусства, работающий в технике мозаики.

Переплётчик художественного переплёта - мастер переплётного дела, создаёт переплёты и обложки для книг.

От англ. VIP - Very Important Person (Очень важная персона). Такой специалист следит за одеждой и обувью нанявшей его на работу VIP-персоны, а также осуществляет уход за гардеробной комнатой и ведет домашнее хозяйство, связанное с гардеробом.

Стеклодув - это мастер, создающий изделия из разогретой стеклянной массы с помощью выдувания и других приёмов.

Работа технического дизайнера во многом похожа на работу специалиста по допечатной подготовке. Отличие лишь в том, что специалист по допечатной подготовке работает чаще непосредственно в типографии, а рабочее место технического дизайнера почти всегда находится только в рекламном агентстве или дизайн студии.

Фитодизайнер (Дизайнер – флорист)

Фитодизайнер - специалист по озеленению и украшению интерьеров с помощью растительных композиций.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Вязание крючком

Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé , от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам ) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должнобыть уникальным - то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» - ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.- это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков - страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV-XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках - Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера - Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Мезенская роспись - палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

Жостовская роспись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Финифть - (др.-рус. финиптъ, химипетъ, из ср.-греч. χυμευτόν, то же от χυμεύω - «смешиваю») - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.

Лиможская эмаль - (фр. émail de Limoges), прежде известная как Лиможская работа (фр. Œuvre de Limoges, лат. Opus lemovicense) - специальная техника обработки изделий из эмали, называемая выемчатой эмалью, которая появилась в середине XII века во французском городе Лиможе , исторической провинции Лимузен . Получив глубочайшее признание в государствах западной Европы, эмальеры прекратили использовать эту технику в середине XIV века.

Впоследствии, начиная с конца XV века, во Франции появилась новая технология изготовления предметов эмали - художественная эмаль, или еще известная как раскрашенная эмаль. Очень быстро художественная эмаль, подобно выемчатой эмали, в своё время, стала монопольно производиться в лимузенских мастерских.

В настоящее время при производстве изделий эмали одни мастера используют классическую технику, а другие - обновлённую современными достижениями технологию.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ПО КЕРАМИКЕ

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

Дымковская игрушка - вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Филимоновская игрушка - древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА

Резьба по камню (Глиптика) (от греч. glypho - вырезаю, выдалбливаю) - искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях , геммах. Одно из наиболее древних искусств.

Резьба по дереву - вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом), а также искусства в целом.

Резьба по кости - вид декоративно-прикладного искусства. В России распространен главным образом в Северных регионах: Архангельская область (холмогорская резная кость), Ямало-Ненецкий автономный округ (ямальская резная кость), город Тобольск(тобольская резная кость), Якутия и Чукотка (чукотская резная кость)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ - 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий. Приёмы:

ТИСНЕНИЕ - Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы. Другой способ - тиснение с наполнением - вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем обжимают по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Термотиснение - выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

ПЕРФОРАЦИЯ - или высечка - один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т. д.).

ПЛЕТЕНИЕ - один из способов обработки, заключающийся в соединении при помощи специальной техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто применяют элементы макрамэ, выполненные из «цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией плетение применяется для оплётки края изделий (используется для отделки одежды, обуви, сумок).

ПИРОГРАФИЯ - приём новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (первое упоминание в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

ГРАВИРОВКА - применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже - юфть). Делается это так - на лицевую поверхность размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии - толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

АППЛИКАЦИЯ - в кожевенном деле - наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлёст».

ИНТАРСИЯ - по сути, то же, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске - тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА

Металлопластика - техника создания рельефных изображений на металле. Один из видов декоративно-прикладного искусства. Отличается от чеканки тем, что производится исключительно на тонких листах металла толщиной до 0,5 мм путем выдавливания контура рисунка специальными инструментами (а не ударом, как в чеканке), благодаря которым образуются плавные деформации металла. Более толстый лист не поддается подобной обработке, а лист тоньше 0,2 мм может порваться. Металлопластика использовалась с древних времен для украшения мебели, изготовления различных элементов декора или в качестве самостоятельного произведения искусства.

Благодаря простоте и доступности приемов она была включена в учебную программу советской школы в 20-е годы. Однако затем эта техника была забыта, и лишь в последнее время интерес к ней опять повысился.

Христианская оловянная миниатюра - современный вид христианского декоративно-прикладного искусства по созданию миниатюрной скульптуры малых форм. Ремесло появилось в конце XX века в России на фоне возрождения жизни Русской Православной Церкви после коммунистических гонений. Представляет собой отдельное направление от военно-исторической оловянной миниатюры, в котором используют сочетание христианской круглой скульптуры, иконографии и старинной технологии оловянного литья металлопластики.

Миниатюры могут изображать фигурки святых угодников божиих или сценки из библейской истории. Фигурки не являются предметами культового религиозного поклонения. Миниатюры являются живой традицией византийского художественного промысла резьбы круглой скульптуры из слоновой кости, утраченного в 12 веке. Разница только в техническом исполнении.

Этот вид христианского творчества воспринимается в церкви неоднозначно, поскольку в православии традиционна икона. Неприятие скульптуры в православии связано с тем, что в церкви имели место запреты на скульптуру. Но авторитетнейший теоретик церковного искусства Л. А. Успенский замечает: «Православная Церковь не только никогда не запрещала скульптурных изображений, но… такого запрета вообще быть не может, так как он не мог бы быть ничем обоснован». С первых веков Церковь скульптуру не отвергала. Об этом свидетельствуют хотя бы дошедшие до нашего времени довольно многочисленные статуи «Доброго Пастыря».

Художественная ковка - изготовление методом обработки металлов, который имеет общее название ковка, любых кованых изделий, любого предназначения, имеющих в обязательном порядке свойства художественного произведения.

Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни

Художественное литье из чугуна

Чеканка - технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.

Является одним из вариантов художественной обработки металла.

Техника чеканки применяется при создании посуды, декоративных панно, различных ювелирных украшений.

Рельеф на листовом металле создают с помощью специально изготовленных инструментов - чеканов и выколоточных молотков, которые изготовляют как из металла так и древесины.

Для чеканных работ применяют такие металлы как латунь, медь, алюминий и сталь толщиной от 0,2 до 1 мм, в некоторых случаях золото и серебро.

Рельеф или рисунок можно чеканить, положив лист металла на торец березового или липового кряжа, на войлок, толстую резину, брезентовый мешок с речным песком, слой пластилина или смолы. В некоторых случаях более удобна свинцовая плита.

1

В статье рассматривается два вида творчества: декоративно-прикладное искусство, базирующееся на традициях, и дизайн, основанный на проектной деятельности. Дается краткая характеристика декоративно-прикладного искусства, дизайнерского подхода в творческой деятельности. Приведены примеры из истории развития дизайна в конце XIX начале XX века. Акцентировано внимание на известных теоретиках и практиках в области прикладного искусства и дизайна, таких как У. Моррис и Дж. Рескин. Рассмотрена взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и дизайнерского деятельности. Рассмотрены характерные особенности декоративно-прикладного искусства: коллективных характер, преемственность поколений, сохранение традиций. Показаны сходства и различия прикладного искусства и дизайна. Раскрыты особенности и содержание подготовки бакалавров дизайна по профилю «Графический дизайн» на примере Амурского гуманитарно-педагогического университета. Раскрыта роль аудиторных и внеаудиторных занятий, в том числе и участие бакалавров дизайна в выставочной деятельности. Приведены некоторые темы выпускных квалификационных работ. Представлены различные формы организации занятий по декоративно-прикладному искусству на базе факультета технологии, экономики, дизайна для формирования профессионала – дизайнера.

декоративно-прикладное искусство

дизайн-образование

характерные особенности декоративно-прикладного искусства

1. Асланова Е.С. Региональный компонент в дизайн-образовании. // Инновации в социокультурном пространстве: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 24 апреля 2014 года. Часть II. – Благовещенск: Изд-во Амурский гос. ун-т, 2014. – C. 86-92.

2. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна: Российский дизайн / Н.В. Воронов. – М.: «Союз дизайнеров России», 2001. – 392 с.

3. Дегтяренко В.М., Бавыкин В.С., Шумейко А.А. Роль и значение технического творчества в технологической подготовке бакалавров технологического образования. // Известия Сочинского государственного университета. – 2013. – № 1-1. – С. 91-97.

4. Мазина Ю.И. Национальные традиции декоративно-прикладного искусства в современном дизайне: диссертация... кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Мазина Ю.И. – Барнаул, 2012. – 211 с.

5. Марченко М.Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству. // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 201-203.

6. Шумейко А.А. Механизмы обновления высшего профессионально-педагогического образования / А.А. Шумейко // Амурский научный вестник. Вып. 2: сборник научных трудов. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2009. – С. 6-12.

Духовные богатства народа - это исторические и художественные ценности, которые постоянно пополняются новыми произведениями искусства современных мастеров и выступают единым целостным процессом развития русской культуры. Особое место в нем занимает декоративно-прикладное искусство, область художественно-творческой деятельности человека, в которой создаются самобытные утилитарные предметы, неповторимые по форме и декору. Культурное наследие каждого народа, содержит идеи и опыт, обогащающие жизнь многих поколений. В истории художественной культуры декоративно-прикладное искусство занимает особое место. Оно свидетельствует о высокой культуре, традициях и мировосприятии различных народов .

Современное декоративно-прикладное искусство народов России и Дальнего Востока переживает период активных творческих поисков. Процесс развития декоративно-прикладного искусства побуждает к созданию оптимальных условий для творчества через непосредственное изучение традиций народов, постижение основ мастерства, воспитание вкусовых ориентиров, проектирование авторских изделий и коллекций.

Развитие рыночных отношений требует большого количества профессионалов, способных качественно организовывать предметную среду и проектировать отечественную продукцию, конкурентную за счет совершенствования ее эстетических качеств.

В настоящее время дизайн-образование является одним из приоритетных направлений высшего профессионального образования. Профессия дизайнера является престижной и востребованной в обществе. Данная ситуация способствует акцентированию внимания на вопросах профессиональной подготовки дизайнеров в отдельно взятом регионе, к ее структуре, содержанию и организации образовательного процесса.

Современные прогностические исследования в области философии дизайна и художественного творчества (Воронов Н.В., Каган М.С., Кожуховская С.М., В.Ф. Сидоренко, А.Г. Устинов, Х.Г. Тхагапсоев и др.), показывают, что новое образование должно сконцентрировать свое внимание наряду с профессиональной подготовкой на развитии личности, его творческих способностей.

На развитие дизайнерского подхода в творческой деятельности указывал известный историк и теоретик искусства и дизайна Н.В. Воронов: «Воспиталось бы поколение не только дизайнерски мыслящих личностей, но, понимая проблему более широко, - поколение личностей, интеллектуалов, способных поднять на новую ступень не одну лишь промышленность или государственную машину, но и всю культуру нации. Тогда путь прогресса во всех областях стал бы неостановим и непрерываем, а застой и регресс невозможным» .

Появление новых визуальных средств отображения действительности меняет характер дизайнерской деятельности. Наряду с традиционными ее видами (реклама, графический дизайн и др.) активно развиваются Web-дизайн, коммуникативный дизайн, дизайн-проектирование интерактивных обучающих систем и др. Современные компьютерные технологии дополнили и обогатили изобразительные возможности художественно-проектной деятельности. Традиционные виды дизайнерской деятельности включают информативные и коммуникативные функции. По мнению ученых, к внешним факторам, влияющим на развитие творческих способностей, относятся требования деятельности, в которой они реализуются .

Виды творчества, в том числе и прикладного творчества, тесно взаимосвязаны с дизайнерской деятельностью. В истории дизайна можно найти много ярких примеров, свидетельствующих о влиянии ручного труда мастера на развитие промышленного дизайна. Так, английский философ и теоретик искусства Джон Рескин (1819-1900) придавал искусству вещи роль морального фактора общества. Он выступал против машинного производства, указывая на его разрушительную силу. Таким образом, Д. Рескин и его последователи обращали внимание общественности к прикладному искусству вещи в быту. Английский художник в области прикладного искусства, писатель, общественный деятель - Уильям Моррис - основатель движения «Искусств и ремесел», также внес значительный вклад в развитии дизайна XIX века. Его идеи вхождения эстетического в производство, связи материала и изготовления вещи, соответствия формы, украшения и отделки предмета с его назначением являются актуальными в современном дизайнерском творчестве. Таким образом, взаимосвязь декоративно-прикладного искусства и дизайна очевидна и заключается в формировании мира вещей, целостной материальной культуры общества. Различия заключаются в том, что декоративно-прикладное искусство - это народное искусство, имеющее характерные особенности: коллективный характер, преемственность поколений и сохранение традиций, а дизайн - деятельность, в первую очередь, проектная, направленная на создание новых и оригинальных вещей, то есть на будущее.

С 2008 года Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет осуществляет подготовку бакалавров дизайна, а с 2011 года - бакалавров дизайна по профилю «Графический дизайн». Необходимо отметить, что подготовка студентов в рамках направления «Дизайн» базируется на накопленном опыте факультета технологии, экономики, дизайна в области технического и прикладного творчества .

Область профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» включает творческую деятельность по формированию эстетически выразительной предметно-пространственной среды, интегрирующую художественную, инженерно-конструкторскую, научно-педагогическую деятельность, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики, повышению уровня культуры и жизни населения. Основными видами деятельности бакалавра дизайна по профилю «Графический дизайн» кроме художественной, проектной, информационно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской выступает и педагогическая деятельность. Возможность осуществлять педагогические функции в системе образовательных организаций различного типа связана с содержанием психолого-педагогической подготовки бакалавров дизайна.

По мнению Шумейко А.А., главной задачей, поставленной перед профессорско-преподавательским коллективом университета, является создание стройной системы подготовки и переподготовки кадров, направленной на повышение их профессионального и личностного роста .

Декоративно-прикладное искусство тесно соприкасается с вопросами формирования художественного вкуса, ценностей, общими представлениями о законах создания предметно-пространственной среды, хранит и транслирует традиционные технологии народных художественных промыслов в современное социокультурное пространство. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы народов России и Дальнего Востока занимают особое место в профессиональной подготовке бакалавров дизайна. Учебный план направления «Дизайн», разработанный в соответствии с ФГОС и ООП ВО, включает дисциплины, которые входят в вариативную часть стандарта: «Учебная практика», «Практикум», «Основы декоративно-прикладного искусства», «Дизайн-проектирование», «Выполнение проектов в материале» и др. Перечень вышеуказанных дисциплин не случаен, так как будущие бакалавры дизайна должны быть готовы к творческой деятельности в условиях постоянно развивающейся и качественно меняющейся предметно-пространственной среды, направленной на создание и совершенствование высокоэстетичной, конкурентоспособной отечественной продукции, способствующей развитию экономики региона, повышению уровня культуры и жизни населения. В результате освоения дисциплин у бакалавров дизайна формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Рабочие программы дисциплин разработаны таким образом, что дают возможность каждому студенту изучать предлагаемые курсы не только на лекционных и лабораторно-практических занятиях в учебных аудиториях, но и самостоятельно прорабатывать темы вне учебных занятий. Данный вид самостоятельной работы активизирует деятельность студентов в направлении подбора и систематизации материала через сеть Интернет, электронную и научные библиотеки, находящиеся на базе университета и музеев города.

Обязательная составляющая обучения бакалавров дизайна - организация занятий под руководством членов Союзов художников России. Эти занятия направлены на развитие творческого потенциала, раскрытия познавательных способностей студентов. Приобретение профессиональных навыков в области дизайнерского образования требует научно-исследовательской подготовки, углубления, расширения и систематизации полученных знаний, навыков, умений, совершенствования приобретенных компетенций.

Приобщение к традиционному декоративно-прикладному искусству России и Дальнего Востока осуществляется посредством экскурсий в музеи, выставочные залы, галереи города, посещение мастер-классов мастеров и художников, непосредственное участие в конкурсной, выставочной и научной деятельности. Концентрация в музеях уникальных экспонатов, представленных коллекциями народного и современного Приамурского искусства, позволяет широко и полно использовать возможности этих учреждений в образовательном процессе вуза. Виртуальные экскурсии позволяют прикоснуться к традиционному искусству Приамурья, народов исторически проживающих на территории Хабаровского края и относятся к кочевым и полуоседлым народам. Совместное бытование коренных народов Амура с русскими, украинскими, белорусскими, корейскими переселенцами на территории Дальнего Востока позволяет проследить традиции, потребности, причины, условия формирования и развития культуры Дальнего Востока как части многонациональной российской и мировой культуры .

Расширение и обогащение опыта студентов осуществляется на лекционных и практических занятиях, на которых рассматриваются вопросы теории, истории и практики искусства России и Дальнего Востока, темы, связанные с творчеством, культурными традициями и обрядами народов, технологическими особенностями художественной обработки разных материалов: кожи рыб, текстиля, природного материала, проектирования и изготовления образцов и изделий в национальном стиле.

При проведении занятий применяются активные формы и методы работы: интегрированные практические занятия, мастер-классы, защиты дизайн-проектов, учебные экскурсии, семинарские занятия, деловые игры и другие. Практико-ориентированное обучение позволяет студентам преобразовать творческие знания в убеждения, сформировать активную позицию личности в учебно-воспитательном процессе, выстроить социальные отношения в профессиональной деятельности дизайнера.

Освоение народного декоративно-прикладного искусства направлено на углубление теоретических знаний с последующим формированием практических умений. Традиционное искусство Приамурья открывает большие возможности для широкого вовлечения студентов в художественную деятельность и современное дизайнерское творчество. Орнамент народов России и Приамурья выступает одним из ведущих компонентов декоративного искусства народов Амура со своей семантикой и символикой. В его структуре, композиции, стиле заложены ценностные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонизации окружающего мира, в которой условным графическим и изобразительным языком выражены мечты о гармонии природы и человека.

Изучение технологии художественной обработки текстильных материалов осуществляется на практических занятиях на примере традиционных образцов и авторских изделий. Традиционная одежда выступает одним из древнейших элементов и неотъемлемой частью культуры любого этноса. Традиционная одежда народов России и Приамурья является при визуальном контакте критерием отнесения ее носителя к конкретной исторической общности. Студентам предлагаются лучшие образцы изделий с традиционной вышивкой, выполненной однотамбурным, двутамбурным, гладьевым, петельным и другими видами швов, которые наглядно демонстрируют соблюдение эстетических канонов и творческие подходы мастеров. Познание прикладного искусства способствует закреплению на собственной практике приемов художественного проектирования дизайнерских изделий, коллекций и ансамблей, ярко сочетающих в себе традиционное и современное дизайнерское декоративно-прикладное творчество.

Ассортимент изделий, изготавливаемый студентами, является разнообразным и представлен такими видами изделий: сувениры (магниты, юбилейные медали), образцы одежды и вышивки, аксессуары (декоративные кошельками, сумочки, пояса, воротники, украшения), декоративные панно и др.

С 2013 года на базе вузе организуется и проводится Международная художественная виртуальная студенческая выставка «Азия: содружество культур», одним из важных направлений которой выступает декоративно-прикладное искусство. Тематика конкурсных работ студентов факультета технологии, экономики, дизайна очень разнообразна и постоянно пополняется: «Символика русского орнамента», «Русский сувенир», «Русский мир», «Традиционные куклы», «Женское счастье», «Семейное счастье» и другие.

Активное участие студентов в выставочной деятельности и конкурсах различного уровня, проводимых в городах Москва, Санкт-Петербург, Благовещенск и других, позволяет постоянно совершенствоваться в самостоятельной дизайнерской деятельности.

Составной частью итоговой аттестации выпускника, завершающей подготовку бакалавра, демонстрирующей его готовность решать теоретические и практические задачи является выпускная квалификационная работа. Следует перечислить некоторые темы бакалаврских работ по декоративно-прикладному искусству: «Горячая эмаль как элемент оформления интерьера зала Ученого Совета ФГБОУ ВПО «АмГПГУ», «Разработка проекта интерьера банкетного зала с внедрением изделий в технике горячей эмали», «Коллекция аксессуаров с национальными мотивами», «Декоративный витраж в интерьере университета», «Садово-парковая скульптура, как элемент оформления городской среды» и другие. Выбор тем выпускных работ обусловлен актуальностью, востребованность и внедрением дизайн-проектов в окружающую среду. Исследовательская работа базируется на соблюдении технологии и выполняется по разработанным авторским эскизам с применением современных компьютерных программ Adobe Photoshop, Аdobe illustrator, Corel Draw, с учетом анализа современных тенденций в развитии прикладного искусства, дизайна и их связи с предметно-пространственной средой.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что декоративно-прикладное искусство и дизайн имеет как черты сходства, так и различия, и активное вовлечение бакалавров дизайна в различные виды и формы традиционной творческой деятельности, позволит сформировать дизайнера-профессионала, способного транслировать самобытную культуру народа в окружающую предметно-пространственную среду.

Библиографическая ссылка

Асланова Е.С., Шумейко А.А. ТРАДИЦИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ДИЗАЙНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23863 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Декоративно - прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.

Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам - траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» - рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.

Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.

К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством - панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., - которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.

На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ - это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.

Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции - золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.

Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.

Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала - свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.

Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.

Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.

Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики - глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.

Кружево . Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках - коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.

Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.

Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).